«Хочу петь Тебе перед ангелами 124 »: Петь перед Ангелами означает петь, не отвлекаясь, когда наш ум либо несет в себе только образы, вдохновленные псалмами, либо не несет никаких образов. Или же, может быть, тот поет «перед ангелами», кто разумеет содержание псалмов» 125 , не давая себя «отвлечь» ни множественностью их образов, ни многообразием предметов познания. Это вовсе не так просто, и потому Евагрий считает, что «петь псалмы нерассеянно» много важнее, чем «молиться нерассеянно» 126 , хотя, как мы видели выше, молитва – это прелюдия к «нематериальному и немногоразличному ведению» единого Бога. Предмет этой «медитации» – Господь 127 , то, как Он во множестве Своих «дел» 128 открывается из вечности 129 . Эти «дела» свидетельствуют о Его «премудрости» 130 , о Его «правде» 131 , о Его «уставах» 132 , о Его «судах» 133 , которые все суть выражения той «многоразличной премудрости», о которой говорил Евагрий. Молящийся находит эти «откровения» 134 , вложенные в «слово» Божие 135 , т.е. в Его «закон» 136 и в Его «заповеди» 137 , в текстах Ветхого Завета, что свидетельствуют о Его «чудесах» 138 . Сокровенный смысл Писания открывается христианскому молитвеннику только тогда, когда Сам Господь – и вслед за Ним и в подражание Ему апостолы и отцы – открывает ему глаза на него. «И сказал им (воскресший Господь): вот то, о чем Я говорил вам, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в Законе Моисеевом и в Пророках и Псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день. И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» 139 . Библейская «медитация» по преимуществу следует за объективными событиями истории спасения, в которой Бог открывает свое «имя» 140 . «Размышление» о таинственной истории избранного народа 141 , как и о собственном пути, на котором повторяется эта история – никоим образом не самоцель, ибо оно должно вести к «воспоминанию о Боге» 142 , а вместе с тем, и к «молитве» в собственном смысле. Потому что в молитве человек отвечает на это спасительное действие Божие, отвечает мольбой, гимном или хвалой.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

«Я человек и только причастник Божественной благодати, – как бы так говорил Предтеча, – а Ты Бог и вместе человек. Ты ли грядешь ко мне – столь Великий к столь малому? Признаю могущество Твоей власти и не таю собственного своего уничижения и недостоинства. Когда я крещаю других, то крещаю в Твое имя, дабы они уверовали в Тебя. Но, крещая Тебя, кого стану я призывать? В чье имя буду крестить Тебя? Во имя Отца? – но Ты всего Отца имеешь в Себе Самом и Сам весь находишься в Отце. Во имя Сына? – но кроме Тебя нет другого Сына Божия по естеству. Во имя Святого Духа? – но Он всегда с Тобою, как Тебе Единосущный и Единомысленный, Единовластный, Единочестный и Единопокланяемый от всех. Итак, крести, если благоугодно Тебе, Господи, крести меня – Крестителя» 141 . Но Иисус Христос , с величием Сына Божия и смирением Сына Человеческого, с ясным сознанием того, что делает и для чего делает, сказал Иоанну: Остави ныне, тако бо подобает нам исполнити всяку правду; «теперь время обнищания, теперь место снисхождению, по которому восприял Я на Себя человека, и приемлю крещение, чтобы его соделать чистым от преступления; теперь требуется не власть владычняя, но рабское уничижение: остави ныне исполниться милосердию, чтобы не было препятствия к спасению человеков; подобает нам исполнити всяку правду, а дело правды – бесстрастно Приявшему на Себя человеческие немощи приять за людей и крещение в заглаждение их греха и в знамение их во Мне неистления» 142 . Предтеча не препятствовал исполнению Божественной правды. Господь наш вошел в Иордан, погрузился и, выйдя из воды, молился. И се отверзошася Ему небеса, и сниде Дух Святый телесным образом, яко голубь, Нань, и глас с небесе бысть, глаголя: Ты еси Сын Мой возлюбленный, о Тебе благоволих! Все обстоятельства, сопровождавшие крещение Христово, послужили к совершенному удостоверению Иоанна и людей внимательных к путям Божиим, что Иисус есть истинный Мессия, древле обетованный и предсказанный. Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя; положу дух Мой на Него и возвестит народам суд – так говорил Бог о Мессии устами пророка Исаии ( Ис. 42:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

139. Теперь рассудим, Дух Творец или творение. Но выше мы уже доказали, что Он Творец: Дух Божий создал меня ( Иов. 33:4 ), и Писание свидетельствует, что действием Духа обновляется лицо земли 98 и без Духа все разрушается, поэтому очевидно, что Дух является Творцом 99 . Кто может сомневаться в этом, если раньше мы уже показали, что и само рождение Господа от Девы, превосходящее всякое творение, произошло по действию Духа? 140. Итак, Дух не творение, а Творец. Кто является Творцом, не может быть творениием. И поскольку Он не творение, то Он, несомненно, Творец и содействует во всем Отцу и Сыну. Если Он – Творец, апостол своим осуждением язычников, ибо они служили твари вместо Творца, Который есть Бог, благословенный во веки ( Рим. 1:25 ), и призывом – как мы уже сказали выше 100 – служить Святому Духу 101 , показал, что Дух – Творец, и, поскольку Он Творец, предписал называть Его Богом. Об этом он говорит и в Послании к евреям: Устроивший все есть Бог ( Евр. 3:4 ). Итак, или они скажут нам, чтб было сотворено без участия Отца, Сына и Святого Духа, или же признают, что Дух единой божественной природы с Отцом и Сыном. 141. Апостол научил нас поклоняться Тому, Кого он назвал Господом и Богом. Богу Вселенной и Господу должны поклоняться все, как сказано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи ( Мф. 4:10 ; Втор. 6:13 ). 142. Или пусть еретики укажут нам, где они вычитали, что и Дух поклоняется. О Сыне Божьем сказано: Да поклонятся Ему все ангелы Его ( Евр. 1:6 ) 102 , но ты нигде не прочтешь: «Да поклонится Ему Дух». Как может поклоняться Сыну Тот, Кто не причислен к «рабам» и «служителям» 103 , но вместе с Отцом и Сыном принимает покорное служение праведников, как написано: Мы служим Духу Божию ( Флп. 3:3 )? Итак, мы должны поклоняться Тому, Кому апостол научил нас служить. Кому мы служим, мы и поклоняемся, согласно Писанию, которое мы непрестанно повторяем: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Μф. 4:10; Втор. 6:13 ). 143. Однако апостол не забыл упомянуть, что следует поклоняться и Святому Духу. Как мы однажды научили, что в пророках был Дух – и это никто не может оспорить, поскольку пророчество даруется Духом 104 , – и когда поклоняются Тому, Кто был в пророках, поклоняются именно Духу. Так ты читаешь: Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдет к вам незнающий или неверующий, то не скажет ли, что вы беснуетесь? Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог ( 1Кор. 14:23–25 ). Итак, Бог, Которому поклоняются, пребывает и говорит в пророках 105 . Но пребывает и говорит 106 Дух. Стало быть, Духу поклоняются.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют». 140 «Ни крещение, ни отпущение грехов, ни знание, ни причастие таинств, священная трапеза, ни принятие тела, ни причастие крови, ничто другое из этого не в состоянии будет нам помочь, если не имеем жизни правой и удивительной, и свободной от всякаго греха». 141 Неотъемлемой частью нравственности является правильное почитание Бога, а нравственное самосовершенствование немыслимо без укрепления в истинной вере. Сравнение Исторически сформировались три взгляда на добрые дела: – православный, изложенный выше, и не совпадающие с ним католический и протестантский. Католическое юридическое воззрение. Заключается в том, что добрые дела заглаживают грехи человека. Вплоть до того, что можно совершить даже больше добрых поступков, чем нужно для спасения. Мнение не имеет оснований в Священном Писании. Оно не учитывает того, что все люди искуплены Страданиями Спасителя: «... Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, ...». 142 «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только наши, но и всего мира» 143 . «... прощены вам грехи ради имени Его». 144 «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» 145 . «Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. ... Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих,»... 146 Из вышеприведенных высказываний совершенно ясно следует, что ни о какой плате за грехи нет и речи – Христос пострадал за грехи всех, каждый же человек должен добиваться, чтобы это прощение греха, содержащееся в потенции, отнеслось бы лично к нему. Католическая точка зрения не учитывает параллельных мест и игнорирует требование достижения святости, подменяя его формальным деланием добрых дел в качестве платы за грехи. Мы имеем дело с глубочайшим искажением основ духовной жизни, ее цели и сути доброделания. Юридическое воззрение фактически развивает низшую стадию доброделания, трансформируя ее в цель.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

И вот он мучился несколько лет, вышел на какого-то канадского журналиста, о нем написали защитную статью, и так далее, и тому подобное. Под конец он не выдерживает и принимает решение: «Если я страдаю за то, что я христианин, наверное, мне надо пойти в Иерусалимский патриархат и покреститься!» И он, уже разочаровавшись в сионизме и в иудаизме, идет в Иерусалимский патриархат и крестится! У него очень интересная фамилия, скорее всего, псевдоним, которым он представляется, когда возит паломнические группы: «Молитвен». И он действительно был вынужден принять христианство . Позже он уверовал во Христа, стал причащаться, у него появился духовный отец… Вот так по-разному складываются судьбы потомков Авраама. Итак, какой же завет Бог решил дать Аврааму, когда ему было девяносто девять лет? Вот он: « Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным » ( Быт. 17:11–13 ). Обрезание становится заветом между Богом и Его народом. Что означает обрезание? Обрезывается та часть человеческой плоти, которая, скажем так, наиболее активно может участвовать в греховных действиях в жизни мужчины. И это обрезание должно являться знаком для мужчины, что семя его есть святое семя. Кстати, в Ветхом Завете семя называется именно «святым семенем» (см.: 1Езд. 9:2 ; 2Езд. 8:67 ; Прем. 10:15 ; Ис. 6:13 ). Святитель Иоанн Златоуст называет грех рукоблудия «бесчинным расточительством священного семени» 141 . То есть отношение к семени должно быть более чем уважительное, потому что Господь наделил мужское семя силой чадородия, чтобы было зачатие детей в выполнение Божьей заповеди: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» ( Быт. 1:28 ). «Аврааму, когда он собирался обрести наследие истинного потомства, повелевается совершить обрезание. Разве не очевидно, что обрезание плоти есть предписание чистоты: чтобы человек сдерживал вожделение плоти и укрощал по невоздержности и распущенности необузданные страсти? Ибо словом обрезание предписывается исторгнуть всякое зловоние нечистоты и избегать приманки вожделения» 142 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Итак, откуда и сами причисленные к тем, о ком было сказано, и ищущие их в точности распознают таковых? По тому, чему Господь учил, сказав так: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками (а это – богодухновенное учение Слова), будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им» 126 , и еще: «Овцы Мои слушаются голоса Моего» 127 , и снова: «От плодов их познаете их» 128 . Каких плодов? Перечисляя множество их, Павел так говорит: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, вера, кротость, воздержание» 129 , а вместе с ними – милосердие, братолюбие, милостыня и следующие за ними; кроме того, слово мудрости 130 , слово знания, дары чудотворений 131 , 132 и многие прочие, которые «все производит один и тот же Дух, разделяя каждому, как хочет» 133 . Стало быть, причастные этим дарованиям – или всем, или отчасти, насколько им полезно – причислены к лику апостолов 134 , и ныне становящиеся таковыми зачисляются туда же 135 . Таковые познаются не только по этим [дарованиям], но и по их образу жизни. Так и ищущие его 136 , и каждый сам себя точнее узнает, сочли ли они непостыдно, словно по уподоблению Господу нашему Иисусу Христу, скорее же – величайшей славой уничижение, смирение; оказали ли – как и Он – не- лицемерное послушание своим отцам и руководителям, а также дающим духовные распоряжения; возлюбили ли от души бесчестия, оскорбления, упреки и порицания, а наносящих им это приняли как подателей великих благ и от души со слезами молились за них; сочли ли они всю славу мира ничем, а все 137 , что в нем, – сором 138 . Да и к чему удлинять речь многословием 139 ? Если кто достигнет равным образом как всей добродетели, о которой читается в Священных Писаниях 140 , так и всяческого делания благ, и признает, что он постепенно преуспел 141 I в каждом из них, поднялся на вершину божественной славы, – тогда и сам о себе 142 узнает, что стал причастником Бога и Его дарований, и будет узнан не только хорошо, но и плохо видящими.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

138. " Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей; но в законе Господа воля Его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет " . 139. В этой заботливости о достойном погребении усопших братий, очевидно, сказывается искреннее желание загладить грехи прежнего образа жизни. 140. Один из обычных способов искушения. " Сатана нередко покушался прельстить меня златом, - говорит святой Антоний, - златом, которое для того и приносил, чтобы или обольстить мои глаза или осквернить мои руки " . Жизнеописание святого Антония/Сост. св. Афанасием. 30, 40. 141. Свидетельство глубокой христианской древности о молебствиях на полях! 142. Основателем манихейства признается Манес, родом вавилонянин, живший в III веке. Его заблуждения произошли от смешения древней персидской религии Зороастра с христианскими понятиями. Основные положения манихейства: 1) признание двух вечных царств света и тьмы; 2) борьба между ними; 3) происхождение мира из смешения света и тьмы; 4) необходимость освобождения частиц света из области тьмы; 5) это совершается при помощи Христа и Святого Духа; 6) признание в человеке двух душ: доброй и злой, и т.п. 143. Знамения, подобные описанному, нередко встречались в истории Церкви Божией. См., например, 36 гл. " Луга Духовного " в новом переводе. Подобное же знамение произошло в Киеве при обращении русских в христианство. " История христианства в России до равноапостольного князя Владимира " . Преосв. Макария. 265. Спб., 1846. Припомним также обращение зырян святым Стефаном Пермским. См. также в издании Миня Patrolog. cursus compl., XXI. Series latina, p. 426, прим. 3. 144. Память преподобного Ануфа или Анувия - 5 июня. Он удостоился дивных видений. В состоянии духовного восторга все существо подвижника преображалось, как бы отрешаясь от уз плоти - от всего земного, и входило как бы в соприкосновение с высшим духовным миром. В таком состоянии у некоторых подвижников замечалось просияние лица, как бы луч солнечный озарял его. В видениях ему открывались тайны мира духовного. См. прим. к гл. 51 " Луга Духовного " в новом переводе. О каком гонении говорит подвижник Ануф, решить трудно; вероятно, о гонении Юлиана Отступника.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/956/...

– Конечно, святый Господень. – Прошу христиан, чтобы они простили вас. Это бу­дет моим подарком для вас. Хотите, чтобы я попросил их вас простить? Или у вас нет грехов? А завтра по­дарю каждому из вас по книге. Не в качестве платы, а как благословение 139 . – На твоё усмотрение. – Прошу вас, христиане, помолитесь трижды о честных отцах, которые будут совершать Таинство Соборования: Бог да простит и помилует их. Если хо­тите, вы и сами попросите прощения. Честной настоятель, приготовь сегодня, пожалуй­ста, двадцать чашек и две оки 140 масла. Кисточки возь­ми у юноши, который помогает мне. И если хочешь, отче, пройдись по домам православных и собери с де­сяток мер масла. Для Соборования используй одну, а остальные отдай священнику и его матушке. Разве не хорошо так сделать? Сделаешь? – Сделаю, святый Господень. – Смотри у меня, если так не сделаешь, завтра объявлю тебя лжецом и пристыжу тебя. Поднимитесь ко мне и десять человек из местных жителей. Слушайте, что надо делать. Пусть пятеро из вас найдут пятнадцать мешков, а женщины принесут хлеб и пшеницу. А другие пятеро пусть порежут хлеб и положат его в мешки вместе с пшеницей. Поступите так? – Да, честной отче. – Вы впятером, приготовьте к завтрашнему дню пять котлов с водой, чтобы мы попросили завтра Христа благословить воду и раздали её христианам для освящения. Сделаете? – Сделаем, святый Господень. – Хорошо, дети мои, садитесь. Давайте закончим поучение. Будьте внимательны, чтобы не гордиться 141 … Слово четвертое Вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное семя упало при дороге, и налетели птицы, и покле­вали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что зем­ля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло и, так как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние, и заглушило его. Иное упало на доб­рую землю и принесло плод: одно во сто крат, а дру­гое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши, да слышит 142 ! Так пишет в Святом Евангелии славный и святой апостол евангелист Матфей.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Таким образом, если бесы узнали о невидимом Царствии Божием, помазанном Святым Духом, то разве не намного более они были способны узнать о царствовании Давида, которое было открыто благодаря осязаемому помазанию и видимому излиянию масла? Но разве губитель не знает о случившемся с Давидом и на основании Священного Писания , коль скоро он и облеченному в тело Господу дерзко сказал: Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, да не преткнешься о камень ногою Твоею» 141 ? Итак, если он формирует свою речь из Священных Писаний, то, стало быть, имеет знание того, о чем написано, хотя и научен дурным образом. Если же он знал эти слова, то, следовательно, не пребывал в неведении и относительно царствования Давида, о котором начертано в священных книгах. Так что, произнося то, что уже было написано, бес не произнес никакого пророчества. 24 . Однако велеречивый Ориген , не находя, что сказать, прибавляет к уже рассмотренным нами словам следующее утверждение: Я, говорит, не могу допустить в бесе столь великую силу, чтобы он пророчествовал о Сауле и о народе Божием, и чтобы он пророчествовал о царствовании Давида, что ему надлежит царствовать 142 . Если кто-нибудь мог бы сказать, «о, безрассуднейший из людей, ты не допускаешь, чтобы он пророчествовал, но позволяешь ему выводить из ада пророков и моментально вызывать ангельские лики, то что из этого более и превосходнее и принадлежит божественнейшей власти? Кто же мыслит столь слабым и жалким образом?» Но я бы особенно подчеркнул в ответ, что бес не произнес никакого пророчества, как мы и прежде уже показали. Даже если ему и случалось высказывать нечто, достойное называться пророчеством, то все равно нет никакой надобности принимать, будто бес вывел из ада духи и души. Ведь и Кайафа на совете против Христа произнес пророчество, когда сказал: лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, как пояснил премудрейший Иоанн, но, будучи на тот год первосвященником, произнес пророчество 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Antio...

Определяя, в чем заключается главенство мужа над женою, апостол говорит: «мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». Но Христос сделался главою церкви только после того, как прошел тяжелый путь самоотречения и самоотвержения даже до крестной смерти 139 . Поэтому и главенство мужа должно заключаться в полном самоотвержения служении благу жены, до готовности пожертвовать для нее жизнью. Муж должен окружить жену всяческими заботами об ее внешнем житейском благополучии, должен стремиться к тому, чтобы сколько можно больше взять на себя, как более сильного, житейской тяготы, выпадающей на долю семьи, быть другом, защитником и охранителем жены. В то же время муж должен быть кротким, любящим и заботливым руководителем ее на всех путях жизни отнюдь не прибегая к какому-либо насилью и угрозам. Равным образом и повиновение жены должно быть подобным повиновению церкви Христу. А церковь повинуется Христу не из какого-либо рабского страха или внешней необходимости. Ее повиновение свободное и основывается на глубочайшем чувстве любви к Христу, как своему Спасителю и Искупителю. Отсюда и повиновение жены должно быть также свободным и основываться на радостном сознании жизненной опоры в муже и на чувстве любви и признательности ему за труд и попечение о ней 140 . Многих смущает выражение ап. Павла «а жена да боится (να 141 ) своего мужа 142 . Но это выражение указывает не на рабский страх благоговения. Глагол этот часто употребляется в значении благоговения пред Богом. Так, например: «Корнилий сотник, муж благоговейный и боящийся Бога» ( Деян.10:2–22 ); «Судья Бога не боялся» ( Лк.18:2–4 ), «Милость Его к боящимся Его» ( Лк.1:50 ), «Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святый» ( Мр.6:20 ); «во всяком народе боящийся Его (Бога) приятен Ему» ( Деян.10:35 ). «Бога бойтесь царя чтите» ( 1Пет.2:17 ), «убойтесь Бога и воздадите Ему славу» ( Апок.14:7 ); «хвалите Бога нашего все рабы Его и боящиеся Его» ( Апок.19:5 ), «рабы повинуйтесь в простоте сердца боясь Бога» ( Кол.3:22 ; а также Апок.15:4, 11:18 ; Деян.13:16–26 ; Втор.4:10, 5:29, 6:2, 13, 24, 13:4, 14, 22 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010