Мы уже знаем, что Иисус Христос пострадал и умер за нас, почему и исповедуем в символе веры : «распятого же за ны при Понтийском Пилате, страдавша и погребенна». Последними словами: «страдавша и погребенна» мы как бы удостоверяем, что Иисус Христос подлинно страдал и умер, ибо враги Его приставили даже стражу ко гробу Его и запечатали оный. Таким образом, смерть и погребение были последними проявлениями состояния крайнего истощания Спасителя ради нас. Большей жертвы и большего уничижения уже не могло быть. Вот почему со времени смерти Спасителя началось состояние прославления Его, о котором Он еще будучи на земле, молился к Богу Отцу: «и ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира». Прославление это прежде всего открылось тем, что святейшее тело Спасителя оказалось непричастным тлению, что душою Он как Бог сошел во ад и ввел разбойника в рай, не переставая в то же время пребывать в вечной славе Своей, как Единородный Сын Божий вместе с Богом Отцом и Святым Духом и наполняя Своею силою и Своим присутствием весь мир видимый и невидимый. Святая Церковь воспевает это состояние до воскресения Иисуса Христа в следующей песне: «во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный». Об этом же состоянии говорит и апостол в следующих словах: «посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». Под всяким коленом небесных разумеются здесь все Ангелы, под коленом земных – все люди, живущие на земле, и под коленом преисподних – души умерших людей и до искупления, совершенного Спасителем, пребывавшия во аде. Все эти существа должны были исповедать Иисуса Христа как Бога и преклониться пред Ним. Но исповедание предполагает веру, а вера – проповедь, поскольку вера возникает только из проповеди . Спрашивается теперь, был ли проповедан Иисус Христос сущим во аде? Ответом на это служит учение слова Божия о сошествии Иисуса Христа во Ад, к изложению которого мы и перейдем теперь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

2:4). Написано и в Евангелии от Луки: И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, [Col. 1765] принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. И услышала от Спасителя: прощаются тебе грехи (Лк. 7:37-38, 48). Ему же слава во веки. Аминь.    То есть монахи. Вероятнее всего, имеется в виду именно это.     Евагрий Понтийский. О молитве. 8.    Дословно: «пищу лучшего страха». Слово 108. О почтении к родител ям    Почитать родивших нас и воздавать им благодарностью мы должны [исходя хотя бы] из законов, установленных природой. Во-первых, потому что благодаря им мы увидели сей чувственный свет, а затем и мысленный, то есть познание Господа нашего Иисуса Христа (2 Пет. 1:8) через Крещение. [Во-вторых,] и ради их естественной [родительской] любви к чадам, и ради труда, который они понесли, чтобы вскормить их, и ради заботы, которую они имеют о них и днем и ночью, дабы не случилось с ними чего-нибудь нежелательного, трудясь и усиленно работая, чтобы одеть их и пропитать и чтобы передать им наследство после [своей] смерти. Как же мы можем достойно отплатить им за все это, воздать им? Поэтому всегда будем стараться делать [всё] для их почитания, услужения им, упокоения их, особенно же в старости, чтобы при взгляде на детей они бы вновь оживали, как Иаков, увидевший Иосифа (см. Быт. 45:27). Будем соревноваться хотя бы с птицами, называющимися удодами. Ибо те, когда видят родителей своих состарившимися и плохо видящими, тогда чада выщипывают им перья и очищают глаза, согревают родителей крыльями, как бы высиживают их, и родители их молодеют; и говорят они родителям: «Как вы высиживали нас и терпели, страдая и питая, так и мы подобное вам делаем». И неужели мы, будучи разумными, разве не намного ли более [чем неразумные птицы] возлюбим своих родителей? Посему пускай они против нас не ропщут, ибо это не полезно нам, а более того — и вредно, ибо по справедливости мы окажемся отцеубийцами и матереубийцами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Многие ученики и учители иудейства могли бы узнать своего – ибо всемирного – Мессию в Иисусе из Назарета. Но они еще не решаются расстаться со своим «богатством» и отходят от Христа с печалью, которая видна в глазах всех идеалистичных, одухотворенных, но во Христа не верующих евреев. Истина сокрыта в этой печали. Человек призван верою увидеть великое древо нового, спасенного мироздания в малом «горчичном зерне» Сына Человеческого. «Зерно горчичное» кажется в этом мире «меньше всех семян, но, когда вырастает, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» ( Мф. 13:32 ). Таков и Мессия, униженный и распятый при Понтийском Пилате и воскресший в третий день. Многие, ожидающие Мессию, еще не имеют веры в этом смиренном Зерне видеть великое Древо спасения… Но в самое Древо – будущее – они готовы верить. Верующие сыны синагоги, ждущие Мессию, тем более близки ко Христу, чем более возвышен образ Мессии, которого они Ждут. Некоторые из них очень близки ко Христу, хотя очи их еще закрыты и лежит на них покрывало, как на лице Моисея ( 2Кор. 3:13 ). И про них, этих людей, сказал Христос, обращаясь к богатому юноше: они «недалеки от Царства Небесного». И еще сказал про них: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф. 12:32 ). Некоторые из них узнают Господа в свой час, когда покрывало спадет с их глаз и никакого земного величия им уже не будет нужно для украшения Мессии... А сейчас они еще не узнают Его в этом мире страдания и греха. Они еще думают, что Мессия должен быть магическим изменителем человеческой души, человеческой истории... Здесь соблазн, еще не преодоленный многими душами. Но земная история и жизнь человеческая несут Благодать спасения, как закваску. Благодать Христова в мире есть лишь закваска процесса, а не апофеоз его. И без этого процесса в глубине истории, в глубине жизни человеческой не может быть апофеоза бытия – «нового неба и новой земли».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Ибо закон не будет больше говорить: «не прелюбодействуй» тому, кому никогда более не приходят (на мысль) похотливые пожелания в отношении к чужой жене; и закон не будет больше говорить: «не убий» тому, кто удалил от себя всякий гнев и всякую вражду; не будет говорить: «не пожелай дома ближнего твоего, ни вола его, ни осла его» тем, которые совершенно не заботятся о земных вещах, но собирают небесные плоды; и не будет говорить: «око за око и зуб за зуб» ( Исх. 21:24 ) тому, кто никого не считает своим врагом, но всех своими ближними; поэтому он никогда не может простирать свои руки для отмщения. Нельзя требовать десятины от того, кто все свое имение приносит Богу и оставляет отца, мать и все свое родство, и последует Слову Божию. И не заповедано проводить день в покое и досуге тому, кто каждый день соблюдает Субботу, то есть в храме Божием, который есть тело человека, совершает достойное служение Богу и всякий час творит правду. Ибо Я «милости хочу, а не жертвы, – говорить Он, – и Боговедения, а не всесожжения» ( Ос. 6:6 ). «Если же нечестивый заколает Мне вола, то это то же, как если бы он убил пса; и приносящий в жертву хлеб – то же, что приносящий свиную кровь» ( Ис. 66:3 ). Но всякий, кто призовет имя Господне, спасется ( Иоил. 2:32 ; ср. Рим. 10:13 ). «Нет также другого имени Господня под небом, которым люди спаслись бы» ( Деян. 4:12 ), кроме имени Божия, то есть Иисуса Христа, Сына Божия, Которому покорены также демоны и злые духи и все мятежные силы. 97 . Когда имя Иисуса Христа, Который был распят при Понтийском Пилате, было призвано, в человечестве произошло разделение. И где верующие в Него будут всегда призывать Его и творить Его волю, там Он близок и присутствует и исполняет прошения тех, которые призывают Его от чистого сердца. Получая, таким образом, искупление, будем постоянно благодарить Бога, спасающего нас Своею неисследимою и непостижимою мудростью и с Неба возвещающего нам спасение – то есть видимое Пришествие нашего Господа, то есть человеческую жизнь – которого мы одни не могли достигнуть. Ибо, что у людей невозможно, то возможно у Бога ( Лк. 18:27 ). Поэтому также и Иеремия говорит о Нем: «Кто взошел на Небо и взял ее (мудрость) и снес с облаков? Кто перешел море, нашел ее и принес ее, драгоценнейшую золота? Нет никого, кто нашел бы путь к ней и кто знал бы стези к ней. Но Тот, Кто ведает все и знает ее своим разумом; Тот, Который сотворил Землю на вечные времена и наполнил ее четвероногими скотами; Который посылает свет и, если Он снова призывает его, он должен повиноваться Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

56 . Против помысла, изображающего перед нашими глазами болезнь желудка, печени и селезенки и вздутие в брюшной полости (пупа): Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется ( 2Кор.4:16 ). 57 . Против помыслов, возникающих в нас по мере того, как все наше тело постепенно приходит в негодность: Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор.5:1 ). 58 . Против помысла, который вызывает в нас сострадание и убеждает отдать что-либо нищим, а потом удручает и опечаливает нас из-за вещи, которую мы отдали: Не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог[, и недостаток дел его восполнит] ( 2Кор.9:7 ; Притч.22:8–9 ). 59 . Против помысла, рисующего перед нами сильную немощь, которая может возникнуть от поста и связанных с ним болезней, и убеждающего нас вкусить немного вареной пищи: Ибо, когда я немощен, тогда силен ( 2Кор.12:10 ). Из Послания к Ефесянам 60 . Против помысла, жаждущего насытиться вином в праздничный день: Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу ( Еф.5:18–19 ). Из Послания к Филиппийцам 61 . Против помыслов, из-за которых наша душа, с одной стороны, не хочет добывать себе пропитание собственноручным трудом, но и отказывается получить что-то от родных, потому что они бедны и живут на большом расстоянии, а советует восполнить свою нужду за счет других: Господь близко. Ни о чем не заботьтесь, но во всем, в молитве и прошении, с благодарением открывайте просьбы ваши пред Богом ( Флп.4:5–6 ). 62 . Против помыслов, предрекающих мне голод и недостаток хлеба и внушающих мне стыд при мысли, что мне придется получать помощь от других: Я умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии. Во всём и везде я научен и насыщаться и голодать, и изобиловать и нуждаться. Всё могу в Укрепляющем меня [Христе] ( Флп.4:12–13 ) 15 . Из Первого послания к Фессалоникийцам

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

— Нет, — продолжал он, — не прельщайтесь ложными баснями ваших стихотворцев. Один Бог над всеми на небе, — Бог Отец, Который вместе с Сыном Своим и Святым Духом управляет всем, что Он создал, и поддерживает силою Своею всё существующее; создал же Он и небо, и землю, и море со всем, что находится в них; после всего Он сотворил по образу и подобию Своему бессмертного человека и подчинил его власти всё, что на земле, в море и воздухе. Видя ту великую честь, какою Бог облек человека, сверженный с неба дьявол исполнился зависти и внушил человеку льстивую мысль о нарушении заповеди Божией, чтобы через это он оказался неблагодарным и непослушным пред своим Творцом и Благодетелем. Человек последовал коварному совету обольстителя и тем лишил себя бессмертия, своим преслушанием наведя смерть не только на себя, но и на весь род человеческий. Но дьявол не удовлетворился этим обольщением человека и изобрел идолов, которых вы называете богами, чтобы еще более отторгнуть род человеческий от Создателя. Милосердный же Господь, не желая окончательной гибели созданного по Его образу человека, благоизволил послать на землю с небесного престола Единородное Слово Свое [ 4 ]: Слово Божие действием Святого Духа вселилось в утробу Пречистой Девы, непостижимо приняло от Нее плоть и родилось от Нее неизреченно, и Слово стало человеком, чтобы обновить падшего человека и уничтожить власть дьявола. Богочеловек явил над людьми множество чудес: Он исцелял словом слепорожденных, расслабленных и привязанных к одру болезни много лет, очищал прокаженных, воскрешал мертвых, — воззвав из гроба четверодневного Лазаря, даровал ему жизнь; как Бог всемогущий он содеял неисчислимое множество и других чудес. Но иудеи, не веруя в Него и завидуя Ему, предали Его Понтийскому Пилату игемону и пригвоздили ко кресту Пришедшего спасти их. Он же, как Бог, восстал в третий день из мертвых и по воскресении Своем в течение многих дней являлся ученикам Своим; Он уничтожил смерть, причиненную дьяволом человеку, Своею смертью и Своим воскресением даровал нам жизнь вечную, и как Он, восстав от мертвых, уже не умирает, так и мы, по окончании этой кратковременной, но обильной скорбями жизни, восставши из гробов наших, будем вечно жить с Ним. Указав путь спасения, он вознесся на небо, и если кто пренебрежет этим спасением, тот вместе с дьяволом подвергнется вечному осуждению; верующий же и идущий путем спасения вечно будет со Христом в Царствии Небесном.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Благоразумный разбойник на кресте сознавал эту истину, когда, унимая другого, сораспятого с ним, говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены (т.е. на смерть) справедливо ( δικαως), потому что достойное ( ξια) по делам нашим приняли» ( Лк. 23:40–41 ). В этих словах слышится голос доброй совести, сознающей, что и самой любви нет без правды. Не говорим уже об известном законе Ноя, данном Богом всем людям, задолго до появления израильского народа на земле: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию». ( Быт. 9:6 ) 1058 . Вместе с удовлетворением принципу справедливости (pereat munbus-vivat justitia), торжеству которого иногда приносится в жертву даже личность преступника, наказание смертью человекоубийцы является до некоторой степени восстановлением если не права самого убитого, то права общества на то, чтобы в его среде осуществлялась идея правды или справедливости. По ироническому замечанию Вл. Соловьева, «никогда еще не было случая, чтобы казнь убийцы воскрешала убитого» 1059 . Но хотя это рассуждение и имеет место в случае смертного наказания за убийство, однако нельзя отрицать, что и в этом случае наказанием убийцы может быть удовлетворено возмущенное чувство родственников убийцы и право общества на то, чтобы преступная воля не оставалась безнаказанной. Конечно, в высшей степени тяжело приговаривать другого человека к лишению жизни. Но Тот, Кто был распят за нас при Понтийском Пилате, не только непосредственно не восставал против смертной казни и не требовал ее уничтожения, но и прямо признавал за законной властью, даже языческой, какова была власть римлян над евреями, право наказывать преступников даже смертью. Когда в самый день крестной смерти, Пилат хвастливо заявил Иисусу Христу, что он имеет власть распять Его и отпустить, Господь отвечал ему так: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти ( ξουσαν – закономерной власти), если бы не было дано тебе свыше ( νθεν – с неба или от Бога)» ( Ин. 19:10–11 ) 1060 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Начальников иудейских, книжников и законников, которые неправильно учили о Спасителе, неверно толковали Закон Божий и жили нечестиво, Господь Иисус Христос много и строго обличал пред всеми и говорил, что они не войдут в царствие небесное, если не уверуют в Него и не будут жить по Его заповедям. Гордые своим саном и ученостью, они не хотели признать смиренного Иисуса Христа Спасителем и Сыном Божиим, злобились на Него за обличения и возненавидели Его до того, что предали Его, наконец, на суд правителю Понтийскому Пилату, обвиняя Его, что будто бы Он хочет сделаться царем иудейским. Пилат не нашел в Нем никакой вины и хотел отпустить Его, а чтобы утолить их злобу, велел бить Его бичами и надеть на Его голову колючий терновый венок, от которого кровь ручьями текла из ран на голове; но иудеи с яростью кричали: «Распни, распни Его». Тогда Пилат предал Его на распятие. Господь Иисус Христос, как Всемогущий Сын Божий, мог избавиться от врагов, страданий и смерти; но Он , по любви к людям, захотел волею пострадать и умереть, чтобы избавить их от гнева Божия, от греха и смерти, – и потому отдал Себя на распятие . Воины связали и отвели Его на Голгофу, где и распяли Его между двумя разбойниками. На кресте в страшных мучениях Господь умер и , после снятия с креста, был погребен . Избавление людей от греха, таким образом, совершилось . После смерти Своей Он сходил в ад и проповедовал там о Себе, что Он – Сын Божий, обещанный Спаситель, сходивший на землю для спасения людей от власти дьявола, греха и смерти. Тех, которые уверовали в Него, Он вывел из ада и поселил в царстве Отца Своего Небесного. В третий день Господь воскрес из мертвых , как о том и было написано в святом писании пророков. После воскресения Он пробыл на земле 40 дней. В это время Он являлся своим ученикам, объяснял им тайны царствия Божия и установил Свою святую Церковь на земле, т. е. из всех верующих образовал одну семью, в которой Сам сделался Главою и Отцом, а верующие стали Его детьми и братьями между собою, соединенными с Ним и между собою особою божественною силою.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его ( Ис.53:2–3 ). И, однако, что делаете вы, чада мира сего, когда закрываете пред Ним лице свое, презирая Его? Ах, не отвращайтесь от Его страдальческого вида, хотя бы в нем ничего не было приятного для чувства и привлекательного для естественного глаза! Смотрите, этот презреннейший и уничиженнейший из всех, этот отвергнутый своими и преданный в руки язычников, скованный тернием, увенчанный, оплеванный и избитый и, как агнец безгласный, ведомый на Голгофу Иисус Назарянин – Он Царь ваш! Он – Тот, на Котором одном только исполнились все обетования Бога от начала до конца. На то и пришел Он в исполнение времен из славы Отца Своего, которую Он имел у Него прежде бытия мира ( Ин.17:5 ). Этот вечный, воплотившийся Сын Божий, прекраснее паче всех сынов человеческих ( Пс.44:3 ). Ибо Он только один есть чистый между нечистыми, беспорочный, безгрешный между грешниками. И, однако, от этих грешников уничижен, оплеван, избит, отвергнут, изгнан и на крест возведен. О, воззрите, братие, если вы еще не видели в этом вечном примере, на эту страшную силу греха, того человеческого греха, который живет и в вашем сердце, но вместе и на всепобеждающую силу божественного милосердия, силу благодати, которая преизбыточествует там, где умножается грех ( Рим.5:20 ). Как агнец безгласый, идет Он на Голгофское заклание и, как истинный Первосвященник, приносит Он Себя там, на Голгофе, на алтаре нового вечного завета, как вечно искупительную Жертву за грехи всего мира. О, не пренебрегайте поэтому Им в Его страдальческом образе, не отвращайте от Него вашего взора, но идите к Нему и смотрите на Него молитвенным взором кающегося грешника; прибегайте под крепкую Его руку, которую Он, как Спаситель, простирает со креста Своего ко всем, ко всему миру. Простирает, братие, и к вам. Так смотрите: се, Царь ваш! Он и ваш Царь, ибо и для вас также оставил Он славу Отца и пострадал при Понтийском Пилате, и для вас сделался послушным до смерти, смерти крестной ( Флп.2:8 ), чтобы спасти и вас, погибших и осужденных людей, искупить и избавить от всех грехов, от смерти и от силы диавола, не золотом и серебром, но Своею святою и драгоценною кровью и невинными страданиями и смертью , дабы вы принадлежали Ему, вошли в Его Царство и служили Ему в вечной правде, невинности и блаженстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

12. О бесе печали. Все бесы научают душу [быть] сластолюбивой и только один бес печали не позволяет ей этого делать; [более того], он [даже] губит [порочные] помыслы тех, кто вступил [в пустыню], кто пресек всякое наслаждение своей души и иссушил его печалью, если действительно «мужу... печальну засышут кости» ( Притч 17.22 ). И умеренно воюя с отшельником, он делает его искусным, убеждая его не приближаться ни к одному [из удовольствий] мира сего и избегать всякого наслаждения. Однако, укоренившись [в нас, этот бес] рождает помыслы, которые советуют душе убить саму себя, либо побуждают ее бежать подальше от места [своего подвижничества]. Это некогда помыслил и претерпел святой Иов, мучимый этим бесом: «Аще бы возможно было, сам бых себе убил, или молил бых иного, дабы ми то сотворил» ( Иов 30.24 ). Символом этого беса является ехидна, яд которой, даваемый человеку в умеренных дозах, уничтожает яды других зверей, а принятый в неумеренном количестве губит само живое существо, [принявшее его]. Этому бесу [Апостол] Павел предал коринфского беззаконника ( 1Кор 5.1–5 ); поэтому он вскоре опять пишет к коринфянам: «Окажите ему любовь, ...дабы он не был поглощен чрезмерною печалью» ( 2Кор 2.7–8 ). Впрочем, [Апостол] знал, что этот угнетающий людей дух [иногда] становится защитником благого покаяния. Поэтому святой Иоанн Креститель назвал ужаленных этим бесом и прибегающих к Богу «порождениями ехидны», говоря им: «Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния, и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» ( Мф 3.7–9 ). Впрочем, всякий, кто, подражая Аврааму, исшел из земли своей и от рода своего ( Быт. 12:1–5 ), стал [тем самым] сильнее этого беса. 13. О стяжании кротости. Кто одолел ярость, тот одолел бесов, но кто стал рабом этой ярости, тот чужд монашеской жизни и непричастен путям Спасителя, поскольку Господь, как говорится, «научит кроткия путем Своим» ( Пс 24.9 ). И потому ум отшельников становится трудноуловимым [для бесов], что он убегает на [широкую] равнину кротости. Ибо ни одна из добродетелей не является столь страшной для бесов, как кротость. Именно ее стяжал тот великий Моисей, который назван кротким «паче всех человек» ( Чис 12.3 ); и святой Давид назвал ее достойной памяти Божией, сказав: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его» ( Пс 131.1 ); наконец, и Сам Спаситель повелел нам быть подражателями кротости Его: «Научитесь от Мене: ибо Я кроток и смирен сердцем» ( Мф 11.29 ). Однако, если кто-нибудь, воздерживаясь от яств и напитков, раздражает лукавыми помыслами яростное начало [своей души], то он подобен плывущему в открытом море кораблю, кормчим которого является бес. Поэтому необходимо внимательно следить, насколько возможно, за этим нашим псом и обучать его тому, чтобы он уничтожал только волков, а овец не трогал, проявляя «всякую кротость ко всем человекам» ( Тит 3.2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010