Глава первая. Победа святоотеческого человека над грехом 1. Смерть греха в Крещении Каждый человек, погружаясь в священную купель таинства крещения, становится причастником смерти Христовой. Он крещается в смерть Христову, как об этом пишет христианам Рима апостол Павел в своем знаменитом послании: все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни… зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху 136 . В таинстве Крещения, в трехкратном погружении в святую воду купели, наше ветхое грешное Я сораспинается со Христом и унаследованный от Адама грех умирает. Это значит, что грех умерщвляется, а крещеный верный избавляется от рабства греху. Получается, что этот верный больше не может грешить. Апостол Павел высказывается ясно и радикально: нам не быть уже рабами греху. Таким образом, мы не можем уже быть в рабстве у греха, поскольку тело греха 137 внутри нас мертво. Поэтому апостол Павел высказывает римлянам свое недоумение: мы умерли для греха, как же нам жить в нем? 138 Этот тезис апостола Павла был, конечно, принят отцами Церкви 139 . Однако христианам, особенно подвижникам пустыни, приходилось многократно убеждаться, что грех , умерщвленный в Крещении, продолжает угрожать верующему, а часто и торжествует над ним, как будто все еще имеющий над ним власть. Ведь таинство Крещения не избавляет от склонности ко греху. Наверное, по этой причине и апостол Петр счет нужным особо подчеркнуть: трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить 140 . И апостол Павел советует римлянам: итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его 141 . И колоссянам он пишет: если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, учите? 142 Следовательно, если христианин принимает решение очиститься от тлетворных воздействий греха, то сила греха должна быть окончательно умерщвлена. Унаследованная склонность ко греху и произволение христианина – вот два фактора, которые определяют его отношения с умерщвленным грехом. В действие этих двух факторов вмешивается вдобавок и враг рода человеческого. Это может способствовать оживанию греха вплоть до того, что он снова воцаряется в человеческой душе. Это обстоятельство побуждает христианина – в условиях постоянной угрозы со стороны греха захватить власть над его духом, душой и телом – строить свою жизнь, беря пример со святых отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Таким образом, хотя нам и нельзя искоренить из плоти врожденную в ней похоть, но посредством трезвения, как я сказал, есть возможность препятствовать ее дерзким нападкам на ум, особенно когда Единородное Слово Божие стало человеком и не позволяет более быть безудержным свирепому закону греха в наших членах. И этому ясно учит превосходнейший Павел, который пишет: «Ибо по невозможности закона, бессильного по вине плоти, Бог, послав Сына Своего в подобии плоти греховной и по причине греха, осудил грех во плоти 139 , чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» 140 . Таким образом, мы будем преодолевать врожденные движения не до конца и не всецело, ибо это оставлено для той всеблаженной жизни, которая, как мы ожидаем, наступит в будущем веке. Но мы способны покорять и поражать движения плоти, поскольку Бог содействует нам и подает силу свыше. И хотя похоть крепнет в тех, кто предается нерадению, и словно властвует над их сердцем, но она бессильна, с легкостью укрощается и изгоняется из ума теми, кто имеет божественный страх. Ибо написано, что страх Господень чист 141 , то есть он приводит к чистоте. 13). Против тех, которые спрашивают, не было ли возможным Христу согрешить, раз он понес подобие Адама по плоти Разъяснение Совершенно неразумны и те, которые предположили, не знаю как, будто Сам Христос способен был погрешать, раз Он по домостроительству оказался в свойственном нам виде, принял образ раба 142 и обращался между живущими на земле 143 людьми. Действительно, если Он отступил от того, чем Он был, если перешел от того, чтобы быть Богом, к тому, чтобы быть только подобным нам, пусть они ищут в Нем обвинения в человеческой немощи. Если же Он для того понес человеческую природу, чтобы как она была обессилена в Адаме, так в Себе явить ее крепчайшей и превозмогающей грех , то зачем они тщетно стараются найти то, чего не могут? Как же они забыли, что Он говорит: «Идет князь мира сего, и он не найдёт 144 во Мне ничего»? 145 . Ведь хотя всякую плоть обвиняет изобретатель греха, но во Христе были бесполезными его неразумные и пустые хлопоты, ибо он совсем ничего не нашел в Нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Братья и сестры, обратим наше внимание на то, что гора Сион является символом непоколебимости именно потому, что посвящена Богу. Истинно упование должно основываться на истинном служении Богу. Если мы хотим, чтобы завтрашний день заботился о нас, обеспечивая всем необходимым, то мы должны искать прежде Царствия Божия ( Мф. 6:31–34 ). Такое условие поставил Господь. Если мы будем все свое время употреблять на занятия Божественным, не тратя времени на заботы о житейском, то Господь не замедлит показать на нас Свою попечительность согласно Собственному обетованию. При таком устроении душевном, по словам св. Исаака Сирина , «мир, как раб какой, приготовит нам все, без сомнения будет подчиняться нам, как владыкам, не воспротивится словам нашим и воле нашей». 138 Неудивительно, что Бог проявлял особое попечение о Давиде, ибо Давид как никто другой старался исполнять Его волю и помнить о Нем во все дни жизни своей. Человек такого устроения имеет полное основание не предаваться заботам о необходимой потребности тела, говоря: «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит» ( Пс. 22:1 ). Человек же пекущийся не об угождении Богу, а исключительно об угождении своей плоти не имеет права возлагать своего упования на Бога в затруднениях, явившихся следствием его же беззаконных действий. Именно таковых бесстыдно уповающих и имел в виду Господь когда говорил, что они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего ( Ис. 58:2 ). Но ведь надежду на Бога должен предварять труд для Бога, а иначе это выглядит как дерзость. 139 Признаком же того, что человек не имеет истинного упования на Бога, является его постоянная неуверенность в завтрашнем дне. Душа такого «исполняется укоризны в устах и в сердце на всякого человека, и на всякую вещь, и на все, с чем ни встречаешься помыслами и чувствами, и на Самого Всевышнего», 140 предается малодушию и постоянно боится вреда телесного, возбуждаясь таким страхом, что пугается даже тени своей, и «во время достатка и обилия томится голодом, и при окружающей его тишине исполняется бури». 141 Истинное упование на Бога, в отличии от ложного, «всегда сопровождается оставлением упования на себя», 142 и «когда Бог усмотрит в тебе сию волю, что со всею чистотою мыслей доверился ты Самому Богу более, нежели себе самому, и понудил себя уповать на Бога более, нежели на душу свою, тогда вселится в тебе оная неведомая сила, и ощутительно почувствуешь, что с тобою несомненно сила, та сила, которую ощутив в себе, многие идут в огонь и не боятся, и, ходя по водам, не колеблются в помысле своем опасением потонуть». 143

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

13 . Тринадцатая степень – не презирать врагов 141 . 14 . Четырнадцатая степень – не иметь в душе никакого отвращения или неприязни к ним 142 . 15 . Пятнадцатая степень – не испытывать вовсе огорчения из-за них или от воспоминания о них 143 и не печалиться 144 вовсе о том, что они нам сделали. 16 . Шестнадцатая степень – не судить вовсе 145 , а более обращать внимание на собственные прегрешения. Соответствует заповеди Христовой: Не судите, да не судимы будете... И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? ( Мф. 7:1–3 ) 17 . Семнадцатая степень – искренне прощать врагов 146 . Только тогда мы становимся достойными молить Бога о том, чтобы нам самим получить прощение за наши собственные прегрешения, как научил нас Господь в молитве: ...и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим... ( Мф. 6:12 ), и, значит, мы принимаем слова Христа: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный ( Мф. 6:14 ). Прощение в своем высшем выражении не оставляет в памяти то, что нам пришлось претерпеть. Как отмечает преподобный Симеон Новый Богослов , любовь к врагам – это «когда кто-либо забывает обо всем и, независимо от того, присутствуют ли его обидчики или нет, не помнит ничего из случившегося. ..» 147 Семнадцать рассмотренных нами степеней тем не менее еще не любовь в подлинном смысле слова, хотя все они – ее необходимые условия и обязательные подготовительные этапы, минуя которые любви не достичь. Любовь – не просто отсутствие враждебности, она гораздо выше 148 . Святой Максим Исповедник пишет: «Не всякий – незавидующий, негневающайся, непамятозлобствующий на оскорбившего, имеет уже и любовь к нему: ибо он может и не любя не воздавать злом за зло, по заповеди» 149 : «.. .не ненавидящий не есть уже любящий. Но он может быть в средине в отношении к нему, то есть ни любить, ни ненавидеть» 150 . Только последующие степени приводят нас к подлинной любви. 18 . Восемнадцатая степень – это понуждение себя примириться с нашими врагами 151 по слову Христа: прежде примирись с братом твоим ( Мф. 5:24 ); мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним ( Мф. 5:25 ). Такое расположение души свидетельствует о стремлении к единению, которое есть основание любви – в противоположность склонности к разделению и отделению.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Не извращай дела бедного на суде его, удаляйся от всякого слова неправедного, не убивай невинного и правого, не оправдывай нечестивого и не принимай даров, ибо дары ослепляют глаза видящих и извращают слова справедливые». 139 Служителем сего божественного закона был Моисей, слуга Божий, для всего мира, преимущественно же для евреев, называемых также иудеями, которых древле держал в рабстве египетский царь, тогда как они были праведным семенем людей благочестивых и святых: Авраама, Исаака и Иакова, но Бог вспомянул их и сделав через Моисея поразительные чудеса и знамения, освободил и вывел их из Египта; провел через пустыню и возвратил из в Ханаанскую землю, которая после названа Иудеею, и им-то Он дал закон и научил сему. Таковы приведенные выше десять глав великого и удивительного закона, ведущего ко всякой правде. 10 . Так как евреи, родом из земли халдейской, были пришельцами в земле египеской (во время бывшего там голода открылась нужда переселиться им в Египет, где продавался хлеб, и там прожили они долгое время, что случилось с ними по предсказанию Божию), так как, говорю, они пришельствовали в Египте четыреста тридцать лет, то выводя их через Моисея в пустыню, Бог научил их через закон, говоря: «пришельца не притесняйте, потому что вы знаете душу пришельца, ибо сами были пришельцами в земле египетской». 140 11 . Поскольку народ этот преступил закон, от Бога данный, то Бог, благий и милосердный, не желая погубить их, не только дал закон, но после того посылал еще к ним пророков из братьев их, вразумлять их и напоминать им заповеди закона и обращать их к покаянию, чтобы впредь не грешили. Эти пророки предсказывали, что если будут упорствовать в злых делах, то будут преданы в рабство всем царствам земным, что ясно и исполнилось над ними. О покаянии пророк Исайя говорит вообще ко всем, особенно же к народу: «ищите Господа и нашед призывайте Его; когда же Он приблизится к вам, то пусть оставит нечестивый пути свои и муж беззаконный желания свои и обратится ко Господу Богу своему и будет помилован, потому что Он много простит грехов ваших». 141 И другой пророк Иезекииль говорит: «если беззаконный отвратится от всех беззаконий, которые он сделал и будет соблюдать заповеди Мои и делать праведное, то будет жить и не умрет; все неправды, которые он сделал, не вспомянутся, но он будет жить правдою, которую делал: ибо не хочу смерти беззаконного, говорит Господь, но чтобы обратился он от путей нечестия и был жив». 142 И опять Исайя: «обратитесь вы, которые замышляете глубокий и беззаконный совет, чтобы вам спастись». 143 И другой пророк Иеремия: «обратитесь к Господу, Богу вашему, как собирающий виноград к корзине своей, и будете помилованы». 144 Много, или лучше – бесчиленно много, – сказано в священном Писании о покаянии, потому что Бог всегда желает отвратить род человеческий от всех грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

140 . Без сомнения, действия Отца – это и действия Духа, однако Он совершает их, повинуясь не внешнему приказу, как слышит и повинуется творение, но по собственной воле, ибо Дух свободен в Своем выборе, а не раб чужой власти. Он действует не как следующий приказу, а как даритель, устанавливающий степень собственной щедрости. 141 . Посмотрю, согласишься ли ты, что Дух совершает все, что совершает Отец, ведь отрицать, что Отец совершает все совершаемое Духом, ты уже не можешь: тогда Отец не совершал бы в собственном смысле «все», если бы не совершал того, что совершает Дух. Если совершаемое Духом совершает и Отец и если Дух разделяет Свои дары по собственному желанию, ты, если не согласен, должен признать, что Дух, разделяя по собственному желанию, разделяет против воли Бога Отца, или же, признав, что Отец желает именно то, чего желает Святой Дух, должен будешь согласиться, пусть и против воли, пусть не сердцем, но хотя бы языком, что существует единство воли и единство божественного действия. 142 . Если у Святого Духа одна воля и одно действие с Богом Отцом, то Они единой природы, ибо Творец познается в Своих творениях 91 . Апостол говорит: Дух один и тот же... Господь один и тот же... Бог один и тот же ( 1Кор. 12:4, 5, 6 ). Говоришь ли ты «Дух», или «Господь», или «Бог», все суть одно, но не в смысле отождествления Отца с Сыном и с Духом, а в смысле что у Отца, Сына и Духа одна и та же власть. Бог един по Своей природе и по Своей силе, потому что в божественной природе нет ни смешения, как того жаждет Савеллий, ни разделения, вожделенного Арием, ни телесной изменчивости тварного. 13 143 . Послушай, святой император, еще одну важную вещь! Она тебе уже известна, но настолько важна в завершении нашего доказательства, что не оставь ее без внимания. Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках ( Евр. 1:1 ), и: Премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и апостолов ( Лк. 11:49 ), и: Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество ( 1Кор. 12:8–10 ). Согласно апостолу, пророчества совершаются не только Отцом и Сыном, но и Святым Духом, а потому един дар и едина благодать. Ты видишь, что Дух творит пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Долго он шёл за Христом, не решаясь подойти к Нему. Ночь тёмная, улицы пустые, жутко было. Христос в белой одежде своей не был похож на человека здешнего мира; потом, эти странные рассказы про чудеса. Наконец он решился и робко окликнул Христа: Учитель благий! Христос остановился и повернулся к нему. Лицо Христа было бледное, измученное, крупные капли слёз дрожали в Его глазах. Что сделать мне доброго, – нерешительно проговорил юноша, – чтобы иметь жизнь вечную? «Что ты называешь Меня благим 139 ? – ласково сказал Христос. – Никто не благ, как только один Бог . Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Какие? «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя». Всё это сохранил я от юности моей, – горячо ответил юноша. – Чего ещё недостаёт мне? Христос пристально посмотрел ему в глаза. Коле показалось, что вся душа его осветилась от этого взгляда. Лицо Христа стало строгим, и Он сказал: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». Тень печали прошла по лицу юноши. У него было столько планов! Он хотел по окончании ученья поехать за границу, объездить весь свет, всё увидать, всему научиться; а вернувшись, посвятить себя общественной деятельности. Коля безмолвно стоял, поникнув головой. Христос сделал движение продолжать свой путь дальше. Послушай, – остановил Его Коля, – неужели иначе нельзя 140 ? Неужели это необходимо? «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие», – отвечал Христос. Почему же о. Иоанн учит в церкви 141 , что это от Бога, что так и должно быть, чтобы одни были богатые, а другие бедные? Одним для спасенья души нужна нищета, другим, напротив, богатство, чтобы они могли творить дела милосердия. Разве ты не знаешь, что, когда ближний просит рубашку, нужно отдать ему и верхнюю одежду? Знаю. Разве ты не знаешь 142 , что нужно любить ближнего, как самого себя?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Созвучие языка и тематического ряда, применяемого для описания отношений человека с Богом и человека со Христом у Павла – это не разовый факт. Подобное можно обнаружить чуть ли не в каждой главе каждого послания Павла, входящего в канон! Пожалуй, приводить весь материал из всего Павлова корпуса было бы несколько слишком (это сделало бы настоящую статью неприлично громоздкой, тем более, что я уже проделал эту работу в другом месте 140 ), однако стоит рассмотреть 1Фес., особенно в свете того, что сам Эрман считает этот текст самым ранним сохранившимся христианским сочинением 141 . Отношения между Христом и христианами описываются в этом послании несколькими способами: Христиане «уповают на Господа Иисуса Христа» ( 1Фес. 1:3 ), ожидают «Сына Божьего с Небес» (1:10). Они – «слава в пришествие Господа Иисуса Христа, когда Он придет» (2:19). Павел и его спутники действительно живут, поскольку фессалоникийские христиане «твердо стоят во Господе» (3:8). Далее следует молитва Павла 142 : " Сам же Бог и Отец наш, и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам. А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам, чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь» (3:11–13). Итак, как видно, Павел явно верил, что он может помолиться Иисусу, путешествуя по Средиземноморью, и не только ожидал, что Иисус его услышит, но и был уверен, что Иисус может изменить (вероятно, через Духа) состояние сердец фессалоникийских христиан. В 4:17 и 5:10 описание выполнено в крайне возвышенных тонах. Сама цель спасения состоит в том, чтобы «жить со Христом» (5:10). Поэтому, хотя воскресший Господь в каком-то смысле «отсутствует» 143 , в то же время Он активно присутствует и отвечает на молитвы Павла. Поэтому Павел оканчивает послание так: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет с вами» (5:28). Обратите внимание на изображение Христа: Он «милостивый» и Он «мститель». Перечислять все параллельные места из Писания, где аналогичным образом описан YHWH было бы неудобно: их слишком много; всякий, кто хоть раз открывал Библию , может понять, что именно так иудеи и описывали своего Единого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-bog...

Нередко мусульманин понимает суть монотеистичной концепции Троицы, но это никак не влияет на его восприятие Триединства как трибожия. Причинами, как правило, являются убеждения в том, что: – Троица не упоминается в Библии. – «Иса – пророк и не может быть Богом». – «Христа сделали Богом лишь в 325г.» Постараемся ответить на эти утверждения, которые, как правило, насаждаются мусульманской апологетической пропагандой. Слова «Троица» нет в Библии Это – один из самых распространенных доводов, которым мусульманские апологеты «доказывают лживость» догмата о Троице. Однако это утверждение легко опровергается простейшим анализом. Для того чтобы описать существующий предмет или явление, мы пользуемся теми или иными словами. Скажем, печатное издание объемом больше 50 страниц можно назвать «книгой». А можно – «писанием», «кодексом», «стопкой распечатанных бумаг, склеенных под единой обложкой»… Все определения будут верны, т.к. отражают суть явления посредством семиотики языка, что и важно сделать, даже при отсутствии четкого свидетельства этого явления о самом себе. Отметим, что слово «салят» («намаз») хоть и приводится в Коране, способ его совершения не упоминается во всем тексте этой Книги. В таком случае, имеем ли мы право утверждать, что мусульмане молятся неправильно, поскольку способ совершения салята указан лишь в Сунне? Отнюдь. Примерно тот же принцип действует и в случае со словом «Троица». Оно обозначает лишь то, что уже было упомянуто на страницах Библии. Евангелие от Матфея приводит слова Христа: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» 137 . В священной истории Нового Завета особое место занимает событие Крещения Христа: «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» 138 . Тот же голос с небес слышен и в момент Преображения на Фаворе 139 . В своем послании апостол благословляет христиан словами: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами» 140 . Другой же апостол учит: «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни» 141 . То есть, во Имя Трех – а по факту одного – благословляли и поучали первые христиане – апостолы, которые более всех были приближены ко Христу 142 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Итак, с чистотою их, братие, будем сообразовать свою жизнь. « Молод я и уничижен, (но) оправданий Твоих не забыл » (ст. 141). Мал был Давид и самый меньший из сыновей отца своего; но за любовь, которую он питал к Богу, он был избран и получил царское достоинство и пророческую благодать. Конечно, ведь, умеет Бог вознаграждать любящих Его и в нынешнем веке; а еще более в будущем. И вот, когда Бог повелел великому Самуилу поставить в цари одного из сыновей Иессея, то других сыновей, украшенных и силой, и ростом, и телесной красотой, пророк всех признал недостойными, но спрашивал Иессея: нет ли еще детей у него? Когда же тот отвечал, что есть еще отрок, который пасет овец и совершенно непригоден для царства, тогда пророк приказал привести его, и как только пришел, тотчас помазал его. Об этом–то избрании вспомнил здесь пророк и говорит: меня — юного и, по мнению моих близких, слабого — Ты удостоил такой благодати, и сделал пророком и вместе царем. Ради этого я со всем усердием стремлюсь соблюдать Твои оправдания. « Правда Твоя — правда во век, и закон Твой — истина » (ст. 142). Тот, кто повинуется человеческим законам, даже и в настоящей жизни не дождется такой чести, а исполняющий заповеди Божии имеет наградой за труды жизнь вечную. И притом законы человеческие не все содержат в себе правду, закон же Божий блистает истиною. Поэтому справедливо сказал пророк: « правда Твоя — правда во век, и закон Твой — истина ». Итак, правда Божия и закон — истина на век. Поэтому и иудеям говорил блаженный Павел: « не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, не покорились праведности Божией » (Рим. 10:3). « Скорби и нужды постигли меня, заповеди Твои — утешение мое » (ст. 143). Явление — неизбежное для делателей добродетели. Это напоминает сказанное Павлом: « кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание » (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010