... То и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сделает, если я до захождения солнца вкушу хлеба или чего-нибудь 106 . Насколько велико искушение не соблюдать режим приема пищи, лучше всего известно тем, кто подвержен недугу переедания, о кото­ром шла речь в начале книги. Вполне понятно, почему именно это искушение столь опасно. Сопутствующее ему чувство пустоты не явля­ется настоящим голодом: это всего лишь выра­жение нашей внутренней неудовлетворен­ности, то есть вожделение. Чем чаще человек проявляет в отношении него слабость, тем ско­рее это чувство возникает вновь, постепенно подтачивая нашу волю к дисциплинированной жизни. 11. Забота о будущем В некоторых уже цитированных текстах можно выделить общую жизненную уста­новку – это забота о будущем или даже страх перед ним. В ряде мест такого рода установка выражена явно: Против помысла, который заботится о пище и питии и пренебрегает заботой об истине, [говори]: Яко беззаконие мое аз возвещу и попекуся о гресе моем 107 . Против помысла, который беспокоится о пище и питии, заботясь о том, где их достать, [говори]: Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает 108 . И опять Евагриевы опровержения недву­смысленно обнаруживают слабое место демо­нических внушений. Вместо того чтобы забо­титься о будущем, которое находится всецело в руке Божией, стоило бы позаботиться о насто­ящем, то есть об уже совершенных грехах, которыми будет обременено это еще не состо­явшееся будущее. Озабоченность будущим еще яснее облича­ется в следующих местах: Против помысла, который заставляет беспокоиться о недостатке хлеба, масла и [прочих] необходимых вещей, [говори]: ... Ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю 109 . Против помысла, который, несмотря на отсутствие голода, под предлогом гостеприимства скапливает хлеб, превышая его необходимое для пропитания количество, [говори]: Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже Семене его просяща хлебы 110 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

А что же диавол? Является ли он только частью «силы той, что без числа творит добро, всему желая зла» 149 ? Вопрос остается открытым и в книге Иова, и в книге Бытия. Мы нахо­димся на пути к ответу, почему дело обстоит именно так. Итак, чтобы соблазнить Адама, потребова­лась хитрость, так как откровенной ложью его было не уловить. Между тем хитрый змей лжет иначе, чем человек. Человек, как правило, про­сто оспаривает истину, тогда как диавол гово­рит только половину истины, чтобы на место второй половины, подвергнутой умолчанию, подставить ложь. Это ясно видно из иску­шений Христа в пустыне. Так же происходит и здесь. ... Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? ( Быт 3, 1 ). Ева говорит правду: ...Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог , не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть 150 . Коварный вопрос диавола преследует дво­якую цель. Сначала лукавому требуется «войти в контакт» с человеком, чтобы затем предста­вить запрет на вкушение плодов как проблему. Ведь до сих пор данная Богом заповедь не каза­лась человеку проблематичной. Он просто – напросто следовал ей без всяких размышлений. Она была столь же естественной, как и все тво­рение, обязанное своим бытием Божествен­ному произволению. Однако теперь запрет вдруг становится проблемой, в нем показа­лось возможным усомниться. Причем причи­ной этого послужил диалог со змеем, в кото­рый человек дал себя вовлечь, прислушавшись к искусителю. Уже здесь в человеческом пове­дении проявилась та черта, которую апостол Павел впоследствии назовет непослушанием первого человека (parakoe) 151 , то есть его невниманием гласу Божиему и слушанием иного, диавольского голоса. Эта первая оплошность Адама дает змею искомую возможность тут же поставить под сомнение Божественную заповедь и приписать ей свое собственное толкование. ...Нет, не умрете, но знает Бог , что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло 152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

2:13); даже более того, знание без деятельности и добродетелей подвергает осуждению. Итак, будем деятельны, чтобы избежать осуждения, и получить обещанные блага, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа (с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки Аминь). БЕСЕДА 6 1. Господь наш Иисус Христос, побуждая учеников Своих к великим подвигам, представляет в пример то Себя самого, то Отца Своего, то пророков. Так, Он говорит: « Так гнали и пророков, бывших прежде вас » (Мф. 5:12); и опять: « Если Меня гнали, будут гнать и вас » (Ин. 15:20); и еще: « Научитесь от Меня, ибо Я кроток » (Мф. 11:29); и еще: « Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд » (Лк. 6:36). То же делает и блаженный Павел. Побуждая (Филиппийцев) к смиренномудрию, он представляет в пример Христа, и не здесь только, но и когда беседует о нищелюбии. Так Он говорит: « Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас » (2 Кор. 8:9). Великую и любомудрую душу ничто столько не поощряет к добрым делам, как сознание, что она через это уподобляется Богу. И что может быть равносильно этому для побуждения? Ничто. Зная это, Павел, при убеждении (Филиппийцев) к смиренномудрию, сперва просил их и умолял, потом сказал внушительно: « Вы стоите в одном духе », сказал также: « это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения », наконец присовокупил: « Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба ». Внемлите, прошу вас, и воспрянете. Как меч, отточенный с обеих сторон, куда бы ни был направлен, хотя бы на многочисленные ряды войска, легко посекает и истребляет их, потому что отовсюду остр, и ничто не может устоять против острия его, — точно таковы и изречения Духа. Этими изречениями Он низложил последователей Ария александрийского, и Павла самосатского, и Маркелла галатийского, и Савелия ливийского, и Маркиона понтийского, и Валентина, и Манеса, и Аполлинария лаодикийского, и Фотина, и Софрония, и вообще все ереси. Итак, ожидая видеть такое зрелище, и столько рядов, падающих от одного удара, воспрянете, чтобы вам не лишиться удовольствия от этого зрелища. Если во время состязания колесниц на конских ристалищах всего приятнее видеть, когда кто, ударивши, опрокинет совсем колесницы с возницами, и опрокинув многие четвероконные колесницы с стоящими на них возницами, один промчится от исходного столба до конечного, — многочисленные отовсюду рукоплескания и клики поднимаются к небу, а он, как бы окрыленный этой радостью и рукоплесканиями, стремится на конях через все поприще, — то не гораздо ли больше будет удовольствия здесь, когда мы, при благодати Божией, опровергнем вдруг и одним разом все еретические системы и дьявольские ухищрения вместе с их возницами? И если угодно, сначала представим самые ереси по порядку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В каком порядке хотите — по нечестию, или по времени? Но порядок по времени мы знаем, а порядок по нечестию понять трудно. Итак, пусть первый предстанет Савеллий ливийский. Что же он говорит? Что Отец, Сын и Святой Дух только имена, принадлежащие одному лицу. А Маркион понтийский говорит, что Бог, устроивший все, не благ; что не Он Отец благого Христа, но другой некто праведный, и что Сын не принял плоти ради нас. Маркелл же, Фотин и Софроний говорят, что Слово не есть существо ипостасное, а сила, и что эта сила обитала в одном из потомков Давидовых. Арий признает Сыном (Иисуса Христа), но только по имени, — говорит, что Он есть творение, и гораздо ниже Отца. Иные говорят, что Он (Иисус Христос) не имеет души. Видишь ли наставленные колесницы? Смотри же и падение их, — как поражающий ниспровергает все вместе, одним ударом, вдруг. Как же ниспровергает? « Ибо в вас должны быть », — говорит, — « те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу ». От этого пали и Павел Самосатский, и Маркелл, и Савелий. « Он, будучи образом Божиим », — говорит (апостол). Если во образе, то как ты, нечестивец, говоришь, что Он получил начало от Марии, а до того времени не существовал? Опять, как ты говоришь, что Он был сила? Сказано: « Он, будучи образом Божиим, принял образ раба ». Скажи мне: образ раба — сила ли раба, или естество раба? Конечно, скажешь, естество раба. Следовательно, и образ Бога есть естество Божие, а не сила. Вот и Маркелл галатийский, и Софроний, и Фотин пали! 2. Вот и Савелий (опровергнуть). Сказано: « Не почитал хищением быть равным Богу ». А об одном и том же лице не говорится, что оно равно самому себе: равное бывает равно чему–нибудь. Видишь ли ипостась двух лиц, а не имена только без предметов? Ты слышал о предвечном существовании Единородного? И это против них. Что же теперь скажем против Ария, который говорит, что Сын имеет другую сущность? Скажи мне, что значат слова: « Приняв образ раба »? Они значат, отвечаешь, что Он сделался человеком.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Мф.26:75 .  И изшед вон плакася горько. И выйдя вон, плакал горько. Вышел вон боясь, чтобы не схватили и его как плачущего; а плакал он не как-нибудь, а горько. Марк ( Мк.14:72 ) сказал, что он начал плакать. Иоанн опустил это, как рассказанное другими. Видел грех, посмотри и на раскаяние. Для того и записаны как грехи, так и раскаяние святых, чтобы мы, согрешив, подражали их раскаянию. Падение Петра допущено не только по указанным причинам, но и для того, чтобы он научился прощать согрешающих, зная их слабость из своей собственной, – так как он должен был быть поставлен пастырем, – затем, чтобы, совершая великие чудеса, был смиренномудрым и, помня о своем падении, все приписывал Богу; подобно этому и апостол Павел, по допущению Божию, боролся с искушениями, чтобы он не превозносился, как сам сказал ( 2Кор. 12:7 ), – но преимущественно для того, чтобы для согрешающих был прекрасный пример раскаяния. Если первый из учеников, который видел и совершил такие чудеса, пал до отречения, но после того, как сознал свое преступление и раскаялся, не только в короткое время смыл его, но был поставлен пастырем других учеников и совершал многие и великие чудеса, – то никакому грешнику не нужно отчаиваться, но тотчас же покаяться, взирая на богатство милости Господа. И здесь нужно заметить, что, по словам Матфея ( Мф.26:59, 67, 69 ) и Марка ( Мк.14:55, 65–66 ), сначала происходил допрос у первосвященника, затем поругание над Иисусом Христом иудеев, а после того – отречения Петра; а по словам Луки ( Лк.22:56, 63, 66 ), сначала – отречения Петра, затем – поругание, а после того, когда уже наступил день, происходил допрос. Те не только рассказали случившееся, но обратили внимание и на порядок событий; а Лука, занявшись только рассказом о случившемся, не обратил внимания на самый порядок событий. Глава XXVII Мф.27:1–2 .  Утру же бывшу, совет сотвориша вси архиерее и старцы людстии на Иисуса, яко убити Его: и связавши Его ведоша и предаша Его Понтийскому Пилату игемону. Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Человек более не молится, в смысле совершения волевого акта (порой нелегкого), но он есть молитва, он дает смысл и голос немой и мучительно трудной молитве всего творения, и молитва эта, усовершая «добродетели», излучается из него как любовь, принимающая все и всех. Мы приходим к добродетелям, чтобы раскрыть сущности (logoi) тварных существ. Мы приходим к сущностям тварных существ, имея в виду утвердившего их Господа. Что же касается Его, Он обыкновенно является, когда молитва становится состоянием. Евагрий Понтийский О молитве, 52. Человек, этот странник на земле, этот изгнанник, понимает тогда, что нет у него иного пристанища, кроме Бога, Он творит себе обитель в единстве Отца и Сына — единстве, образующем самое пространство Духа. Отныне человека несет дыхание единства, полнота Троицы. Отныне в нем и им прославляется жизнь. Именно тогда осуществляется в нас молитва, обращенная Спасителем к Отцу о своих учениках: Да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них (Ин. 17,26)… Полнота любви, которою Бог возлюбил нас (1 Ин. 4,10), проникает в наше сердце через осуществление этой молитвы Господа… Вот каковы будут признаки этого: Бог станет нашей любовью и желанием, нашим научением и размышлением. Он станет нашей жизнью. Единство Отца с Сыном и Сына с Отцом охватит наши чувства и ум. И как Бог любит нас со всей полнотою любви, так и мы соединимся с Ним неумалимой любовью — так, что в Нем будем дышать, мыслить и говорить. Таким образом достигнем мы цели, о которой говорили и которую Господь предназначал нам в Своей молитве: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 21) Отче, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною (Ин. 17, 24). Такова должна быть наша цель: обрести уже в этой жизни дыхание единства как предвосхищение жизни и славы небесной. Таков предел совершенства: …чтобы вся наша жизнь, всякое движение сердца собрались в единую и непрерывную молитву. Иоанн Кассиан Собеседования, 10, 7.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

Основание праксиса составляет «соблюдение заповедей». В меньшей степени эти «заповеди» отражены в Декалоге (там они представлены не столь масштабно по сравнению с тем, как Иисус раскрыл и воплотил их духовный смысл), в большей — в поступках и предписаниях Христа, прежде всего в Нагорной проповеди с ее «заповедями Блаженства». Ведь «Блаженства» описывают Самого Христа, красоту Христа, а через Него — таинство самого Бога в «кенозисе» и любви. Соблюдать заповеди Христовы — значит любить Его и позволять Ему в самой нашей молящей немощи облечь нас Своей жизнью и преобразовать. Кто знает могущество заповедей Божиих и понимает свойства души, тот знает, что они целительны для нее и ведут ее к истинному созерцанию. Евагрий Понтийский Сотницы, 2, 19. Вот суть этих заповедей в строгом и конкретном стилизованном изложении Бенедиктинского устава. Здесь в каждой строчке встречается пример и речение Иисуса — будь то пояснение библейской заповеди, Его Нагорная проповедь или притча о Суде из двадцать пятой главы Евангелия от Матфея: Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 35, 40). Монах становится постепенно существом благословенным. Вера в безграничное милосердие Божие позволяет ему надеяться. Глубинное знание того, что он любим, влечет за собой не только возможность, но и требование служить ближнему и любить врагов. Страх Божий не позволяет человеку даже в состоянии бытийной тоски потеряться в неподлинном, безоговорочно отождествить себя с этим миром. Размышление об аде заставляет нас осознать, от чего Христос спас нас, если всем своим существом мы обратимся к спасению… (Некоторые темы — например, систематическое подавление дурных помыслов — будут рассмотрены в четвертой главе этой части книги.) Каковы средства доброделания? Прежде всего надлежит возлюбить Господа Бога всем сердцем, всей душой, всеми силами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

(32) Божественнейший Иоанн возвестил, говоря: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил ( Ин. 1:18 ). Кто же Явивший, если не рожденный от Девы и обитавший с людьми? Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним... После того Он явился на земле и обращался между людьми ( Вар. 3:36, 38 ). Как явился Он на земле и обращался между людьми, если не став человеком? Ибо Сам сказал: Бога не видел никто никогда. (33) Апостол говорит: Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба ( 1Кор. 15:47 ). Ведь тело не с неба доставлено, но, будучи Богом и Сыном Божиим по природе, Он сошел с небес и стал Человеком, второй Адам как второе начало для воссозидаемых и воскресением преобразуемых в нетление. Потому и говорит: Первый Адам душею живущею, второй Адам Духом животворящим ( 1Кор. 15:45 ). (34) Говорит Господь ученикам Своим: Идите, научите все пароды, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа ( Мф. 28:19 ). А божественнейший Павел сказал: Все, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились ( Рим. 6:3 ). Одного Сына упомянул Господь, сказав «и Сына», но не «и сынов». Апостол же утверждает, что мы крестились во Христа и в смерть Его. Итак, по-вашему, извергнут природный Сын, и внедрен усыновленный по благодати. Или вы крестились в четверицу. Но не мы, да не будет, – ведь мы крещены во имя Отца, и Сына, воплотившегося, и вочеловечившегося, и распятого плотью, и воскресшего, и Святого Духа, в Троицу единосущную и нераздельную. Ибо природный Сын Божий и единородный Бог ничуть не менее остался единосущен Отцу, даже вочеловечившись, как учит и символ церковный. (35) «Веруем в единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всех видимых и невидимых. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, единосущного Отцу, Которым все возникло, – ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечившегося. И распятого за нас при Пилате Понтийском, и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день по Писанию, и восшедшего на небеса, и восседающего одесную Отца; и вновь грядущего со славой судить живых и мертвых, Царству Которого не будет конца».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Многое из того, чему апостол Павел учил Тимофея и других своих учеников, равно и то, чему учили другие апостолы, записывали их преемники. Оно вошло в писания апостольских мужей ( Поликарпа Смирнского , Игнатия Богоносца и других), в древние символы веры , в последованиях Литургии, Крещения, Миропомазания и других священнодействий. Знакомясь с этими древними документами христианской литературы, мы убеждаемся, что содержание истины полнее в Церкви , чем в Писании. Во-вторых, Священное Писание содержит в себе словеса Духа Святого – истины из высшей и даже Божественной сферы бытия. Поэтому, чтобы правильно понимать Писание, необходимо руководство и помощь Духа Святого. Наличие огромного числа сект убеждает в том, что многие, берущиеся толковать Священное Писание, не понимают его. И это не потому, что оно написано трудным языком. Ведь проповедь апостолов была преимущественно обращена к простым и некнижным людям. Следовательно, причина непонимания Писания заключается в том, что люди сознательно, а чаще всего несознательно, по своей греховности, плотскости (плотяности), пристрастиям и другим причинам не принимают то, что внушает Дух Святой ( 1Кор. 2:14 ). Частая ошибка сектантских проповедников – это «вырвать» из Писания тот или другой стих и толковать его вне контекста других мест, относящихся к данной теме. При этом они выбирают именно тот текст, который, якобы, подтверждает их предвзятую идею, и игнорируют те места, которые эту идею опровергают. Произвольное обращение сектантами со словом Божиим привело к тому, что многие люди нашего времени стали скептически относиться к самому понятию истины. Умонастроение таких скептиков первый выразил Понтийский Пилат, который, услышав от Христа об истине, с иронией спросил: «Что есть истина?» и перевел разговор на другую тему, не дожидаясь ответа. Но мы верим в существование истины в Церкви потому, что в ней действует тот же Дух истины, Который наставлял апостолов. Как история показала, ни отдельные епископы, ни даже соборы, ни, конечно, народ не обладают непогрешимостью в вопросах веры. Непогрешимость в вопросах веры и морали дана Церкви в ее целом, в ее соборной гармонии епископов, духовенства и всех православных верующих. Церковь в своей совокупности составляет тело Христово, а Господь Иисус Христос – ее глава. О безупречной чистоте учения Церкви свидетельствует апостол Павел: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова, чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф.5:25–27 ). Поэтому Церковь и именуется «столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010