Возмущение, или восстание, произошло и началось не от простого народа, но от верховной власти, со стороны царей и князей. Так и случилось. Первый возмутившийся против Христа, при самом рождении Его, был царь Ирод; ему последовали затем в этом возмущении князья и другие знатные люди, как читаем в Евангелии: «Слышав же Ирод царь смутися, и весь Иерусалим с ним» ( Мф. 2:3 ). Затем, во время страданий Господа Иисуса Христа, опять с новой силой восстали против Него другой Ирод и игемон Пилат Понтийский с князьями и прочими знаменитыми людьми иудейской земли. Наконец, по вознесении Господа Иисуса Христа на небо, открылись гонения на веру и Церковь Христову, и опять же эти гонения и возмущения против христианской Церкви начинались по приказу и распоряжению таких же правителей иудейских и потом императоров римских. И хотя эти восстания и гонения предпринимались, по-видимому, против Христа-человека, а не Бога, как говорили неверующие в Него, и под предлогом защиты славы Божией; но тем не менее гоним был Христос Господь, Сын Божий. А так как «Сын во Отце и Отец в Сыне» ( Ин. 14:10–11 ), и «Отец и Сын едино суть»; то и восстание врагов Христовых было не на кого другого, как на Господа и на Христа Его. Потому что «кто не чтит Сына, тот не чтит Отца, пославшего Его» ( Ин. 5:23 ). Этими словами пророк выясняет, что цари, князи и народы тщетно, напрасно домогаются противодействовать закону Христову, потому что закон этот от Бога, а Богу кто может противиться? Живущий на небесах, Всевышний Бог , над всеми людьми верховный Правитель, Царь царствующих, все видит и все знает, а потому легко разрушит и рассеет все советы и все козни врагов Своих и отвергнет их от лица Своего ( Мф. 10:33 ; 2Тим. 2:12 ), посмеется и поругается им. Господь возглаголал потом гневом Своим (не словами возглаголал, а тяжкими казнями) сначала на иудеев, враждовавших против Христа и Его небесного учения и воздвигших гонение на учеников Его, св. апостолов, а потом и на язычников римлян, почти целых три столетия воздвигавших гонения на веру Христову и ее последователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Наверное, одним из первых преподобный Евагрий Понтийский указывает отличительные свойства бесовских и ангельских сновидений. Бесовские сны приводят сердце в смятение и тревогу. Иногда последствия от подобных искушений бывают очень страшные. Могут даже возникнуть мысли убить других людей, и такие помыслы приходят как через внушения, так и во время прелестных видений, в том числе и во время сна. Одна многодетная мама рассказывала мне о таких ужасных помыслах, когда кормила своих маленьких деток, а в руке у нее в тот момент был большой острый нож. Преподобный Иоанн Лествичник добавляет свои важные наблюдения, помогающие христианину разобраться в увиденном во сне: «Бесы многократно преобразуются в Ангелов света и образ мучеников и представляют нам в сновидении, будто мы к ним приходим; а когда пробуждаемся, то исполняют нас радостью и возношением». Здесь преподобный Иоанн Лествичник указывает на известное изречение святого апостола Павла (см. 2 Кор. 11, 14). Самым страшным моментом в этой духовной борьбе будет посрамление такого прельщенного христианина, когда он совершит поклонение демонам, думая, что воздает его Богу. Обычным следствием подобного поступка является умопомешательство, глубокая неисцельная прелесть, а иногда и самоубийство. В таких случаях демоны полностью овладевают душой человека, которая отдается попущением Божиим в их власть за страшные ошибки духовной жизни. Требуются годы страданий и молитвы святых людей, чтобы исцелиться от такого страшного духовного недуга. У таких несчастных людей бог века сего ослепляет умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа (2 Кор. 4, 4). Апостол Павел, исполненный духовной мудрости и сострадания к людям, говорил о диавольских кознях, что нам не безызвестны его умыслы (2 Кор. 2, 11). Но боюсь , – восклицает апостол, – чтобы, как змей хитростью своей прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе (2 Кор. 11, 3). Как важно услышать эти предостережения великих мужей о кознях диавола и беспечности человека. Апостол Павел указывает главную причину падения подвижника – уклонение от простоты во Христе . Такая простота – то же самое, что смирение, которое оберегает от всевозможных искушений и ошибок. Христианин должен постоянно повторять слова апостола Павла: Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова… ибо когда я немощен, тогда силен (2 Кор. 12, 9-10).

http://pravoslavie.ru/103145.html

Кто из нас не чувствовал в себе разливающийся по жилам огонь греха? Кто из нас не знает, что грех именно не бьет, но жалит человека, исподтишка и тайком, чтобы вернее убить его? У кого не хватает разума понять, что ужаленному нужно действовать быстро и с умом, иначе он погибнет? И вот мы путешествуем и чувствуем, что змей жалит нас болезненно и неожиданно. Где лекарство? Вот оно. «Как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14). Евреи смотрели на изображение змея, мы же смотрим на изображение распятого за нас при Понтийском Пилате Иисуса Христа. Распятого, погребенного и воскресшего в третий день, согласно с Писаниями. В дни Великого поста Крест часто предлагается взору верующих именно потому, что укусы змея становятся заметными и особенно болезненными. Взирай, христианин, на распятого Господа своего и исцеляйся сердцем от того яда, который в тебе. Поэт так сказал об этом взирании и припадании ко Кресту: Приникни с жаркими слезами Креста подножье обними Ты примиришься с небесами, С самим собою, и с людьми. (И. Никитин) Эти стихи обращены к ребенку, который учится молиться, еще не зная силы греха. «Молись, дитя» называется стихотворение. И взрослый человек заранее предупреждает ребенка о том, что нужно будет делать, если грех обманет, обольстит со временем повзрослевшую душу. Но мы, давно повзрослевшие и много раз обольщенные грехом, видим для самих себя в этих словах урок и призыв. Остается только понять, почему змей, существо перегруженное отрицательным отношением и смыслом, связан здесь с Господом. Один из отцов говорит по этому поводу, что как медный змей похож на настоящего, но яда в себе не имеет, так Христос был во всем подобен человеку обычному, но греха в Себе не имел . Кроме того, Писанию свойственно одним и тем же именем, в зависимости от контекста, пользоваться для обозначения понятий святых и грешных. Так Петр апостол говорит о диаволе, что тот ходит, «как рыкающий лев, ища , кого поглотить» (1 Пет.5:8). А апостол Иоанн Богослов говорит о льве, связывая его образ с Господом: «вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» (Откр.5:5). И там и там – лев, но в значениях противоположных.

http://pravmir.ru/zmeya-v-pustyne/

9. Мы же, согласно истинному учению, не называем Сына ни «подобным», ни «неподобным» Отцу, ибо и то, и другое [определение] равным образом не подходит к Ним. Ведь «подобное» и «неподобное» являются высказываниями, относящимися к качеству, а Бог свободен от [всякого] качества. Мы исповедуем тождество природы и признаем единосущие, но избегаем [понятия] «сложное», поскольку Тот, Кто есть по сущности Бог и Отец, породил Того, Кто есть по сущности Бог и Сын. Ведь этим делается очевидным единосущие. Потому что Бог по сущности единосущен Богу по сущности. Правда, и человек называется «богом», как [написано]: «Аз рех: бози есте» ( Пс 81.6 ). Также и бес [называется] «богом», [согласно словам]: «Бози язык бесове» ( Пс 95.5 ). Но [люди] называются «богами» по благодати, а бесы – ложно. И только единый Бог есть [подлинно] Бог по сущности. 10. Когда я говорю «единый», то подразумеваю святую и нетварную сущность Божию. Ибо [слово] «единый» бывает высказыванием и о каком-либо [отдельном] человеке, и вообще о природе. О каком-либо [отдельном] человеке, например, говорится, когда сообщается, что один [человек] «восхищен был до третьего неба. ...и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор.12:2, 4 ). О природе же вообще высказывается, например, Давид: «Человек, яко трава дние его» ( Пс. 102:15 ). Здесь он обозначает не какого-либо [конкретного] человека, но общую [человеческую] природу, поскольку всякий человек преходящ и смертен. Также об [общей] природе, как мы думаем, говорится: «единый имеющий бессмертие» ( 1Тим. 6:16 ); «Единому Премудрому Богу» ( Рим. 14:26 ); «никто не благ, как только один Бог» ( Лк. 18:19 ). Ибо здесь «единый» тождественен «одному». Также: «прострый един небо» ( Иов. 9:8 ). Еще: «Господа Бога твоего да убоишися, и Тому единому послужиши» ( Втор. 6:13 ) и «несть Бог разве Мене» ( Втор. 32:39 ). 11. Ведь слова «один» и «единый» употребляются в [Священном] Писании относительно Бога [Отца] не для того, чтобы противопоставить Его Сыну или Святому Духу, но для противопоставления [истинного] Бога богам несуществующим, ложно именуемым «богами». Например, «Господь един вождаше их, и не бе с ними бог чуждь» ( Втор 32.12 ); «отвергоша сынове Израилевы Ваалима, и дубравы Астарофа, и поработаша Господу единому» ( 1Цар 7.4 ). Также и Павел говорит: «Ибо, хотя и есть так называемые боги..., но у нас один Бог Отец, из Которого все... и один Господь Иисус Христос , Которым все» ( 1Кор 8.5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

В конце 2001 года на русском языке вышла первая книга серии — “Новый Завет II. Евангелие от Марка”. Евангелие от Марка искони было в Церкви общепризнанным и пользовалось большим авторитетом. По широко распространенному раннему преданию Евангелие от Марка было написано под сильным влиянием проповеди апостола Петра. Папий, епископ Иерапольский, муж апостольский и ученик апостола Иоанна, называл евангелиста Марка истолкователем апостола Петра. Однако проводя подборку святоотеческих комментариев на Евангелие от Марка, редакторы столкнулись с затруднением, представляющим для истории экзегезы настоящую проблему. Дело в том, что, в отличие от Евангелия от Матфея, Луки и Иоанна, на это Евангелие не осталось ни одного полного подробного комментария (кроме кратких работ блаженного Иеронима и Досточтимого Беды). При подготовке данного тома эта проблема была решена путем скрупулезного поиска и тщательной подборки отдельных замечаний и упоминаний о Евангелии от Марка, рассеянных в разных проповедях, письма и трактатах, а также обращением к толкованиям на параллельные места из других Евангелий. Комментарии в серии построены по следующему принципу. Текст Священного Писания разбит на смысловые отрывки (пе­рикопы). После каждого отрывка дается краткий обзор святоотеческих комментариев — основная мысль и имя автора. Далее приводится полный текст каждого комментария со ссылкой на наименование книги и на выходные данные ее издания. Приведем образец толкования 4 . МК 12:41–44 (жертва вдовы) И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое. Обзор: Дар вдовы ценен не весом и не стоимостью, но желанием, с которым она его принесла (Иероним Стридонский, Иоанн Златоуст, Цезарий Арльский, Беда Достопочтенный 5 ). Поэтому он заслуживает сравнения с персонажами и метафорами Царства, приводимыми в Писании (Августин Иппонский, Иероним Стридонский), и является примером для бедных, равно как для богатых (Иоанн Златоуст, Цезарий Арльский), тем более что материальные блага есть свойство только здешнего мира (Павлин Нольский). Верующий же по определению богаче всех остальных (Иероним Стридонский), даже если он беден (Гегемон), однако в делах духовных важно двигаться постепенно: без переусердствования и постановки непосильных целей, что и будет принято, подобно дару вдовы (Евагрий Понтийский).

http://pravmir.ru/novoe-izdanie-ekzegeti...

Для нас здесь важно отметить, что сказано в третьем стихе: «пусть возьмут себе каждый одного агнца». Здесь не сказано «по одному агнцу», а речь идет об одном агнце! Этот текст можно прочитать: «Пусть возьмут себе одного и того же агнца». То есть пророчески это указывает на Того единственного Агнца, о Котором Иоанн Креститель сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» ( Ин.1:29 ). И вот такое свидетельство показывает то, что есть единственный агнец! Построение предложения третьего стиха – это пророческое построение, которое подсказывает нам, что все эти агнцы и тельцы, которые во множестве приносились, имели в виду одного Агнца, то есть Христа Иисуса! Все эти жертвы указывали пророчески на одну единственную Жертву, которая была принесена при Понтийском Пилате на Голгофе за грехи всего мира. И далее мы читаем: Исх.12:4 . «А если семейство так мало, что не [съест] агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца». Можно аллегорически истолковать этот текст. Если один человек не может вместить в себя всю истину Божественного откровения, то он должен войти в совет с другими людьми, которые помогут ему постичь, что есть проповедь о Христе, и притом распятом. Как апостолы говорили, что они не хотят знать «ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» ( 1Кор.2:2 ). Он есть наш Агнец, Он наша Пасха! Как пишет апостол Павел, Иисус Христос есть Пасха наша: «Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» ( 1Кор.5:7 ), Агнец, закланный за наши грехи. Постичь эту тайну одному человеку действительно может быть сложно, но соборно осмысливая ее, мы приближаемся к ее раскрытию. Может быть, именно на это и намекает 4-ый стих 12-ой главы. Далее говорится следующее: Исх.12:5 . «Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз». Здесь возникает некая проблема. Обычно, когда мы говорим о жертвенных агнцах, всем представляется, что приносили в жертву именно овец. Но это не совсем так: 5-ый стих показывает, что приносили и коз. А в христианском понимании овцы – это те, которые будут справа от Иисуса Христа в день Суда, а козлы или козлища – это те, которые окажутся слева.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Не заботьтесь о душе вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? ( Мф.6:25 ). 48 . Против души, находящейся в узах чревоугодия, которая думает, что путь [человеческой] жизни сопровождается телесными удовольствиями и лакомствами: Ибо тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их ( Мф.7:14 ). Из Евангелия от Луки 49 . Против помысла, который препятствует нам отдать нуждающимся, что-либо из нашей пищи или одежды под предлогом: «Тогда этих вещей не хватит ни нам, ни им» или «Есть кто-то слабее или более нуждающийся, чем этот человек, и мы должны отдать тому, а не этому, потому что этот ленив и желает есть и быть одетым, не работая»: У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же ( Лк.3:11 ). Из Деяний 50 . Против души, которая любит и желает собирать пищу и одежду для себя одной: Все же уверовавшие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого ( Деян.2:44–45 ). 51 . Против души, которая изнемогает в скорбях, происходящих от недостатка хлеба и воды [говори]: Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ( Деян.14:22 ). Апостол: Из Послания к Римлянам 52 . Против помыслов, убеждающих нас проявлять небольшую заботу о нашей плоти в еде и питье: Попечения о плоти не превращайте в похоти ( Рим.13:14 ). 53 . Против помыслов, побуждающих нас утешиться небольшим удовольствием от вкушения овощей: Немощный ест овощи ( Рим.14:2 ). Из Первого послания к Коринфянам 54 . Против помысла, который в сезон сбора урожая возбуждает в нас желание есть от этих плодов: Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного ( 1Кор.9:25 ). Из Второго послания к Коринфянам 55 . Против помыслов, возникающих в нас вследствие тяжелых лишений и постепенно ослабляющих крепость души: Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвенность Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем ( 2Кор.4:8–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

42 . Против помыслов души, которая устала и изнемогла от голода из-за малого количества хлеба и скудности воды: И даст вам Господь хлеб скорби и скудную воду, и более не приблизятся к тебе обманывающие тебя, ибо глаза твои увидят обманывающих тебя. И уши твои услышат позади тебя слова с обманом говорящих: вот путь, пойдем по нему или направо, или налево ( Ис.30:20–21 ). 43 . Обращаясь ко Господу в случае болезни тела, ослабленного частым постом, и к собственной душе, исполненной дурными помыслами невоздержания, [говори]: Вспомни обо мне, о, Господи, и посети меня, и отмсти за меня гонителям моим; не погуби меня по долготерпению Твоему; Ты знаешь, что ради Тебя несу я поругание ( Иер.15:15 ). 44 . Обращаясь ко Господу о демоне, который холодит желудок и все сухожилия тела, и ввергает в тело великую слабость, как бы от голода и продолжительной болезни, [говори]: Воззри, Господи, ибо я стеснен, внутренность ( κοιλα) моя волнуется во мне, и сердце мое перевернулось во мне ( Плч.1:20 ). Из Даниила 45 . Против помысла души, которая не довольствуется хлебом для пищи и водою для питья, но вместе с тем желает овощей, и не помнит скорби от семян, которые ели Даниил и товарищи его: И сказал Даниил Амелсару, которого старейшина евнухов приставил к Даниилу, и Анании, и Азарии, и Мисаилу: «Испытай рабов твоих до десяти дней: пусть дают нам пищу из семян полевых и воду для питья. И пусть явятся пред тобою лица наши и лица юношей, питающихся от царского стола, и как увидишь, так и поступи с отроками твоими». И послушал их и испытывал их до десяти дней. По окончании же десяти дней, лица их оказались красивее и телом крепче тех отроков, которые ели с царского стола. Тогда Амелсар удалил кушанье их и вино для питья и давал им семена ( Дан.1:11–16 ). Из Евангелия от Матфея 46 . Против души, которая во время искушения хочет найти крепкие доспехи: Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал ( Мф.4:1–2 ). 47 . Против помыслов, беспокоящихся о пище и одежде под предлогом гостеприимства, болезней и продолжительных телесных страданий:

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

- Моя приятельница работает в православной благотворительной организации помощи тяжелобольным. Я восхищаюсь, как самоотверженно она бьётся за каждого ребёнка: придумывает и проводит многочисленные благотворительные акции, часами выстаивает на морозе, собирая средства, организовывает общие молитвы и многое другое. Тем не менее, случается, её подопечные детки всё-таки умирают. И тут не только у воинствующего атеиста, но и у верующего «с многолетним стажем» может возникнуть даже ропот, особенно на фоне слов Спасителя: И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? (Лк.11, 9-11). Что тогда значат эти евангельские слова и молитва вообще, если мы не получаем просимое? - Это сложный для меня вопрос. Я бы ответила так: конец - это тоже выход, облегчение. Другое дело, что «баланс не соблюдается»: страдать обречены близкие. По большому счёту, наверное, ваша приятельница - сама и есть тот хлеб, который Отец Небесный даёт просящему. - Один из докладов митрополита Антония Сурожского был озаглавлен «Как жить с самим собой?». Чем дальше, тем отчётливее понимаешь, что именно это, а не внешние трудности и испытания, и есть самый сложный вызов человеческой жизни. Как вы сами для себя отвечаете на этот вопрос? - Как жить? - Внимательно. Недавно услышала от православного психолога Натальи Ининой фразу, заимствованную ею у Евагрия Понтийского: «То, что не осознаётся, легко превращается в страсть». Мне эти слова очень понравились. Инина как раз говорит о том, что задача психолога - помогать человеку осознавать то, что он не хочет осознавать. Этим занимается и аскетика: осознать себя, отыскать собственную личность. Все монашеские практики - попытка пробиться к своей глубине. Вся христианская жизнь - это путь к себе, подлинному. Ведь только ты сам, настоящий, можешь встретиться с Богом. Поэтому и жить с самим собой нужно трезво и внимательно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010