Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Троицкий кафедральный собор г. Саратова 26 октября 2014 г. 18:17 26 октября 2014 года, по завершении встречи с руководителями проектов грантового конкурса «Православная инициатива» , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сопровождении митрополита Саратовского и Вольского Лонгина и губернатора Саратовской области В.В. Радаева посетил отреставрированный Свято-Троицкий собор города Саратова. Предстоятель Русской Православной Церкви осмотрел нижний храм в честь Успения Божией Матери и верхний Троицкий храм. Святейший Владыка побеседовал с духовенством и прихожанами. В дар собору Патриарх передал икону Покрова Пресвятой Богородицы. Согласно Патриаршему указу, который был оглашен сегодня после Божественной литургии в храме святого апостола Иоанна Богослова в Саратовской духовной семинарии, Свято-Троицкому храму г. Саратова в связи с завершением реставрационных работ присвоен статус кафедрального собора. Свято-Троицкий собор Саратова — старейшее сохранившееся здание Саратова и Среднего Поволжья, памятник истории и культуры федерального значения. Нижний Успенский храм собора освящен около 1695 года, верхний Троицкий — в 1701 году; колокольня возведена в 1723 году. Кафедра саратовских архиереев находилась в Троицком соборе с момента образования Саратовской епархии в 1799 году до 1826 года, когда был освящен новый Александро-Невский кафедральный собор. Тем не менее Троицкий храм сохранил свой соборный статус как один из важнейших храмов города. Собор был закрыт в 1938 году, последним из саратовских храмов, и был открыт первым из них в конце 1942 года. С этого времени он вновь становится кафедральным. В начале 2000 годов архиерейскую кафедру вынужденно перенесли в Духосошественский храм, так как Троицкий собор находился в аварийном состоянии. В 2004 году в соборе началась масштабная реконструкция, в рамках которой были осуществлены работы по укреплению стен, фундамента и колокольни, полной замене коммуникаций, производству внешних и внутренних отделочных работ, благоустройству территории. Также была проведена реставрация старинных храмовых икон, наиболее почитаемой из которых является образ Спаса Нерукотворного.

http://patriarchia.ru/db/text/3811321.ht...

Эта башня называлась еще Житничной и Утичьей. Она была построена в 1650 г. Как предполагает Е. Голубинский , Красной она могла называться либо за свою красоту, либо за то, что первой из всех башен была окрашена в красный цвет, а Утичьей или Уточьей – потому, что на шпице ее поставлена утка. Эта утка была позолочена, и стрелянием в нее будто бы забавлялся Петр Великий во время своего житья у Троицы. 296 Очевидно, автор имеет в виду Духовский (Духосошественский) собор, или храм Сошествия Святого Духа на Апостолов. Находится между Успенским собором и церковью Преп. Михея. Изначально на этом месте стоял первый деревянный храм Св. Троицы. После же того, как каменный Троицкий собор был возведен на другой площадке, на месте старого деревянного Троицкого и был построен Духосвятский храм в 1476 г. при игумене Авраамии. Однако уже к 1559 г. храм обветшал и был разобран, и на его месте заложен новый в праздник Пятидесятницы в честь Сошествия Св. Духа на Апостолов. При заложении присутствовал Царь Иоанн Васильевич с супругою Анастасиею, с детьми Иоанном и Феодором, с братом Юрием и Царем Казанским Александром (Казань была взята в 1552 г.). Новая церковь представляла собой редкий тип сооружения, сочетающего функции храма и колокольни, «иже под колоколы», и отличалась необыкновенной легкостью и красотой пропорций. В 1608–1610 гг. во время осады монастыря поляками Духовская церковь использовалась и как дозорная вышка, откуда защитниками крепости велось наблюдение за прилегающими окрестностями. Об опасности извещали звоном «сполошного» колокола. В церкви Сошествия захоронен знаменитый мыслитель Древней Руси Максим Грек , над его гробом с северной стороны церкви находится часовня. Храм неоднократно ремонтировался, последние обширные работы по его реставрации были проведены уже в начале нынешнего столетия. 298 Архангельский собор Московского Кремля – выдающийся памятник русского зодчества. Расположен на Соборной площади, напротив Благовещенского храма. В старину он назывался «церковью св.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Майма. Церковь Сошествия Святого Духа. Святодухов храм Церковь. Действует.   Престолы: Духа Святого Сошествия Год постройки:Между 1842 и 1845. расширен в 1882. Ссылки:   Адрес: с. Майма, Советская ул., 52 Координаты: 52.011367, 85.906389 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменный храм создавался попечением Томского 2-й гильдии купца Михаила Евфимиевича Шебалина и св. Макария Алтайского (Глухарева). Однопрестольный каменный храм с колокольней был построен в 1845 г. и в этом же году, 30 августа, преосвященным Афанасием, епископом Томским и Енисейским, освящен в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов. Первоначально майминский каменный храм по форме был близок к базилике. Но в 1882 г. на средства Майминского торгующего инородца Андрея Семеновича Сафронова церковь была расширена двумя каменными пристроями, с северной и южной стороны. Храм был закрыт в 1938 г. Здесь был размещен клуб. После войны - агрохимлаборатория, под нужды которой храм был перестроен. Действует с 1997 г. Село Майма является не только географическими, но историческими вратами Горного Алтая. Возникнув в начале второго десятилетия 19 в., Майма в 1830 г. становится центром Алтайской Духовной Миссии, и именно отсюда начинается христианское просвещение Алтая. Здесь, в 30-е г.г. 19 в. здесь трудились такие подвижники Алтайской Духовной Миссии, как прп. Макарий Алтайский и его помощник и приемник прот. Стефан Ландышев, немного позже - один из первых алтайских ученых - филолог, этнограф, ботаник и пчеловод прот. Василий Вербицкий и, вероятно, многие другие. В 1831 г. на левом берегу р. Майма был построен миссионерский дом, в котором жил прп. Макарий, в котором проводились первые уроки грамотности для новокрещенных, в котором совершалось богослужение.. Строительство первого в Горном Алтае каменного здания - Духосошественнского храма было начато при прп. Макарии Алтайском в 1842 г., а закончено уже без него в 1845 г. Главным благотворителем строительства стал Томский купец - златопромышленник М.Е. Шебалин, а проект храма подготовил Томский архитектор Арефьев А.А. 30 августа 1845 г. Духосошественский храм в с. Майма был освящен епископом томским и Енисейским Афанасием.

http://sobory.ru/article/?object=15922

Астрахань. Церковь Николая Черниговского на старом кладбище. Черниговская /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Год постройки:не позже 1889. Год утраты:Не установлен. Адрес: Астраханская область, г. Астрахань, улица Софьи Перовской Координаты: 46.346109, 48.088634 Проезд:Церковное место находится рядом с памятником погибшим воинам в ВОВ Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Про этот приписной храм на русском православном кладбище известно совсем немного. Этот храм в честь преподобного князя Николы Черниговского, прозванного «Святошею», был устроен астраханским купцом Николаем Ивановичем Артемьевым как фамильная церковь-усыпальница. Назван в честь небесного покровителя купца Николая Артемьева, который со временем и был похоронен под его сводами в специально устроенном под алтарём склепе. Построен храм в 1889 году и освящён в том же году Астраханским архиепископом Евгением (Шерешиловым). Со временем он стал служить местом, где отпевали усопших, скончавшихся от эпидемических болезней. Храм был небольшой, однопрестольный, каменный, с каменною же колокольнею в одной связи. Построен был в древнерусском стиле с некоторыми отголосками классицизма, так как с севера и юга был украшен ложными классическими портиками с колоннами. Большой округлый барабан с шестью окнами покоился на четверике храма, а сверху был увенчан небольшим округлым куполом с высоким фонарём, яблоком и крестом. Колокольня была одноярусная, шатровая, увенчанная так же, как и купол храма. В мае 1920 года в склепе под алтарём храма был погребён Астраханский архиепископ Палладий (Добронравов), останки которого после сноса храма были перенесены на общее кладбище. В 1923 году храм был захвачен обновленцами, в 1928 году отобран у них местными властями. 6 апреля этого года Астраханский окрисполком постановил «передать в Госфондовую комиссию при Астраханском ОФО для реализации церковь Николы на православном кладбище», т.е. для разборки на кирпич. В том же году на здание церкви св. Николая на кладбище стал претендовать Астраханский окрсовет Осоавиахима, предлагая переделать его под газоубежище. Но, несмотря на это, храм во имя преподобного Николы Черниговского всё же был снесён в 1931 году. Находился он на кладбище прямо за Духосошественской церковью. Сейчас на его месте ещё еле различимы следы от фундамента. Информация с сайта Астраханско-Енотаевская епархия Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=41149

Кафедральный собор Святого Духа (Магадан) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… В 1988 году епископ Хабаровский Гавриил освятил место под строительство храма Святого Духа , в основание которого заложена частица мощей великомученика Георгия Победоносца. В 1992 году совершен чин освящения и до 2011 года храм был кафедральным собором Магаданской епархии. Содержание История [ править править код ] Магаданская православная община была зарегистрирована в 1989 г., изначально все богослужения проходили в специально приспособленном для этого доме (сейчас - территория Покровского монастыря, что в поселке Солнечном). Главным инициатором строительства храма выступил первый епископ Магаданский (и временно Камчатский и Сахалинский) Аркадий. Торжественное освящение храма в честь Сошествия Духа Святого на Апостолов состоялось в феврале 1992 г. Последние здания были построены в 1990-1992 гг. Одноглавый храм представляет собой прямоугольный в плане четверик с ярусной колокольней, расположенной под небольшим шатром. В церкви есть небольшой придел и книжная лавка. Вскоре церковь украсили иконы, которые были подарены Святейшим Патриархом Алексием II. В сентябре 1993 г. патриарх лично посетил храм. При епископе Ростиславе Свято-Духовский храм украсил прекрасный иконостас, а также целый ряд списков старинных икон известных мастеров - преподобного Даниила Черного и Андрея Рублева из Троицкого Собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В ноябре 1997 г. в церковь привезли Почаевскую икону Божией Матери, перед чудотворным образом которой каждое воскресенье горожане собираются на акафист. В церкви имеется ковчег с мощами великих святых, а также иконы с частицами мощей святителя Иннокентия Московского, преподобного Серафима Саровского, священномученика Харалампия, просветителя Аляски, блаженной Матроны Московской, первоверховных апостолов Петра и Павла. В 1996 г. возле церкви был построен Иоанно-Предтеченский крестильный храм. До 2011 г. церковь Сошествия Святого Духа носила статус кафедрального собора. В сентябре 2011 г., при освящении нового Троицкого собора в Магадане, Духосошественский храм потерял статус кафедрального. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] День Святого Духа - Следующий за Пятидесятницей понедельник Как добраться [ править править код ] Адрес: г. Магадан Магаданской обл.,ул. Потапова, д. 5 Телефон : +7 (4132) 62-91- 11 Электронная почта: garas2110@gmail.com Паломнику [ править править код ] Богослужения совершаются ежедневно в 8.00 и в 17.00. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Москва. Церковь Николая Чудотворца, что в Мясниках. Церковь Николая Чудотворца на Мясницкой /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Николая Чудотворца на Мясницкой упоминается в XVI веке как одна из исторических составляющих ансамбля Никольского придела от начала XVI в., характеризующийся в стиле построек Пскова и Новгорода. Никольская церковь была одноглавой с щипцовыми венчаниями фасадов. В период 1711-1737 гг. с южной части был пристроен престол - храм Сошествия Святого Духа. В это же время возводится отдельно стоящая колокольня. Спустя некоторое время церковь обветшала. В 1780-х годах было принято решение о строительстве на ее месте большого однокупольного Духосошественского храма. В 1883 году с севера выстраивается еще один придел - Апостола Евангелиста Матфея. В советское время церковь Николая Чудотворца, что в Мясниках, как и другие храмы, не смогла уцелеть. В 1928 году все строения церкви были снесены. Если бы церковь сохранилась, она располагалась перед домом Корбюзье на Мясницкой, 39. http://www.apartment.ru/Article/48793542.html Николая, святителя, в Мясниках церковь В средневековой Москве на востоке от Кремля, в Земляном городе располагалась слобода мясников, которая дала название улице, идущей к ней, – Мясницкая. В центре слободы стоял ее приходский храм святителя Николая Чудотворца. Он был древний, но документально известен только с XVII века. Храм принадлежал к типу бесстолпных посадских церквей, появившихся в Москве на рубеже XV–XVI веков. Еще в начале XX века их в Москве было довольно много, но после массовых сносов 1930-х гг. почти не осталось. Уничтожили и церковь Николая в Мясниках. Представить это уникальнейшее здание теперь можно только по фотографиям. Церковь Николы в Мясниках, если судить по архитектурным формам, относится к первой половине XVI века. Она была небольшая, сложенная из белого камня. Крещатый свод был одним из красивейших в Москве. Эту конструкцию свода разработали на Руси итальянские зодчие, приехавшие по приглашению московских великих князей. Здание имело восьмискатное покрытие и красивую главу с типично московским узором на барабане. Апсида была одна, полуциркульная в плане. В 1646 г. по челобитью купца Гостиной сотни Матвея Сверчкова к основному храму пристроили придел апостола Матфея. Храм перестраивался в конце XVII века. Он являлся центром квартала и стоял в глубине участка.

http://sobory.ru/article/?object=36835

22 июня 1790 года протоиереем Василием Памфиловым была произведена закладка новой кладбищенской церкви по решению Духовной Консистории, получившей наименование в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов в день Пятидесятницы. Строительство храма велось под постоянным присмотром купца Г.И. Чурекова и было закончено через шесть лет. Храм был освящён 9 июня 1796 года Астраханским архиепископом Платоном (Любарским). В трапезе храма с обеих сторон были заложены придельные алтари: северный – в честь Святителя Григория, Просветителя Армении (небесного покровителя купца Григория Чурекова), южный – в честь Святителя Николая Чудотворца. Приделы были также освящёны архиепископом Платоном: северный – 30 сентября 1796 года, южный – 9 сентября 1800 года. Лазаревская церковь в 1796 году была перенесена на Уваринский учуг. Но и после освящёния строительство храма не было ещё окончательно завершено: недоставало колокольни. 4 марта 1816 года астраханский мещанин Матвей Григорьевич Чуреков писал в Духовную Консисторию, что, выполняя волю покойного отца, он много потрудился по благоукрашению Духосошественской церкви: на его средства был изготовлен иконостас с иконами, закуплена необходимая церковная утварь, а снаружи храм был оштукатурен и крыша покрыта железом. М.Г. Чуреков писал также, что родитель заповедал ему ещё при жизни своей, что если в церкви обнаружатся какие-либо ветхости, то он должен на свои средства их исправить и, самое главное, позаботиться о строительстве колокольни. Но у него средств на это не хватало, и Чуреков просил выдать ему книгу для сбора пожертвований. Через два года, в 1818 году была возведена каменная колокольня, находившаяся в одной связи с храмом. В 1907-1909 годах храм был значительно расширен с увеличением трапезы. Придел в честь Святителя Григория, Просветителя Армении, был перенесён и устроен в один ряд с центральным алтарём, а придел в честь Святителя Николая Чудотворца упразднён. Духосошественский храм построен в строго классическом стиле. С запада и с востока он был украшен портиками с колоннами. Массивный четверик храма венчал мощный восьмигранный барабан с округлым куполом. Первоначально отделявшаяся от храма трапезная в результате поздней перестройки соединена была с ним в одно целое. Двухъярусная колокольня, покоящаяся на притворе, сверху была увенчана шпилем.

http://sobory.ru/article/?object=41148

Его сын, Сергей Лысенко, сегодня врач-невропатолог, вспоминает, как отец поднимался в три часа ночи, чтобы успеть к началу службы: – Зимой отец ходил через Волгу пешком, как-то провалился в прорубь: так мокрый и пришел в молитвенный дом. В домике было всё, что нужно – и алтарь, и антиминс. Народу всегда битком. И настоятелю хотелось, чтобы храм и внешне выглядел достойно. Так началась первая кирпичная война отца Георгия. Не спросив разрешения властей, настоятель воздвиг новый фундамент и кирпичные стены, увеличив площадь строения. Прихожане вновь понесли кирпичи, бабушки приносили их в подолах, сумках, ведрах. И это в послевоенные годы, когда страна восстанавливалась после разрухи, а строительные материалы были на вес золота. «Так изо дня в день, в жару и в холод, в пог. и непог., кирпич за кирпичом, вырастали стены, которые омывались великими слезами духовной радости верующего народа – народа-строителя…» Из письма отца Георгия Патриарху Алексию I Добротное здание, даже без купола и креста – это уже было чересчур для советской власти. И однажды на стройке появился уполномоченный Совета по делам религий при Совмине по Саратовской области. Он обрушился на отца Георгия: мол, под видом ремонта священник пытается превратить молитвенный дом в настоящую церковь! Упрямый настоятель категорически отказался разобрать недостроенные стены. Мудрый 77-летний митрополит Вениамин (Федченков) сам к тому времени оброс конфликтами с властью и доносами. Он пытался втолковать отцу Георгию, что священнику в СССР так себя вести нельзя. На епархиальном совете владыка произнес выстраданную фразу: «Современность учит нас тому, чтобы мы были незаметны». После скандала священника Лысенко на какое-то время отправили в Балашов, потом возвратили в Духосошественский собор. Народная любовь не убывала; по Саратову ходили разговоры о замечательных проповедях батюшки Георгия. Беспокойного священника вновь вернули за Волгу. Конечно же, он первым делом принялся доставать кирпичи и лес. «Приход в Энгельсе был активный, были украинцы и еще много мордвы, а это такой народ – упорный, твердый! Они защищали храм и не боялись никаких начальников, в любой кабинет могли прийти и сказать, что думают. И староста прихода был мордвин, Надежкин Георгий Андреевич, пенсионер, всю жизнь проработал на заводе, славный человек! И вот, они с отцом Георгием решили: надо продолжать то, что начинали тогда, в пятидесятых, надо достроить храм».

http://pravmir.ru/pokrovskiy-hram-i-naro...

Замуравские Выселки. Церковь Сошествия Святого Духа. Духосошественский храм Церковь. Не действует.   Престолы: Духа Святого Сошествия , Николая Чудотворца , Димитрия Солунского Архитектурные стили: Эклектика , Русско-византийский стиль Год постройки:между приблизительно 1886 и 1896. Адрес: Россия, Пензенская область, Нижнеломовский район, с.Замуравские Выселки, улица Хуторки (д. Русская Муромка (Губановы хутора)) Координаты: 53.42007, 43.649473 Проезд:Около 12 км по асфальтовой дороге от города Нижний Ломов до села Замуравские Выселки. Далее около 2 км грунтовой дороги в направлении пруда. На текущий момент улица Хуторки, которая когда-то составляла Русскую Муромку, практически целиком заброшена, поэтому храм стоит на пустыре примерно в 1,5 км от " живых " домов села Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Русская Муромка (Муромское, Губанов Хутор) - бывшая русская деревня Мичкасско-Высельского сельсовета. Основана городовыми служилыми людьми Верхнего Ломова. Названа, вероятно, по одному из названий дороги (Муромская), которую контролировали верхнеломовские казаки. На Москву из Пензенского края ездили двумя путями: через Верхний Ломов, Шацк, Касимов, Муром (центр бывшего княжества), Владимир, Москва. Или через Верхний Ломов, Нижний Ломов, Наровчат, Старый Темников, Ардатов, Муром. Выбор пути зависел от времени года, состояния той или иной дороги, направления рек (в зимнее время). В 1877 – в Верхнеломовской волости Нижнеломовского уезда, 99 дворов, церковь. 17.09.1975 решением Пензенского облисполкома включена в черту села Замуравские Выселки Храм в честь Сошествия Святого Духа (Николаевский), каменный, с приделами в трапезной во имя свт. и чуд. Николая (правый) и св. вмч. Димитрия Солунского (левый). Построен в 1896 г. вместо прежней деревянной Никольской церкви, сооруженной в 1853 г. 24 сентября 1886 г. был утвержден проект на постройку вместо деревянной новой каменной церкви. Работы в соответствии с этим проектом были начаты не на том месте, где предполагались, в связи с чем в заседании строительного отделения от 19 апреля 1888 г. рассматривался этот вопрос и было разрешено продолжить строительство. В 1913 г. храм был внутри расписан “дорогой хорошей живописью художественной”. Источник: сайт «Inpenza.ru» и сайт «Пенза Православная» Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=25465

«В Покровский раньше все наши старушки ходили. На нашей улице дедушка Иван жил, он в алтаре прислуживал. Бывало, скажет: “Девчонки, служба сегодня будет. В храм собирайтесь!” Мама спросит: “Ты, Валь, пойдешь на службу?” – “Возьмешь, пойду”, – отвечаю. – “А не боишься?” – “Нет”. Я любила в храм ходить. На Пасху яйца и куличи ходила святить, это уж мое дело было. На Крещение по пять-шесть раз бегала воду освящать, чтобы всем на нашей улице принести». Когда в храме – дом, то и вся жизнь – в радость.      «И полы мыла, и в крестильне работала, и сторожем была. Как отказать?! Отец Василий скажет, бывало: “Девчонки, остаемся после службы, будем кирпичи таскать”. И мы с удовольствием», – баба Валя любую подробность будничной храмовой жизни вспоминает, как праздничную. Неудивительно, что настоятели отпускать ее не хотели, хоть и возраст, и правнуков нянчить нужно. Крещений ведь в ту пору было много, а куда без Валентины Ивановны – и полы помыть, и ребенка успокоить: «Я им все “Богородице Дево, радуйся” пела. У многих на фотографиях с Крещения я есть». С радостной улыбкой вспоминает, как по просьбе начальника детей его в храм крестить вела, как за цветами по всем соседям бегала – храм украсить, дорожку сделать для владыки Пимена (архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского) – М.Ш .). Как научилась Псалтирь читать: «На пост она посреди храма на аналое всегда лежала. Я подойду и читаю, когда службы не было. Интересно. Батюшка меня один раз так и отправил Псалтирь по покойному читать. Да я же не умею! Но пошла». Столько всего было в жизни! Но главное для бабушки Вали всегда оставалось в Церкви. «Как возможность появлялась, ездила в Саратов – в Троицкий, в Духосошественский соборы. Мы уж мимо храма не пройдем. Мама моя получала 28 рублей и всегда у нее копеечка на храм была. Мне говорила: “Валя, не забудь, как мы в деревне жили. Батюшка приезжал на Крещение, окроплял дома. И ему всегда полную фуру продуктов накладывали. И ты так живи. Есть копейка – положи на храм. Нам только с Богом жить”».

http://pravoslavie.ru/141746.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010