И так всех книг ветхаго завета числом двадесять две; ибо столько же, как я слышал, и букв в употреблении у евреев. По порядку же и по именам оныя суть следующия: во первых Бытие; потом Исход, далее Левит, посем Числа, и наконец Второзаконие; за сими следует Иисус Навин, Судии, и потом Руфь; далее по порядку четыре книги Царств, из коих как первая и вторая считаются за одну книгу, так равно третья и четвертая за одну; после сих Паралипоменон первая и вторая, также считаемыя за одну книгу; далее Ездры первая и вторая также за одну; после сих Книга Псалмов, и потом Притчи, потом Екклисиаст, и Песнь песней. По сих Иов; наконец пророки двунадесять, считаемыя за одну книгу, потом Исаия, Иеремия, и с ним Варух, Плачь и Послание; а по них Иезекииль и Даниил; сии составляют ветхий завет. Но должно без укоснения рещи и о книгах новаго завета. Они суть следующия: четыре евангелия, от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна; по сих Деяния апостолов, и седмь так именуемых соборных посланий апостолов, как то: Иакова едино, Петра два, потом Иоанна три, и Иуды едино; к ним четыренадесять посланий апостола Павла, которыя пишутся следующим порядком: первое к Римлянам, потом к Коринфянам два, по сих к Галатам, далее к Ефесеям, потом к Филипписиям, к Колоссаям, к Солунянам два, ко Евреем, к Тимофею два, и к Титу едино, и последнее к Филимону едино; и наконец Апокалипсис Иоанна. Сии суть источники спасения, да сущими в оных словесами жаждущий утолит жажду, в сих токмо благовествуется учение благочестия. Никто к сим да не прилагает, ниже да отъемлет от них что либо. О сих Господь посрамляя саддукеев глаголал: прельщаетеся, не ведуще писаний, ни силы их (Мф.22:29). Иудеев же увещевал: испытайте писания, яко та суть свидетельствующая о мне (Ин.5:39). Ради большия же точности, поелику пишу ради нужды, присовокупляю и сие: яко есть, кроме сих, и другия книги, не введенныя в канон, но назначенныя отцами для чтения нововступающим, и желающим огласитися словом благочестия: Премудрость Соломонова, Премудрость Сирахова, Есфирь, Иудифь, и Товия, и так именуемое Учение апостолов, и Пастырь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Охватывают они приблизительно 800 лет иудейской истории, от XIII в. до V в. до Р.Х. Говорится в этом цикле о том, как израильтяне завладели и заселили свою обещанную (обетованную) Землю, о времени правления Судей, царей и о том, как страна пала под натиском врагов, а народ Божий был уведен в плен. В заключительных книгах, книгах Ездры, Неемии, Есфирь описываются либо преддверие, либо само возвращение израильтян на родину. Очевидно, что цель, поставленная в этих книгах, - показать, как замысел Божий осуществляется в жизни Его народа. Здесь говорится, как бедствия настигали этот народ в ответ на его беззаконие, и как спасение, невзирая на это беззаконие, приходило и посещало этот богоизбранный, как бы Богом формируемый, израильский народ для той особой цели, которая ему была предуготована Создателем. Теперь остановимся более подробно на некоторых книгах. Иисус Навин повествует о том, как израильтяне под предводительством Иисуса Навина, преемника Моисея, завоевали Ханаан, землю, которая была им обещана. Место действия - восточный берег Иордана и сама Ханаанская земля, т.е. обещанная земля, заселенная потомками Хама и, соответственно, его потомками Ханаана, сына Хама. Время действия - приблизительно XIII век до Р.Х. Книга Судей - рассказ о народных героях времен неустройства и бедствия, между завоеванием Ханаана и правлением первых царей. Там содержится описание войн и история Судей, которые пришли на смену Моисею и его преемнику Иисусу Навину. Место действия, по-прежнему, земля Ханаанская, теперь уже земля Израильская. Особо следует выделить маленькую книгу Руфь, которая включена в канон из-за того, что там повествуется об одном из предков Господа Иисуса Христа, бабке царя Давида Руфи, которая включена Евангелистом Матфеем в генеалогическое древо Господа нашего Иисуса Христа, в Его родословную. Первая и вторая книга Царств - история Израиля от последнего из судей, т.е. пророка Самуила до старческих лет царя Давида. В ней описывается история Самуила, Саула, помазанного на царство, первые годы его царствования и избрание на его место будущего царя Давида, ревность Саула по отношению к Давиду и гонения на него, смерть Саула и его сына, и поставление царем над Иудою, а затем и над всем Израилем Давида.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1428...

терминологии и техники букв. перевода стало невозможно «довольствоваться таким переводом», каким была сделана Е. в. к. (Ibidem). Датировка книги По вопросу о времени создания Е. в. к. у исследователей нет единого мнения; обычно ее датируют 2-й пол. II в.- нач. I в. до Р. Х. (Ibidem). Поскольку этот текст использовал при написании «Иудейских древностей» Иосиф Флавий, то следует вывод, что в I в. по Р. Х. книга пользовалась широкой известностью и авторитетом. Содержание книги В 1-й гл. рассказывается о праздновании пасхи при царе Иосии, о нашествии фараона Нехао и смерти Иосии, о правлении царей Иоахаза, Иоакима, Иехонии и Седекии и о разрушении Иерусалима Навуходоносором. Текст 1-й гл. достаточно близок к 2 Пар 35. 1 - 36. 12 (эти события описаны также в 4 Цар 23. 21 - 25. 21), однако есть и нек-рые отличия. В 1-й ч. этой главы подробно описано, как Иосия праздновал пасху в строгом соответствии с законом, подчеркивается роль священников и левитов, а в 2 Езд 1. 15 в качестве участников празднования названы также «певцы... сыны Асафовы» (εροψλται, букв.- священные музыканты). Было приготовлено большое количество жертвенных животных, в т. ч. в дар народу и священникам, «от царских стад» и от вельмож царя (2 Езд 1. 7). Сообщается, что жертвоприношение и празднование совершались «по расписанию Давида, царя Израилева, и по великолепию Соломона, сына его» (2 Езд 1. 4), однако эта пасха стала более значительной, чем даже при Давиде и Соломоне: «не совершалось такой пасхи в Израиле со времен Самуила пророка» (2 Езд 1. 20). Далее говорится о смерти Иосии, к-рый не послушался совета прор. Иеремии и вступил в битву с фараоном (в 2 Пар 35. 20 сообщается имя фараона - Нехао) при Мегиддо. Это стало причиной его поражения и смерти. Иосию оплакивали все жители Иудеи, включая прор. Иеремию (2 Езд 1. 25-32). Вслед за Иосией 3 месяца правил его сын Иехония (здесь, вероятно, ошибка - в 2 Пар 36. 1 говорится об Иоахазе). После него фараон поставил «царем Иудеи и Иерусалима» его брата Иоакима (2 Езд 1.

http://pravenc.ru/text/189577.html

Х. в настоящую полноту приведен Симоном Праведным, последним председателем великой синагоги (Акад. лекц. митр. Исидора. – Введение в В. Зав. § 8. Ар. Мак. Введ. в Прав. Богосл., 1847 г., § 114, стр. 399). Кроме канонических книг Ветхого Завета, значащихся в еврейской Библии, есть еще книги, коих в ней нет и кои читаются только в переводе LXX-mu толковников. Таковы следующие: 1) Послание Иеремии и книга пророка Варуха, 2) книга Товита, 3) Иудифи, 4) Премудрости Соломона, 5) Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 6) Вторая и третия Ездры, 7) Три книги Маккавейские, и 8) некоторые повествования и отрывки, присоединенные к книгам каноническим, как-то: а) места, не означенные в греческой и славянской Библии счетом стихов, в кн. Есфири; б) молитва Манассии в конце второй кн. Паралип.; в) песнь трех отроков в кн. прор. Даниила ( Дан. 3:25–91 ); г) история о Сусанне ( Дан. 23 ), и д) история о Виле и Драконе ( Дан. 14 ). Книги и прибавления эти позднейшего происхождения, писаны на греческом языке, и сделались известными со времен александрийского перевода LXX-mu толковников. Не видно, чтобы они составляли когда-нибудь особую книгу, и вероятно присоединены к собранию канонических книг не в одно время, и некоторые, может быть, в первом или даже во II-м веке по Р. Х. Книги эти, ни у иудеев, ни у христиан, не считались наравне с книгами каноническими, но однако же всегда пользовались большим уважением. Флавий о них пишет: «И все, случившееся с царствования Артаксеркса до наших дней, также заключено в письмена; но эти писания не пользуются таким уважением, как прежде упомянутые, потому что прекратилось преемство пророков» (Прот. Апион. кн. 1, § 7 и 8). И отцы церкви, хотя приводили нередко места из этих книг, но не равняли их с первыми. Св. Афанасий В., св. Григорий Назианзен , Епифаний, Иероним и отцы собора лаодикийского (прав. 59) ясно отличали их от книг канонических и называли апокрифическими (Св. Афанасий В. говорит, что оне были читаемы в церкви для назидания оглашаемых; их и вообще с пользою можно читать для своего назидания и для ближних; но они не могут служить прочным доказательством там, где говорится о догматах веры (Сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

35–46. 12 «малых» Книг пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Во всех этих Книгах содержатся, главным образом, обличительные речи на нечестие евреев и многие пророчества о Спасителе. 47–49. Первая, Вторая и третья книги Маккавейские (неканонические) описывают бедственные времена евреев незадолго до Рождества Христова, во время господства сирийского царя Антиоха и египетского царя Птолемея Филопатора. 50. Третья книга Ездры пророчески говорит о Страшном Суде Божием над нечестивыми (неканоническая). Священные книги Нового Завета. Новозаветных священных книг 27. 1–4. Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Слово «евангелие» в переводе с греческого языка означает «благовестие», то есть благая весть о спасении людей воплотившимся Сыном Божиим Иисусом Христом, жизнь и учение Которого описывается евангелистами. Эту благую весть принес на землю Сам Сын Божий. Ему, собственно, принадлежит это высокое благовествование (Евангелие), а писатели-евангелисты только передают, и потому не говорится: Евангелие Матфея, а говорится: Евангелие от Матфея, то есть по Матфею, в передаче Матфея, а само благовествование у всех евангелистов одно – Христово. Матфей писал Евангелие на еврейском языке и для евреев, чтобы убедить их, что Христос – это именно тот Мессия, Который был возвещен пророками и Которого евреи с нетерпением ждали; поэтому во многих местах он приводит ветхозаветные пророчества о Христе. На иконах, изображающих Матфея, можно увидеть человека с крыльями, что является символом этого евангелиста, указывающим, что Иисус Христос у него описан как человек, как Мессия, и в то же время Христос не просто человек. Марк описывает по преимуществу чудеса Христовы, в которых проявилось царственное могущество Сын Божия над природой, поэтому символом Марка считается лев. Лука предлагает наиболее подробное повествование о Христе и особенно обстоятельно описывает крестные страдания Спасителя, Его добровольную жертву за человеческий род, поэтому символом этого евангелиста является жертвенное, по Ветхому Завету, животное – телец. Евангелие от Иоанна написано в дополнение к первым трем. Иоанн Приводит по преимуществу такие слова, рассказывает о таких делах Христа, о которых еще не упоминалось, например, беседы Спасителя с Никодимом, с самарянкой, беседа о Таинстве Причащения, повествования об исцелении слепорожденного, о воскрешении Лазаря и другие. Евангелие отличается возвышенным содержанием, поэтому символом Иоанна стал орел, способный парить высоко в небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

54 И все священные сосуды Господни, большие и малые, и сосуды ковчега Господня и царские сокровища взяли они и отнесли в Вавилон. 55 И сожгли дом Господень и разорили стены Иерусалима и башни его сожгли огнем,  56 и все великолепие его обратили в ничто; оставшихся же от меча отвели в Вавилон. 57 И они были рабами ему и сыновьям его до владычества Персов, в исполнение слова Господня из уст Иеремии:  58 доколе земля не отпразднует суббот своих, во все время запустения своего, в продолжение семидесяти лет, она будет субботствовать. Глава 2   1 В первый год царствования Кира Персидского, в исполнение слова Господа из уст Иеремии,   2 Господь подвиг дух Кира, царя Персидского, и он объявил по всему царству своему словесно и письменно:   3 так говорит Кир, царь Персидский: Господь Израиля, Господь Всевышний поставил меня царем вселенной   4 и повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, который в Иудее. 5 Итак, кто есть из вас, из народа Его, да будет Господь его с ним, и пусть он, отправившись в Иерусалим, что в Иудее, строит дом Господа Израилева: Он есть Господь, живущий в Иерусалиме. 6 Посему, сколько их живет по местам, жители места того пусть помогут им золотом и серебром,  7 дарами коней и скота и другими обетными приношениями на храм Господа в Иерусалиме. 8 И поднялись старейшины племен колена Иудина и Вениаминова и священники и левиты и все, которых дух подвиг Господь идти и строить дом Господу в Иерусалиме;  9 а жившие в соседстве с ними всем помогали им: серебром и золотом, и конями и скотом и весьма многими обетными приношениями многих, которых дух подвигнут был. 10 И царь Кир вынес священные сосуды Господа, которые Навуходоносор перенес из Иерусалима и поставил в своем капище. 11 Вынеся же их, Кир, царь Персидский, передал их Мифридату, своему сокровищехранителю,  12 а через него они переданы были Саманассару, князю Иудеи. 13 Число же их было: возливальниц золотых тысяча, возливальниц серебряных тысяча, серебряных курильниц двадцать девять, чаш золотых тридцать, серебряных две тысячи четыреста десять, и других сосудов тысяча.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

6) Вторая и третья книга Ездры, 7) Три книги Маккавейские. Эти книги появились на греческом, а не на еврейском языке и притом после образования ветхозаветного канона. Тем не менее они пользуются высоким уважением в Церкви и издревле (помещаются в кодексах (списках) Библии, наряду с книгами каноническими; а также на службах церковных они читаются наравне с книгами каноническими. Кроме этих книг, признаются неканоническими некоторые места в книге Есфирь и пророка Даниила, а также Послание пророка Иеремии к пленным иудеем в Вавилоне и молитва иудейского царя Манассии, приложенная ко второй книге Паралипоменон. Новозаветные священные книги. Евангелия, их единство при характеристических особенностях каждого из них. Подлинность и достоверность Евангелий. Прочие новозаветные книги. Образование новозаветного канона. Православное учение о боговдохновенности книг Св. Писания. Доказательство и признаки боговдохновенности Священных книг Нового Завета – 27. По содержании они так-же, как и ветхозаветные, могут быть разделены на законоположительные, исторические, учительные и пророческие. Законоположительные: четыре Евангелия – 1) от Матфея, 2) от Марка, 3) от Луки и 4) от Иоанна. Исторические: Деяния св. Апостолов. Учительные: Послания св. Апостолов. Пророческие: Апокалипсис (Откровение). Евангелия, Их единство при характеристических особенностях каждого из них. – Евангелие – общее название для первых четырех книг новозаветной части Библии. Называются эти книги «евангелием» или благовестием, потому что в них излагается благая весть о жизни и учении Христа, явившегося для спасения человечества. Время происхождения евангелий не может быть определено с безусловною точностью, но должно быть отнесено ко второй половине первого века. Матфей, вероятно, написал свое евангелие около 50–60 гг., Марк и Лука – несколько лет спустя, но во всяком случае до разрушения Иерусалима, т. е. раньше 70 г., а Иоанн – в конце первого века, около 96 г. Евангелия написаны на греческом языке (первое евангелие написано было первоначально на еврейском, но, вероятно, самим же евангелистом Матфеем было переведено на греческий), – не на классическом греческом, а на так называемом александрийском, который в то время был наиболее распространен; знание этого языка считалось тогда необходимым для каждого сколько-нибудь образованного человека у всех народов, входивших в состав Римской империи, и, благодаря этому, с содержанием евангелия могли скоро ознакомиться разные племена, жившие от Атлантического океана до Евфрата и далее.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

И на втором году во втором месяце, по прибытии ко храму Божию в Иерусалиме, Зоровавель, сын Салафииля, и Иисус, сын Иоседека, и братья их и священники, левиты и все, пришедшие в Иерусалим из плена, положили основание храму Божию в новолуние второго месяца второго года по прибытии их в Иудею и Иерусалим и приставили левитов от двадцати лет к делам Господним: и стал Иисус и сыновья его и братья, и Кадмиил брат и сыновья Имадавуна и сыновья Иода, сына Илиадудова, с сыновьями и братьями, все левиты, единодушно побуждая к делам в доме Господнем. И построили строители храм Господа. И стали священники в облачении с музыкальными инструментами и трубами и левиты, сыны Асафа, с кимвалами, воспевая Господу и прославляя Его по уставу Давида, царя Израильского, и возглашали в песнях, прославляя Господа, что благость Его и слава вовек над всем Израилем. И весь народ трубил и взывал громким голосом, прославляя Господа за восстановление дома Господня. А старейшие из священников и левитов и родоначальников, видевшие прежний храм, пришли теперь на строение с плачем и громким воплем, а многие с трубами и радостными громкими восклицаниями, так что народ не мог слышать труб по причине воплей народных; хотя собрание громко трубило, так что далеко слышно было. И услышали враги колена Иудина и Вениаминова и пришли узнать, что значит этот трубный звук. И узнали, что возвратившиеся из плена строят храм Господу Богу Израилеву. И, приступив к Зоровавелю и Иисусу и к родоначальникам, говорят им: будем и мы строить вместе с вами; ибо и мы, подобно вам, слушаем Господа вашего и приносим Ему жертвы от дней Асвакафаса, царя Ассирийского, который переселил нас сюда. Тогда сказал им Зоровавель и Иисус и начальники племен Израильских: не с вами нам строить дом Господу Богу нашему; мы одни будем строить его Господу Богу Израиля, соответственно тому, как повелел нам Кир, царь Персидский. Тогда народы той земли, нападая на обитающих в Иудее и осаждая их, препятствовали строению и, коварством увлекая народ и производя смуты, препятствовали довершить строение во все время жизни царя Кира и остановили строение на два года до воцарения Дария.

http://patriarchia.ru/bible/ezr2/5/

Ранние иудейские авторы произведений псевдонимической апокалиптики были, по всей видимости, предшественниками или представителями ессейской школы мысли. Четыре из пяти книг, составляющих Книгу Еноха, арамейский и, возможно, греческий Заветы Двенадцати Патриархов и разнообразные фрагментарные апокалиптические писания, найденные среди других свитков Мертвого моря, отличает то же самое мировоззрение. Более поздние иудейские апокалиптические писания, такие, например, как «Притчи Еноха», Успение Моисея и Вторая книга Ездры (о которых упоминается ниже), содержат большую примесь фарисейской мысли. Коллекция апокрифов Собственно апокрифы Первая книга Ездры (в синодальном издании Библии – Вторая книга Ездры. – Примеч. ред.) – это греческая версия истории Ездры (эллинизированная форма еврейского имени Эзра) вместе с некоторыми включениями из книг Паралипоменон и Книги Неемии с дополнением (в гл. 3 и 4) повествования о спорах внутри Персидского двора по вопросу о «том, что всего сильнее» в мире. Существовала тенденция ветхозаветные книги, которые не читались в синагогах, переводить на греческий и арамейский языки в значительно более свободном стиле, нежели остальные. Книга Ездры была одной из девяти принадлежащих к этой категории, так что Первая книга Ездры по сути дела может быть древней версией греческого перевода, в то время как еще одна греческая версия книги Ездры, вошедшая в состав Септуагинты, представляет собой значительно более литературный перевод. Дополнительный материал является характерной чертой иудейских haggadah (хаггада), гомилетических писаний; обычно это вымышленные истории, рассказанные для назидания. Вторая книга Ездры (в синодальном издании это Третья книга Ездры. – Примеч. ред.) является апокалипсисом, написанным около 100 г. н. э. и сохранившимся в латинском, а не греческом переводе. Эта книга имеет в приложении две позднейшие христианские главы в начале и две – в конце. Книга Товита представляет собой нравоучительный рассказ о необходимости подаяния, захоронения умерших и обязанностях супружества. Ее исторический фон – персидский, и относится она к числу самых древних апокрифов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Поскольку в Септуагинту включена апокрифическая (в православной библейской традиции она считается не апокрифической, а неканонической. — Пер.) греческая книга Ездры, поставленная в ней на первое место, так наз. “Eздpa-I” (в синодальной Библии — Вторая книга Ездры. — Пер.), здесь мы назовем Eздpa-II книгу, объединяющую в себе книги Ездры и Неемии. Разделение ее было осуществлено в христианскую эпоху; ему последовала и Вульгата, в которой Eздpa-I — это книга Ездры (соотв. Первая книга Ездры. — Пер.), а Eздpa-II — книга Неемии; греческая книга Ездры (то есть Вторая книга Ездры. — Пер.) называется в ней Eздpa-III. Называние этих книг по их главным персонажам Ездре и Неемии — еще более позднего происхождения: оно появляется в печатных изданиях масоретской Библии. Как было сказано, книги Ездры и Неемии — это продолжение труда автора Паралипоменона. После пятидесяти лет плена, о котором автор-хронист не говорит, он вновь подхватывает нить своего исторического повествования в тот момент, когда по предписанию Кира (538 г. до Р. Х.) евреи получили разрешение вернуться в Иерусалим, чтобы восстановить здесь Храм. Тотчас же началось обратное переселение, но работы в Храме были прерваны из-за сопротивления самарян и продолжились только при Дарии I; Храм был завершен в 515 г. до Р. Х. В течение следующего полувека те же самаряне препятствовали всем попыткам восстановить стены Иерусалима (1 Езд 1–6). При Артаксерксе I Ездра, чиновник, ведавший при персидском дворе всеми делами, связанными с евреями, прибывает в Иерусалим с новым караваном репатриантов. Он снабжен документом, уполномачивающим его ввести в действие среди общины закон Моисеев, признаваемый законом царей. Он должен принять строгие меры против тех евреев, которые женились на иноземках (1 Езд 7–10). После этого Неемия, виночерпий Артаксеркса, получает царское поручение идти в Иерусалим, чтобы восстановить городские стены. Работы, несмотря на враждебное сопротивление, ведутся быстро и город вновь заселяется (Неем 1:1–7:72а).

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010