Кроме того, греки добавят к этому вторую книгу Ездры. Это та, которая в английских изданиях будет называться first Esdras, а первая Ездры в русской традиции будет там называться Ezrah. Почему такие названия? Потому что одно из еврейского, другое из греческого. Тут еще с названиями бывает путаница. Например, наша первая, вторая, третья и четвертая книги Царств в еврейской традиции – первая и вторая Самуила и, соответственно, первая и вторая Царей. И славянский, и русский в Библии добавят третью книгу Маккавейскую, третью книгу Ездры, то есть вторую Esdras. Маккавейских всего было четыре, но вот четвертую никто не добавляет. Впрочем, стараниями наших коллег Шмаиной-Великановой и Брагинской недавно было выпущено прекрасное издание комментированных русских переводов всех четырех книг. Оказывается, что даже в христианской традиции какого-то единого, четкого круга книг, входящих в этот широкий канон, нет. И эти книги, которые не входят в еврейский список, называются по-разному. Протестанты их называют апокрифами – «тайными», так можно перевести это слово. Православные их называют неканоническими, а иногда следом за католиками второканоническими (католики принимали канон, что называется, в двух редакциях, поэтому у них есть первый и второй каноны; у православных такого, как ни странно, нет). Теперь давайте посмотрим на христианский канон. Иудейский канон – нечто очень четкое, когда бы он ни появился: раввинистические иудеи скажут, что появился он во времена Ездры, ученые скажут, что на рубеже I-ro и II-ro веков, но в любом случае все согласятся, что к середине II века иудейский канон уже был, он был очень строго определен и была выбрана определенная форма текста и состав книг. В иудейском каноне книга Даниила была без тех подробностей, которые появились в христианских изданиях: история про Сусанну и старцев, про Бела и дракона и так далее – это последние главы книги Даниила в христианском варианте. Казалось бы, христианский канон должен был тоже ко II веку сложиться, но ничего подобного. Списки оказываются в разных источниках разные. И практически нет никаких споров. Не то, что один говорит: «Вот эта книга каноническая, мы ее признаем», а другой говорит: «Нет, это не каноническая ни в коем случае, ты ошибаешься». Споров-то нет. Как-будто это что-то второстепенное, не существенное. Более того, слово «канон» никто не употребляет. Вплоть до IV века такого понятия нет. Говорят о книгах, которые нужно читать, о книгах, которые не нужно читать, о книгах, которые то ли нужно, то ли не нужно читать. Спорные книги, непонятные, и границы нету. По сравнению с иудаизмом совершенно другая картина.

http://pravmir.ru/bibliya-kanonichnost-b...

Мф.1:3–11 .  Фарес же роди... в преселение Вавилонское. Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя. Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. Четвертая книга Царств ( 4Цар.24 ) и вторая Паралипоменон ( 2Пар.36 ) говорят о трех сыновьях Иосии – Иоахазе, Иоакиме, который называется и Елиакимом, и Седекии, который называется и Матфанием; от одного из них, Иоакима, произошел, говорят, Иехония. Между тем, книга Ездры говорит, что Иехония был сыном Иосии, как это утверждает и евангелист. Что же сказать на это? Что книга Ездры называет Иехониею того, о ком те говорят как об Иоакиме, потому что он имел два имени, как и братья его. Все, что те сказали об Иоакиме, книга Ездры без перемены сказала об Иехонии, что он имел мать Амитану, дочь Иеремии, что начал царствовать двадцати трех лет, царствовал только три месяца, был свергнут египетским царем Фараоном и в качестве пленника переселен в Египет. Следовательно, был другой Иехония, сын Иоакима, о братьях которого не упомянула никакая книга. И вероятно, что после того как египтяне были разбиты Навуходоносором, царем Вавилонским, то и Иехония был переселен в Вавилон. " Иосия же, говорит евангелист, роди Иехонию и братию его, в преселение Вавилонское». На самом деле Иосия родил их прежде переселения иудеев в Вавилон; следовательно, «в преселение» сказано вместо «около времени переселения». Евангелист упомянул также и о братьях его, потому что все они подобным образом царствовали и равно в качестве пленных были переселены Навуходоносором в Вавилон.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

2Езд.4:52 и для приношения на жертвенник каждодневных всесожжений, сверх семнадцати предписанных, даваемо было еще по десяти талантов в год; 52 . Упоминание о семнадцати предписанных всесожжениях, не ясно. В сир.. древн.-лат. и Вульг. оно опущено. Ср. Ucx XXIX:38 ; Чuc XXVIII,8 . 2Езд.4:53 и чтобы всем отправляющимся из Вавилона была свобода строить город, как самим, так и потомкам их и всем священникам, которые пойдут. 2Езд.4:54 Писал также и о содержании и о священническом облачении, в котором служат. 2Езд.4:55 Написал давать содержание и левитам до того дня, когда совершится храм и построен будет Иерусалим; 2Езд.4:56 и всем, стерегущим город, предписал давать жалованье и продовольствие. 56 . Предписал давать жалованье и продовольствие, – κλρους και ψνια, поместья и содержание. 2Езд.4:57 Отпустил и все сосуды, которые отделил Кир из Вавилона; и всё, что велел сделать Кир, и он повелел исполнить и послать в Иерусалим. 2Езд.4:58 И когда вышел юноша, то устремил лице свое на небо против Иерусалима, возблагодарил Царя Небесного и сказал: 58 . И когда вышел юноша, – вышел, очевидно, из царского дворца. – Устремил лице свое на небо против Иерусалима . Ср. Дан VI10. Молиться, обратив лицо к Иерусалиму, было общим обычаем. 2Езд.4:59 от Тебя победа и от Тебя мудрость, и Твоя слава, а я Твой раб. 2Езд.4:60 Благословен Ты, даровавший мне мудрость, и благодарю Тебя, Господи, Боже отцов наших. 2Езд.4:61 И, взяв письма, отправился и пришел в Вавилон и объявил всем братьям своим. 2Езд.4:62 И они возблагодарили Бога отцов своих за то, что даровал им свободу и разрешение 2Езд.4:63 идти и строить Иерусалим и храм, на котором наречено имя Его. И ликовали с музыкою и веселием семь дней. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 2: Исторические книги. - 1054 с./Вторая книга Ездры. 900-942 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

14 Всех сосудов золотых и серебряных принесено пять тысяч четыреста шестьдесят девять. 15 И принесены они Саманассаром и возвратившимися с ним из плена Вавилонского в Иерусалим. 16 Во время же царствования Артаксеркса, царя Персидского, Вилем и Мифридат, и Тавеллий и Рафим, и Веелтефм и Самеллий писец и другие, согласившиеся с ними, обитавшие в Самарии и других местах, писали ему следующее письмо: 17 Царю Артаксерксу, господину, рабы твои Рафим, описатель происшествий, и Самеллий писец, и прочие из совета их, и судьи, находящиеся в Келе-Сирии и Финикии. 18 Да будет ныне известно господину царю, что вышедшие от вас к нам Иудеи, придя в Иерусалим, в этот отступнический и коварный город, устрояют площади его, возобновляют стены и полагают основание храма. 19 Итак, если этот город будет отстроен и стены его окончены, то они не только не согласятся платить подати, но и восстанут против царей. 20 И как уже начато построение храма, то мы за благо признали не пренебрегать этим,  21 но известить господина царя, не благоугодно ли тебе посмотреть в книгах отцов твоих. 22 Ты найдешь запись о том в памятных книгах, и узнаешь, что этот город был изменник и смущал царей и города,  23 а Иудеи - отступники, вечно производившие в нем заговоры, по какой причине и был опустошен этот город. 24 Итак, теперь извещаем тебя, господин царь, что если построится этот город и восстановятся стены его, то не будет для тебя прохода в Келе-Сирию и Финикию. 25 Тогда царь написал в ответ Рафиму, описателю происшествий, и Веелтефму и Самеллию писцу и прочим, согласившимся с ними, и обитающим в Самарии и Сирии и Финикии, следующее:  26 прочитал я письмо, которое вы прислали ко мне, и приказал рассмотреть; и найдено, что этот город издавна восстает против царей,  27 и люди сии поднимают в нем мятежи и войны, и были цари в Иерусалиме сильные и могущественные, владевшие и собиравшие дань с Келе-Сирии и Финикии. 28 Итак, теперь я приказал воспретить этим людям строить сей город, и наблюдать, чтобы ничего более не делалось  29 и чтобы не имели дальнейшего успеха злонамеренные предприятия к беспокойству царей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

37). Поскольку Иоаким «делал... зло пред Господом», он был взят в плен Навуходоносором и отведен в Вавилон (2 Езд 1. 39-40). Вслед за Иоакимом воцарился его сын, который здесь назван также Иоакимом (2 Езд 1. 43; в 2 Пар 36. 8-9 его имя - Иехония). Он нечестиво царствовал менее года и затем был отведен Навуходоносором в Вавилон (2 Езд 1. 44-45). Вместо него Навуходоносор «назначил царем Иудеи и Иерусалима Седекию» (2 Езд 1. 46). Этот царь правил 11 лет, «делал... зло пред Господом» и, наконец, решился, нарушив данную клятву, отложиться от Навуходоносора. Точно такую же нечестивую жизнь вели и «начальники народа и священников... превосходя во всех нечистотах всех язычников». Они насмехались над пророками и вестниками Бога (ν τος ϒϒλοις ατο), поэтому Он, «прогневавшись на народ Свой за нечестия, повелел восстать на них царям Халдейским». Город был разрушен, стены разорены, а храм сожжен. Уцелевших во время захвата города отвели в плен в Вавилон «до владычества Персов», что является исполнением пророчества Иеремии о том, что земля «будет субботствовать» в течение 70 лет (2 Езд 1. 47-58). Текст, в к-ром дается оценка правления благочестивого царя Иосии: «И направлены были по прямому пути (ρθθη) дела Иосии пред Господом» (2 Езд 1. 23), не имеет параллелей в др. библейских книгах. Во 2-й гл. рассказывается о том, как персид. царь Кир издал указ о возвращении евреев в Палестину и о восстановлении храма. Описывается передача храмовой утвари репатриантам и их путь в Иерусалим. Затем сообщается, что Артаксерксу был донос о восстановлении города и храма. Начало 2-й гл. (2 Езд 2. 1-15) отличается от параллельного евр. текста 1-й Книги Ездры и перевода LXX этой книги (Εσδρας Β). Так, в МТ есть выражение «Господь Бог небесный» (       - 1 Езд 1. 2), в Е. в. к.- «Господь Израиля, Господь Всевышний» ( κριος το Ισραηλ, κριος ψιστος - 2 Езд 2. 3), Септуагинта дает в этом месте перевод МТ (κριος θες το ορανο). Также и во мн. др. местах, где в МТ 1-й Книги Ездры и в переводе LXX стоит слово «Бог» (  ; θες), в Е.

http://pravenc.ru/text/189577.html

Вторая книга Паралипоменон. Содержит историю евреев от Соломона до разрушения Иерусалима халдеями и оканчивается указом Кира об освобождении иудеев из плена. Написана Ездрою. Книга Ездры. Описывает возвращение иудеев из плена, создание второго храма и восстановление церковного и гражданского порядка. Написана Ездрою. Книга Неемии. Описывает возобновление стен Иерусалима Неемиею и другие подвиги Неемии. Написана Неемиею. Вторая книга Ездры. Составлена из первой книги Ездры и части книги Паралипоменон, с прибавлением повести о состязаниях трех телохранителей Дария о том, кто всего сильнее. Составитель неизвестен. Книга эта неканоническая 539 . Книга Товита. Содержит историю Товита и сына его Товии и написана ими самими. Книга неканоническая. Книга Иудифь. Содержит историю Иудифи. Книга неканоническая. Книга Есфирь. Содержит историю Есфири. Признают писателем ее или Ездру, или первосвященника Иоакима, или Мардохея. Книга Иова. Она содержит в себе историю Иова и написана, как полагают, самим Иовом. Псалтирь. Книга псалмов, или священных песнопений. Большая часть псалмов (78 псалмов) написана Давидом. Кроме псалмов Давидовых, в Псалтири есть псалом Моисея ( Пс. 89 ), псалмы Соломона ( Пс. 126–131 ), левитов, сынов Кореевых ( Пс. 41–48, 83, 84, 86 ), пророка Асафа ( Пс. 49:72–82 ), Емана ( Пс. 87 ) и Ефама ( Пс. 88 ), современников Давида. 136-й псалом написан после плена вавилонского. Псалмы содержат в себе молитвы, правила нравственности, краткие исторические указания и пророчества. В псалмах особенно замечательны пророчества об Иисусе Христе, что Он будет Бог ( Пс. 44:7–8; 109–1 ), Сын Божий ( Пс. 2, 7, 109:3 ), что Он произойдет по человечеству от рода Давидова ( Пс. 88:36–38 ), будет пророк ( Пс. 2:7–12 ), первосвященник ( Пс. 109–4 ), царь ( Пс. 71:7–8 ), что Ему принесут дары ( Пс. 71:10–11 ), что Он будет проповедовать в притчах ( Пс. 77:2 ), что Он будет предан своим учеником ( Пс. 40:10 ), умрет в мучениях позорною смертью ( Пс. 21 ), сойдет во ад ( Пс. 15:10 ), воскреснет ( Пс. 70:20 ), вознесется на небо ( Пс. 67:19 ), сядет одесную Бога Отца ( Пс. 109:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Священные книги того и другого состава еще разделяются по своему содержанию на, четыре отдела: а) на книги законоположительные, б) исторические, в) учительные и г) пророческие. Примеч. – Исчисление книг по отделам как Ветхого, так и Нового Завета см. в «Простр. Христ. Катехизис», в отделе «о Свящ. Писании в особенности». Наконец книги Ветхого Завета кроме того разделяются по своему достоинству на канонические и неканонические. Каноническими (от греч. κανν – правило, руководство, см. Галκ.6:16; Фил.3:16 ) книгами называются те, которые по своему божественному достоинству могут и должны служить для верующих неизменным правилом их веры и благочестивой деятельности, за каковые, как за боговдохновенные, они и признаны Вселенскою Церковью . 2 Неканоническими же книгами Ветхого Завета называются те которые хотя вошли в состав, или общий сборник священных книг, но Церковью не признаны за боговдохновеные, а посему и не могут быть божественным, всегда обязательным правилом или руководством веры и благочестивой деятельности. Счет канонических книг Ветхого Завета различен ныне у Евреев и у христиан. Талмуд считает 24-ре книги, по числу букв греческого алфавита, а христианская Церковь , по примеру древне-иудейской, считает 22 книги, по числу букв еврейского алфавита, соединяя при этом некоторые книги и по нескольку в одну книгу, именно: 1) Бытия, 2) Исхода, 3) Левит, 4) книга Числ, 5) Второзаконие, 6) книга, Иисуса Навина, 7) книга Судей и Руфь, 8) первая и вторая книги Царств, 9) третья и четвертая – Царств. 10) книги Паралипоменон, 11) книга первая Ездры и книга Неемии,. 12) Есфирь, 13) книга Иова, 14) Псалтирь, 15) книга Притчей, 16) Екклесиаст, 17) Песнь Песней. 18) книга пр. Исаии, 19) книга пр. Иеремии и ее добавление – Плачь, 20) книга пр. Иезекииля. 21) книга пр. Даниила и 22) книга двенадцати пророков. По заглавиям же всех канонических книг Ветхого Завета 39 3 . Кроме того, в составе нашей славянской Библии находятся 9 отдельных книг неканонических: книга Товита, Иудифь, книга Премудрости Соломоновой, Премудрости Иисуса сына Сирахова. вторая и третья книги Ездры, первая, вторая и третья книги Маккавейские, и в канонических книгах находятся места и целые книги неканонические: 1) во второй кн. Пар. после главы XXXVI-oй «Молитва Манассии», 2) в книге Есфирь отделы, необозначенные стихами, 3) в кн. пр. Даниила гл. III, 24–91, XIII и XIV, 4) в кн. пр. Иеремии «Послание Иеремиино» и кн. пр. Варуха, 5) в книге Иова добавление в конце последней главы и 6) в Псалтири по CLI. Книг Нового Завета 27; все они канонические.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Весь канон древнееврейских книг разделяется на 4 раздела: 1) закон, или Тора (книги: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). 2) пророки («небхим» по-еврейски). Они подразделяются на: а) ранних пророков (книги Иисуса Навина, Судей, Самуила, Царств); б) поздних пророков (книги Исайи, Иеремии, Иезекииля и 12 малых пророков, собранных в одну книгу). 3) писания («кетубхим», или «агиографы» по-гречески). Это: а) книги поэтического содержания, прежде всего Псалтирь. Псалмы — квинтэссенция всей духовной и нравственной жизни Ветхого Завета, вопль к Богу, молитва Богу. Не случайно мы часто видим Новый Завет и Псалтирь изданными в одной книге. Псалтирь самая лучшая книга, Богоблагословенная, приближающая нас молитвенно к Богу, помогающая нам молиться. Если бы не было Псалтири, то не было бы и любой богослужебной книги, потому что все литургическое творчество построено на Псалтири. Я уж не говорю о паремиях и других богослужебных чтения, но даже если мы просто возьмем молитвы, которые мы читаем утром и вечером, то все они имеют прообразом псалмы, заключенные в Псалтири. Об этой книге мы будем говорить отдельно в свое время. Но возвращаемся мы к ней ежедневно, ежечасно, потому что должны молиться, опираясь на то духовное наследие, которое несет нам Богодухновенная книга Псалтирь. Затем идут другие книги этого раздела — Притчи Соломона, книга Иова. б) пять свитков (по-еврейски «мегилот») — в основном книги исторические: Песнь Песней, книга Руфь, Плач Иеремии, книга Есфирь, книга Екклезиаст. в) книги исторические: книга пророка Даниила, книга Ездры, книга Неемии и Паралипоменон. На этом еврейская Библия заканчивается. Все остальное в Ветхом Завете — книги неканонические (2-я и 3-я книги Ездры, книги Маккавейские и другие). Еврейская Библия, как известно, не имеет в себе Нового Завета. Она включает в себя 22 книги по числу букв еврейского алфавита. Отличие от наших изданий Библии: 1. Книги Царств у нас подразделяются на 1,2,3 и 4-ю. 2. Паралипоменон мы делим на две части: Первая книга Паралипоменон и Вторая книга Паралипоменон.

http://sedmitza.ru/lib/text/432069/

  Историческими книгами Ветхого Завета в Восточной Православной Церкви называются книги, содержащие историю народа Господня и его религиозной жизни в период времени от Иисуса Навина до Симона Маккавея (12 – 2 вв. до Р.Х.). Считая по заглавиям, исторических канонических книг Ветхого Завета двенадцать, а по древнему счислению в каноне – семь: 1 . Иисуса Навина 2 . Судей и Руфь 3 . 1–2 Царств 4 . 3–4 Царств 5 . 1–2 Паралипоменон 6 . 1 Ездры и Неемии 7 . Есфирь Неканонических исторических книг шесть: Вторая Ездры, Товита, Иудифь, Первая, Вторая и Третья книги Маккавейские. В еврейской Библии неканонических книг нет, а расположение канонических отличается от размещения их в греческой и славяно-русской Библии. Первые исторические книги: Иисуса Навина, Судей, 1–2 Царств, 3–4 Царств в еврейской Библии входят во второй отдел канона – «Пророков»/«Невиим»/и называются «Ранними пророками», а «Поздними пророками» именуются Исаия, Иеремия, Иезекииль и двенадцать малых. Остальные исторические книги нашей Библии: 1–2 Паралипоменон, 1 Ездры и Неемии, Есфирь и Руфь в еврейском каноне входят в третий отдел – «Писания»/«Кетувим»/. Книги Иисуса Навина, Судей, 1–4 Царств, образующие первую группу канонических исторических книг ВЗ, – более древние по времени происхождения: они написаны до вавилонского плена. Наименование их «Ранними пророками» в еврейском каноне объясняется тем, что предание приписывает их написание древним пророкам: Самуилу (кн. Судей, 1–2 Царств); кроме того, тем, что в них описывается деятельность многих пророков-проповедников и развивается пророческое богословие истории. Тематически эти книги связаны как с предшествующим им Пятикнижием, продолжением которого они являются, так и с последующими священными писаниями. Так, в конце книги Второзакония говорится, что Моисей назначает своим преемником Иисуса Навина и вскоре умирает, а книга Иисуса Навина начинается повествованием о деятельности Иисуса после смерти Моисея и далее описывает поселение народа в Ханаане и разделение земли на коленные уделы. Книга Судей повествует о повторяющихся порабощениях ветхозаветного Израиля, когда он отступал от Бога Завета и предавался ханаанским культам, и о возвращении благополучия через воздвигаемых Богом судей, когда он раскаивался. 1–2 Царств сначала повествуют о кризисе, который привел к реформе правления и учреждению монархии, подвергшей опасности ветхозаветную теократию, а затем обозревают религиозную жизнь израильтян в новых условиях их исторического существования при первых царях – Сауле и Давиде. 3–4 Царств изображают религиозный регресс, начавшийся в царствование Соломона и прогрессировавший после него, несмотря на усилия воздвигаемых Богом пророков и отдельных царей обратить израильтян к Ягве, и, наконец, описывает, как неверность Господу, упорство и нераскаянность израильтян навлекли суд Божий и привели к падению северное и южное царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

6 . Книга Иисуса Навина . 7 . Книга Судей , и вместе с нею, как бы ее прибавление, книга Руфь . 8 . Первая и вторая книга Царств , как две части одной книги. 9 . Третья и четвертая книги Царств . 10 . Первая и вторая книги Паралипоменон (дополнений). 11 . Первая и вторая книги Ездры и книга Неемии. 12 . Книга Есфирь. III. Книги учительные , которые содержат в себе преимущественно учение о вере, следующие: 13 . Книга Иова . 14 . Псалтирь , содержит в себе 150 псалмов или священных песней, написанных по вдохновению Духа Святого. Большая часть псалмов написана царем Давидом. Псалтирь употребляется почти при каждом православном Богослужении. 15 . Притчи Соломона . 16 . Екклесиаст (т. е. церковный проповедник). 17 . Песнь песней (т. е. превосходнейшая песнь). IV. Книги пророческие , которые содержат в себе пророчества или предсказания о будущем, и главным образом о Спасителе, Иисусе Христе, следующие: 18 . Книга пророка Исаии . 19 . Иеремии . 20 . Иезекииля . 21 . Даниила . 22 . Книги двенадцати пророков , называемых малыми: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Софонии, Аввакума, Захарии и Малахии. Все перечисленные священные книги Ветхого Завета называются каноническими , то есть несомненно истинными как по происхождению, так и по содержанию. Слово «канонический» – греческое и означает «образцовый, истинный, правильный». Кроме канонических книг в состав Ветхозаветных книг входят еще «неканонические». Это те книги, которые иудеи утратили и которых нет в современном еврейском тексте Ветхого Завета. Они взяты с греческого перевода ветхозаветных книг, сделанного 70-ю толковниками (учеными людьми), за три столетия до Рождества Христова (в 271 году до Р. Хр.), и с древности помещаются в Библии. Этот перевод пользуется особенным уважением в Православной Церкви. С него сделан наш славянский перевод Библии. К неканоническим книгам Ветхого Завета относятся: 1 . Книга Товита . 2 . Книга Иудифь . 3 . Книга Премудрости Соломона . 4 . Книга Иисуса, сына Сирахова . 5 . Послание Иеремии .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010