Саратов. Церковь Николая Чудотворца ( " Ново-Никольская на Горах " ). /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурные стили: Неовизантийский стиль , Эклектика Год постройки:1904. Год утраты:1930 (снесена) Архитектор:Ю.Н. Терликов Адрес: Россия, Саратовская область, г. Саратов, на месте памятника Героям-Краснодонцам в сквере перед зданием по адресу Большая Горная ул., д. 154 Координаты: 51.539094, 46.045563 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Храм во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, был построен в 1904 году на средства саратовской Духосошественской церкви. Здание было каменным, престолов в нём было три: главный во имя чудотворца Николая и в приделах в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя Архистратига Божия Михаила и прочих бесплотных сил и священномученика Игнатия Богоносца. В штате причта состояли два священника, диакон и псаломщик, квартиры для которых были церковные и съёмные. При храме была церковно-приходская школа, общину верующих в 1912 году составляли 1428 мужчин и 1520 женщин, всего 398 домов. Для отличия от уже существовавшей в Саратове Николаевско-Александрийской церкви-школы Никольской храм как правило именовался с приставкой " новый " или, в народном обиходе, церковью " на горах " . В храме был установлен уникальный в городе иконостас из белого и голубого фарфора, аналог которого имелся только в Ново-Казанской церкви на Улешах. В послереволюционные годы храм перешёл к обновленцам, а затем был закрыт. Фарфоровый иконостас был варварски уничтожен, здание в 1930-годы полностью разрушено. После Великой Отечественной войны на этом месте был благоустроен сквер, остатки фундамента храма были заасфальтированы, на месте алтаря воздвигнут памятник. Источник: Большая Саратовская Энциклопедия Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=47886

Что касается планов хотя Святейший отметил, что сделано немало, но я могу сказать, что нам предстоит сделать гораздо больше того, что сделано. И конечно же, мы надеемся, что и в дальнейшем сотрудничество епархии и с властью, и с бизнес-сообществом будет продолжено, для того, чтобы можно было исполнить все задуманное, дать возможность Церкви естественным образом развиваться в нашем обществе и исполнять ее миссию. Троицкому собору Саратова вновь присвоен статус кафедрального. Поясните, пожалуйста, что такое кафедральный собор для епархии? Планируется ли великое освящение верхнего, Троицкого храма? Кафедральный собор это самый главный храм епархии, как правило, самый большой по размерам или исторически значимый. Понятно, что Троицкий собор достаточно невелик, но это, без сомнения, главная святыня нашего города и области. Как вы знаете, Троицкий собор Саратова — одно из старейших сохранившихся зданий Среднего Поволжья. Он был построен в конце XVII века. Этот первый кафедральный храм города Саратова, и у него очень сложная судьба. Совсем скоро в нашем издательстве выйдет книга, посвященная истории собора, и все желающие смогут узнать об этом подробнее. Троицкий собор удивительный памятник, который пережил множество испытаний. Вскоре после его возведения выявилось множество проблем, связанных со сложными грунтами в том месте, где он был построен. Собор неоднократно страдал во время крупных пожаров и несколько раз находился на грани разрушения. На рубеже XVIII-XIX веков было даже принято решение разобрать его «по ветхости», но горожане, которые всегда очень любили этот храм, отстояли его. Новые испытания выпали долю собора в XX веке. Он был закрыт последним, в 1936 году и открыт, вновь стал действующим первым из храмов области в декабре 1942 года. С этого времени и до конца XX века он был кафедральным. Однако в конце 1990-х — начале 2000-х годов собор вновь пришел в аварийное состояние, вследствие чего, по просьбе приснопамятного архиепископа Саратовского и Вольского Александра, статус кафедрального собора на время («до восстановления разрушенного в 30-е годы кафедрального собора во имя святого благоверного князя Александра Невского или до полной реставрации Свято-Троицкого собора», как сказано в Указе Патриарха Алексия II ) был придан Духосошественскому храму. Сейчас капитальный ремонт Троицкого собора закончен, и Указом Святейшего Патриарха Кирилла ему вновь возвращен кафедральный статус.

http://patriarchia.ru/db/text/568609.htm...

— Машину нанять стоит 150 рублей, а они с церквей ломят по 200. Дорого, но все равно платишь, и акт составляешь правдивый — что с тебя взяли 200 рублей. Некоторые из-за этих актов совсем отказывались, мол, ни за сколько не поеду. Такая нервотрепка! Ну, все равно выкручивались. Если надо было владыке кого-то в иподиакона посвятить или в священника рукоположить, то он должен был одного человека уволить. Чтоб количество не росло! Тогда уполномоченный разрешит. Хотя как-то удавалось перехитрить их. Или едем мы, допустим, служить — а иподиаконов нет. Придешь в храм, старичка найдешь какого-нибудь и ставишь его с посохом или со свечой. А то и нет никакого старичка — служим без иподиакона. А молодежь чтобы была — Боже сохрани! Вот я и был — и за иподиакона, и за кладовщика, и за завхоза, и за всех. Паникадила делал украдкой, и крыши в храмах приходилось крыть. Вот храм Покрова Пресвятой Богородицы в Энгельсе хотели закрыть, так как здание было не достроено. Меня батюшка попросил помочь. Мы за ночь покрыли крышу, и храм закрыть не посмели. Я интересуюсь, какие люди пришли к вере и Церкви в постперестроечное время, отличались ли они чем-то от тех, что приходили во время военное и послевоенное? Алексей Степанович отвечает просто и мудро: «Я вам не могу сказать, как там их сердца работают». Хозяин этого дома бережно хранит пластинки с записями духовной музыки, подаренные владыкой Пименом. Хранит он и бумагу за подписью архиепископа Пимена, свидетельствующую о том, что он был посвящен в иподиакона 22 апреля 1984 года. Алексей Степанович и сегодня, несмотря на возраст, несет послушание иподиакона в Духосошественском соборе г. Саратова. Так вот и живет на земле этот простой, приветливый человек. Они с супругой поддерживают друг друга, утешают, вместе охают и, как всю жизнь, вместе справляются с трудностями. «Песня наша недолга, коротенько прошла»,— говорит со вздохом Мария Евграфовна. А Алексей Степанович позже скажет в свою очередь: «Господь не покидает нас. Если бы не был верующим, давно бы уж умер».

http://pravoslavie.ru/42788.html

В 2013 г. в с. Думчево проживало 612 человек. В настоящее время богослужения совершаются в приспособленном помещении, которое несколько лет назад появилось в результате реконструкции одноэтажного здания административного назначения и затем было передано Церкви. 2 октября 2016 г. митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий посетил храмы Заринского благочиния. Он возглавил Божественную литургию в Свято-Троицком храме села Залесово. Для поклонения верующих архипастырь привез икону «Собор Алтайских святых», день памяти которых впервые отпраздновали в Алтайской митрополии. Во время визита правящий архиерей в сопровождении благочинного протоиерея Андрея Ушакова также посетил небольшие приходы села Шатуново (Свято-Троицкий храм) и села Думчево (Свято-Никольский храм). Надо отметить, что с. Думчево более пятнадцати лет не посещал ни один архиерей. Событие стало знаковым для Свято-Никольского прихода. Приказом Министерства культуры Российской Федерации здание церкви в с. Думчево внесено в единый государственный реестр РФ с присвоением номера 221711164630005. Н.П. Железнякова, М.А. Целищева, Красная книга объектов культурного наследия Алтайского края; http://library.altspu.ru Деревянная церковь 1856 года постройки была заменена в 1904 году новым храмом, также деревянным. К этому времени в состав Думчевского прихода входили деревни: Черемушкина, Малый Калтай, Камышенка, Нагина, Талица, Большой Калтай, Захарова, Ветохина, Воронская, Журавлиха. Причт состоял из священника, диакона и псаломщика. Действовали школы грамоты в селе Думчевском, деревнях Талице, Журавлихе и Малом Калтае. К 1910 году приходские деревни Малый Калтай, Камышенка и Талица были перечислены в новоучрежденный приход при Духосошественской церкви села Черемушкино, деревня Журавлиха образовала самостоятельный приход. Не позднее 1914 года в Думчевском приходе была упразднена вакансия диакона. При храме имелась библиотека (155 наименований книг в 1910 году). В годы советской власти храм был закрыт. Является единственным сохранившимся до начала XXI века дореволюционным деревянным храмом в Алтайском крае. Сохранилась также внутренняя роспись храма, которая, по свидетельству местных жителей, самообновляется с момента открытия. Приход храма был зарегистрирован 30 декабря 1999 года. Церковь приписана к Троицкому храму села Залесово.

http://sobory.ru/article/?object=51862

Закрыть itemscope itemtype="" > Показать то, чего уже нет 18.11.2019 667 Время на чтение 7 минут Утраченные храмы Саратова… Конечно, они были утрачены не сами по себе — их целенаправленно стирали с лица земли те, кому были нестерпимы запах ладана и колокольный звон. Восстановить все эти церкви в прежнем виде — нереально. Но можно узнать о том, где они стояли, как выглядели, что теперь на их месте, и сохранить это в памяти для будущих поколений. Есть в Саратове неравнодушные люди, которые не только собирают информацию о разрушенных храмах, но и рассказывают о них жителям города. Время от времени мы можем видеть на улицах волонтеров, которые стоят возле стендов с фотографиями старого Саратова, раздают листовки, отвечают на вопросы прохожих. О добровольческом проекте «Утраченные храмы Саратова» мы беседуем с руководителем епархиального молодежного отдела, настоятелем храма Страстей Господних г. Саратова священником Кириллом Петровичем. — Отец Кирилл, зачем был создан этот проект, какие цели Вы ставили перед собой? — Мы хотим донести до людей информацию, знакомую любому краеведу, но не известную большей части жителей. Мало кто знает о том, какие прекрасные церкви были в дореволюционном Саратове и сколько их было уничтожено. Зато у нас по сей день популяризируется имя Николая Гавриловича Чернышевского, многие помнят со школьной скамьи, что Саратов — один из первых городов в стране, который «принял революцию», горожане наслышаны о связи с Саратовской землей восстаний Степана Разина и Емельяна Пугачева, гордятся Василием Ивановичем Чапаевым. Такой перекос в восприятии нашей истории — наследие советского прошлого. Саратов пытались сделать образцовым советским городом. Это была систематическая работа, и закрытие храмов было важной его составляющей. — И ведь был период в истории нашего города, когда действующих храмов не было вообще… — Да, с конца 30-х годов, точнее сказать сложно. Но уже в 1942 году вновь открылся Троицкий собор, а в 1948-м — Духосошественский храм. Эти два храма и были действующими к началу 90-х годов. Тогда открылся храм в честь иконы Божией Матери «Утоли мои печали», была передана епархии Покровская церковь и начали восстанавливать Серафимовский храм — он был возвращен Церкви в ужасном состоянии, сохранность его первоначального облика была не более десяти процентов.

http://ruskline.ru/opp/2019/11/18/pokaza...

Кафедра Пензенских григорианских «архиереев» располагалась в Духосошественской ц. (1929-1931) и в Митрофановской кладбищенской ц. (1931-1934). За все время существования григорианского раскола на территории Пензенской епархии известны 10 григорианских храмов (из них 8 - в Пензе). К весне 1934 г. в Пензе в юрисдикции раскольников имелась лишь Митрофановская кладбищенская ц. В мае того же года местные власти распорядились передать храм канонической общине. 30 мая григорианский «епископ» Викторин ходатайствовал перед властями об оставлении храма в ведении сторонников ВВЦС, однако 7 июня храм был передан верующим канонической Церкви, к к-рой присоединились и клирики храма. Освобожденный из ссылки осенью 1934 г. прот. Василий Архангелов в том же году принес покаяние митр. Сергию (Страгородскому) и был назначен клириком Митрофановской ц. После возвращения этого храма в юрисдикцию канонической Церкви григорианский раскол на территории Пензенской епархии практически прекратил существование. Поскольку «епископ» Викторин Поляков не получил от ВВЦС нового назначения, совр. исследователь прот. В. В. Лавринов не исключает возможности открытия Поляковым в Пензе молитвенного дома ( Лавринов. 2018. С. 117). На 1 янв. 1937 г. «епископ» Викторин Поляков значится как «иерарх», состоящий в юрисдикции ВВЦС (Там же. С. 509). Е. П. Белохвостиков, М. М. Э. Пензенская епархия в 1940 - сер. 80-х гг. XX в. В 1940 г. был закрыт храм в с. Чернояр Земетчинского р-на. С этого времени до 1944 г. в регионе действовали 2 храма: в Пензе (Митрофановский) и в Кузнецке (в честь Казанской иконы Божией Матери). В спецсообщении начальника управления НКГБ СССР по Пензенской обл. секретарю Пензенского обкома ВКП(б) от 28 июня 1943 г. сообщалось о многочисленных ходатайствах верующих об открытии храмов. Под ходатайством об открытии 2-го храма в Пензе подписались более тысячи верующих; в том же году такое же ходатайство было возбуждено по просьбе более 300 пензяков. Открыть церкви просили также верующие Поимского, Шемышейского, Сердобского и Кузнецкого районов.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

поиск:   разделы   рассылка Олег Корякин Здесь зачтется Источник:  Российская газета По проекту казанского студента восстановят храм Этим летом будущий реставратор Степан Новиков будет защищать диплом, который повлияет не только на его карьеру, но и на облик исторического центра Казани. Выпускник Казанского государственного архитектурно-строи-тель-ного университета взялся за проект восстановления храма Сошествия Святого Духа – республиканского памятника XVIII века. Некогда его приход был самым многолюдным в городе. Здесь в церковном хоре пел юный Федор Шаляпин. Но в 30-е годы храм был закрыт, частично разрушен, а в его здании расположился Татарский кукольный театр. В том, что студент реставрационного отделения КГАСУ начал писать теоретическую дипломную работу на примере этого памятника, нет ничего необычного. Удивительно то, что она будет воплощена на практике. Когда научный руководитель предложил эту тему Степану, уже было известно, что здание вернули Русской православной церкви. И он предполагал, что эскиз может пригодиться Казанской епархии. Так оно и вышло. Проектом заинтересовался архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий. И вскоре студента благословил на работу отец Алексей – будущий настоятель храма Сошествия Святого Духа. Он же стал его консультантом. По словам Степана, священник помогает приблизить его проект к реальности. Объясняет, в каких помещениях будет нуждаться храм . – Изначально я думал, что мне предстоит работать только с одной Духосошественской церковью, – рассказывает Степан. – Но когда стал изучать объект, выяснил, что это был целый комплекс, расположившийся от улицы Петербургской до Островского. В него помимо храма входили часовня, свечная лавка и дом священника. Я решил исходить из идеальной ситуации. Мой дипломный проект предполагает восстановление всего комплекса. Хотя, возможно, на практике этого не получится. Вообще, по словам реставратора, здание храма сохранилось относительно неплохо. Разрушили главки, часть декора, ограду. Зато уцелели своды, благодаря чему акустика здесь до сих пор замечательная.

http://religare.ru/2_93756.html

Горно-Алтайск Святыни Алтая [ править править код ] В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела . Монастыри Алтая [ править править код ] Все монастыри Алтая Храмы Алтая [ править править код ] Храмы Алтая. Официальный сайт Горноалтайской епархии . Преображенская церковь (Горно-Алтайск) [ править править код ] Преображенская церковь В 1988 году церковной общиной был приобретен дом по улице Матросова 5, в котором был оборудован молитвенный дом. Богослужения периодически совершали священнослужители из Бийска. 12 июля в день празднования 1000 — летия Крещения Руси было совершено освящение креста и закладного камня в основании Преображенского храма. Началось строительство. В августе месяце Митрополитом Новосибирским и Барнаульским Гедеоном назначен настоятель- Иерей Ростислав Кирашук. Адрес: Матросова ул., 5, Горно-Алтайск, Россия, 649007 Телефон: +7 388 222-24-77 Подробнее... Свято-Духовская церковь с. Майма [ править править код ] Свято-Духовская церковь Строительство первого в Горном Алтае каменного здания — Духосошественнского храма было начато при прп. Макарии Алтайском в 1842 году, а закончено уже без него в 1845 году. Главным благотворителем строительства стал Томский купец — златопромышленник М. Е. Шебалин, а проект храма подготовил Томский архитектор Арефьев А.А. 30 августа 1845 года Духосошественский храм в с. Майма был освящен епископом томским и Енисейским Афанасием. В 1848 году, в связи с увеличением числа крещенных инородцев храм был преобразован в приходской. В 1882 году на средства местного жителя — торгующего инородца Сафронова А.С. церковь была расширена двумя каменными пристроями. 4 ноября 1938 года храм был закрыт, в здании разместили клуб, а позднее — Агрохимлабораторию, которая в конце 70 годов значительно изуродовала первоначальное здание, добавив второй этаж и гараж. В 1996 году здание вернули законному владельцу — Церкви и первая служба состоялась 8 января 1997 года. В январе на приход был назначен настоятель — иерей Сергий Тузин. В октябре 1999 года его сменил иерей Георгий Балакин. В 2005 году закончена реконструкция внутреннего помещения храма и он был освящен Преосвященнейшим Максимом, епископом Барнаульским и Алтайским 22 октября 2005 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Алт...

«Невозможно забыть кадры из снятого в те годы любительского фильма: старенькие бабушки в длинных юбках и платочках сидят на крыше, забивают гвозди…» Из воспоминаний Сергея Лысенко, сына одного из настоятелей Покровского храма Молитвенный дом быстро рос, по ходу его строительства увольняли старосту, сотрудников епархиального управления, а тогдашнего настоятеля еле удалось спасти от суда. Знаменитому митрополиту Вениамину (Федченкову) стоило немалых сил отстоять церковь. Позже сюда стали приходить не только жители Энгельса, но и многие саратовцы. Особенно те, кто занимал сколько-нибудь заметное положение. В храме «на отшибе» с меньшей долей риска можно было попасть «на карандаш» к уполномоченному. В хоре порой пели лучшие голоса саратовской оперы и консерватории. Покровский храм для всего Левобережья времен гонений был столь же значительным средоточием духовной жизни, как Свято-Троицкий собор для Саратова и всего правого берега Волги. Покровские священники часто приезжали со Святыми Дарами в окрестные села и города, иногда даже по нескольку дней жили в них, совершая Таинство Крещения, принимая исповеди, преподавая Причастие. Как правило, эти поездки заканчивались вызовом к уполномоченному и требованием «вернуть регистрацию». Архиепископ Пимен в те годы решительно боролся за своих клириков, вся вина которых была лишь в том, что они ревностно совершали свое служение. Храм в 1960-е годы Кирпичные войны отца Георгия Отец Георгий Лысенко с сыном История расцвета Покровского храма навсегда связана с именем священника Георгия Лысенко. Первым местом служения 22-летнего батюшки стал город Пугачев. Потом его перевели в Саратов, в Духосошественский собор. – Он был молодой, красивый. Очень большой труженик, – вспоминает протоиерей Василий Стрелков. – Народ его сразу полюбил. Люди почувствовали его благодатное отношение. Он удивительно служил, благоговейно. После службы народ толпами стоял, чтоб только получить благословение у отца Георгия… Народная любовь к молодому священнику сразу насторожила власть. Отца Георгия перевели за Волгу, в Энгельс, в Покровский молитвенный дом. А семья Лысенко жила в Саратове. Автодорожного моста еще не было. Добираться приходилось вкруговую – через железнодорожный мост или, зимой, – по льду.

http://pravmir.ru/pokrovskiy-hram-i-naro...

18 октября . В 14 ч. 30 м. в клинике В.Я. Шустова читал доклад перед преподавателями истории и теории религии и атеизма. Затем два часа отвечал на вопросы. Довольно утомительно. 9 ноября . Приходил в управление Яков Григорьевич Горелик. Дал мне список церквей - памятников по Саратовской области. Многие из них заново открыты и будут ремонтироваться. Он сказал, что меня избрали членом ВООПИК. Звонил в ОВЦС. До сих пор мне не достали билет в Варшаву. Я туда поеду по приглашению Блаженнейшего митрополита Василия. 13 ноября . Приехал в Москву. Билет принесли только в 12 ч. Звонили в Варшаву, сообщили номер приезда и дату. Обедал у Ростроповичей. Отправился поездом в Варшаву в 16 ч. 25 м. 24 ноября . Пятница. В Варшаве — завтрак в 9 часов. Посетили дворец Вавель. Здесь был Горбачев. Выехали с о. Ростиславом в Ченстохов. Приехали в 16 ч. 00 м. Встретил нас о. Мирослав Дробюк. Осматривали город, бывший русский храм свв. Кирилла и Мефодия, были в магазинах. Вдали — монастырь павлинов, там Ченстоховская икона Богоматери. Рядом базилика. Масса молодежи. Здесь систематически бывает Римский Папа. Это место называется Ясная гора. Ночевали у о. настоятеля. 3 декабря . Воскресенье. Обедня в Духосошественском соборе. Хиротония Евгения Степановича Ланского во диакона. Устал сильно. Сплю по ночам по 10 часов. Поездка в Польшу была все - таки утомительной. 4 декабря . Введение во храм Божией Матери. Обедня в Троицком соборе. Был с завхозом Геннадием Григорьевичем Исаевым у первого секретаря горкома Владимира Георгиевича Головачева. Прием был очень вежливый. Мы изложили свои епархиальные проблемы. Почувствовали понимание. 14 декабря . В 10 ч. делал доклад в библиотеке университета. После доклада опять вопросы и опять цветы. На днях о. Василий Стрелков выступал в Доме учителя перед педагогами и студентами. Его там очень благодарили. 1990 г. Январь . Никаких особо выдающихся событий не было. Как обычно, в начале января был в Патриархии с годовым отчетом и в Троице - Сергиевой Лавре. Как обычно, служил в Саратове в Сочельник и на Рождество. Как обычно, ездил после Рождества в Волгоград и служил там в соборе и других храмах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2221...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010