Вахитовский район. Кремль. Церковь Сошествия Святого Духа при Губернаторском дворце. Дворцовая Духосошественская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Всякому, кто любуется панорамой нашего белокаменного кремля хоть со стороны Казанки, хоть со стороны вокзала, видны над его густой застройкой шесть куполов: пять над Благовещенским собором и один – над Духосошественской церковью. И это все из храмовой архитектуры кремля, что осталось после революции. Два храма: бывший кафедральный собор и бывшая дворцовая церковь. Традиция возведения дворцовых и домовых церквей повелась издревле. Их строили еще при княжеских теремах и боярских хоромах домонгольской Руси. В эпоху Руси Московской при царском дворце в Кремле находилось сразу несколько церквей. В Петербурге же вообще домовых церквей было гораздо больше, чем обычных приходских (около 60 приходских на весь город, тогда как вместе с церквями дворцов, учебных заведений и разных ведомств – 465). Казанский губернаторский дворец в кремле также должен был иметь свой храм. По проекту одного великого архитектора – К. Тона был возведен и Большой Кремлевский дворец в Москве и губернаторский в Казани (ныне – резиденция президента РТ). И как московский дворец XIX века, включил в свой комплекс множество построенных ранее палат и церквей, так и Казанский был соединен переходом с заново отреставрированной старинной церковью, которая в XVIII в. называлась Введенской. Точная дата постройки первоначального храма неизвестна. В 1565 г. на этом месте уже стояла церковь с приделом в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. В XVIII в. храм был перестроен и уже весь освящен как Введенский. Русское барокко, господствовавшее в ту эпоху, и русский «теремной стиль» более раннего XVII века удачно соединились в его облике. Пожар 1815 года превратил Введенскую церковь в обгорелые развалины. После этого целую треть века она стояла без ремонта. На одной из литографий Э. Турнерелли (1830-е гг.) мы видим ее: без купола, с потрескавшимися стенами, с пустыми глазницами окон, с кружащимися воронами. Но по этой литографии все же видно, насколько новопостроенная в 1849 – 1854 гг.

http://sobory.ru/article/?object=10280

Максимилиановская церковь (Большой Златоуст) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Большой Златоуст (Максимилиановская церковь) — православный храм-колокольня в Екатеринбурге, разрушенный в 1930 году и воссозданный в 2006 — 2013 годах в нескольких метрах от своего исторического фундамента. Содержание История [ править править код ] Основание [ править править код ] Церковь Сошествия Святого Духа (Духосошественская или Свято-Духовская церковь) была заложена 28 мая 1755 года и строилась на деньги, завещанные екатеринбургским купцом Филиппом Сокольниковым. Подрядчиком выступил Гордей Нечкин, который 3 года спустя участвовал в строительстве самого крупного храма города — Екатерининского Собора. Церковь Сошествия Святого Духа была заложена «за городом», т.е. за крепостным валом. Однако, по промыслу Божию, позднее в этом районе вырос широкий Покровский проспект (ныне ул. Малышева), а храм стал не только возрожденным духовным, но и географическим центром города. 21 сентября 1847 года на противоположной стороне Покровского проспекта епископом екатеринбургским Ионой была заложена Максимилиановская церковь, которая должна была служить колокольней для Церкви Сошествия Святого Духа. На строительство храма-колокольни ушло 29 лет. Результатом кропотливых трудов и долгих лет ожидания стал прекрасный храм в русско-византийском стиле с самой высокой колокольней в городе — 77,2 м. Существует мнение, что автором проекта был известный петербургский архитектор В.Е. Морган. По его первоначальному замыслу предполагалось выстроить не только колокольню, но и большое здание, подобное Храму Христа Спасителя в Москве. Однако, по неизвестным нам причинам, была возведена только церковь-колокольня. Чин освящения Максимилиановской церкви был совершен 24 июля 1876 года епископом Екатеринбургским Вассианом. Новая одноэтажная каменная церковь-колокольня имела два придела: главный, во имя св. великомученика Максимилиана, и небольшой придел во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского. Название же храма было связано с визитом в город герцога Максимилиана Лейхтенбергского, зятя императора Николая I. В 1845 году, по долгу службы на посту главноуправляющего корпуса горных инженеров, герцог совершил большую поездку по уральским заводам. Чтобы запечатлеть это важное событие в истории города, екатеринбуржцы испросили у герцога Лейхтенбергского разрешения на освящение нового храма во имя св. великомученика Максимилиана — и член русской императорской фамилии дал свое согласие.

http://azbyka.ru/palomnik/Максимилиановс...

  Что касается планов хотя Святейший отметил, что сделано немало, но я могу сказать, что нам предстоит сделать гораздо больше того, что сделано. И конечно же, мы надеемся, что и в дальнейшем сотрудничество епархии и с властью, и с бизнес-сообществом будет продолжено, для того, чтобы можно было исполнить все задуманное, дать возможность Церкви естественным образом развиваться в нашем обществе и исполнять ее миссию.   Троицкому собору Саратова вновь присвоен статус кафедрального. Поясните, пожалуйста, что такое кафедральный собор для епархии? Планируется ли Великое освящение верхнего, Троицкого храма? Кафедральный собор это самый главный храм епархии, как правило, самый большой по размерам или исторически значимый. Понятно, что Троицкий собор достаточно невелик, но это, без сомнения, главная святыня нашего города и области. Как вы знаете, Троицкий собор Саратова — одно из старейших сохранившихся зданий Среднего Поволжья. Он был построен в конце XVII века. Этот первый кафедральный храм города Саратова, и у него очень сложная судьба. Совсем скоро в нашем издательстве выйдет книга, посвященная истории собора, и все желающие смогут узнать об этом подробнее.   Троицкий собор удивительный памятник, который пережил множество испытаний. Вскоре после его возведения выявилось множество проблем, связанных со сложными грунтами в том месте, где он был построен. Собор неоднократно страдал во время крупных пожаров и несколько раз находился на грани разрушения. На рубеже XVIII-XIXbekob было даже принято решение разобрать его «по ветхости», но горожане, которые всегда очень любили этот храм, отстояли его. Новые испытания выпали долю собора в XX веке. Он был закрыт последним, в 1936 г. и открыт, вновь стал действующим первым из храмов области в декабре 1942 года. С этого времени и до конца XX века он был кафедральным. Однако в конце 1990-х — начале 2000-х годов собор вновь пришел в аварийное состояние, вследствие чего, по просьбе приснопамятного архиепископа Саратовского и Вольского Александра, статус кафедрального собора на время («до восстановления разрушенного в 30-е годы кафедрального собора во имя святого благоверного князя Александра Невского или до полной реставрации Свято-Троицкого собора», как сказано в Указе Патриарха Алексия II) был придан Духосошественскому храму. Сейчас капитальный ремонт Троицкого собора закончен, и Указом Святейшего Патриарха Кирилла ему вновь возвращен кафедральный статус.

http://pravmir.ru/mitropolit-saratovskiy...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Впервые деревянный храм Сошествия Святого Духа на апостолов упоминается в 1652 году . Каменное здание храма было заложено в 1784 году по благословению архиепископа Тобольского Варлаама (Петрова) , а освящено в 1788 году. Строилась церковь на средства прихожан и других жертвователей. Здание каменное с таковою же в одной связи колокольней, архитектурный стиль - " сибирское барокко " . В 1841 году был построен правый придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы на средства томского купца Петра Ненашева. Позднее тщанием купца Михаила Петровича Неупокоева построен левый придел в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня . В " Клировых ведомостях " за 1885 год сообщается: " Утвари достаточно, имеется до 20 облачений для священников. Имеется потир серебряный вызолоченный 84 пробы с таковыми же к нему полными принадлежностями, другой потир тоже серебряный вызолоченный 84 пробы с отличной чеканной работой, украшенный срезами и бирюзой, вышиной в 10 вершков, стоящий 400 рублей серебром и украденный в 1844 году находится в сломанном состоянии. Имеется 4 больших напрестольных Евангелий и серебряных крестов, в числе которых один большой отличной чеканной работы, весом 4 фунта 91 золотник стоимостью 171 рубль 43 копейки серебром пожертвован томским купцом В.Н. Вытновым. Дом для священника и 1 псаломщика деревянный 2-х этажный на каменном фундаменте, выстроен томским купцом В.А. Мутовкиным " . В 1891 году обветшавший храм был восстановлен на средства томских предпринимателей В.Н. и П.В. Вытновых. 24 октября этого же года было открыто церковно-приходское попечительство. В 1908 году была открыта церковно-приходская школа, помещавшаяся в церковном доме. В начале 1910-х годов в церковной библиотеке насчитывалось до 580 томов. 2 августа 1920 года была зарегистрирована церковная община. С 1925 года церковь была ориентации Высшего Временного Церковного Совета ( григорианский раскол ).

http://drevo-info.ru/articles/24376.html

Находится в центре нижней части города, на надпойменной террасе левого берега реки Казанки. Представляет собой интересный образец бесстолпного трехчастного одноапсидного храма (восьмерик на четверике), в стиле провинциального барокко. Здание возведено из кирпича, стены оштукатурены. Композиция его отличается компактностью и цельностью. К невысокому четверику примыкают пониженные постройки: короткий закругленный алтарь и прямоугольная трапезная, к которой пристроена трехъярусная колокольня. Северный придел является более поздним пристроем. Широкий световой восьмерик увенчан купольной крышей, с цилиндрическим барабаном, украшенным аркатурой, который завершается маленькой луковичной главкой. Скромное внешнее убранство фасадов состоит из типично барочного украшения оконных проемов - четверика, трапезной и колокольни (плоские пилястры с полуколонками, поддерживающими фигурные фронтончики). Оконные проемы восьмерика обработаны по периметру наличниками несложного профиля. Архитектурная композиция колокольни своими формами и декоративным украшением повторяет элементы основного храма, но вместо купольной имеет шатровую крышу. В интерьере доминирует основное помещение храма со ступенчатыми тромпами при переходе к восьмерику и сомкнутым восьмилотковым сводом. Внутреннее убранство храма не сохранилось. С сайта Министерства культуры Республики Татарстан Двухпрестольный храм, построен в 1734 году. Главный престол был освящен во имя Нерукотворного Образа Спаса, но храм называется по приделу во имя преподобномученицы Евдокии. В Казани церковь и ее название всегда связывались с Евдокией Ивановной Михляевой, женой крупного предпринимателя Ивана Афанасьевича Михляева, строителя Петропавловского собора, на средства которой построены Духосошественская и Пятницкая церкви, но документального подтверждения строительства ею и этого храма нет. Церковь представляет собой типичный образец русского барокко, в отличие от Петропавловского собора и Пятницкой церкви, достаточно рядовую постройку. Таких храмов было много в сельской местности. Приход Евдокиинской церкви был заселен небогатыми горожанами, считался одним из самых бедных в Казани. Поэтому храм и дошел до нас практически в первозданном виде, средств на расширение и перестройку у прихода не было.

http://sobory.ru/article/?object=15318

Газета «Саратовские губернские ведомости» за 12 февраля 1844 года сообщала, что храм освящен 30 января «сего 1844 года» протоиереем Гавриилом Ивановичем Чернышевским с тремя священниками при большом стечении народа. Были упомянуты и особо щедрые жертвователи: купец Петр Степанович Славин дал 300 брусов лесу, купец Семен Дмитриевич Парусинов пожертвовал на строительство 1000 рублей, а резчик Михаил Макарович Горбунов сделал иконостас. Церковную утварь и богослужебные книги дали городские церкви. В 1855 году у почетного гражданина Саратова купца первой гильдии Петра Федоровича Тюльпина скончался 27-летний сын — титулярный советник Николай Петрович Тюльпин. В память о безвременно ушедшем сыне супруги Тюльпины решили на месте деревянной Духосошественской церкви построить каменный трехпрестольный храм, причем один престол должен был быть в честь небесного покровителя их сына - Николая Чудотворца. Петр Федорович Тюльпин пользовался большим авторитетом среди купечества и других жителей Саратова. Он дважды избирался на пост городского головы. Саратовцам была известна склонность Тюльпина и его супруги к жертвованию больших взносов на это благое дело — 767 руб. 44 коп. серебром. В 1858 году на средства Тюльпиных было открыто и содержалось убежище святого Хрисанфа, где дочери бедняков обучались грамоте и рукоделию. Тюльпин передал в пользу города капитал, проценты с которого использовались для благотворительных целей. Эти проценты, например, были одним из источников средств для попечительства о бедных при церкви Александровского училища. Попечительство выдавало пособия беднякам и содержало богадельню на 30 человек. Церковь была возведена очень быстро — к концу 1855 года. В 1856 году были освящены ее боковые алтари — 19 июля правый придел (во имя Знамения Пресвятой Богородицы), 26 августа 1856 года левый придел (во имя свят. Николая Чудотворца) и 5 октября 1858 года центральный престол (во имя Сошествия Святого Духа). Церковь имела большой приход и на пожертвования постепенно богато украшалась. На четырехъярусной колокольне было 13 колоколов. Самый большой, весом 431 пуд 15 фунтов, был украшен отлитыми на нем иконой Сошествия Святого Духа, фигурами ангелов и имел надпись: «Колокол сей сооружен усердием Храмоздателя почетного гражданина и первой гильдии купца Петра Федоровича и супруги его Дарьи Хрисанфовны Тюльпиных в память сына…» Второй колокол весил 116 пудов, а 11 малых были весом от 52 пудов до 13 фунтов. В храме было много икон в сребропозлаченных ризах, дорогая утварь, евангелия в серебряных с драгоценными камнями окладах, библиотека церкви насчитывала свыше ста богослужебных книг. Пожертвования на храм поступали не только деньгами и вещами, но и ценными бумагами.

http://sobory.ru/article/?object=02697

В 1832-1833 гг. храм был перестроен и расширен, в Харлампиевском приделе пробиты новые окна и сделаны росписи. В 1897 году здание было реконструировано и удлинено, Харлампиевский придел из трапезной перенесен в специально построенный объем. Эти работы производили архиерейские служители Сверлов и Кирсанов. В начале 1900-х гг. с западной стороны была пристроена каменная церковь. В 1897 году был реконструирован главный храм, снесены почти все колонны и перегородки. Работы почти не изменили внешний облик храма. В 1900 году был реконструирован придел. Крупная барочная церковь представляла собой композицию из примыкающих друг к другу самостоятельных объемов. Высокий четверик храма перекрыт куполом с небольшой главкой на круглом барабане. Более низкая по высоте трапезная соединяла его с ярусной колокольней на притворе. Колокольня также венчалась куполом с маленькой главой. Приход Духосошественской церкви в XIX – начале XX века был самым многолюдным в Казани. Реконструкции 1832 и 1897 гг. были вызваны в первую очередь необходимостью увеличить вместимость храма. Хотя прихожане были, в основном, людьми бедными, обе реконструкции проводились на средства самой церкви. В отличие от большинства храмов города, Духосошественекая церковь ни разу не горела. Во время занятия города войсками Е.И. Пугачёва местные жители спасли Духосошественскую церковь от разграбления. В ней долгое время сохранялось множество ценных икон и утвари, более древних, чем сам храм. Они были утрачены в советское время. В советское время были утрачены верхние ярусы колокольни, весь облик церкви искажен позднейшими пристройками. После закрытия в конце 1930-х гг. храм был приспособлен под клуб, а позже в нем разместился кукольный театр. Образованный в 1934 году, театр десятилетиями не имел собственной крыши над головой. Сначала он арендовал помещение на улице Профсоюзной, потом снимал «угол» в театре юного зрителя, в 1959 году ему выделили второй этаж бывшей церкви на улице Луковского. На первом этаже здания находились квартиры. И только в 70-х гг. прошлого века жильцов расселили, и театр стал полноправным хозяином здания.

http://sobory.ru/article/?object=21040

Во время французского нашествия монастырь был вновь сожжен, но с помощью благочестивых мирян полностью восстановлен. Большую роль в восстановлении монастыря сыграл святитель Филарет Московский . В 1696 году на средства Андрея Римского-Корсакова, вельможи Петра I, был построен надвратный храм Спаса Нерукотворного Образа. В 1766 году был построен храм во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» над могилами основательниц монастыря игумении Иулиании и монахини Евпраксии. В 1804–1807 годы на месте древних храмов был возведен Рождественский собор с приделами Зачатия праведной Анны, великомученика Феодора Стратилата, святителя Алексия, митрополита Московского и Казанской иконы Божией Матери. В обители была бо гадельня для престарелых инокинь, руко дельная мастерская. В середине XIX b. для богадельни было выстроено каменное зда ние с храмом Сошествия Святого Духа. Для прохождения иноческого подвига в Обитель удаляются многие представительницы знатных семей. Здесь была устроена богадельня для престарелых монахинь и приют для девочек-сирот. Особо почиталась в монастыре икона Божией Матери «Милостивая», прославившаяся в народе обилием чудес. Монастырь был закрыт в 1927 году. Некоторые иконы были перенесены в храм пророка Илии Обыденного. В Зачатьевском монастыре 16 марта 1925 года отслужил свою последнюю литургию святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, умерший девятью днями позже. В 1930-е годы Рождественский собор, колокольня и храм во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» были разрушены до основания, Духосошественская церковь была полностью перестроена, монастырские стены были частично разрушены. Надвратная церковь, выстроенная в стиле московского барокко, была объявлена архитектурным памятником и отреставрирована в 1960-е годы. В 1991 году сестринством во имя «Милостивой» иконы Божией Матери были начаты труды по возрождению монастыря. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и решением Священного Синода от 5 мая 1995 года возобновлена древнейшая женская обитель. 25 ноября 1999 года совершается торжественное перенесение чудотворного образа «Милостивой» иконы Божией Матери в Зачатьевский монастырь.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Как добраться: автобус от остановки на улице Радищева/Кутякова Подробнее... Храм Преображения Господня (Соколовый) [ править править код ] В июне 2014 года были начаты работы по строительству нового здания храма. 12 июня 2015 года в строящемся храме начали совершаться регулярные богослужения. 19 августа 2013 года настоятель Спасо-Преображенского храма совершил Чин освящения Поклонного креста. Крест был установлен на месте разрушенного в 1937 году храма в честь Преображения Господня. 1 декабря 2019 года митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в сослужении духовенства благочиния совершил Чин Великого освящения храма. Адрес: 410501, Саратовская область, Саратовский район, поселок Соколовый, улица Танкистская, дом 46 Телефон: +7(964)996-41-21 Как добраться: автобус (от 3-й Дачной), маршрутное такси автобус (от Сенного рынка). Расстояние от города Саратова до поселка Соколовый — 16 км. Подробнее... Храм Архангела Михаила (Михайловка) [ править править код ] В селе Михайловка (другое название — Устиновка) тщанием статского советника и кавалера Михаила Адриановича Устинова был построен каменный храм. Постройка была завершена в 1825 году. В храме было два престола: во имя Архистратига Божия Михаила и во имя святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В штате храма состояли священник и псаломщик, для которых были построены церковные дома. При храме была устроена школа. По сведениям местной жительницы, Валентины Михайловны Лёвушкиной, храм закрыли в 1937 году, а священника, Николая Васильевича Перова, увезли в неизвестном направлении. Оставшееся церковное имущество, включая ризу священника, разрешили взять жителям села. Потом большую икону Трёх святителей родители В.М.Лёвушкиной, Анна Денисовна Белоголовцева и Николай Иванович Исайчев, увидели на мельнице, она покрывала мучной ларь. Они выкупили её у заведующего мельницей и отвезли в Саратов, в Духосошественскую церковь, одну из двух незакрытых в то время церквей Саратова. А в Михайловской церкви устроили склад и однажды там вспыхнул пожар, уничтоживший иконостас и практически всю роспись.

http://azbyka.ru/palomnik/Саратовская_об...

После окончания семинарии я не мог остаться в Саратове - негде было служить. Отец Иоанн Сокаль отправил меня в Тульскую епархию с рекомендательным письмом к тамошнему архиерею - они вместе были в эмиграции, в Югославии. Помню, вызвал он меня, дал бумаги и сказал: «Поезжайте, Всеволод. В Туле 42 храма, а не 12, как в Саратове». Я поблагодарил и поехал. Архиепископ Тульский Антоний (Марценко) встретил меня очень хорошо, был он простой жизни человек. Сначала я служил в поселке Чернь Тульской области, храм там был освящен в честь Покрова Божией Матери. Потом - в Алёшне, это 30 километров от Тулы. 5-6 человек приходило ко всенощной, 7-8 к обедне. Печка дровами топилась, волки рядом ходили и выли. Однажды повстречался я с волком на дороге - неприятное впечатление, честно сказать... Тогда зарплат не было - на доходах держались. Жил я у двух старушек: одна преподаватель, другая регент храма. Обе старенькие, добрые, подслеповатые... Служил на станции Оболенская. Настоятель здесь был протоиерей Василид Сенкевич, добродетельный, общительный, простой священник. Когда он умер, ему прихожане поставили памятник. Вторым священником здесь со мной служил дед нашего саратовского священника Михаила Ромадова, протоиерей Анатолий Мехреньгин. Служил в Крапивне, где настоятельствовал протоиерей Сергий Бажанов, старец. Храм здесь был старинный, купцами построенный, в честь святителя Николая Чудотворца - он не закрывался вообще. Там не было электрического освещения - только свечное. Огромное паникадило опускалось с помощью какого-то хитрого приспособления, свечи зажигались, а потом паникадило уползало вверх... Когда вернулся в Саратов, стал служить в Духосошественском. Потом были Серафимовский и храм во имя великомученика Димитрия Солунского при СВИРХБЗ. Дмитриевский храм пришлось восстанавливать - там даже первый иконостас был сделан по моим эскизам. Я ведь одно время даже учился в художественном училище, потом бросил, но рисовать люблю до сих пор. Много путешествовал по Средней Азии и много зарисовок с натуры привозил домой. Алма-Ата, Ташкент, Хива - да всего не перечислишь! Мечети, минареты, старинные кладбища - знакомился с другой культурой и пытался глубже, тем самым, проникнуть в свою.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010