авва Евагрий Понтийский 10. ЕГО ЖЕ – НАСТАВЛЕНИЯ ДЕВСТВЕННИЦАМ 1. Люби Господа, и Он возлюбит тебя, служи Ему, и Он просветит сердце твое. 2. Чти Матерь твою (игуменью), как Матерь Господа, и не оскорбляй седин родившей тебя (по духу). 3. Люби сестр, как дочерей Матери своей, и не оставляй пути мира. 4. Восходящее солнце пусть застанет молитвенник в руках твоих, а после второго часа – рукоделье. 5. Молись непрестанно и помни Христа, возродившего тебя. 6. Избегай собрания мужей, чтоб не остался идол в душе твоей и не был тебе претыканием во время молитвы твоей. 7. Имеешь возлюбленного Христа, отвергни же всех мужей, и не будет укоризненна жизнь твоя. 8. Раздражение и гнев отдали от себя, и злопамятство да не коснит в сердце твоем. 9. Не говори: нынче поем, а завтра попощусь, ибо не знаешь, что родит находящий день. 10. Есть мясо – нехорошо, и пить вино непристойно. То и другое позволительно только больным. 11. Дева беспокойная не спасется, и живущая утешно не узрит Жениха своего. 12. Не говори: опечалила меня раба (послушница), воздам ей, ибо нет рабства между дочерями Божьими. 13. Не давай слуха твоего речам суетным и бегай от вестей праздношатающихся старух. 14. На пиры пьянствующих не смотри, и на браки мирские не ходи: нечиста пред Господом всякая дева, творящая сие. 15. Открывай уста свои для слова Божия и обуздывай от многословия. 16. Смиряйся пред Богом, и возвысит тебя десница Его. 17. Не отворачивайся от бедного во время нужды его, и не оскудеет елей в светильнике твоем (в час нужный). 18. Все твори ради Господа и не ищи славы человеческой, слава человеческая как цвет травный, слава же Господня пребывает во век. 19. Деву кроткую любит Господь, дева же гневная ненавистна Ему. 20. Послушливая дева обрящет милость, противоречивая же крайне неразумна. 21. Ропотливую деву погубит Господь, благодарную же за все избавит от смерти. 22. Срамен смех и укоризненно бесстыдство (очей), всякая же неразумная впадет в них. 23. Красящаяся одеждами теряет и стыдливость взора. 24. Не закосневай с мирянами (-нками), чтоб не отвратили они сердца твоего и не сделали тщетными советы правых.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Праздник Преображения Господня — праздник Богоявления, праздник явления Божией любви к человеку. Любви Бога Отца — «ибо так возлюбил Бог мир, что послал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». И любви Сына Божия — Господа Иисуса Христа, Который так возлюбил Своих друзей, что жизнь Свою отдает за них. И любви Духа Святого, Который любовью Своей, как облаком, покрывает Христа и Его учеников. Но только тот, кто видит в этом благодатном свете весь мрак того часа, когда солнце померкло, когда Господь от лица каждого из людей, потерявших этот свет жизни, возопил: «Боже, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил!» — только такой человек может узнать тайну Бога, явившегося в мир, «Света от Света, Бога истинна от Бога истинна», и истинного человека, распятого при Понтийском Пилате. Только тот, кто видит Христа во плоти, как ученики Его видят, может увидеть Его в Божественной славе. Как можем мы видеть Его во плоти сейчас? Увидеть Христа во плоти сейчас — значит помнить о том, что Он совершил, живя здесь, на земле, как человек. Как Он скорбел, как Он трудился, как плакал, как изнемогал в Своих трудах, для того, чтобы до всех людей донести слово спасения. Познать Христа, живущего во плоти, значит быть причастным Его земной жизни. Мрак сегодня в мире как никогда велик, оттого что не знают Христа во плоти и не могут поэтому знать Его славу. Все ложные духовности, все ложные религии, все ложные, прелестные духовные состояния — всегда связаны именно с этим. Люди не знают Христа, пришедшего во плоти, и хотят сразу знать Его славу, Его благодать. Но это невозможно. Знание Христа во плоти, знание того, что Он был плотью Своею распят на Кресте, предполагает нашу готовность к такому служению Богу, которое открывается нам Его Преображением. В день Крещения, когда была показана тайна Пресвятой Троицы, Господь вышел на проповедь, на общественное служение миру. А в праздник Преображения это явление Пресвятой Троицы означает Его путь к Иерусалиму, ко Кресту. И каждый, кто хочет знать Христа во плоти и хочет приобщиться Его славе, должен устремляться по тому пути, который предлагает Господь. Должен взять крест свой и следовать за Господом.

http://moral.ru/6175-2/

1. Господь наш Иисус Христос , побуждая учеников Своих к великим подвигам, представляет в пример то Себя самого, то Отца Своего, то пророков. Так, Он говорит: " Так гнали и пророков, бывших прежде вас» ( Мф. 5:12 ); и опять: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» ( Иоан. 15:20 ); и еще: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток» ( Мф. 11:29 ); и еще: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» ( Лк. 6:36 ). То же делает и блаженный Павел. Побуждая (филиппийцев) к смиренномудрию, он представляет в пример Христа, и не здесь только, но и когда беседует о нищелюбии. Так Он говорит: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас» ( 2Кор. 8:9 ). Великую и любомудрую душу ничто столько не поощряет к добрым делам, как сознание, что она через это уподобляется Богу. И что может быть равносильно этому для побуждения? Ничто. Зная это, Павел, при убеждении (Филиппийцев) к смиренномудрию, сперва просил их и умолял, потом сказал внушительно: «Вы стоите в одном духе» ( Флп.1:27 ), сказал также: «это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения»( Флп.1:28 ), наконец присовокупил: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба». Внемлите, прошу вас, и воспрянете. Как меч, отточенный с обеих сторон, куда бы ни был направлен, хотя бы на многочисленные ряды войска, легко посекает и истребляет их, потому что отовсюду остр, и ничто не может устоять против острия его, – точно таковы и изречения Духа. Этими изречениями Он низложил последователей Ария александрийского, и Павла самосатского, и Маркелла галатийского, и Савелия ливийского, и Маркиона понтийского, и Валентина, и Манеса, и Аполлинария лаодикийского, и Фотина, и Софрония, и вообще все ереси. Итак, ожидая видеть такое зрелище, и столько рядов, падающих от одного удара, воспрянете, чтобы вам не лишиться удовольствия от этого зрелища. Если во время состязания колесниц на конских ристалищах всего приятнее видеть, когда кто, ударивши, опрокинет совсем колесницы с возницами, и опрокинув многие четвероконные колесницы с стоящими на них возницами, один промчится от исходного столба до конечного, – многочисленные отовсюду рукоплескания и клики поднимаются к небу, а он, как бы окрыленный этой радостью и рукоплесканиями, стремится на конях через все поприще, – то не гораздо ли больше будет удовольствия здесь, когда мы, при благодати Божьей, опровергнем вдруг и одним разом все еретические системы и дьявольские ухищрения вместе с их возницами? И если угодно, сначала представим самые ереси по порядку.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 3 Зач. 9-е. Иоанн Предтеча и Креститель Христов и его проповедь. Читается в навечерие Богоявления. Лк.3:1 . В пятое же нáдесяте лето владычества тивéриа кéсаря, обладáющу понтийскому пилáту Иудéею, и четвертовлáствующу Галилéею Ироду, Филиппу же брáту егó четвертовлáствующу итурéею и трахонитскою странóю, и лисáнию Авилиниею четвертовлáствующу, (В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,) То обстоятельство, что еванг. Лука так точно обозначает время явления Предтечи, показывает, что это явление имеет важное значение в Евангельской истории. С другой стороны, св. евангелист хотел чрез это изобразить то состояние мира, при каком имело совершиться искупительное служение Иисуса Христа роду человеческому – что Иудея уже была в то время римской провинцией и т. и. Тиверий был сыном и преемником Римского императора Октавия Августа, в правление которого родился Иисус Христос. 15-й год правления Тиверия падает на время, когда Иоанну Предтече было 30 лет, – возраст, с которого, по закону, евреи могли вступать в общественную службу. Понтий, по прозванию, Пилат был пятым правителем (прокуратом, игемоном) Иудеи со времени присоединения ее к Римской империи. Получил он власть от Тиверия в 26 году по Р. Христове. Ирод (Аптипа), как равно и Филипп, были сыновья Ирода великого, царя Иудейского. После смерти Ирода, по его воле и по приказанию Римского императора Августа, из детей его Архелай получил в управление Иудею, Самарию и Идумею; Ирод Антипа – Галилею и Перею; Филипп – Ватанею, Трахонитиду, Авранитиду и др. Итурея – область на востоке, за Иорданом, древний Галаад; название ее произошло от Иетура, одного из сыновей Измаила ( Быт.25:15 ). Трахонитская страна (область) лежала рядом с Итуреею, к северо-востоку от нее. Четвертовластвующу (был четверовластником). Название четверовластник первоначально означало правителя четвертой части известной страны или области, но затем стало означать вообще правителя. Авилиния, – это была Сирская область, на северо-востоке Галилеи; так называлась она от главного города в ней Авилы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Словно в земных водах Крещения, в водовороте мира встает Христос И разделяет с нами любое страдание 18 января, 2018 И разделяет с нами любое страдание Почему мы боязливо называем Бога – Господь, посылает ли Он целенаправленно страдания, и почему нет для Бога чужих – рассказывает Ольга Шульчева-Джарман. Господь-то видит и попускает Ольга Шульчева-Джарман Как так вышло, что мы в нашей повседневной благочестивой речи большей частью называем Христа Спасителя боязливо-уважительно – «Господь»? «Ну, Господь-то знает. Он меня и наказал». «Ну, Господь-то видит. Это за мои грехи». «Вот ты прогневила Господа, вот Он тебе и показал, что происходит от непослушания». «Я грешна, я ропщу на Господа – почему я одна осталась с больным ребенком, а муж ушел? Почему Господь это попускает? Значит, это для чего-то надо?» «Господь» в этих фразах напоминает какого-то «господина», барина-хозяина, до которого далеко и у которого, как у всякого большого начальника, непредсказуемый и скверный характер, особенно когда надо «вразумить» людишек. Этот господин хороший сидит и попускает по своему капризу, непонятному никому, кроме него, бесцельному и бессмысленному. «Бог попускает» – что это? Сидит на облачке такой сытый довольный бог (именно с маленькой буквы) и попускает: попускает ребенку умереть от рака, отцу троих детей попасть под машину и стать обездвиженным инвалидом, матери годовалого ребенка заболеть тяжелым психическим заболеванием, которое фактически лишит ребенка мамы… И благочестивые люди, которых миновало такое страшное человеческое горе, разведут руками и скажут – вот Господь попустил искушение им, этим другим! Для чего, интересно? За грехи или так, на будущее, для острастки? Посылает ли Бог страдания Удивительно! Ведь в первые века христианства слово «Господь» было радостным исповеданием того, что Человек Иисус Христос, распятый при Понтийском Пилате, явил Своим Воскресением, что Он – Бог, что Он – Истинный и Долгожданный Сын Божий, и значит, прошло время бессмысленной скорби. Когда-то, в глубокой древности, имя «господь» относили к Ваалу – жестокому господу, господину, требовавшему от человека жертв самым дорогим – первенцем. Слово «Ваал» и значит – «господин, господь». И Истинный Бог, словно перехватив меч у врага, сначала учит уста привыкшей к именам ваалов дочери Израилевой произносить Его Имя вместо их страшных имен, а потом говорит: «Ты не будешь более звать Меня: «Ваали» (господин мой). И удалю имена Ваалов от уст ее, и не будут более вспоминаемы имена их… И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа. И будет в тот день, Я услышу, говорит Господь, услышу небо, и оно услышит землю» (Осия, 2:16-21).

http://pravmir.ru/slovno-v-zemnyih-vodah...

Учение христианской веры о единородном Сыне Божием, Втором Лице Пресвятой Троицы, содержится в следующих шести членах символа веры : И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, Иже от Отца рожденного, прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийском Пилате, страдавша и погребенна и воскресшего в третий день по Писанием; и восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, и паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. Таково учение символа веры о Втором Лице Пресвятой Троицы; учение это исполнено неисчерпаемой Божественной глубины и, вместе, величайшего утешения для всех грешников. Рассмотрим ближе содержание этого учения. Как и в первом члене символа веры , здесь говорится о божеском Лице и о божеском деле. Божеское Лицо, о котором говорится здесь, есть Сын Божий, божеское дело – есть дело спасения нас, человеков, по которому Сын Божий и называется Спасителем. Спаситель и спасение – таково общее содержание этого учения. Частнее в приведенных словах символа выражаются сначала имена нашего Спасителя и определяются Его божеские свойства, как Единородного Сына Божия. Затем в них говорится о вочеловечении и рождении Сына Божия, о страдании, смерти и погребении и, наконец, о воскресении, вознесении на небо, сидении одесную Бога Отца, будущем втором пришествии для суда над живыми и мертвыми и бесконечном царстве Его. Таким образом, учение символа веры о нашем Спасителе начинается указанием на то, кто есть наш Спаситель. Наш Спаситель есть именно Господь Иисус Христос, единородный Сын Божий. Имя Господь относится к божеской природе Иисуса Христа и указывает нам, что наш Спаситель есть истинный Бог; имена же: Иисус Христос относятся к человечеству Его. Значит, первое человеческое имя Спасителя есть имя Иисус. Указание на это имя мы находим в повествовании евангелиста Луки о благовещении Пресвятой Деве Марии о рождении от Нее Спасителя. «Не бойся Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его». Так говорил Пресвятой Деве Марии Архангел Гавриил, возвещая Ей о рождении от Нее Спасителя. Он послан был к Ней Богом и возвещал Ей это по повелению Божию. Значит и имя Иисус дано было Сыну Пресвятой Девы Марии по повелению Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Так говорит Господь: «Не иссякнет кувшин с мукою, и кувшин с елеем не уменьшится до того дня, когда Господь даст дождь на землю» ( 3Цар.17:14 ). 9 . Против души, которая хочет идти по пути святых, насыщаясь хлебом и водой: И сказал царь Израильский: «Возьмите Михея и пошлите его к Эмиру, начальнику города, и скажите Иоасу, царскому сыну, чтобы он посадил его в темницу и чтобы он ел хлеб скорби и воду скорби, пока я не возвращусь с миром» ( 3Цар.22:26–27 LXX). 10 . Против помысла, который говорит нам: «Смотри, запасов, которые мы собрали, не хватит ни для нас, ни для братьев, которые придут к нам»: Ибо так говорит Господь: «Они будут есть и оставят [немного]». И они ели и оставили [немного], по слову Господа ( 4Цар.4:43–44 ). Из [Псалмов] Давида 11 . Против помысла, который ожесточает меня за жизнь в стеснении бедности: Господь пасет меня, и я ни в чем не буду иметь недостатка ( Пс.22:1 ). 12 . Против помысла, который, даже когда нет нужды, [заставляет] собирать больше хлеба, чем нужно, под предлогом гостеприимства: Я был молод, и вот, состарился, и не видел праведника оставленным или семени его ищущим хлеба ( Пс.36:25 ). 13 . Против помысла, который заботится о пище и одежде, но пренебрегает заботой об истине: Ибо о беззаконии моем я объявлю, и буду внимать (µεριµνσω) греху моему ( Пс.37:19 ). 14 . Против помыслов, которые советуют нам и говорят: «Не живи так строго; постом и постоянным трудом ты изнуришь свое слабое тело»: И будет трудиться он вечно, и будет жить до конца, чтобы не видеть тления (καταφθορν), когда увидит мудрецов умирающими ( Пс.48:10 ). 15 . Против помысла, который говорит мне: «Не изнуряй себя так нещадно и не отягощай душу свою бдением»: Сердце сокрушенное и смиренное Бог не презрит ( Пс.50:19 ). 16 . Против помысла, который беспокоится о пище и питье и старательно ищет, где бы их достать: Возложи на Господа заботы свои, и Он поддержит тебя ( Пс.54:23 ) 6 . 17 . Против помысла, который говорит мне: «Бдение не приносит тебе никакой пользы; напротив, оно собирает много помыслов против тебя»:

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Человеку невозможно устранить страстные воспоминания, если он не приложит попечения о желательном и яростном [началах своей души]: первое ему следует истощать постом, бдением и сном на голой земле, а второе умерять долготерпением, прощением обид и милостыней. Из этих двух страстей образуются почти все бесовские помыслы, которые ввергают ум «в бедствие и пагубу» ( 1Тим 6.9 ). Никто не может одолеть эти страсти, если не пренебрежет он яствами, богатством и славой [мирской], а также если не пренебрежет он телом, ибо бесы часто пытаются нанести [свои] удары по нему. Необходимо подражать тем, которые, подвергаясь опасности на море от сильных ветров и вздымающихся волн, выбрасывают [за борт лишние] вещи. Однако, делая это, следует бдить, чтобы не быть на виду у людей, ибо иначе можно потерпеть более страшное, чем прежнее, кораблекрушение, попав под встречный ветер тщеславия. Поэтому и Господь наш, воспитывая ум – кормчего [нашего], говорит: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» ( Мф 6.1 ). Также: «когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» ( Мф 6.5 ). И еще: «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» ( Мф 6.16 ). Но здесь следует внимать Врачу душ: как он посредством милостыни исцеляет яростное [начало души], посредством молитвы очищает ум, а желательное [начало души] изнуряет постом. Из этого и образуется новый человек, «который обновляется... по образу Создавшего его» ( Кол 3.10 ), в котором, вследствие бесстрастия, «нет мужеского пола, ни женского» ( Гал 3.28 ) и в котором, благодаря единой вере и любви, «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» ( Кол 3.11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Дан.8:3 . Поднял я глаза мои и увидел: вот, один овен сто­ит у реки; у него два рога, и рога высокие, но один выше другого, и высший поднял­ся по­сле. По объяснению ангела Гавриила, овен с двумя рогами означает «царей мидийского и персидского» ( Дан.8:20 ), т. е. Мидо-Персидское царство, олицетворяемое в своих царях (ср. ( Дан.2:38, 8:21–22 ) – большой рог между глазами козла – первый царь греческий, а четыре других рога у того же животного – «четыре царства, имеющие восстать из этого народа». Животное – образ целого народа). Состоявшее из двух народностей, но в сущности нераздельное, Мидо-Персидское царство начало свою историю, как именно Мидийское: при Киаксаре персы были в подчинении у мидян. Но при Кире персидском отношения между народностями изменяются: власть переходит к персам (ср. Эсф.1:3 ), создавшим мировую монархию. Эта историческая последовательность в преобладании более сильных персов над мидянами и обозначается в видении той подробностью, что «высший (рог) поднялся после». Что касается представления мидо-персидского царства под образом овна, то оно, соответствуя персидской символике (см. толкование Дан.7:2–3 )и еще у Амония Марцеллина, по словам которого, персидский царь, стоя во главе войска, как его предводитель, носил вместо диадемы голову барана), характеризует мидо-персидскую монархию со стороны ее прочного материального благосостояния, крепости, соединенной с малоподвижностью и неповоротливостью. Дан.8:4 . Видел я, как этот овен бодал к западу и к северу и к югу, и никакой зверь не мог устоять про­тив него, и никто не мог спасти от него; он делал, что хотел, и величал­ся. С появлением «высшего рога» овен начал проявлять свою силу: он бодал (образ преобладания – Иез.34:21 ), и никто из зверей не мог устоять пред ним. И действительно, за воцарением Кира последовал целый ряд предпринятых с целью завоевания походов персидских царей на запад (малоазийские города, Сирия, Вавилон), север (народы понтийские и скифские) и на юг (Египет). Дан.8:5 . Я вниматель­но смотрел на это, и вот, с запада шел козел по лицу всей земли, не касаясь земли; у этого козла был видный рог между его глазами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

То, с чем он связывает какое-либо удовольствие. “Невозможно пробудить гнев в том, кто не гоняется за пищей, богатством или славой” (Евагрий Понтийский). Тем не менее, отцы сосредотачиваются на идее о невозможности получить что-то земное. Современная же психология часто говорит о внутренних, душевных потребностях – таких, как потребность в принятии или потребность в независимости и свободном принятии решений. Еще одна причина возникновения гнева – пережитая несправедливость. “ Когда у людей возникают враждебные мысли и/или когда они думают о страданиях, которые им пришлось пережить, или о несправедливостях, допущенных по отношению к ним, велика вероятность того, что они будут чувствовать гнев и агрессивные побуждения” (Берковец, “Агрессия”). “Первичной причиной может стать, например, перенесенная несправедливость, оскорбление, настоящее или воображаемое, незаслуженная клевета, безосновательный упрек или даже преследования и побои. То, что мы претерпели, вызывает гнев и ярость, которые настойчиво взывают к мести ” ( о. Габриэль Бунге. «Вино дракона и хлеб ангельский» ). Кроме того, в нас может накапливаться раздражение от стресса, связанного с плохими жизненными условиями: громкими звуками, неприятным запахом, недосыпом. И еще один фактор, пробуждающий гнев, – соперничество. Что же с гневом не так? “21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. 22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной” (Мф 5:21-22). Христос соотносит здесь гнев с убийством и оскорблениями. То есть с тем, что вредит другим людям и противоположно любви. Исследования агрессии в XX веке показали, что действительно наше желание причинить боль и какой-либо ущерб человеку часто связано с состоянием гнева. Хотя и не стоит однозначно приравнивать агрессию к гневу. Обычно в таких исследованиях испытуемым предлагают “наказывать” другого человека с помощью ударов тока.

http://blog.predanie.ru/article/gnev-svy...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010