Таким образом, в пастыре влечет к Себе спасаемых Христос [xii] , и с этой точки зрения благодать пастырства есть богатство неправедное [xiii] , «Лк. 16:9 ( И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители), ибо дается пастырям туне, без всяких подвигов и стараний с их стороны, а потому она не их достояние, но Божие, чужое (Лк. 16:12 . И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?); стяжанная же многими подвигами и стараниями благодать Божия есть истинное, т.е. наше достояние». В идеале, конечно, и та и другая суть необходимые принадлежности пастырского служения [xiv] , но здесь все же, очевидным образом, возникает вопрос о соотношении благодати «служебной» и личной, т. е. «стяжанной», вопрос, при разрешении которого, о. Понтий опять-таки исходит прежде всего из «опытной» евангельской экзегезы. (Необходимо, впрочем, еще раз подчеркнуть, что о. Понтий свои записи делал прежде всего для себя, не рассчитывая на публикацию – драгоценность их как раз и состоит в том, что они дают возможность наблюдать за непосредственным ходом мысли подвижника). Пастырь в Церкви. Иногда суждения о. Понтия по этому вопросу звучат весьма резко, напр.: «Мф. 16:21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть - Старейшины есть почитаемые в (официальной) церкви лица, первосвященники есть предстоятели церквей, книжники есть ученые силы церкви» [xv] . Прежде всего, требует комментариев термин официальная, на первый взгляд способный подразумевать под собой противопоставление Церкви «исторической» и «внутренней», – как это было распространено, напр., в среде русских мистиков позапрошлого века, – или церковного священноначалия – некоему харизматическому движению. Однако все собрание записок о. Понтия свидетельствует, что предъявлять ему в этом упрек было бы не корректно. Он, безусловно, твердо стоит на позиции признания Православной Церкви единственной хранящей евангельскую истину Церковью [xvi] и никогда не отделяет себя от нее [xvii] , не противопоставляет себя ей и не подвергает сомнению благодатность ее иерархии [xviii] .

http://bogoslov.ru/article/4604758

Зная их помышления, а может быть, и услышав непосредственно обращенный к Нему укор в нарушении субботы, Иисус признал своевременным объяснить им всенародно, почему Он так поступает. Отец Мой доныне делает, и Я делаю ( Ин. 5, 17 ), – сказал Иисус. В этих словах содержится вся сущность ответа; дальнейшие слова только развивают, поясняют эту мысль. Объяснение Иисуса о равенстве своем с Отцом «Если вы не смеете, – говорит Христос, – обвинять Бога, Моего Отца, в нарушении субботы, зная, что Он действует непрерывно, то не можете обвинять в том же и Меня, потому что Я делаю то, что делает Мой Отец». Всенародно назвав Бога Своим Отцом и Себя Сыном Божиим, равным Ему, Иисус дал Своим врагам новый повод обвинять Его и искать случая убить Его. Зная их помышления, зная их упорство в заблуждениях, Иисус все-таки хотел убедить их в истинности Своих слов, хотел спасти их. Не желание оправдаться перед ними, а безграничная любовь к людям и даже к врагам Своим, врагам, за которых Он перед смертью Своей молился: Отче! прости им, ибо не знают, что делают ( Лк. 23, 34 ), – вызвала дальнейшие объяснения. Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя ( Ин. 5, 19 ). Слова эти, еще в первые века христианства, подали Арию, Евномию и другим еретикам повод утверждать, что Сын не обладает властью, равной власти Отца, и что потому Он не единосущен, а подобосущен Отцу. Но мнение это опровергается другими изречениями Иисуса и самими действиями Его, не оставляющими ни малейшего сомнения в том, что Он имеет не служебную власть подчиненного Лица, а равную, тождественную власти Отца. Например: исцеляя расслабленного, Иисус сказал: Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи... тебе говорю: встань... ( Лк. 5, 24 ); воскрешая мертвого сына вдовы Наинской, Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! ( Лк. 7, 14 ); укрощая бурю на море, Он сказал ветру и морю: умолкни, перестань ( Мк. 4, 39 ). Словом, в каждом совершенном Иисусом чуде и во всех словах Его проявлялась божественная власть самостоятельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Что же представляет из себя неизреченное богатство Христово? – Это тайна Христова. А что есть она? – Богочеловек. А Он? – Церковь . Богочеловек низводит Собой всецелого Бога, со всеми Его бесчисленными и бескрайними совершенствами, с Царством небесным, с небом, с раем. И все, что Он воплотил в Своем Богочеловеческом теле – Церкви, Он оставил навек и в нашем земном мире: Церковью чудный Господь соединил в Себе все небесное и земное и таким образом осуществил вечный Божественный план целостного творения. Вот почему Церковь – неизреченное богатство Христово, неизреченное, ибо неисследимое. В Ней вся тайна Божия о всех существах и тварях всех миров. До появления Богочеловека на земле она была сокрыта в Боге. От Него Церковь обрела свое бытие и основание, Он через Церковь явил Себя роду человеческому и показал, что Церковь не имеет другого предназначения, кроме служения этой тайне. А в Церкви этой тайне прежде всех и больше всех служат святые Апостолы. Им дана великая благодать благовествовать эту тайну и открывать всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге. Еф. 3:10 . дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия. Однако пришло время и для того, чему удивляются и сами святые Ангелы, созерцая Церковь земную. Что же это? – А вот что: только Церковью открывается и соделывается им известной эта вечная тайна Божия, сокрывавшаяся от начала творения, эта многоразличная премудрость Божия. Церковь земная своим неизреченным богатством Христовым обогатила и святых Ангелов небесных: обогатила их жизнь, обогатила их знание о Боге, о мире, о цели Божией в мире. Да, и Ангелы Божии на небе живут Богочеловеческим телом Христовым, бытие которого на земле, – живут Церковью. Ибо и они – члены Церкви Христовой; они стали ими тогда, когда Богочеловек подвигом Своим на земле основал Церковь и в ней соединил все небесное и земное. А значит, и Ангелов? – Да, и их. И все они с беспредельным смирением и пламенной ревностью служат пресвятой тайне Церкви, ибо они суть служебные духи – λειτουργικ πνεμτα, и служат спасающимся в Церкви (ср. Евр. 1:14 ). Вот истина неба и земли: в Церкви переплетается жизнь Ангелов и людей: всем им необходимо одно и то же Евангелие, одна и та же жизнь, одна и та же Истина, одна и та же Правда, одна и та же Любовь, Один и Тот же Бог и Господь Иисус Христос , со безначальным Своим Отцом и животворящим Духом – Троица Пресвятая, единосущная и нераздельная. Церковь – это школа, в которой и Ангелы обучаются многим Божиим истинам (ср. 1Пет. 1:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

... За все слава Премилосердному Богу, изливающему нам во всяком случае неизреченные блага! Ибо Источник благости не может источать из Себя никаких других волн, кроме благостных, не понимая коих человек часто ропщет на Всеблагого. «Бог наш не есть Бог мертвых, но Бог живых, вси бо Тому живи суть. Аще живем, аще умираем, Господни есмы». Тому слава и держава во веки веков. Аминь. (Из писем Оптинского старца иеросхимонаха Макария) 53. Вознесение Господне В четыредесятый день по Воскресении Своем, Иисус Христос собрал учеников Своих в Иерусалим и в последний раз дал им следующие наставления: «Вы идите по всему миру и проповедайте Евангелие (без различия) всем людям. Кто уверует и примет Крещение, тот будет спасен; а кто не уверует, тот подвергнется вечному осуждению. Вы же не отлучайтесь из Иерусалима, пока не облечетесь силой свыше. Вот (вскоре) Я пошлю на вас обещанное от Отца Моего, о чем вы слышали от Меня. Потому что Иоанн крестил водой, а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым». Ученики стали спрашивать Его: «Господи! Не в это ли самое время Ты восстановишь и царство Израилю?» Он отвечал: «Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец предоставил Своей власти. Но вы получите силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете свидетелями обо Мне в Иерусалиме и по всей Иудее, и в Самарии, и даже до пределов земли». После этого Иисус Христос вывел их вон из Иерусалима на гору Масличную напротив Вифании и, поднявши руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и в их глазах подниматься от земли, и облако взяло Его из виду их. Таким образом Господь вознесся на небо и воссел одесную Бога. Ученики все еще смотрели вслед вознесшегося Господа, как предстали пред них два мужа в белой одежде и сказали: «Галилеяне! что вы стоите и смотрите на небо? Иисус, Который вознесся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Тогда они воздали Ему, Как Господу Богу, служебное поклонение и возвратились в Иерусалим с великой радостью. И пребывали всегда в храме, славословя и благословляя Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Лк.15:19 .  и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Лк.15:20 .  Встал и пошел к отцу своему. Ибо нам должно не только желать того, что угодно Богу, но и самым делом исполнять. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Лк.15:21 .  Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. Ты видел теперь теплое покаяние, посмотри же и на милосердие отца, Он не дожидается, пока сын дойдет до него, но сам спешит навстречу и обнимает его. Ибо, будучи по природе Отцом, Бог есть Отец и по благости. Он весь всего обнимает сына, чтобы со всех сторон соединить его с Собой, как сказано: «и слава Господня будет сопровождать тебя» ( Ис. 58, 8 ). Прежде, когда сын сам удалялся, время было и отцу удалиться от объятия. А когда сын приблизился чрез молитву и обращение, тогда благовременно стало и обнять его. Отец «пал... на шею» сыну, показывая, что она, непокорная прежде, стала ныне покорной, и «целовал его», обозначая примирение и освящая уста прежде осквернившегося, как бы некое преддверие, и чрез них ниспосылая освящение и вовнутрь. Лк.15:22 .  А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, Под «рабами» можешь разуметь Ангелов, так как они суть служебные духи, посылаемые на служение для достойных спасения ( Евр. 1, 14 ), Ибо они обращающегося от злобы одевают в «лучшую одежду», то есть или в прежнюю, которую мы носили прежде греха, одежду нетления, или в одежду лучшую всех прочих, какова одежда крещения. Ибо она первая надевается на меня, и чрез нее я снимаю с себя одежду неприличия, Под «рабами» можешь разуметь Ангелов и потому, что они служат при всем том, что совершается ради нас, и что мы освящаемся при посредстве их. Под «рабами» можешь разуметь и священников, так как они обращающегося одевают чрез крещение и учительское слово и надевают на него первую одежду, то есть Самого Христа. Ибо все мы, крестившиеся во Христа, облеклись во Христа ( Гал. 3, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

В. Откуда взяты слова Символа: «Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым»? О. Так писал ап. Павел против еретиков, признававших других творцов мира, кроме Бога: «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое, 17 при чём, здесь видимым назван окружающий нас физический мир (на земле и на видимом небе), а невидимым – мир духовный, т. е. АНГЕЛЫ или бесплотные духи, одарённые умом, волею и могуществом. В. В чём состоит служение ангелов? О. Они непрестанно славословят Бога, являются «вестниками» воли Его 18 и вообще помогают людям в деле спасения. Апостол писал: «не все ли они суть служебные духи, на служение посылаемые для тех, кому должно наследовать спасение» ( Евр. 1, 14 ). И когда грешник обращается на путь спасения, то по слову Евангелия «радость бывает у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк. 15, 7 ). В. О каком ангеле особенно должен помнить христианин? О. О своём АНГЕЛЕ-ХРАНИТЕЛЕ, который даётся от Бога каждому, чтобы охранять нас от зла и от бед и помогать совершать добро. Сам Господь сказал: «смотрите, не презирайте ни одного из малых сих: ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного ( Мф. 18, 10 ) В. Как явились духи злые? О. Ангелы все были сотворены добрыми, но свободными. Старейший из них возгордился и захотел быть равным Богу, и третья часть ангелов отпала с ним, за что и были все они свергнуты с неба. Падшие ангелы называются бесами, и старейший из них – Диаволом (т. е. клеветником и обольстителем) и сатаною (противником, ибо всегда он противится Богу и вечной правде Его. 19 В. Как передаёт книга Бытия о творении мира видимого? О. Созданная Богом земля в начале была невидима и неустроенна. Затем Бог в 6 дней образовал (сформировал) этот видимый мир так: в 1-й день Он сотворил свет; во 2-й – твердь или видимое небо; в 3-й – отделил сушу от воды и повелел земле произрастить растения; в 4-й – солнце, луну и звёзды; в 5-й – рыб и птиц; в 6-й – четвероногих, живущих на земле; и, наконец, – человека. В 7-й день Господь почил от дел Своих, уже не создавая нового, почему и день этот назван субботой, что значит покой.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Пс.108:24 .   Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука. «Колена Моя изнемогоста от поста, и плоть Моя изменися елея ради»; потому что жил Я не в неге и довольстве, но проводил жизнь недопускавшую никаких излишеств, строгую и суровую. И свидетели сему сподобившиеся быть священными Его учениками, и те ячменные хлебы, которые носили они, и те исторгаемые ими класы, которые взалкав стирали руками. Сказанное же: «плоть Моя изменися елея ради», Симмах перевел так: и плоть Моя изменилась от неумащения. Пс.108:25 .   Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами [своими]. «И Аз бых поношение им, видеша Мя, покиваша главами своими». И сие пришло в исполнение. Видя Его на кресте, «покивающе главами», говорили: «уа разоряяй церковь , и треми денми созидаяй, сниди со креста»; другие же говорили: «ины спасе, Себе ли не может спасти» ( Мк. 15:29, 31 )? Пс.108:26 .   Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей. Пс.108:27 .   Да познают, что это – Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это. «Помози Ми Господи Боже Мой, и спаси Мя по милости Твоей»: «И да разумеют, яко рука Твоя сия, и Ты Господи сотворил еси ю». Пусть дознают, говорит, что предали Меня распятию не против Моей воли; но сие было делом Твоего домостроительства; потому что угодно было Тебе страданием Моим даровать людям избавление от страданий. «Рукою» же называет Божию действенность. Пс.108:28 .   Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется. «Прокленут тии, и Ты благословиши», Иудеи и до сего дня продолжают хулить Спасителя, но при их хулениях проповедь с каждым днем делается славнее. «Востающии на Мя да постыдятся, Раб же Твой возвеселится». И сие изречение не принуждает нас принимать псалом сей в ином звачении. Ибо слышим, что и божественный Павел говорит: «Себе умалил, зрак раба приим» ( Флп. 2, 7 ); и Сам, устами Исаии взывая, говорит так: «Создавый Мя от чрева раба Себе» ( Ис. 49, 5 ), и чрез несколько слов: положих «Тя в завет рода; во свет языком; еже быти Тебе во спасение, даже до последнихь земли» ( Ис. 49, 6 ). И в священном Евангелии сказал: «яко же Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити, и дати душу Свою избавление за многих» ( Матф. 20, 28 ). Посему раб есть именование воспринятаго естества, не то означающее, что оно служебно (ибо как быть служебным естеству, соединившемуся с Богом-Словом и приявшему владычество над всем?), но показывающее, что свойственно естеству. Поэтому словом: «раб» означается здесь не достоинство, но естество.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

В таком случае все мысли о недостоинстве причащения уместны вовсе не потому, что кто-то из нас подходит к нему каждый раз с какими-то мелкими грешками, а по той самой причине, что мы не реализуем это общение в диаконии ближним, к которому нас призвал Господь! Собираясь каждый раз вместе в храме, составляем ли мы реальное тело Христа, где каждый член сообщается с другими и поддерживает их, а они его, и все они омываются одной и той же Кровью Господней? Вот в чем главный вопрос! А неуклонный призыв «примите, ядите» обращен, разумеется, вопреки нашему всеобщему недостоинству и неверности – Христос-то нам остается верным до конца. Странствия Владычня, и безсмертныя Трапезы (Гостеприимством Владыки и бессмертной трапезой) на горнем месте высокими умы (на высоком месте с возвышенными мыслями), вернии, приидите, насладимся, возшедша слова, от Слова научившеся (высочайшее слово услышав от Слова), Егоже величаем (ирмос 9-й песни канона Вел. Четверга). Эта Тайная Вечеря как пасхальная трапеза, совершенная с апостолами, скорее всего, заранее (по евангелисту Иоанну), где среди учеников Христа нет заколотого пасхального Агнца, но сам «Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира» будет заклан несколькими часами позднее, — предвкушение того нескончаемого пира в Чертоге Бога, который еще только должен открыться. «И Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Лк. 22, 29-30). И не только на литургии Великого Четверга , но абсолютно на каждой, в священническом Служебнике в благодарственных молитвах по причащении дано одно из пасхальных песнопений, относящихся к Воскресению: «О Пасха велия и священнейшая, Христе! О мудросте и Слове Божий и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дне Царствия Твоего». Читайте также: Первые дни Страстной: не поддаваться желудку Страстная седмица: календарь Когда Христос идет на смерть — хороших нет! (+ аудио) Как провести Страстную седмицу

http://pravmir.ru/pasxa-stradanij/

Посвятившая Богу всю Свою жизнь, Пресвятая Дева, " хотя и отражала от Себя всякое поползновение ко греху, сильнее других ощущала слабость человеческой природы " (Иоанн (Максимович), архиеп. Православное почитание Божией Матери. Вильмуассон; СПб., 1992. С. 49), т. к. " ветхий человек обнаруживался и действовал в Ней " (Игнатий (Брянчанинов), свт. Изложение учения... С. 99). Поэтому в период земной жизни Иисуса Христа Она еще не вполне осознала природу и цель Его искупительного служения. Ни Она, ни прав. Иосиф, как отмечает евангелист Лука, " не поняли сказанных Им (Христом.- М. И.) слов: " Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? " (2. 49-50). Объясняя евангельский текст Мф 12. 46-49, свт. Иоанн Златоуст отмечает, что Дева Мария о Своем Сыне в то время " еще не думала высоко, а потому и приступила не вовремя " (Ioan. Chrysost. In Matth. XLIV 1). И хотя Пресвятая Дева все сказанное Христом и о Христе " сохраняла в сердце Своем " (Лк 2. 51), эти слова " еще не были вполне ясными для Ее сознания. До завершения подвига Христа, до Пятидесятницы, до Церкви даже Та, на Которую сошел Дух Святый, чтобы сделать Ее способной послужить Воплощению Слова, не достигла еще той полноты, которую предстояло осуществить Ее личности " (Лосский. Всесвятая//Всесвятая: Сб. С. 161). Чтобы возрастать " в меру полного возраста Христова " (Еф 4.13), Дева Мария нуждалась в новом даре Св. Духа, который Она вместе с Церковью получает в день Пятидесятницы. По мнению Лосского, существует определенное сходство между двумя сошествиями Св. Духа на апостолов (в вечер Воскресения и в день Пятидесятницы) и на Пресвятую Богородицу (в дни Благовещения и Пятидесятницы). Первое сошествие на апостолов ( " примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся " (Ин 19, 22-23) - служебное, потому что в нем апостолы получили власть осуществлять свое предстоящее служение. " Служебным " можно назвать и сошествие Св. Духа на Деву Марию в день Благовещения, т.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Кто верный ценитель и судия дел наших, а следовательно, и праведный мздовоздатель? Един Бог, ведущий все дела наши (вем твоя дела [ Откр. 2, 2 ]) и испытующий сердца и утробы [ Пс. 7, 10 ]. Что если тогда, когда мы ищем себе награды и получаем награду – Он пишет нам осуждение за наше самосуждение и самохваление и за неодобрительные дела наши и за всё, что тайно деется внутри нас, за помышления злые, прелюбодеяния, любодеяния, завиды, за око лукавое, хулу, гордыню и под.? Как? – мы должны, непременно должны, по Евангелию и по суду Господа, непрестанно смиряться и осуждать себя, как согрешающие непрестанно и тяжко, волею и неволею, словом и делом и помышлением, а между тем мы ищем похвалы, наружных отличий, желаем, чтобы служебный список наш от начала до конца был исписан похвалами и отличиями! Что это? Насмеяние над Евангельским смирением? Что это? Забвение об Оке всевидящем? Отвержение делом от праведного Судии и Мздовоздаятеля? Или мы думаем, что и Господь произнесет об нас такой же лестный суд, как люди? Но, как часто бывает, что те же люди, которые ходатайствуют о нашем награждении (иногда против своей воли) в тайне злословят нас или иногда и явно смеются над искателями наград? То несомненно, что истинная доблесть не ищет наград, потому что стоит выше этих мелочных движений низкого самолюбия, а награды, если можно так сказать, ее ищут. Истинная доблесть смиренна и неискательна. Кто ищет наград, тот не познал себя, не познал духа Христова, ибо Христос сказал: когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать [ Лк. 17, 10 ]. Не принимаю славы от человеков, сказал Господь [ Ин. 5, 41 ] и нас тому же учит, то есть неисканию суетной, минутной, ложной славы человеческой. Как вы можете веровать, говорил Он, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? [ Ин. 5, 44 ]. Видишь, искание славы человеческой обличает в нас душевное безверие и то, что мы не видим ничего дальше этого тленного и грешного мира!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010