С именем Д. без достаточных оснований связывают роспись алтарной преграды с изображением преподобных, пустынников и постников собора Рождества Богородицы Саввина Сторожевского мон-ря в Звенигороде, 1-я треть XV (?) в. (Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей) (Чураков); ряд икон из иконостаса Успенского собора во Владимире (т. н. Васильевский иконостас), до недавнего времени считавшегося совместной работой Д. и прп. Андрея, созданной вместе со стенописью Успенского собора во Владимире,- в действительности изготовлен в Москве в 10-х гг. XV в., вероятно, по заказу митр. Фотия мастерами из его окружения (Чураков, Брюсова); надвратную сень с изображением Евхаристии из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, не ранее сер. XV в. (ГТГ) (Антонова); икону «Арх. Михаил с деяниями ангелов» из местного ряда иконостаса Архангельского собора Московского Кремля, созданную, возможно, Феофаном Греком или его учеником, ок. 1399 г. (Брюсова); икону «Св. Иоанн Предтеча» работы мастера из ближайшего окружения (ученика?) Д. и прп. Андрея, 1-я (?) пол. XV в. (ЦМиАР) (Чураков); икону «Благовещение» из Троице-Сергиевой лавры, написанную греч. (?) мастером, работавшим в Москве в кон. XIV - нач. XV в. (ГТГ) (Брюсова); икону «Преображение» из Переславля-Залесского работы московского художника, ок. 1403 г. (ГТГ) (Брюсова); икону «Рождество Христово» из Звенигорода, созданную московским живописцем, не ранее 2-й четв. XV в. (возможно, новодел кон. XIX - нач. XX в.) (ГТГ) (Брюсова); икону «Богоматерь Одигитрия» из местного ряда иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, написанную художником московской традиции, ок. 1497 г. (ГТГ) (Грабарь); икону «Успение» из местного ряда иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, написанную тем же художником, что и «Богоматерь Одигитрия» (ГТГ) (Грабарь, Брюсова); миниатюру «Евангелист Иоанн» (Л. 229 об.) из Евангелия Успенского собора Московского Кремля, 10-е гг. XV в. (ГИМ. Усп. 2-п) (Брюсова); миниатюры Морозовского Евангелия, написанные греч. мастерами из окружения митр. Фотия в дополнение к созданным ок. 1400 г. заставкам и инициалам, 1414-1415 (?) гг. (ГММК. Оружейная палата) (Чураков, Плугин, Брюсова); рисунок покрова (знамение) с изображением прп. Сергия Радонежского, ок. 1422 г. (СПГИАХМЗ) (Н. А. Маясова). Иконография

http://pravenc.ru/text/171187.html

Евангельские сцены (Земная жизнь Иисуса Христа). Икона. 1-я пол. XV в. (НГОМЗ) Евангельские сцены (Земная жизнь Иисуса Христа). Икона. 1-я пол. XV в. (НГОМЗ) На рубеже XV и XVI вв., знаменовавшем переход к эпохе позднего средневековья, создание новых тем и сюжетов нашло отражение в Ж. и. В XVI в. богатству сюжетов Ж. и., отражающих эсхатологические настроения, заботы о сохранении истинной веры, интерес к мировой и русской истории, во многом способствовало собирание митр. Макарием (1542-1563) агиографического наследия и исторического материала, вошедшего в ВМЧ. В посл. трети XV - нач. XVI в. в московском искусстве интенсивно развивались темы, связанные с прославлением деяний отечественных святых, что особенно ярко проявилось в творчестве Дионисия. Им был выполнен ряд житийных образов для Успенского собора Московского Кремля и крупнейших монастырей. С творчеством мастеров круга Дионисия, очевидно, связано создание иконографической программы первых Ж. и. прп. Сергия Радонежского: для местного ряда иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря (1480-1492), для Успенского собора Московского Кремля (рубеж XV и XVI вв., ГММК), для Успенского собора Дмитрова (ок. 1510, ЦМиАР). Для главного храма Москвы Дионисий в 80-х гг. XV в. написал также парные Ж. и. митрополитов Московских Петра (ГММК) и Алексия (ГТГ). Хотя канонизация свт. Петра Московского произошла достаточно рано и традиция его почитания была устойчива, распространенными оказались лишь единоличные изображения святителя. Помимо традиц. эпизодов Жития и чудес от мощей в его Ж. и. отражена тема созидания Москвы как столицы правосл. гос-ва. Дионисием и мастерами его круга были написаны также Ж. и. «Прп. Кирилл Белозерский, с житием» для местного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (ГРМ) и образ «Прп. Димитрий Прилуцкий, с житием» для Спасо-Прилуцкого монастыря (ок. 1503, ВГИАХМЗ), иконографическая программа которого стала основой для последующих, часто более расширенных изображений Жития прп. Димитрия (см.: Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотворного образа 3 июня 2003 года. М., 2004).

http://pravenc.ru/text/182315.html

Заметки о реставрации икон. С. 290; Вздорнов Г.И. Реставрация и наука. С. 62. М. И. Тюлин стал известным иконописцем-реставратором, коллекционером и поставщиком икон задолго до революции 1917 года. В 1913 году у него были куплены семь икон деисусного чина, двенадцать икон праздников, царские двери, сень и столбики, северная дверь «Рах Разбойник», «Спас головной» с резной «летописью» на обороте, «Богоматерь Тихвинская», «Святой Димитрий Солунский» и пять малых икон для кокошников и столбов в новый иконостас придела Димитрия Солунского, а также некоторые «старинные» иконы для Петропавловского придела в Успенском соборе Московского Кремля. Это были произведения «антикварной» реставрации (сильно утраченные и поновленные «в старом стиле»), а также новоделы на старых и на новых досках. В июне 1917 года М.И. Тюлин начал работу над реставрацией росписи Успенского собора в Московском Кремле. Он был тесно связан со старообрядческой общиной на Рогожском кладбище в Москве, где подвизались многие мстерские иконописцы. См.: Щенникова Л.А. Иконостас Дмитриевского придела Успенского собора и «антикварная» реставрация начала XX века//Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1985. С. 161–173. О М.И. Тюлине см: Вздорнов Г.И. Реставрация и наука. С. 62, 93, 133 (Прим. 6). Там же. С. 65. Там же. С. 88. Прим. 54. ГТГ, инв. 14243; размер иконы с надставленными в XII веке (?) полями 104 х 69 см; первоначальный размер – 78 х 55 см. Икона создана в Константинополе выдающимся греческим иконописцем в первой трети XII века и тогда же привезена в Киевскую Русь; находилась в женском монастыре Вышгорода, являвшегося уделом князя Андрея Георгиевича (Боголюбского). В 1155 году увезена им во Владимир, где получила наименование «Владимирская» и прославилась многочисленными чудесами. В XV веке икона была перенесена в Москву и поставлена в Успенский собор Московского Кремля. «Богоматерь Владимирская» стала главной чудотворной иконой Москвы. В начале – первой четверти XV века возникло сказание о написании «Богоматери Владимирской» святым евангелистом Лукой, которое первоначально относилось к древней константинопольской иконе Богоматери Одигитрии.

http://pravoslavie.ru/30897.html

XVI в.). В изображениях 2-го типа - Г. в хитоне и гиматии (цветовая гамма одежд непостоянна), с руном в одной руке и свернутым или развернутым свитком - в другой (надпись представляет вариации на тему из Суд 6. 37-38). Этот вариант имеет более широкое распространение и известен как в отдельных миниатюрах, иллюстрирующих сюжет «Чудо с руном» (напр., миниатюра из Киевской Псалтири к Пс 71. 6 - РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 96 об.), так и на иконах в пророческих рядах высоких иконостасов на Руси (из Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря, 1425-1427, из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, 1497, КБМЗ - по пояс; из Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в., ГММК, из главного иконостаса Софийского собора в Новгороде, XVI в., НГОМЗ - в рост). Возникший в визант. иконописи в XII в. тип изображения Богоматери с пророками на полях получил широкое распространение в палеологовскую эпоху, развившись в сложные иконографические программы с ветхозаветными символами Богоматери. Среди пророков был и образ Г., ростовой или поясной. Самый ранний пример - икона «Богоматерь на троне с пророками и святыми» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, XII в.; из поздних примеров - икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (XVI в., ГРМ). Законченная схема сюжета «Похвала Богоматери» в монументальной живописи впервые представлена в росписи притвора ц. Богородицы Левишки в Призрене (Сербия), 1310-1313 гг. Образ Г. присутствует и на греч. иконе «Похвала Богоматери» из Успенского собора Московского Кремля (посл. треть XIV в., ГММК). В монументальной живописи Г. иногда представлен в группе пророков, традиц. изображаемых в куполе храма (ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге, ок. 1167). Образ Г. встречается в памятниках прикладного искусства, напр. на окладах Евангелий (Евангелие 1577 г., ВГИАХМЗ) и на резных панагиях (круглый складной костяной панагиар из Софии Новгородской, сер. XVI в., НГОМЗ). Лит.: Ерминия ДФ. С. 83; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 212, 228, 245; Sachs S.//LCI. Bd. 2. Sp. 125-126. И. А. Журавлёва Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) ГАД 7-й сын ветхозаветного патриарха Иакова от Зелфы, служанки его жены Лии, и родоначальник одноименного колена (память в Соборе святых праотец и в Соборе святых отец) ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя МОИСЕЙ прав. (пам. 4 сент. и в Соборе Синайских преподобных), ветхозаветный пророк, законодатель и вождь евр. народа НОЙ прав., ветхозаветный патриарх; согласно христ. и иудейской традиции - праотец, родоначальник (через сыновей Сима, Хама, Иафета) послепотопного человечества

http://pravenc.ru/text/161851.html

Архив Пн В неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Успенском Патриаршем соборе Кремля 27 марта 2011 г. 14:43 27 марта 2011 года, в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, и день памяти святителя Феогноста, митрополита Киевского и всея Руси (1353), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля. Его Святейшеству сослужили: председатель Синодальной комиссии по делам монастырей архиепископ Сергиево-Посадский Феогност ; председатель Синодальной комиссии по канонизации святых епископ Троицкий Панкратий ; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков ; наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря игумен Савва (Михеев); председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов ; настоятель храмов Патриаршего подворья Николо-Перервинского монастыря протоиерей Владимир Чувикин; насельники Троице-Сергиевой лавры в священном сане и клирики г. Москвы. За богослужением пел объединенный хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова). После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь , посвященную значению крестоношения в жизни каждого христианина. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву у честных мощей святителя Феогноста, митрополита Киевского, почивающих в алтаре собора, а затем совершил поклонение Кресту. Святейший Владыка поздравил архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста с днем тезоименитства и подарил ему список Тихвинской иконы Божией Матери. Во внимание к усердным трудам во благо Церкви и в связи с 60-летием со дня рождения Предстоятель Русской Церкви вручил протоиерею Димитрию Смирнову орден святого благоверного князя Димитрия Донского II степени.

http://patriarchia.ru/db/text/1438498.ht...

С. Голованова, архивный фонд, 989). 582 Имеется в виду местоблюститель московской святительской кафедры епископ Иоасаф, управлявший митрополией в период между удалением на покой митрополита Макария (20 марта 1917) и хиротонией архиепископа Тихона (21 июня 1917). 583 Согласно иным сведениям, митрополит Макарий доживал свои дни в поселке Котельничи Люберецкого района Московской области. 584 В Архиве музеев Кремля сохранилось письмо, направленное Кастальским, Орловым и Данилиным 5 марта 1904 года протопресвитеру Успенского собора В. С. Маркову, где они дают оценку голоса одного из претендентов на место в причте Успенского собора: «Глубокоуважаемый Владимир Семенович. Присланный вами на испытание отец Никольский из Пензы прочитал ектенью, Евангелие, многолетие и показал достаточно хороший голос с довольно приятным тембром, хотя в выговоре был замечен небольшой посторонний звук несколько свистящего или шипящего оттенка. По сравнению с предшествовавшим, бывшим у нас на пробе третьего дня, отец Никольский слабей несколько». (Архив музеев Кремля, ф. 4, 85, л. 32.) 585 Дьякон В. П. Ризположенский был принят в Успенский собор в 1904 году, победив на пробе голосов в Синодальном училище дьякона из Пензы Никольского. Отзыв о его испытании, подписанный прокурором Синодальной конторы А. А. Завьяловым и направленный 3 марта 1904 года протопресвитеру В. С. Маркову, также сохранился в фонде Успенского собора: «Досточтимый отец протопресвитер Владимир Семенович! По словесному нашему соглашению сегодня за вечерней спевкой в Синодальном училище произведено было испытание диакону Костромской епархии Ризположенскому. Возглашение ектений и многолетия, а равно чтение Евангелия о. кандидатом признается удовлетворительным, голос хорошим. По мнению производивших в моем присутствии испытание гг. директора, регента и его помощника, а равно и по отзыву старших певчих, диакон Ризположенский мог бы с честью служить в Успенском соборе, конечно, если будет внимательно прислушиваться к служению опытных о. диаконов и возьмет несколько уроков у специалистов по обработке голоса и выразительному чтению». (Архив музеев Кремля, ф. 4, 85, л. 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В день памяти свт. Московского Петра Патриарший Местоблюститель совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля 3 января 2009 г. 13:09 3 января, в день памяти святителя Московского Петра, всея России чудотворца , Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля. Владыке сослужили архиепископы Истринский Арсений , Орехово-Зуевский Алексий , епископы Красногорский Савва , Люберецкий Вениамин , члены Епархиального совета города Москвы , представители московского духовенства. После чтения Евангелия митрополит Кирилл обратился к собравшимся с проповедью. «С именем святителя Петра, митрополита всея Руси, связаны особые подвиги по хранению святой Руси, отметил владыка. Он стал митрополитом в тяжелом XIV веке, когда столица Руси была разорена татарами. Он был третьим митрополитом после этого разорения. И приняв древнюю киевскую кафедру, он не мог жить в Киеве. Кафедральный собор был разорен и осквернен, митрополичья палата разрушена, да и сам город состоял из нескольких десятков домов. Столица Руси была не защищена. Митрополит переезжает во Владимир, где избыточествует княжеская сила, где множество храмов, где можно не только в мирной обстановке совершать свое служение, но и делать все для укрепления единства». Патриарший Местоблюститель рассказал о трудах митрополита Петра на Первосвятительской кафедре. Во время одной из поездок митрополит Петр остановился в Москве и местный князь Иван Калита пришелся ему по сердцу. Митрополит прозрел своим Первосвятительским взором будущее Москвы. «И он принимает решение по тем временам странное: он повелевает воздвигнуть здесь, в Москве, кафедральный собор Пречистой Богоматери. И собор воздвигли». По сути, Первосвятительская кафедра перешла в Москву и отсюда, по словам митрополита Кирилла, происходило собирание разрушенной, оскверненной святой Руси. Владыка особо отметил пример святителя Петра в укреплении единства святой Руси. «И наш покойный дорогой Первосвятитель Алексий II полагал силы для сохранения этого единства. Любовью своей святитель Петр сохранял Церковь. По его пути шел и почивший Святейший Патриарх Алексий», подчеркнул Местоблюститель. По окончании богослужения митрополит Кирилл совершил литию по почившему Святейшему Патриарху Алексию и славление святителю Петру, митрополиту Московскому и всея Руси, мощи которого покоятся в левой части алтаря Успенского собора. В заключение Патриарший Местоблюститель сердечно поздравил всех присутствующих с днем памяти святителя Петра. Также он пожелал всем молитвенно прибывать в единстве, любви, и единомыслии. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/519542.htm...

Архив Пн В праздник Успения Пресвятой Богородицы Предстоятель Русской Церкви возглавил служение Литургии в Успенском соборе Московского Кремля 28 августа 2012 г. 13:36 28 августа 2012 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Его Святейшеству сослужили: епископ Дмитровский Феофилакт ; епископ Бронницкий Игнатий , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Подольский Тихон , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; архимандрит Тихон (Шевкунов) , наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; благочинные округов г. Москвы и столичное духовенство. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с проповедью . За Литургией пел хор Сретенского монастыря (регент — Н.С. Жила). На богослужении присутствовали настоятельница Свято-Елисаветинского монастыря г. Калининграда игумения Елисавета (Кольцова), воспитанницы приюта для девочек Покровского ставропигиального женского монастыря г. Москвы, учащиеся факультета православной культуры Военной академии РВСН им. Петра Великого, благотворители, участвовавшие в создании кафедрального собора в честь Святой Живоначальной Троицы г. Брянска. По окончании Литургии было совершено славление Пресвятой Богородице у иконы Успения в местном ряду иконостаса. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с кратким словом: «Ваше Преосвященства, дорогие отцы, братия и сестры! Всех вас сердечно еще раз приветствую и поздравляю с великим спасительным праздником Успения Пресвятой Богородицы. Пусть Своими молитвами Пресвятая Дева помогает нам в нашей жизни, отвечает на те молитвы, которые мы к ней обращаем, помогает преодолеть болезни, скорби, нестроения, помогает нам на нашем жизненном пути. Но более же всего будем возлагать надежду, что по недостойным молитвам нашим и по вере нашей Царица Небесная будет нас ограждать от греха и зла, дабы спасти души наши».

http://patriarchia.ru/db/text/2433319.ht...

На сев. стене Успенского собора в надпортальном фризе представлены в центре Ростовские святители Л., Исаия и Игнатий, по сторонам - преподобные Сергий Радонежский, Димитрий Прилуцкий и Пафнутий Боровский. Также образ Л. помещен на юж. фасаде (в аркатурно-колончатом поясе) наряду с Московскими святителями Ионой, Петром, Алексием, Филиппом и Никитой Новгородскими. В молитвенном предстоянии Л. был изображен наряду с Московскими святителями в деисусном чине иконостаса Успенского собора, написанного Дионисием на средства Ростовского архиеп. Вассиана в 1481 г. ( Попов Г. В. Иконостас Дионисия 1481 г.: Опыт исслед. комплекса по письменным источникам//Успенский собор Моск. Кремля. М., 1985. С. 137-138). В росписи 1547-1551 гг. Благовещенского собора Московского Кремля, домового храма вел. князей и царей, в центральной апсиде в медальонах представлены поясные изображения Ростовских святителей; фигура Л. написана в центре. На сев. «златых вратах» этого же храма (нач. XVI - кон. XVII в.), рисунок которых выполнен в технике золотой наводки, Л. находится в левом вертикальном ряду умбонов. Изображение святого поясное, он показан вполоборота вправо, левой покровенной рукой поддерживает Евангелие, правая - в молении ( Чернецов. 1992. С. 6, 70. Рис. 84). Икона Л. входила в ростовой Деисус владимирского Успенского собора 1408 г., написанный прп. Андреем Рублёвым ( Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублева. М., 1974. С. 106). В XVI в. обычным становится включение в деисусные чины святителей Петра, Алексия, митрополитов Московских, и Л. Их изображения имеются в деисусных чинах ярославского Спасо-Преображенского собора 1-й пол.- сер. XVI в.; Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря 1495 г.; Преображенского собора Гуслицкого Спасо-Преображенского мон-ря кон. XV - нач. XVI в. (ГРМ; 1000-летие русской худож. культуры: Кат. выст. М., 1988. С. 336-337. Ил. 75); последний, возможно, происходит из кремлевской ц. во имя свт. Алексия, митр. Московского (см.: Малкин М. Г. Два живописных ансамбля круга Дионисия и его преемников//ДРИ.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Господа " Спас Златые Власы " Описания иконы Описание иконы Спас Златые Власы СПАС ЗЛАТЫЕ ВЛАСЫ Икона из Успенского собора Московского Кремля, Государственные музеи Московского Кремля, инв. 5136. Несмотря на древность иконы, первое письменное упоминание о ней относится только к нач. XVIII века (Описи Успенского собора). Христос изображен оплечно, нимб в виде круга не показан, на иконе присутствует только крест зеленого цвета с изображениями драгоценных камней и жемчуга. Золотая отделка волос - редко используемый художественный прием, обозначающий нетварный божественный свет. Фон первоначально был густо-синего цвета со стилизованными золотыми медальонами. Надпись на левом поле иконы: , далее неразборчиво - ... ... ... ... На верхнем и правом полях помещено речение Христа из Евангелия от Иоанна (8; 12): (Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни). Надпись на нижнем поле не читается. Различные исследова[...] Икона Спас Златые Власы - описание Икона давно вошла в научный оборот, но не привлекала целенаправленного интереса исследователей. Исключение представляет статья А. И Яковлевой, посвященная непосредственно публикуемому памятнику. Ряд исследователей датируют икону рубежом XII-XIII веков (И. Э. Грабарь, Г. И. Вздорнов), другие - началом XIII столетия (А. И. Анисимов, В. Н. Лазарев, О. В. Зонов, Н. К. Голейзовский, Т. В. Толстая). Все они единодушны, что икона принадлежит домонгольскому периоду. К более поздней эпохе ее отнесли Д. В. Айналов (конец XIII в.), и Н. П. Кондаков (XV в.). издавна находится в Кремлевском Успенском соборе, но неизвестно, как он туда попал. Бытование иконы прослеживается по соборным описям только с начала XVIII века (Описи Успенского собора 1701 и 1771 гг.//РИБ. - СПб., 1876. Т. III, Стб. 435, 515, 687.). В предшествующих описях ее невозможно выделить из многочисленных . Возможно, в более раннее время она находилась в алтаре, а позднее - над входом в жер[...]

http://pravicon.com/icon-425

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010