3 . Христианские толкователи делят вообще Ветхий Завет другим образом, именно: 1) на книги исторические; 2) дидактические, или учительные и нравственные, и 3) пророческие, или предсказывающие о будущем. – I. Книги исторические. – Пятокнижие: 1) Бытие; 2) Исход; 3) Левит; 4) Числа; 5) Второзаконие; 6) Иисуса Навина; 7) Судей, 8) Руфь; 9) две книги Самуила, или первая и вторая книги Царей (Царств); 10) две книги Царей (Царств) или третья и четвертая книги Царей (Царств); 11) две книги Паралипоменон; 12) первая книга Ездры; 13) книга Неемии (или вторая книга Ездры); 14) Есфирь, и из неканонических книг: 15) первая книга Маккавейская; 16) вторая книга Маккавейская; 17) Товит; 18) Иудифь. – II. Книги дидактические, подразделяемые на поэтические и учительные. – Поэтические: 19) Иова; 20) Псалмы; 21) Притчи. 11 – Учительные: 22) Екклезиаст; 23) Песнь Песней и из неканонических: 24) Премудрость Соломона; 25) книга Иисуса сына Сирахова. – III. Книги пророческие. – Четыре великих пророка: 26) Исаия; 27) Иеремия; 28) Плач Иеремии; 29) Иезекииль; 30) Даниил. Двенадцать малых пророков: 31) Осия; 32) Иоиль; 33) Амос; 34) Авдий; 35) Иона; 36) Михей; 37) Наум; 38) Аввакум; 39) Софония; 40) Аггей; 41) Захария; 42) Малахия. Из неканонических книг к разряду пророческих относится лишь одна небольшая книга: 43) пророка Варуха. – Хотя две книги Маккавейские принадлежат к первому разряду, т. е. к историческим книгам, однако они помещаются в Библии после малых пророков, по причине сравнительно поздней даты фактов, в них переданных. 12 4. – Число и деление книг Нового Завета Новый Завет содержит: I. Исторические книги: четыре Евангелия: 1) Матфея; 2) Марка; 3) Луки; 4) Иоанна; 5) Деяния Апостолов. – II. Учительные книги: четырнадцать посланий св. Павла; 6) к римлянам; 7) I-oe коринфянам; 8) II-oe коринфянам; 9) галатам; 10) ефесянам; 11) филйппийцам; 12) колоссянам; 13) I-oe фессалоникийцам; 14) II-oe фессалоникийцам; 15) I-oe Тимофею; 16) II-oe Тимофею; 17) Титу; 18) Филимону; 19) евреям; 20) послание св. Иакова; 21) I-oe послание св. Петра; 22) II-oe Петра; 23) I-oe послание св. Иоанна; 24) II-oe Иоанна; 25) III-e Иоанна; 26) послание св. Иуды. – III. Пророческая книга: 27) Апокалипсис св. Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Начальный период царствования Давида в Хевроне 14.2. Расцвет царства Давида 14.3. Перенесение ковчега 14.4. Обетование Давиду 14.5. Организация богослужения 14.6. Грех Давида. Рождение Соломона 14.7. История Авессалома 14.8. Восстановление власти Давида 14.9. Перепись народа 14.10. Итоги царствования Давида Глава 15. Царствование Соломона 15.1. Воцарение Соломона 15.2. Дарование Соломону мудрости. Божие обетование Соломону 15.3. Богатство и слава Соломона 15.4. Построение Иерусалимского храма 15.5. Освящение храма. Молитва Соломона 15.6. Обетование Соломону 15.7. Причины недовольства правлением Соломона 15.8. Грех Соломона 15.9. Обетование Иеровоаму 15.10. Воцарение Ровоама и разделение царства 15.11. О книгах Паралипоменон Глава 16. История Северного (Израильского) царства 16.1. Первые династии 16.2. От Ахава до Ассирийского плена 16.3. Пророки Илия и Елисей Глава 17. История Южного (Иудейского) царства 17.1. Правление царей иудейских от Ровоама до Ахаза 17.2. Правление царей иудейских от Езекии до Иосии 17.3. Падение Иудейского царства 17.4. Судьба оставшихся в Иудее 17.5. Итоги периода царей Глава 18. Вавилонский плен. Возвращение.  Строительство второго храма и    восстановление Иерусалима 18.1. Иудеи в плену 18.2. Первая книга Ездры. Возвращение иудеев из плена 18.3. Строительство и освящение второго храма 18.4. Второе возвращение при священнике Ездре 18.5. Книга Неемии. Возрождение Иерусалима 18.6. Возобновление Завета 18.7. Дополнительные сведения о Ездре  18.8. Итоги периода Глава 19. От Ездры до Ирода Великого 19.2. Третья книга Маккавейская. Иудеи в Египте 19.3. Первая и Вторая книги Маккавейские. Палестина под властью Египта и Сирии 19.4. Гонение Антиоха Епифана 19.5. Ветхозаветные мученики за веру 19.6. Восстание священника Маттафии и его сыновей. Успехи Иуды Маккавея 19.7. Продолжение войны. Независимость Иудеи. Начало династии Маккавеев (Хасмонеев) 19.8. Правление династии Маккавеев (Хасмонеев). Воцарение Ирода Раздел III Учительные книги Глава 20. Книга Иова 20.1.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Важно также иметь под рукою какое-либо авторитетное толкование Евангелия. В заключение необходимо сказать, что опыт Святых Отцов учит нас, что Евангелие надо читать молитвенно, доверчиво и беспристрастно. Перед чтением надо всегда усердно помолиться Богу, чтобы Он «отверз ум наш к уразумению Святого Писания». Без этого изучение становится теоретическим, бесплодным для души и непрочным для жизни, как «дом, построенный на песке, без фундамента». Особенно важно вслушиваться в чтение Евангелия во время богослужения в храме. Молитвы, совершаемые священнослужителями, Таинства и вся обстановка храма, чуждая житейской суеты, располагает верующую, а иногда и сомневающуюся душу молящегося, к восприятию Божественного Семени – Слова Божия. Многие примеры из житий святых, а также из нашей современной жизни, показали, что услышанное в Церкви Евангельское слово часто меняло всю жизнь человека и направляло грешника на путь мира, радости и спасения. Введение 1. Что такое Священное Писание Самая замечательная и в то же время древнейшая книга на земле – это Святая Библия . Она содержит в себе книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Книги эти написаны святыми Божьими людьми, пророками и апостолами по внушению Духа Святого, а потому являются непререкаемым авторитетом и основой веры для каждого христианина. Это есть Слово Божие , которое имеет необходимое значение и силу, как для прошедших веков, так для настоящего и будущего времени. Вот почему все великие люди всегда читали и изучали Св. Библию . Эта Святая Книга должна бережно храниться в доме каждого христианина. Ветхий Завет По содержанию своему Ветхозаветные Священные Книги разделяются на четыре отдела: а) Законоположительные : к которым относятся пять книг пророка Моисея: Бытие, Исход, Левит, Чисел, Второзаконие; б) Исторические : Книги Иисуса Навина, кн. Судей, Руфь, первая и вторая книги Царств, третья и четвертая книги Царств, первая и вторая книги Паралипоменон, первая и вторая книги Ездры, Есфирь; в) Учительные : Книга Иова, Псалтирь царя Давида, притчи Соломона, Екклезиаст его же, Песнь Песней его же;

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Примечание. Вопреки сему, указывают на некоторые места в книгах Царств, которые, по-видимому, не могут относиться ко времени Ездры. Напр., о ковчеге завета писатель выражается так, как о предмете еще существующем в его время 261 ; о разделении царства еврейского на Иудейское и Израильское повествует таким образом, как бы, царства эти еще существовали 262 ; а также, названия месяцев употребляет такие, которых при Ездре уже не существовало 263 . Но эти, и подобные, выражения могут быть объяснены тем, что Ездра внес их в свои книги буквально из тех источников, которыми пользовался. Известно, что такого рода заимствования (буквальные и дословные) – древние составители исторических книг допускают весьма часто. Период времени, обнимаемый содержанием книг Царств Период времени, обнимаемый содержанием книг Царств, простирается до 608 лет, начинаясь временами Самуила пророка и простираясь до времен плена Вавилонского (от 1170 до 562 года до Р. X.). Точнее – этот период определяется следующим образом. Первая книга Царств начинается повествованием о родителях Самуила и обете матери Самуиловой, а кончается смертью Саула и погребением его в Иависе Галаадском. Первое событие полагается около 1170 г. до Р. X., а второе – около 1055 года. Таким образом, получается 115 лет. Вторая книга Царств начинается плачем Давида над Саулом и воцарением его в Хевроне, а кончается моровой язвой, поразившей Иерусалим при этом царе. Первое событие в этом периоде полагается около 1055 г., а второе – около 1017 г. Таким образом, получается 38 лет. Третья книга Царств начинается возмущением Адонии против отца своего Давида и помазанием Соломона на царство, и кончается воцарением Охозии, сына Ахавова в царстве Израильском. Первое событие полагается около 1015 г., а второе – около 896 г. Таким образом, получается 119 лет, да два промежуточных года, – всего 121 г. Четвертая книга Царств начинается болезнью и смертью Охозии, а кончается освобождением Иехонии, пленного царя Иудейского – по повелению Евильмеродаха, царя Вавилонского. Первое событие полагается около 895 г., а второе – около 562 г. до Р. X. Таким образом, получается 333 года, да один год промежуточный, – всего же 334 года. По сложении, получаем: 1153821191333=608 лет. Цель написания книг Царств

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Главной темой Священного Писания является спасение человечества Мессией , воплотившимся Сыном Божиим Господом Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. В Новом Завете излагается самое осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его крестной смертью и воскресением. По времени своего написания священные книги разделяются на ветхозаветные и новозаветные. Из них первые содержат то, что Господь открыл людям через боговдохновенных пророков до пришествия Спасителя на землю; а вторая — то, что открыл и чему учил на земле Сам Господь Спаситель и Его апостолы. Первоначально, Бог через пророка Моисея открыл то, что впоследствии составило первую часть Библии, т. н. Тору, т. е. Закон, состоящий из пяти книг — Пятикнижия: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. В течение длительного времени именно это Пятикнижие и было Священным Писанием, словом Божиим для Ветхозаветной Церкви. Но тотчас вслед за Торой, явились Писания, дополняющие её: книга Иисуса Навина, дальше книга Судей, книги Царств, Паралипоменон (летописи). Дополняют книги Царств, книги Ездры и Неемии. Книги Руфь, Есфирь, Иудифь и Товит рисуют отдельные эпизоды истории избранного народа. Наконец, книги Маккавейские заканчивают историю древнего Израиля и доводят ее до цели, до порога пришествия Христова. Так является следующий за Законом, второй отдел Священного Писания, называемым Историческими книгами. И в Исторических книгах встречаются отдельные поэтические творения: песни, молитвы, псалмы, а также поучения. В более поздние времена они составили целые книги, третий отдел Библии — Учительные книги. К этому отделу относятся книги: Иова, Псалтирь, Притчи Соломоновы, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрости Соломоновы, Премудрости Иисуса сына Сирахова. Наконец, творения свв. пророков, действовавших после разделения царства и пленения Вавилонского, составили четвертый отдел Священных книг, книги Пророческие. В этот отдел включаются книги: прор. Исайи, Иеремии, Плач Иеремии, Послание Иеремии, прор. Варуха, Иезекииля, Даниила и 12 малых Пророков, т. е. Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Сафония, Аггея, Захарии и Малахии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

И совершилось в тот день все, что принадлежало к жертвоприношению Господу при совершении пасхи, и к приношению всесожжений на жертвеннике Господнем, по повелению царя Иосии. И совершали сыны Израилевы, в то время находившиеся там, пасху и праздник опресноков семь дней. И не совершалось такой пасхи в Израиле от времен Самуила пророка. И ни один из всех царей Израильских не совершал такой пасхи, какую совершил Иосия, и священники и левиты, и Иудеи и все Израильтяне, находившиеся в то время на жительстве в Иерусалиме. В восемнадцатый год царствования Иосии совершена сия пасха. И направлены были по прямому пути дела Иосии пред Господом от сердца, полного благочестия. Бывшее же при нем описано в прежних летописях о согрешавших и нечествовавших против Господа больше всякого народа и царства, и чем они сознательно оскорбляли Его, и за что слова Господа восстали против Израиля. И после всех сих деяний Иосии случилось, что фараон, царь Египетский, шел воевать в Каркамис при Евфрате, и Иосия вышел навстречу ему. Царь Египетский послал к нему сказать: что мне и тебе, царь Иудейский? Не против тебя послан я от Господа Бога; война моя на Евфрате, и ныне Господь со мною и Господь побуждает меня; отступи и не противься Господу. Но не возвратился Иосия на свою колесницу, а решился воевать с ним, не вняв словам Иеремии пророка из уст Господа. И вступил с ним в сражение на поле Мегиддо. И сошлись начальствующие к царю Иосии. И сказал царь слугам своим: унесите меня с поля сражения, потому что я очень изнемог. И слуги его тотчас вынесли его из строя. И взошел он на вторую колесницу свою и, возвратившись в Иерусалим, умер и погребен в гробнице отцов своих. И плакали об Иосии во всей Иудее, плакал об Иосии и пророк Иеремия, и начальствующие с женами оплакивали его до сего дня. И это передано навсегда всему роду Израилеву. Это написано в летописи царей Иудейских, и то, что сделано Иосиею, и слава его и его разумение закона Господня; прежние же дела его и ныне упоминаемые описаны в книге царей Израильских и Иудейских.

http://patriarchia.ru/bible/ezr2/

Различия между «православными» и «протестантскими» изданиями Синодального перевода есть, но они касаются лишь отдельных мест Ветхого Завета. В «протестантских» изданиях опускаются так называемые «неканонические книги Ветхого Завета»; это вторая и третья книги Ездры, книги Иудифь, Товит, книги Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, послание Иеремии, книга пророка Варуха и три Маккавейские книги. Все эти книги наличествовали в рукописной библейской традиции Средневековья, но не вошли в библейский канон протестантских общин ввиду того, что они написаны позднее остальных книг Ветхого Завета и не входят в еврейский канон. В ветхозаветной части «протестантских» изданий Синодального перевода опускаются наличествующие в «православных» изданиях вставки по Септуагинте — места, где перевод еврейской Библии дополнен вставками, сделанными с греческого текста. Все эти расхождения, однако, носят маргинальный характер по сравнению с основной Вестью Ветхого Завета, которая для всех христиан России звучит в едином переводе. Нет никаких расхождений между «православной» и «протестантской» Библиями в том, что касается сердцевины нашей веры — Нового Завета. 2. Начало библейского просвещения в нашей стране восходит ко временам Крещения Руси. Древнейшие памятники русского языка — это Остромирово Евангелие, написанное в 1056-1057 гг. для Софийского собора в Новгороде, и так называемая «Новгородская Псалтирь», которая датируется концом X — началом XI века, т.е. всего на одно-два десятилетия позже Крещения Руси. Оба древнейших памятника русского языка — библейские тексты. Это ясно говорит нам, что русский язык, русская письменность, русская культура неотделимы от русской Библии. Благодаря трудам святых Кирилла, Мефодия и их учеников на Руси с самого начала существовала духовная литература на национальном языке. Но, как и любой живой человеческий язык, русский язык менялся. К началу XIX века разрыв между церковнославянским языком и языком повседневного общения увеличивается настолько, что славянские тексты стали малопонятны. Многие представители аристократии — например, Пушкин или император Александр I — если хотели читать Библию, то вынуждены были читать ее на французском. На русском Библии не было, славянский же был уже труден для понимания. В ноябре 1824 года, вскоре после приезда в Михайловское, Пушкин пишет брату в Петербург: «Библию, Библию! И французскую непременно!» Иными словами, Пушкин специально просит прислать ему не малопонятную церковнославянскую Библию, а написанную на понятном для него языке французскую.

http://patriarchia.ru/db/text/4630008.ht...

На этом основании и признается еврейский язык оригинальным языком 3-й книги Ездры, с которого и сделаны были, хотя позднее латинского, но самостоятельно и независимо от него, переводы арабский и эфиопский. Поскольку же в этих двух переводах не оказывается двух первых и двух последних глав 3-й книги Ездры, то здесь имеется новое доказательство отдельности и самостоятельности серединных глав сей книги (от 3 до 14) от прочих. В результате, таким образом, оказывается, что первоначальным текстом глав от 3 до 14 должно признать еврейский, а двух первых и двух последних – греческий. Главные предметы содержания По исследованиям ученых библиологов 1224 , третья книга Ездры совмещает в себе, собственно, две отдельные книги, написанные разными лицами, и в разные времена. Первая из них – иудейского направления и ветхозаветного происхождения – заключается, собственно, в главах от 3 до 14; вторая же, направления и происхождения христианского, заключается в главах 1, 2, 15 и 16. Еврейский отдел третьей книги Ездры содержит в себе: а) три беседы Ездры с Ангелом о судьбах еврейского народа; б) три таинственные видения Ездры о том же предмете; в) повествование о чудесном восстановлении Ездрой священного текста ветхозаветного Писания. Христианский же отдел состоит г) из четырех пророчественно-обличительных речей Ездры. Последовательное чтение Третьей Книги Ездры а) Ангел сначала указывает на невозможность постигнуть пути промысла Божия. Как нельзя взвесить тяжести огня, или измерить дуновение ветра, или возвратить прошедший день, так невозможно, чтобы сосуд (ум) человеческий вместил в себе путь Всевышнего (ст. 1–11). б) Печаль Ездры, вызванная ответом Ангела, равнявшимся отказу (ст. 12). в) Ангел осуждает поползновение Ездры проникнуть в область, ему не подлежащую, – под образом леса, неразумно задумавшего отвоевать себе пространство морское, и под образом моря, восхотевшего залить леса (ст. 13–21). г) Ездра, ссылаясь на то, что вопрос об участи Израиля не есть вопрос праздного и отвлеченного любопытства, но самый близкий и животрепещущий, для каждого Израильтянина, углубляет свое прежнее недоумение тем, что судьба народа Божия тесно связана с судьбою истинной религии на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Заканчивается это тем, что та виселица, на которой должен быть повешен Мардохей, был повешен сам Аман, а все иудеи были спасены, так как вовремя послали письма туда, где должны были произойти истребления. И в знак этого спасения по молитвам Есфири, был установлен праздник Пурим, который празднуется доныне во всем Израиле. В этот праздник читается книга Есфири. Особенность этой книги в том, что она никогда не читается за богослужением в христианской Церкви, а только у иудеев в праздник Пурим. Краткий обзор исторических неканонических книг К неканоническим (второканоническим) библейским книгам времен эллинизации Востока относятся 2 и 3 книги Ездры, книга Товита, книга Иудифь и три книги Маккавейские. Вторая Книга Ездры говорит нам о том, что происходило во времена священника Ездры. Писатель книги Ездры без сомнения, не Ездра, а более поздний иудей, по всей вероятности эллинист, так как книга написана на греческом языке, на еврейском ее нет. Он хотел дополнить повествование первой книги Ездры теми событиями, теми апокрифами, теми сведениями, которые он имел сам и восполнил по его мнению этот недостаток о некоторых делах Зо-ровавеля с некоторыми известиями, которые сохранилось в народе. Название этих книг именем Ездры говорит о том, что именно эпоха Ездры освещается в них. В 1 главе говорится о плене иудеев и о разрушении Иерусалимского храма халдеями, в главах с 2 по 7 содержится история возвращения, воссоздание храма при Кире и Дарии, а 8—7 главы говорят о внутреннем благоустройстве и о тех проблемах, которые встали перед возвратившимися иудеями. В книге много неточностей, много расхождений с определенными историческими и археологическими данными и поэтому она считается неканонической. Книга Товита. Главным действующим лицом книги является Товит и его сына Товия. Первоначальный текст книги неизвестен, но по мнению блаж. Иеронима, это текст халдейский. Несомненно, что Товит и Товия не были писателями книги, но имели записи, которые и вошли в настоящую книгу. В доказательство можно привести следующее соображение. От 1 до 4 главы книги Товита, Товит говорит о себе в первом лице, в 5—11 главах — речь идет от 3-го лица, в 13 главе излагается словами Товита его молитва, в 12 главе говорится, что Товиту и Товии архангел Рафаил велел записать случившееся с ними, что, конечно, и было исполнено.

http://sedmitza.ru/lib/text/432141/

Особенность этой книги в том, что она никогда не читается за богослужением в христианской Церкви, а только у иудеев в праздник Пурим. Краткий обзор исторических неканонических книг К неканоническим (второканоническим) библейским книгам времен эллинизации Востока относятся 2 и 3 книги Ездры, книга Товита, книга Иудифь и три книги Маккавейские. Вторая Книга Ездры говорит нам о том, что происходило во времена священника Ездры. Писатель книги Ездры без сомнения, не Ездра, а более поздний иудей, по всей вероятности эллинист, так как книга написана на греческом языке, на еврейском ее нет. Он хотел дополнить повествование первой книги Ездры теми событиями, теми апокрифами, теми сведениями, которые он имел сам и восполнил по его мнению этот недостаток о некоторых делах Зо-ровавеля с некоторыми известиями, которые сохранилось в народе. Название этих книг именем Ездры говорит о том, что именно эпоха Ездры освещается в них. В 1 главе говорится о плене иудеев и о разрушении Иерусалимского храма халдеями, в главах с 2 по 7 содержится история возвращения, воссоздание храма при Кире и Дарии, а 8–7 главы говорят о внутреннем благоустройстве и о тех проблемах, которые встали перед возвратившимися иудеями. В книге много неточностей, много расхождений с определенными историческими и археологическими данными и поэтому она считается неканонической. Книга Товита. Главным действующим лицом книги является Товит и его сына Товия. Первоначальный текст книги неизвестен, но по мнению блаж. Иеронима, это текст халдейский. Несомненно, что Товит и Товия не были писателями книги, но имели записи, которые и вошли в настоящую книгу. В доказательство можно привести следующее соображение. От 1 до 4 главы книги Товита, Товит говорит о себе в первом лице, в 5–11 главах – речь идет от 3-го лица, в 13 главе излагается словами Товита его молитва, в 12 главе говорится, что Товиту и Товии архангел Рафаил велел записать случившееся с ними, что, конечно, и было исполнено. Примечание в конце книги о смерти и летах Товии было внесено в книгу уже гораздо позже. Временем происхождения книги можно считать примерно VI в. до Р.Х., потому что разрушение Ниневии случилось в 610 году, а до этого события Товия не дожил, значит это было раньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010