Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Иерусалимская Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, написана святым евангелистом Лукой в 15-й год после Вознесения Господа в Гефсимании (48). В 463 году образ был перенесен греческим царем Львом Великим в Константинополь. Во Влахернской церкви икона пребывала почти три сотни лет. Заступничеством Иерусалимской иконы Пресвятой Богородицы византийские войска отразили нападение скифов. В 988 году икона была принесена в Корсунь и подарена святому равноапостольному князю Владимиру. Когда новгородцы приняли христианство, святой Владимир отправил им этот образ. Иоанн Грозный в 1571 году перенес икону в Московский Успенский собор. После отечественной войны 1812 года древний Иерусалимский образ Богоматери исчез из Московского Кремля. Существовала легенда о том, что французские солдаты похитили святыню, увезли ее во Францию и установили в соборе Парижской Богоматери. Однако в 1977 году главный инспектор по памятникам истории Франции на запрос о судьбе Иерусалимского образа Пресвятой Богородицы ответил, что такая икона в инвентаре собора не значится. В Успенском соборе за патриаршим местом вместо подлинника был помещен старинный список чудотворной иконы, находившийся до этого в дворцовой церкви Рождества Богородицы, «что на Сенях». И сегодня в главном соборе Московского Кремля находится точный список с чудотворной Иерусалимской иконы Божией Матери. Древние списки с чудотворной, очень почитаемой в среде русского православного народа иконы находятся в церкви Воскресения на Староиерусалимском подворье, церкви Троицы в Вешняках (г. Москва), в Новом Иерусалиме, г. Бронницах (Московская епархия) и других местах. На Афоне, в Русике, над царскими вратами соборного Покровского храма также есть чтимый Иерусалимский образ Божией Матери, перед которым накануне Богородичных праздников и в воскресные дни, после вечерни, читается акафист. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Иерусалимская " .

http://pravicon.com/info-70

В Успенском соборе Московского Кремля сохранились 5 надгробных лицевых покровов с образом И., выполненных в сер. XVI - нач. XVIII в. (все в ГММК). Как правило, это вклады московских цариц, изготовленные в их мастерских, древнейшие были пожертвованы в собор царицей Анастасией Романовной. Первый покров создан, вероятно, после Собора 1547 г. (по датировке Маясовой, в 1549-1552; согласно надписи, вложен царицей в Успенский собор на празднование памяти И. в 1558 - см.: Маясова . 1995; Она же. 2004. Кат. 18; Вера и власть. 2007. С. 168-169. Кат. 70); другой был вложен в 1551-1553 гг. (Христианские реликвии. 2000. Кат. 66; Маясова. 2004. Кат. 19); существует покров из мастерской царицы Марии Ильиничны 50-60-х гг. XVII в. ( Маясова. 2004. Кат. 119). Кроме того, покровы на гробницу И. в Успенском соборе были созданы во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. в крупнейших мастерских: в сольвычегодской А. И. Строгановой (1657; Там же. Кат. 113) и в московской А. П. Бутурлиной (кон. XVII - нач. XVIII в.; Там же. Кат. 155). Выполненные по общей иконографической схеме покровы отличаются техникой исполнения и некоторыми деталями. Так, древнейший покров из мастерской царицы Анастасии Романовны шит разноцветными шелками, надпись: «              ». Характерные детали изображения: небольшая архиерейская шапка с короткой опушкой и плотно прилегающей к голове невысокой округлой тульей; на окладе Евангелия Голгофский крест с надписью: «        » (на др. покровах - Распятие). Личное и телесное шитье исполнено без разделки (правая рука с двуперстным благословением дана лишь контуром) и притенений. Др. покров царицы Анастасии (1551-1553) отличается более плотными пропорциями фигуры, использованием преимущественно золотного шитья, а также обилием драгоценных камней и жемчуга; надпись: «  ()      ». В обширной вкладной надписи сделан акцент на молении И. о здравии представителей правящей семьи, прежде всего царских «чад». Возможно, почитание И. в царской семье было связано с «молением о чадородии» и с покровительством детям во время болезней. Было известно о заступничестве И. за детей вел. кн. Василия Темного, князей Ивана и Юрия во время феодальной войны, а также чудо с исцелением дочери вел. кн. Василия II. На протяжении XVII в. шитый золотом и серебром покров, вложенный в 1551-1553 гг., упоминается в описи ризницы собора (Описи. 1876. Стб. 346, 418-419).

http://pravenc.ru/text/578250.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Мониторинг СМИ Места погребения Московских Патриархов Справка 05.12.2008 17:49 Версия для печати Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, возглавлявший РПЦ в самые сложные и переломные два десятилетия новой истории страны, скончался в пятницу в Москве. Официально назначенного места погребения Патриархов Московских и всея Руси в России не существует. Так, первый Московский Патриарх святитель Иов скончался в 1607 году в ссылке в монастыре в Старице, где и был похоронен. В 1652 году останки Иова перенесены в Успенский собор Московского Кремля. Патриарх Тихон скончался 7 апреля 1925 года. Погребен в Донском монастыре. Патриарх Сергий скончался 15 мая 1944 года. Погребен в подклете Никольского (северного) придела московского Богоявленского собора. Патриарх Алексий I скончался 10 апреля 1970 года. Погребен возле могилы глубоко чтимого им митрополита Макария (Невского) в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры. Патриарх Пимен скончался 3 мая 1990 года. Погребен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры, возле могилы его предшественника, Патриарха Алексия I.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Напр., на Тихвинской иконе Божией Матери со 103 клеймами из Успенского собора Московского Кремля (1668, ГММК) клейма 66-91 посвящены иллюстрации «Сказания...» о Л. и.; на Тихвинской иконе Божией Матери из ц. Божией Матери «Одигитрия» на Песках в Калуге (1680, ЦМиАР) в клейме 18 представлена предыстория Тихвинского образа, происходящего от Л. и., в др. трактовке, буквально не иллюстрирующей «Сказание...» ( Иванова. 1966. С. 429-430). Два сюжета «Сказания...» включены в состав клейм ярославской иконы Божией Матери из ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (80-е гг. XVII в., ЯХМ). Во фресковой живописи наиболее ранними являются иллюстрации в росписях Покровского собора Александровской слободы (60-е XVI в.; 17 сцен) и стенописи Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (нижний ярус сев. и зап. стен; 8 сцен, сгруппированных в 4 композиции, включающие написание евангелистом Лукой иконы Божией Матери; обретение Нерукотворного образа Божией Матери на столпе в г. Лидде; написание списка с Нерукотворного образа по заказу патриарха Германа и др.). Появление данных сюжетов в росписи Смоленского собора исследователи связывают со временем Бориса Феодоровича Годунова, в период правления которого была актуальна религиозно-гос. идея «Москва - третий Рим», сформулированная еще в 20-е гг XVI в. Сказание об иконе, побывавшей в Риме, оставившей К-поль и переместившейся в «третий Рим» - Московское царство, явилось прекрасной иллюстрацией этих теорий (Там же. С. 222-235). Росписи Покровского собора Александровской слободы, Смоленского собора Новодевичьего монастыря и сюжет иконы 1587 г. из Ростова обнаруживают сходство в выборе эпизодов и иконографии сцен ( Квливидзе. 2003. С. 232). Подобный цикл композиций, иллюстрирующих Сказание о Л. и., содержится также в росписях Благовещенского собора г. Сольвычегодска (1600) ( Чинякова. 2009. С. 20). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 104-105; Поселянин Е. Богоматерь. С. 196-199, 389; Кулаковский С. Ю. Состав Сказания о чудесах иконы Богоматери Римляныни//Сб.

http://pravenc.ru/text/2110485.html

СОХРАННОСТЬ И РЕСТАВРАЦИЯ Фигура митрополита вырезана по контурам и переложена на новый фон синего же атласа. На лике и руках святого нити местами утрачены (виден древний фон). Частично утрачены и прикрепы золотного шитья (особенно на офоморе). Утраты жемчуга. Атлас на фоне сохранился фрагментарно (видна синяя крашенина). В 1982–1995 гг. покров находился на реставрации в мастерской Музеев Московского Кремля (реставраторы И. М. Качанова и В. С. Шабельник). Шитье и жемчуг были очищены и укреплены иглой. Фрагменты древнего фона укреплены наложенной сверху тонированной прозрачной шелковой тканью. Фон каймы укреплен шелковой нитью реставрационным швом. В местах утрат атласа крашенина закрыта шелковыми тонированными нитями, прикрепленными реставрационным швом. Очищена и укреплена подкладка 415 . ИКОНОГРАФИЯ Покров является самым ранним дошедшим до нас покровом на раку этого святителя. Иконография его следует иконописному подлиннику, кроме цвета одежд 416 . Создание покрова относится ко времени, когда в мастерской Дионисия были написаны для Успенского собора Кремля местные большие иконы с изображениями в рост митрополитов Петра и Алексия с их житиями на полях. При сравнении покрова с одноименной иконой 417 следует отметить, что для покрова принят другой иконографический вариант (на иконе святитель в позе служения – с простертыми в стороны руками). Иная здесь и цветовая гамма. Однако лики с тонкими чертами близки по своей трактовке. Иконографической особенностью покрова является изображение на Евангелии Спаса на престоле вместо обычных Распятия или креста. Необычна и надпись на каймах, где вместо тропаря вышита стихира из Службы митрополиту Петру, которая, по предположению Р. А. Седовой, была сложена вскоре после его канонизации (1339) 418 . Примечательно, что поза Петра и иконографические особенности покрова (изображение Спаса на престоле и стихира) повторены на покрове 1574 г., вышитом инокиней Александрой, в миру Ульянией, женой брата Ивана Грозного Юрия (см. кат. 34). АТРИБУЦИЯ

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

В Тихвине открылся фестиваль православной культуры, посвященный 625-летию явления чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери Санкт-Петербург, 7 июля 2008 г. 625-летию явления чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и 235-летию присвоения Тихвину статуса города посвящается фестиваль православной культуры " Праздничные звоны " , который отрылся 6 июля в Ленинградской области. В нем принимают участие члены правительства Ленобласти, представители духовенства Русской Православной Церкви, фольклорные коллективы и мастера декоративно-прикладного искусства Северо-Запада. В течение четырех дней православные приходы Тихвина ожидают большое количество паломников со всей России, передает ИТАР-ТАСС . В Успенско-Богородичном Тихвинском монастыре пройдут праздничные богослужения, горожане примут участие в крестном ходе на Дымское озеро. Отроется " Деревня мастеров " , народные таланты выступят на творческом конкурсе " Деревенька моя " . В концертных залах и на открытых площадках пройдут концерты духовной музыки. На уникальной монастырской звоннице выступят ведущие звонари России. Тихвинские колокола обретут голос благодаря главному звонарю Московского Кремля и храма Христа Спасителя Игорю Коновалову, старшему звонарю Феодоровского кафедрального собора Ярославля Оксаны Коноваловой, звонарю Новгородского Кремля Вячеславу Волхонскому и их коллег из других городов. Тихвинская икона Богородицы - небесная покровительница северо-западных земель России. По преданию ее написал евангелист Лука. Образ чудесно явился в 1383 году рыбакам на реке Тихвинке. Для него выстроили храм, затем основали монастырь, который дал начало крупному поселению. Во время Второй мировой войны икону вывезли в Германию, а затем в США. Сын российского эмигранта протоиерей Сергий Гарклавс вернул ее на Родину. Это историческое событие произошло 9 июля 2004 года. С тех пор не уменьшается поток паломников, приезжающих к святыне со всего мира. 7 июля 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/27096.html

Совсем иное дело воскресная утреня в соборных храмах в древней Руси. Она существенно отличалась от нынешней и наличностью в её составе лишних частей с их своебразованных литургическим строем, и присутствием интереснейших подробностей в её обрядовой обстановке. Описание нашей старинной воскресной соборной утрени, собственно второй половины её, нам известно пока лишь в одном списке – по упомянутому уже не раз Чиновнику Московского Успенского собора. В виду редкости и высокой научной важности приводим его здесь в дословном извлечении. А к заутрени благовестят в ревут, и поют полунощницу, а патриарх по чину благословляет всех людей. И бывает звон к заутрени, и поют заутреню по уставу. А пред канонами в алтаре чтут первое евангелие храму Богородицы, и после евангелиа диакон исходит со свещёю, а священник поднесёт евангелие святителю, и святител целует святое евангелие и благословит священника, и отступивше подале священник и вкупе со диаконом, и поклонятся святителю. А на 9-й песни архидиакон подносит святителю, возжегши, свещу витую; такоже и все власти держат свещи витые даже и до октеньи великиа, а подносят им их диаконы. Да в воскресные ж дни на 9-й песне всегда благовестят в ревут немного для славословия, а на славословии диаконы приходцкия идут, а по них понамарь свещу болшую витую выносит, а за ним выходят со крестом и со святым евангелием, а крест писмяной болшой носит диакон прихожой, а ставит на нём понамарь три свещи витые в шанданех железных, а соборной Богородицкой диакон в стихаре и в поручах евангелие несёт, а за ним все священники идут, спустя фелони и без скуфей. А преже сего хаживал и протопоп з братьею на выход да и евангелие по вся воскресение —6— он же читал на амбоне, а певали всегда певчие диаки. А ходят всегда ж к славословию по переменам ис Китая и ис Кремля города священники и диаконы, а иногда по нужде один неделной ходит. А выходят из олтаря в ризах северными дверми и обходят кругом одново столпа, позади левого крылоса. А за за собором или за неделным попом посадцкие попы из Китая или из Кремля всегда ходят, а берегут того подьяки накрепко, чтоб всегда ходили безленостно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После победы Дмитрий Пожарский выстроил на Красной площади Москвы храм Иконы Казанской Божией Матери — в память избавления России от литовско-польского нашествия. Пред престолом Божиим Спустя сорок лет после мученической кончины патриарха Ермогена, в феврале 1652 года, повелением великого государя Алексея Михайловича «принесоша честныя и многострадальный мощи исповедника Ермогена патриарха из Чудова монастыря в соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы». Это главный собор Кремля — Патриарший Успенский. Доныне они находятся в нем и доступны для поклонения. Они справа от входа, за узорной решеткой. Не счесть людей, притекающих к мощам страдальца патриарха, спасшего Россию, не счесть исцелений по его молитвам. И ныне мы верим: стоит перед престолом Божиим за всю землю Русскую Патриарх Московский Ермоген . После отступления войск Наполеона мощи святителя Ермогена были найдены выброшенными из раки. Во время реставрации Успенского собора перед коронацией Александра III мощи Ермогена вновь, как в 1652 году, были найдены невредимыми и благоухающими. Без преувеличения можно сказать, что духовной и, по существу, стратегической победой в Смутном времени Россия обязана святому патриарху Ермогену. Основные события жизни 1530 год — в приволжских или придонских степях родился Ермоген. Одно из преданий родиной его называет Казань. В святом крещении он наречен был Ермолаем. 1579 год — Ермоген служит священником в Гостинодворской церкви в Казани. 1579 год — в результате пожара сгорает множество церквей. Ермоген руководит восстановлением храмов. 1587 год — пострижение в монахи в Москве, в Чудовом монастыре. 1589 год — возведение на Казанскую кафедру. Далее в течение семнадцати лет несение архипастырского жезла. 1591 год, 15 мая — гибель наследника престола царевича Димитрия. 1598 год — кончина бездетного царя Феодора Иоанновича, последнего из рода Рюрико вичей. 1605 год — кончина Бориса Годунова. Начало Смутного времени. 1606 год — Ермогена, митрополита Казанского, назначают Патриархом Московским в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля. Издание Евангелий, Четьи-Миней, Большого Церковного Устава.

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

105 Там же. В последнее время стала известна более осторожная интерпретация датировки и осмысления изображенного на пелене события (Христианские реликвии в Московском Кремле/Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2000. С. 261–263). 110 ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 2. Почти месяц спустя, 25 января архимандрит Спасский Афанасий венчал крещеного царевича на великокняжеской сестре Евдокии (Там же). 125 Попов Г.В. Орнаментика рукописи 1499 г. из Московского Успенского собора//Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1972. С. 227. 127 Там же. С. 241–242; Попов Г.В. Живопись и миниатюра Москвы сер. XV – нач. XVI в. М., 1975. С. 43. Оклад Евангелия см.: Толстая Т.В. Успенский собор Московского Кремля. К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1977. Табл. 121. 134 Филарет, архиеп. Харьковский. Обзор русской духовной литературы: 862–1720. Харьков, 1859. С. 162. 135 АИ. Т. 1. С. 164. Этот текст известен по спискам Кормчих книг в XIII в. (РИБ. Т. 6. Стб. 101–110). 137 Аналогичный текст известен за именем митрополита Макария (Леонид, архимандрит 1887. Вып. 1. С. 132), хотя A.A. Зимин высказывает сомнения в принадлежности ему такой грамоты (Зимин A.A. И.С. Пересветов и его современники. М., 1958. С. 76. Прим. 37). 138 Савва, архим. Указатель для обозрения Московской Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы и библиотеки. М., 1855. С. 35. Однажды, когда патриарху Филарету (1619–1633) привезли частицу Животоворящего Креста Господня, он совершил Чин воздвижения, облачившись, «а сак облачал черной Симона митрополита крестовой» (Голубцов А. Чиновники Московского Успенского собора с предисловием и указателем//ЧОИДР. 1907. Кн. 4. С. 241). 143 ПСРЛ. Т. 12. С. 258. Постниковский летописец называет имя брата архимандрита Кассиана «Ивашку Самочерного», а из «иных многих» «Гридю Квашню, да Митю Пустоселова» (ПСРЛ. Т. 34. С. 8). Миниатюру Лицевого летописного свода, изображающую Собор 1504 г., см.: Российское законодательство. Т. 2. С. 319. 152 ГАР. Ч. 2. С. 355. В другом ящике архива хранилась «запись прощальная Симона митрополита» (Там же. Ч. 1. С. 70).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

3 . 1 Сентября бывало исхождение в начало индикта, или новопровождения лета, которое в Выходных книгах 1640–1647 г. именуется действом многолетнего здоровья. С крестным ходом из Успенского собора шествовал, по окончании утрени, Патриарх, сопровождаемый Духовенством и св. иконами, на место, приготовленное на площади между Архангельским и Благовещенским соборами. Там ставились седалища для Царя и Святителя, стол для водосвятия, на налое полагалась икона из Архангельского собора Св. Симеона летопроводца. Дай Господи, вы, Государь Царь и Великий Князь, всея Русии Самодержец, здрав был с своею Государевою Царицею, и Великою Княгинею, а с нашею Великою Государынею и с своими Государевыми благородными чады, и с своими Государевыми Богомолцы, с Преосвященными Митрополиты и со Архиепископы и Епископы, и со Архимариты и Игумены и со всем освященным собором и с боляры и с Христолюбивым воиньством и с доброхоты и со всеми православными Християны. Здравствуй, Государь, нынешний год и в предыдущие многие лета в род и род и во веки». После сего Патриарх, благословив Царя крестом и окропив св. водою, с Духовенством и св. образами возвращался в Успенский собор, где совершалась божественная литургия. 4 . По вступлении своем на Святительский престол, Всероссийские Митрополиты и Патриархи ездили на осляти вокруг Кремля и других частей города; в цветоносную же неделю, или неделю Ваий, совершался торжественный и великолепный обряд шествия Святителя на осляти: пред обеднею собирался народ Московский в Кремль. Из Успенского собора выносили большое древо, обвешенное искусственными цветами и птицами, разными естественными плодами, и ставили его на больших санях, обитых красным сукном, бляхами и полосами; под деревом стояли пять отроков в белой одежде и пели ирмосы 423 ; позади саней на отводах – подъяки. Сию санную вербу везли тихо кони Великого Государя, покрытые алыми сукнами. За санями шли многие юноши с зажженными свечами и большим фонарем, за коим несли хоругви, св. иконы и шесть кадей с вербою; за образами следовало Духовенство в богатых облачениях; за ними бояре и сановники, наконец сам Государь и Святитель; последний ехал верхом, сидя боком на осле, или на коне, покрытом белою попоною; в левой руке держал он и ходовое Евангелие, а правою благословлял народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010