Матерью Его будет земнородная Дева, но Он будет носить Божественное имя Еммануил (Ис.7:14) вместе с другими именами, приличествующими единому Богу: Чуд­ный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис.9:5—6). Его ро­диною будет Вифлеем, но вместе с тем исходы Его из начала, от дней веч­ных (Мих.5:1—4), то есть Его бытие безначально; вечно. Он — Сын Человеческий, но в то же время, Он как Бог, шествует на облаках небесных, окру­женный тьмами служебных ангелов, и Ему дана власть, и сила, и царство, и все народы и племена и поколения служат Ему; владычество Его — вла­дычество вечное, которое не прейдет, и Царство Его не исчезнет (Дан.7:13—14)… Не вдаваясь более в подробности, заметим, что, по изображению пророков, Мессия совместит в Своем лице все теократические достоин­ства, будет и царем, и первосвященником, и пророком. Все высокие чер­ты нравственного служения органов и представителей ветхозаветной те­ократии в Нем одном сливаются и принимают характер не только идеаль­ный, но и вышеестественный, возвышаются до выше человеческих свойств. Так, обетование о Мессии, данное в самом начале человеческого рода, постоянно и постепенно уяснялось, раскрывалось и восполнялось с течением времени. В конце концов в Писаниях пророческих мы имеем полное предочертание евангельской истории и даже истории Церкви в существеннейших ее моментах, потому что пророки говорят не только о таких будущих событиях, которые совершатся при конце ветхозаветного времени и в начале новозаветного, но и о таких, которые будут совершать­ся в продолжение всего новозаветного времени или даже только в конце его. В сознании пророческом эпохи как бы сливались; в слитном виде пред­ставляли они будущность, подобно тому, как у нас сливаются предметы, даже далеко отстоящие друг от друга, когда мы смотрим вдаль…    Если многострадальный иудейский народ не пал под бременем бед­ствий, тяготевших на нем целые века, то этим он обязан благовестникам Сиона — пророкам: он жил надеждою на будущего Восстановителя и Совершителя теократии; вдали времени ему сиял светлый образ Мессии и Его Царства, начертанный пророками.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Седьмая труба прозвучала. Но не сразу сказываются для обитателей земли результаты воздействия ее. Сначала изображается пред нами отражение звука ее на небе. Там знают, что это – конец. И там радуются тому, что вот наконец-то давно желанное, давно жданное время настало. Царство мира стает царством Всевышнего, тем царством Христовым, о котором некогда возвестил Деве Марии архангел Гавриил, что Он воцарится в дому Иаковли во веки, и Царствию Его не будет конца ( Лк.1:33 ). И потому благодарностью начинается, одно благодарение и содержит новая песнь старцев, благодарение именно за то, что Он воцарился и принял силу Свою великую. В ведении своего, просвещенного Богом, духа, они ведь знают, что – уже совершилось: там, где все определяется и все решается, в Той Воле, Которая сказала – так это и есть, там уже дано; осталось только служебное осуществление того, что положено этой Божественною Волею. А с другой стороны, реальной же причиной «начала конца» послужили сами нечестивцы, ибо в нечестии и противлении своем они дошли до последнего предела: рассвирепели язычники, а потому настало время погубить этих губителей земли, а с этим вместе дать возмездие понесшим все от них пророкам и всем святым, всем, в ком не угас страх Божий, а равно и судить мертвых. Со времени падения человека, как мы видели, начался этот процесс борьбы между добром и злом, процесс жизненного опознания человечеством добра и зла. Брошенная Евангелием закваска его произвела в смешении (тесте) человеческом брожение свое. В атмосфере свободы деятельно выявили себя оба эти противоположные начала, и обособились, и противостали, и законченно созрели. И вот теперь настал суд, и с ним заслуженное воздаяние всем. 19. И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение, и великий град, Это новое таинственное видение светлым и отрадным образом завершает все то предначертание будущего, ставшего с седьмой трубою столь близким. Оно говорило о грядущем полном и совершеннейшем союзе Бога с человечеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

В числе других к И. К. приходит еще не известный народу Иисус Христос, чтобы принять вместе с другими крещение; И. К. всенародно свидетельствует о Его мессианском сане (Ин. 1:29; ср. Мф. 3:13–17; Мк. 1:9–11). Перед лицом Христа роль И. К., как он сам говорит об этом, чисто служебна: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30). Традиция не приписывает И. К. чудес (10:41). Он стоит на рубеже Ветхого и Нового Заветов, чем, согласно христианскому пониманию, определяется его величие и ограниченность этого величия. «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в царстве небесном больше его» (Мф. 11:11). Сама его вера в мессианство Иисуса не свободна от неуверенности; уже в разгар проповеди Иисуса он задает Ему через своих учеников вопрос: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф. 11:2–3). Далеко не все ученики И. К. идут за Христом, и между их последователями имеют место трения (Мф. 9:14). В качестве ревнителя праведности И. К. выступает с обличением Ирода Антипы, тетрарха (правителя) Галилеи, который отнял у своего брата жену Иродиаду и при жизни прежнего мужа женился на ней, грубо нарушив этим иудейские обычаи; Ирод Антипа заключает И. К. в темницу, однако не решается казнить, страшась его популярности (Мф. 14:3–5; Мк. 6:17–20). Однажды на пиру по случаю дня рождения тетрарха его падчерица Саломея (не называемая в Евангелиях по имени) настолько угождает отчиму своей пляской, что тот обещает исполнить любую ее просьбу; по наущению Иродиады Саломея просит голову И. К. Палач направляется в темницу, чтобы совершить казнь и по условию подает Саломее на блюде голову И. К., а та относит ее для глумления Иродиаде; тело И. К. погребают его ученики (Мф. 14:612; Мк. 6:21–29). Западноевропейское средневековье знало пространную историю останков И. К., которая нашла отражение в иконографии (картина Гертгена тот Синт–Янса). Распорядок церковного культа использовал евангельские свидетельства о шестимесячном, т. е. полугодичном, интервале между рождеством И.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

(Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.) Народ ждал Захарию, – ожидал, чтобы священнодействовавший Захария, по выходе из святилища после каждения, как обыкновенно делалось, преподал благословение народу, и тот мог бы выдти из храма. Народ дивился, почему так замедлил Захария во святилище, – так как каждение (и совершавшееся вместе с тем, поправление светильников на семисвещнике) обыкновенно продолжалось не долго – не более получаса (Мих.). Лк.1:22 . Изшéд же не можáше глагóлати к ним: и разумеша, яко видение виде в цéркви: и тóй бе помавáя им, и пребывáше нем. Лк.1:23 . И бысть яко испóлнишася дние слýжбы егó, иде в дóм свóй. (Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.) Яко исполнишася дние (когда окончились дни) службы, т. е. не ранее, как по окончании очередной недели. Из этого видно, насколько ревностен к службе и благочестив был Захария. Немота же не препятствовала ему продолжать свое служение до окончания очереди, потому что такое служение, как совершение каждения, не требовало речи. Зач. 3. Благовестие Арханг. Гавриила Пресв. Деве Марии о рождении от Нея Спасителя. Читается в день Благовещения, на литургии. Лк.1:24 . По сих же днéх зачáт Елисавéт женá егó, и таяшеся месяц пять, глагóлющи: Лк.1:25 . яко тáко мне сотвори Госпóдь во дни, в няже призре отъяти поношéние моé в человецех. (После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.) По сих днех (после сих дней), – т.е. по окончании очередной служебной недели, когда Захария возвратился из храма в дом (23 ст.), который, полагают, находился или в Хевроне или в небольшом Левитском городе, недалеко от него, Иутте (39 ст.). Таяшеся (таилась) месяц пять – вероятно, не желая оглашать прежде времени тайну, на которую положена была печать молчания Самим Богом в лишении языка мужа (Богосл.). Так сотворил мне Господь и пр. В этих словах праведная Елисавета высказывает, что теперь, с зачатием ею дитяти, Господь явил Себя милостивым к ней, и что она уже не будет терпеть поношение за неплодие; так как неплодие у евреев считалось знаком немилости Божией, наказанием за грехи (ст. 6), и люди бездетные подвергались поношению, т. е. худому мнению и оскорблению со стороны других ( 1Цар.1:6 .).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Диакон, испросив благословение на вход, говорит: «Премудрость. Стойте благоговейно». Народ: «Свете Тихий, Святой славы Бессмертнаго Отца Небесного, Святого Блаженного, Иисусе, Христе. Мы, доживши до заката солнца и видя вечерний свет, воспеваем, Отца, Сына и Святого Духа – Бога. Достоин Ты, чтоб воспевали Тебя во все времена благоговейными гласами. Сыне Божий, подающий жизнь, за то и прославляет Тебя мир». Диакон: «Будем внимательны». Священник: «Мир всем». Диакон: «Премудрость». Чтец произносит прокимен и положенную паремию; второй прокимен и затем диакон возглашает: «Повелите». Священник, взяв кадило и подсвечник со свечею оборачивается к народу и, делая свечею знамение креста, возглашает: «Премудрость. Стойте благоговейно. Свет Христов просвещает всех». Чтец читает остальные паремии. Священник по окончании их говорит: »Мир тебе». Диакон: «Премудрость». Народ: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя». «Господи, к Тебе взываю: поспеши ко мне; внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе». «Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих». «Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым, для извинения дел греховных» (пс. 140:1–4). Если положено чтение «Апостола» и «Евангелия», то они читаются так же, как в Литургии св. Иоанна Златоустог о. Сугубая ектения Молитва Священник: «Господи Боже наш, приими усердное моление сие от рабов Твоих и помилуй нас по множеству милости Твоей, и ниспошли щедроты Твои на нас и на весь народ Твой, ожидающий от Тебя богатой милости. Ибо Ты Милостивый и Человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и всегда и во веки веков». Народ: «Аминь». Заупокойная Ектения и молитва Ектения об оглашенных Молитва Священник: «Боже, Боже наш, Творец и Создатель всего, желающий всем спастись и прийти к познанию истины, призри на рабов Твоих, оглашенных, и избавь их от древнего заблуждения и козни противника; и призови их в жизнь вечную, просветив души и тела их, и сопричислив их к словесному Твоему стаду, на котором нарицается святое имя Твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Ибо Ты – воскресение, жизнь и покой усопших рабов Твоих (имена), Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков». Народ: " Аминь». Ектения об оглашенных (наставляемых) Диакон: «Верные об оглашенных помолимся, чтобы Господь помиловал их». Народ: «Господи, помилуй», (после каждого прошения). Диакон: «Наставил их словом истины». «Открыл им Евангелие правды». «Присоединил их ко святой Своей Соборной и Апостольской церкви». «Спаси, помилуй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатию». Народ: «Господи, помилуй». Молитва об оглашенных Священник: «Господи Боже наш, Живущий на высоте и призирающий на все дела Твои, пославший для спасения рода человеческого Единородного Твоего Сына и Бога, Господа нашего Иисуса Христа, призри на рабов твоих оглашенных, во всем мире находящихся, и удостой их в благоприятное время бани возрождения, оставления грехов и одежды нетления, присоедини их к святой Твоей Соборной и Апостольской Церкви и сопричисли их к избранному Твоему стаду. Чтобы и они с нами славили Всечтимое и Великолепное Имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков». Народ: " Аминь». Первая малая ектения верных Диакон: «Все верные, еще и снова в мире Господу помолимся». Народ: «Господи, помилуй». Диакон: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». Народ: «Господи, помилуй». Диакон: «Премудрость». Первая молитва верных Священник: «Благодарим Тебя, Господи, Боже сил, сподобившего нас предстать и ныне пред святым Твоим Жертвенником и припасть к щедротам Твоим за грехи наши и за грехи неведения народа; прими, Боже, молитву нашу; соделай нас достойными приносить Тебе молитвы и моления и безкровные жертвы за весь народ Твой. И нас, поставленных Тобою на эту службу, соделай способными силою Духа Твоего Святого неосужденно и непреткновенно, с чистым свидетельством совести нашей призывать Тебя во всякое время и на всяком месте, чтобы, внимая нам, Ты был милостив к нам, по множеству благости Твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Обращаясь к иконе Спасителя, оба покланяются и целуя, говорят: «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий Христе Боже, прося прощения грехов наших; ибо Ты благоволил добровольно взойти плотию на крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. За то мы с благодарностью взываем Тебе: Спаситель наш, Ты, пришедший спасти мир, все исполнил радостью». Затем целуют образ Богоматери, читая тропарь: «О, Богородица, неиссякающий источник любви и милосердия. Удостой нас милости Твоей; снизойди к грешникам; прояви, как и всегда, силу Твою, на Тебя одну надеясь, взываем к Тебе: Радуйся, как некогда воззвал Гавриил, Начальник бесплотных сил». Наклоняют головы: Священник: «Господи, пошли с высоты небес, где святое жилище Твое, всемогущую руку Твою и укрепи меня (нас) для предстоящего служения Тебе, чтобы без осуждения мог я предстать пред страшным престолом Твоим и принести Тебе безкровную жертву. Ибо Твоя есть сила и слава во веки веков. Аминь». Оборачиваются к народу, просят прощения, кланяясь им, и входят в алтарь со словами: «По множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем. Господи, путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой. Ибо нет в устах их истины; сердце их – пагуба, гортань их – открытый гроб, языком своим льстят. Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их отвергни их, ибо они возмутились против Тебя. И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое, ибо Ты благословляешь праведника, Господи, благоволением, как щитом, венчаешь его» ( Пс.5:8–13 ). По входе в алтарь делают три поклона пред св. Престолом, целуют его и лежащее на нем св. Евангелие и Крест. Облачение священнослужителей Оба священнослужителя берут каждый свои одежды, делают три поклона на восток и читают молитву: «Боже, очисти меня грешного и помилуй меня» (трижды). Сделав поклоны, диакон подходит к священнику, держа в правой руке стихарь, орарь и поручи и наклонив голову, говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

И воздав поклонение Престолу и поцеловав его, а также св. Евангелие и Крест, облачаются в священнические одежды, делая знамение креста, целуя их, произносят над каждою: «Господи Иисусе Христе Боже наш, молитвами святых отцев наших, помилуй нас». Диакон, выйдя на амвон и поклонившись трижды, говорит: «Благослови, владыка». Священник: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков». Народ: «Аминь». «Приидите поклонимся»..... И предначинательный 103 пс. Диакон произносит великую ектению. Все здесь упоминаемые ектении смотри в Литургии св. Иоанна Златоустог о. Молитва I -го Антифона Священник: «Господи Щедрый и Милостивый, долготерпеливый и многомилостивый, услышь молитву нашу и внемли голосу моления нашего; сотвори с нами знамение ко благу, приведи нас на путь Твой, чтобы ходить в истине Твоей; возвесели сердца наши, чтобы бояться Святого Имени Твоего; Ибо Ты велик и творишь чудеса; Ты – Единый Бог и нет подобного Тебе между богами, Господи, сильный в милости и благий в крепости, чтобы помогать и утешать и спасать всех, надеющихся на Святое Имя Твое». Ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков». Народ: «Аминь». Чтец читает первую статью из 18 кафизмы (пс. 114–123.). Малая ектения Молитва второго Антифона Священник: «Господи, не в ярости Твоей обличай нас и не во гневе Твоем наказывай нас, но сотвори с нами по милости Твоей, Врач и Целитель душ наших, руководя нас к пристанищу воли Твоей; Просвети очи сердец наших к познанию Твоей истины, и даруй нам остальное время настоящего дня и все время жизни нашей мирное и безгрешное, по молитвам Святой Богородицы и всех святых Твоих». «Ибо Твоя Держава и Твое Царство, и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков». Народ: »Аминь». Чтец: читает вторую статью кафизмы (пс. 124–128.). Малая ектения Молитва третьего Антифона Священник: «Господи Боже наш, помяни нас грешных и недостойных рабов Твоих, когда мы призываем святое и поклоняемое Имя Твое, и не посрами нас в ожидании милости Твоей, но даруй нам, Боже, все просимое ко спасению, и сподоби нас любить и бояться Тебя от всего сердца нашего, и исполнять во всем волю Твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Народ: «Господи помилуй». Диакон: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». Народ: «Господи помилуй». Диакон: «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Вечнодеву Марию, со всеми святыми призывая, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим». Народ: «Тебе Господи». Молитва третьего антифона Священник: «Даровавший нам сии общие и согласные молитвы, обещавший двоим или троим, согласившимся во Имя Твое, исполнять прошения, Сам и ныне исполни прошение рабов Твоих на пользу, подавая нам в настоящем веке познание Твоей Истины и в будущем даруя жизнь вечную. Ибо Ты благий и человеколюбивый Бог и Тебе Славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда и во веки веков». Народ: " Аминь». «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, Когда приидешь во Царствие Твое». Блаженны нищие духом; ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие; ибо они утешатся. Блаженны кроткие; ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды; ибо они насытятся. Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы; ибо они сынами Божиими нарекутся. Блаженны изгнанные за правду; ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь; ибо велика ваша награда на небесах. ( Матф.5:9–12 ). Малый вход Во время пения «блаженств» оба священнослужителя делают пред св. Престолом три поклона. Священник берет св. Евангелие, отдает диакону и идут позади Престола с правой стороны к северным дверям, предшествуемые светильником. Священник идет позади диакона и становится на амвоне; диакон ближе к Царским вратам; оба наклоняют головы. Диакон: «Господу помолимся». Народ: «Господи, помилуй». Молитва входа Священник: «Владыка Господи, Боже наш, поставивший на небесах чины и воинства ангелов и архангелов на служение Твоей Славе; соделай, чтобы со входом нашим был вход святых ангелов с нами служащих и славословящих Твою Благость.. Ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. «Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Мы испрашивали в общей молитве Божия благословения на деятельность нашего нового Общества попечения о детях, просящих милостыни; остается тщательно вникнуть в сущность обязанностей, которые мы на себя принимаем, и воодушевиться ревностью к их исполнению. Где же нам искать руководственных наставлений и воодушевления? Для воспитания детей, извлекаемых из нищеты, и устройства судьбы их мало одного человеческого благоразумия и опытности; здесь нужно содействие Божественного руководства и промышления. Для того, чтобы ревность наша в этом многотрудном деле не ослабевала, мало нашего естественного человеколюбия; надо, чтобы нам были открыты небесные, благодатные источники для умягчения и оживотворения наших сухих человеческих сердец. Итак, нужно искать и наставлений и воодушевления у единого нашего Учителя и Источника любви – Христа Спасителя. Есть в Евангелии изречение нашего Господа, относящееся к нашему настоящему положению – краткое, но столь обильное содержанием, что наставлений и побуждений к исполнению нашего долга, как мы можем извлекать из него, достаточно будет не только для нашего Общества, но и для всего христианского мира. «Смотрите», говорил Он, указывая на детей, «не презирайте ни одного из малых сих; ибо сказываю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Матф. 18, 10 ). Это слово Господне указывает нам на необозримое количество высоких, непременных и неизменных членов и покровителей нашего Общества в светлом сонме Ангелов Божьих. Чтобы мы не сомневались, что к нашему земному делу обращено сочувствие небожителей, Господь приводит и основание для нашего убеждения: «Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» ( Матф. 18, 5 ). Обещая принимать все, что делается для бедных детей так, как бы это делаемо было для Него Самого, Господь дает нам понять, что на подобные дела всегда будет обращено Его особенное благоволение и промышление. Могут ли поэтому не обращаться туда же и заботливые взоры «служебных духов, посылаемых, по учению Апостола, на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр. 1,14 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010