Ученые, отвергающие связь греческого слова ναζωραιοσ с Назаретом, пытаются установить его связь с еврейским корнем nzr – «давать обет воздержания, посвящать себя (чему-либо)». В современной библеистике есть гипотеза, что греческий термин ναζωραιος происходит от гипотетической арамейской формы nazora, которая означает «принимающего обет», в особенности обет назорея. «Сторонники этой гипотезы, – пишет M. O. Wise, – предполагают, что арамейский термин первоначально обозначал членов аскетической иудейской секты Палестины I века. Религиозно-политические секты этого периода, такие, как фарисеи и саддукеи, обычно принимали названия, свидетельствовавшие об их приверженности Богу. Выдвигается гипотеза, что Иисус принадлежал к подобной группировке, скорее всего к числу последователей Иоанна Крестителя» 10 . Сторонники такой интерпретации слова ναζωραιος пророческим текстом, на исполнение которого указывает евангелист Матфей, считают Суд. 13:5 : потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий. Сразу необходимо отметить, что этот текст относится к судье Самсону и лишен мессианского содержания, о чем и пишет епископ Кассиан: «В повествовании о Самсоне не содержится никакого предсказания о Христе. К тому же, в указанном месте книги Судей речь идет о назорействе Самсона. А Иисус назореем в смысле ветхозаветного обета назорейства не был» 11 . Некоторые из современных комментаторов Нового Завета (например, В. Н. Кузнецова ), поддерживающих гипотезу происхождения слова ναζωραιος от еврейского корня nzr, выдвигают предположение, «что евангелист использует игру слов, так называемую парономасию, и хочет сказать об Иисусе что-то чрезвычайно важное». «Поэтому, – продолжает В. Н. Кузнецова , – были исследованы практически все созвучные слова в Священном Писании . Наиболее близким по звучанию является “назорей” (точнее “назир”). Так в Ветхом Завете назывался человек, посвятивший себя Богу и в знак этого принявший на себя определенные обеты: не стричь волос, не пить спиртных напитков. Конечно, такое определение скорее подошло бы к аскету Иоанну Омывающему (Крестителю. – Прим. авт.), чем к Иисусу (см.: Лк. 1:15, 7:33–34 , Мф. 11:18–19 ). Но это слово приобрело и более широкий смысл – “святой”» 12 . Интерпретация слова «назорей» в значении «святой» восходит к блаженному Иерониму, который в комментарии на Евангелие от Матфея пишет: «Если бы евангелист употребил определенное место из Писания, то он никогда не сказал бы: сказанное через пророков, но сказал бы просто: сказанное через пророка, теперь же, говоря во множественном числе, он показывает, что употребил не точные слова из Писаний, но смысл их. Назарянин значит святой. А что Господь будет святым, об этом говорит все Священное Писание » 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjatoo...

Все, пророчество сбылось. Мертвые воскресли во Христе Иисусе. Смерти нет. На вечерне Великой Субботы, после которой совершается Литургия, нет уже ни одного «похоронного» песнопения или стиха. В стихирах стенает побежденный ад: «Погибло мое могущество; Пастырь был распят и Адама воскресил; тех, над которыми царствовал, я лишился и всех изверг, кого, одолев, поглотил! Опустошил могилы Распятый: власть смерти не имеет силы!» В ветхозаветных чтениях – торжество жизни и Божией Славы, выводящей народ Его из Египта, милующей кающихся, воскрешающей умерших; исполнение самых радостных пророчеств… Евангелие – уже воскресное, окончание Евангелия от Матфея. Страсти закончились. Христос воскрес. Теперь точно. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 10 апреля, 2023 9 апреля, 2023 3 мая, 2013 13 апреля, 2012 14 апреля, 2012 14 апреля, 2023 13 апреля, 2023 12 апреля, 2023 11 апреля, 2023 10 апреля, 2023 9 апреля, 2023 3 мая, 2013 13 апреля, 2012 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/velikaya-subbota-chto-...

Мк.13:11 . Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святый. Иисус Христос говорил это Своим ученикам и прежде, – еще тогда, когда посылал их на проповедь Своего Евангелия в Иудее, предсказывая вместе и те беды и скорби, которые предстоят им во время проповеди. Теперь Господь повторил сии изречения, и еванг. Матфей, изложивший их прежде ( Мф.10:19–22 ), опускает их в сем случае, а св. Марк, опустивший там, удерживает здесь. Не прежде пецытеся (не заботьтесь наперед), что возглаголете (что вам говорить), ни поучайтеся (и не обдумывайте). Апостолы были из людей бедных и неученых рыбарей, по сему, понятно, они могли беспокоиться, как и что будут говорить, когда предстанут пред правителями и образованными людьми. И Господь успокаивает их, говоря, чтобы они не заботились об этом потому, что дастся (дано будет) вам в той (тот) час, се глаголите (то и говорите). Не вы бо будете глаголющии (не вы будете говорить), но Дух Святой, т.е. Сам Бог, Дух Святой – третье лицо Св. Троицы, у еванг. Матфея прибавлено: глаголяй (будет говорить) в вас ( Мф.10:20 ). Я дам вам уста и премудрость, говорил Господь апостолам, подобно сему, по сказанию еванг. Луки ( Лк.21:15 ). Так Господь предсказал о боговдохновенности свв. Апостолов, т.е. о том, что они будут проповедовать и устно, а также, конечно, и письменно, не сами от себя, но по внутреннему внушению от Св. Духа. Мк.13:12 . Предаст же брат брата на смерть и отец детей; и возстанут дети на родителей, и умертвят их. Мк.13:13 . И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. Люди неверующие, привязанные к своей еврейской или языческой вере, будут так ненавидеть проповедников христианской веры, как равно и тех, которые примут ее, что не пощадят самых близких из своих родных – брат неверующий будет предавать на смерть своего родного брата, неверующие родители будут восставать за веру на детей, дети на родителей, и умерщвлять друг друга. Все это в точности и исполнилось сначала на самих Апостолах, а затем на христианах во времена гонений. И вообще Господь предрекает своим последователям: будете ненавидими всеми, т.е. неверующими и нечестивыми, имене Моего ради (за имя Мое), – за веру Мою. Здесь слово все употреблено в смысле многие. Так в греческом языке иногда употребляется это слово. Претерпевый, т.е. оставшийся твердым в вере и претерпевший за то оскорбления и мучения, до конца, – до конца этих оскорблений и мучений или до конца жизни (Феоф. и Злат.), спасен будет, т.е. получит блаженство в царстве небесном. Так и было, как мы знаем, с свв. Апостолами и мучениками. Зач. 60. Беседа Господа Иисуса Христа с учениками о разрушении Иерусалима, втором пришествии Его и кончине мира (продолжение).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Евфимий Зигабен. Толкование на Евангелие (Евангельское чтение) Преподобный Иустин (Попович). Толкование на Евангелие от Матфея (Евангельское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Проповедь в неделю 13-ю по Пятидесятнице (Апостольское чтение) Протоиерей Александр Шаргунов. Проповедь в неделю 13-ю по Пятидесятнице (Евангельское чтение) Преподобный Серафим Саровский. Беседы. (Евангельское чтение)     Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия.  Неделя тринадцатая по Пятидесятнице (1 Кор 16, 13-24; Мф 21, 33-42). «Мария же избрала благую часть» (Лк 10:42). Успение Божией Матери представляет благий конец сего избрания. Сам Спаситель в успении ее принял в руки Свои ее душу. Того же сподоблялись и многие святые; тоже встречают в разных видах и степенях и все избиратели благой части. В час избрания упованием только прозревается этот конец, а в некоторой степени даже предощущается; но потом труды, борения и себя принуждения следуют одни за другими и мрачат избранный путь. Путеводною звездою остается благой конец благой части. Это тоже, что вдали светящийся огонек для путника, застигнутого темнотою. Упование — возбудитель энергии и поддержатель терпения и постоянства в начатом, а само оно крепко верою. По вере избирают, упованием бывают твердыми в избрании, а терпением достигают благого конца,  Понедельник. (2 Кор 12:10-19; Мк 4:10-23). Вдунул Бог дыхание жизни, и стал человек по образу Божию. То же и в возрождении: дуновением Духа Божия, который неведомо откуда и как приходит, полагаются начала новой жизни и восстановляется образ. Это — точка отправления; отсюда начинается труд возведения образа в совершенное подобие. Возрожденный по образу Создавшего Господним Духом преобразуется от славы в славу, но не без нас; наш труд и старание, а созидает и возрождении: дуновением Духа Божия, Который неведомо откуда. Вот идеал и способ осуществления в себе образа и подобия Божия! А сколько пишут и толкуют о воспитании! Между тем, в слове Божием все оно определено несколькими словами. Возьмись только осуществить предписанное, и воспитание само собою пойдет успешно к цели. Это Божий путь; но он не исключает путей человеческих, напротив, дает им направление и венчает успех. Когда же остается одно человеческое, тогда воспитание обыкновенно бывает недостаточно, с ущербом, а нередко и совсем извращает воспитываемых; затем дальше и жизнь вся идет криво. Где умножаются криво воспитанные, там и все общество более и более начинает кривиться, и в жизни, и в воззрениях своих. Конец — всеобщее искривление: кто гнет в одну сторону, кто в другую.

http://bible.predanie.ru/nedelya-13-aya-...

После пения прокимна бывает малая ектения, поется седален и читается 7-е евангелие. После 7-го Евангелия 10 читается 50-й псалом в монастырях бывает еще чтение толкования евангелия). Затем, пред пением канона трипеснца 11 читается 8-е Евангелие. 9-е евангелие читается по конце канона, после 9-й песни и малой ектеньи. 10-е евангелие читается после пения „всякое дыхание“ и стихир на „хвалите» 12 . 11-е Евангелие читается после чтения (а не пения) „Слава в вышних Богу“ и ектеньи „исполним утреннюю молитву нашу Господеви“. 12-е Евангелие читается после стихир стиховных 13 . Восточные – от слова восток.. За сим утреня кончается обычно; читается „Благо есть”, „Трисвятое“, „Отче наш“, поется тропарь „Искупил ны еси от клятвы законныя“ произносится ектенья: „Помилуй нас Боже“. Иерей после возгласа говорит „Премудрость“ и отпуст. Первый час не соединяется с утреннею, а бывает вместе с 3, 6 и 9 часами. Переходим к очерку евангельских повествований, положенных в основу богослужения именуемого, „Последованием святых и спасительных Страстей Христа Господа нашего Иисуса , или “ Последование утрени в Великий Пяток». Эта утреня есть „Повесть всех страданий Христовых, исторически расположенных в двенадцати Евангелиях, в которых все события Пятка являются в хронологическом порядке, отрывками, избранными из всех евангелистов, начиная от трогательной беседы Господа, прощающегося с учениками после Вечери тайной и последней Его молитвы пред разлукою, в такой целости сохраненных любящим сердцем: Ныне прославися Сын человеческий и Бог прославися о нем, и до последней злобы фарисеев уже над Умершим, которые, по словам Матфея „шедше утвердиша Гроб, знаменавше камень с кустодиею“). Прощальную беседу с своими учениками и апостолами Христос Спаситель начал после приобщения их св. Тела и Крови в Сионской горнице. „Дети! недолго уже быть Мне с вами“, говорил в этой беседе к апостолам Христос Спаситель. „будете искать Меня и, как сказал Я иудеям, что куда Я иду, вы не можете прийти, так и вам говорю теперь“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Наименование апостол имело в древней апостольской церкви тесный и обширный смысл. В тесном смысле апостолами назывались 12 избранных учеников И. Христа ( Мр.3:13 и т.д. и паралл.). В конце же своего общественного служения роду человеческому И. Христос избрал и других 70 учеников ( Лук.10:1 ), на ту же апостольскую деятельность. К этому последнему, более обширному кругу учеников Христовых впоследствии – в период апостольский – присоединилось еще некоторое число благовестников Христовых, вместе с первейшими апостолами разделявших труд распространения христианства. К этому обширному кругу апостолов принадлежат напр., братья Господни по плоти ( Гал. 1:19 . 1Кор.9:5 . Ср. Мр.6:3 и паралл Ин.7:3–5 ), также спутники апостолов Петра и Павла – Марк и Лука. Один же из вновь призванных на дело благовестия апостол Павел, по благоволению Божию, явился таки избраннейшим сосудом благодати, что потрудился более всех других апостолов в распространении церкви Христовой ( 1Кор.15:10 ). К числу апостолов-писателей св. новозаветных книг принадлежат, во-первых, апостолы из 12-ти: Матфей (1-е Евангелие), Иоанн (4-е Евангелие, 1-е, 2-е и 3-е соборные его послания и Апокалипсис) и Петр (1-е и 2-е соборные послания его); затем, спутники и сотрудники первейших апостолов: Марк, спутник Петра и Павла (2-е Евангелие), и Лука, спутник апостола Павла (3-е Евангелие и Деяния апостольские); далее два брата Господни по плоти: Иаков (1-е соборное послание), который был первым епископом матери церквей – церкви Иерусалимской и столпом церкви апостольской наравне с Петром и Иоанном ( Гал.2:9 ), и Иуда (7-е соборное послание). Но более всех апостолов оставил нам писаний апостол языков ( Гал.2:7–8 ) – Павел, которому принадлежат 14 посланий в нашем каноне. 4. Число св. книг Нового Завета и наименование каждой из них Таким образом всех новозаветных книг, признаваемых церковью за истинно апостольские писания – 27:4 Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна; книга Деяний Апостольских; 7 сборных посланий – Иакова, 1-е и 2-е Петра, 1-е,2-е и 3-е Иоанна и послание Иуды; 14 посланий апостола Павла к Римлянам, 1-е и 2 Коринфянам, Галатам, Ефесеям, Филипписиям, 1-е и 2-е Солунянам, 1-е и 2-е Тимофею, Титу, Филимону и к Евреям; и Апокалипсис Иоанна Богослова. 5. Разделение св. новозаветных книг по содержанию

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Лк.3:21–22 . Евангелист повествует о крещении Христовом короче, чем евангелист Матфей, и более сходно с евангелистом Марком. – «И молился»: особенная черта, упоминаемая только евангелистом Лукой. Это событие было началом служения Иисуса в качестве Мессии, и следовательно событие важнейшее в Его жизни, и евангелист замечает, что при этом Господь молился. – «Дух Святый низшел» и пр.: см. прим. к Мф.3:16–17 и Мк.1:10–11 . Лк.3:23–38 . «Начиная» свое служение: то есть в то время, как принял крещение, чем и началось торжественное Его служение. – «Лет тридцати»: собственно около тридцати ( σε), по смыслу выражения – или несколько более тридцати или несколько менее того. По более точным хронологическим соображениям надобно полагать, что Ему было несколько более 30 лет (см. прим. к ст.1). «Как думали»: «как полагали Иудеи, а на самом деле Он не был сыном Иосифа» (Евф. 3игаб.). – «Сын Иосифов, Илиев» и пр.: при сравнении родословия Христова по Евангелию от Луки с таковым же родословием по Евангелию от Матфея ( Мф.1:1–16 ), представляется немало разностей, объяснение которых издревле несколько затрудняло толкователей и вызвало несколько мнений. Главное различие их в следующем: 1) по родословию Евангелия Матфеева, отец Иосифа обрученника Иаков (ст. Мф.1:16 ) по родословию Евангелия от Луки – Илий (ст. 23). 2) Салафииль и Зоровавель по обоим родословиям имеют разных отцов и сыновей. По Матфею Салафииль – сын Иехонии (ст. 12), по Луке – сын Нирия (ст. 27), по Матфею сын Зоровавеля – Авиуд (ст. 13), по Луке – Рисай (ст. 27). 3) По Матфею Иосиф обрученник – потомок Давида через Соломона (ст. 6 и 7), по Луке – через Нафана (ст. 31). 4) Имена их членов родословия от Давида до Салафииля (Мф. ст. 7–12. Лк. ст. 31–27) и от Зоровавеля до Иосифа (.Мф ст 13–16. Лк. ст. 27–23), по обоим родословиям разные, и число членов неодинаково. Объяснения этих разностей были и есть следующие: 1) евангелист Матфей излагает родословие Иосифа обрученника, а ев. Лука – Девы Марии, так как и он и Она происходили от Давида, только по разным линиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

10. И тогда соблазнтс мнози, и дргъ дрга предадтъ, и возненавидтъ дргъ дрга: и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; Соблазнятся (11:6; 13:57) мнози (многие), т. е. отступят от веры во Христа. Так и было, что иные по страху мучений со стороны гонителей отрекались от христианской веры. И друг друга предадят(будут предавать), т. е. отрекшиеся от веры будут открывать и выдавать гонителям тех, которые остаются верующими, чтобы их довести до отречения или мучить и убивать. Так тоже и было во времена гонений. И возненавидят друг друга, т. е. отрекшиеся от веры возненавидят тех, которые останутся верующими: потому что последние своею твердостью будут обличать их измену. 11. и мнози лжепророцы востантъ и прельсттъ и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; И многи лжепророцы (многие лжепророки) восстанут и своими лжеучениями прельстят многия. Лжепророки, т. е. не лжемессии, о которых говорилось выше (5 ст.), а такие люди, которые будут выдавать себя за посланников и проповедников Божиих. Таковые являлись и из среды христиан, как видно из книг Деяний и посланий апостольских ( Деян. 20, 30 . 1Иоан. 4, 1 ), и из среды Иудеев, около времени осады Иерусалима (Мих.). 12. и за изскнетъ любы многихъ. и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; И за умножение (по причине) беззаконий, т. е. нравственной испорченности, вследствие ложных учений (ст. 10 и 11) иссякнет любы многих (во многих охладеет любовь): так как известно, что безнраственная жизнь охлаждает и уничтожает в сердце человека истинную христианскую любовь. 13. Претерпвый же до конца, той спасетс. претерпевший же до конца спасется Т. е. сохранивший веру, не смотря ни на что, до конца бедствий, именно до разрушения Иерусалима, или до конца своей жизни, спасется, т. е. будет безопасен, будет безопасен и по миновении бедствии и получит вечное спасение в царстве небесном. Так свв. апостолы, не смотря ни на какие препятствия, скорби и мучений, не прекращали дела проповеди; так святые мученики терпели все до конца своей жизни, и спаслись. Зач. 99-е. Продолжение пророчества Христова о разрушении Иерусалима, втором пришествии и кончине мира

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

  Две разные христологии? Христос является истинным Богом и истинным человеком, а потому в описании Его земной жизни можно найти как черты слабости человеческой природы, так и Его божественного достоинства. Противоположение «христологии снизу» и «христологии сверху» можно нередко встретить в богословской литературе. Первая относится к описанию Христа как проповедника нравственности, которое главным образом содержится в синоптических евангелиях (Матфея, Марка и Луки), а вторая – к «высокой христологии» евангелия от Иоанна. Первая подчеркивает человеческую природу Христа и повествует о служении Христа до Его страданий и воскресения. В противоположность этому евангелие от Иоанна является более возвышенным и сконцентрированным больше на эсхатологической составляющей учения Христа, а в конечном итоге – на Его божественной природе. Однако высокая христология четвертого евангелия по крайней мере уже частично предвозвещается в ряде мест у синоптиков. Сюда относится высказывание о власти в отношениях между Сыном и Отцом (Лк. 10,21-22=Мф. 11,25-27), история об искушении в пустыне (Мф. 4, 1-11; Мк. 1,12-13; Лк. 4, 1-13), притча о неверном управителе (Лк. 16, 1-13), вопрос относительно сыновства Давида и господства Мессии на основании 110-го псалма (Мф. 22, 41-46; Мк. 12, 35-37; Лк. 20, 41-44) и ответ Иисуса на вопрос первосвященника (Мк. 14, 60-64). Иисус признает Свое мессианство, и именно благодаря этому Его арестовывают, обвиняют и после короткого судебного процесса как «мессианского возбудителя черни» приговаривают к смерти на кресте (ср. Ин. 11, 48-50). Он умирает смертью одновременно безуспешного обманщика народа и обвиненного согласно Закону. Примером примирения этих двух видений Христа – «христологии снизу» и «христологии сверху» – стала христология Вселенских соборов, признающая в Нем совершенное человечество и совершенное божество. Этот образ некой двусоставности Христа не раз использовался в патристическом богословии – Христос как «истинный Бог и истинный человек», божественная и человеческая природы во Христе (4-й Вселенский собор), божественная и человеческая воли во Христе (6-й Вселенский собор).

http://bogoslov.ru/article/1476134

Лк.3:9 .  Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Эти стихи представляют собой почти буквальное повторение Мф.3:7–10 . Различие состоит только в том, что у Матфея Иоанн обращается с обличениями к фарисеям и саддукеям, а у Луки – к толпам народа. Но, как видно из грозного тона речи, Лука имел в виду и то, что в народной толпе преобладающее значение имели фарисеи и саддукеи, – только он отдельно не упомянул их. Прочее см. в комментариях к Мф.3:7–10 . Лк.3:10 .  И спрашивал его народ: что же нам делать? Лк.3:11 .  Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Лк.3:12 .  Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Лк.3:13 .  Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Лк.3:14 .  Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. Наставления Иоанна простому народу, какие тот дал в ответ на вопрос народа, передает один евангелист Лука. Общая мысль этих наставлений такая. Настоящие плоды покаяния – это не что-либо особенное, непосильное, а просто честное исполнение принятых на себя обязанностей. «У кого две одежды...». Этим Иоанн напоминает об обязанности каждого помогать своему нуждающемуся ближнему, чем кто может. «Дай», т.е. одну. «У кого есть пища» – не только большие запасы пищи, а и малое количество. «Делай то же», т.е. делись и куском хлеба. «Мытари» (см. комментарии к Мф.5:46 ). Мытари могли думать, что Иоанн заставит их совсем отказаться от их ненавистного народу служения. «Более определенного вам», т.е. больше того, что вам велело собирать с народа правительство. Обыкновенно же мытари требовали немало и в свою личную пользу. «Воины». Тут могли быть и воины из евреев, и римские солдаты разных других наций, которые также были увлечены проповедью Иоанна. Они так же, как и мытари, чувствовали себя отчасти виновными в том, что содержание их тяжким бременем ложилось на народ. Нередко им также приходилось во время походов насильно брать чужое имущество, и это казалось им неизбежным делом их профессии. Как же им теперь каяться? Совсем, что ли, оставить военную службу, раз она вынуждает их к совершению таких несправедливостей по отношению к ближнему? Иоанн в ответ им говорит, что они могут обойтись и без таких несправедливостей – пусть живут своим жалованьем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010