«Страхом Божиим начало полагается духовной мудрости, – учит Старец, – любовью же возводимся к совершенству, сколько возможно во временной жизни сей. Духовная мудрость место и седалище свое имеет в сердце, а не на языке; внутрь, а не вне; в силе, а не в словеси! Не всяк бо тот мудр, кто вне и пред людьми является таковым, но кто в самой вещи таков; и не всяк, кто красную речь говорить может, но кто и сердце таковое имеет» (1:141). Старец указывает конкретные знаки духовной мудрости. Это: «Тщательное поучение в слове Божием, искание совета у разумных и благочестивых людей; любление наставления, наказания, полезного совета, обличения; рассуждение о дивном Промысле Божием, о правде и милосердии Господа; частое воспоминание о смерти и о последующем за оной, то есть о Страшном Суде Христовом, о блаженной и неблагополучной вечностях; презрение мира; паче всего молитва, без которой духовная мудрость обрестись не может. Иаков апостол глаголет: яже свыше премудрость, первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорна, исполнена плодов благих и милости, не сомнительна, не лицемерна. Она боится Бога и любит Его; от суеты мира отвращается и к Единому прилепляется Богу. Все позволенное, как то: пищу, питие, одежду и прочее, со страхом употребляет ради нужды, а не ради роскоши; приключающиеся беды и напасти великодушно претерпевает, послушливу себя Богу и человекам ради Бога показывает. Ей не тяжестно все то делать, что Богу угодно, и от всего уклоняться, что Ему противно. Гордости, зависти, вражде, нечистоте, сребролюбию и прочим душевным язвам нет в ней места (см. то же: 1:142); она любит всех без разбора, со всеми чистосердечно и простосердечно обходится» (2:63–64). Друзей она объемлет своими объятиями «и от врагов любви своей не отнимает: откуда есть мирна, тиха и спокойна, радостна, весела» (1:142); «что словом объявляет, то и внутрь себя имеет; что обещает словом, то исполняет делом; ей записки не нужны в договорах; слово, ею сказанное и другими слышанное, то ей твердая запись. Видит страждущего брата – и сама с ним сердцем состраждет; требующему помощи помогает; о всяком злополучии ближнего болезнует и благополучию радуется; с плачущими плачет и с радующимися радуется» (2:64). Конец же духовной мудрости «есть Бог и Вечное блаженство» (1:142). И потому жаждущим ее снискать «должно с прилежанием поучаться день и ночь в слове Божием, и усердно молиться Подателю премудрости – Богу» (1:141–142); не смущаться и не бояться того, что «вси хотящии благочестно жити о Христе Иисусе гонимы будут» (1:142).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Погибе бегство от мене, и несть взыскаяй душу мою.   Ибо не было возможности спастись бегством из пещеры, когда вход в нее занять был Саулом. Никто, говорит Давид, не ищет спасения души моей. Пс.141:6. Воззвах к Тебе, Господи.    Ибо в Нем одном полагает надежду спасения. Пс.141:8. Изведи из темницы душу мою.    Говорит это, как бы имея в виду пещеру. Симмах переводит: «извлеки из заключения душу мою». Исповедатися имени Твоему.   Поскольку освободил Ты меня от этой скорби и из этой темницы, то возглашу благодарственные песнопения. Мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне.   Если изведешь меня отсюда, вознаградив за добрые мои дела; то и прочие праведники, во мне имея пред очами пример, и из того, что было со мною, заключая о том, что будет с ними, притекут к Тебе и вознесут Тебе моления. Псалом 142 Псалом песни Давиду, егда гоняше его Авессалом сын его.   И этот псалом имеет подобное с предыдущим содержанием. Пророк молится об освобождении от гонителей, как говорит Апостол: прообразовательно «сия... прилучахуся древним, писана же бышa[v] в научение наше» (1 Кор. 10:11). Поэтому научаемся — в напастях прибегать к единому Богу. Но должно знать, что молитва эта относится к лицу человечества, гонимого и притесняемого преобладающим сатаною, и от него-то пророк умоляет освободить пришествием Единородного. Пс.142:1. Господи, услыши молитву мою.    Прошу, говорит Псалмопевец, чтобы услышан я был Твоею истиною. Это подобно тому, как если бы сказать: исполни прошение мое, послав единородного Твоего, Который есть истина и правда. Пс.142:3. Посадил мя есть в темных, яко мертвыя века.    Темнотою означает неведение, в каком некогда пребывал; ничем тогда, говорит, не различался я от мертвого.     Мертвыми века именует древле бывших идолослужителей. Пс.142:7. Скоро услыши мя Господи, исчезе дух мой.    Прилично произносить это в крайних обстоятельствах, когда бедствует у кого душа. Но не в человеческих делах следует этим пользоваться. Пс.142:8. Слышану сотвори мне заутра милость Твою.    Разумеет утром бывшее воскресение Господа; или, может быть, молится, чтобы наступило утреннее воскресение Христово, которым мы помилованы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

...Смысл притчи ясен. Красавица эта изображает падшую душу, обратившуюся к Господу в покаянии и соединившуюся с Ним, чтобы Ему одному принадлежать и Ему одному служить. Прежние приятели – страсти. Свист их – это движение страстных помыслов, чувств и пожеланий. Убегание во внутренние покои есть укрытие вглубь сердца, чтобы стать там пред Господом. Когда это совершится внутри, обеспокоившее душу страстное, что бы оно ни было, отходит само собою, и душа успокаивается ( 117, 141–142 ). И вообще положите законом – мерять позволительное тем воздействием, которое оно производит внутри. Что созидает, то позволяйте себе, а что расстраивает, того не позволяйте ни под каким видом. Кто, находясь в уме, протянет руку к стакану с отравленным питьем, если он знает об этом?! ( 117, 142 ). Чтобы мысли не блуждали, надо иметь такое чувство, чтобы быть неисходно в сердце с Богом... и сторонним помыслам места не будет. Чтобы не осуждать других, надо глубоко почувствовать свою греховность и скорбеть о ней, оплакивая душу, будто мертвую. Некто сказал: когда свой мертвец дома, не станешь заботиться о мертвецах у соседей ( 117, 142 ). Когда нападают недобрые помыслы, надо отвращать от них око ума и, обращаясь к Господу, именем Его гнать их. Но когда помысел пошевелит сердце и это лукавое мало-помалу усладится им, тогда надо бранить себя и умолять Господа о помиловании, и бить себя до тех пор, пока в сердце родится противоположное чувство; например, вместо осуждения – возвеличение другого или, по крайней мере, сердечное чувство почтения к нему... Вот и надо загодя приготовить в сердце покойное местечко у ног Господа. Случится тревога? ...сейчас – туда, и кричать, и кричать, как бы отчитывать черную немочь, и Господь поможет: все стихнет ( 117, 142 ). Человек, сознанием и сердцем пребывающий на стороне страстного, страстен весь и Богу противен. Человек, пребывающий на стороне бесстрастного, хотя в нем есть и борют его страсти, не противен Богу ради его нелюбви к страстям и желания делать не по ним, а по воле Божией ( 117, 142–143 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

140. Д 141. С 142. Р 140–142. Из боснийского Апостола XIV в. (собр. Гильфердинга, 14, Имп. Публ. Библ.) каковы в БелградскомЕвангелии XII–XIII в. –табл. VII –, и, вместе с этими последними, могут дать такие же высокохудожественные образцы для промышленных изделий. Например, (рис. 140), буква Д – XXIX, 5 – представлена в самой простой форме, усвоившей толькообыкновенный чертеж этой буквы; он весь сделан из двух толстых черешков древесного сучка темно-желтого цвета, кое-где с накипью в виде почек; оба черешка внизу закругляются такой же почкообразной накипью, над которой горизонтально проведена прямолинейная планочка: это нижняя часть буквы Д; затем, оба эти черенка, образующие сучок, поднимаясь вверх, сходятся острым углом, который принял вид головы какой-то птички с глазом. Это вместе и настоящая буква Д, а вместе и птичка, крылья которой воображение может видеть в склонах обоих черенков. Еще (рис. 141) буква С –XXX, 8 –: она состоит, еще по византийскому преданию, из змеи; верхняя ее половина того же желтоватого цвета, что и сказанная Д, а нижняя – зеленого. Головка змеи вооружена бойко выгибающимся назад рогом, из пасти торчит красный завиток; зеленая половина внизу круто завилась хвостом, в который вонзилась красная стрела. Еще (рис. 142) буква Р –XXX, 6 –: состоит из столбика того же желтоватого цвета; левая его сторона гладкая, прямолинейная, а правая нарушает прямолинейность гнездом почек посреди и потом тоже внизу, давая таким образом столбику пьедестал. Вверху, в виде капители, налево высунулся рог или длинное ухо, соединяясь в вершине столбика со лбом, в котором красный глаз, а направо высовывается длинное рыло, из-под которого, для образования овала буквы Р, округлым выгибом идет широкий красный стебель, направляясь к столбику, и рассекает его посредине, расщепляя его прямой черной линией на две половины, и затем, высунувшись сзади, с левой стороны буквы, расширяется в красный же, большой, с вырезами, лист, который смотрит длинным, прищуренным глазом. Черногорский орнамент в издании г. Стасова ограничивается лишь одной незначительной заставкой в византийском стиле, выведенной чернилами, из Жития св. Саввы, XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Стр. 139–142. Доказывая, что план Соломонова храма принадлежал, собственно, не Соломону, а Давиду, автор, ссылаясь —67— на 3Ц.8:17–18 и 2Пар.6:6–8 , на стр. 141 утверждает, что „сам Соломон считает план храма делом сердца Давида“. – Оба места не заключают в себе того, что желает видеть в них автор. „Рассуждение о том, что план храма принадлежит Давиду, а не Соломону, дает автору основание „считать делом научного произвола всякие предположения о существенном влиянии на план храма со стороны архитектур, иноземных“ (стр. 141). Это заключение о самобытности (стр. 142) еврейской архитектуры, по нашему мнению, нисколько не изменилось бы и в том случае, если бы план храма принадлежал Соломону, а не Давиду. Кроме того, сам ее автор на стр. 172 говорит, что „Давид предварительно ознакомился (?) с архитектурою народов иностранных“, и во многих местах устанавливает аналогию еврейского зодчества с зодчеством других народов (стр. 151:156:171–173:278 и др.), за что сильно порицает новейших ученых. В § 78, стр. 142–143, автор сосредоточивает библейские места, из которых должна вытекать его основная излюбленная мысль, что храм имеет сходство с скинией даже в подробностях. Из этих мест Исх.33:20 и 2Пар.29:7 не имеют никакого отношения к делу; Иезек. 41:1–2 может быть привлечено в ряд доказательств лишь с очень большой натяжкой (при недостаточной критике текста); Тов. 13:10 , Прем.9:8 и 2Пар.29:6 , если последнее место поставить в замену 2Пар. 29:7 , не дают того, что хотелось бы извлечь автору. В § 80 определяется в общих чертах величие и великолепие Соломонова храма. Исчисляя количество золота, запасенного Давидом, – 100талантов, – автор приравнивает эту цифру 299пудам; следовательно талант золота равен почти 3 пудам. Само собою разумеется, что при таком весе таланта золота, а соответственно этому и других металлов, получаются массы металла, громадности которых автор справедливо удивляется и которые, по-видимому, были достаточны для того, чтобы весь храм целиком был сооружен из них одних.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Закрыть Итоги переписи – это протест вымиранием Адвокат Павел Дмитриев считает, что демографические данные подталкивают к выводу о нежелании народа жить 01.04.2011 1564 Перепись 2010 года показала численность населения РФ в 142,9 млн. человек. Данные госкомитета по статистике в динамике показывают, что наше вымирание происходит с убыстрением. Так в 1991г. население составило 148,3 млн., в 1996г. те же 148,3 млн. Затем, сменивший диковатого Ельцина многообещающий, цивильный Путин повел страну курсом, при котором динамика вымирания выглядела следующим образом. В 2001г. – 146,3 млн., 2002г. – 145,2 млн., 2003 г. – 145,0 млн., 2004г. – 144,2 млн., 2005г. – 143,5 млн., 2006г. – 142,8 млн., 2007г. – 142,2 млн., 2008г. – 142,0 млн., 2009г. – 141,9 млн. человек. Как видно, население стало сокращаться существенно быстрее. Вероятно, можно научно объяснить интенсивность этого процесса. Но здравый смысл подталкивает к простому выводу о нежелании народа жить. Люди, рожденные в обществе коллективизма, пережив смену ценностей 1991 года, после обманутых Путиным ожиданий реставрации равенства, проявляют свое нежелание жить в системе, которая для них неприемлема. Выход из социализма предполагает сложное устройство общества, так как в трех поколениях закрепленный коллективизм не может измениться не только быстро, но и абсолютно. Социальное сознание равенства неистребимо в принципе. Его достижения, при общем неуспехе проекта, широко вошли в практику и психологию людей. Но обратная перековка жизни народа в конкурентный капитализм, с учетом укорененных изменений в людях, могла бы происходить менее болезненно. Это поняли в Израиле, с его кибуцами, где находили свою нишу выходцы из стран соцлагеря. То же заранее продумали и в Китае, где сохранили коллективное сознание и экономику социализма, в сосуществовании с мощным сегментом капитализма. Там люди предпринимательского типа, суть которых – накопление и прибыль, в силу присущей им жизненной активности, не подавили простых обывателей. А вот в России простому человеку, не устремленному к алчному накоплению, вдруг не осталось места под солнцем. Культурное, политическое и экономическое пространство заполнили активные субъекты капитализма, не оставляющие никакой ниши тем, кто приучен жить ценностями простой, незамысловатой жизни. Политики, раздраженные инертностью русского населения, не спешащего чего-то предпринимать, интенсивно заменяют его на склонных к торговле южан. Политическое пространство страны заполнено олигархами, культурное – ценностями накопления и высокого комфорта, достижимые конкурентной борьбой за ресурсы и прибыль. Народ, некогда жестоко переделанный под великого коллективиста, теперь не убивают за несоответствие власти. От него «изящно» избавляются, опрокинув «лодку жизни» на стремнине и предлагая выплыть тому, кто сможет. И он реагирует… вымиранием.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/01/it...

Книга расходная, в десть, в красной коже, 142-го года сентября с 1-го числа при Семене Волынском, за приписью дьяка Мини Быкова. Книга расходная, в десть, в красной коже, 142-го года марта с 19 числа и 143-го года сентября с 1-го числа при Иване Чичерине да при дьяке Мине Быкове да при целовальнике Никите Спиридонове, за приписью дьяка Мини да целовальника Никиты. Книга расходная окладная, в полдесть, в тетрадях, 139-го года декабря с 24-го числа, за приписью дьяка Ивана Поздеева; письма полпяты тетради, полторы тетради порожних. Книга расходная окладная, в полдесть, в красной коже, 140-го года, за приписью дьяка Мини Быкова. Тетрадь записная, в десть, продажа книгам Потребником мирским 147-го года ноября в 1 день, за приписью дьяка Андрея Бурцова. Книга расходная всяким покупкам, в полдесть, восемь тетрадей, 147-го года сентября с 29-го числа целовальника Ивана Володимерова за его рукою. Столпник 143-го года продажа книгам Минеем общим, за приписью дьяка Андрея Бурцова. Память на приказе Большого Дворца 142-го года о Василии Бурцове за приписью дьяка Герасима Мартемьянова; а под нею память и роспись черная, какова против того отпущена в приказ Большого Дворца. Столпик памятный из приказов за дьячими приписями о всяких делах 142-го года января с 14-го числа июля по 23-е число 144-го года, сверху подран. Столпик памятный за дьячьими приписями с патриархова двора со 141-го года. В мешочке за печатью с ярлыком разбойное дело князя Ивана Борятинского да дьяка Ивана Поздеева. Два столпика расходных 135-го года черные; один сентября с 1-го числа. Столпик расходный неокладной 137-го года сентября с 1-го числа. Два столпика окладных 140-го года книжного печатного дела всяким мастеровым людям. Книга окладная, в полдесть, в красной коже, 139-го года, книжного печатного дела всяким мастеровым людям, за приписью дьяка Ивана Софонова. Пять тетрадей, в полдесть, а в них письма три тетради не полны, – расход деньгам книжного печатного дела 139-го года декабря с 24-го числа, за приписью дьяка Ивана Поздеева.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/moskovsk...

137 Ib. 142. Н, поэтому поводу (многократно) неодобрительно упоминает обычное у св. К. сравнение с телом и душой, которые отнюдь не сохраняют в своей природе каждое свои свойства, но находятся в природном и единстве и живут общей жизнью в некоем смешении (143). 138 Ibid, 142–3, 144–5. Заслуживает внимания, что образ храма и вселения в храм тела, характерный для антиохийцев, хотя и не составляющий их исключительной принадлежности, упоминается в Гераклиде лишь в виде редкого исключения (139, 260), зато слово prosopon встречается на каждом шагу. 142 Ibid 50, Ср. 53, 55, 66, 127, 129, 138–9, 140–1, 145, 146, 167, 169, 192–3, 194–5, 282. Из этого перечня, (конечно, не исчерпывающего) видно, как часто повторяется у Н. эта мысль. 144 Ib. 298, 303, 316, 327, 330. См. также appendix III, письмо Н. Константинопольскому населению: «мое учение есть тоже, которое определено почтенными мужами п. Флавианом и п. Львом» (ib., 361). 145 Ср. еще: «В том, что касается человечности, Он не божественен по природе, но по явлению... В человечности Он подобен всем. Существует только одно просопон’ в двух природах. Он есть Бог, Господь, Христос, п. ч. Он не пользуется просопон’, допускающим разделение, но Он им пользуется как Своим собственным просопон’. Все свойства сущности Ему принадлежат по силе единения, а не по природе». «Бог Христос не есть вне Бога Слова, но Он обозначает единение двух естеств: Бога Слова и человека, ибо Бог и человек образуют Христа» (146). Надо заметить, что мысль Н., и сама по себе запутанная, затемняется еще двойным переводом, чрез посредство которого мы ее воспринимаем. 146 «Это единение (природ) не есть природное единение с плотью, но свободное, насколько они соединены чрез просопон’, а не чрез природы» (Ib. 34). «Природы, которые соединены добровольно, получают единение не в одной природе, но чтобы (достигнуть) единения свободного в просопон’ икономии» (35). 147 Ib. 141. Это есть собственное сравнение Н. Но он не раз останавливается и на излюбленном сравнении св. К. – тела и души, применяя его однако и по своему: 35, 142, 145, 266. Отличие соединения души и тела, образующих одно природное просопон’, от соединения двух природ с их природными просопон’ во Христе в том, что последние не образуют природного просопон’, но просопон’ единения (145).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

ЗСО 23 – Mers 24 (IX)/141.22/. За избиение до крови Mers назначает 40 дней поста на хлебе и воде. В переводе 40 дней покаяния заменены 10 днями (смягчение санкции). ЗСО 24 – Mers 31 (XI)/142.1/За кражу съестного, одежды или скота Mers и ЗСО назначают 40 дней покаяния. 3СО 25 – Mers 32 (XI)/142.4/. За исполнение языческих новогодних обрядов (переодевание в оленьи и коровьи шкуры) Mers назначает 3 года покаяния – перевод сохраняет эту санкцию. 3СО 26 – Mers 33 (XI)/142.8/. За умышленный аборт Mers назначает женщине три года поста на хлебе и воде; норма 3 года в SinEuch сохранена, а в U повышена до 10 лет. Любопытно, что именно такая епитимья назначается женщине за аборт после блуда в дополнении к данной статье, которое сохранилось только в Ватиканском и Венском списках, ср.: Et si fornicauerit et occiderit quod nascitur [quod nascitur om. W], Х annos peniteat «а если она соблудит и убьет рожденное, пусть кается 10 лет» (Kottje et al. 1994, 135). Таким образом, версия SinEuch следует (исконной) редакции Mers, а U воспроизводит санкцию Ватиканского и Венского списков. Не исключено, что это случайное совпадение, и в U следует видеть влияние не позднейших латинских редакций, а норм византийского канонического права, поскольку 10-летнюю епитимью за это прегрешение назначают соборные и святоотеческие каноны Трул. 21, Анкир. 21, Вас. Вел. 2. 3СО 27 – Mers 34 (XI)/146.1/. Занятия астрологией и магией наказываются по Mers 5 годами покаяния, из них 3 года поста на хлебе и воде. Славянский перевод опускает уточнение «из них три года», определяя таким образом пост на хлебе и воде в течение всех 5 лет (ужесточение санкции). Латинское название астролога (mathematicus) ошибочно переведено посредством слав. клтъ «проклятый, отлученный» (о причине такой замены см. параграф IV.9. «Неточности перевода»). Вместо сочетания mentes hominum tulerit «будет смущать разум народа» в славянском стоит неясное іли імена имъ творитъ члска (см. там же). 3СО 28 – Mers 35 (XII)/142.11/. За похищение вдовы или девицы Mers назначает 3 года поста на хлебе и воде; в ЗСО упоминание о хлебе и воде опущено (смягчение санкции), лат. rapuerit (ср. rapio – «похитить») переведено как блдъ сътворитъ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

Исследователями к настоящему дню хорошо прослежена (см. с. 94-109) эволюция Н.М. Карамзина от западника, республиканца и руссоиста (с. 84-92, 98, 111, 115, 117-121, 124-126) до сторонника самодержавия, самобытности русской истории и убеждённого врага либерализма в конце жизни (с. 122-124, 131-133, 142). Вместе с тем В.Н. Шульгин настаивает на «консервативном постоянстве» мыслителя, у которого даже в пору либеральных увлечений молодости встречались отдельные консервативные идеи (с. 100-109, 112). С другой стороны, консерватизм зрелого Карамзина - это всё же умеренный консерватизм сторонника законосовещательной монархии (с. 104-108) и консервативной модернизации (с. 135). При этом Карамзин сохранил ряд «республиканских» идей Просвещения, воспринятых в молодости, став «европейски просвещённым русским охранителем» . Самодержавие, понимаемое как неделимость политической власти (не распространяющейся, однако, на иные сферы жизнедеятельности), виделось Карамзину единственным гарантом гражданских (не политических!) свобод граждан от «деспотизма большинства». В этом отличие основателя русского консерватизма от своего более патриархально настроенного литературного оппонента адмирала А.С. Шишкова. Идейная эволюция А.С. Пушкина, как известно, во многом напоминает судьбу Карамзина : от умеренного либерализма и идеалов просвещённого абсолютизма примерно до 1824 г. (с. 69-70, 74-76, 137-141, 179-181) к монархизму, отстаиванию особого пути развития России, критике западных государств, либерализма и католицизма (с. 138-141, 144-150, 152-166, 173-179, 183-184). В конце концов, Пушкин не только пришёл к идее консервативной модернизации, но и, продолжая линию Карамзина, стал прямым провозвестником некоторых славянофильских идей. Отдельно следует отметить, что В.Н. Шульгин находит доказательства плавности идейной эволюции Пушкина, у которого уже в юности под наносными просветительскими идеями скрывались ростки свободного консерватизма. Заслуживает особого внимания и анализ автором роли «Борис Годунов» в истории русской общественной мысли и пробуждении национального самосознания (с. 154-162) - роли, отмеченной ещё Е.Л. Шифферсом. Кроме того, В.Н. Шульгин считает, что Пушкин одним из первых в России заговорил об «эстетике Царства» (с. 141).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010