Ибо «Я милости хочу, а не жертвы, – говорит Он, – и боговедения, а не всесожжения» ( Ос 6.6 ). «Если же нечестивый закалает Мне вола, то это – то же, как если бы он убил пса; и приносящий в жертву хлеб то же, что приносящий свиную кровь» ( Ис 66.3 ). Но всякий, кто призовет имя Господне, спасется ( Иоиль 2.32 ; ср. Рим 10.13 ). «Нет также другого имени Господня под небом, которым люди спаслись» ( Деян 4.12 ), кроме имени Божия, т. е. Иисуса Христа, Сына Божия, Которому покорены также демоны, и злые духи, и все мятежные силы. 97. Когда имя Иисуса Христа, Который был распят при Понтийском Пилате, было призвано, в человечестве произошло разделение. И где верующие в Него будут всегда призывать Его и творить Его волю, там Он близок и присутствует, и исполняет прошения тех, которые призывают Его от чистого сердца. Получая таким образом искупление, будем постоянно благодарить Бога, спасающего нас Своей неисследимой и непостижимой мудростью и с неба возвещающего нам спасение, – т. е. видимое пришествие нашего Господа, т. е. человеческую жизнь, – которого мы одни не могли достигнуть. Ибо, что у людей невозможно, то возможно у Бога ( Лк 18.27 ). Поэтому так же и Иеремия говорит о Нем: «Кто взошел на небо и взял ее (мудрость) и снес с облаков? Кто перешел море, нашел ее и принес ее, драгоценнейшую золота. Нет никого, кто нашел бы путь к ней и кто знал бы стези к ней. Но Тот, Кто ведает все и знает ее своим разумом; Тот, Который сотворил землю на вечные времена и наполнил ее четвероногими скотами; Который посылает свет и, если Он снова призывает его, он должен повиноваться Ему. Звезды воссияли в своем порядке с радостью и, когда Он призывает их, они отвечают: вот мы, и воссияли с радостью ради Создавшего их. Это – Бог наш, никто не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми. Вот книга заповедей и закона, который вечен. Все держащиеся ее будут жить, а оставляющие ее умрут» ( Вар.3:29–4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

И кто хочет быть Ее благочестивым почитателем, пусть читает акафист, параклисы 32 и другие составленные в Ее честь церковные песнопения. Вопрос 43. Какой четвертый член веры? Ответ. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного. Вопрос 44. Чему учит этот член? Ответ. Шести предметам. Во-первых, что Слово пострадало за нас на кресте собственно и истинно, и умерло истинно той истинной человеческой природой, которую Оно приняло от Девы Марии, что видно из слов Священного Писания : «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! В руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» ( Лк. 23:46 ). Оно истинно излило за нас Свою Честную Кровь, и искупило нас ею, как говорит Апостол: «Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа.. в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» ( Еф. 1:5:7 ). Вопрос 45. Во-вторых, что содержит этот член? Ответ. Что Христос пострадал за наши грехи, не имея греха в Себе, как свидетельствует апостол Петр: «Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» ( 1Пет. 1:18 ). Так же и Иоанн Креститель свидетельствует, что Иисус, будучи Сам совершенно невинен и безгрешен, пострадал за наши грехи. Ибо он говорит так: «Вот Агнец Божий, Который берет грех мира» ( Ин. 1:29 ). Он пострадал добровольно, как Он Сам говорит: «Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» ( Ин. 10:18 ). Вопрос 46. В-третьих, чему учит этот член? Ответ. Что Христос пострадал на кресте по плоти, а не по Божеству. Ибо Божество не страдало, не было пригвождено к кресту, не принимало ни оплеваний, ни пощечин, и не умирало. О том, что Он страдал только плотью, ясно говорит Апостол: «Ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою» ( Кол. 1:22 ). Впрочем, Божество, после того как оно приняло на себя человечество, уже никогда не отделялось от Него, ни во время страдания или смерти на кресте, ни после смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

19 . Если «блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» 186 и в то же время Царство Небесное есть полнота логосов вещей, которые пришли и придут в бытие, то преследуемые блаженны потому, что они постигают знание сотворенных вещей. 35 . «Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно» 187 . Он не столько хочет здесь сказать именно об этом, сколько предписывает не богословствовать безрассудно, ибо невозможно беспрепятственно высказывать о Боге, пребывающем на не бесах и избегающем всякого чувственного определения, то, что относится к чувственно воспринимаемому, и делать из него воспринимаемые суждения. Почему и сказано: «Слова твои да будут немноги» 188 , иначе говоря, истинны и взвешены; поскольку, как мне кажется, нечто таковое обозначают следующие слова: «Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых» 189 и «лучше малое получение с правдою» 190 . Ибо для тех, кто этого не бережет, сказано: «Ибо как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов» 191 . Говорит он и о голосе глупого, проявляющемся в лживых словах и вводящем душу в заблуждение; и это – «от голоса поносителя и клеветника» 192 . Годится для голоса глупого и следующее: «при многословии не миновать греха» 193 . 52 . По естеству имена бывают телесные и бестелесные; и те имена, что относятся к телесному естеству, обозначают качество каждой вещи – величину, цвет, внешний вид, а те, что относятся к бестелесному, проявляют свойство всякого мыслимого [предмета], иначе сказать, достохвальность или негодность; но первые имена прилагаются к вещам непосредственно, тогда как вторые – не без посредства; они зависят от предпочтения. То, что относится к предпочтению, – или склонность к благу и возможность быть удостоенным познания, что относится к ангелам, архангелам, престолам и господствам 194 , или склонность к пороку и приумножение незнания, что относится к демонам, сатане или неким иным миро-правителям этой тьмы. Однако же да не говорит человек: «По чьей милости я сопряжен с этим телом? Почему я не стал ангелом ? Не выказывает ли Бог лицеприятие? 195 Не появились ли мы на свет со свободной волей?» Ибо подобные слова умножают суету. Как может творение сказать Творцу: «Почему Ты сотворил меня таковым?» И как тварь может требовать ответ у Бога? Но да прекратятся такие речи, а те, что способствуют благу и познанию, да будут произведены. Все, что имеется в этом веке темноты, называется суетой и тьмой, и будет скрыто как забвение то, что относится к этой жизни, после исхода.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Это опровержение безжалостно обличает излишнюю заботу о телесных благах: чело­веческая жизнь коротка – данной истины, несмотря на все ухищрения, нельзя избежать. Против помысла, который напоминает мне о вине, как если бы (употребление) воды могло нанести вред печени и селезенке, [говори]: Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие 71 . Как видно, за этими помыслами стоит здра­вый человеческий рассудок. Однако мы скоро поймем, что внушаемые им страхи – не что иное, как мнимые отговорки. Ибо смысл поста заключается отнюдь не в том, чтобы причинить телу вред. Скорее пост представляет собой лекарство: если применять его правильно и в разумных дозах, то есть соответственно силам и потребностям каждого человека, то оно должно как раз предохранить душу и тело от вреда и излечить болезни. Сегодня огром­ное число людей – в богатых странах больше, чем когда-либо, – причиняют себе вред нера­зумным питанием, и вряд ли многие доводят себя до истощения постом. Итак, часто возникающий и весьма поверх­ностный довод, что аскеза в пище вредна, легко опровергнуть. Однако более серьезным явля­ется другой довод, часто связанный с пер­вым, а именно – что аскеза в пище по сути бесполезна. Против помысла, который говорит мне: не мучь себя частым постом, он не принесет тебе пользы и не очистит твой ум, [говори]: Сей сотвори умывалницу медяну и стояло ея медяно из зерцал постниц, яже постишася у дверий скинии свидения, в оньже день постави ю 72 . Против помысла, который утверждает: труден путь монашеской жизни и весьма тяжел, плоть он губит стеснениями, а душе не приносит пользы, [говори]: Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности 73 . Двигатель человеческой жизни, даже в ее мирской форме, – это надежда. В сравне­нии с тем благом, которое надеется полу­чить подвижник – то есть чистотой ума как предпосылкой боговедения, – приносимые жертвы кажутся малозначительными. И пост неотъемлемо принадлежит к той дисциплине (paideia), направленной на умерение страстей (metriopatheia), которая составляет сущность практической ступени монашеской жизни 74 . 6. Телесные болезни

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Против помысла, предрекающего нам в скором будущем голод или иное какое бедствие, [говори]: Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет 111 . Против помыслов, которые заботятся о пище и одежде под предлогом гостеприимства или же под предлогом болезни и постоянных телесных скорбей, [говори]: ... Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды ? 112 Такого рода забота о пище, питии и оде­жде, по мысли Евагрия, не должна беспокоить христиан: Ибо язычникам это пристало как неверующим, отвергающим Владычный Промысл и отрицающим Творца; а христианам должно быть это совершенно чуждо 113 . Тут он вполне уместно приводит пример первохристианской иерусалимской общины, в которой все... верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собст­венность, и разделяли всем, смотря по нужде каж­дого 114 , – поступая так именно потому, что все­цело уповали на Господа. Тем не менее эта евангельская «немногопопечительность» ( amenmnia) не заставляет Еваг­рия подобно мессалианам 115 с пренебрежением относиться к физическому труду: Против помыслов, которые, с одной стороны, побуждают получать пропитание не от собственноручного труда, с другой – заставляют отказываться от приношений родственников, когда те убеждают принять их (так как эти родственники якобы бедны и живут далеко), но вместо этого советуют удовлетворять свои надобности за счет других, [говори]: Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом 116 . Против помысла, который мешает нам работать собственными руками, но побуждает есть хлеб и насыщаться, [говори]: Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь 117 . Как и все отцы-пустынники, Евагрий счи­тал физический труд своим долгом, причем не только ради поддержания собственного существования: Учреди у себя рукоделие и будь за ним, если можно, день и ночь, чтоб не только самому никого не тяготить собою, но иметь возможность подавать другим, как и заповедует святой апостол Павел 118 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

От довода о вреде воздержания – один шаг до утверждения, что оно является причиной многочисленных заболеваний. Показательно, что Евагрий рассматривает это скорее как исключение из правила, так как при возникно­вении серьезного заболевания строгие требо­вания поста смягчаются. Евагрий без всяких сомнений советует больному вкушать пищу дважды, трижды в день и даже чаще – в соот­ветствии с потребностями больного орга­низма. Более того, он настоятельно требует оставить обычное правило, чтобы по возмож­ности быстрее восстановить силы 75 . В «Опро­вергателе» о телесных болезнях говорится следующее: Обращаясь к Господу в случае болезни тела, ослабленного частым постом, и к собственной душе, исполненной дурными помыслами невоздержания, [говори]: О, Господи! Ты знаешь [всё]; вспомни обо мне и посети меня, и отмсти за меня гонителям моим; не погуби меня по долготерпению Твоему; Ты знаешь, что ради Тебя несу я поругание 76 . Против помыслов, возникающих, когда наша плоть постепенно приходит в негодность, [говори]: Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный 77 . Оба текста очень показательны, тем более что за три года до смерти Евагрий сам, по при­чине своей строгой аскезы, тяжело заболел и по совету отцов-пустынников вынужден был перейти к более умеренному посту 78 . По сути дела, первый текст – это не опровержение, а молитва к Тому, по Чьей воле подвижник принял на себя все эти невзгоды, – пусть до сих пор ему и не удалось избавиться от стра­стей. Ибо, в конце концов, свобода от стра­стей (apatheia) – это милость Христова 79 , а не только лишь закономерный результат собствен­ных усилий. Второй текст обращает наше внимание на бренность и временность земного бытия, кото­рой подвержены все люди без исключения, и одновременно выражает надежду на воскре­сение из мертвых в том же самом теле. 7. Мнимые болезни Таким образом, для Евагрия, как и вообще для отцов-пустынников, телесные болезни не составляют реальной проблемы. Гораздо большее внимание уделяется болезням мни­мым или возможным только в будущем – они представляют собой не суровую дейст­вительность, а результат лукавых внушений:

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

В том, что чревоугодие ведет к сребролю­бию и скупости, мы убедились в предшествую­щей главе. Сребролюбие внушает [мысль] о долгой старости, немощи рук, неспособных уже трудиться, будущем голоде и болезнях, скорбных тяготах бедности и о том, сколь постыдно принимать от других [все] необходимое 214 . В зависимость от чревоугодия Евагрий ставит и  гнев, третью «порождающую» страсть, а также печаль. Причины этого лежат на поверхности. Скрытое отношение между тщеславием и высокомерием, с одной сто­роны, и чревоугодием, с другой, уже выяви­лось в цитированных текстах, где Евагрий ана­лизирует парадоксальную связь чревоугодия с лишенным меры подвигом поста. В другом месте речь идет о том же: Против помыслов тщеславия, которые вследствие [нашего] малодушия готовы открыть наш подвиг поста, дабы ум, избавленный и освобожденный от помыслов чревоугодия, был прикован и удержан помыслами тщеславия. Гнусные демоны измышляют это для того, чтобы ум не мог ни возвыситься сам, ни возвести к Богу свой взор, устремив его выше помыслов. – [Говори]: Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою 215 . Против высокомерных помыслов, которые хвалят меня, как если бы я, молясь, не просто подчинил себе чрево, но и победил гнев, [говори]: Не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною 216 . Наконец, поскольку уныние (akdia) в аске­тической традиции считается следствием и средоточием почти всех страстей, напраши­вается связь уныния с чревоугодием. Так оно и есть – Евагрий лаконично выражает эту связь на языке библейской символики: Завладевший челюстью оттеснил иноплеменников  и с легкостью растерзал узы рук своих 217 . На месте, где была подъята челюсть, забил источник воды, а освобождение от чревоугодия порождает деятельное созерцание 218 . В этих колоритных сентенциях имеется в виду Самсон, нашедший ослиную челюсть, «подъявший» ее – то есть освободившийся от страстей – и убивший ею тысячу филистим­лян (символ «иноплеменников», то есть демон­ских сил), которые захватили «землю обетован­ную» (то есть ведение Бога и Его творения). Место, на котором Самсон нашел ослиную челюсть, было названо им Рамаф-Лехи (в гре­ческом переводе 70 толковников – anairesis siagonos, то есть «подбирание челюсти») 219 . Там же Бог по его просьбе извел из скалы источник (символ ведения) 220 . Кстати сказать, этот сюжет может служить наглядным примером того, как в древности интерпретировался священный текст: ведь для современного читателя сим­волический смысл Писания просто скрыт от глаз, в Писании он видит только историческое повествование.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

О самом Евагрии, искусном каллиграфе, нам известно, что он зарабатывал себе на хлеб перепиской книг. Кроме того, Евагрий полу­чал денежные пожертвования от друзей, кото­рые, конечно, разрешали ему использовать эти пожертвования для угощения посетителей, искавших у него духовного совета 119 . Таким образом, мы всё дальше отходим от того явления, которое обычно понимается под чревоугодием. Последнее представляет собой скорее эпифеномен (сопутствующее явление), выступая достаточно грубым симптомом рас­стройства, причины которого в действитель­ности лежат гораздо глубже. Это расстройство нам еще предстоит описать. Заранее можно лишь сказать, что оно затрагивает не только наше отношение к пище, но и наше отношение к ближнему и даже к Богу! 12. Скупость Итак, прямым следствием страха перед неизвестным будущим становится накопление материальных благ. Отсюда – только шаг до скупости: Против помысла, который препятствует нам уделить нуждающимся часть своего пропитания, говоря: он [просящий] везде что-нибудь найдет, а мы не можем даже приблизиться к чужой двери, [говори]: Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего 120 . Против помысла, который говорит нам: смотри, того, что мы собрали, не хватает для нас самих и для приходящих к нам братий, [говори]: И сказал он: отдай людям, пусть едят, ибо так говорит Господь: «насытятся, и останется». Он подал им, и они насытились, и еще осталось, по слову Господню 121 . Против помысла, который препятствует нам отдать что-либо из нашей пищи или одежды нуждающимся, будто этих вещей не хватит [одновременно] для нас и для них, и [который утверждает], что есть кто-то другой, более слабый и нуждающийся, чем этот, и что следует подать милостыню тому человеку, а не этому (ведь этот ленив и желает только даром есть хлеб и одеваться), [говори]: У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же 122 . Против помысла, который вызывает в нас сострадание и убеждает отдать что-либо нищим, а потом удручает и опечаливает нас из-за вещи, которую мы отдали, [говори]:

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Библия описывает нам первоначаль­ное состояние человека, которое отлича­ется совершенной гармонией между Творцом и творением, так же как и гармонией в самом творении – между человеком и животными. Тем не менее человек нарушает этот поря­док. Не в силах противостоять вожделе­нию, он преступает единственную данную ему заповедь. В результате происходит паде­ние и в творение проникает распад. Следует изгнание Адама из райского сада и первое убийство: Каин из зависти коварно убивает своего брата Авеля. Зло, проникшее в благое Божие творение, неудержимо ведет его ко все большей порче, которой Бог кладет конец, вызывая на земле потоп. Тем не менее вме­сте с Ноем и его семьей Бог изводит из вод потопа семя нового человечества – прообраз того, что некогда будет совершаться в водах Крещения. Ибо хотя это «Ноево» человече­ство и является новым, оно еще не является всецело обновленным, поскольку, как сказано в Библии , помышление сердца человеческого – зло от юности его 340 . Бог идет навстречу этой склонности человека к злу – разумеется, навстречу не самому злу, а склонному к злу человеку. Он заключает с Ноем Завет, гарантирующий продолжение жизни на земле. В этом Завете находит ясное выражение совершенно иное (по сравнению с райским существованием) положение человека, его искаженное отноше­ние к Богу, к самому себе и ко всему творе­нию. Бог не обращает событий вспять, но определяет для данного положения дел пред­варительные границы: Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; Я взыщу и вашу кровь, [в которой] жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию 341 . Тем самым определено положение, сло­жившееся в результате грехопадения: хотя человек и остается владыкой, теперь он, в силу своей постоянной склонности к злу, выступает скорее тираном. Он будет жить за счет умерщвления доверенных ему некогда животных, и все творение отныне будет «стенать», поскольку против своей воли, из-за человеческого греха, оно оказа­лось предано тлению, как говорит апостол Павел 342 . Так будет происходить, пока Хри­стос не заложит в старое творение сокро­венный росток новой жизни. Ибо апостол говорит: Кто во Христе, [тот] новая тварь 343 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Тем не менее последствия человеческого грехопадения со времени его совершения будут иметь силу до скончания века. Адам и Ева покинули райский сад, получив от Бога одежды кожаные для прикрытия наготы. Вместе с человеком и все остальное творение навсегда утратило ту благодать, которой оно обладало от начала. ...Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься 157 . Что же из всего этого следует для нашего вопроса о происхождении зла? Библейское повествование не объясняет его в современ­ном смысле, то есть не раскрывает послед­ней, далее ни к чему не сводимой причины. Тайна беззакония (mysterium iniquitatis) оста­ется сокрытой. Познание добра и зла в абсо­лютном смысле человеку по – прежнему недо­ступно. Ему сказано лишь, что он должен делать как творение Божие: а именно – он должен предоставить возможность Богу быть Богом, соблюдая Его заповеди и через это признавая Его в качестве Творца и Владыки. Это послушание постоянно подвергается искушению. Оно должно осуществляться свободно, по мере того как человек снова и снова принимает решение следовать запове­дям Творца и отвращается от вражеских вну­шений. Решение следовать или не следовать Божиему Слову свершается в глубине нашего сердца и для нас самих непостижимо в пол­ной мере. Собственно говоря, искушения лишь вскрывают эту нашу внутреннюю пред­расположенность, не всегда подотчетную нам самим. Многие страсти сокрыты в душах наших и, будучи незаметны, проявляются во время тяжких искушений. Поэтому должно со всяким хранением блюсти сердце 158 , дабы, когда обнаружится та вещь, к которой мы [некогда] имели страсть, не быть нам уловленными бесами и не совершать чего-либо мерзкого пред Богом 159 . Итак, искушения имеют в нашей жизни вполне положительное значение: они не только заставляют просить помощи у Бога, что само по себе благое дело 160 , но и разоблачают глубины нашей собственной души.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010