СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ Я считаю вредоносными для вас сии действия: испытание разума Писаний, для нас сокровенных и недоведомых; ибо прежде времени познание оных вредит нам, и прежде делания первых познать второе не полезно, а чрез труды и исполнение заповедей, удобопонимаемых нами, откроет Бог и прочее, нами недоразумеваемое. А ежели прежде времени узнать весь разум Писаний, то, возгордившись, ум пренебрежет о деянии: и все потеряет. Что скоро и без труда приобретается, то скоро теряется и пропадает (V, 1,17). Деятельный разум предпочитается простому понятию и разумению Писаний, почему и сказано: разум кичит, а любы созидает ( 1Кор. 8, 1 ). Не надобно углубляться далеко в разумение; чего иногда не понимаете, оставьте это так, ум еще не чист, не может всего обнять; будьте довольны тем, что разумеете, и постарайтесь оное исполнить; тогда и то откроется. Св. Исаак пишет: «горе предати новоначальному высокая», и в другом месте: «не пользует разумение Писаний пребывающих в страстех» (V, 3, 24–25). Наши умы и сердца не очищены и не могут чисто зреть таинственного смысла Священного Писания, то поне да смиримся, и Бог силен послать нам просвещение истинного разума (VI, 49, 80). Толкование Священного Писания должно быть не произвольным, но согласованным со смыслом, утвержденным Церковью Вы, делая свои заключения, основываясь на Священном Писании , нигде не предложили себе заповеди Божией о повиновении Церкви и к ней ни в чем не относили своего умозаключения, но прямо сами полагали смысл Священного Писания, и во многом погрешили. Те люди, которые установляли в Церкви порядок и определяли смысл Священного Писания, были богодухновенные пастыри и учители церковные, в них Сам Дух Святой действовал в оном деле; но вы сего о себе сказать не можете. Хотя и имеете естественный и науками просвещенный ум, но не благодатию. Знайте ж, что мудрость мира сего есть буйство у Бога ( 1Кор. 3,19 ) (1,51,111–112). Слово Божие есть пища для души Верою ищите укрепления в слове Божием; оно есть пища души и целительный бальзам душевных наших язв, в скорби сладкое утешение; оно научает нас, что: егоже любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет ( Евр. 12, 6 ). Слово Божие говорит, что пространный путь и широкая врата вводят в пагубу, прискорбный путь и узкая врата в живот вечный ( Мф. 7, 13 ), и паки: «горе вам, насыщенным, яко взалчете, горе вам смеющимся, яко возрыдаете, а напротив, ублажает тех, кои здесь нищи духом, плачут, коих поносят и изгоняют без правды ( Лк. 6, 25–26 ); потом притчею о богаче и убогом Лазаре показывает, что здешнее наслаждение и благоденствие лишает будущих благ, а скорби и страдание, подобно Лазарю, приобретают оные (блага), и еще то, что многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие (1,78,167).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

СНЫ (СОН) Верующим не должно верить снам …Когда будешь верить снам, то точно немудрено впасть в прелесть. Святые отцы совсем отвергают и велят не верить снам нам, страстным и самомнительным (V, 339, 467). …Сновидениям отнюдь не верь и не обращай на них внимания (И, 89,139). Верующим не должно иметь предрассудков и снам верить; сны могут быть от врагов, для того чтобы смутить человека будущею случайностью. Без Промысла Божия или попущения ничто не может с нами случиться, то и надобно утверждаться верою и с покорностью принимать, что случится, а снам не верить (I, 234, 438). Часто сны обнажают наше страстное устроение Снам верить пусть опасается, довольно с нее успокоения в совести; хотя бы и благодатный был сон, – но все не погрешит, когда, опасаясь прелести, вменит себя недостойною того быть; а второй сон, кажется, изъявляет страстное устроение, как о сем пишут святые отцы, – кто какой страсти подвержен, тому и во сне бесы представляют подобное, например: гордым и честолюбивым – престолы, колесницы, возношение на высоты; гневливым – зверей, свары и споры; сребролюбивым – злато и сребро и попечение о стяжаниях; а плотолюбивым – плотские представления. Надобно оные сны пренебрегать; ежели станем судить, обратив в хорошую сторону, – прельстимся и впадем в гордость; а ежели в худую – то будем смущаться и отчаиваться. Сны благодатные бывают, – но смиренным, очищенным от страстей, или страждущим какими скорбями и напастями, ко утешению; но и то с большим рассуждением надобно принимать оные (V, 567, 753–754). Через сны бесы могут приводить к обольщению и прелести Виденный тобою сон хотя и лестен, но ты не должна увлекаться к обольщению, будто ты того уже достойна; но паче смирением себя сохраняй, недостойною себя вменяя таковых видений, то и не повредишься (III, 91,194). …Чрез сии по видимому благоявленные сны враг может представить к обольщению и такие, от коих немалый душе вред пострадати можете. Подобные случаи я довольно знаю на опыте и в историях видим; наш ум так еще дебел и неочищен, что не может различить истины от лжи, и много бывает ошибок, наносящих вред. Истинное рассуждение дается только смиренным, но о сем сокровище и св. Иоанн Лествичник сказал, что качества оного словом изобразить не можно; и вы не можете о себе думать, чтобы стяжали дар смирения. Я вам лично много говорил и теперь тож подтверждаю: не давайте веры снам, для вашей душевной пользы (I, 83, 176).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

ССОРЫ В купножитии вашем и подвиге на спасительном пути вам должно иметь залог мира и любви; да я и надеюсь, что оный есть у вас; но враг, завидуя сему, тщится воздвигать между вами раздор ничтожными вещами: «не так слово сказала! не так взглянула! не имела ко мне внимания!» – и подобным сим возмущает ваше душевное устроение; но вы, нисходя самоукорением во глубину смирения, низвращайте оное, всякая считая себя виновною, когда оскорбилась, и предваряйте друг друга в примирении, низлагая сим вражии козни. Вы имеете много книг духовных, читаете их и знаете, что должно делать. Остерегайтесь же мыслить, что вы лучше других живете, но считайте себя хуже всех (IV, 87,227–228). …После случившегося келейного вашего кораблекрушения настала тишина. Слава Богу, не попустившему до конца поругаться врагу над вами. Всему причиною ваше самолюбие, которое колеблет внутреннее ваше море страстей. Ох! нужны, очень нужны смирение и любовь! Как мне вас жаль, что с вами случаются почти ежедневные потрясения, то отвне, то отвнутрь… Я заметил уже выше, что причиною сему ваше самолюбие, по которому враг так сильно на вас и вооружается и низлагает. Храните, говорю, храните келейный мир; оный нужен вам для удобоношения отвне бываемых приражений. Нельзя дивиться тому, откуда оные происходят; это Богу единому сведуще и Ему попускающу. Случаи же сии, конечно, не без пользы для вас: как бы вы научились терпению, когда бы вас никто не трогал, а все бы вас ублажали? (IV, 37, 78–79). …Нечем порадоваться о вашем бедном устроении, и не сказать ли того: ждах да сотворит гроздие, и сотвори терние ( Ис. 5, 2 ); с обеих сторон один глас: «не тронь меня!» Когда ж мы исцелимся? Не смотрением ли Божиим попускаются случаи к нашему исцелению? А мы их отвергаем. Я уж не знаю, писать ли мне к вам о любви и смирении и предпочтении каждой друг другу и считании себя последнейшею? У каждой самолюбия спицы вверх торчат. Вы читаете книги, поучаетесь, что каждая должна стараться не наносить друг другу оскорблений, а при нечаянном случае сего стараться понести друг друга любовью и смирением: но вы их чужды; одна говорит: «не останавливай меня, когда я хочу чем заняться», а другая: «не говори мне сих слов, что стесняешься от меня». Рассудите сами: должна ли каждая из вас стараться не говорить и не делать того, что неугодно сестре, и наоборот: не нужно ли и каждой из вас потерпеть случающиеся приражения?.. 31 глава Симеона Нового Богослова довольна вас уверить о причине ваших возмущений; и – Илии Экдика главы, о коих много раз вам повторял (IV, 47,102–103).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

ТЩЕСЛАВИЕ Пишешь о высокоумных своих помыслах, что во всяком исправлении помыслы тебя хвалят: это очень опасно и есть начало прелести. Когда бы всякому исправлению последовало смирение, то это бы добре было. Помни больше свои грехи и считай себя меньшу всех; тогда благодать Божия тебя оправдает. Где ж твои исправления, когда ты не переносишь никаких оскорблений? И как можно оставить есть молочное? Это значит на огонь подлить масла, и будет пища твоему тщеславию. Употребляй молочное с воздержанием, во славу Божию, то нимало не повредишься. А больна бываешь не от молочного, а от нетерпения и неимения смирения (VI, 64, 105). Тщеславие и добрые дела губит …Я только почитаю должным напомянуть вам, дабы все, что было доброе, творимое вами, проникнуто было смирением: молитва ли, пост ли, милостыня, прощение ближним и прочее, все это делайте во славу Божию и со смирением. Я потому это вам предлагаю, знаю, что ненавистник добра, диавол, когда не успеет нас отвратить от какого-нибудь доброго дела, то старается помрачить оное высокоумием и тщеславием (I, 161,325–326). …Как во всяком деле добром приплетается тщеславие и о себе мнение, то надобно оному противляться и отвергать; а то как вьющееся растение многие даже деревья иссушает, так и тщеславие добрые дела погубляет (V, 575, 774). Что делается с благим намерением, то не может повредить; только надобно наблюдать, чтобы и к благим растениям не привился плющ, который может иссушить плод оных, – разумею плющ – тщеславие, которое к тебе и приближалось; но на это надобно иметь бодрость ума и видеть свою худость; а то и падения невольно смирят (III, 273, 484). Сколько могу заметить, ты водишься тщеславием, желаешь, чтобы не заметили твоей немощи, а хочешь казаться исправною; самоукорения же и смирения в тебе и не видно, о коих ты и не стараешься (V, 496, 666). Как бороться с тщеславием Пишешь, что бороло тебя тщеславие за мнимое твое благоразумие, но когда вспомнила о нечистоте высокосердого, то и прошло; так надобно и всегда исторгать сей корень зла из сердца; он все растения благих дел оскверняет и непотребными творит. О сем много есть у святых отцов наставлений и учений (III, 149,273–274).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Что же нужно, чтобы жить по благодатной Божественной воле? Духовный опыт христианства свидетельствует, что этот навык как добрый плод появляется и созревает по мере духовного совершенства человека. Если растет в нас вера, то и возрастает во всем доверие к Богу. Тогда крепнет в нас решимость и обретается умение угождать во всем Ему. Если исчезло в нас себялюбие и умножилась любовь, то очистилось и наше духовное око, чтобы увидеть угодное Богу. Так со всеми добродетелями. Преп. Макарий Великий применяет к добродетелям образ золотой цепочки: все звенья связаны и каждое тянет за собой другое. И наоборот, «если естественные силы души не будут очищены от сквернот и срамот, какими они завалены по причине грехов, и если не получат затем должного врачевания, преобразования и укрепления, то с ними нет никакой возможности исполнять волю Божию» (Преп. Симеон Новый Богослов). В богатой сокровищнице 17-векового опыта монашества есть много доказательств, что быстрее других достигали высот те, кто с самого начала монашеской жизни главной целью поставили полное отсечение своей воли и стяжание смирения. Самый яркий пример – преп. Досифей, который за пять лет сподобился святости и стал в лике тех, кто десятилетия провел в пустыне, совершая суровые аскетические подвиги. «Не в видимых пустынях и горах пребывал он и не полагал великим иметь власть над дикими зверями, но он возлюбил душевную пустыню и желал приблизиться к горам вечным, дивно просвещающим, и наступать на душегубительные главы мысленных змей и скорпионов. Сих вечных гор он вскоре и сподобился достигнуть, с помощью Христовою, страдальческим отсечением своей воли; а отсечение своей воли открыло ему непогрешительный путь святых отцов, который показал ему блаженное оное бремя лёгким и спасительное и благое иго поистине благим. Отсечением же своей воли он научился лучшему и дивному способу возвышения – смирению, и принятую от святых старцев заповедь: " будь милостив и кроток " исполнил на самом деле, а чрез сие украсился всеми добродетелями. Блаженный всегда носил во устах оное старческое изречение: " достигший отсечения своей воли достиг места покоя " . Ибо он, старательно испытав, нашел, что корень всех страстей есть самолюбие» (Авва Дорофей, Душеполезные поучения).

http://pravoslavie.ru/6643.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН-ВАРСОНОФИЙ [греч. Ιωννης, Βαρσανοφιος], прп. (пам. 28 или 29 февр.), агиографический персонаж, появившийся в результате компиляторской деятельности составителя пространной редакции древнерус. Пролога (3-я четв. XII в.), дополнившего память свт. Варса , еп. Дамасского, руководствуясь созвучием имени, рассказом, относящимся к др. лицу. В этом рассказе говорится об Иоанне, родом из Палестины, крестившемся в возрасте 18 лет и впосл. принявшем монашеский постриг. За добродетельную жизнь он был поставлен архиепископом Дамаска, но, т. к. архипастырские обязанности было трудно совместить с иноческими подвигами, Иоанн оставил кафедру и тайно отправился в Александрию, а из нее на Нитрийскую гору. Он пришел в один из монастырей в нищенской одежде, скрывая свой архиерейский сан и называя себя Варсонофием. Днем он исполнял послушания (носил воду в монастырь, работал поваром), а ночь проводил в молитве. Один инок сильно досаждал святому, давал ему оскорбительные прозвища, обливал помоями и нечистотами его келью, так что она всегда была полна смрада. Игумен, узнав о происходящем, хотел наказать обидчика, но И.-В. упросил его не делать этого. Через некоторое время И.-В. был узнан прп. Феодором Нитрийским и ушел в Египет. Там он получил дар прозорливости, боролся с еретиками и написал много душеполезных книг. Сходная история об иноке, осквернявшем келью Дорофея Газского , содержится в «Душеполезных поучениях» ( Doroth. Doctrinae. 4. 57), где ей предшествует рассказ о том, как авва Дорофей служил прп. Иоанну Пророку , ученику прп. Варсонофия Великого . Этот сюжет был заимствован Никоном Черногорцем при составлении Пандект. Скорее всего составитель пространной редакции Пролога почерпнул данный рассказ не непосредственно из сочинения Дорофея Газского, а из Пандект Никона Черногорца ( Прокопенко. 2008. С. 731, 759). При этом составитель проложного сказания пользовался дополнительными неустановленными источниками при описании происхождения И.-В., его избрания архиепископом, бегства из Дамаска, службы в поварне и при упоминании имени Феодора Нитрийского. Возможно, эти детали являются придуманными, что характерно для составителей пространной редакции Пролога (напр., Жития св. Параскевы (29 окт.) и мч. Виктора Коринфского (6 нояб.)).

http://pravenc.ru/text/577936.html

Каждую из сих добродетелей человеколюбивый Господь приемлет как благий дар; и я надеюсь на Бога, что из вас нет никого, кто бы явился пред Богом тощ, т. е. ни с чем, но с сими честными дарами. Чрез меня смиренного воздвигли вы, на основании подвижничества вашего, «злато, сребро, камение честное, – т. е. дела добродетели, которые не сгорят, когда будут искушены вечным огнем, как напротив имеют сгореть злые дела, – дрова, сено, тростие» ( 1Кор. 3, 12 ), дела греха и злобы. Но так как при помощи Божией в эти немногие дни стяжали мы сии похвальные и душеполезные дела, то будем теперь иметь предосторожность соблюсти их, когда изменятся дни, дабы ничто не погибло из трудов наших, и труды не остались бы тщетными. Но время и дни пусть изменяются по повелению Божию: «вы же, – как говорит Господь Апостолам, – пребудите в любви Моей» ( Ин.15, 10 ). Не будем изменчивы, но утвердимся в лучшем: из искры малой добродетели претворимся в светильник светлый и сияющий, и из звезды, претворившись, соделаемся солнцем. О, дабы никогда не останавливаться нам на пути добродетели, и не увлекаться тем, что вожделенно для мира, что на короткое время услаждает, а бесконечно опаляет и мучит, что предлежит для испытания произволения человеческого, и пред благоговейными и богобоязненными оказывается удобопрезираемо, а пред чревоугодниками и плотолюбцами является велико и удивительно. О, если бы Бог даровал мне слово, выразить желание смиренной моей души, преуспевать вашей любви и с теплым усердием простираться вперед в добродетелях по Богу. Впрочем вы и сами мудры и разумны, и можете научить доброму и себя и других. А мое слово, хотя несколько и уклонилось, но мы возвратимся опять к своему предмету и заключим слово. По чину, который соблюдали мы в прежние дни и до сего времени, совершим предпразднственное торжество Ваий; отверзем монастырь, приимем входящих мирян, окажем им приветствие, и побеседуем с ними, как подобает и как Богу угодно. Все да бывает во славу Божию, дабы и видящие нас сказали, что поистине с таковыми отцами пребывает Бог . Если же окажется потребность и выхода из монастыря по какой-либо нужде, будем иметь ту же внимательность и осторожность. Если так сотворим, то и Пасху великую и священную будем праздновать Богоугодно, и страстям Христовым приобщимся, и светом воскресения просветимся, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Обзор пособий по Аскетике Скачать epub pdf Основы аскетики как учения о христианском подвижничестве начали формироваться уже в ранние времена существования Церкви. С того исторического периода до нашего времени дошли и такие литературные произведения, где изложены общие нормы и требования духовно-нравственного характера, и такие, что являют примеры жизни конкретных христианских подвижников, описывают их духовные подвиги, указывают на те духовные средства, при помощи которых они достигали высот добродетельности, праведности, святости, на различные аспекты осуществлявшейся ими духовной борьбы. Скажем, к числу первых принадлежит литературный памятник « Дидахе ». Среди произведений второй группы можно выделить: « Житие преп. Антония Великого », составленное святителем Афанасием Александрийским , « История боголюбцев » блаженного Феодорита Кирского и др. По мере развития института монашества в Предании Церкви накапливались ценнейшие знания из области аскетики, приобретавшиеся духовно-опытным путём, выявлялись тончайшие причинно-следственные связи между использованием определенных методов аскетического делания и результатами применения этих методов на практике. Данный опыт описывался, передавался в виде поучений. Примерами такого рода поучений могут служить: сочинение преподобного Иоанна Кассиана Римлянина « Писания к семи другим, посланным к епископу Гонорату и Евхерию, собеседованиям отцов, живших в египетской пустыне Фиваиде », « Душеполезные поучения » преподобного аввы Дорофея , « Лествица » преподобного Иоанна Лествичника , и др. Фундаментальным сводом аскетических наставлений, назидательных примеров духовно-нравственной жизни подвижников является « Добротолюбие ». Выходу этого собрания аскетической мудрости в широкое публичное пространство способствовал преподобный Никодим Святогорец (автор популярнейшего ныне аскетического произведения « Невидимая брань »). Значимость этого многотомного сборника для православного образования трудно переоценить. «Добротолюбие» охватывает множество аспектов аскетического учения и аскетической практики, как то: « О покаянии », « О безмолвии и молитве », « О добродетелях и страстях », « О восьми духах зла », « Борьба с восемью главнейшими страстями », « О бесстрастии ».

http://azbyka.ru/otechnik/chto-chitat-kh...

Тридцать первый день. Поучение 2-ое. Преподобный Спиридон печерский. (О чтении священных и душеполезных книг). I. Ныне празднуется святою церковию память преподобного Спиридона печерского. Кто он был? Он был человек простой, происходил не из города, а из села, и был совсем неграмотный. Имея сильное влечение к монашеской жизни, он ушел в Печерский монастырь, и здесь начал учиться грамоте, хотя был человек не молодой, и так полюбил чтение священной книги Псалтирь, что выучил ее наизусть и каждый день прочитывал ее всю, не смотря ни на какую работу. Когда его сделали просфорником, то он не оставлял своего любимого занятия: рубил ли он дрова или месил тесто, он постоянно имел в устах дивные, величественные и трогательные, покаянные и хвалебные псалмы св. царя и пророка Давида, читая или поя их. Однажды преподобный совершал свою обычную работу и разжег печь для испечения просфор; но вдруг от пламени, выходящего из печи, загорелась крыша дома. Тогда преподобный снял с себя мантию и закрыл ею устье печи, а сам, завязавши во власянице (нижняя монашеская одежда) рукава, пошел на колодезь и наполнил ее водою, между тем позвал на помощь братию. Братия, пришедши, увидели чудную вещь: мантия, которою закрыта была печь, не сгорела, и из власяницы вода не вылилась. Погасивши пожар, все прославили Бога. В таком смиренном послушании преподобный Спиридон тихо и преставился. (Чет. Мин. 31 окт.). II. Вот как древние христиане любили читать священные книги! Даже в пожилых летах учились грамоте, чтобы только иметь возможность поучаться в слове Божием день и ночь. Так ли мы любим читать священные книги? Стыдно сказать, а нередко бывает, что иной православный христианин наизусть знает какую-нибудь сказку, а о своем Спасителе, Господе нашем Иисусе Христе не может ничего рассказать... Да если бы ты был даже вовсе безграмотный человек, и тогда тебе стыдно бы ничего не знать о своем Спасителе, и тогда тебе следовало бы всячески постараться узнать: как Он жил, какие чудеса творил, чему учил людей и как пострадал за нас, как воскрес, на небеса вознесся и как паки приидет судить живых и мертвых; все это и безграмотный христианин должен знать; а тебе Бог грамоту дал уразуметь и ты не хочешь прочитать жизнь своего Спасителя! Свойственно ли это истинному христианину?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Учение православно-кафолической веры, изложенное приходским священником к своим прихожанам. Том 1 Источник Том 2 → Предисловие Призванный к служению священническому, в котором благовествование слова Божия составляет существенный и необходимый долг, при помощи Божией я исполнял сие дело, сколько позволяли мне мои немощи. Таким образом составлены и произнесены были мною поучения о всех важнейших истинах Веры православный. Уповаю, что благодать Божия, давшая мне дерзновение беседовать о высочайших тайнах спасения, отверзала сердца слышавших к приятию глаголов живота, — и весть Господь те добрые души, которые из немощного моего слова извлекли и сохранили назидание себе. От сего чаяния я перешел к намерению издать в свет поучения мои. Ищут люди в прахе и земле частицы многоценного вещества. Не искусно мое слово и прахом скудоумия покрыто оно: но в нем содержится чистое злато Божия Слова и сребро учения святых Отцев Церкви. Посему предполагаю, что христолюбивые читатели и в собрании сих Бесед обретут душеполезные для себя наставления. Себе же, как награды, ищу душевного спокойствия, каким может пользоваться раб неключимый, сотворивший то, что должен был сотворить. С. Е. П. Содержание Беседа 1. (Вступительная). 1 О БОГЕ, ЕДИНОМ ПО СУЩЕСТВУ. Беседа 2. О том, что Бог есть един. 8 Беседа 3. О том, что Бог есть Дух. 13 Беседа 4. О вечности, благости и правосудии Бога. 18 Беседа 5. О святости и всеведении Бога. 24 Беседа 6. О вездеприсутствие и всемогуществе Бога. 29 Беседа 7. О том, что Бог неизменяем и всеблажен. 35 О БОГЕ, ТРОИЧНОМ В ЛИЦАХ Беседа 8. О непостижимости таинства пресвятой Троицы и о некоторых подобиях для объяснения сего таинства заимствуемых из природы видимой. 40 Беседа 9. Изложение учения о пресвятой Троице. 44 О БОГЕ, КАК ТВОРЦЕ Беседа 10. О сотворении Ангелов. 50 Беседа 11. О духах злых, или бесах. 57 Беседа 12. О сотворении мира видимого. 63 Беседа 13. О том, что нет ничего в мире видимом созданного без пользы и назначения. 69 Беседа 14. О том, что Бог не есть виновник зла в мире видимом. 74

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010