„Тленный род человеческий достоин тысячи смертей, поскольку пребывает во грехах», говорит св. Василий Великий 139 . Грех – принадлежность не одних только несовершенных, он есть явление всеобщее, и каждый без всякого колебания может сказать о себе: „Как оправдается человек пред Богом. Вот Он и слугам своим не доверяет и в ангелах своих усматривает недостатки: тем более в обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли ( Uob. IX, 2; IV, 18 – 19 ). „В мужестве даже избранных людей можно, по словам св. Кирилла Александрийского , находить нечто достойное справедливого порицания, что усматривается ведением Законодателя, хотя и ускользает от нашего взора» 140 . „Пусть, говорить св. И. Златоуст, будет кто-нибудь праведник, но будь он хоть тысячу раз праведник (can muriaciV h dicaioV) и взойдя до самого верха, так, чтобы отрешиться от грехов, – не может он быть чистым от скверны; хотя бы он был тысячу раз праведник, – но он – человек» 141 . Где же здесь возможность требовать от Бога какой-нибудь награды, какого-нибудь удовлетворения, когда с нашей стороны происходит только нарушение завета с Богом, только увеличение и без того великого долга? „Знай, говорит св. Тихон Задонский ,– что мы никакого добра у Бога не заслужили, но напротив того всякого наказания достойны, и какое бы наказание ни было, грехи наши большего еще достойны» 142 Если бы это состояние (т. е. состояние в аду после всеобщего суда) было уделом и для всех, то и в таком случае никто бы не имел права упрекать правосудие Бога – отмстителя», говорит вполне справедливо, с строго правовой точки зрения, бл. Августин 143 . Но, если и это все позабыть, позабыть и ничтожество, и греховность человека, то и тогда с точки зрения права объяснить спасения человека мы не можем: не выдерживается основное начало правового союза – равенство жертвы и воздаяния, труда и награды. Что такое земная жизнь в сравнении с загробным блаженством? Ничтожная капля в сравнении с целым океаном. Если, следов., дела человека имеют какую-нибудь ценность, то, во всяком случае, не для получения вечного блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

На Кипре Павел и Варнава сначала остановились в Саламине главном портовом городе с населением, которое оценивается в 150 тысяч человек. 140 Иудейская диаспора, судя по наличию нескольких синагог, была немалой. Лука говорит, что Павел и Варнава в Саламине «проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских» ( Деян. 13:5 ), ни одним словом не упоминая о миссии среди язычников. В миссионерской деятельности на Кипре помимо Павла и Варнавы участвует Иоанн ( Деян. 13:5 ). Имеется в виду «Иоанн, называемый Марком», упоминавшийся в Деяниях в связи с арестом Петра в Иерусалиме: в дом его матери Петр приходит после чудесного освобождения из темницы ( Деян. 12:12 ). Он же прибывает вместе с Павлом и Варнавой из Иерусалима ( Деян. 12:25 ; ср.: 13:13). Марк упоминается в посланиях Павла, называющего его племянником Варнавы ( Кол. 4:10 ; ср. 2Тим. 4:11 ; Флм. 24 ); имя Марка фигурирует также в Первом послании Петра ( 1Пет. 5:13 ). В церковной традиции он отождествляется с автором второго Евангелия. 141 Мы уже отмечали, что, сознавая себя апостолом язычников, Павел тем не менее начинал свою проповедь с еврейских синагог и молитвенных домов. Этого правила он придерживался в Дамаске, ему же следует в Саламине н будет следовать в других местах ( ). Из Саламина Павел и Варнава. «пройдя весь остров». попадают в Пафос, 142 где встречают лжепророка по имени Елима и по прозвищу Вариисус («сын Иисуса»). Этот человек, по происхождению иудей, был близок к местному римскому проконсулу Сергию Павлу. Последний пожелал послушать проповедь апостолов, а волхв противился этому. Тогда «Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени». И действительно, волхв ослеп и, «обращаясь туда и сюда, искал вожатого». Увидев это чудо, проконсул «уверовал, дивясь учению Господню» ( Деян. 13:4–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Думаю, это и есть та жемчужина, которую в евангельском рассказе искал купец; он нашел одну эту жемчужину и продал все, что имел, и купил ее ( Мф 13:46 ). Любовь – драгоценная жемчужина; без нее что бы ты ни имел, не будет тебе на пользу, а если она одна у тебя есть – довольно тебе. Сейчас ты видишь верою, потом увидишь въявь. И если мы любим сейчас, когда не видим, каковы будут объятия, когда мы будем видеть! Но в чем мы должны упражняться? В братской любви. Ты можешь сказать мне: “Я не видел Бога”, – но разве можешь сказать: “Я не видел человека”? Люби брата, ибо если возлюбишь брата, которого видишь, тотчас увидишь и Бога, ибо увидишь саму любовь, а в ней обитает Бог. 8 . Кто не праведен, тот не от Бога, и кто не любит брата своего. Ибо такова весть (смотри, как он подтверждает сказанное), ибо такова весть, которую мы слышали от начала: чтобы нам любить друг друга ( 1Ин 3:10–11 ) 141 . Тем самым он показывает, почему он говорит: кто поступает против этой заповеди, тот впал в оный заклятый грех, в который впадают те, кто не рожден от Бога. Не так, как Каин, который был от злого и убил брата своего. А из-за чего убил? Потому что дела его были злы, а дела брата его праведны ( 1Ин 3:12 ) 142 . Итак, где ненависть, там не может быть братской любви. Будьте внимательны, возлюбленные. Кто завидует, тот не любит. В нем грех диавола, потому что и тот от зависти сверг человека, ибо сам он пал и позавидовал стоящему. И не для того сверг, чтобы самому встать, но чтобы не один он был падший. Из приведенного примера усвойте, что в любви не может быть зависти. В похвале любви сказано ясно: Любовь не ревнует ( 1Кор 13:4 ) 143 . В Каине любви не было; и если бы в Авеле не было любви, Бог не принял бы его жертвы. Когда они оба совершили приношение – один от плодов земли, а другой от приплода овец – что вы думаете, братья, Богу были неугодны плоды земли, а угоден был приплод овец? Бог не на руки смотрит, но видит, что в сердце, и если видит, что кто-то приношение совершает с любовью, то на жертву его взирает благосклонно, а если видит, что кто-то с ненавистью совершает приношение, то от его жертвы отвращает лицо. Поэтому добрыми делами Авеля он называет не что иное как любовь, а злыми делами Каина не что иное как ненависть к брату. Мало того, что он ненавидит брата своего, он еще и завидует его добрым делам; из-за того, что не смог ему подражать, захотел его убить. В том он и проявил себя как сын диавола, а тот проявил себя праведником Божиим. Итак, братья мои, люди различаются по любви. Пусть никто не смотрит на слова, но на дела и сердце. Если кто не делает добра братьям своим, этим он показывает, что у него внутри. Люди проверяются в испытаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

на слово Твоё уповаю.  115 Удалитесь от меня, злодеи, ибо я вникаю в заповеди Бога моего. 116 Вступись за меня по слову Твоему и даруй мне жизнь, не постыди меня в надежде моей! 117 Помоги мне, и спасусь, и буду размышлять об уставах Твоих непрестанно. 118 Ты отвергаешь всех отступающих от уставов Твоих за лживость ухищрений их. 119 Словно изгарь, 151 Ты снимаешь с земли всех нечестивых, а я люблю повеления Твои. 120 Трепещет от страха Твоего плоть моя, благоговеет пред судами Твоими. 121 По справедливости и правде поступал я, не отдавай меня гонителям моим! 122 Поручись рабу Твоему в благоденствии, не дай гордым притеснять меня! 123 Потускнели глаза мои, ожидая спасения Твоего и справедливого приговора Твоего. 124 Поступи с рабом Твоим по милости Твоей и уставам Твоим научи меня. 125 Я – раб Твой; вразуми меня, чтобы познать мне повеления Твои! 126 Время Господу действовать: нарушается закон Твой! 127 Заповеди Твои для меня дороже золота, драгоценнее золота чистого. 128 Все заповеди Твои, [все] считаю верными, а всякий путь лжи ненавижу. 129 Дивны повеления Твои, потому соблюдает их душа моя. 130 Откровение слов Твоих просвещает и вразумляет простых. 131 Раскрываю уста мои и задыхаюсь, ибо заповедей Твоих жажду. Слава  132 Посмотри на меня и помилуй меня, по суду Твоему к любящим имя Твоё! 133 Направь стопы мои по слову Твоему, не дай овладеть мной никакому беззаконию. 134 Избавь меня от угнетения людей, и я буду исполнять заповеди Твои. 135 Да осияет лицо Твоё раба Твоего, научи меня уставам Твоим! 136 Потоки слёз текут из глаз моих, ибо не соблюдается закон Твой. 137 Праведен Ты, Господи, и справедлив суд Твой! 138 Повеления, которые Ты заповедал, – праведность и совершенная истина. 139 Сжигает меня ревность о Тебе, ибо враги мои забыли о словах Твоих. 140 Слово Твоё – как переплавленное серебро, 152 и раб Твой любит его. 141 Я презрен и ничтожен, но уставов Твоих не забываю. 142 Правда Твоя – правда вечная, и закон Твой – истина. 143 Скорбь и нужда постигли меня,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

Справедливость, взятая сама по себе, может быть использована для расправы и произвола. В иерархии истинных ценностей справедливость занимает положение ниже, чем любовь. В западноевропейской юридической мысли понятие справедливости раскрывалось в виде внешних моментов. Не случайно значение справедливости усматривалось, главным образом, в распределительных отношениях и в судебном производстве. «Кант был мыслителем, который решительнее любого моралиста XVIII в. отстаивал примат справедливости над состраданием, – отмечает Э.Ю. Соловьев, – и потому его лекции 1780–1782 гг. – это, в сущности, настоящий манифест против сострадательной частной благотворительности» 140 . В средневековом памятнике права России под названием «Домострой» заложены приоритеты, противоположные западным (потому-то «Домострой» и подвергается организованному остракизму либеральных авторов, рассчитывающих, что современники не станут лично знакомиться с текстом первоисточника). Приведем типичную цитату из «Домостроя»: «В монастыри и больницы заключенных посещай и милостыню по силе всяких потребных подай, сколько требуют: и, видев, беду их и скорбь и всякую нужду, сколько возможно помогай им; и всякаго скорбного, и нищего, и бедного, и нуждающегося не презри; и введи в дом свой, напои, накорми, согрей и одень со всей любовью и чистою совестью» 141 . В этом отрывке зримо сочетаются начала права, традиционной нравственности русского народа и православной веры. Приведем слова Господа Иисуса Христа: «Вы слышали, что сказано: возлюбиши ближнего твоего и возненавидиши врага твоего 142 . А говорю: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас... и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:43–45 ). Таким образом, нравственная заповедь, основанная на любви, является несравненно более важной, чем закон, опирающийся на справедливость. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру», – таковы слова Христа ( Мф.23:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravo-...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

И после сего события, в четвертый год этой седмины, в новолуние третьего месяца, было слово Господне к Авраму в сновидении, говорящее: «не бойся, Аврам, Я твоя защита, и награда твоя будет чрезмерна». И он сказал: «Господи, Господи, что Ты дашь мне? Вот я иду туда без детей, и сын Месек мой раб 141 , тот Дамаск (Damascus) Елиезер, будет наследником мне; а мне Ты не дал семени». И Он сказал ему: «он не наследит тебе, но произшедший от плоти твоей будет тебе наследником». И Он вывел его и сказал ему: «взгляни на небо и сосчитай звезды небесные: можешь ли ты сосчитать их?» И он взглянул на небо и увидел звезды. И Он сказал ему: «так будет твое семя». И он поверил Господу, и это было вменено ему в праведность. И Он сказал: «Я Господь Бог твой, выведший тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе в вечное владение землю Ханаанитов (Caaniter), и чтобы Я был твоим Богом и Богом твоего семени». И он сказал: «Господи, Господи!» И он сказал: «Господи, по чему я узнаю, что наследую ее?» И Он сказал ему: «принеси Мне трехлетнюю телицу, и трехлетнюю козу, и трехлетнюю овцу, и трехлетнюю горлицу и голубя». И он взял все это в средине месяца. И он жил при дубе Мамре, который близ Хеврона. Там устроил он жертвенник, и заколол все, возлил кровь их на жертвенник и разделил их пополам, и положил их друг против друга; но птиц он не касался. И птицы спустились на куски, но Аврам отгонял их, и не давал птицам прикасаться к ним. И было, когда солнце зашло, бессилие напало на Аврама, и вот сильный страх мрака напал на него. И было сказано: «Аврам, знай, что твое семя будет странником в чужой земле, и его будут порабощать и угнетать в продолжении четырех сот лет. Но Я произведу суд над народом, которому они будут служить; после того они выйдут оттуда с большим имуществом. И ты в мире отойдешь к своим отцам, и будешь погребен в доброй старости. И в четвертом роде оно (твое семя) возвратится сюда, ибо грех Аммореев доселе еще не наполнился». И он пробудился от своего сна и встал, и солнце было зашедшим. Тогда появилось пламя, и вот – печь дымилась, и огненное пламя прошло между кусками. H в ту ночь Бог заключил завет с Аврамом, сказав: «твоему семени Я отдам эту землю, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата, – Кенеев, Кенезеев, Ферезеев, Рафейн 142 (...), Евеев, Амореев, Канаанеев, Гергесеев». И Он отошел. И Аврам принес куски, и птиц, и жертву плодовую и жертву возлияния, которые принадлежали к сему, и огонь пожрал их.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Тогда Иоаким упал на лицо свое и оставался так от шестого часа и даже до вечера. Слуги его и нанятые им люди, придя и не зная причины того, что они увидели, ужаснулись и, полагая, что он хотел умереть, приблизились к нему и с трудом подняли его с земли. Когда он рассказал им то, что он видел, они были охвачены величайшим изумлением и удивлением, и они убеждали его исполнить без замедления то, что повелел ему ангел, и возвратиться поспешно к своей жене. И когда Иоаким рассуждал в уме своем, должен ли он возвращаться или нет, случилось, что он был охвачен сном. И вот ангел Господень, который являлся ему в бодрствовании, явился ему во время сна, говоря: «Я ангел, которого Бог дал тебе хранителем; сойди без страха и возвратись к Анне, ибо дела милосердия, которые совершил ты, как и жена твоя, вознесены пред Всевышнего, и дана вам отрасль, какой никогда ни пророки, ни святые не имели от начала и не будут иметь никогда». И когда Иоаким проснулся от сна своего, он позвал стороживших стада его и рассказал им свой сон. И они поклонились Господу и сказали ему. «Смотри, не противься дальше ангелу Божию, но встань и отправимся, и пойдем медленно, давая пастись стадам». Когда они прошли тридцать дней, ангел Господень явился Анне, которая пребывала в молитве, и сказал ей: «Иди к воротам, которые называют золотыми, и встреть мужа твоего, ибо он придет к тебе сегодня». Она, встав поспешно, отправилась с служанками своими, и она стояла у ворот тех, плача; и как она долго ждала и была готова лишиться чувств от этого долгого ожидания, – подняв глаза, она увидела Иоакима, который шел со стад ами своими. Анна побежала и пала на шею его, благодаря Бога и говоря: «Я была вдовой, и вот я больше не буду неплодной, и вот я зачну». И была великая радость между всеми родственниками и знавшими их, и вся земля Израилева веселилась от этой вести. Глава IV После того Анна зачала, и когда исполнилось девять месяцев, родила дочь и дала Ей имя Марии. Когда она отняла ее от груди по третьему году 141 , они пошли вместе, Иоаким и жена его Анна, в храм Господа и, принеся дары, вручили дочь свою Марию, дабы Она была принята к девушкам, которые день и ночь пребывали в хвале Господу, И когда Она была поставлена перед храмом Господа, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней 142 , не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

128 Поэтому ко всем заповедям Твоим я направлялся, всякий путь неправды возненавидел. 129 Чудесны свидетельства Твои, поэтому углублялась в них душа моя. 130 Явление слов Твоих просвещает и вразумляет младенцев. 131 Уста мои я открыл и привлек в себя Дух, ибо заповедей Твоих я возжелал. 132 Призри на меня и помилуй меня, по суду любящих имя Твоё. 133 Стопы мои направь по слову Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие. 134 Избавь меня от клеветы человеческой, и сохраню заповеди Твои. 135 Лицо Твоё просвети на раба Твоего и научи меня оправданиям Твоим. 136 Источники вод извели очи мои, ибо я не сохранил закона Твоего. 137 Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои. 138 В свидетельствах Твоих Ты заповедал правду и совершенную истину. 139 Растопила меня ревность по Тебе, ибо забыли слова Твои враги мои. 140 Слово Твоё весьма пламенно, и раб Твой возлюбил его. 141 Молод я и унижен, оправданий Твоих не забыл. 142 Правда Твоя – правда во век, и закон Твой – истина. 143 Скорби и нужды постигли меня, заповеди Твои – утешение моё. 144 Свидетельства Твои – правда во век: вразуми меня и жив буду. 145 Я воззвал всем сердцем моим: услышь меня, Господи! Оправдания Твои взыщу. 146 Я воззвал к Тебе: спаси меня! И сохраню свидетельства Твои. 147 Предварял я безвременно и взывал, на слова Твои надеялся. 148 Предваряли глаза мои утро, чтобы поучаться словам Твоим. 149 Голос мой услышь, Господи, по милости Твоей, по суду Твоему оживи меня. 150 Приблизились преследующие меня беззаконно, от закона же Твоего они удалились. 151 Близок Ты, Господи, и все пути Твои – истина. 152 От начала я узнал из свидетельств Твоих, что Ты утвердил их на век. 153 Воззри на унижение моё и избавь меня, ибо закона Твоего я не забыл. 154 Суди суд мой и избавь меня, ради слова Твоего оживи меня. 155 Далеко от грешников спасение, ибо оправданий Твоих они не взыскали. 156 Велики щедроты Твои, Господи, по суду Твоему оживи меня. 157 Много у меня гонителей и притеснителей, но от свидетельств Твоих я не уклонился.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010