Полный годичный круг кратких поучений. Том I (январь – март)  В первый том «Полного годичного круга кратких поучений», составленных известным церковным писателем и проповедником, протоиереем Григорием Дьяченко (1850—1903), вошли поучения на все праздники и дни особо чествуемых святых на каждый день с января по март (включительно). В них представлена назидательность жизни празднуемого святого и изложены важнейшие уроки, представляемые историей того или иного праздника или празднуемого Церковью общественного события. Эта книга дает превосходный материал для душеполезного чтения на каждый день для православного христианина — для чтения, которое указывает, с какими мыслями и чувствованиями, приличными ежедневным церковным службам, нужно проводить каждый день. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   Протоиерей Григорий Дьяченко Полный годичный круг кратких поучений. Том I (январь – март) © Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2012 Предисловие ко второму изданию Предлагаемая книга, состоящая из двух томов, составлялась постепенно в продолжение многих лет и является в настоящее время в печати вторым значительно дополненным и пересмотренным изданием в виду назревшей и определившейся потребности наших дней иметь возможно полное пособие для постоянной и по возможности живой, наглядной, краткой, простой, назидательной, но в то же время содержательной, стоящей на высоте своего назначения, церковной проповеди . В частности, издаваемый труд имеет несколько назначений: во-первых, служит готовым и самым полным собранием поучений, удобных для произнесения с церковной кафедры в том виде, как они напечатаны, на каждый день года применительно к жизни прославляемых в церковных песнопениях и чтениях святых и праздникам, особенно на всенощных бдениях и заутренях, во-вторых, – пособием для живой церковной проповеди, понимаемой не в строгом смысле «живого» церковного слова, «импровизации», а в смысле устного произношения готового поучения, приноровленного к такому произношению, в-третьих, – пособием для составления слов, поучений, бесед, речей и т. п. подвидов церковной проповеди, в-четвертых, – пособием для ведения внебогослужебных собеседований с народом, в-пятых, – книгой для назидательного чтения на каждый «день христианина». Скажем о каждом назначении нашей книги в частности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р15-401-3003 4 . Заявитель: издательство «Благовест». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги «Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р15-401-3004 5 . Заявитель: ООО «Духовное преображение». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Азбука духовного утешения по творениям Святителя Тихона Задонского. (Серия " Духовные зёрна " )» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Азбука духовного утешения по творениям Святителя Тихона Задонского. (Серия " Духовные зёрна " )». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р15-401-3005 6 . Заявитель: ИП Рубцов Д. А.. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги «Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р15-401-3006 7 . Заявитель: приход храма Знамения иконы Божией Матери в Переяславской слободе г. Москвы. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице, честному Ее Знамению, еже в Велицем Новеграде» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице, честному Ее Знамению, еже в Велицем Новеграде».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Душеполезные поучения Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского представляют собой компиляцию извлечений из собрания писем старца. Выдержки объединены по самым важным темам духовной жизни: борьба со страстями, стяжание добродетелей, молитва Иисусова, монашество и т. п. Эти темы расположены в алфавитном порядке. Тем самым эта книга — как бы энциклопедия духовной жизни по старцу Макарию Оптинскому. Поучения преподобного старца Макария даны в алфавитном порядке по темам, и каждое заканчивается указанием тома, номера письма и страницы по Собранию писем, причем нумерация томов принята следующая: Том 1 — письма к мирским особам; Том 2 — письма к монахам, включая две статьи, составленные старцем на основании слова Божия и писания святых отцов, и его же выписки о смирении; Тома 3—6 — письма к монахиням. Так же как и прежние издатели, редакторы настоящей книги сочли целесообразным сохранить по возможности живой слог преподобного Макария. Орфография в целом приближена к сегодняшнему дню, исключая слова с приставкой «без», написание имен собственных и некоторые другие случаи, дающие нам представление о живом языке старца. Цитаты из Священного Писания в письмах преподобного старца Макария не приведены в соответствие с Писанием, а даются в изложении старца. Мы старались также сохранить авторскую пунктуацию, даже в случаях, не соответствующих современным правилам, так как это служит лучшему пониманию поучений преподобного старца. Учитывая особенности данного издания, некоторые пояснения составителя даны в угловых скобках. Для улучшения восприятия текста современным читателем раскрыты некоторые сокращения. В отдельных томах Собрания писем старца Макария 1862—1863 годов, на которые дается ссылка в тексте, нарушена нумерация писем (в частности, в 4 и 5 томах). В настоящем издании они даются в соответствии с правильной нумерацией. авраам   Аврааму. приносящему сына своего в жертву Богу, уподобляются родители, отпускающие в монашество детей своих   Вы знаете, когда Бог потребовал от патриарха Авраама прннесть в жертву единородного сына, и он нимало не усумнился сие исполнить; за то получил великое воздаяние, и здесь и в будущей жизни, и наречен отцом верующих. Вы, хотя и не единородного, но любимого сына принесли в служение Ему, то не лишитесь воздаяния от Бога (I, 136, 282—283).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

В.В. Лопатин 1. Замечания общего характера История открытия и хронология публикаций группы поучений преп. Феодосия Печерского достаточно подробно описаны И. П. Ереминым в его издании текстов великого киево-печерского подвижника. 1 В то же время за пределами этого обзора осталось мнение ряда исследователей о том, что в соответствующих рукописных сборниках могут присутствовать и другие поучения преп. Феодосия. 2 Необходимость проверить эту информацию и побудила нас пройти по стопам предшественников – сперва еще раз изучить охватывающие период церковных чтений от Недели мытаря и фарисея до Лазаревой субботы рукописные сборники 224(50), 225(48), 226(47), 227(49) собрания Киево-Печерской лавры, хранящиеся сегодня в Институте рукописей Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского, а затем и триодный Румянцевский сборник 406, 3 в котором и были обнаружены в свое время А. X. Востоковым поучения преп. Феодосия. В ходе этого изучения выяснилось, что группа гомилий второго киево-печерского игумена, находящаяся в этих сборниках в качестве чтений со вторника по пятницу третьей седмицы Великого поста, состоит не из семи, как считалось ранее, а из восьми поучений. Специфика этой группы (стилистическое единство поучений и одновременная их тематическая разноплановость производят впечатление своеобразного цикла) как бы определяет ее капсулированность среди других чтений. Это позволило В. А. Чаговцу предположить, что поучения могли быть извлечены из гипотетического «Великопостного Златоуста», составленного преп. Феодосием для чтения на монастырских богослужениях во время его пребывания в пещерном затворе. 4 Схожую мысль высказал и Н. К. Никольский , отметивший, что составители в данном случае, «очевидно, только выбирали из одной более обширной группы поучений те, которые казались пригодными для целей церковного чтения в 3 неделю поста». 5 Что же касается возможности наличия в этих сборниках других учительных слов преп. Феодосия, скрытых под чужими именами или анонимных, то пока здесь можно лишь отметить следующее. Два текста Румянцевского сборника 406, привлекшие внимание А. X. Востокова своей схожестью с изложенным в «Повести временных лет» предпостным поучением преп. Феодосия, в действительности ему не принадлежат. Первый из них, читавшийся во вторник первой седмицы поста (л. 40–42 об.; нач.: «В законе повеле Бог сыном иисраилевым, да кождо от себе Богу десятину давали...»), достаточно быстро был идентифицирован как поучение аввы Дорофея . 6 Текст второй «В неделю 2 поста слово душеполезно» (л. 91–93; нач.: «Придите, друзи и братье, возлюбленное стадо Христово, да мало и еще нечто изреку») сегодня атрибутируется св. Клименту Охридскому. 7

http://azbyka.ru/otechnik/Feodosij_Peche...

Жития Агиографические и исторические труды «отца английской истории» св. Беды Достопочтенного. Агиография и историография для христианства, в сущности, одно и тоже: история есть история спасения, т. е. история святых. Такова и «Церковная история англов», главное творение Беды. К ней примыкает «История аббатов». Интересно к этим трудам относится «Письмо к Эгберту». Если две «Истории» Беду — действительно, по сути, жития, иконы, выявление святости в истории, то «Письмо к Эгберту» — критика церквной современности Беды. Из «Истории» Беды мы узнаем как надо, каков идеал, из «Письма» — как Беда хотел ввести этот идеал в жизнь. В этом же томе размещено «Житие Феликса». История — ряд примеров для подражания и ряд предостережений (так во всяком случае считал сам Беда). Приведем небольшой кусочек из труда Беды, который,, как можно надеяться, создаст нужный контекст для высказываний некоторых современных клириков о их «праве» на хорошие мaшuhs и т. п. Это по мимо, удивительного примера святости  и образца епископского служения, конечно: Жизнеописание святого епископа Айдана Среди прочих душеполезных уроков он преподал духовенству и полезнейший урок воздержания и самообладания; лучшим доводом в пользу его учения служило то, что он с его товарищами жил той же жизнью, которой учил. Ибо он не думал и не заботился о земных благах, но тут же с радостью отдавал первому встречному бедняку дары, полученные им от королей и сильных мира сего. Повсюду, в городе и деревне, он путешествовал не верхом, а пешком, если его не побуждала срочная необходимость. Когда же он в пути встречал людей, богатых или бедных, он всегда обращался к ним и, если они были неверующими, убеждал их принять таинство крещения. Если же они были верующими, он укреплял их в вере как словом, так и дарами милосердия и другими добрыми делами. Во всем его жизнь отличалась от вялости нашего времени; все окружавшие его, монахи и миряне, учились чему–либо–читали Писание или заучивали на память псалмы. Этим каждодневно занимались сам Айдан и все его спутники, где бы они не находились. Если же, как это нередко случалось, его приглашали на пир к королю, он шел туда с одним или двумя монахами и, вкусив немного пищи, спешил прочь, чтобы читать или молиться с остальными. В то время многие мужчины и женщины по его примеру стали поститься по средам и пятницам до девятого часа в течение всего года, кроме времени между Пасхой и Пятидесятницей. Ни из почтения, ни из страха не умалчивал он о грехах богачей, но вразумлял их суровым порицанием. Никогда он не давал власть имущим деньги, но лишь угощал их, когда принимал у себя в гостях; напротив, все деньги, полученные в дар от богатых, он, как мы уже сказали, тратил на помощь бедным или на выкуп тех, кто был несправедливо продан в рабство. Многие из тех, кого он выкупил, позднее сделались его учениками и после его наставлений и поучений приняли священство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > О бездушной полицейско-судебной системе и родительской любви 22.02.2022 829 Время на чтение 26 минут Источник: Попечение о каждом « Хочу вам, братия, упомянуть несколько о лжи, ибо я вижу, что вы не очень стараетесь удерживать язык свой, от чего мы легко увлекаемся во многое зло. Заметьте, братия мои, что во всяком деле, как я всегда говорю вам, можно приобрести навык и к доброму, и к злому: итак, нужно большое внимание, чтобы нам не быть окраденными ложью, ибо лжец не имеет общения с Богом. Ложь чужда Богу. В Писании сказано, что “ложь от лукавого”, и что “он ложь есть и отец лжи” (Ин. 8:44). Вот, отцем лжи назван диавол, а истина есть Бог, ибо Он Сам говорит: “Аз есмь путь, и истина и живот” (Ин. 14:6). Видите посему, от Кого мы отлучаем себя и с кем соединяемся ложью: очевидно с лукавым. Итак, если мы поистине хотим спастись, то мы должны всею силою и со всем усердием любить истину и охранять себя от всякой лжи, чтобы она не отлучила нас от истины и жизни.» /Преподобный авва Дорофей  «Душеполезные поучения и послания», поучение Девятое «О том, что не должно лгать»/ Актуальная картина, многое объясняющая – как готовятся «заказные» процессы и приговоры, подобные «делу Сети», «делу Ивана Голунова», моему и некоторым иным, ему подобным, описанным здесь, заказным и сфабрикованным, прописана, что называется, маслом в предлагаемом вниманию читателей фильме. Его просмотр поможет всем: и верующим, и неверующим, по слову аввы Дорофея « со всем усердием полюбить истину». Ведь официальные «источники в МВД», как их называют журналисты, рассказывают совсем другие истории. А мы поведаем то, что так и осталось висеть неподъемными жерновами на шеях обессилевших от многолетней борьбы за своих детей близких и родных несчастных, попавших в капкан лживого «правосудия» современной российской Фемиды. К чему склоняют для ускорения следствия и подачи материалов в суд лукавые следователи попавших в сети полицейско-судебной системы сограждан? Как продолжает работать со слов руководителей МВД уже, якобы, давно ликвидированная «палочная» система на конкретных примерах. В первую очередь речь пойдет о подбросах наркотиков, не забывая и иные механизмы помещения в места изоляции по заказу недоброжелателей при поддержке позабывших понятия честь и совесть сотрудников полиции.

http://ruskline.ru/opp/2022/02/22/o_bezd...

(Историческая справка к полемике о монашестве) I II III IV V Буди ревнитель право живущим и сих житие и деяние пиши на сердци своем. Из жития преп. Сергия. Небольшая заметка писателя и публициста А.В. Круглова «На службе миру – на службе Богу» («Душеполезное Чтение», 1902 г., октябрь) вызвала оживленную полемику о монашестве: по вопросам – о служении иноков миру, об истинных задачах монашества и о православном его идеале. Такая полемика явление нечастое в нашей, откровенно говоря, довольно-таки вялой духовной журналистике. Участие в полемике ранее всех приняли монастырские иноки, потом представители так называемого ученого монашества и, разумеется, потому, что поднятые вопросы близко касались и тех и других, за ними профессора духовной академии, священники; на спор отозвалась и светская пресса. Но «спор славян между собою» редко отличается хладнокровием, беспристрастием, корректностью, а главное плодотворностью... Мы решаемся вставить свое слово не затем только, чтобы полемизировать. Хотим, чтобы спор был поставлен на почву истории и монашеских традиций и признаем такую постановку единственно плодотворной. Главная задача наша – навести точную справку по спорным вопросам в истории древнерусского монашества. Справку приводим из истории нашего древнего монашества прежде всего потому, что оно, чтобы о нем ни говорилось, выставило из своей среды сонм преподобных, длинный ряд иноков, полнее других осуществивших идеалы своего звания, таких иноков, которые основывали славные на всю Русь обители, при жизни руководили братией поучениями и наставлениями, а еще больше высоким примером своего жития, иногда давали обителям свои уставы, предания и завещания. Мы обращаемся к бесспорным и незыблемым авторитетам русского подвижничества; в их святой жизни, в бесхитростных поучениях и наставлениях, в строгих уставах своим обителям и преданиях ученикам поищем нужных нам ответов. Отсюда читатель и сам увидит, как думали по обсуждаемым теперь вопросам древние русские подвижники, какие брали они на себя задачи в отношении к миру и как умели совмещать это дело с прямыми обязанностями инока.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

НАЧАЛЬСТВО Желать и добиваться должности грешно, но и отказываться опасно, когда есть на это воля Божия Касательно должностей или послушаний честолюбивых, должно уклоняться и самому не наскакивать, а когда будет звание Божие, то не без погрешения будет и противление. Св. Григорий Богослов не велит наскакивать на начальство, но и не отрицаться, а иначе может превратиться весь иерархический порядок. Ежели, например, через сопротивление твое займет место такой, который не может соответствовать назначению, и последует вред, то нельзя за это не дать ответа. Нам кажется, что мы уклоняемся от скорбей, предлежащих в послушании, и потому в этом случае надобно, по молитве, с извещенною верою, иметь совет. Хорошо, если бы у нас был такой залог смирения, что мы считали бы себя не только недостойными таковых начальств, но и проходящих оные ублажали бы, яко находящихся в подвиге терпения; а как мы иногда смотрим на них осудительным оком, а сами тайно стяжаваем фарисея, то какая польза от сего? (II, 114,169–170) «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить…» …Поздравляю тебя со вступлением в новую должность казначеи. Мы знаем, что ты сего не искала, но приняла за послушание, то и пошлет тебе Господь Свою помощь и всему научит, что тебе кажется дико, странно и незнакомо. Помни, что ты позвана не на честь и славу, но для общей пользы обители и спасающихся в оной сестер; не возносись своим первенством над другими, но елико велика еси, толико и смиряйся, по слову Писания: ты поставлена не да послужат тебе, но ты им послужиши, и восприемлеши мзду верных и мудрых строителей; только не возносись над другими и, сколько можно, немощи немощных носи; не себе угождай, но ближнему во благое. Проходя путь жизни сей, познавай и свою немощь и берегись строго судить немощи других. Бог силен их спасти, однако ж, сколько можно, старайся по обители устроивать порядок, хотя внешний, что от тебя зависит, а там пошлет Бог помощь и ко внутреннему благоустроению (V, 118,199). Начальствующий в ответе за подчиненные ему души

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Начнем по старшинству. Александр Григорьевич Раков. Один из старейших православных журналистов, не скрывая злорадства, набросился на А.Д.Степанова и о.Александра. Уважаемый Александр Григорьевич, Вы появлялись на форуме РНЛ всегда, чтобы высокомерно поучать главного редактора. Если кто-то из читателей смел Вам возражать, немедленно следовала грубая отповедь. И, действительно, разве имеет право какой-то читатель РНЛ поучать мэтра православной журналистики, издающего несколько газет и выпускающего один за другим тома своих «Былинок»? За Ваши труды – низкий поклон и искренняя благодарность. Не сомневаюсь, чтобы издавать столько лет газеты требуется приложить немало усилий. Да и «Былинки» читать интересно и поучительно. Но неужели Вы, имея такой огромный опыт работы в православной журналистике, не понимаете, что влияние РНЛ во сто крат перевешивает в информационной войне влияние всех Ваших газет? У нас в стране издаются десятки подобных небольших газет в различных епархиях, а РНЛ – одна. Если бы Ваши издания и книги были бы столь опасны врагу – давно бы перестали выходить. И вмешательство Красносельской прокуратуры не понадобилось бы. Неужели Вы, Александр Григорьевич, не в силах были сдержать злорадство, чтобы в этот непростой для РНЛ момент отказаться от своих поучений и просто поддержать коллег и соратников? Но Вы умудрились даже обозвать всех, кто пишет, на Ваш взгляд, «прямолинейно», - «дураками или провокаторами». Искренне желаю Вам, Александр Григорьевич, мудрой осторожности, чтобы, не дай Господь, не было неприятностей и Ваши газеты и «Былинки» выходили исправно и в назначенный срок. Только Ваши выступления на форуме – самое настоящее предательство и удар в спину РНЛ. И никакими «советами старшего и более опытного товарища» это предательство не оправдать. Лучше уж промолчали бы, чем свысока учить Адвоката и Степанова. Публикуйте Александр Григорьевич благочестивые рассказы и проповеди священников, которые не говорят «прямолинейно», это поучительно и душеполезно. И вполне безопасно. Только в памяти нашей останется, как главный редактор газеты «Православный Санкт-Петербург» мудро советовал Степанову «ради сохранения НАШЕГО ПОРТАЛА» сдать о. Александра Шумского. Слава Богу, Анатолий Дмитриевич не отличается столь профессиональной мудростью главного редактора. Степанов умеет не предавать, даже руководствуясь «высокими соображениями».

http://ruskline.ru/news_rl/2012/11/14/bl...

Не услаждаюсь Я, – вещает Бог, – твоими болезнями, о человек! но из семени скорбей твоих и твоих печалей желаю произрастить для тебя плоды вечного и величайшего наслаждения. Не в твоем единственно теле запечатлел Я закон смерти и разрушения, – запечатлел оный в каждом предмете сего видимого мира. Я заповедал всему миру вопить тебе, вместе с твоим телом, что жизнь сия не есть жизнь истинная и настоящая, что нет в сем мире ничего постоянного, к которому могло бы привязаться твое сердце любовию непредосудительною! Когда ты не внемлешь громкому гласу всей вселенной, тогда отеческое Мое благоутробие, непрестанно тебе желающее неограниченных благ, заставляет Меня поднять жезл наказания; тогда томлю тебя искушениями, измождаю недугами, угрызаю скорбями, дабы ты, оставив безумие, сделался премудр, оставив тени, за коими гоняешься, припал к стопам истины, и вместе к стопам спасения. Моя неизреченная благость и человеколюбие недомысленное заставили Меня восприять плоть; Моим уничижением Я доставил роду человеческому величие Божества ( Ин. 14, 9 ). Претерпев крест ради спасения человеческого, кого хочу привлечь к Себе, того сперва поражаю скорбями и стрелами скорбей умерщвляю его сердце к временным сладостям. Жезл наказаний есть знамя любви Моей к человеку. Так некогда уязвлял Я страданиями сердце раба Моего Давида, и когда поток искушений отделил его от мира, тогда некоторое страшное размышление, некоторый расчет необыкновенный явились в уме его и заняли оный. Помыслих, – пишет он, – дни первыя, и лета вечная помянух и поучахся! ( Пс. 76, 6 ), то есть взглянул я на мимошедшие дни моей жизни, и они мне показались мгновенным сном, быстро исчезнувшим явлением, мертвою жизнию! Потом воспомянул о вечности; стал сличать ее с краткостию прошедшей моей жизни и, сравнив бесконечное с кратчайшим, временным, вывел результат; какой же результат сей? Убо образом ходит человек, обаче всуе мятется ( Пс. 38, 7 ), т. е. сколько человек ни суетится, сколько ни заботится о разных временных приобретениях, однако все сие напрасно: ибо не престает он быть на земли некоторым кратким явлением, гостем, странником! Таковые чувства и размышления удалили его от мира страстей; он начал поучаться в законе Господнем день и ночь и стремиться к познанию себя и Бога, как жаждущий елень на источники прохладных вод. Как царь, он имел возможность всех временных наслаждений, но когда вкусил сладости внутренних благ, тогда забыл снести и самый хлеб свой ( Пс. 101, 5 ) (I, 47, 102–104). Приступающим служить Господу надо приготовить душу свою к искушениям

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010