По фрескам Смоленского собора можно судить о переменах, к-рые произошли в системе храмовой декорации во 2-й пол. XVI в., что проявилось прежде всего в преобладании в составе росписей повествовательных циклов, призванных наглядно проиллюстрировать главную идею и напрямую связать посвящение храма с сюжетами росписи. На вост. стене Смоленского собора, над алтарем, помещен огромный Смоленский образ Божией Матери, а изображения на сводах и стенах иллюстрируют тему прославления Богородицы, к-рая раскрывается в 4 живописных циклах: протоевангельском (Житие Богородицы), ветхозаветном цикле пророчеств о Богородице, Акафиста Богородице, Сказания о Лиддской (Римской) иконе Божией Матери. В соответствии с принципом историзма, характерным для рус. культуры 2-й пол. XVI в., фрески Смоленского собора расположены как исторический свиток - сверху вниз от купола и сводов спускаются к нижнему регистру стен. На художественное убранство собора Н. м. м., где доминирует цикл Акафиста, несомненно оказали влияние росписи Успенского собора Московского Кремля (кон. XV - нач. XVI в.) как наиболее авторитетного образца для московского искусства XVI в. Однако в отличие от Успенского собора и от цикла Акафиста в росписи Дионисия в соборе Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова монастыря (1502) в росписях храма Н. м. м. отсутствуют изображения Вселенских Соборов и евангельский цикл. Тематика росписей собора Н. м. м., а также иконография отдельных сцен сближают его с ансамблем Троицкого (первоначально Покровского) собора Александровской слободы (70-е гг. XVI в.). Систему росписи Смоленского собора отличает также то, что фресковые циклы на стенах опоясывают ярусами весь объем, последовательно переходя с юж. стены на западную и северную, в то время как в храме Ферапонтова мон-ря, в Успенском и Покровском соборах, всю зап. стену занимает изображение Страшного Суда. Важная роль в подборе святых, изображенных на столбах собора Н. м. м., отводится теме воинского подвига и подвига за веру святых древней Церкви - Георгия, Димитрия, Феодора Стратилата, Андрея Стратилата, Меркурия Кесарийского, Артемия, Уара и др. Этот ряд продолжают первые рус. святые - князья-страстотерпцы Борис и Глеб, кн. Михаил Черниговский и его боярин Феодор, и кн. Михаил Тверской. Особо выделены св. цари и рус. благоверные князья, поборники благочестия, строители христ. гос-ва (имп. Константин Великий, князья Всеволод (Гавриил) Мстиславич и Андрей Боголюбский). Значительное место занимают жен. образы, расположенные на зап. столбах: равноапостольные имп. Елена и кнг. Ольга, защитницы Православия визант. царицы Ирина и Феодора, великомученицы Екатерина и Анастасия, мученицы София и Матрона, преподобные Мария Египетская и Ксения. Нек-рые из св. жен являются соименными рус. царицам и вел. княгиням.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История книги. Церковные книги. Евангелия ВРАЧАНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ краткий апракос, 1-й пол. (нач.?) XIV в.; памятник болг. книгописания, книжной иллюминации и русско-болг. культурных связей ВУКАНОВО ЕВАНГЕЛИЕ один из древнейших памятников сербского извода церковнославянского языка, книгописания и книжной иллюминации ДОБРИЛОВО ЕВАНГЕЛИЕ апракос полный, один из немногих, точно датированных памятников древнерус. (и в целом слав. кириллического) книгописания и книжной иллюминации 2-й пол. XII в. ДОБРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ (нач. (?) XII в.), тетр среднеболгарского извода, один из древнейших кириллических списков этого типа книги ЕВАНГЕЛИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ одна из самых известных рус. рукописей времени вел. кн. Московского Василия Димитриевича (1389-1425) ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства ЗОГРАФСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ -тетр, старослав. (древнеболг.) кодекс, одна из частей к-рого является древнейшим памятником слав. глаголической письменности МАРИИНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие-тетр служебного типа, написанное глаголицей в нач. XI в. (в болг. и македон. лит-ре его принято датировать рубежом X и XI вв.), памятник старославянского языка МЛКЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Евангелие царицы Млке), иллюстрированная арм. рукопись Четвероевангелия; названа по имени жены царя Васпуракана Гагика I Арцруни (904 - между 936/937 и 943/944); создана в 862 г. и является древнейшей точно датированной арм. рукописью; редкий и художественно значимый памятник христ. искусства МОКВСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ иллюминированная груз. рукописная книга, выполненная по заказу Моквского архиеп. Даниила каллиграфом Ефремом МСТИСЛАВОВО ЕВАНГЕЛИЕ одна из древнейших слав. и рус. лицевых рукописей, написанная на пергамене и украшенная драгоценным окладом, хранится в ГИМ ОРШАНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие-апракос полное, памятник древнерус. кириллической книжности, созданный в ростовском архиепископском скриптории в сер. - 2-й пол. XIII в. (в лит-ре ранее высказывались датировки памятника от XII до XIV в. и мнения о его белорус. или укр. происхождении) ОСТРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ (Рнб. F.n.I.5) 1056-1057 гг., краткий апракос, древнейшая точно датированная рукописная книга на церковнослав. языке рус. извода ПЕРЕСОПНИЦКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ памятник восточнослав. (украинского) кириллического книгописания, книжной иллюминации и миниатюры, созданный в 1556-1561 гг. на Волыни (ныне Хмельницкая и Ровненская области Украины)

http://pravenc.ru/rubrics/1865153.html

427 Например, пелена Сергиево-Посадского музея начала XVI в., инв. 668, см.: Маясова 1971 (1). Ил. 32. 430 Покров «Сергий Радонежский» (Сергиево-Посадский музей, инв. 2419, см.: Маясова 1998. С. 44. Ил. на с. 46); пелена «Избранные святые» (ГИМ, РБ-4, см.: Маясова 1971 (1). С. 26. Ил. 41); а также покров «Пафнутий Боровский» (ГРМ, ДРТ-297), относимые нами к мастерской Елены Глинской. 431 Так, по указанной Описи собора 1859 г. на его южной стене, наряду с другими иконами, висела «икона св. Николая Можайского... в 1 арш. 6 верш. Х 1 арш., шита в XVII веке по шелковой бланжевой земле разноцветными шелками, и по местам золотом с шитым золотом венцом. Далее идет описание, соответствующее нашей пелене. 433 Мощи митрополита Алексия были обретены в 1431 г., а в 1448 г. состоялась канонизация святого. Почитался как защитник Москвы и правящего дома, а также как целитель. Митрополит Киевский и всея Руси (1354–1378) Алексий (в миру Елевферий) родился в 1292 г. в семье известного боярина Федора Бяконта, родоначальника Плещеевых. 15 1350 г. из иноков Богоявленского монастыря посвящен в епископа Владимирского, а в 1354 г. избран митрополитом Киевским и всея Руси. Пользовался большим авторитетом и в малолетство князя Дмитрия Ивановича (Донского) играл значительную роль в управлении государством. Известен излечением от глазной болезни ханши Тайдулы. Умер в 1378 г. и похоронен в созданном им Чудове монастыре. После разборки в 1929 г. Чудова монастыря мощи хранились в Успенском соборе, в 1947 г. были переданы Московской патриархии (акт от – 1947 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20,1956 г., д. 7, л. 101) и ныне находятся в московском Богоявленском соборе. 434 «Алексий лежит во гробе; подобием сед, брода аки Власиева, раздвоилась; на главе клобук бел, в саккосе, омофор и Евангелие...» (Филимонов 1876. С. 270). 436 Музеи Московского Кремля, инв. ТК-2465. В зарукавьях этого саккоса использованы полосы с частями вкладной надписи с надгробного покрова боярина Бориса Ивановича Морозова (ум.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Часть главы была положена вместе с мощами Андрея Первозванного в Амальфи. В 1964 году папа Павел VI принял решение о передаче главы Андрея Первозванного и частиц андреевского креста Элладской Православной Церкви, и эти реликвии были торжественно перенесены в Патры. В 1974 году здесь было окончено длившееся 66 лет строительство собора во имя Андрея Первозванного, крупнейшего на Балканах. В правом приделе храма, на престоле, покоится под беломраморной сенью в серебряном ковчеге честная глава апостола. За престолом – большой андреевский крест-реликварий, хранящий частицы креста, на котором был распят апостол. В 1644 году иноки монастыря св. Анастасии Узорешительницы близ Фессалоники преподнесли в дар царю Михаилу Феодоровичу десницу Андрея Первозванного, которая была положена в Успенском соборе Московского Кремля (в настоящее время хранится в Богоявленском соборе в Москве). К этому времени в Москве уже были части мощей, для которых в 1603–1604 годах, по указанию Бориса Феодоровича Годунова, был изготовлен серебряный ковчег-мощевик, находящийся в Благовещенском соборе Московского Кремля. Житие святого равноапостольного Великого князя Владимира, во святом крещении Василия, крестителя Руси Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы Русской Православной Церкви и русского народа. Во времена господства язычества на Руси, задолго до предуготовляемого Промыслом Божиим принятия святого крещения, уже жили христиане. Впервые славянские племена, населявшие территорию будущей Киевской Руси, услышали евангельскую проповедь от святого апостола Андрея Первозванного еще в I веке по Р.Х. Святой Андрей прошел от Крыма через всю страну до будущего Новгорода, повсюду крестя наших предков и утверждая их в вере Христовой. На Киевских горах он предсказал основание великого города со множеством христианских храмов Константинопольский патриарх Фотий (857–867; 877–886) прислал на Русь епископа Михаила, который стал проповедовать Слово Божие среди язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Arhiva În ajunul srbtorii icoanei Maicii Domnului de Kazan Întâistttorul Bisericii Ortodoxe Ruse a oficiat privegherea la catedrala „Artarea Domnului” din Elohovo 3 noiembrie 2015 21:38 З ноября 2015 года, в канун празднования Казанской иконе  Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы. Его Святейшеству сослужили: митрополит Истринский Арсений , первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве;  епископ Дмитровский Феофилакт , наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы; протопресвитер Матфей Стаднюк , почетный настоятель Богоявленского кафедрального собора; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Александр Агейкин , настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; духовенство столицы. Богослужебные песнопения исполнили правый и левый хоры Богоявленского собора (регенты — Е.С. Тугаринов и Е.Ю. Логинова). В Богоявленском кафедральном соборе хранится особо чтимый список Казанской иконы Богоматери, созданный в XVII веке и находившийся прежде в Казанском соборе на Красной площади. Перед полиелеем, во время пения тропаря, Предстоятель Русской Православной Церкви перенес чтимый образ с престола на аналой в центре храма, где святыне поклонились многие верующие. После чтения Евангелия во внимание к усердным многолетним пастырским трудам, в связи с 70-летием служения в священном сане и 90-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил протопресвитера Матфея Стаднюка, почетного настоятеля Богоявленского кафедрального собора, орденом святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, I степени. За многолетние и плодотворные труды в приходской общине Богоявленского кафедрального собора г. Москвы Святейший Владыка удостоил Николая Семеновича Капчука, члена приходского собрания кафедрального собора, звания почетного ктитора Богоявленского собора. Обращаясь к Н.С. Капчуку, Святейший Патриарх Кирилл отметил, что на протяжении многих лет Николай Семенович возглавлял приходской совет Богоявленского собора. «Мы знаем, как много было сделано за эти годы по благоустройству собора и организации церковной жизни, —  сказал Святейший Владыка. — Хотел бы выразить Вам особую благодарность за ту материальную помощь и поддержку, которую Вы и возглавляемый Вами совет оказывали Московской Патриархии». Завтра, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Предстоятель Русской Церкви совершит Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Кремля и примет участие в мероприятиях, посвященных Дню народного единства. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/4262802...

Между росписью купола и иконой «Спас в силах» Благовещенского собора много общего в иконографии и идейном содержании 778 . Преобразующее начало света, которое определяет изображения всех святых во фресках Феофана в этом храме, допустимо считать образом скорого преображения всего человечества. Тема конца мира бесспорно была главной и в уникальном Апокалипсисе, написанном Феофаном в 1405 г. в Благовещенском соборе Московского Кремля и не имеющем аналогов в византийских произведениях 779 . В плане жизни эсхатологической идеи в русском обществе XV-XVI вв характерно, что «Апокалипсис» Феофана был повторен русскими художниками и в уникальной масштабной иконе на этот сюжет конца XV в. в Успенском соборе Московского Кремля 780 , и в росписи 1547–1551 гг. восходящей к фрескам 1508 г.. на галерее кремлевского Благовещенского собора 781 . Именно к этим тенденциям и идеям относится, по нашему мнению, замысел иконы «Спас в силах», имеющий в качестве основания тексты Литургии и ее традиционного истолкования, в которые в условиях истового ожидания скорого конца света современники должны было внимательно вчитываться. Торжество Христа, образ которого дает текст литургии, стал ведущим для воплощения идеи Будущего века, как собственно, и во фресках Грачаниц и Дечан. Иконографическим источником для изображения «Спаса в силах», вероятней всего, послужила византийская миниатюра рукописного Евангелия с изображением Спаса на троне в окружении символов евангелистов и сложной формы «славы». Некоторые из этих иллюстраций, относящиеся в концу XIV в., как показывает Гапаварис. содержат не только круглую славу, но и вписанный в нес ромб (Vat., gr. 1210. fol. 324г) 782 . Круги и ромбы как формы, выражающие мистическую природу литургической теофании. присутствуют в разных вариантах во фресках Страшного суда в Грачанице и Дечанах, как и в других композициях на тему Христа Второго пришествия (например, фреска Убиси). Вполне вероятно, что в аранжировке символических форм проявлялось в этих случаях самостоятельное творчество художника, что справедливо и для автора московской кремлевской иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Otho. B. VI. Кон. V - нач. VI в.); Пятикнижие Ашбурнхама (Paris. nouv. acq. lat. 2334. VII в.), в визант. Октатевхах XII-XIII вв., рус. рукописях XV-XVIII вв.- Палеях, Хронографах, Лицевом летописном своде, лицевых Библиях. Обширные монументальные циклы представлены в росписях Палатинской капеллы в Палермо, 50-60-е гг. XII в.; кафедрального собора в г. Монреале, 80-90-е гг. XII в.; ц. Сан-Марко в Венеции, XIII в.; Успенского собора Свияжского мон-ря , XVI в.; ц. Троицы в Вязёмах, кон. XVI в.; в росписях храмов Ярославля, Костромы, Тутаева, XVII в. В обобщенном виде история А. и Евы изображается в клеймах икон «Св. Троица с деянием» (XVI в., ГТГ; XVI в., ГРМ); «И почи Бог в день седьмый» (фрагмент «Четырехчастной» иконы, XVI в., Благовещенский собор Московского Кремля), на дверях в жертвенник (нач. XVII в., ЦМиАР; XVII в., Сольвычегодский музей). На иконографию композиции «Изгнание из рая», где А. и Ева изображены дважды - изгоняемые ангелом и сидящие напротив закрытых врат рая, охраняемых херувимом с пламенным мечом, оказали влияние гимнография сыропустной недели и духовный стих «Плач Адама» (дверь в жертвенник, нач. XVII в., ЦМиАР). Святоотеческая традиция сопоставления Христа с А. и предание о том, что Голгофа, где был распят Спаситель, является местом погребения А., обусловили изображение А. или главы А. в композиции «Распятие» . Мысль о том, что кровь Спасителя искупила грех А. в иконографии выражается непосредственным образом - капли крови из ран Христа падают на главу А. Изображение главы А. в пещере под Голгофой известно с IX в. (Хлудовская Псалтирь. IX в. ГИМ. Греч. 129). В визант. искусстве встречаются композиции, где в нижней части по сторонам от Голгофы представлены восстающие из гробов А. и Ева (резная пластина с изображением «Распятия», XI в. (ГЭ)). Эту деталь можно объяснить влиянием иконографии «Сошествия во ад» , известной с IX в. (Хлудовская Псалтирь. ГИМ. Греч. 129). А. предстает седовласым старцем, в хитоне и гиматии, Ева - в красном платье и мафории. Коленопреклоненные А. и Ева по сторонам от Этимасии (престола уготованного) изображаются в композиции «Страшный Суд» (собор Санта-Мария-Ассунта в Торчелло, кон. XI в.). В образе старца А. изображается в числе ветхозаветных праотцев и пророков в храмовых росписях (мон-рь Хора (Кахрие-джами) в К-поле), 1316-1321 гг.; ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г.; Благовещенский собор Московского Кремля, XVI в.). В зап. иконографии получил распространение тип «Распятия» с полуфигурой А. в основании креста (оклад Евангелия, XII в., Дармштадт (Hessisches Landesmuseum); Переносной алтарь св. Маурициуса, XII в. (сокровищница ц. св. Серватия, Зигбург). Лит.: Flemming J. Die Ikonographie von Adam und Eva in der Kunst vom 3. bis zum 13. Jh. Jena, 1953; Mazure A. Adame et Eve: Le thème d " Adame et Eve dans l " art. P., 1967. Н. В. Квливидзе Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63452.html

На литургии: прокимен 7-го гласа (Пс 63. 11a), апостольское чтение (Кол 1. 12-18), аллилуиарий 5-го гласа, Евангелие Мф 13. 45-54a (притча о купце, ищущем хороший бисер,- редкое чтение, начало к-рого (зач. 55 «от полу») не отмечается теперь в богослужебном Евангелии, в связи с чем это чтение обычно обозначают как 13. 44-54a), причастен (Пс 115. 6). В МП также помещено еще одно последование, в к-ром совместно прославляются В. и И. Служба полиелейная, без литии, как и 1-я, на утрене отсутствуют указания на прокимен, Евангелие и стихиру по Пс 50 (видимо, подразумевается, что их надо брать из 1-й службы). Корпус песнопений почти не имеет совпадений с 1-й службой: тропари те же, что приводятся в старопечатных Типиконах, кондак только один, что и в 1-й службе; канон 8-го гласа, ирмос: «        », нач.: «                  »; 3 самогласна (в тексте одного из них - «            » - видны явные параллели с 1-й стихирой на «Господи, воззвах» 6-го гласа в 1-й службе); 3 группы подобнов. «По запричастном стихе» приведен духовный стих «              » в качестве стихиры 2-го гласа на подобен «Егда от древа». Есть указания о совершении бденной службы (предполагается соединение песнопений из обоих последований). А. А. Лукашевич Иконография В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) В. и И. предписано изображать как отшельников, в монашеских ризах (Ч. 3. § 13. 51, 52). В.- старец с седой клинообразной бородой, в схиме, И.- инд. царевич, юный, с пробивающейся бородой, в короне. Единоличные образы В. и И. появляются поздно. В ряду святых монахов они изображены в ц. Богородицы в мон-ре Студеница (1208-1209, Сербия), в ц. Успения Богородицы на Волотовом поле (кон. XIV в.), на предалтарном столпе Успенского собора на Городке в Звенигороде (1399-1400), на алтарной преграде Успенского собора Московского Кремля (1482), на вост. склоне сев. арки в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря (1502), в росписях собора св. Архангелов мон-ря Дохиар (1568) и трапезной мон-ря Хиландар (1621) на Афоне; их образы представлены на иконе-таблетке из собора Св. Софии Новгородской (кон. XV в., НГОМЗ).

http://pravenc.ru/text/154239.html

Гроб Господень выносился из него - тем самым киворий превращался в реликварий, которому не присваивалось значение Кувуклии, он был лишь хранилищем Гроба Господня. В этом принципиальное отличие кивория и Гроба Господня московского Успенского собора от европ. подобий, имевших форму Кувуклия, заключавшего в себе гробную пещеру. В описаниях храмовых интерьеров нач. XVIII в. можно встретить композиции, подобные композиции Гроба Господня в Успенском соборе. Это Гроб Господень в виде саркофага, осененный киворием на 4 столбах: «Гроб Господень древянной столярной, писан из красок с резными эмплемами; с одной стороны дорожинки вызлащены в верху животворящий крест, на гробе плащеница, писана на голубом атласе из красок, на нем же три покрова... На оным гробом балдахин древяной столярной, на 4-х резных столбиках, позлащеных в нем 4 евангелиста с предстоящими ангелами, древянныя резныя позлащенныя. Сверх оного гроба Господня образ Воскресения Христова, резной писан ис красок» . В создании подобий Гроба Господня эта линия, идущая от московского Успенского собора, оказалась главной и в целом сохранилась до наст. времени. В то же время параллельно сложились др. типологические группы образов Гроба Господня, более тесно соприкасавшиеся с западноевроп. традицией. Первая связана с копированием Гроба Господня на уровне повторения не только размеров гробного ложа, но и пещеры Гроба Господня с разной долей конкретизации первообраза. Такова, напр., Кувуклия Воскресенского собора в Новом Иерусалиме патриарха Никона, точно повторяющая Кувуклию в Иерусалиме. Несмотря на новизну замысла для рус. храмостроения, это сооружение вписывается в обширный ряд копий иерусалимской Кувуклии, распространенных в Зап. Европе, в т. ч. и в XVII в. (напр., в Глогувеке, 1634). Как и эти копии, Кувуклия патриарха Никона повторяет пространственную структуру иерусалимской святыни, состоящую из камеры перед пещерой, где находится часовня Ангела, и пещеры Гроба Господня. Кроме того, в Нов. Иерусалиме были полностью повторены и наиболее узнаваемые элементы фасадного декора - глухая аркада, разделяющая ее стены, и киворий на тонких колонках, поставленный над пещерой Гроба Господня. Замысел патриарха Никона был фрагментарно повторен царем Феодором Алексеевичем при перестройке теремных храмов Московского Кремля. Здесь в узком коридоре, образовавшемся между храмами Нерукотворного образа Спасителя (его придела во имя св. Иоанна Белоградского) и св. Евдокии (впосл. Воскресения словущего), было воспроизведено пространство пещеры Гроба Господня: сделан алебастровый свод, раскрашенный под мрамор; над Гробом Господним в виде «лавицы», или саркофага, висели 60 алебастровых херувимов .

http://drevo-info.ru/articles/12681.html

К числу древнейших и почитаемых московских икон Божией Матери принадлежала чудотворная икона «Одигитрия» из московского Вознесенского мон-ря (повторение к-польской чудотворной иконы), к-рая пострадала в пожаре и была переписана в 1482 г. мастером Дионисием (ныне в ГТГ). Под именем «Вознесенская» икона упоминается в летописях и московских соборных чиновниках (уставах) как равная по рангу чудотворной Владимирской иконе Божией Матери и участвующая с ней в городских крестных ходах. В 1518 г. в Москву была принесена из Успенского собора Владимира еще одна икона, называемая «Владимирская», как полагают исследователи, икона-заместительница (наместница) древней чудотворной Владимирской иконы. В 1519 г. эту икону-заместительницу вернули во Владимир с почестями, а в ее проводах с крестным ходом, согласно записи на л. 57 Устава церковного из московского Успенского собора, упоминается участие чудотворных Владимирской и Вознесенской икон ( Щенникова Л. А. Чудотворная икона «Богоматерь Владимирская» как «Одигитрия евангелиста Луки»//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 270. Примеч. 83). Боголюбская Московская икона Божией Матери с XVIII в. находилась над Варварскими воротами Китай-города (возможно, была размещена там при царе Петре I Алексеевиче). Образ, прославленный чудесами во время эпидемии чумы в 1771 г., представляет московских чудотворцев в молении Пресв. Богородице. Эта надвратная икона являлась заступницей и покровительницей города. В 1880 г. внутри Варварских ворот устроили часовню с шатровым крыльцом (архит. Н. В. Никитин), в которую поместили чудотворный образ, а над вратами - список, также прославившийся чудесами. В 1918 г. надвратная икона была перенесена в Воскресенскую ц. в Сокольниках, а оригинальный образ из часовни в 1923 г. оказался в Петропавловской ц. на Кулишках у Яузских ворот. «Благовещение Устюжское» икона Божией Матери - образ нач. XII в. До сер. XVI в. пребывал в Георгиевском соборе новгородского Юрьева мон-ря, откуда был привезен в Москву. Здесь, вероятно, он сначала стал храмовым образом Благовещенского собора Московского Кремля, а затем был перенесен в Успенский собор, где его пребывание зафиксировано описью 1627 г. В наст. время находится в ГТГ.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010