Благодаря каменным иконкам с изображением Г. Г. в искусство Др. Руси проникли развитые композиции на евангельские сюжеты и темы истории Палестины эпохи крестовых походов. Отголоски иконографии, сложившейся в Латинской империи на основе синтеза вост. и зап. христ. искусства, в неизменном виде долгое время сохранялись в рус. памятниках. Образки изготовляли с XIII по XVI в. (не только в камне, но и в литье); в XIX в. к их традиции обратились старообрядцы. С развитием в XVI в. взгляда на Москву как на последнее правосл. царство почитание святынь Палестины обрело гос. масштаб и пошло по традиц. для Зап. Европы направлению. Уподобляя свое царство Св. земле, а столицу новому Иерусалиму, московские цари стремились к переносу на Русь топографии св. мест. Соответствующим образом выстраивалось чинопоследование церковных служб, появлялись новые формы торжественных процессий, изменились литургические предметы, выполнявшие функцию реликвариев и/или реликвий. Так, появился новый вид переработки форм «иерусалимов» («сионов») - известных с XI-XII вв. священных сосудов для евхаристического хлеба (Малый (XI в.) и Большой (XII в.) сионы из Софийского собора в Новгороде, Грановитая палата Новгородского кремля). Заказ и вложение подобного сосуда в храм князем символизировали заботу светской власти о Церкви и сопоставлялись с возведением храма Гроба Господня имп. Константином. Новые образцы выносных «иерусалимов» создавались в кон. XV в. в Москве (Большой и Малый сионы из Успенского собора Московского Кремля, 1486, ГММК). С XVI в. на Руси появились традиц. для христ. Востока плащаницы, а также прямые аналоги зап. «пасхальным гробницам». Не позднее сер. XVI в. на Руси установилась традиция уподобления архитектурных форм храмов форме шатра храма Гроба Господня. Так построены центричные царские храмы Москвы, напр. ц. Вознесения Господня в Коломенском и собор Покрова Пресв. Богородицы на Рву , игравший главную роль в представлении событий Евангелия, прежде всего Входа Господня в Иерусалим в Вербное воскресенье. Рядом с Покровским собором на Красной пл. было поставлено Лобное место, т. е. Голгофа; вероятно, предполагалось развить замысел, включив в него храм Святая Святых, к-рый окончательно уподобил бы Кремль Иерусалиму.

http://pravenc.ru/text/168157.html

в саккосе с орнаментом из вписанных в круги крестов, белом клобуке с херувимом, обеими руками поддерживает Евангелие. Эти памятники отражают основные изводы в иконографии П., получившие в дальнейшем значительное распространение. Среди деисусных изображений П. (преимущественно ростовых) можно выделить 3 варианта: святитель с приподнятыми в молении руками; с Евангелием в руке (руки могут меняться: в правой или в левой, в зависимости от поворота фигуры) либо двумя руками поддерживает Евангелие. Первый, довольно редкий вариант, представлен, напр., на пелене с образом Божией Матери «Неопалимая Купина» и избранными святыми 80-х гг. XV в. (ГРМ), в составе ростового деисусного чина на иконе ок. 1497 г. из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (КБМЗ), на иконе 1-й трети XVI в. из Пскова (ЦМиАР). Второй вариант изображения известен, в частности, на ростовой деисусной иконе кон. XV - нач. XVI в. из иконостаса Гуслицкого Преображенского мон-ря (ГРМ); возможно, к такому варианту извода относилась также несохранившаяся икона П. из деисусного чина 1481 г. иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Др. образцы этого же извода: деисусные иконы ок. 1558 г. (из ц. апостолов Петра и Павла в Кожевниках, НГОМЗ), 2-й пол. XVI в. из Успенского собора Черемшанского монастыря (Хвалынский краеведческий музей), 1685 г. (ГИМ), XVII в. (ВУИАХМЗ), 1660-1662 гг. из иконостаса ц. прор. Илии в Ярославле (ЯИАМЗ), XVII в. (ГВСМЗ); створка походного иконостаса XVII в. (?) (НГОМЗ). На иконе 1-й пол.- сер. XVII в. из Тихвина (ГИМ) на голове у П.- архиерейская шапка . Более поздний вариант имеется на иконе кон. XVII в. (из собрания икон Троицкой ц. с. Троице-Лыково, ц. Покрова Пресв. Богородицы в Филях, ЦМиАР): П. облачен в декорированный узорами саккос без крестов, митру, палицу, на груди - панагия; посох в его левой руке наделен чертами исторической реликвии. В 3-м иконографическом варианте П. изображен в составе ростового деисусного чина на иконах: 3-й четв. XVI в. из Троицкой ц. Троице-Сергиева монастыря в Свияжске (ГМИИРТ), ок. 1595 г. из ц. Преображения Кириллова Белозерского мон-ря (КБМЗ), «Святители Петр и Алексий Московские» кон. XVI - нач. XVII в. (КБМЗ; П. слегка приподнял Евангелие вверх), 1652 г. из ц. Воскресения Христова на Дебре и Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме, 2-й пол. XVII в. (ГМЗРК), 1778 г. письма И. В. Минина (из ц. Вход Господень в Иерусалим дер. Верховье (В. Мудьюга) Онежского р-на Архангельской обл., СГИАПМЗ). Подобным образом П. представлен на левой створке царских врат XVI в. (из ц. Ризоположения с. Бородава, КБМЗ; на правой створке - свт. Кирилл Александрийский); на левом поле Владимирской (Волоколамской) иконы Божией Матери ок. 1572 г. (из Иосифова Волоколамского мон-ря, ЦМиАР; на правом поле - свт. Иона, митр. Московский).

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Среди молившихся за Божественной литургией был международный гроссмейстер, президент Международной ассоциации фондов мира А.Е. Карпов. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь , посвященную духовному подвигу святителя Григория Паламы и священномученика Ермогена. По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил славление и прочитал молитву у раки с честными мощами священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца. Затем Предстоятель Русской Церкви поздравил собравшихся со второй неделей Великого поста и днем памяти святителя Григория и священномученика Ермогена. Святейший Владыка выразил свою радость в связи с тем, что, по уже установившейся традиции, в Патриаршем богослужении в Успенском соборе Кремля приняли участие представители одной из епархий Русской Православной Церкви. «Очень важно, что представители епархий посещают Первопрестольный город Москву, молятся вместе с Патриархом в историческом Успенском соборе, который является свидетелем значительной части нашей церковной и гражданской истории, — подчеркнул Предстоятель. — Его стены видели все: и расцвет нашего Отечества, и великое богоотступничество, когда закрылись двери Успенского собора и он превратился лишь в музей, когда прекратилась молитва пред гробницами Московских святителей». «Сегодня мы живем в совсем другой стране, и, несмотря на многие испытания и скорби, народ наш, пока еще на ощупь, но вступил на правильный путь, — продолжил Святейший Патриарх Кирилл. — Невозможно выносить оценку нашему возвращению на путь отцов — слишком мало прошло времени; но то, что это возвращение происходит, является очевидным фактом». «Дай Бог, чтобы прикосновение к Успенскому собору, к святыням Первопрестольного града укрепляло веру богомольцев, паломников, которые, возглавляемые своим архипастырем, приезжают в Москву для того, чтобы молиться вместе с Патриархом под этими священными сводами», — сказал Предстоятель, молитвенно пожелав «процветания древней благочестивой православной Рязанской земле», а также призвав благословение Божие на труды руководства Рязанской области «по укреплению духовно-нравственных основ жизни, по возрождению экономического благосостояния народа».

http://patriarchia.ru/db/text/1102818.ht...

На протяжении веков святыни, хранившиеся в Успенском соборе Кремля, оберегались от взора чужеземцев — они могли созерцать их лишь издали. Не было доступа к Ризе Господней и во время «нашествия галлов», когда Москва была занята наполеоновскими войсками. Она вместе с другими святынями была своевременно вывезена из Москвы в Вологду. После победы над Наполеоном патриаршая ризница была возвращена из Вологды в Москву, и Риза Господня заняла своё прежнее место в Успенском соборе. В 1837 г. А.Н. Муравьёв, исполнявший в те годы должность «секретаря за обер-прокурорским столом» в Святейшем Синоде, был в свите великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II), когда тот в сопровождении митрополита Московского Филарета (Дроздова) осматривал храмы Московского Кремля. Посетил он и спасённую во время Отечественной войны 1812 г. ризницу Успенского собора. Рассказывая об этом визите, Муравьёв, в частности, отметил: «Его высочество вспомнил, что при крещении каждого императорского младенца полагают ему в крест малую частицу от Ризы Господней; так простирается благословение патриаршее на всё его потомство». Это замечание подтверждается сведениями, содержащимися в ризничной описи церкви Зимнего дворца в Петербурге. В ней упомянут «образ Божией Матери Тихвинской, в золотой ризе, с крестиком, в котором частицы Риз Спасителя и Божией Матери. На обороте образа надпись: “Этим образом государыня императрица Мария Феодоровна благословила государя императора Александра Павловича в день его крещения 20 декабря 1777 года. А крестик возложен тогда же на него”». Отсюда следует, что Риза Господня находилась в ведении царской семьи, и российские правители могли распоряжаться святыней по своему благоусмотрению. Опись церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге подтверждает, что ковчег с частью Ризы Господней был «принят в ризницу из комнат государя императора Павла I». В перечне содержатся подробные сведения о чтимой святыне: «Золотой ковчег, устроенный наподобие книги, содержит нашитую на шёлковой подушке часть Ризы, или Хитона Господа нашего Иисуса Христа. Ковчег украшен эмалевыми изображениями четырёх евангелистов и страданий Господних, также бриллиантами, яхонтами и изумрудами...» Кратко упоминается и о другом, серебряном ковчеге, в котором также хранилась часть Ризы: «Ковчег серебряный, вызолоченный, с частями Древа Креста Господня, Ризы Господней и мощей разных святых». Частица Ризы благоговейно сохранялась в дворцовой церкви и в начале ХХ столетия.

http://patriarchia.ru/db/text/330913.htm...

В 1647 г. в Казанском соборе в Москве был освящен придел во имя Г. и свт. Варсонофия; большая «ветхая», возможно храмовая, икона с парным изображением святителей упоминается в описи собора 1771 г.; вероятно, стенные росписи включали сюжеты из Житий святителей. В стенописи 1642-1643 гг. Успенского собора Московского Кремля, над к-рой работали ок. 150 художников из различных городов России под рук. царских иконописцев Ивана и Бориса Паисеиных и Сидора Поспеева (поновлялась в XVIII-XIX вв.), полуфигурные изображения Г. и свт. Варсонофия помещены в кругах, друг против друга, на откосах верхнего центрального окна сев. фасада ( Левшин А. Г. , прот. Ист. описание первопрестольного в России храма, Моск. большого Успенского собора, и о возобновлении первых трех моск. соборов: Успенского, Благовещенского и Архангельского... М., 1783. С. 202). Образ Г. в розовой фелони, белом омофоре, низкой митре находится на сев. откосе окна (над фигурой свт. Евсевия Самосатского). Казанские святители Варсонофий, Герман и Гурий в молении Спасителю. Прорись. Кон. XVII в. (ГИМ) Казанские святители Варсонофий, Герман и Гурий в молении Спасителю. Прорись. Кон. XVII в. (ГИМ) В росписях Преображенского собора Евфимиева мон-ря в Суздале, выполненных в 1689 г. артелью костромского иконописца Гурия Никитина , большое ростовое изображение Г. расположено на видном месте у центральной алтарной апсиды, в сев. простенке. У него тонкие черты лица, удлиненная борода, взгляд обращен вправо, к алтарю, рука отведена в именословном благословении, другой он держит на плате Евангелие; фелонь светло-зеленая, на орнаментальной подкладке. В обширной программе стенописи 1694-1695 гг. ц. св. Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле, в сев. приделе во имя Г. и свт. Варсонофия, использованы сюжеты из житий святителей. На зап. галерее этого храма в круглом медальоне над аркой, среди др. святителей,- оплечное изображение Г. в омофоре и митре (Архив «Центрреставрация». Инв. 80ж/720. Отчет о реставрации живописи 1694-1700 гг. в зап.

http://pravenc.ru/text/168357.html

1989. [Вып.:] Худож. Памятники рус. Севера. С. 123-131). Образы Л. со 2-й пол. XV в. встречаются в многочисленных деисусных чинах храмов Ростовской епархии: посл. четв. XV в. из Борисоглебского мон-ря, 1-й трети XVI в. из Покровской ц. с. Гуменец ( Вахрина В. И. 2006. С. 64-71. Кат. 6; С. 100-119. Кат. 28), XVI в. из церкви с. Закедье, а также на иконах XVII в. из ростовских церквей Рождества Пресв. Богородицы, Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (Там же. С. 334-335. Кат. 100), Толгской иконы Божией Матери и Успенского собора (все в ГМЗРК). Л. изображен в деисусном ростовом чине иконы «Походная церковь» вместе со святителями Алексием Московским и Никитой Новгородским (сер. XVI в., ГТГ; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 83. 450). Образ Л. помещен на иконе «Святители Николай Чудотворец, Исаия и Леонтий Ростовские, с 20 клеймами жития свт. Николая» (XV в., ГТГ; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 214-215. 172). Н. В. Розанова датировала икону кон. XV - нач. XVI в. (Русские сокровища: Иконы и прикладное искусство XI - нач. XX в. из собр. ГТГ и музеев «Московского Кремля». Пуанхарью, 1996. Кат. 47). Л. изображался среди праведников на иконах «Страшный Суд». К таким ранним памятникам относится икона кон. XIV - нач. XV в. из московского Успенского собора (ГММК; Иконы Успенского собора. 2007. С. 166-175. Кат. 17) - 2 архиерея в белых клобуках, митр. Петр и Л. (?), замыкают группу праведников. На иконе «Страшный Суд», вложенной в Благовещенский собор Сольвычегодска Н. Г. Строгановым (1580-1590, СИХМ), Л. возглавляет шествие праведников в рай (Искусство строгановских мастеров: Кат. выст. М., 1991. С. 32). Были широко распространены единоличные изображения Л. в полный рост с разведенными в стороны руками; правой он благословляет, а на левой держит Евангелие. Подобная иконография характерна для святителей Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста, Климента Римского, митрополитов Московских Петра и Алексия. На иконе сер. XVI в. (ГМЗРК; Вахрина В. И. 2006. Кат. 51. С. 174-175) Л. представлен в полном архиерейском облачении: на нем зеленый полиставрий (крещатая фелонь), белый омофор, розовый подризник с коричневыми источниками, епитрахиль и палица, украшенные разноцветными камнями и жемчугом, на голове белый клобук.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

Новости В храме Христа Спасителя открылся Поместный собор Русской Православной Церкви 27.01.2009 12:34 Москва, 27 января, Благовест-инфо. О начале работы Поместного собора Русской Православной Церкви (РПЦ), призванного избрать шестнадцатого предстоятеля РПЦ, возвестили колокола соборного храма Христа Спасителя. Заседание проходит в верхнем храме соборного комплекса храма Христа Спасителя. В 12 часов дня архиереи, члены собора, прошествовали из заалтарного пространства в середину храма через боковые галереи и заняли свои места за столами, установленными в подкупольном пространстве. Митрополиты облачены в голубые мантии и белые клобуки, архиепископы и епископы - в сиреневые мантии и черные клобуки. Места для архиереев расположены в центре храма, слева и справа расположены места для духовенства и мирян. Работа собора началась с совершения молебна, который возглавил Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Были совершены молитвы – Святой Троице, Богородице и святителям Московским. После чтения Евангелия и сугубой ектении митрополит Кирилл прочитал молитву о помощи Божией в избрании нового патриарха, а также зачитал грамоту Архиерейского собора о созыве собора Поместного. После этого члены собора спели «Символ веры». Затем состоялось обсуждение состава рабочих органов собора и были зачитаны приветствия от представителей государственной  власти. В списке делегатов Поместного собора значатся более 700 человек. Открывшийся Поместный собор – шестой в новейшей истории России XX-XXI веков. Первый Поместный собор, ознаменовавшийся восстановлением патриаршества, состоялся в 1917-1918 гг в Успенском соборе Московского Кремля,  второй и третий – в 1945 и 1971 в храме Воскресения Христова в Сокольниках, четвертый в 1988 и пятый в 1990 году -- в Троице-Сергиевой лавре. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Он получил название местного ряда и украшался иконами Христа, Богоматери, Троицы и изображениями храмовых праздников. Ранние русские деисусные иконы XII века представляют собой трехфигурную композицию, написанную на одной горизонтальной доске. Позднее изображения стали писать на отдельных досках. Деисусный чин в конце XIV века состоял уже из семи фигур, как, например, в известном Серпуховском чине 1380 года из собраний Третьяковской галереи и Русского музея. В него входят, помимо средника, поясное изображение архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, симметрично расположенных по обе стороны от иконы Спасителя. Позднее иконографический состав деисуса усложняется. Так, в Благовещенском соборе Московского Кремля (1405) по обеим сторонам от фигур апостолов дополнительно помещены святители Василий Великий и Иоанн Златоуст , святые Георгий и Дмитрий, столпники Симеон и Данила. В иконостасе Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря находим уже 21 фигуру. 9–11. Иоанн Предтеча. Архангел Гавриил. Апостол Павел. Новгородская икона из деисусного чина. 2-я пол. – кон. XV в. 12. Пророки Даниил, Давид и Соломон. Икона пророческого ряда Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ок. 1497 г. Деисусный чин – это шествие предстоящих перед Христом «представителей отдельных иерархических категорий», по выражению И. Мысливца, и поэтому часто выбор святых сверх канонического семифигурного средника определялся богословскими и политическими интересами. Это могли быть русские митрополиты или святые патроны князей московского дома, местные святые или особо чтимые князья, канонизированные церковью. В XIV веке на Руси возникает еще один ярус иконостаса, который ставили над деисусным чином, – праздничный. Свое название он получил благодаря тому, что здесь помещают иконы на тему двунадесятых праздников, т.е. евангельские сцены христологического и богородичного циклов. Обычный состав включает двенадцать сюжетов, начиная с Благовещения расположенных по хронологии слева направо.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Особую роль в стремлении завладеть детинцем играло наличие Арсенала — артиллерийского склада оружия. Всё это находилось под охраной частей московского гарнизона. Помимо солдат и офицеров, в Кремле проживали мирные граждане: старики, женщины, дети, служащие Московского дворцового управления и Окружного суда. При храмах и в Успенской звоннице жили сторожа и звонари. В Синодальном доме располагались кельи иеромонахов и квартиры чиновников синодальной конторы. Здесь же находились действующие монастыри — Чудов и Вознесенский. Восемь ударов по монастырю Для революционеров древняя столица оказалась крепким орешком. Проправительственным вой­скам удалось взять под контроль центр города, вокзалы, почтамт и телеграф. Не смогли только склонить на свою сторону артиллерийские части: они выступили на стороне Военно-революционного комитета. Член ВРК Розалия Землячка отдала приказ «пострелять по Кремлю».  Шестидюймовое орудие разместили в палисаднике церкви Никиты Мученика на Швивой горке. Позже начальник артиллерийской батареи Н.С.Туляков вспоминал: «С этой позиции Кремль был виден как на ладони… В любую точку можно было класть снаряды». А вот свидетельство очевидца  С.П.Бартенева: «В четыре часа дня начался расстрел Кремля с Николаевского дворца, где помещался штаб юнкеров. Было насчитано 12 ударов по Николаевскому дворцу и 8 — по Чудову монастырю… Прицел стал передвигаться к Синодальному дому, и пошёл расстрел церкви 12 апостолов. Под вечер удары шли к Ивановской колокольне и Успенскому собору. Канонада продолжалась до восьми часов вечера». — Снаряды проламывали стены помещений, где хранились главные святыни Москвы, собиравшиеся веками, — рассказывает заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля Андрей Баталов. — Драгоценное напрестольное Мстиславово Евангелие с ювелирным окладом, выполненным по приказу Ивана Грозного, было повреждено осколками, но спасено. Один из снарядов попал в центральную главу Успенского собора. Расстрел главного храма страны стал знаком начала бесчисленных страданий Русской Церкви.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

стена галереи); работы были прерваны в связи со смертью большого количества мастеров. В 1654 г. Василий Ильин, также впосл. умерший от чумы, участвовал в росписи Троицкого собора Макариева калязинского монастыря (снятые со стен фрагменты сохр. в ГИМ и ЦМиАР) в качестве государева кормового иконописца. Сцены житийного цикла прор. Илии. Роспись ц. прор. Илии в Ярославле. Артель Гурия Никитина. 1680 г. Сцены житийного цикла прор. Илии. Роспись ц. прор. Илии в Ярославле. Артель Гурия Никитина. 1680 г. Монументальное искусство Костромы 2-й пол. XVII в. неразрывно связано с именем Гурия Никитина Кинешемцева, творчество которого оказало огромное влияние на стиль и программу костромской стенописи. Участвуя в возобновлении росписи Архангельского собора Московского Кремля с перерывами с 1660 по 1667 г., он в 1662 г. возглавил костромскую артель во время росписи Троицкого собора Данилова мон-ря в Переславле-Залесском (глава, своды и алтарная зона). Это первый известный случай приглашения монументалистов-костромичей для работы вне Костромы. Закончить работы в Переславле-Залесском не удалось, в т. ч. и после их возобновления в 1668 г., поскольку всех мастеров вызвали в Москву для росписи ц. свт. Григория Неокесарийского (не сохр.). В 1670-1671 гг. Гурий Никитин с костромской артелью стенописцев и мастерами из Ярославля принимал участие в росписи и возобновлении после пожара фресок Успенского собора в Ростове. Ок. 1672 г. костромской артелью был расписан собор Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме (не сохр.), однако степень участия в них Гурия Никитина неясна. В 80-х гг. XVII в. стиль живописи артели Гурия Никитина с присущей ей схемой росписи храмов, включающей развернутый евангельский цикл, Страстной цикл и апостольские деяния при отсутствии композиции «Страшный Суд», сложился окончательно. В это время под руководством мастера были выполнены стенописи ц. прор. Илии в Ярославле (1680, при участии ярославских мастеров), Троицкого собора Ипатиевского монастыря в Костроме (1684), Спасо-Преображенского собора Евфимиева мон-ря в Суздале (1689). Часть костромской артели под рук. ученика Гурия Никитина Василия Осипова Колпашникова в 1689 г. расписала Спасо-Преображенский собор Новоспасского мон-ря в Москве. После смерти Гурия Никитина (1691) местные стенописцы работали преимущественно в Костроме и ее окрестностях. Единственное исключение - росписи Знаменского собора в Вел. Новгороде (1702), выполненные более чем 30 костромскими мастерами под рук. московского иконописца Ивана Яковлева Бахматова, выступавшего в качестве подрядчика.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010