Посему и для поставленного вопроса преклонение пред прославленными унциалами обязательно не безгранично и не должно связывать свободу суждений. Для его решения г. Хауорт берет вторую 5 книгу Ездры, которая, по его мнению, представляет александрийскую версию канонического текста. В пользу этого он отыскивает факты и в сирских переводах. Древнейший из них, Пешитта, как известно, сделан прямо с еврейского и весьма удовлетворительно. Правда, до нас не сохранился подлинник его в целости – без позднейших изменений и исправлений; тем не менее, можно считать за несомненное, что – по своему содержанию – он совпадал с так называемым Палестинским каноном 6 . Последний же нам достаточно известен по извлечениям у Афраата, который цитирует все библейские книги кроме Песни Песней. Поскольку Палестинский канон установлен в Ямнии, а еврейский текст масоретов следует изданию Акибы и его учеников, то отсюда вытекает, что Пешитта появилась не ранее второго христианского века, ибо разделяет с этим текстом и его варианты и его ошибки. Прежде утверждали, что эта сирская версия не имела книг Паралипоменон, Ездры и Неемии, – и Буль 7 по сие время защищает этот тезис; однако Афраат указывает противное. И почтенный знаток сирской библейской письменности, Dr. Гвинн (Gwynne) заявляет, что в древнейших и лучших манускриптах Пешитта находятся обе канонические книги – и Ездры и Неемии. Отсюда вытекает, что именно во 2-м веке 2 Ездры уже была изъята из еврейской Библии ; но была ли она в ней первоначально? Греческие кодексы LXX-mu склоняют к удовлетворительному ответу, равно как об этом свидетельствуют и некоторые другие факты. Обратимся к сирскому переводу, опубликованному в начале седьмого века (617–618 г.г.) монофизитским епископом Павлом Телльским, который – по общему признанию – передает текст LXX-mu по Оригеновым «экзаплам». Для него важен MS. 12.168 Британского Музея. Это – катена с извлечениями из различных книг Ветхого Завета по редакции названного сейчас Павла. В числе многих выдержек, некоторые представляют не первую книгу Ездры, но вторую – с отрывками из параграфов о Дарие, трех юношах и пр. Это, по Хауорту, служит доказательством, что вторая книга Ездры есть перевод LXX-mu и что она дает текст также канонического писания этого имени. И Dr. Гвинн выводит из этих фактов, что и в Оригеновых «экзаплах» была вторая книга Ездры, которая – посему – обладает, во всяком случае, солидным авторитетом подле первой, имеющей прототип и в еврейской Библии . Значит, и протестанты напрасно поспешили исключить ее из канона по уважению к раввинскому преданию. Напротив, «она не только представляет истинный перевод LXX-mu, но и по своему содержанию и по расположению частей несравненно выше еврейского текста; он не сохранил древнейшей традиции, а искалечил, перетасован и изменен еврейскими раввинами в Ямнии 8 , к которым восходят следы этих манипуляций» 1.115, p. 233 с).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

подлинника, однако, поскольку такой подлинник не был обнаружен, нек-рые исследователи предлагали считать книгу оригинальным сочинением на греч. языке (различные т. зр. по этому вопросу приводятся, напр., в кн.: Шарапов. 1910. С. 34-35). Значительная часть Е. в. к. состоит из текстов, параллельных фрагментам из 1-й Книги Ездры, Книги Неемии и 2-й Книги Паралипоменон. Ранние исследователи, начиная с И. Д. Михаэлиса , предполагали, что на основании Е. в. к. возможно сделать реконструкцию первоначального текста, из к-рого впосл. сформировались канонические 1-я Книга Ездры, Книга Неемии и Книги Паралипоменон ( Michaelis. 1783). В XIX - нач. XX в. среди библеистов было распространено мнение, согласно к-рому Е. в. к. представляет собой компиляцию фрагментов канонических книг (см.: Bertholdt. 1813. S. 1005-1013; Walde. 1913; рус. дореволюционный исследователь А. Шарапов (впосл. еп. Серафим) называл эту книгу «простой компиляцией», а нек-рые «уклонения от мысли еврейского текста» - неудачными поправками, внесенными в текст позднейшими редакторами книги - Шарапов. 1910. С. iii, v-vi, 29-61, 149- 150). По-видимому, ни одно из этих мнений нельзя считать вполне правильным - процесс создания Е. в. к. был гораздо сложнее ( Grabbe. 1998. P. 69) и до наст. времени остается не до конца изученным. Возможно, евр. и арам. тексты 1-й Книги Ездры, использовавшиеся при составлении Е. в. к., неск. отличались от МТ (Ibid. P. 80). Анализ текста книги показывает, что ее составитель не располагал греч. переводами др. книг ВЗ ( Pohlmann. 1980. P. 378-380). Согласно наиболее распространенной в наст. время т. зр., Е. в. к. представляет собой либо редакцию уже существовавшего греч. перевода канонических книг (им мог быть и перевод Септуагинты), либо независимый перевод древнеевр. и арам. текстов ( Petroff. 2007. P. 656). Е. в. к. (кроме отрывка 2 Езд 3. 1-5. 6) и различные фрагменты канонических книг ВЗ (1-й Книги Ездры, 2-й Книги Паралипоменон и Книги Неемии) являются параллельными (хотя и не всегда совпадающими дословно) текстами, при этом 2 Езд 1.

http://pravenc.ru/text/189577.html

е. 332 г. до Р. Хр.: – тогда получается промежуток в 184 г. Можно бы было еще более сократить и этот промежуток, взяв за terminus ad qaem смерть Неемии (едва ли позднее 400 г) 142 , потому что Неемия, по-видимому, был последним светским областеначальником – – евреев под персидским владычеством, а после него власть была усвоена первосвященнику 143 ; и такому воззрению благоприятствовало бы и предание иудейское, сохраненное Иосифом Флавием в его сочинении «Contra Apionem», что священные книги евреев, – в том числе, следовательно, и книга пророка Малахии, – появились в период времени от Моисея до смерти Артаксеркса Лонгимана (ум. в 424 г. до Р. Хр.) 144 . Но так как об управлении Иудеей после Неемии можно только строить более или менее вероятные предположения, а при предварительной установке для деятельности пророка Малахии хронологических терминов а quo и ad qaem необходимо ограничиваться лишь бесспорными данными, в рамках которых потом уже и можно развивать такие или иные гипотезы, – то мы и не находим возможным позднейший предел времени нашего пророка полагать раньше 332 г. 145 Но к каким же годам на протяжении времени от 516 г. до 332 г. следует приурочить деятельность Малахии? Историческими источниками для знакомства с этим временем являются – вторая половина книги Ездры (глл. 7–10) и книга Неемии. Описанное в 7–10 гл. книги Ездры произошло в 458–457 г. ( Ездр.7:7; 10:16–17 ). Значит, о времени с 516 по 458 г., т. е. о периоде в целых 58 лет, мы не имеем никаких исторических известий. Рассказ книги Неемии, служащей продолжением повествования книги Ездры, начинается с 445 г. ( Неем.1:1 ). Получается опять промежуток в 12–13 лет, о событиях которых мы ровно ничего не знаем. Повествования Неемии обнимают 12 лет (445–433 гг.) и затем снова прерываются на неопределенное время – ( Неем.13:6 ), после чего продолжаются беглым обзором той борьбы с нестроениями в религиозно-нравственной жизни Израиля, какую Неемии пришлось вести по возвращении в Иерусалим ( Неем.13:7–31 ). При определении времени появление известного литературного памятника обыкновенно руководятся отношением между его содержанием и событиями и явлениями той эпохи, к которой он принадлежит.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

4 . В третьей – излагаются события царства еврейского, а по разделении его попеременно то иудейского, то израильского, от помазания Соломона до смерти Ахава, царя израильского, которая постигла его при жизни Иосафата (22 главы). Наконец, в четвертой книге Царств продолжается история обоих еврейских царств, которая доводится до разрушения царства израильского Салманассаром и царства иудейского Навуходоносором (25 глав). 5 . Книги Паралипоменон имеют предметом своим сохранение замечательнейших родословий еврейского народа, свидетельствующих о его древности и превосходстве пред всеми языческими народами, указание на достопамятнейшие богослужебные учреждения Давидовы и повествования о царях, преимущественно иудейских, с напоминанием всего, что они сделали для веры и церкви. Первая книга начинает родословие с Адама, переходит в историю сказанием о смерти Саула и оканчивается смертию Давида (29 глав). Вторая книга ведет историю с царствования Соломона до разрушения Иерусалима и храма Соломонова халдеями. К концу книги присоединен указ Кира, царя Персидского, о восстановлении храма в Иерусалиме (36 глав). 6 . Этим же указом начинается и первая книга Ездры, в которой описывается возвращение иудеев из плена, основание и сооружение храма и восстановление богослужения и гражданского благоустройства (10 гл.). Вторая книга, носящая у нас имя Неемии (который был виночерпием персидского царя Артаксеркса Лонгимана, т. е. долгорукого, и сотрудником Ездры в устроении положения возвратившихся на родину евреев), описывает возобновление стен Иерусалимских, искоренение некоторых злоупотреблений, вкравшихся в новособранное общество Иудеев, восстановление праздников новолетия и кущей и прочие распоряжения и действия Неемии для благоустройства возвратившихся в свое отечество евреев (13 глав). 7 . Книга Есфирь содержит историю иудеянки Есфири, которая, сделавшись женою одного из персидских царей (Ксеркса), под властию коих находились евреи, жившие в пределах бывшего Вавилонского царства, избавила, по научению двоюродного брата своего Мардохея, свой народ от погибели, готовившейся Мардохею и всему иудейскому народу от честолюбивого персидского вельможи Амана (10 глав).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Третьим идет Samuhel, что мы называем Царствами 1-ми и 2-ми. Четвертыми Malachim, т.е. книга Царей, содержащая Царств 3-ю и 4-ю. И лучше говорить во множественном числе Malachim – «Цари», нежели Malachoth – «Царства», потому что в них описываются царства не многих народов, а одного израильского народа, состоявшего из двенадцати племен. Пятый Исайя, шестой Иеремия, седьмой Иезекииль, восьмой идет книга двенадцати пророков, которую они называют Thareasra 1834 . Третьим порядком располагаются γιγραφα, и первая книга начата Иовом, а вторая Давидом 1835 , – ее составляет пятичастный, но единый свиток псалмов. Третья – Соломонова, состоит из трех книг: Притчи, которые они называют Подобиями, т.е. Masaloth; Екклесиаст, он же Accoeleth, и Песнь песней, озаглавленная как Siassirim. Шестая – Даниила, седьмая – Dabreiamin, т.е. «Слова дней», которые мы могли бы точнее назвать χρονικν всей священной истории 1836 4, а у нас ее надписывают как 1-ю и 2-ю книги Паралипоменон; восьмая – Ездры, у греков и латинян равным образом разделяемая на две книги; девятая – Есфири. Итак, всего двадцать две книги Ветхого Закона: пять Моисеевых, восемь пророческих, девять агиографов. А некоторые причисляют Руфь и Cinoth к агиографам, пополняя их число, так что получается древнего Закона двадцать четыре книги. Их-то Апокалипсис вводит под образом двадцати четырех старцев, которые поклоняются Агнцу и со склоненными лицами подносят свои короны в присутствии четырех животных, исполненных очей сзади и спереди, т.е. в прошлом и будущем, и несмолкающими голосами вопиющих: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» 1837 . Этот пролог к Писаниям пусть будет принят как шлемоносное начало всем книгам 1838 , которые мы переводим с еврейского, и да будет известно, что помимо них все прочее должно быть относимо к апокрфам. Посему Премудрость, которую в народе приписывают Соломону, и книга Иисуса, сына Сирахова, и Иудифь, и Товия, и Пастырь не суть в каноне. Я нашел, что 1-я книга Маккавеев еврейская, а 2-я греческая, что можно установить и из их φρσιν 1839 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Происхождение Захарии не ясно. Он назван сыном Варахии только в первом стихе (1:1). Он также называется сыном Адды в книге Ездры 5:1; 6:14 (ср. Неем.12:4,16 1093 ). Некоторые ученые предположили, что Варахия (1:1) – это искаженное имя от Еверехья ( Ис.8:2 , так в переводе РБО, в СП используется то же самое имя Варахия – прим. пер.), где Захария назван свидетелем Исайи. Ученые, которые предлагают эту версию, считают, что переписчик перепутал двух Захарии, то есть совершил грубую хронологическую ошибку. 1094 Поскольку «сын» также означает «потомок», самым простым решением было бы считать Варахию отцом, а Адду дедом Захарии. 1095 Возможно, Ездра указывает имя деда, поскольку тот был известнее отца. Возможно, что Захария был священником. Видно, что его сильно интересовали священнические вопросы, такие как храм, ответственность первосвященника (глава 3), уважение к первосвященнику Иисусу (6:1011), очищение земли и удаление осквернения (3:9, 5:3,611). Захарии также были известны проповеди пророков допленного периода. Многие яркие призывы книги схожи с теми, что использовали предшествующие пророки; среди них такие фразы и слова как: «воскликните», «бегите», «спасайтесь», «пойте и веселитесь» и «молчите» (1:14, 2:6,7,10:13). Ученые насчитали более двадцати аллюзий на пророков VIII века Исайю, Осию, Амоса и Михея и пророков VII века, Иеремию и Иезекииля. 1096 История толкования Похоже, что книга Захарии естественным образом делится на две части – главы 18 и главы 914. Первую часть отличают точные даты, она включает восемь видений. Вторая часть даже не упоминает о Захарии и храме, а также не отмечена никакими датами. Как следствие, многие ученые считают, что две части книги были написаны разными авторами: первая часть пророком Захарией, а вторая – каким-то другим автором. Для обоснования двойного авторства назывались и дополнительные причины: первая часть, в основном, написана прозой, а вторая часть – поэзией; характерная фраза – «Так сказал Господь» – появляется только в первой части; две части отличаются лексикой; кажется, что некоторые ссылки во второй части указывают на более поздние времена (позднее VI века до н.э.), например, ссылка на греков в 9:13.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Время служения св. пр. Авдия можно бы определить по тому событию, которое он описывает, именно по тому разорению Иерусалима, которому радовались и помогали Идумеи. Но Иерусалим был разоряем несколько раз разными врагами. Полагают, что св. Авдий имеет в виду разорение Иерусалима Филистимлянами и Аравитянами при Иудейском царе Иораме, сыне Иосафатовом (ок. 905–892 г. до P. X.). См. 4Цар. 8:20–22 ; 2Пар. 21:16, 17 . Но толкователи относят, как видели, время служения к позднейшему времени, следовательно, должно разуметь другое разрушение. При том, в свящ. тексте не говорится, чтобы Филистимлянам и Арабам, при разорении ими Иерусалима, помогали Идумеи, которые пред сим сами были разбиты царем Иорамом ( 2Цар. 21:9, 10 ). Св. Авдий говорит о совершенном разорены Иерусалима, а при Иораме разграблен был царский дворец, самый Иерусалим продолжал существовать еще не малое время 8 . С большею вероятностью можно разуметь у св. Авдия разорение Иерусалима Халдеями, при Вавилонском царе Навуходоносоре (589 до P. X. 4Цар. 15:2, 3 ; Иер. 39:2; 52:5, 6 ). Тогда, действительно, сыны Эдома помогали Халдеям разрушать Иерусалим и с злорадством кричали им: «истощайте, истощайте до основания его» ( Пс. 136:7 ), и вторая книга Ездры говорит, что «Идумеи сожгли храм (Иерусалимский), когда Иудея опустошена была Халдеями» ( 2Ездр. 4:45 ). Св. Авдий говорит о разорении Иерусалима (ст. 11), как о событии прошедшем; а потому можно думать, что св. Авдий жил после сего события. Так и думают некоторые из толковников 9 . Содержание книги. Книга св. пр. Авдия разделяется на две части. Первая говорит о суде Божием над Идумеями 10 , которые происходили от одного корня с Евреями – от Исаака, Идумеи – от Исава, Евреи от Иакова – от двух родных братьев. Св. Авдий возвещает, что Господь Бог определил разорить Идумею и истребить ее жителей, а для совершения сего определения Он Сам возбуждает врагов к опустошительной войне против Эдома. Здесь же показана и причина такого грозного суда Божия. Причина эта – ненависть к Евреям и враждебные действия Идумеев против избранного народа Божия, действия и злодеяния тем более не извинительные, что допущены не чуждым, а родственным Евреям народом, как бы братом противу брата – (ст. 1–9). Так Господь, чрез св. Авдия, обвиняет Идумеев в том, что они соединялись с врагами Еврейского народа и вместе с ними опустошали Иудею и разрушали Иерусалим, радовались погибели своих братьев, грабили их имущество, насмехались над их бедствием, бегущих от врагов рубили, или выдавали неприятелю, вообще поступали с Идеями, во дни их величайшего несчастья, как злейшие их враги. А потому " близок, – гов. св. пророк, – день Господень» ( Авд. 1:15 ) – день возмездия Идумеям; с ними будет поступлено так, как и они поступали с Евреями, Идумея будет опустошена, а ее жители истреблены (ст. 10–16); с Идумеями испиют чашу гнева Божия все враги Еврейского народа, «и будут яко не бывшие» ( Авд. 1:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

И взял народ Иехонию [Иоахаза], сына Иосии, и поставили его царем вместо Иосии, отца его, когда ему было двадцать три года. И царствовал он в Иудее и Иерусалиме три месяца, и отставил его царь Египетский, чтобы не царствовать ему в Иерусалиме. И наложил на народ сто талантов серебра и один талант золота. И поставил царь Египетский Иоакима, брата его, царем Иудеи и Иерусалима. И связал вельмож, а Заракина, брата его, отвел в Египет. Был же Иоаким двадцати пяти лет, когда воцарился над Иудеею и Иерусалимом, и делал он зло пред Господом. Против него вышел Навуходоносор, царь Вавилонский, и связал его медными узами и отвел в Вавилон. И, взяв некоторые из священных сосудов Господа, Навуходоносор перенес их и поставил в своем капище в Вавилоне. Сказания о нем, о его развращении и нечестии написаны в книге летописей царских. И воцарился вместо него Иоаким, сын его; был он восемнадцати лет, когда назначен царем. Царствовал же в Иерусалиме три месяца и десять дней, и сделал он зло пред Господом. И через год Навуходоносор послал и отвел его в Вавилон вместе со священными сосудами Господа, и назначил царем Иудеи и Иерусалима Седекию, который был двадцати одного года. Царствовал он одиннадцать лет. И делал он зло пред Господом, не вняв словам, сказанным пророком Иеремиею от уст Господа. И, быв связан от царя Навуходоносора клятвою во имя Господа, нарушил клятву, отложился и, ожесточив свою выю и сердце свое, преступил законы Господа Бога Израилева. Также и начальники народа и священников поступали весьма нечестиво, превосходя во всех нечистотах всех язычников, и осквернили освященный в Иерусалиме храм Господень. Бог отцов их посылал вестников Своих призывать их к обращению, так как щадил Он их и жилище Свое; но они смеялись над вестниками Его: в тот самый день, в который Господь говорил, они насмехались над пророками Его, доколе Он, прогневавшись на народ Свой за нечестия, повелел восстать на них царям Халдейским. Они избили юношей их мечом вокруг святаго храма их и не пощадили ни юноши, ни девицы, ни старого, ни молодого, но все были преданы в руки их.

http://patriarchia.ru/bible/ezr2/

И как родовая запись их по изыскании не найдена в списке, то они отлучены от священства. И сказал им Неемия и Атфария, чтобы они не участвовали в святынях, доколе не восстанет первосвященник, облеченный в урим и туммим. Всех же Израильтян от двенадцати лет и выше, кроме рабов и рабынь, было сорок две тысячи триста шестьдесят; рабов их и рабынь семь тысяч триста сорок семь; певцов и псалмопевцев двести сорок пять. Верблюдов четыреста тридцать пять, коней семь тысяч тридцать шесть, лошаков двести сорок пять, подъяремного скота пять тысяч пятьсот двадцать пять. Некоторые из родоначальников, когда пришли они ко храму Бога в Иерусалиме, дали обещание воздвигнуть сей дом на месте его по силе своей и дать в сокровищницу храма на построение тысячу мин золота и пять тысяч мин серебра и сто священнических одежд. И поселились священники и левиты и некоторые из народа в Иерусалиме и области его, а священнопевцы и привратники и весь Израиль в селениях своих. Когда же настал седьмой месяц и сыны Израиля были уже каждый во владении своем, собрались все единодушно на открытое место при первых воротах на восток. И встал Иисус, сын Иоседека, и братья его священники, и Зоровавель, сын Салафииля, и братья его, и устроили жертвенник Богу Израиля, чтобы возносить на нем всесожжения, как предписано в книге Моисея, человека Божия. И собрались к ним от иных народов, бывших в той земле, и устроили жертвенник на своем месте, ибо были во вражде с ними, и одолевали их все народы, бывшие в той земле; и они возносили жертвы в свое время и всесожжения Господу, утреннее и вечернее. И совершили праздник кущей, как предписано законом, вознося каждодневные жертвы, как надлежало, и потом непрестанные приношения и жертвы суббот и новомесячий и всех святых праздников. И все те, которые обещали обеты Богу, с новомесячия седьмого месяца начали приносить жертвы Богу, хотя храм не был еще построен. И давали серебро каменотесам и плотникам и питье и пищу, и повозки Сидонянам и Тирянам, чтобы они привозили с Ливана кедровые дерева, доставляя их плотами в Иоппийскую пристань, по приказанию, данному им от Кира, царя Персидского.

http://patriarchia.ru/bible/ezr2/5/

О пророке Аггее известно немного. Нам неизвестны ни его возраст, ни происхождение. Мы знаем, что он пророчествовал в Иерусалиме в течение примерно четырех месяцев, но нам не известно, был-ли он коренным жителем Иерусалима, или же родился и вырос в плену. Мы знаем, что он считался пророком, ибо так пять раз он называется в своей книге (1:1,3,12, 2:1:10) и дважды – в книге Ездры ( Езд.5:1, 6:14 ). Возможно, что он был глубоким стариком, видевшим прежний храм, разрушенный вавилонянами (2:3). Его имя происходит от корня ивр, (хаг), который в переводе с еврейского означает «праздник», который в свою очередь происходит от глагола ивр. (хагаг), «праздновать». Возможно, он родился в праздничный день. 1090 Его имя могло, например, иметь значение – «мой праздник». Интересно заметить, что Септуагинта предваряет псалмы 137 и 145149 ссылками на Аггея и Захарию. Структура Структура книги проста: она следует четырем точно датированным проповедям Аггея. Глава 1:115 – первая проповедь Аггея – приступайте к работе и восстанавливайте храм – была немедленно воспринята народом. Глава 2:19 вторая проповедь, адресованная Зоровавелю, Иисусу и народу, чтобы вдохновить их на продолжение строительства, ибо Господь принесет величие в храм. Глава 2:1019 – третья проповедь наставляет в вопросах чистоты и нечистоты. Глава 2:2023 – четвертая проповедь заверяет Зоровавеля в том, что он был печатью, которую избрал Бог. Четвертая проповедь – часть повторенного дважды цикла: обвинение, ответ на обвинение, увещание. Первый цикл: обвинение 1:111, ответ на обвинение 1:1214, и увещание – 2:19. Второй цикл: обвинение – 2:1017, ответ – 2:1819 и увещание – 2:2023. В этой структуре хорошо прослеживается баланс между негативными и позитивными нотами проповедей, между предупреждениями и заверениями. 1091 Жанр Жанр книги также разнообразен, как и ее структура. Пророческие обличения завершаются заверениями в Божьих благословениях и победе Бога. Обличительные речи включают объявление Божьего суда (1:5 и далее, 10 и далее; 2:14 и далее). Заверения состоят из знакомого «Не бойтесь» (2:5), которому предшествует и за которым следует увещание (2:4:23). Богословские темы

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010