288 Крестный ход вокруг Кремля в память избавления Москвы от вражеского нашествия в 1812 году совершался во второе воскресенье октября. См. его описание во втором томе серии. В творчестве композиторов Нового направления представлено множество обработок любимых в Москве сравнительно поздних напевов Херувимских песен и иных песнопений местной традиции. Например, Кастальский переложил роспевы Херувимских песен «софрониевской», «старо-симоновской», «на разорение Москвы» (иначе – «разоренной»), «владимирской», «Московского Успенского собора», «Милости мира» – «Ипатьевской» и т.д.; у П.Г. Чеснокова есть переложения Херувимской на «Радуйся», «стрелецкой», на «Видя разбойник», «софрониевской», «симоновской» и т.д. 289 Рукопись Евангельских стихир А.Г. Полуэктова, так же как и другие автографы его духовно-музыкальных сочинений, находится ныне в фонде Смоленского в ОПИ ГИМ. 290 Имеется в виду Дмитрий Николаевич Соловьев – автор духовных композиций и учебников по церковному пению, с 1892 года состоявший председателем Комиссии для обсуждения вопросов о постановке преподавания музыки и пения в средних учебных заведениях Министерства народного просвещения, а с 1896-го – директором канцелярии обер-прокурора Св. Синода. 291 В Малом Гавриковом переулке в доме И.И. Шибаева находилась одна из самых известных в Москве той эпохи молелен старообрядцев белокриницкого согласия. Позднее, в 1911 году, здесь был возведен великолепный храм Покрова Пресвятой Богородицы. 292 Имеется в виду сборник «Musica sacra. Sammlung berühmter Kirchenchore. Heransgegeben von A. Dörffel mit Vortragsbezeichungen von C. Riedel» – сборник известных церковных хоров под редакцией А. Дёрфеля с пояснениями К. Риделя в двух тетрадях: первая – сочинения на латинском языке, вторая – на немецком языке. Сборник был выпущен лейпцигской фирмой «Peters». 293 22 июня 1894 года Танеев писал Смоленскому: «С полным сочувствием отношусь к Вашему намерению познакомить московскую публику с образцовыми произведениями композиторов вокального стиля (…) Относительно программы замечу, что наряду с интересом эстетическим, следовало бы сообщить ей также интерес исторический. Для этой цели было бы желательно: а) исполнить несколько сочинений нидерландских предшественников Палестрины и Лассо, между коими первое место должно быть отведено Жоскину де Пре (укажу на его Stabat Mater (…) и на мессу «Homme armé») (…) из сочинений самого Палестрины исполнить также и более ранние, где он является прямым последователем нидерландцев и пользуется их приемами сочинения (например, месса «Ессе homo» и другие из 1-й книги месс полного собрания его сочинений изд[ательства] Брейткопфа и Гертеля).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Неизвестный английский автор — посетил Россию в XVI в. В течение восьми дней нам были показаны достопримечательности города, в особенности, сокровищница, у дверей которой стояли два изображения львов. Одно, по-видимому, из серебра, а другое из золота. Богатства, заключающиеся в сокровищнице, столь же трудно представить себе, как и описать. Хранилище царской одежды равным образом представляло ценность невероятную. Арсенал столь велик и так богато снабжен, что можно бы вооружить 20 000 всадников. Дон-Хуан Персидский — персиянин, был в составе персидского посольства в Испанию, где обратился в христианство, XVI в. Множество гостей, их великолепные одежды, обилие дорогой посуды и золотых чаш — все это привело (нас) в удивление. (Мы) видели серебряные сосуды, украшенные серебряными ободочками, дорогие фляжки, полные превосходной мальвазии, лучшего романейского и лучшего критского вина, выжатого из Апианских лоз. Там были многие золотые сосуды большего объема, чем можно себе представить, из них был один, который поднять не могли двенадцать человек. Там находились также сосуды, которые имели подобие львов, медведей, быков, волков, лошадей, оленей и зайцев, а один представлял вид единорога с длинным копьем на лбу. Далее там были петухи, павлины с золотыми крыльями, аисты, журавли, утки и большие пеликаны, даже много страусов больших и маленьких, голубей, куропаток, все они стояли в прекрасной последовательности и были сделаны из золота и серебра. Находился там даже охотник в положении готового стрелять, и был так живо представлен, что нельзя было им довольно налюбоваться. Вообще, число чаш и сосудов, а также мелкой и крупной посуды из чистого золота было огромное. Арсений, епископ Еласонский, Греция, XVI в. Когда совещание кончилось, принесены были двенадцать чар из чистого золота с превосходным медом и поданы господину послу и дворянам. Это повторялось три раза сряду, и каждый раз мед был другой. Евангелие. Москва, начало XV в. Золото, драгоценные камни, жемчуг, пергамен; чеканка, скань. Заказано митрополитом Фотием для Успенского собора Московского Кремля в 1415 году (Затем) мы приведены были в комнату, где кругом по стенам стояли длинные столы, сделанные с тремя высокими ступеньками, как обыкновенно бывает у поставцев. Все это было уставлено бесчисленными серебряными и золотыми кубками, так что и изобразить нельзя, а в Германии, пожалуй что, и не поверили бы. На низших ступеньках стояли бесчисленные блюда и стопы из хорошего золота, также и серебряный лев в его природной величине, несколько серебряных таких больших братин и чаш, что одному не впору было и совладать с ними, не то что употреблять их в качестве посуды для питья, все это было выставлено, чтобы показать нам великие сокровища и богатства. Вообще всего было вдоволь.

http://pravoslavie.ru/1791.html

Лит.: Постникова-Лосева М. М., Протасьева Т. Н. Лицевое Евангелие Успенского собора как памятник древнерус. искусства 1-й трети XV в.//Древнерус. искусство XV - нач. XVI в. М., 1963. С. 134-136; Грабар А. Н. Неск. заметок об искусстве Феофана Грека//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 87-90 [ об изображ. символов евангелистов ] ; Ухова Т. Б., Писарская Л. В. Лицевая рукопись Успенского собора: Евангелие нач. XV в. из Успенского собора Моск. Кремля. Л., 1969; Velmans T. La couverture de l " Évangile dit de Morozov et l " évolution de reliuze byzantine//Cah. Arch. 1979. Vol. 28. P. 115-136; Вздорнов Г. И. Искусство книги Др. Руси: Рукописная книга Сев.-Вост. Руси XII-XV. М., 1980. С. 109-110; Рындина А. В. Оклад Евангелия Успенского собора Моск. Кремля: (К вопр. о ювелирной мастерской митр. Фотия)//ДРИ: Рукоп. книги. М., 1983. Сб. 3. С. 143-167; СКСРК, XIV. С. 348-352. 205 [ описание, библиогр. ] ; Евангелие Успенского собора Моск. Кремля: Исслед. и реставрация одного памятника. М., 2002; Осипов Ю. А. Реставрация оклада Евангелия Успенского собора Моск. Кремля//Тр. отдела науч. реставрации и консервации Гос. Ист.-культ. Музея-заповедника «Московский Кремль». М., 2004. Вып. 1. С. 120-127; Лицевое Евангелие из Успенского собора Моск. Кремля (Морозовское). М., 2006 (CD-ROM). А. Л. Лифшиц, Е. Я. Осташенко Рубрики: Ключевые слова: ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства БУСЛАЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ рукопись посл. четв. XV в., выдающийся памятник древнерус. каллиграфии, книжного и изобразительного искусства ВУКАНОВО ЕВАНГЕЛИЕ один из древнейших памятников сербского извода церковнославянского языка, книгописания и книжной иллюминации ДОБРИЛОВО ЕВАНГЕЛИЕ апракос полный, один из немногих, точно датированных памятников древнерус. (и в целом слав. кириллического) книгописания и книжной иллюминации 2-й пол. XII в. МЛКЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Евангелие царицы Млке), иллюстрированная арм. рукопись Четвероевангелия; названа по имени жены царя Васпуракана Гагика I Арцруни (904 - между 936/937 и 943/944); создана в 862 г. и является древнейшей точно датированной арм. рукописью; редкий и художественно значимый памятник христ. искусства

http://pravenc.ru/text/180920.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАНГЕЛИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ Оклад Евангелия Успенского собора Московского Кремля. 1-я четв. XV в. (ГММК ОП) Оклад Евангелия Успенского собора Московского Кремля. 1-я четв. XV в. (ГММК ОП) (Морозовское Евангелие; ГММК. Кн. 34), одна из самых известных рус. рукописей времени вел. кн. Московского Василия Димитриевича (1389-1425). Большая по формату и объему рукопись (35,5×29 см, 365 листов) прекрасно сохранилась. В нач. XVII в. она была заново переплетена, в ее блок для защиты миниатюр были вставлены двойные бумажные листы-рамки с вклеенной между ними тафтой. Тогда же доски переплета с внешней стороны были покрыты итал. узорным малиновым бархатом, а с внутренней - оклеены зеленым атласом вост. происхождения. Е. У. с. представляет собой самый распространенный на Руси до нач. XV в. тип евангельского текста - полный апракос, в к-ром текст расположен в порядке чтения на литургии на весь год, начиная с Пасхи. «Недельное» Евангелие дополнено текстом 11 евангельских чтений на утрене воскресенья, различными указателями евангельских чтений и месяцесловом. Евангелист Иоанн с Прохором (Л. 4 об.). Евангелие Успенского собора Московского Кремля. Кон. XIV - 1-я четв. XV в. (ГММК. Кн. 34)) Евангелист Иоанн с Прохором (Л. 4 об.). Евангелие Успенского собора Московского Кремля. Кон. XIV - 1-я четв. XV в. (ГММК. Кн. 34)) Текст написан на прекрасном белом пергамене, немногочисленные мелкие повреждения писчего материала приходятся на поля книги, в каллиграфический рус. устав неск. почерков органично включены отдельные элементы и начерки младшего рус. полуустава. Из 2 основных писцов 1-й надежно отождествляется с писцом древней части Синодика Успенского собора Московского Кремля (ГИМ. Син. 667), 2-й - столь же несомненно с протодиак. Спиридоном (Спиридонием), писцом Евангелия Владимира Андреевича Храброго 1393 г. (РНБ. F. n. I. 18), Киевской Псалтири 1397 г. (РНБ. ОЛДП. Fol. 6), Служебника митр. Исидора кон. XIV (?) - нач. XV в. (Vat. slav. 14). Графико-орфографическая система рукописи отражает знакомство переписчиков с южнослав. книжной традицией и содержит ряд особенностей, к-рые традиционно связывают со 2-м южнослав. влиянием. Палеографический анализ позволяет датировать работу переписчиков 1-м десятилетием XV в.

http://pravenc.ru/text/180920.html

Во 2-й пол. XVI в. усилилась просветительная роль Ж. и. После проведения Соборов 1547-1549 гг. были написаны многочисленные Ж. и. рус. святых, в т. ч. с большим количеством клейм. Получают распространение житийные циклы святых, канонизированных в ранний период, напр. равноап. вел. кн. Владимира, к-рые включают иногда в Ж. и. святых Бориса и Глеба. Редким примером развернутого изображения Жития равноап. вел. кн. Владимира является икона «Святые Владимир, Борис и Глеб, с житием» из ц. Рождества Богоматери в Вологде (ВГИАХМЗ). Ярким свидетельством масштабности Ж. и. «новых чудотворцев» стал образ прп. Александра Свирского, созданный для Успенского собора Московского Кремля (ГММК), со 129 клеймами (см.: Журавлева И. А. Образ Александра Свирского с житием и чудесами из Успенского собора Московского Кремля//ГММК. Мат-лы и исслед. [Вып. 11]: Рус. худож. культура XV-XVI вв. М., 1998. С. 118-144). Размеры средника уменьшились, роль клейм и повествования о деяниях святого возросла. Ж. и. прп. Александра Свирского получат впосл. распространение в сокращенном варианте. Свт. Петр, митрополит Московский, с житием. Икона. Нач. XVII в. Иконописец Истома Савин (ГТГ) Свт. Петр, митрополит Московский, с житием. Икона. Нач. XVII в. Иконописец Истома Савин (ГТГ) Если иконописец не располагал подробными сведениями о жизни святого (в Прологах и Минеях могли содержаться описания лишь основных событий), в состав клейм вводили традиц. сюжеты детства: рождение, крещение, обучение; в Ж. и. святителей - этапы служения - от поставления в диаконы (иногда монашеский постриг) до архиерейской хиротонии, а также успение святого, обретение мощей и происходящие от них чудеса. По принципу Ж. и. создавались иконы со сложным богословским замыслом, напр. 2 грандиозные иконы из Успенского собора Московского Кремля: «Распятие, с евангельскими сценами» и «Воскресение, с евангельскими сценами» (обе - в ГММК; см.: Маркина Н. Ю. О двух памятниках времени Ивана Грозного из Успенского собора Московского Кремля//ГММК. Мат-лы и исслед. [Вып. 11]: Рус. худож. культура XV-XVI вв. М., 1998. С. 145-173), где в клеймах проиллюстрированы евангельские тексты, описывающие события Страстной недели. Помимо собственно житийных сюжетов в клеймах изображены притчи Спасителя, его беседы с учениками и диспуты с иудеями. Полемика с представителями др. христ. конфессий обусловила интерес к появлению иконографических сюжетов, связанных с объяснением вероучения. В XVII в. обе иконы играли важную роль в церковном убранстве Успенского собора, располагаясь около модели Гроба Господня. Сходный замысел лежал в основе иконы «Спас Смоленский, с притчами» в иконостасе Благовещенского собора Кремля (сер. XVI в., ГММК).

http://pravenc.ru/text/182315.html

Художественное оформление рукописи включает портреты и символы евангелистов на 8 отдельных листах, 8 заставок (5 больших и 3 в один столбец) и 440 инициалов, к-рые являются лучшими образцами рус. орнаментики неовизант. стиля. Заголовки чтений выполнены золотой краской поверх киноварной подложки, реже - киноварью. Верхнюю доску переплета покрывает золотой оклад. Заставка к Евангелию от Иоанна. (Л. 6). Евангелие Успенского собора Московского Кремля. Кон. XIV - 1-я четв. XV в. (ГММК. Кн. 34) Заставка к Евангелию от Иоанна. (Л. 6). Евангелие Успенского собора Московского Кремля. Кон. XIV - 1-я четв. XV в. (ГММК. Кн. 34) Исследователи единодушно относят рукопись к произведениям московского книжного искусства и правомерно сближают ее с такими памятниками времени митрополитов Киприана († 1406) и Фотия († 1431), как Евангелие Владимира Андреевича Храброго, Киевская Псалтирь, Евангелие Хитрово (РГБ. Ф. 304. III. 3/М. 8657, ок. 1400 г.), Андрониково Евангелие (1-я четв. XV в.- ГИМ. Епарх. 436). Телец (символ евангелиста Луки). Миниатюра из Евангелия Успенского собора Московского Кремля. Кон. XIV - 1-я четв. XV в. (ГММК. Кн. 34. Л. 128 об.) Телец (символ евангелиста Луки). Миниатюра из Евангелия Успенского собора Московского Кремля. Кон. XIV - 1-я четв. XV в. (ГММК. Кн. 34. Л. 128 об.) Иконографическая программа рукописи ближе всего к Евангелию Хитрово, вышедшему из центральной московской мастерской, возглавляемой Феофаном Греком , а затем прп. Андреем Рублёвым , или к их общему источнику. Особенностью Е. У. с. является наличие наряду с портретами евангелистов листовых миниатюр с изображениями их символов, вписанных в круги. В визант. рукописях такие изображения известны с XII в., встречаются в XIV в., в западноевроп. искусстве широкое распространение получили начиная с XI в. Символы евангелистов повторяются также на окладе Евангелия. Это дало основание И. А. Стерлиговой предположить, что миниатюры и оклад являются частями единого замысла. До наст. времени остается спорным вопрос о точной датировке рукописи. Нек-рые исследователи предполагают, что она была создана между 1393 и 1397 гг., основываясь прежде всего на участии в ее написании протодиак. Спиридона, однако большинство ученых склонны считать, что рукопись можно отнести к 1-й четв. XV в. Г. В. Попов предположил, что написанная в нач. XV в. рукопись нек-рое время оставалась непереплетенной, после приезда в Москву митр. Фотия она была украшена живописью и помещена в оклад. Однако реальная хронология создания рукописи может быть и иной. С приездом митр. Фотия в 1410 г. центральные московские мастерские пополнились художниками - выразителями нового духовного направления и художественного стиля, но это не исключало параллельной работы писцов, продолжавших традиции времени митр. Киприана.

http://pravenc.ru/text/180920.html

В Неделю святых отец и день памяти святителя Петра, митрополита Московского, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Кремля 3 января 2010 г. 13:42 3 января, в Неделю перед Рождеством Христовым, святых отец, и день памяти святителя Московского Петра, всея России чудотворца , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По прибытии в собор Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам свт. Петра, покоящимся в алтаре основанного святителем собора. Его Святейшеству сослужили: архиепископы Истринский Арсений , Сергиево-Посадский Феогност , Нижегородский и Арзамасский Георгий ; епископ Красногорский Савва ; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве, благочинный Центрального округа протоиерей Владимир Диваков ; благочинный Преображенского округа протоиерей Леонид Ролдугин ; директор Синодальной библиотеки Московского Патриархата протоиерей Борис Даниленко; члены Епархиального совета г. Москвы . За богослужением пел хор храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке . После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь , посвященную духовному значению воспоминаемых сегодня событий священной истории. По заамвонной молитве был пропет тропарь праздника. Предстоятель прочитал молитву ко свт. Петру и поклонился вместе с участниками богослужения мощам святителя. Затем Святейший Патриарх Кирилл поздравил верующих с днем памяти свт. Петра, отметив значение деятельности святителя для единства Русской Церкви: «Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником — днем памяти святителя Петра, великого Российского чудотворца, который соединял, пребывая здесь, в Москве, и Киев, и Владимир, и Москву — все исторические столицы, и поддерживал единство Русской Православной Церкви. В его память совершается особое торжественное богослужение в Успенском соборе Московского Кремля, который был заложен по его воле и по его благословению. После того, как заложен был сей собор, столица нашего государства перешла из Владимира в Москву; и верим, что и ныне Первопрестольный град Москва молитвами святителя Петра восходит от силы к силе. Мы же с вами должны христианским житием поддерживать духовную жизнь нашего Отечества, дабы сила Отечества была не только материальная, но и духовная, как всегда то было на Святой Руси. Молитвами святителя Петра да хранит Господь землю Русскую, Церковь нашу и всех, кто с верой и молитвой обращает к нему свое сердце. Аминь». Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/981967.htm...

Предположительно Рублев работал во всех известных видах иконописного искусства: ему принадлежат фрески, иконы, возможно также – книжные миниатюры. Некоторые ученые считают его автором миниатюр знаменитого Евангелия Хитрово – рукописи, изготовленной для Успенского собора Московского Кремля на рубеже XIV-XV веков. Среди творений Рублева – иконостас и фрески звенигородского храма Успения на Городце, фрески Успенского собора во Владимире, фрески храма Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре, иконостас и фрески Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, иконы из иконостаса Благовещенского собора Кремля. Время жизни Андрея Рублева совпало с возведением крупных иконостасов в Звенигороде, Москве и других городах Руси. Как мы помним, иконостаса в русском понимании этого термина в Византии не было. На Руси же иконостас приобрел центральное смысловое значение во внутреннем убранстве храма в связи с развитием деревянного храмового зодчества в монгольскую и послемонгольскую эпоху. Поскольку стены деревянного храма не расписывались, основной тематический акцент был перенесен на иконостас, что способствовало развитию последнего. Затем многоярусные иконостасы стали помещать и в каменных храмах, многие из которых вообще не расписывались фресками. При этом, как известно, количество ярусов увеличивалось в течение веков: к XV веку появляются трехъярусные иконостасы, в XVI веке – четырехъярусные, в XVII – пяти-, шести- и семиярусные. Нижний ряд таких иконостасов (искусствоведы называют его «деисусным чином») постепенно увеличивается в размерах. Принадлежащий Андрею Рублеву Звенигородский чин состоит из икон высотой около 160 см, на которых персонажи изображены в полный рост. Созданный в ту же эпоху иконостас Благовещенского собора Московского Кремля состоит из трех ярусов; при этом высота икон нижнего яруса – около 210 см. В иконостасе владимирского Успенского собора (1408) высота икон нижнего ряда – 313 см. Иконы Звенигородского чина уцелели чудом. Написанные около 1393–1394 годов, они были первоначально частью нижнего ряда иконостаса звенигородского собора Успения на Городце. Однако в начале XVII века на месте этого иконостаса был построен новый, а старые иконы развесили по стенам храма. В XVIII веке следы этих икон теряются; большинство из них, очевидно, было использовано в качестве дров для растопки. Однако в 1918 году три иконы – «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел» – были обнаружены реставраторами под грудой дров в одном из сараев Звенигорода. По мнению большинства исследователей, эти иконы являются частью первоначального Звенигородского чина и принадлежат кисти Андрея Рублева.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В праздник Успения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля 28 августа 2009 г. 13:47 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском Патриаршем соборе Кремля . Его Святейшеству сослужили епископы Красногорский Савва , Дмитровский Александр , Бронницкий Игнатий , Солнечногорский Сергий , Подольский Тихон , благочинные города Москвы и столичное духовенство. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился с проповедью о земной жизни, служении и Успении Божией Матери, о Ее образе по свидетельствам Священного Писания, Священного Предания и иконописи. На богослужении присутствовали заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации А.Д. Беглов и председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда . За Божественной литургией пел хор Свято-Данилова монастыря . По завершении Литургии Святейший Патриарх Кирилл возглавил крестный ход вокруг Успенского собора и совершил краткий молебен на соборной площади Кремля. Со ступеней собора Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил паству с отмечаемым праздником: «Всех вас, дорогие владыки, досточтимые отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Успения Пресвятой Богородицы. Это главный престольный праздник Патриаршего кремлевского Успенского собора, с воздвижением которого связано возвышение Москвы как столицы Русского государства. С этим храмом связаны самые значительные страницы нашей истории. Но и во многих других важных центрах Русского Православия есть Успенские кафедральные соборы. Успенский кафедральный собор есть и в городе Владимире, который был столицей Руси после Киева. А Киев славен Успенской Киево-Печерской лаврой и лаврским Успенским собором, который также был наименован в честь этого праздника. И во многих других городах кафедральные соборы посвящены этому дню — и не случайно.

http://patriarchia.ru/db/text/728348.htm...

В праздник Успения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля Москва, 28 августа 2009 г. 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском Патриаршем соборе Кремля. Его Святейшеству сослужили епископы Красногорский Савва, Дмитровский Александр, Бронницкий Игнатий, Солнечногорский Сергий, Подольский Тихон, благочинные города Москвы и столичное духовенство, сообщает пресс-служба Московской Патриархии . После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился с проповедью о земной жизни, служении и Успении Божией Матери, о ее образе по свидетельствам Священного Писания, Священного Предания и иконописи. На богослужении присутствовали заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации А.Д. Беглов и председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда. За Божественной литургией пел хор Свято-Данилова монастыря. По завершении Литургии Святейший Патриарх Кирилл возглавил крестный ход вокруг Успенского собора и совершил краткий молебен на соборной площади Кремля. Со ступеней собора Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом: «Всех вас, дорогие владыки, досточтимые отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Успения Пресвятой Богородицы. Это главный престольный праздник Патриаршего кремлевского Успенского собора, с воздвижением которого связано возвышение Москвы как столицы Русского государства. С этим храмом связаны самые значительные страницы нашей истории. Но и во многих других важных центрах Русского Православия есть Успенские кафедральные соборы. Успенский кафедральный собор есть и в городе Владимире, который был столицей Руси после Киева. А Киев славен Успенской Киево-Печерской лаврой и лаврским Успенским собором, который также был наименован в честь этого праздника. И во многих других городах кафедральные соборы посвящены этому дню — и не случайно.

http://pravoslavie.ru/31725.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010