P. 12). После этого Е. П. по совету наставников отправился на родину монашества - в Египет, чтобы поучиться у знаменитых отцов-пустынников. С прп. Меланией, Руфином и др. насельниками мон-рей на Елеонской горе (в частности, с Анатолием - см.: Bunge. Briefe aus der Wüste. 1986. S. 32-36) Е. П. переписывался на протяжении всей жизни. Евагрий Понтийский. Гравюра. 50-е гг. ХХ в. В 383 г. Е. П. прибыл в Египет и поселился в Нитрийской пустыне, находившейся в 50 км на юго-восток от Александрии (см. Нитрия ). Там он в течение 2 лет прошел школу киновиального подвижничества, возможно, под началом Альбина (Албания), родственника прп. Мелании Старшей ( Pallad. Hist. Laus. 47. 3; Dysinger. 2005. P. 13. Not. 26), а затем, стремясь к более уединенной жизни, переселился в пустыню Келлии , находившуюся в 18 км к югу от Нитрии, где присоединился к жившим там отшельникам, среди которых провел оставшиеся 14 лет жизни. По свидетельству древних историков и сочинений Е. П., он прошел суровую школу монашеского делания под рук. преподобных Макария Александрийского и Макария Великого (Египетского - Socr. Schol. Hist. eccl. IV 23; Gennad. Massil. De script. eccl. 11; см. также: Bunge. 1983. P. 215-227, 323-360). Прп. Макарий Египетский был основателем монашеской общины в пустыне Скит , находившейся в 58 км на юго-восток от Нитрии, но духовно окормлял и монахов из Келлий, к числу которых принадлежал Е. П. ( Evagr. Pract. 29, 93; Rufin. Hist. mon. 27). Прп. Макарий Александрийский был священником и своего рода настоятелем Келлий, в чьем подчинении был и Е. П. ( Evagr. Pract. 94). Полуотшельнический уклад жизни, к-рый вели монахи-келлиоты, позволял им временные отлучки с целью получения духовного наставления, так что Е. П. изредка находил возможность посещать знаменитых егип. подвижников, живших на значительном расстоянии от Келлий. Помимо регулярных посещений прп. Макария Египетского в Скиту он посещал Иоанна Ликопольского в Фиваиде и Дидима Слепца на острове в Мареотийском оз. неподалеку от Александрии.

http://pravenc.ru/text/180865.html

«О хранении ума» философские познания никак не проявляются; 4) монофизитские воззрения, приписывавшиеся нек-рыми исследователями Исаии Газскому, не только не утверждаются в «О хранении ума», но в нек-рых случаях опровергаются; 5) с т. зр. Христу, «Аскетикон» является произведением не палестинского, а егип. подвижничества, и в особенности скитского (см.: Χρστου Π. Κ. Ελληνικ πατρολογα. Θεσσαλονκη, 1987. Τ. 3. Σ. 217–219). 3.  Евагрий Понтийский . «Наставления о монашеской жизни» («Наставления о подвижничестве») (в нек-рых рукописях Υποτπωσις), называемое также «Основы монашеской жизни» (Τν κατ μναχον πραγμτων τ ατια; Rerum monachalium rationes – CPG, N 2441. Изд.: PG. 40. Col. 1252–1264; Θιλοκαλα. 1782. P. 41–46. 1957. Τ. 1. Σ. 38–43. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 1. С. 590–598), – 11 глав. «О лукавых помыслах» (De malignis cogitationibus. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 46–56. 1957. Τ. 1. Σ. 44–57; PG. 40. Col. 1240–1244; 79. Col. 1200–1233; SC. 438 – под именем Нила Синайского . Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 1. С. 618–636). 5 кратких изречений из «Глав о трезвении» (Practicus. 29, 32, 91, 94, 15; Εκ τν νηπτικν κεφαλαων – CPGS, N 2430. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 56–57. 1957. Τ. 1. Σ. 58; SC. 171. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 1. С. 584 – только 29-я гл.). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин . Гравюра. 50-е гг. ХХ в. 4. Прп.  Иоанн Кассиан Римлянин . «Послание к епископу Кастору о восьми вредных помыслах» (CPG, N 2266; CPL, N 513. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 61–76. 1957. Τ. 1. Σ. 61–80; PG. 28. Col. 872–905) – сокращенный перевод c лат. на греч. сочинения «О правилах общежительных монастырей» (Ioan. Cassian. De inst. coenob. V-XII). «К авве Леонтию о святых скитских отцах и о рассуждении» (CPL, N 513. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 77–87. 1957. Τ. 1. Σ. 81–93) – сокращенный перевод c лат. на греч. «Собеседований египетских подвижников» (Ioan. Cassian. Collat. I-II). Греч. переводы сочинений прп. Иоанна Кассиана , включенные в греч. «Д.», были выполнены по сокращенному варианту, составленному Евхерием (см.: CSEL.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Евагрий родился ок. 345 г., в селении под названием Ивор (в Понтийской области), в семье пресвитера. Отец Евагрия был в хороших отношениях со св. Василием Великим , под каноническим надзором которого и находился (Понт тогда составлял часть Каппадокийской митрополии). Похоже, что Евагрий получил хорошое домашнее образование и был замечен св. Василием и произведен им во чтецы. Таким образом, юные годы Евагрий провел у ног Великого Василия. Уже в это время Евагрий получает хорошое образование во внешних науках. По смерти столпа Православия (разумеем свт. Василия), который внезапно скончался в 379 году 57 , Евагрий отправляется, возможно, не без желания самого Василия в Константинополь к свт. Григорию Богослову , который становиться «вторым учителем» Евагрия. Свт. Григорий рукопологает Евагрия во диакона и Евагрий становиться нечто вроде секретарем Григория и верным помощником в борьбе против ариан. Вместе со св. Григорием Евагрий присутствовал и на Вселенском соборе 381 г. Блеск и красота столицы сильно притягивают молодого деревенского юношу, одаренного мудростью и даром красноречия. По описанию историка Созомена , Евагрий выделялся благообразным видом и любил одеваться со вкусом 58 . Когда св. Григорий удалился на покой, Евагрий остался в столице при новом иерархе. Получив прекрасное образование во внешних науках, наставленный в христианском любомудрии свв. Василием и обоими Григориями, Евагрий становится известным церковным деятелем и проповедником, которому карьера сулит большой рост в этой сфере. Но внезапно происходит один случай, который должен будет перевернуть всю его жизнь. Однажды он повстречался с женой одного епарха, и между ними вспыхнула страстное чувство, которое вот-вот должно было перейти в незаконную связь. Мучимый тяжелыми раздумиями, Евагрий, в один прекрасный день вразумляется сонным видением, которое показывает как-бы будущий исход этого страстного союза. После сего видения, Евагрий связанный клятвой, покидает Константинополь и удаляется в Палестину, где сближается с кружком образованной римлянки монахини Мелании и пресвитера Руфина 59 . Скрываясь в пустыни Евагрий одолевается сомнениями и печалью по миру, он ни как не может растаться с мыслью о столичном блеске и о том, что он достоин большей чести, чем прожить остаток жизни в пустыне. Его начинает одолевать тщеславные помыслы. Но Господь в назидание посылает Евагрию долгую и изнурительную болезнь. Возможно, предчувствуя скорый его исход, Малания и Руфин облекают его в монашеский сан и он клянется, что если выздоровеет, то удалиться в знойные Египетские пустыни и проведет остаток жизни анахоретом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

И случается, что Евагрий вновь поправляется, и, связанный страшной клятвой Богу, удаляется в Египет, благословляемый Меланией и Руфином. Евагрий прибыл в Египет ок. 383 г. и оставался там (впрочем, иногда удаляясь по особым делам в Александрию) до самой своей кончины ок. 399 г. Первые два года Евагрий проводит в Нитрийской пустыни, а затем, «пройдя первоначальный искус монашеской жизни» 60 , удаляется в пустыню Келлий. Здесь промысел Божий сводит Евагрия со светочем монашеской жизни прп. Макарием Великим (Египетским), находится Евагрий в общении и с другим выдающимся своим современником прп. Макарием Александрийским . Обладая незаурядными способностями, тонким и критическим умом, а – что паче всего – горением ко Христу и желанием совлечься ветхого человека, с его страстями и похотями, Евагрий предается сугубому подвижничеству 61 . Так провел он много лет, претерпевая непрестанную духовную брань и искушаемый диаволом. Главным духовным подвигом Евагрия был подвиг борьбы с духом блуда и тщеславия. По словам Палладия, на Евагрия иногда сильно восставал демон блуда, с которым Евагрий боролся всяким образом умервщляя свое тело, так что даже «целую ночь сидел нагой в колодце во время зимы, так что все тело его цепенело» 62 . Как пишет Бамбергер: «целомудрие (Евагрия – Е.Х.) подвергалось самым суровым испытаниям, которые он встречал с героическим упорством» 63 . За свою усердную подвижническую жизнь Евагрий получил дар различения духов 64 . И приобрел репутацию человека поразительным образом проникающего в помыслы и могущего еще в зачатке различать прилоги демонские. Под конец жизни (а Евагрий скончался в возрасте 54 лет), Евагрий приобрел такую чистоту душевную и телесную, что, как сам признавался Палладию, три года его не тревожили плотские помыслы. Евагрий приобрел огромную известность не только среди пустынников, но и за пределами пустыни. Скончался Евагрий в 399 году. 1.5 Литературное наследие Евагрия и его учение. «Красноречивый, оригинальный, яркий писатель, – пишет Рассел, – Евагрий был “гораздо лучшим аналитиком человеческой психики, чем теоретиком-богословом” ... Демонстрируя сочетание психологической проницательности и знакомства со всеми слоями общества, от высших кругов Константинополя до простых монахов-коптов Нитрийской пустыни, сочинения (works) Евагрия имели широкое хождение.» 65 . Вскоре после смерти Евагрия сочинения Евагрия были распространены не только на греческом Востоке, но и на латинском Западе (в переводах на латынь сделанных Руфином).

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

4 . Вопр. – Преподобных Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жихни: в ответах на вопросы учеников. – М., 2002. 5 . Добротолюбие. – Добротолюбие [в 5-ти тт.]: Т.1. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. 6 . Евагрий. Мысли. – [Евагрий] Мысли.//Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты/. Пер., вступ. статья, коммент. А.И. Сидоров . – М.: Мартис, 1994. 7 . Евагрий. О молитве. – [Евагрий] Слово о молитве.//Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты/. Пер., вступ. статья, коммент. А.И. Сидоров . – М.: Мартис, 1994. 8 . Евагрий. О помыслах. – Авва Евагрий Понтийский . О помыслах.//У истоков культуры святости: Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности/. Вступ. ст., пер. и коммент. А.И. Сидоров . -М., 2002. – (Православное монашество и аскетика в исследованиях и памятниках). 9 . Евагрий. Посл. о вере. – [Евагрий] Послание о вере.//Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты/. Пер., вступ. статья, коммент. А.И. Сидоров . – М.: Мартис, 1994. 10 . Евагрий. Сл. о дух. дел. – [Евагрий] Слово о духовном делании, или монах.//Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты/. Пер., вступ. статья, коммент. А.И. Сидоров . – М.: Мартис, 1994. 11 . Евагрий. Умозритель. – [Евагрий] Умозритель.//Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты/. Пер., вступ. статья, коммент. А.И. Сидоров . – М.: Мартис, 1994. 12 . Евсевий. Ц.И. – Евсевий Памфил . Церковная история. – М.: ПСТБИ, 2001. 13 . Епифаний. Панарион. – Епифаний Кипрский . Панарион (Отрывки) 14 . Иероним. Пис. к Транкв. – [Иероним] Письмо к Транквиллину.// Блаженный Иероним Стридонский . Да будут одежды твои светлы: Сб. писем/Сост. И.Г. Шахматова. – М., 2006. – (Письма о духовной жизни). 15 . Иоанн. Лествица. – Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица, или Скрижали духовные. – [М.:] Сретенск. мон-рь; [Краснодар:] Троицкое слово, 1999. 16 . Климент. Извлеч. – Климент Александрийский . Извлечения из Теодота.//Школа Валентина. Фрагменты и свидетельства/. Пер., предисл. и комм. Е.В. Афонасин. – СПб.: Алетейя, 2002. – (Античное христианство. Источники).

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Свят. Григорий Богослов , как до того два других каппадокийца, стал для Евагрия наставником на его жизненном пути. Евагрий слушал его вдохновенные слова в защиту Православия, разделял с ним трудности жизни в условиях гонения от ариан, учился аскетизму. Второй Вселенский Собор 381 года, с одной стороны, принес победу православным, а с другой, утвердил на константинопольском престоле не свят. Григория, а архиеп. Нектария. Евагрий, по благословению свят. Григория, остался при новом константинопольском первосвятителе и вскоре прославился своим проповедническим и полемическим даром. Но тут, неожиданно для себя, Евагрий был увлечен страстной взаимной любовью к одной знатной замужней женщине. Балансируя некоторое время на грани плотского падения, Евагрий был предупрежден в видении о готовящемся возмездии со стороны мужа той женщины. Тогда же, по требованию явившегося ангела, Евагрий дал обет покинуть Константинополь и сделаться иноком. Он исполнил обещание и бежал в Иерусалим. Там на Евагрия оказала сильное благотворное влияние, своим жизненным примером и личным воздействием, преп. Мелания Римлянка. Она будучи молодой, красивой и богатой вдовой, стала монахиней и основала обитель на Масличной горе. Мужскую половину этой двойной обители возглавлял знаменитый Руфин Аквилейский . Там-то и поселился Евагрий, получив иноческие одежды от преп. Мелании. Но вскоре его обуяло ораторское тщеславие. Он снял иноческие одеяния и был готов совершенно оставить монашеский путь, но смертельно заболел. Преп. Мелания вызвала Евагрия на откровенность, и он, наконец, покаялся в том, что происходило с ним в Константинополе. Спустя несколько дней он неожиданно выздоровел. Около 383 года Евагрий покинул Иерусалим и прибыл в Нитрийскую пустыню. В то время из первых вождей монашества в живых оставался только преп. Макарий Великий , и Евагрий сделался его духовным сыном. Через два года Евагрий перешел в более строгую пустыню Келлий и ходил для духовного окормления в Скитскую пустыню к преп. Макарию, а в самой пустыне Келлий он пользовался духовным советом у другого опытного подвижника, преп. Макария Александрийского или Городского. Только однажды Евагрий покинул пустыню, отбыв на короткое время в Палестину, дабы избежать рукоположения во епископа, каковое хотел над ним совершить архиеп. Феофил Александрийский. В Келлиях Евагрий прожил около четырнадцати лет, проходя самые строгие подвиги, зарабатывая пропитание переписыванием книг и занимаясь составлением аскетических и богословских сочинений. К концу жизни он приобрел известность аввы, и его посещало по несколько паломников в день.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

168 Наблюдать за этим порядком и знать его – одна из важнейших обязанностей подвижника (Евагрий I, 31). Обычно за демоном чревоугодия следует демон блуда, потом – сребролюбия, гнева, печали, гордости (Нил Син., О различных лук. пом., гл. 1, PG. 79, 1200D–1201A; р.п. I, 278; ср. у пр. Максима Сар. de charitate II, 59: III, 56). Блуд и гнев, оскверняя душу. делают ее доступной демону уныния (Евагрий I, 14). Тщеславие у подвижника обычно появляется на трупах всех других (отраженных) страстей (II, 31). Иногда один демон, ослабев в борьбе, уступает место другому жесточайшему; в этом отношении тоже наблюдается преемство (Евагрий I, 6,; ср. Сар. de charitate II, 40; III, 60; Quaest. ad Thal. LVI, 581А–В). После демонов вольных страстей попускается нападать на грешников демонам, причиняющим им невольные страдания (Qu. ad Thal. XXVI, 341С). 169 Бывают нападения и такого рода (Евагрий II, 45), причем на одного подвижника устремляются иногда даже противоположные в несовместимые друг с другом демоны, напр., блуда и тщеславия (II, 58). 171 Против страстей и возбуждающих их демонов необходим подвиг поста, молитвы, трудничества, терпения, милосердия (Евагрий I, 6, 63; Житие преп. Антония, § 40). Истинному подвижнику легко прогнать демона, разгадав его козни. Преп. Антоний один раз прогнал демона, явившегося ему в виде великана, произнесши имя Христово и занесши руку, чтобы его ударить (§ 40). Одного гнева нашего достаточно для отражения врага (Евагрий I, 27; Нил Син., О различных лукавых помыслах, гл. 16. PG. 79. 1217D–1220A; р.п. I, 297). 172 Много в данном случае значит молитва и псалмопение (Житие преп. Антония, § 40). IIpen. Антоний отражал демонов словами Писания, произнесением имени Христова и повелительным словом (§ 40. 6. 8 и д.). Евагрий (I, 30) рекомендует во время искушения не прежде приступать к молитве, как произнесши несколько гневных слов против демона. 173 Лукавые помыслы обычно посекаются добрыми (Евагрий I, 65; Нил Син., О различных лук. промыслах гл. 7, PG 79, 1208CD; р.п. 268). Чтобы прогнать «скитальческий» помысел, нужно только замутить, куда и как он при прежних искушениях увлекал вашу мысль, чтобы при новом нападении сразу уличить его в коварстве и с позором прогнать от себя (Нил Син., там же, гл. 8, 1209CD; I, 288). Всякий вообще лукавый помысел нужно путем, так сказать, научного рассуждения о вызывающих страсть предметах разложить на элементы, его составляющие, и, т.о., разрушить образуемое им обольщение страсти: если же это трудно, то можно поразить демона рассуждениями о его греховности, о злобе демонов, отпадении их от Бога, каковые рассуждения нестерпимы для демонов и служат к их прогнанию (там же, гл. 19–20, 1221С–1224А; I, 299–301). Можно также пользоваться враждой между демонами, и внушаемый одним помыслам умело противопоставлять другому противоположному, напр., помысел тщеславия помыслу блуда (Евагрий II, 58).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Д.С. Бирюков Евагрий Понтийский 131 Евагрий родился в небольшом городке Ивора, расположенном в провинции EIoht, что на севере современной Турции; наиболее вероятной датой рождения Евагрия считается 345 г. Его отец был хорепископом 132 ; уже в молодые годы Евагрий благодаря своему отцу познакомился со св. Василием Великим и был рукоположен им в сан чтеца. Внезапная смерть духовного наставника в 379 г. стала большим ударом для Евагрия, и он, покинув родной город, отправился в Константинополь. В столице, став учеником другого великого каппадокийца, св. Григория Богослова , Евагрий был рукоположен им в сан диакона. Вскоре Евагрий становится достаточно известным, хоть и молодым богословом того времени, участвующим в полемике против различных ересей. Главным образом Евагрий полемизировал с неоарианством, что позволило ему занять достойное место в Константинопольском клире. Но увлечение одной замужней женщиной знатного рода погубило блестящую церковную карьеру Евагрия, к которой тот был близок. Ради освобождения от этого тяжкого греха Евагрий во время явления ему ангела поклялся покинуть Константинополь и в тот же день отбыть в Иерусалим, в монастырь Мелании Старшей на Масличной горе. Эта обитель и находившийся рядом монастырь Руфина Аквилейского были не только одним из центров духовной и паломни ческой жизни в Палестине, но и средоточием жизни интеллектуальной, к которой тяготели образованнейшие христиане того времени. Получив из рук Мелании и Руфина монашеское облачение, на Пасху 383 г. Евагрий принимает монашеский постриг и с их благословения отправляется в Египет. Проведя два года в пустыне Нитрия, он отправился в пустыню Келий, где, практически не выезжая 133 , проводит оставшиеся четырнадцать лет жизни. Несмотря на большой авторитет Евагрия в монашеской среде, он вошел в историю христианства как один из главнейших представителей ереси оригенизма. Оригенизм Евагрия оказал куда большее влияние на богословскую полемику в Византии, чем оригенизм самого Оригена . Очевидно, что первое знакомство с учением Оригена и восприятие этого учения произошло в константинопольский период жизни Евагрия благодаря Каппадокийским отцам. В более поздний период жизни оригенизм Евагрия стимулировался общением с т. н. «Длинными братьями» – Аммонием, Евсевием, Диоскором и Евфимием, а также с его старшим современником Дидимом Слепцо м.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Однако, когда Евагрий уже был в зрелом возрасте, в царствование Маврикия его семью постигло несчастье: от свирепствовавшей в Антиохии моровой язвы умерли многие его дети, жена и другие родственники, а так же рабы и большое число зависимых поселян. Во время новой вспышки чумы в Антиохии, когда Евагрию было уже более 57 лет, он лишился дочери и внука 6 . Семейные несчастия усилили, видимо, религиозность Евагрия: оставив дела, он предался богословским и литературным занятиям. Кроме основного своего труда, «Церковной истории», Евагрий написал, по его собственным словам, другую книгу, заключающую в себе донесения, послания, судебные решения, речи и другие произведения. Из содержавшихся в ней донесений большая часть была составлена от лица патриарха Григория 7 , что указывает на их церковно-богословский характер. Литературный труд Евагрия был вознагражден правительством. Император Тиберий, которому поднес свои книги Евагрий, пожаловал ему титул почетного квестора. А когда у императора Маврикия родился сын Феодосий, Евагрий написал в его честь льстивый панегирик, за что удостоился звания почетного префекта. Поэтому в заглавии к своей «Церковной истории» Евагрий с гордостью называет себя πο παρχων 8 . Год смерти Евагрия не известен, но скорее всего он умер в конце VI в. Таким образом, Евагрий принадлежал к образованной части чиновной знати Антиохии, близкой к патриаршему престолу. «Церковная история» Евагрия, состоящая из шести книг, была написана в Антиохии 9 . Она охватывает период с 431 по 593/594 гг., т. е. всего 163 года. Хорошо начитанный в трудах как церковных, так я светских историков, Евагрий все же подчеркивает, что продолжает традиции церковных историков Сократа, Евсевия Памфила , Созомена и Феодорита Киррского , к сочинениям которых непосредственно примыкает его «Церковная история», являясь как бы их продолжением 10 . Сам историк охотно и много говорит о своих источниках, называя множество имен античных и византийских писателей 11 . Но основными его источниками были труды Приска Панийского, Иоанна Малалы, Захария Ритора, утраченный труд Евстафия Епифанийского и все произведения Прокопия. Об историческом сочинении Агафия Евагрий знал, но, по собственному его признанию, оно осталось ему недоступным 12 . Описывая царствование Юстина I и Юстиниана I , Евагрий следует за Малалой и Прокопием, причем черпает некоторые порочащие Юстиниана сведения, видимо, из «Тайной истории» знаменитого хулителя Юстиниана 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

Имеется целый корпус посланий аввы Евагрия, адресованных, в основном, его наставникам, единомышленникам и сотаинникам, в частности, свят. Григорию Богослову , монаху Евстафию, диакону Олимпию, Палладию и другим. Среди Евагриевых посланий особенно выделяется послание к преп. Мелании Римлянке, написанное около 398 года, то есть незадолго до кончины аввы Евагрия, и как бы являющееся его духовным завещанием. §3. Учение 1.      Авва Евагрий, первый философ пустыни, не появился на пустом месте. Он был воспитан каппадокийцами, а если брать шире, являлся наследником всей блестящей традиции эллинской философии. Но он был и верным учеником египетских старцев, мудрость которых не уступала эллинской, а, может быть, и превосходила ее. Авва Евагрий пытался синтезировать эллинскую христианскую философию с отеческим любомудрием египетского монашества. В своем аскетическом учении авва Евагрий прежде всего шел по стопам учителя – преп. Макария Великого , который, в свою очередь, продолжал традицию преп. Антония. В этом смысле Евагрий – представитель делательного направления аскетизма. Но Евагрий простирался и в те области, куда не обращалась мысль преп. Макария, и объединял в своей системе делательное направление аскетизма с созерцательным. Именно авва Евагрий, первым среди богословов-монахов, разрабатывал созерцательно-аскетическую традицию. К этой традиции были близки автор Ареопагитского корпуса, Климент Александрийский , свят. Григорий Нисский , преп. Максим Исповедник и другие. Будучи представителем эллинской культуры и обладая философским складом ума, Евагрий должен был прежде всего самому себе объяснить смысл монашества, аскезы, пустынножительства, молитвы и т. п. 2. Как и подобает христианскому философу, авва Евагрий считал, что ведение Бога (истинный гнозис) – превыше всего, такое ведение есть вершина любви. Этого ведения удобнее всего достигать на пути аскезы, в монашеском чине. 3. Монах для Евагрия – это человек, сознательно порвавший свои связи с миром, отделившийся от всех и всего, ради того, чтобы, усовершенствовавшись, войти в истинную гармонию со всем: прежде всего с Богом, а через него и с творением.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010