24 . Декрет II Всероссийского съезда Советов «О земле» от 26 октября (8 ноября) 1917 г. Сайт Конституции Российской Федерации, URL: обращения 14 апреля 2019). 25 . Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января (2 февраля) 1918 г. Сайт Конституции Российской Федерации, URL: обращения 14 апреля 2019). 26 . Деяние 135. 14 (27) июля 1918 г./Деяния Священного Собора православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Том 9. Деяния 118–136 . – М.: Государственный архив РФ, Новоспасский монастырь, 2000. 27 . Деяние 139. 24 июля (6 августа) 1918 г./Деяния Священного Собора православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Том 10. Деяния 118–136 . – М.: Государственный архив РФ, Новоспасский монастырь, 2000. 28 . Деятельность Отечественной Церкви во время войны России с Германиею, Австриею и Турциею (В 1914 г.). – Петроград, 1916. 29 . Димитрий (Абашидзе). Библиографическая статья. Сайт Открытой православной энциклопедии «Древо». URL: http://drevo-info.ru/articles/12945.html (дата обращения 16 марта 2019). 30 . Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника . – 3-е изд. – Козельск, Калужская обл.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 2006. 31 . Евдоким (Мещерский), архим. Иноки на службе ближним: статья. – Б.м., Сохранность: неполная, без конца. Российская государственная библиотека, OR Ф. 765, к. 13, ед. 9. 32 . Емельянов Н. Е. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь (1917–1952 годы). Сайт «Золотое время – Golden Time», URL: http://www.goldentime.ru/nbk_31.htm (дата обращения 14 апреля 2019). 33 . Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. 34 . Ефимов А.Б., Стриганова М.И. Мысли преподобного Макария (Глухарева) об улучшении воспитания в духовном звании. – М: Изд-во ПСТГУ, 2008. 35 . Ефремова О.Н. На полях сражений и в тылу в 1914–1916 годы: по материалам дневника архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого) ./Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви, 2014, Вып. 5 (60). С. 88–109.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

2 Цифры в скобках указывают страницы творений святителя Иоанна Златоуста по следующему изданию: Творения. Том III. СПб., 1897. 3 Палладий, епископ Еленопольский . Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцев. СПб., 1850. С. 294. 4 Святитель Григорий Богослов . Творения. Ч. 5. М., 1889. С. 203—207. 5 Святитель Григорий Богослов . Указ. соч. С. 203—205. 6 Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский . Жития святых подвижниц Восточной церкви. СПб., 1885. С. 203. 7 Палладий, епископ Еленопольский . Указ. соч. С. 294—296. 8 Здесь и далее приводятся пространные цитаты из писем к святой Олимпиаде с целью передать более полно и ярко суждения святителя Иоанна Златоуста. 9 Палладий, епископ Еленопольский . Указ. соч. С. 295. 10 Палладий, епископ Еленопольский . Указ. соч. С. 294. 11 Цифры перед запятой указывают на источники, а после – на страницы. Источников два: первый – труд профессора К. Попова, второй – иеромонаха Марка (Головкова). 12 Первые три творения переведены на русский язык с греческого профессором К. Поповым, а последние два – иеромонахом Марком (Головковым). 13 См., например, вторую главу, где противопоставляется гордость не верующих во Христа Спасителя и смирение христиан. «Но гордящиеся наиверующим отцом – Авраамом, – рассуждает блаженный Диадох, – не хотят, чтобы Спаситель всех нас воскресил из мертвых». И немного ниже: «Единородный Сын Божий, воскресением Своим похитив человечество из плена смерти и восшедши превыше небес, уготовал для желающих правды оружие... укрепляя избираемых Им печатью смиренномудрия» (1, с. 559, 561, 562). 14 Здесь и далее в скобках указываются страницы по книге: Преподобного отца нашего аввы Дорофея Душеполезные поучения и Послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. Восьмое издание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. Репринт: Нью-Йорк, 1970. 15 Архимандрит Агапит . Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. В двух частях. Ч. 2. М., 1900. С. 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3556...

     Читать за столом что-нибудь душеполезное – обычное дело для монастыря. Все чинно сидят, едят. Тихо, конечно. Кто-то один стоит у аналоя и на весь трапезный зал читает жития святых , писания отцов Церкви… Но в семье это вроде бы никак невозможно. По крайней мере в такой, как моя, в большой семье с маленькими детьми. Старшим детям, положим, будет интересно что-то послушать за едой. Да и то недолго. А про младших и говорить не приходится. Ну неужели полуторагодовалый малыш, который рукой накладывает в ложку картофелину, пытается донести ее до места назначения, а потом плачет, когда картошка оказывается на полу, – неужели он позволит кому-то из своих сотрапезников слушать что бы то ни было?! И потом: кто будет читать? Кого лишить возможности поесть вместе со всеми? Кого заставить доедать остывший ужин в то время, когда остальные будут торопиться вовремя лечь спать, чтобы завтра идти в школу, на работу?.. Все это нереально, из области фантастики. Может быть, когда дети вырастут или когда в доме появится прислуга, тогда получится? Если это вообще нужно, конечно. Святитель Иоанн Златоуст произносил свои знаменитые гомилии шестнадцать веков назад. Проповеди этого великого вселенского учителя и святителя удивительно легко применимы в любой эпохе, в любой культуре. И сегодня мы, жители российского мегаполиса XXI века, можем растить свою семью, православную семью, основываясь на учении этого отца Церкви. Обычно даже ничего адаптировать не приходится – надо только стараться, только пытаться. Но иногда все же встречаются «бытовые мелочи» явно из ушедшей культуры и в словах Златоуста. При этом на этих «мелочах» вселенский учитель выстраивает важные и интересные поучения о том же воспитании детей. Так, святитель неоднократно, в самые разные периоды своей проповеднической деятельности, говорит об образовательном значении семейных ужинов. Это сильно, это красиво. Но казалось совершенно неприменимым к моей жизни, к жизни моей семьи. Вот что святитель Иоанн Златоуст говорит о совмещении трапезы и образования в семье. Сразу замечу, что никаких аналогий с пустынножителями он не приводит. Речь идет о самой обычной семье.

http://pravoslavie.ru/75172.html

Богослужебные и другие книги и документы Богослужебные книги Крестовоздвиженской церкви большею частью напечатаны в конце XVIII и в первой половине XIX столетия; но есть и более древние, времен царя Алексея Михайловича, напечат. в период ucnpabлehuz книг, предпринятого патриар. Никоном. Между книгами есть много «данных вкладом», с надписями по листам, показыв., когда, кем и в какую церковь дана известная книга. Кроме книг богослужебных, в церковной библиотеке имеются следующие книги: Евангелие на славянском наречии, in 4°, М. 1677 г.; Евангелие, 4°, М. 1771; Евангелия, 4° и 2°, без выход. листов; Библия , М. 1819; Правосл. испов. веры Соборной и Апостольской Ц. Вост. С.-ПБ. 1819; Правила св. ап., вселен. и поместн. соб. и св. отец, 6 выпусков; Евангелие Учительное воскресное. М. 1697; тоже 1707 г.; Книга правил св. ап., соб. вселен. и поместн. и св. отец. С.-ПБ. 1839. Жезл правления... М. 7104; Симфония, или согласие св. Четверо-евангелия и Деян. св. ап. М. 1761 г.; Ключ Разумения... Киево-Печ. Лав. 1660 г. 143 ; О должностях, Амросия Медиолан. М. 1776 г.; Миния Общая, Иннокентия Гизеля, 1680 г.; Четии Минеи, кн. 1–3, 5–12 М. 1852; Некоторые творения свв. Василия Вел., Григ. Бог., Иоанна Злат., Ефрема Сирина , Иоанна Дамаксина (Богословие. М. 1834), Иоанна Леств., Дионисия Ареоп. (О Неб. иерархии. М. 1848), Тихона Ворон. (кн. 1, 2, 5–15. М. 1836); Димитрия Ростовского (кн. 1–5. М. 1849); Кн. о должн. пресвит. приходских. М. 1833; «Жизнь о. Алексия иеросхимонаха Спасо-Симон. мон.» – рукопись; Хронологич. таблицы Хавского; разные беседы и поучения, изд. в 1775, 1776, 1795, 1800, 1817 и др. год.; «Историч. и археолог. опис. ц. Воздвпж. Честн. и Животвор. Креста Господня, в Москве, сост. И. Токмаковым, рукопись, 1897 года 144 . Периодические издания: «Христ. Чтение» за 1827 г., «Душеполезное Чтение» за 1860–1883 гг., «Странник» за 1861–1864, 1866–1874 г., 1880–1881 гг.; «Творение Св. Отец» за 1843–1864, 1871 гг.; «Православное Обозрение» за 1860–1862, 1864–1879, 1883 гг.; «Чтения в Общ. Люб., Духов. Просвещ.» за 1881–1886, 1889–1892 гг.; (и два тома «Сборника» изд. Обществом в 1883 г. по случаю столетнего юбилея высокопреосвящ. м. Филарета); «Москов. Цер. Вед.» с 1882 года; «Цер. Вед.», изд. при Св. Синоде, – с 1888 года, «Православ. Благовестник» – с первого года издания 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Василий Никифоров-Волгин. «Торжество православия» Протодьякон бросал с высоты восходницы огненосное, страшное слово: анна-фе-мма! В этот день мать плакала: Жалко их… Господи!.. 1 марта, 2015 Протодьякон бросал с высоты восходницы огненосное, страшное слово: анна-фе-мма! В этот день мать плакала: Жалко их… Господи!.. Что чувствует сердце человека, когда в церкви раздаются возгласы дьякона об анафеме для грешников? Об этом — в рассказе Василия Никифорова-Волгина о сегодняшнем празднике Торжества Православия. Отец загадал мне мудреную загадку: — «Стоит мост на семь верст. У конца моста стоит яблоня, она пустила цвет на весь Божий Свет». Слова мне понравились, а разгадать не мог. Оказалось, что это семинедельный Великий пост и Пасха. Первая неделя поста шла к исходу. В субботу церковь вспоминала чудо великомученика Феодора Тирона. В этот день в церкви давали медовый рис с изюмом. Он так мне понравился, что я вместо одной ложечки съел пять, и дьякон, державший блюдо, сказал мне: – Не многовато ли будет? Я поперхнулся от смущения и закашлялся. В эти Богоспасенные дни (так еще называли пост) я часто подходил к численнику и считал листики: много ли дней осталось до Пасхи? Перелистал их лишь до Великой субботы, а дальше ух не заглядывал – не грешно ли смотреть на Пасху раньше срока? Отец, сидя за верстаком, пел великопостные слова: Возсия, благодать Твоя Господи, возсия просвещение душ наших; отложим дела тьмы, и облечемся во оружие света: яко да преплывше поста великую пучину. Все чаще и чаще заставляли меня читать по вечерам «Сокровище духовное от мира собираемое» св. Тихона Задонского. Я выучил наизусть вступительные слова к этой книге и любовался ими как бисерным кошелечком, вышитым в женском монастыре, и подаренным мне матерью в день Ангела: «Как купец от различных стран собирает различные товары, и в дом свой привозит, и сокрывает их: так христианину можно от мира сего собирать душеполезные мысли, и слагать их в клети сердца своего, и теми душу свою созидать». Многое что не понимал в этой книге. Нравились мне лишь заглавия некоторых поучений. Я заметил, что и матери эти заглавия были любы. Прочтешь, например: «Мир», «Солнце», «Сеятва и жатва», «Свеща горящая», «Вода мимотекущая», а мать уж и вздыхает:

http://pravmir.ru/vasiliy-nikiforov-volg...

Владыка всяческих, человеколюбивый Бог, всегда дает человеческому роду действительные средства к познанию будущего, и, желая, чтобы каждый преуспевал, восходя к совершенству, вразумляет нас мановениями Своей благости, постоянно привлекая к добру созданного по образу Его человека. Ибо как душа по природе своей имеет наклонность к прекрасному и стремится вожделевать лучшего, так неприязненная область греха, с чрезвычайною хитростью, к затмению действительных благ, душам простым представляет мечтательный образ благ. И посему неисповедимая любовь Божией благодати в богодухновенных Писаниях учит нас ведению истины, по слову сказавшего: Благости, и наказанию, и разуму научи мя (Пс.118:66), чтобы таким образом пришли мы в состояние устранить от себя причину всех зол - неведение, и руководимые светом истинного ведения, познав, что ведение истины есть причина спасения, возмогли совершенно изгнать из себя плотское и неразумное мудрование, утвержденное в нас коварным обещанием знания. Так и вы, превожделенные и возлюбленные братия, не раз просили меня предложить вам слово о том, как надлежит вести себя удалившемуся от плотских удовольствий, от образа жизни обычного веку сему, и как должны вести себя в отношении друг к другу те, которые, подражая апостольскому примеру, описанному в Деяниях, сошлись в один священный сонм, в один учрежденный союз братства, и решились всегда вкупе проводить благочестивую жизнь, какие надлежит им иметь у себя нравственные постановления, а также, какая цель пути к высшей добродетели, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная (Рим.12:2), какое поприще, и какой подвиг предлежат желающим достигнуть совершенства, и поспешающим войти в меру духовного возраста; и чтобы не продолжать вдаль слова, - сие и все к сему относящееся просили вы меня начертать вам письменно к всегдашнему памятованию душеполезного поучения, без сомнения, будучи убеждены, согласно с догматами православной веры, что одно есть Божество достопокланяемой и блаженной Троицы, одна сущность, одна воля, одна слава, благочестно приносить одно поклонение трем Ипостасям единого Божества, как и в святом таинстве крещения пред многими свидетелями благочестно засвидетельствовали мы доброе сие исповедание. Посему и я, видя великое ваше стремление к доброму, и замечая желание взойти на высоту добродетели, не поленился сделать вкратце напоминание, заимствовав содержание мыслей из самых богодухновенных Писаний, а вместе в подтверждение несомненной веры, приложил и самые свидетельства Писания, чтобы не подумал кто, будто бы иное говорю сам от себя, и не стал подозревать, будто бы мудрствую крайнею суетностью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/766/...

Грехи и страсти. В чем разница. 15.03.2023 12:03:23 Иерей Сергий Генченков: Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Сегодня всех вас поздравляю с Великим постом. Началась у нас вторая седмица. Торжество Православия мы с вами празднуем и благодарим Бога за возможность нам с вами поститься постом приятным и благодарить Бога за то, что вот так все премудро и красиво в Церкви Божией устроено. Конечно, поздравляю с календарной, ну пусть еще по новому стилю, но уже с календарной весной. И сегодня, можно сказать, пост у нас только в начале. Хотел бы разобрать с вами такую тему, важную тему: грехи и страсти. В чем разница? Что это значит? Потому что сейчас Великий пост, и самое время над такими вещами поработать. Во-первых, кто бы нам помог разобрать эту тему – это преподобный авва Дорофей. Его же молитвами святыми Господь не оставит нас. Подвижнические наставления святого преподобного аввы Дорофея из второго тома «Добротолюбия». Преподобный авва Дорофей в конце 6 – начале 7 века жил и оставил нам замечательные душеполезные свои поучения и подвижнеческие наставления, которые перевел святитель Феофан Затворник для нас. И составилась пятитомное «Добротолюбие», ценнейшее, конечно, особенно для поста и для нас, в том числе и мирян. То есть не только для монахов, но и для тех, кто живет в миру, очень ценные наставления. И вот как раз у него первое слово. Давайте я вам зачитаю, чтобы нам сразу взять ритм. В первом же своем слове он говорит так: «По благости Своей Бог дал нам заповеди, очищающие нас, дабы мы, если пожелаем, могли соблюдением заповедей очиститься не только от грехов, но и от самых страстей, ибо иное суть страсти, и иное грехи». Не одно и то же. Из-за чего мы с вами и разбираемся в этом. «Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, т.е. совершает с телом те дела, к которым побуждают его страсти; ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним». Вот такое первое слово.

http://radonezh.ru/2023/03/15/grehi-i-st...

Душеполезные поучения Основа для спасения Господь от нас много не требует. Отцы Святой Православной Церкви в своих благочестивых размышлениях так толкуют об основе для спасения: 1. Надо целовать свой крестик утром, как проснешься, и на ночь, когда ложишься в постель, с молитвой Распятому Христу (см. стр. 497). На Кресте Иисус Христос оставил свет и любовь, и от него невидимо излучаются благодатные лучи света и любви. И когда целуем его, то эти благодатные лучи проходят в нашу душу, сердце, совесть, характер. И человек делается освященным, благочестивым, и злая сила не может повредить ему. 2. Надо иметь твердую веру в Бога и Промысл Божий. Что бы с нами ни случилось в жизни, все принимать как от руки Божией для нашей же пользы: благодушно переносить скорби, болезни, напраслину, клевету, укоризну; при всем этом не огорчаться, а радоваться и благодарить Бога за спасительный Промысл Его, что Господь любит нас и посылает нам искупительный крест за наши грехи. «Кого люблю, того и наказую», – говорит Господь. 3. Великая добродетель – открыто исповедовать Христа. Не стыдиться правильно полагать на себя крестное знамение, ибо правильным крестом побеждаем злую силу: «Иже крестом ограждаеми, врагу противляемся, не бояшеся того коварства и ловительства». Тогда ангел-хранитель радуется и помогает нам. Итак, отбросим ложный стыд, ложный страх и открыто, с рассуждением и мудро будем исповедовать Христа и следовать за Христом. Тем православные христиане и отличаются от язычников, сектантов и маловерных, что открыто и мудро исповедуют Христа: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем, прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми ангелами» ( Мк. 8, 38 ). 4. Соблюдать посты, телесные и духовные, по церковному уставу: Великий, Петров, Успенский, Рождественский, а также постные дни: среду и пятницу. Но для больных и престарелых телесный пост ослабляется. 5. Делать с любовию добрые дела ближним и удаляться от дел злых. Считать пропавшим тот день, в который не сделали ни одного доброго дела ближнему или сделали зло ближнему. Ни в какой мере не строить своего благополучия на несчастии другого. Добром платить за зло. За всех молиться и желать всем спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Госпоже и мати наша Марфо, помяни нас у Престола Божия» 3 сентября - день памяти преподобной Марфы Дивеевской (Милюковой) 03.09.2020 804 Время на чтение 6 минут С Дивеевскими Святыми я познакомилась в 2015 году. Если можно так выразиться «познакомилась»… Конечно, я знала о Серафимо-Дивеевском монастыре, о Святых сестрах, о батюшке Серафиме Саровском… Но в этот год, Дивеевские Святые, Божиим промыслом, вошли в мою жизнь, в мое сердце. Мы с мужем, в свой небольшой недельный отпуск, поехали в Псков. Эта поездка вообще заслуживает отдельного рассказа. Но я хочу остановиться, именно, на одном моменте, связанным с Дивеевскими Святыми. Надо добавить, что для меня эта поездка была первой в эти удивительные и, не побоюсь этого слова, святые места. Я рассматривала все вокруг, впитывая каждой клеточкой, слушала, пытаясь все запомнить и осознать. И никак не могла надышаться этим воздухом, этой необыкновенной стариной и, чем-то гораздо, большим… В один из дней, мы решили поехать в Псково-Печерский монастырь, на вечернюю службу. В дороге мы любим послушать поучения Святых Отцов, душеполезные рассказы, поэтому записываем на флешку разные файлы. Таким образом, это время проходит с пользой для души. По дороге в монастырь, мы тоже решили послушать что-то душеполезное. Ведь все к этому располагало… Уж не знаю почему, но в этот раз, мы включили недавно записанные рассказы о житии Дивеевских Святых. Для меня это было просто открытие. Я слушала всю дорогу до Псково-Печерского монастыря и обратно. История каждой из них уникальна и удивительна. Однако, не передать, что творилось с моей душой, когда я слушала житие Марфы Дивеевской. Слезы просто сами по себе катились из моих глаз. Мне было не справиться с ними. Я слушала и удивлялась, как эта маленькая девочка обладала такой взрослой, серьезной душой. Какими самостоятельными и взвешенными были ее решения служить Господу, не смотря на ранний возраст. А в некоторых моментах, я словно видела себя маленькой. Было такое ощущение, что все происходящие события, проходят и через мою душу… Так это оказалось близко мне… Я слушала и моя душа, отзывалась, впитывая эти зерна Истины, эту необыкновенную историю подвижнической жизни…

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/03/go...

К читателям Предлагаемая вниманию читателей книга под именем Слово истины составлена из поучений, первоначально напечатанных в Душеполезном Чтении и затем вошедших в состав особого сборника уже разошедшегося. О достоинстве поучений автор не имеет права судить, пусть судят читатели. Скажу только, что при составлении поучений я заботился об общедоступности их для всех и о практической пригодности. С сей целью я всячески избегал отвлеченности в раскрытии истины и старался оживлять изложение чертами, имеющими близкое отношение к жизни, к нуждам времени, и указывал на явления, наглядно изображающие раскрываемые мысли. С целью не утомлять внимания слушателей, я старался сосредоточить их внимание на немногом, но существенно важном для размышления, предпочитая качество количеству, краткость многоглаголанию. Наряду с поучениями в предлагаемой книге помещено приветственное послание автора к бывшим его московским прихожанам по случаю празднования двухсотлетнего юбилея их приходского храма. Название сборника, Слово истины, дано потому, что автор поучений старался быть верным пастырскому долгу «право править слово истины» ( 2Тим.2:15 ). Епископ Виссарион. 1903 г. Января 13. Сила благодати и сила вражия – Поучение в праздник Богоявления Явися благодать Божия спасительная всем человеком ( Тит.2:11 ). Что это за спасительная благодать Божия? Это благодать искупления Господом Иисусом Христом грешного человечества. Со времени грехопадения прародителей, люди подпали гневу Божию, осуждены на смерть телесную, сделались пленниками диавола. Всем людям грозила вечная погибель, – не только жившим вне закона, но и под законом. Ясно сказано: «елицы беззаконно (не имея закона) согрешиша, беззаконно (вне закона) и погибнут, и елицы в законе согрешиша, законом суд приимут» ( Рим.2:12 ). В первом случае идет речь о язычниках, которые не знали закона откровенного и жили только по закону совести. Они будут судимы по этому закону и погибнут за то, что поступали вопреки совести. Во втором случае разумеются иудеи, которым дан был закон писанный, и за нарушание этого закона они подвергнутся осуждению.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010