Апостолы получили от Господа особую власть, которая проявлялась в двух аспектах – во власти пастырской и в чудотворениях. Пастырская власть была вручена апостолам для управления Церковью. «Когда ап. Петр был восстановлен Господом в своем апостольском достоинстве, Господь обращается к нему со словами: “паси агнцев Моих, ...паси овец Моих” ( Ин.21:15–17 ). Слово “паси” означает служение управления, апостол должен управлять верующими, подобно тому, как пастырь управляет стадом» 140 . В пастырской власти апостолы уподобляются Христу, Который является Пастыреначальником ( 1Пет.5:4 ). В притче о добром Пастыре Спаситель Сам указал на Себя как на образец пастыря ( Ин.10:11 ). Исключительное право пастырской власти «вязать и решить» сначала было дано ап. Петру: «и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:19 ), а потом и остальным ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ). Апостолы имели власть и силу совершать священнодействия. Священное Писание сообщает о том, что апостолы по повелению Спасителя совершали Таинства Крещения ( Мф.28:19 ; Ин.4:2 , 1Кор.1:14,16 ) и Евхаристии ( Деян.2:42, 20:11 ), рукополагали своих преемников ( Деян. 14:23 , 2Тим.1:6 ) 141 . Апостолы принимали решения, обязательные для членов Церкви: «...угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого» ( Деян.15:28 ), могли судить и наказывать виновных: «Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению» ( 2Кор.13:10 ). Но, несмотря на все эти высокие полномочия пастырской власти, в свв. апостолах не было отчуждения от рядовых членов Церкви, они ощущали себя «отцами Церквам, которые они “родили во Христе” ( 1Кор.4:15 )» 142 . По толкованию свт. Иоанна Златоуста , этими словами ап. Павел хотел выразить «переизбыток любви», которую питал Апостол к своей пастве 143 . И св. ап. Иоанн Богослов в посланиях нередко называет пасомых детьми ( 1Ин.2:18, 3:7 и др.) или «дети мои» ( 1Ин.2:1, 3:18,3 , Ин.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как и в беседе после праздника Кущей, следование в десятой главе означает получение спасения. Но если в восьмой главе люди, покинув тьму, должны пойти за светом (8:12), то в притче о Добром Пастыре пастух выводит своих овец на пастбище, и они следуют за ним. Духовная реальность обоих образов одинакова: Иисус тот, Кто даёт жизнь. 139 Ср. 16:25, 29: «Это Я в притчах сказал вам: наступает час, когда я уже не в притчах буду говорить вам, но открыто об Отце возвещу вам... Говорят ученики Ero: Вот теперь Ты открыто говоришь, и притчи Никакой не говоришь». 141 Ср.: 6:56 – 57: «Ядущий Мою плоть, и пиющий Мою кровь во Мне пребывает, и Я в нём. Как послал меня Живой Отец, и я живу Отцом, – и ядущий Меня, он тоже будет жить Мною». 142 В 170 г. до Р. Х. сирийский царь Антиох Енгидан завоевал Иерусалим. Были введены жесточайшие законы против иудаизма. Обладание экземпляром Писания и обрезание младенцев каралось смертью. Дворы храма были осквернены, внутренние комнаты превращены в дома терпимости. Антиох превратил алтарь для всесожжений в жертвенник Зевсу. И тогда Иуда Маккавей со своими братьями возглавил освободительную борьбу. В 165 г. храм был убран и очищен, алтарь заново построен, одежды священников и утварь заменены. В воспоминание очищения храма Иудой Маккавеем был установлен праздник Обновления (1 Мак). 143 «Твой были они, и Мне Ты их дал» (17:6), – скажет Иисус в Первосвященнической молитве, а до этого в Прошальной беседе с учениками: «Всё, что имеет Отец, Моё» (16:15). 144 В 81–м псалме Бог обращается к судьям Израиля, которые не справлялись со своими обязанностями: «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд: Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость, избавляйте бедного и нищего; исторгайте (его) из руки нечестивых. Я сказал: вы – боги. И сыны Всевышнего – все вы; Восстань, Боже, суди землю». В еврейских Писаниях правители называются богами. Если люди, совершающие зло, когда «судят несправедливо», могут называться богами, то насколько более Иисус, творящий Добрые дела, является Богом. И если «все вы» – «сыны Всевышнего», то насколько же более титул «Сын Божий» применим к Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

«Или вы не знаете, что неправедные царствия Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни прелюбодеи, ни воры, ни сребролюбцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – царствия Божия не наследуют» 137 . «Всякий, ненавидящий брата своего, человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет в себе жизни вечной» 138 . «Если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец небесный не простит вам согрешений ваших» 139 . «Без святости никто не увидит Господа» 140 . «Если ваша праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в царство небесное» 141 . «Проклят всяк, кто постоянно не исполняет всего, что написано в книге закона (в Священном писании)» 142 . Ясно ли мой друг? О, до того ясно, что никакими мудрованиями, никакими хитросплетениями ума не затемнишь смысла этих слов. Они точны и непреложны, как верен и непреложен сам Господь Бог, наш будущий Судия. И небо, и земля прейдут, а ни одна йота и ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Что мы сейчас прочитали, то же самое изречется над нами на конечном суде. О Духе Святом Член восьмой. «(Верую) и в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема, и славима, глаголавшаго пророки». Это значит: я верю также, что Дух Святый есть Господь животворящий, что он от Отца исходит, и что Ему мы должны покланяться и чтить Его наравне с Отцом и Сыном; Он говорил через пророков. Верю, что Дух Святый есть Господь животворящий. Животворное действие Его всегда, с самого начала мира, оказывалось над людьми. Он вызывал на дело служения Господу и воодушевлял пророков, освящал сердца древних благочестивых мужей; но особенно ясно чудные действия Св. Духа открылись на апостолах в пятидесятый день от воскресения Иисуса Христа. Когда Он сошел на них, тогда их ум сделался светл, сердце воспламенилось, и они, доселе так слабые, так робкие, почувствовали и сознали в себе такое неодолимое мужество, что тут же начали возвещать имя Христово, с полной готовностью идти, ради царства Иисусова, на все муки и казни, на самую страшную смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

«Блаженны те, коих путь чист, которые ходят в законе Господнем. Блаженны те, кои хранят откровения Его, всем сердцем ищут Его» (ст. 1–2). «Чем юноша очистит путь свой? Сохранением слова Твоего» (ст. 9). «Яви милость рабу Твоему, чтобы я сохранил слово Твое» (ст. 17). «Странник я на земле, не скрой от меня заповедей Твоих. Истомилась душа моя непрестанным желанием познать суды Твои» (ст. 19–20). «Ты грозен для проклятых горделивцев, уклоняющихся от заповедей Твоих» (ст. 21). «Путь лжи отстрани от меня и закон Твой даруй мне (ст. 29). «Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, чтобы я держался его до конца (ст. 33). «Не отнимай никогда от уст моих слова истины, ибо я ожидаю судов Твоих. И буду хранить закон Твой всегда, вечно и непрестанно» (ст. 43–44). «Сети нечестивых окружили меня, но я не забываю закона Твоего. В полночь восстаю славословить Тебя за праведные суды Твои» (ст. 61–62). «Закон уст Твоих для меня лучше, нежели тысячи золота и серебра» (ст. 72). Здесь оканчивается первое отделение (слава). Второе начинается следующим стихом: «Руки Твои сотворили и устроили меня. Вразуми меня и научусь заповедям Твоим» (ст. 73). «Сколько будет дней раба Твоего? Когда произведешь суд над гонителями моими? Гордые изрыли мне яму, вопреки закону Твоему» (ст. 84–85). «Я видел предел всего сотворенного, но Твоя заповедь весьма обширна. Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю об нем» (ст. 96–97). «Слово Твое светильник ноге моей и свет стезе моей. Я клялся хранить определения правды, и исполню» (ст. 105–106). «Время, Господи, действовать, закон Твой нарушили» (ст. 126). «Дивны откровения Твои, посему хранить их душа моя. Открытие слов Твоих просвещает и вразумляет простых. Отверзаю уста мои, ища прохлады, ибо заповедей Твоих жажду» (ст. 129–131). Здесь оканчивается второе отделение псалма (вторая слава). Третье начинается: «Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое» (ст. 132). «Мал я и презрен, но повелений Твоих не забываю. Правда Твоя, правда вечная и закон Твой истина» (ст. 141–142).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Еще такие по-детски рассуждающие мужи похожи на ребенка, имеющего лодку и плавающего на ней вдоль берега и при этом хвалящегося подобно плававшим по опасным морям. Сказав это, я думаю, что серьёзно затронул ваше самомнение. 137. Монаху Дамиану Да не ослабят твоего усердия враги, поражающие различными искушениями твою душу. Из многих неописуемых скорбей тебе сплетается венец, и по словам апостола – в немощи свершается сила Христова 130 и в тяжелых обстоятельствах процветает благодать Святого Духа. Как сказано: Во тьме восходит свет правым ( Пс. 111:4 ), если они до конца сохранили твердое дерзновение и упование. 138. Монаху Нилу К раскалённому в огне железу нельзя прикоснуться, так же чистая усиленная молитва, воспламеняя и укрепляя ум монаха, делает его недоступным для невидимых врагов. Поэтому негодные демоны всеми способами стараются пробудить в подвизающемся леность к постоянному и терпеливому пребыванию в молитве, зная, что она отражает супротивную силу, защищая и укрепляя подвижника. 139. Пресвитеру Ксенофонту Не берись из честолюбия оглашать 131 и руководить другими, прежде чем не усовершенствуешь самого себя в добродетели. Сначала посвяти себя доброму подвижничеству, и лишь сделавшись совершенным, вступив, по Божественному закону, в землю обетования и приняв наследие отцов, с дерзновением образуй и учи других. Тогда станешь насадителем духовных деревьев по написанному в книге Левит: Когда придете в землю, [которую Господь Бог даст вам,] и посадите какое-либо плодовое дерево ( Лев. 19:23 ). Я дал тебе этот совет, чтобы от кого иного не услышать тебе: врач, исцели прежде себя от тяжких болезней своих, и потом прилагай попечение о душах и врачуй других. 140. Монаху Феодору Не огорчайся приключающимся, но благодушествуй во многих скорбях. Для того говорит Бог: смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои ( Втор. 8:3 ), чтобы напоследок оказать тебе благодеяние. 141. Ему же Если на море не подует сильный ветер – не появятся волны. А если не нападает на нас лукавый демон – ни душа, ни тело не будут обуреваемы скверными страстями. 142. Ему же

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Вообще, этот предмет один из труднейших и темнейших. Трудность, конечно, не в понимании самого слова – «интерпретация», а с практическом приложении этого слова, в интерпретации таких или иных музыкальных знаков, употреблявшихся у древних народов. По возможности в кратком и общем виде дело можно представить таким образом. Прежде всего заметим, что многое, что у нас только читается или произносится, у древних народов пелось. В древние времена даже законы пелись. «Почему номами (законами) называются мелодии, которые поются?» – спрашивает Аристотель в «Проблемах»? Потому что, – отвечает он, – до изобретения букв законы пелись, чтобы их не забыть». Отсюда Аристотель объясняет термин «номы», дававшийся мелодиям 141 . Но, конечно, не одни только законы пелись. У греков и других языческих народов составлялись молитвы, обращенные к богам; «они составили первый вид песни, и их называли гимнами» 142 . Вообще, у греков пение и музыка имели широкое распространение. Пение и музыка с древних времен существовали и у евреев. Из Деян. 7:22 Фетис выводить, что Моисей был научен в Египте и музыке 143 . Он воспел возвышенную песнь по переходе евреев чрез Чермное море, а Мариам, сестра Аарона, составила хор из женщин с тимпанами ( Исх. 15:20–21 ), который повторял каждый стих этой песни за хором мужчин. Времена судей были мало благоприятны для искусств; но и за это время встречаем упомнивши о музыке, при чем встречаемся с названиями и разных еврейских музыкальных инструментов ( 1Цар. 10:5 ). Давид играл пред Саулом на сирийской арфе. При перенесении ковчега завета «Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтырях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах» ( 2Цар. 6:5 ). Псалмы Давида были «возвышенными отрывками лирической поэзии, пелись в храме Иерусалимском до времени его разрушения, пережили века и сохранялись в точности в еврейском культе на всей земле» 144 . Иерусалимский храм был разрушен в 71 году по Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

И это так, ибо архидиакону Стефану Сын Человеческий явился стоящим «одесную Бога» ( Деян. 7:56 ) после Своего Вознесения. Пребывая в уверенности о знании ими времени Второго Пришествия, иеговисты возвещают, будто им открыто даже больше, нежели Апостолам Христовым. Д.Рутерфорт без обиняков относил на счет иеговистов слова апостола Павла к Фессалоникийцам 141 : «Вы, братия, не во тьме, чтобы день (Пришествие Христово. –  Н.Е. ) застал вас, как тать» ( 1Фес. 5:4 ). Однако эти слова получают совершенно иной смысл, если не отрывать их от предшествующих стихов этой главы: «сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью» ( 1Фес. 5:2 ), т.е. совершенно неожиданно. О появлении вора – татя никто из живущих и охраняющих не знает, и надо постоянно бодрствовать, дабы не пострадать от него. Христиане, пребывающие не во мраке мирских забот, а во свете Христовой жизни, также не ведают, когда придет Спаситель, но Его явление не застанет их врасплох. Всегда ожидавшие Его, они выйдут к Нему навстречу подобно мудрым девам с полными светильниками веры 142  ( Мф. 25:1–12 ). О внезапности Пришествия Христова свидетельствуют последующие стихи Писания: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» ( Мф. 25:13 ), чтобы Пришедший внезапно не нашел вас спящими ( Лк. 24:43–44 ). Святой Иоанн Златоуст учит, что день Христов не застанет истинно верующих как тать, не потому что они знают, когда придет Судия, а потому что всегда ожидают его, всегда готовы к встрече с Ним 143 . Равным образом никак не служит к правоте сектантов и обличение Господом фарисеев и книжников в том, что времена земли они могут различать, а время Пришествия Спасителя на землю, обстоятельства его рождения и жизни в духе пророческих предречений по причине их жестоковыйности и духовного ослепления для них сокрыты. Возможно, попущением мерзких беззаконий, великими стихийными бедствиями и болезнями пред последними временами Господь будет обращать человечество с губительного пути греха к покаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Победа Христа в искушениях в пустыне представляет образец победы над грехом для всех христиан. Поведение Спасителя во время искушений также является примером для подражания. Свт. Григорий Палама , вслед за апостолами, в посланиях многократно говорящих о подражании Спасителю 139 , сформулировал это как духовный принцип: «Итак, те, кто живут сообразно Христу, подражают Его жительству во плоти» 140 . Но, казалось бы, какая назидательность искушений Христа для нас, если Он, будучи во всех смыслах совершенным человеком, не мог согрешить? Господь Иисус Христос не был борим помыслами и не имел греховных волнений, как обычные люди: «Он не совершил никакого греха, не было лести в устах Его» ( 1Петр. 2: 22 ); «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» ( Евр. 4: 15 ). Во Христе имели место только естественные страсти – Он испытывал голод, уставал, плакал, боялся смерти, но в Нем не было греха и страстей, поэтому, искушая, «лукавый извне напал [на Христа], не через посредство помыслов, также как и на Адама; ибо и на того он напал не с помощью помыслов, но через посредство змия» 141 . Чтобы ответить на этот вопрос, обратим внимание на слова ап. Павла в послании к Римлянам о нас – верующих и крещеных: «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» ( Рим. 6: 2 ); «Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности» ( Рим. 6: 18 ); «Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» ( Рим. 7: 5–6 ). Получается, что христиане, умершие для греха в Таинстве Крещения, тоже не могут грешить. Крещеный человек является неприступной крепостью для диавола. Если, конечно, сам не захочет открыть врагу ворота в эту крепость и тем самым, по слову блж. Феофилакта Болгарского , воскреснет для греха 142 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Если же во время нашествия Сеннахерима Севна был еще начальником дворца, то, заключает Kuenen, пророчество 22:15–25 могло быть написано после нашествия Сеннахерима – одновременно с пророчеством в 22:1–14, с которым оно стоит вместе (Kuenen 64–66). – Это соображение Киепеп’а основывается на недоказанном предположении об ошибках писателя книги Царств и, кроме того, на другом недоказанном предположении о не подлинности в книге Исаии исторических повествований 36–39 глл.; а потому может получить свою оценку уже при разборе последнего предположения. Пророчество о Тире – 23 гл. «Пророчество о Тире» (23 гл.). – Корабли Фарсийские 140 получают из земли Киттийской (т. е. Кипра с его гаванью Κητιον, Κιττιον, Κιτιον, см. у Негельсб. 251 стр.) горестную весть о разрушении Тира (1 ст.), с которым вели они торговлю. Умолкнуть должны обитатели острова (на котором лежал Тир), с которым (островом) торговали купцы сидонские, в который привозились семена Сихора (т. е. Нила, ср. Иер.2:18 ), и который был «торжищем народов» (2–3 ст.). Как бы напрасны были для Тира труды «рождения», «воспитания» и «возращения» (ср. 1:2; 49:21 и др.) юношей и девиц. «Когда весть дойдет до Египтян 141 , содрогнутся они, услышав о Тире» (4–5). Обитатели острова Тира должны будут переселяться в Фарсис; «ликующий город», которого начало «от дней древних», должен скитаться в «стране далекой» (6–7), идти в Киттим, но и там не будет покоя (12). «Кто определил это Тиру», раздававшему венцы и торговавшему с «знаменитостями земли?» (ср. 10:16), спрашивает пророк и отвечает: «Господь Саваоф определил это, чтобы посрамить надменность всякой славы, чтобы унизить все знаменитости земли» (8–9). Остров Тира сравнен с морем, «Господь дал повеление о Ханаане разрушить крепости его», «прекратить ликование посрамленной девицы дочери Сидона» (10–12). «Вот земля Халдеев 142 . Этого народа (прежде) не было. Ассур отдал ее (землю Халдеям) – жителям пустынь. Они (жители пустынь – халдеи) ставят башни свои, разрушают чертоги его (Тира), превращают его 143 в развалины» 144 (13 ст.). «Рыдайте, корабли Фарсиса, ибо твердыня ваша разрушена» (14 ст.). «И будет в тот день», Тир «забудут» (ср. 40:27; 49:15; 65:16–17; 64:9; 14:20; 26:14 и др.) на 70 лет (время халдейского владычества – начиная от осады Тира Навуходоносором (около 606–604 г.) до Кира Персидского (538 г.). Символическое число 70 приблизительно обозначает указанный период] по мере дней одного царя (15 ст.) [т. е., может быть, по мере дней жизни человеческой, ср. Пс.89:10 : «по мере дней одного царя» сказано потому, что в 23 гл. идет речь о судьбе царств]. После же 70 лет «вспомнят» о Тире подобно тому, как забытая блудница напоминает о себе игрой на цитре и песнями. Господь «посетит» Тир, и хотя будет он получать прибыль свою – блудодействовать со всеми царствами земными, но торговля его будет посвящаема Господу (15–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

От Визеова дорога, сильнее уклоняясь к северо-западу, направлялась к 30° северной широты. Сначала она шла по плодородной горе, усеянной и тогда, как теперь, роскошными виноградниками, смоковницами и оливковыми де­ревнями 1411 , затем направлялась по горному западному склону, служившему водоразделом между двумя большими —141— долинами, из которых северная 1412 начиналась у Гофны, далее соединялась с южной 1413 и многими другими, менее значительными, долинами и уже в виде одной широкой долины направлялась к Лидде 1414 . Этот спуск по гор­ному склону так удобен, что упомянутому новейшему путешественнику Риттеру казалось, что «он самой приро­дой назначен быть дорогой» 1415 . Когда дорога достигала долины, то она уклонялась немного в левую сторону 1416 ; самая долина была покрыта хлебными посевами, а тянув­шиеся по ее сторонам горы – пышной палестинской ра­стительностью 1417 . – Пересекши 30° северной широты, до­рога приводила к издавна славному и хорошо укреплен­ному городу, расположенному на горах Ефремовых, Фамнаф-Сараи в Суд.2:9 , , Θαμνασαρξ, Θαμναϑσρ, Θαμναϑαρς Thamnath Saraa, Thamnatsare, Thimnath Serach) 1418 . Фамнаф-Сараи был расположен по северному склону горы Gaas’a (), которая стояла на западном конце помянутой выше северной долины 1419 . С его именем соединялось до- —142— рогое для каждого еврея воспоминание о том присно­памятном вожде еврейского народа, которому судил Господь по смерти Моисея вести народ в обетован­ную землю и завоевать ее. Когда (Евреи) окон­чили разделение земли по пределам ее, тогда сыны израилевы дали среди себя удел Иисусу, сыну Навину: по повелению Господню дали ему город Фамнаф-Сараи, которого он просил, на горе Ефремовой; и построил он город и жил в нем 1420 . Когда же умер Иисус Навин, то похоронили его в пределе его удела в Фамнаф-Сараи, что на горе Ефремовой, на север от горы Гааша; и положили там с ним во гробе, в котором похоронили его, каменные ножи, которыми Иисус обрезал сынов израилевых в Галгале, когда вывел их из Египта, как повелел Господь и они там же до сего дня 1421 . Нужно думать, что гробница и укрепленный город Иисуса Навина существовал во все время иудейской истории и при Ап. Павле был довольно значительным. По крайней мере, гробницу Иисуса На­вина именно в Θαμνα видел Евсевий 1422 , Иероним 1423 , Рабби Иаков 1424 и др., а остатки тамошних укреплений видел даже Риттер 1425 . Быть может, свв. путники покло­нились праху великого вождя 1426 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010