В Вашем призыве, Преосвященнейшие, не могу не видеть воли Божией, чудесно ведшей меня всю жизнь. Еще в ранние годы детства любимой книгой моей стала Священная Книга Евангелия, а любимым времени провождением – прислуживание в св. алтаре и чтение на клиросе. Обычная мi рская жизнь меня не привлекала; душа искала иной жизни. И вот, два великих святителя, оба носивших имя ФЕОФАНА, что значит:  «Бога являющий» , подлинно «явили» мне Бога в дивных нетленных красотах сокровенной, духовной жизни в Боге, расположив меня к отречению от мирской жизни и принятию иночества. Драгоценнейшая книга святителя Феофана, Вышенского Затворника:  «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?»  раскрыла предо мной сокровища духовной жизни и возбудила неутолимое желание к ним приобщиться. «Невидимая брань» и «Путь ко спасению» воспитали во мне вкус к чтению святоотеческих писаний. «Душеполезные поучения» Аввы Дорофея , «Лествица» преп. Иоанна, игумена горы Синайской, и вслед за ними многие другие святоотеческие творения стали моим любимейшим чтением. A высокие образы и примеры Священной и Церковной Истории увлекали мою мысль и чувство и властно звали меня посвятить свою жизнь на служение Богу и Его Святой Церкви. Особенно вдохновлял меня возвышенный образ «Апостола любви» – возлюбленного ученика Христова, наперсника и девственника св. Иоанна Богослова, а затем – образы неустрашимых борцов за истину св. Православия: св. Афанасия Александрийского и великих вселенских учителей и святителей Василия Великого , Григория Богослова и. Иоанна Златоустог о. Вместе с тем, радовала принадлежность к русскому народу, этому подлинному «Новому Израилю», которому, по словам нашего великого праведника о. Иоанна Кронштадтского , «вверил Господь великий и спасительный талант Православной Веры»; умиляла и трогала мою душу идея Святой Руси, воодушевляли образы великих столпов нашей отечественной Церкви – «стоятелей за веру и за землю Русскую» – преп. Сергия Радонежского, «игумена всея Руси», святителей московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, священномученика Патриарх Гермогена, «радости нашей» – преп. Серафима Саровского , оптинских старцев и приснопамятного «Батюшки» отца Иоанна Кронштадтского .

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В Вашем призыве, преосвященнейшие, не могу не видеть воли Божией, чудесно ведшей меня всю жизнь. Еще в ранние годы детства любимой книгой моей стала Священная Книга Евангелия, а любимым времени провождением – прислуживание в св. алтаре и чтение на клиросе. Обычная мирская жизнь меня не привлекала, душа искала иной жизни. И вот, два великих святителя, оба носивших имя Феофан, что значит: «Бога являющий», подлинно «явили» мне Бога в дивных нетленных красотах сокровенной, духовной жизни в Боге, расположив меня к отречению от мирской жизни и принятию иночества. Драгоценнейшая книга святителя Феофана, Вышенского Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» раскрыла предо мной сокровища духовной жизни и возбудила неутолимое желание к ним приобщиться. «Невидимая брань» и «Путь ко спасению» воспитали во мне вкус к чтению святоотеческих писаний. «Душеполезные поучения» Аввы Дорофея , «Лествица» преп. Иоанна, игумена горы Синайской, и вслед за ними многие другие святоотеческие творения стали моим любимейшим чтением. А высокие образы и примеры Священной и Церковной Истории увлекали мою мысль и чувство и властно звали меня посвятить свою жизнь на служение Богу и Его Святой Церкви. Особенно вдохновлял меня возвышенный образ «апостола любви» – возлюбленного ученика Христова, наперсника и девственника св. Иоанна Богослова, а затем – образы неустрашимых борцов за истину св. Православия: св. Афанасия Александрийского и великих вселенских учителей и святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. Вместе с тем, радовала принадлежность к русскому народу, этому подлинному «Новому Израилю», которому, по словам нашего великого праведника о. Иоанна Кронштадтского , «вверил Господь великий и спасительный талант Православной Веры»; умиляла и трогала мою душу идея Святой Руси, воодушевляли образы великих столпов нашей отечественной Церкви – «стоятелей за веру и за землю Русскую» – преп. Сергия Радонежского, «игумена всея Руси», святителей московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, священномученика Патриарха Гермогена, «радости нашей» – преп. Серафима Саровского , оптинских старцев и приснопамятного «Батюшки» отца Иоанна Кронштадтского .

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В миру Ключарев Алексей Иосифович, родился в семье священника Преображенской церкви города Александрова Иосифа Петровича Ключарева. В 1834 окончил Переславское духовное училище. В 1834-1840 учился в Вифанской духовной семинарии, которую окончил по первому разряду и в числе пяти лучших выпускников он был направлен для продолжения учебы в Московскую Духовную Академию на казенный кошт. В 1844 окончил Академию со степенью магистра богословия, присвоенной ему за диссертацию «Преосвященный Тихон, епископ Воронежский и Елецкий». Его диссертация была признана одной из лучших и по благословению святителя Филарета (Дроздова) опубликована за счет Академии. В 1844-1848 — преподаватель логики, латинского языка и психологии в Вифанской семинарии. В 1845 утвержден в звании профессора. В том же году вступил женился на дочери московского протоиерея и преподавателя Академии Сергия Алексеевича Владимирского. В 1848 принял священный сан и был определен на священническое место в московском Рождественском девичьем монастыре. В начале марта 1849 года скончался его тесть, и Ключарев был определен на его место — в церковь Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот (на улице Большая Якиманка). В Казанской церкви отец Алексий сделал первые шаги к освоению искусства проповеднической импровизации. Он отказался от произнесения заранее написанных и выученных наизусть проповедей (что было обычным явлением в Синодальную эпоху) и начал предлагать народу импровизированные поучения. В 1860 основал журнал «Душеполезное чтение» и заведовал его редакцией в 1860-1866. В первой половине 1860-х гг приобрел славу одного из лучших отечественных проповедников публицистического направления. На новогоднем богослужении 1864 года в Успенском соборе Кремля по благословению и в присутствии святителя Филарета (Дроздова) произнес проповедь «О воспитании характеров». После этого святитель ходатайствовал перед Святейшим Синодом о возведении Ключарева в сан протоиерея. Ходатайство было удовлетворено в том же году это.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Д.А. Авдеев Использованная литература Священное Писание и святоотеческая литература 1. Библия . Синодальный перевод. 2. Дорофей авва. Душеполезные поучения. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. 3. Добротолюбие. Т. 1–5. 4. Жития святых святителя Димитрия Ростовского . 5. Игнатий (Брянчанинов) святитель. Творения. М., 1993. 6. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры . СПб., 1994. 7. Иоанн Лествичник . Лествида. 8. Макарий Египетский . Духовные беседы, послания и слова. М., 1998. 10. Феофан Затворник святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М.: Правило веры, 1996. Другие издания 1. Варнава (Беляев) , еп. Основы искусства святости. В 6 тт. Нижний Новгород. 2001. 2. Елъчанинов Александр свящ. Демонская твердыня: (О гордости). – М., 1995. 3. Зенько Ю. М. Основы христианской антропологии и психологии. – СПб.: Речь, 2007. 4. Добросельский П.В. Общие аспекты психики или введение в православную психологию. М., 2008. 5. Гиндикин В.Я. Психиатрия для клинических психологов и психотерапевтов. М.: Высшая школа психологии, 2001, 272с. 6. Гиндикин В.Я. Лексикон малой психиатрии. М.: Крон-Пресс, 1997. – 576с. 7. Иерофей (Влахос) , митрополит. Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2004. 8. Ларше Жан-Клод . Исцеление психических болезней. – М., 2007, 224с. 9. Мелехов Д.Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни.//Душа моя – храм разоренный. М. «Русский Хронограф». 2005. 10. О душевных болезнях. Сборник. – М.: Центр Благо, Изд-во Моек. Патр., 1998. 11. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. СПб., 1994–1996. 12. Православная психотерапия//Психотерапевтическая энциклопедия/Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 1999, с.366–374. 13. Сметанников П.Г. Психиатрия: Руководство для врачей. Изд. 6-е, переработанное и дополненное. – М.: Медицинская книга, 2007. – 784с. 14. Шеховцова Л. Ф., Зенько Ю. М. Элементы православной психологии. – СПб.: Речь, 2005. 15. Шиманский Г.И. Учение святых отцов о страстях и добродетелях. – М., Сретенский монастырь, 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Девятнадцатый день. Преп. Макарий Египетский. (О молитве за умерших). I. В нынешний день творится память одного из великих подвижников египетских пустынь, преп. Макария египетского , жившего в IV веке по Р. Хр. Однажды, ходя по пустыне, преп. Макарий увидел на земле сухой человеческий череп. Поворачивая его своим жезлом, Макарий заметил, что череп как будто издавал звук. – Чей ты череп? вопросил старец. И из черепа послышался такой ответ: – я был начальником всех здесь обитавших жрецов; а ты – авва Макарий – исполненный духа Божия. Когда ты молишься о нас, сущих в муках, мы испытываем некоторую отраду. – Какая же бывает вам отрада и какая мука? вопросил старец. – Как небо отстоит от земли, так велик огонь, в котором мы мучимся, опаляемые отовсюду, от ног до головы, отвечал со стенанием череп; и мы не можем видеть друг друга. Когда же ты молишься за нас, мы отчасти видим друг друга, и это доставляет нам некоторую отраду. Слыша это, старец прослезился и сказал: несчастен тот день, в который человек преступил заповедь Божию. Потом опять спросил: – есть ли у вас и другия, большие муки? Из черепа послышался голос: другие находятся еще глубже под нами. – Кто же это? опять спросил старец. – Мы, не познавшие Бога, еще испытываем некоторое милосердие Божие, продолжал голос из черепа; а те, которые, познавши Бога, отверглись Его и не соблюдают Его заповедей, те под нами испытывают еще тягчайшие, несказанные муки. Святой старец после того закопал череп в землю и ушел в глубоком раздумьи. II. «Скажем по поводу сего несколько слов о молитве за умерших». а) Моление за усопших издревле существовало и существует в церкви, не как торжественно возвещенный, существенный член веры и строгая заповедь, но как благочестивое предание и обычай, всегда поддерживаемый свободным послушанием веры и частными духовными опытами. Приведем на сие некоторые свидетельства. «Благодать даяния», пишет сын Сирахов, «пред всяким живым да будет, и над мертвецем не возбраны благодати». Что значит здесь «благодать даяния?» Если это дар алтарю, то слова: «над мертвецем не возбрани благодати», очевидно значат: принеси жертву по усопшем, или, что то же, молись за усопшаго. Если же кто хочет признать более вероятным, что «благодать даяния» значит благотворение бедному, то слова: «над мертвецем не возбрани благодати», будут значить: подай милостыню в память усопшаго. Ту ли, другую ли мысль имел сын Сирахов: они обе предлагают одно, им общее основание, – то, что живущий может и должен делать добрыя и душеполезные дела ради усопшаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Е.В. Тростникова Источники притч Агапит (Беловидов А. И.), схиархимандрит. Житие преподобного Амвросия старца Оптинского: в 2 ч. – Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2008. – [Репр. с изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1900]. Архимандрит Павел (Груздев). – М.: Издательство «Отчий дом», 2006. [Варсануфий и Иоанн , преподобные.]. Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни. – М.: изд. Донского монастыря, 1993. Репринт издания 4-го, Спб.: Синодальная типография, 1905. Великий Патерик , или великое собрание изречений старцев: Систематическая коллекция. Т. I. – М.: Издание пустыни Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря Новая Фиваида, 2005. Древнерусская притча . М.: Сов. Россия, 1991. (Сокровища древнерусской литературы). Древний Патерик , изложенный по главам. – М.: Издательский отдел Московского Патриархата, изд-во «Планета», 1991. – Репринтное воспроизведение издания 1899 г. Дорофей авва, преподобный. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. – М.: «Отчий дом», 2005. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Отечник. – Владимир: Изд-во Владимирской епархии, 2002. [Отечник святителя Игнатия] Иоанн (Маслов И. С.), архимандрит. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. – М.: Братство святителя Алексия, 1993. (Раздел III: Избранные изречения старца Амвросия, извлеченные из разных источников и расположенные в алфавитном порядке) Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. 1221 пример из Пролога и патериков. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. [Отечник проповедника] Николай Сербский (Велимирович), святитель. Беседы. – М.: «Лодья», 2001. Николай Сербский (Велимирович), святитель. Беседы. Книга вторая. – М.: «Лодья», 2003. Николай Сербский (Велимирович), святитель. Миссионерские письма. –Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. Николай Сербский (Велимирович), святитель. Объяснение десяти заповедей, данных Моисею. – Клин: «Христианская жизнь», 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pritch...

Иеросхимонах, основатель Поляномерульского скита в Молдавии, в котором процветало умное делание. Преподобный Василий родился в России, свою монашескую жизнь начал в Мошенских горах, недалеко от Киева. В 20-х годах XVIII века, когда для монашества в результате государственной политики секуляризации церковных земель наступили трудные времена, покинул Россию. На протяжении XVIII века многие русские и украинские иноки переселились в княжества Молдо-Влахии и были здесь благосклонно приняты гражданскими и церковными властями. Вместе с несколькими монахами преподобный Василий поселился в пустыни Валя-Шкьопулуй, потом перешел в Дэлхэуцкий скит, где был рукоположен в иерея. Поскольку инок обладал даром духовного наставничества и был богословски образован, вокруг него постепенно собралась монашеская община. Около 1730 года из-за увеличения числа братии Василий ушел из Дэлхэуцкого скита с двенадцатью иноками, подыскав себе уединенное место у истоков речки Бузэу, вблизи изгиба Карпат. С согласия братии Рымникского монастыря, которая являлась владельцем тех земель, и с позволения господаря Валахии преподобный Василий начал строительство Поляномерульского скита с деревянным храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы (строительство завершено в 1733 году). Василий Поляномерульский , возглавивший братство, установил в скиту общежительные правила святителя Василия Великого , богослужение по афонскому уставу, старческое руководство и умное делание. Впоследствии Поляномерульский скит стал одним из самых значительных духовных центров Молдо-Влахии, под духовным руководством старца Василия находились одиннадцать скитов и пустыней. В 1743 году в Валахию с Украины пришел рясофорный монах Платон (будущий преподобный Паисий Величковский) , который прожил в братстве более трех лет и оставил свидетельства о подвижнической жизни учеников старца Василия. Свои аскетические воззрения Василий Поляномерульский изложил в предисловиях к творениям преподобных Григория Синаита , Филофея Синайского, Исихия Иерусалимского и Нила Сорского . Предисловия преподобного Василия представляют собой поучения об умной молитве. Старец, в частности, указывал на неправильность мнения тех, кто думает, будто бы умное делание прилично только подвижникам, достигшим бесстрастия и святости. У Священного Синода Румынии возникли сомнения по поводу каноничности поучений преподобного. В 1749 году он был вызван в Бухарест, где с ним беседовали Патриархи Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский, находившиеся тогда в Валахии. На все вопросы высокого собрания преподобный Василий дал исчерпывающие ответы на основе Священного Писания и святоотеческих творений. Его поучения о посте и умной молитве были рекомендованы как душеполезное чтение для монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Использованная литература 270 Амвросий Медиоланский , свт. Об обязанностях священнослужителей: Творение св. Амвросия, епископа Медиоланского. Казань, 1908. Репр.: М.; Рига: Благовест, 1995. Антоний (Храповицкий) , митр. О православном пастырстве. М., 1906. Василий Великий , свт. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийския. 2-е изд., испр. и доп. Сергиев Посад, 1900–1902; Ч. 1–7 (Творения святых отцев в рус. пер. Моск. духов, акад.; Т. 5–11); Репр.: М., 1993. Григорий Великий , Двоеслов, свт. Правило Пастырское. Киев, 1873. Григорий Богослов , свт. Творения. Т. 1. М., 1889. Репр. Троице-Сергиева Лавра, 1994. Григорий Нисский , свт. Творения святого Григория Нисского . Ч. 1–8.М., 1861–1871 (Творения святых отцев в рус. пер. Моск. духов, акад.; Т. 37–41, 43, 44а, 45). Переизд.: Ч. 1–4. М., Добротолюбие: В рус. пер., доп. Т. 1–5. СПб., 1877–1889. Переизд.: Т. 1–5. Сергиев Посад, 1992; Т. 1–6. М., 1993. Дорофей Палестинский, авва. Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания, с присовокуплением вопросов его и ответов, данных на оные святыми старцами Варсануфием Великим и Иоанном Пророком. М., 1856. СПб., 1855. Репр.: М., 1994. «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов». ТСЛ, 1993. Ефрем Сирин , прп. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина . Сергиев Посад, 1895–1901. Репр.: Т. 1–8. М., 1993–1995. Жизнеописание еп. Игнатия Брянчанинова . СПб., 1881. И. Е. О необходимости изучения аскетических творений в деле пастырского служения//Вера и Разум. 1898. Т. 1.4. 1. Отдел церковный. Кн. 12. С. 715–739; Т. 2. Ч. 1. Отдел церковный. Кн. 13. С. 20–35. Иннокентий (Пустынский), архиеп. Пастырское Богословие в России/Сост. иером. Иннокентий [Пустынский]. Тр.-Серг. Лавра, 1899. Иоанн Златоуст , свт. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского в русском переводе. Т. 1. СПб., 1895; Т. 2. Спб., 1896; Т. 3. СПб., 1897; Т. 4–10; Т. 11. СПб. 1905; Т. 12. СПб., 1906. Репр.: Т. 1–12. М., 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Краснодар. Церковь Рождества Христова в Юбилейном. Карта и ближайшие объекты На излучине реки Кубань в Юбилейном микрорайоне города Краснодара, сверкая на солнце куполами, стоит храм Рождества Христова. 10 мая 1992 года Митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором освящено место закладки храма. Первая литургия была совершена 7 января 1995 года. Поднятие первого креста и купола над колокольней состоялось 23 ноября 1997 года. Поднятие и установка основного центрального купола состоялось 4 июля 1998 года. В 1995 году храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Нижний храм имеет два придела: главный – в честь Святых Жен Мироносиц, освященный 22 марта 1998 года; правый, или южный – в честь всех Святых, в земле Российской просиявших, освященный 7 марта 1999 года. Оба престола освящались Высокопреосвященнейшим Исидором, митрополитом Екатеринодарским и Кубанским. Верхний храм посвящен величайшему событию в истории человечества – 2000-му юбилею Рождества во плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Он был освящен 2 декабря 1999 года. В ночь на 7 января 2000 года в верхнем храме была совершена праздничная Божественная Литургия, которую возглавил митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор. При храме Рождества Христова с благословения митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора создана на Кубани первая Русская Православная школа, которая начала свою деятельность 14 августа 1995 года, отметившая в 2005 году своё 10-тилетие. Весной 2000 года при храме по благословению настоятеля храма протоиерея Александра Игнатова создано братство в честь святителя Игнатия Брянчанинова. Братство объединяет православную молодежь в ограде храма для помощи церкви в миссионерском служении. Братство осуществляет помощь в богослужениях, принимает участие в крестных ходах. Силами братства издается православный листок с душеполезными поучениями. В братство может вступить любой желающий православный мужчина и юноша. Собрания братства проходят по воскресным дням в здании школы на территории храма.

http://sobory.ru/article/?object=08965

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ (Воинов-Борзецовский Иван Иванович; 17.07.1832, Москва - 1.08.1896, там же), архим., церковный историк. Род. в семье прот. Иоанна Борзецовского, служившего в ц. во имя мч. Иоанна Воина на Калужской ул. (Б. Якиманке) в Москве. В 1840-1846 гг. обучался в Донском ДУ, в 1846-1854 гг.- в МДС, в 1854-1858 гг.- в МДА. 3 марта 1857 г. был пострижен в монашество, 10 марта того же года Московским митр. свт. Филаретом (Дроздовым) рукоположен во диакона, 20 июля 1858 г.- во иерея. По окончании МДА 19 авг. 1858 г. назначен в Вифанскую ДС, преподавал Свящ. Писание, герменевтику и греч. язык в высшем и среднем отд-ниях. 10 февр. 1859 г. получил ученую степень магистра богословия. 5 марта назначен помощником инспектора ДС и членом правления семинарии, 8 янв. 1860 г.- инспектором Вологодской ДС и профессором богословия (преподавал нравственное, пастырское, обличительное богословие и гомилетику). Состоял членом историко-статистического комитета для описания Вологодской епархии. 12 февр. 1862 г. по ходатайству митр. Филарета (Дроздова) назначен инспектором Вифанской ДС и профессором Свящ. Писания и греч. языка. 16 окт. 1863 г. Г. стал инспектором МДС, 6 авг. 1864 г. возведен в сан архимандрита. В 1867 г. по состоянию здоровья был уволен от духовно-училищной службы и 22 мая стал настоятелем московского во имя свт. Иоанна Златоуста мон-ря . По рекомендации митр. Филарета Г. был также назначен членом Московской духовной консистории. С 13 июля 1873 г. Г.- настоятель Высокопетровского во имя свт. Петра, митр. Московского, мон-ря , с 1892 г. настоятель Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-ря . По завещанию Г. был похоронен в склепе с сев.-зап. стороны Знаменской ц. Андроникова мон-ря. Г.- автор исторических работ, многочисленных статей духовно-нравственного содержания, слов и поучений. Он печатался в «Душеполезном чтении» , «Чтениях в обществе истории и древностей российских» , «Московских епархиальных ведомостях» и др.

http://pravenc.ru/text/166652.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010