28 сентября 2015 года в Доме Правительства РФ под председательством вице-премьера России Ольги Голодец состоялось очередное заседание Совета по вопросам попечительства в социальной сфере. Главной темой обсуждения стал вопрос о развитии инклюзивного подхода в сфере образования и социальной защиты населения. «В настоящее время у нас, в России, обучается 481 тысяча детей с ограниченными возможностями здоровья, и большинство этих детей обучается в обычных общеобразовательных организациях. 159 тысяч детей учатся в инклюзивных классах общеобразовательных организаций, но это не значит, что у нас нет проблем, — сказала Ольга Голодец. — Педагоги все время жалуются на трудности с получением своевременной консультации по работе с такими детьми. Но факт остается фактом: инклюзия нарастает в нашей системе образования, и мы должны принимать это в расчет». В своем выступлении член Совета епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон отметил, что к правильному восприятию инклюзивного образования необходимо готовить как педагогов, так и родителей здоровых детей. «Очень часто ребенка-инвалида воспринимают как некую тяготу, некую сложность, которую надо терпеть и с которой надо смиряться. Но это не так. На самом деле здоровые больше нуждаются в присутствии детей-инвалидов, чем инвалиды — в помощи здоровых людей», — сказал викарий Святейшего Патриарха. Он напомнил слова аввы Дорофея, который утверждал в своих «Душеполезных поучениях», что больной больше благотворит ухаживающему за ним, чем наоборот. «Человек должен уметь любить не только внешнюю красоту, не только общаться с теми, кто ему интересен, но и с теми, кто нуждается в его помощи и поддержке, — подчеркнул духовник православной службы помощи «Милосердие». — Общение с этими людьми помогает обратить внимание на внутренний мир человека, который у детей с ограниченными возможностями часто бывает богаче, чище, целомудреннее, чем у их сверстников». Викарий Святейшего Патриарха отметил, что «необходимо включить в курсы основ религиозных культур и светской этики тему восприятия людей с ограниченными возможностями и правильного к ним отношения».

http://pravoslavie.ru/82556.html

Е.В. Тростникова О патериках Патерик, или, по-русски, Отечник – это собрание историй об отцах, то есть монахах, старцах. Такие сборники стали появляться еще в древности, со времени расцвета монашества. В бесхитростных и при этом глубоких историях патериков до нас донесен неоценимый, бесценный опыт духовной жизни самой высокой, можно сказать, пробы, причем цепочка передачи этого опыта может быть и самой краткой: запись рассказа очевидца, ученика. Рассказы из таких патериков святитель Игнатий (Брянчанинов) в XIX веке объединил в сборник под названием «Отечник»; есть также тематический сборник «Отечник проповедника», составленный уже в XX веке рано умершим игументом Марком (Лозинским) . Все эти книги представляют собой потрясающе интересное и душеполезное чтение. С IV века, когда распространилось монашество, в разных его формах – от многолетнего уединенного отшельничества до общежительных монастырей – формирование православного учения о человеке происходит именно в этих лабораториях Духа – монашеских кельях. Что есть человек, какие силы в нем действуют, как пролегает путь из противоестественного греховного состояния к вышеестественному состоянию обужения – святости, являющейся назначением человека, откуда возникают и как действуют в человеке страсти и как им противоборствовать, – это было содержанием мысли и жизни монахов древности. Обретенный и осмысленный ими опыт не устарел и поныне и не устареет до конца мира. Этот опыт передавался прежде всего лично, от учителя-старца, «аввы» (отца) к ученику-послушнику, от преуспевших к новоначальным. Чтобы приобщиться к этому опыту, услышать поучения старцев и прикоснуться к их мудрости, люди совершали порой очень дальные путешествия, исполненные опасностей, какие нам трудно и представить, а потом заносили рассказы об этих странствиях в книги («Лавсаик» Палладия, епископа Елеонопольского, «Жизнь пустынных отцев» Руфина пресвитера, «История боголюбцев» Феодорита Киррского и другие). Само же поучение происходило прежде всего жизнью. Один из сборников повествований о монахах, Древний Патерик, донес до нас такой эпизод:

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pritch...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Собрание «нравоучительных» сочинений преп. Максима Грека: Слово 1. Весьма душеполезное для внимающих ему. Беседует ум к душе; здесь же и против лихоимства Слово 2. Беседа души с умом, в вопросах и ответах, о том, откуда рождаются в нас страсти; здесь же и о Божественном Промысле и против астрологов Слово 3. Прение о твердом иноческом жительстве, где лица спорящие суть: Филоктимон и Актимон, то есть, любостяжательный и нестяжательный. Слово 4. О покаянии, очень полезное для тех, кои с верою и нелицемерною любовью, со вниманием и должным рассуждением прочитывают оное. Слово 5. О покаянии Слово 6. О ненасытном чреве, служащим для иночествующих причиною бесчисленных зол Слово 7. О прелести сонных мечтаний Слово 8. Нравоучительные наставления для владеющих над истинноверующими Слово 9. О непостижимом Промысле Божием, Его благости и человеколюбии; здесь же и против лихоимцев Слово 10. К тем, которые живут во грехах неисправимо, но ежедневно исполняют каноны и молитвы, установленный святыми отцами, и этим надеются спастись Слово 11. О том, что следует нам делом исполнять наши обеты Слово 12. Поучение к монашествующим о прохождении иноческой жизни и о значении великой схимы Слово 13. Послание к некоторому желающему отречься мира и идти во иночество, но медлящему, который не раз уже чувствовал понуждение к сему, но еще просит от преп. Максима разъяснения некоторых притчей и загадочных темных изречений Слово 14. К намеревающимся оставить своих жен без законной причины и поступить в иночество Слово 15. Откровение Пресвятой Богородицы к лихоимцам, развратникам и делателям всякого зла, которые всякими канонами и различными пениями надеются благоугодить Ей Слово 16. Относительно разрешения обета поста Слово 17. Побуждение к покаянию Слово 18. Послание к некоторому другу его, сидящему в темнице, который спрашивал его, как избавиться от искушения сатанинского, от случающихся во сне скверных истицаний, от блудных ощущений и помыслов и от малодушия

http://pravbiblioteka.ru/book/nravouchit...

ОТЧАЯНИЕ Прежде же надобно оставить грех и удаляться случаев, приводящих к оному, а отчаиваться отнюдь не должно; ибо отчаяние лишает надежды спасения, ввергает еще в вящие согрешения и само считается пред Богом тягчайшим грехом (I, 132, 275). Отчаяние, по словам святых отцов, – плод гордости …Сколько могу заметить, в вашем устроении враг имеет сильный к вам приступ: возносит до небес и низводит до бездн; а это и есть вид духовной гордости, и самое отчаяние есть плод оной, потому-то и попущаемся падать, что не имеем смирения. К успокоению вашему потребно смирение и благонадежие; на смирение призирает Господь и ниспосылает Свою милость. Я не знаю, какой род грехов вас тяготит и смущает; только это известно, что несть грех побеждающ человеколюбие Божие (I, 5, 24). В спасении мы должны надеяться только на заслуги Иисуса Христа и Его милосердие Ты не видишь в себе дел, на которые бы имела надежду о спасении; то смирись и возложи надежду на Господа нашего Иисуса Христа, распятого на кресте и кровию Своею пречистою омывшего грехи всего мира; и ты имей упование на Его милосердие. Он и за твои грехи страдал. Без Его заслуг никакие наши ни подвиги, ни страдания не помогут нам; но и без смирения дела никакой пользы не принесут, а смирение и кроме дел спасает. Ты должна заметить в себе, нет ли гордости; ибо отчаяние, по учению святых отцов, есть плод гордости, и постарайся отвергать оную от себя (IV, 212, 500). В отчаянии – все свои немощи и грехи ввергать в бездну милосердия Божия, сокрушаться об них и каяться, но надеяться на помилование, ибо Господь за грешников пролиял пречистую Свою кровь. И хотя бы мы весь закон исполнили, но не должны надеяться от дел своих спасения, а считать себя неключимыми рабами, по слову Господню. Прочтите у св. Марка Подвижника в слове о думающих оправдаться от дел; много найдете глав, где не дает права надеяться на дела, но как долг оные исполнять (I, 233, 433). В отчаянии надо прибегать к смирению …Вы говорите и о грехах наших пред Господом: видя свои грехи, не исправляемся, каемся, и ложь пред Богом обретаемся, а горее скота, возвращающегося на свою блевотину. Вы не только так думаете, но чувствуете и сознаете, и в недоумении говорите: «что ж делать?» – и тут же молитвенно взываете ко Господу, да совершится сила Его в вашей немощи… Поэтому имеете надежду на безмерное Его милосердие и человеколюбие к нам, грешным, и далеко отстоите от рва отчаяния, или, как пишет св. Иоанн Лествичник : «опираясь на жезл надежды, отгоняете пса отчаяния». Св. Исаак Сирин очень утешительно возбуждает к покаянию и удерживает от отчаяния в 7 Слове… а при сознании нашей греховности советует прибегать к истребляющему вся грехи наши – смирению; прочтите 46 Слово его: «Смирение и кроме дел многа прощает согрешений» и прочее (I, 213, 404). Как отвечать на помыслы отчаяния

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

ПОМЫСЛЫ НА МОЛИТВЕ Не удивляйся тому, что во время службы находят тебе помыслы различные: когда ты принимаешься за оружие против врагов, т. е. молитву, то и они на тебя вооружаются сильнее прилогами помыслов. Прибегай ко Господу на них молитвою и не смущайся: они исчезнут; а когда будешь смущаться, видя, что оные не оставляют тебя, то сим больше их на себя вооружаешь; а когда со смирением стоя вопиешь на них к Богу, то и успокоишься… (IV, 219, 513). В случае же рассеянности мыслей на молитве не надобно смущаться, но смирять себя и окаявать, что может нас успокоивать, в чем святой Иоанн Лествичник укрепляет, научая: «старайся всегда бродящие твои мысли собрать воедино. Бог не взыскивает того, чтоб ты во время молитвы совсем никаких не мог иметь других мыслей; не отчаивайся, будучи мыслями расхищаем, но благодушествуй, созывая всегда бродящие свои помыслы: никогда бо не быти расхищаему мыслями, единому Ангелу свойственно» (Степень 4)… (I, 3,15). Не смущайся борющих тебя помыслов, смиряйся и кайся пред Богом Ты пишешь, что несколько дней непрестанно борют тебя разные помыслы, которые и объяснить затрудняешься ты. В особенности они смущают тебя во время пения, чтения и церковного служения. Этому удивляться нечего, и не надобно смущаться: помыслы лезут в ум твой против твоего желания, а ты, по немощи твоей, согласуешься с ними и смущаешься. Молитва есть оружие против диавола; ты на него вооружишься, и он противостаёт тебе помыслами; но ты, вместо того чтобы смущаться, кайся пред Богом и смиряйся, сколько бы раз ни случилось тебе увлечься мыслями. Когда будешь иметь залог смирения, то враг не может противостать оному. Итак, не смущайся, а кайся! Бог приемлет молитву смиренных (VI, 178, 289). Рассеянность на молитве – от гордости Когда становимся на молитве, тогда враги ополчаются против нас, влагая разные помыслы и представляя неподобные мечты, стараясь отторгнуть от молитвы или ввергнуть в уныние. Но мы должны иметь благое произволение о приношении молитвы и стараться о собирании бродящих мыслей наших в словеса молитвы; но при нашествии оных не смущаться, а, познавая свою немощь, каяться пред Господом. Смущение за нашествие помыслов показывает малодушие наше, происходящее от гордости; мы хотим видеть себя чистыми пред Богом, по примеру фарисея, а не грешными, как мытарь; Оттого-то нам и не дается чистота молитвы, что мы возмним о себе нечто высоко; а еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом ( Лк. 16, 15 ). Так лучше при недостатках наших смиряться и каяться, нежели смущаться; а при исправлении не высокомудрствовать (III, 2,18–19). Прогоняй помыслы смирением

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

ПОХВАЛА Помысл о себе высокого мнения есть тяжкий грех пред Богом …Ты думаешь о себе, что ты живешь хорошо и лучше других, и не понимала, что это грех; того ради и попустилось тебе испытать наказание в хульных помыслах. Знай же вперед, что помысл о себе высокого мнения есть тяжкий грех пред Богом, а люди, им одержимые, не только не каются в них, но и за грех не считают. Берегись же вперед сего злого корения! (VI, 155, 254). Похвала лишает награды в будущей жизни Сколько же вредна слава человеческая! Хоть бы и точно человек имел что-либо достойное похвалы, но когда услаждается шумом слов оных, то уже лишается будущей славы, по учению святых отцов… (II, 155,243). Похвала людская не повредит, когда мы оною не услаждаемся; а если принимаем с удовольствием, то, по слову св. Исаака: (таковой) «делатель безмезден есть», т. е. лишается мзды или воздаяния (I, 236, 446). Хвалебные мысли свои старайся уловлять и поставляй их в числе тех же падений, или и горше, потому что они суть виною других падений (III, 150, 274). Кто в чем похвалится, в том после искушение претерпит Сия измена десницы Вышняго ( Пс. 76, 11 ), что ты не скучаешь в теперешний раз, приехавши из миру, и любишь свою обитель; благодари Господа, а не превозносись о сем; ибо всяк, кто в чем похвалится, в том после искушение постраждет (V, 483, 653). Больше всего надо бояться похвалы бесовской и своей Спрашиваешь о похвале, как принимать оную, за простоту вашего обращения? На это есть у вас ответ св. Варсонуфия в списочной книге: о смирении лист 195, – и довлеет вам; и еще у св. Марка: «возлюби прежде обличение о злобе, тогда будешь неосужденно принимать и похвалу о добродетели». При похвале же вас от других берегитесь своей, или паче бесовской похвалы, но мысленно считайте себя хуже всех, то и не повредитесь от не принадлежащих вам похвал (III, 154, 278). Намерение ваше благое… вы не хотите, чтобы о сем знали другие по многим причинам, дабы не скорбели на вас, не препятствовали, а другие чтобы не хвалили: все сии предосторожности хороши. Но остерегайтесь душевного льстеца, дабы он не предстал к вам с умственным велехвалением вас и ублажением за доброе сие расположение. Представляйте себе, что без помощи Божией мы ничего сделать не можем, то нечем и гордиться. Когда же возмним о себе нечто и припишем себе благие дела, тогда и помощь Божия отымется, и мы познаем свою скудость в добре и немощь во исполнении оного (V, 105,182–183).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Разделы портала «Азбука веры» Начал читать Авву Дорофея , Душеполезные поучения. Начало нравится, про отвержение мира. Но психотерапевт говорит (болею неврозом), что лучше этим не заниматься, мол каждый раз от погружения в религию мне хуже. Я сам не очень это замечаю. Только после чтения неохота ничего делать, что говорит психотерапевт. Но может это и не связано, не знаю. Вообще мне кажется что причина моей болезни в духовном. Не знаю прав ли я. Похожие вопросы 4 Ответа Я хорошо знаком с людьми, которым от неврозов (ОКР, деперсонализация и т. п.) помогает именно практика православной веры, так как причины подобных расстройств действительно лежат в духовной сфере. А вот позиция Вашего психолога внушает определенные опасения. С уважением, Обсудите этот вопрос со священником, которому доверяете. Я убежден, что чтение аскетической литературы для большинства верующих, должно быть под руководством духовного наставника. А уж человеку с неврозом это может быть вообще противопоказано, знаю не понаслышке. Это как с лекарствами в аптеке: что для одного лекарство, для другого может стать ядом. Предлагаю Вам нашу подборку книг для мирян. Я в храм не хожу. И священника такого нет. Просто интересно. А то, что вы скинули, можно читать не воцерковленному человеку? Читать-то можно, другой вопрос, что без приложения к жизни, это не принесет большой пользы. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него. ( Лк 11:11–13 ) Я сомневаюсь, что от погружения в Православие может ухудшиться психическое здоровье. Напротив, Бог нас исцеляет, а не губит! Что же касается такой литературы, то её чтение действительно лучше согласовать со священником. Храни Вас Бог! Какая-то странная позиция у Вашего врача: чтобы было все хорошо, надо избегать всего духовного. Может, он Вам так и Царство Небесное гарантирует, только бы Вы не молились и заповеди Божии не исполняли?

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-chitat...

РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ От чего происходит раздражительность и как она исцеляется Пишешь ты, что последняя болезнь твоя есть следствие тревоги: малое оскорбление тревожит тебя. Ты должен знать, что эта тревога происходит от внутренней твоей духовной болезни или неустройства нравственности; в тебе лежит залог яростной части, т. е. раздражительности, которая получает силу действия от самолюбия и гордости; от действия и возмущения сих духовных страстей падает и на тело расстройство, и это уже есть наказание Божие: и душа и тело страдают от нашего нерадения и невнимания. Исцеляется сия душевная болезнь не тем, чтобы нас никто не тревожил и не оскорблял, этому и быть невозможно; в жизни встречаются множество непредвидимых, неприятных и скорбных случаев, Промыслом Божиим посылаемых к нашему испытанию или к наказанию; но надобно искать исцеления сей страсти так: при благом произволении, принимать все случаи, выговоры, уничижения, укоризны и досады – с самоукорением и смирением. Сие самое, что движется в нас раздражительная часть, есть уже наша вина и душевная болезнь. Укоривший нас есть наш благодетель, ибо мы чрез него познаем лежащую в нас греховную нечистоту и должны пещися о исцелении оной самоукорением и смирением и молитвою ко Господу, прося от Него помощи, но никак не дерзать обвинять оскорбляющего нас, хотя бы, казалось быть, и неправильным оскорбление; а считать его орудием Промысла Божия, посланного нам показать наше устроение (II, 120,184–185). Раздражительность твоя не может тем уничтожиться, когда никто тебя не будет трогать, но еще больше умножится; а когда тебе показуют ее, то, при помощи Божией и самоукорении, можешь получить исцеление (VI, 187, 298). Раздражительность дана нам для того, чтобы иметь ревность против греха Раздражительность, или яростная часть, есть одна из тричастности души, дана нам не для того, чтобы гневаться на ближних, а иметь ревность против греха; а когда мы яримся на ближних наших, то это делаем против естества. Раздражительность в нас имеет силу от гордости (I, 238, 450). Постоянно раздражающиеся привыкают к этой страсти

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

САМОЛЮБИЕ Вы считаете самолюбие себе природным, но в этом крайне ошибаетесь. Самолюбие есть изобретение диавола. Он, облекшись в самолюбие, воспротивившись Богу и низвергнутый с неба, помрачился; а смирение, напротив, есть одеяние Божества, по слову св. Исаака (Слово 53). Сам Бог смирил Себя, облекся в плоть нашу и тем низложил самолюбивого и гордого диавола и нам даровал сие оружие (смирение), для победы над ним. Вы считаете самолюбие благородным чувством и думаете, что из самолюбия делаете добродетели, – а это-то и есть гордость, и я вырастет от сего в высокой мере. Начало премудрости страх Божий ( Притч. 1,7 ), и: страхом Господним уклоняется всяк от зла ( Притч. 15, 27 ), – говорит Священное Писание , – а не самолюбием. Оставьте ваше мнение о самолюбии, что оно вам природное, и делайте добро, уклоняясь от зла, – сначала из страха Божия, а потом дойдете и до любви Божией, – а не из самолюбия, противного Богу (I, 148, 301–302). Самолюбие не есть врожденное, но прибывшее от греха. Не по самолюбию ли пал и первый ангел желав быть равен Богу. Он сам изобрел оное, а не так был сотворен, и тем же прельстил первозданных, внушив им: будите яко бози. Они, приняв сей совет, возлюбили себя, презрев заповедь Божию, вкусили от запрещенного плода; от того помрачили и разум, и волю. Видите, самолюбие не врожденное в человеке, а прибывшее от греха. Святые отцы учат нас: самолюбив не может быть братолюбив; когда мы будем нищи духом и смиренны сердцем, по учению Христову, то далеко прогнано будет от нас самолюбие (I, 396, 688–689). Через самолюбие и гордость мы отпадаем от Бога Нельзя этому удивляться, что вы мало знали себя; вы сами сознаете себя в самолюбии, а оно-то и ослепляет, чтобы не видеть своих недостатков душевных, а видеть свои добродетели или стараться таковыми похвалиться пред людьми; но смирение открывает глаза нам, и мы можем видеть даже и малые наши погрешности. Как чрез самолюбие и гордость мы отпадаем от Бога и тьмою помрачаемся, так смирением приближаемся к Богу и просвещаемся. Сам Господь, Царь славы, смирил Себя до рабия образа и нам оставил Собою пример, да последуем стопам Его, и повелел научаться от Него смирению и кротости, где и покой обрящем (I, 396, 686). Самолюбие закрывает от нас грех

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

САМООПРАВДАНИЕ Оправдания, и мысленные и словесные, при укоризнах тебя, отвергай; потому что правильное или неправильное обличение отвергши, своего спасения отвергается, по слову св. Лествичника (III, 119, 240). Много, много плелось тогда в взволнованном бурею страстей твоем сердце; и что ж из того? Ты только умножала свои скорби и страдания, по временам вырывались самообвинения – но больше действовало самооправдание (III, 272, 481). …Иногда бываем виновны, и нас обличают в какой-нибудь досаде или в презрении к ближним; но мы чрез завесу самолюбия смотрим только на свою правость, и этим более отягощаем свою скорбь, укоряя ближних, и от них истязуя исполнения заповедей, сами перстом коснутся их не хотим. Как бы то ни было, что бы кто ни делал нам зла, по вине или безвинно, – они суть только орудия, употребляемые Богом к нашему наказанию, и могут только то сделать, что десница Всевышнего им попустит. Посему и должно подклонить себя под крепкую руку Божию, исповедать Ему, что достойны посланных наказаний, и больше их достойны; но милость Божия щадит нас и ожидает нашего покаяния. Прочтите у св. Исаака в 51 Слове, с каким разумом принимать скорби: когда ропщем и укоряем других, тогда они отягощаются, а когда виним себя и каемся, тогда удобоносимы бывают (VI, 204, 326–327). Самооправдание разрушает союз любви и мира Когда вы обе сознали свои вины и успокоились, то и я не буду распространять о сей материи; только замечаю, чтобы впредь быть осторожными и видеть козни вражии, силящиеся расторгнуть ваш союз о Господе оправданием; самоукорение и смирение все козни вражии низлагает (III, 158, 282). Где чувствуем смущение при самооправдании, то уже и есть наша вина Описываешь свое смущение на сестру; спрашиваешь, как противиться помыслу самооправдания? на это много есть отеческих учений: св. аввы Дорофея : «О еже укоряти себя, а не ближняго», Марка Подвижника главы 90 и 209, Симеона Нового Богослова глава 31, св. Зосимы. Это от многих только малое сказал, а и самый опыт тебя учит; где чувствуешь смущение при самооправдании, то уже и есть твоя вина… (III, 249,421). Самооправдание противоположно самоукорению

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010