С. Павловым. В конце 1-й части помещено „Сведение о древних пергаминных рукописях русского письма XI, XII, XIII и XIV веков, относящихся по своему содержанию к I, II, III, V и IX отделам настоящего описания, с показанием, в каких именно московских и петербургских библиотеках оныя находятся“. В нынешнем году напечатаны ч. 2 н 3, а теперь печатается и последняя, 4-я часть. Ч. 2-я, отд. , 623­1302 с 3 снимками, 577 стр. Ч. 3-я, отд. XIV­XVI, с 2 снимками, 363 стр. Собрание рукописей гр. Л. С. Уварова и по количеству и по достоинству рукописей составляет самое замечательное из совремеменных частных собраний. Уступая в числе публичным собраниям Императорской Петербургской библиотеки и Московского Румянцевского Музея, оно превосходит числом рукописей славянский отдел Московской Синодальной библиотеки, а по тщательному подбору и ценности многих экземпляров занимает почетное место между всеми собраниями, без разделения их на публичные и частные. Описание архим. Леонида исполнено с всею желательною тщательностию и полнотою в обозначении содержания рукописей, и, можно надеяться, достигнет той цели, какую имел в виду его почтенный составитель. Целью же его было „ознакомить любителя русской старины с богатым частным собранием и дать путеводительную нить к изследованиям и обобщениям в области древней русской письменности молодому поколению“ (предисл. VII). Для характеристики литературного образа архим. Леонида важно прибавить, что и этот громадный труд предпринят и исполнен им вполне безкорыстно, „единственно по любви к русской письменности и по глубокому уважению к памяти достойного собирателя и ценителя русских древностей“ (Предисл. V). В феврале 1891 г. написан архим. Леонидом и в „Чтен.Общ. Ист. и Древн. Рос.“ 1891, И напечатан его труд: „Рукописи сербского письма века, находящиеся в библиотеках московской губернии“. Библиотеки эти следующие: 1) Московский Публичный и Румянцевский Музей; 2) Синодальная; 3) Хлудовская (ныне Никольского Единоверческого монастыря); 4) Троице-Сергиевой лавры; 5) Московской Духовной Академии; 6) Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, и 7) гр.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

1 По объяснению бл. Августина (de consens. Evang. lib. 11, c. 12) разность в сказаниях евангелистов объясняется тем, что св. Иоанн произносил свои беседы в разное время, – пред одними учеииками и пред всем народом, или – тем, что св. евангелисты не буквально повторяют слова Крестителя, а только передают мысль, которую он хотел выразить ими, внушая этим не останавливаться на одной букве Писания, но, по возможности, проникать в дух и смысл их. 3 Тиверий был пасынком императора Августа по жене его Ливии Друзилле; по совету матери он женился на дочери Августа Юлии, и потому усыновлен им и назначен преемником. 5 Впрочем, эту дату можно считать только приблизительно верной. Есть и другие основания для более точного определения года рождества И. Христа – это так называемые пасхадьные даты, о кото рых речь у нас будет после. 7 У Ирода было десять жен, и от первых шести он имел девять сыновей: самый старший был Антипатр, которого он незадолго до своей смерти приказал убить по подозрению в измене; 2-й Александр и 3-й Аристовул также казнены были Иродом года за три до рождества Христова. 4-й Ирод-Филипп муж Иродиады, лишенный отцом наследства. 5-й Архелий, 6-й Ирод Антиппа, 7-й Филипп, 8-й Ирод; 9-й Фасаил. 10 ) Иос. Флав. Древн. XVIII, 2. 2: первым прокуратором, по низложении Архелая, был Копоний, вторым – Марк Амбивий, третьим Апнний Руф, четвертым Тиверий Нерон, пятым – Валерий Грат и шестым (с 779–789 г.) Пилат Понтийский. – Пилат, как думают, не имя, а Фамилия или прозвание, которое он получид от вооружения копьем (pilum – копье, дротик). При этом предполагают, что он был вольноотпущенник из рабов некоего Понтиева рода (gens Pontia), почему будто бы и называется Понтийским. (См. в Real-enciklop. Gerzog’a Т. XI, р. 663. Изд. 1859 г.). 11 Филон, современник Пилата, обвиняет его в святотатстве, в бесстыдных насилиях, хищничестве, в постоянных казнях, противных закону, в бесцельных и тяжких жестокостях. «Он был зол и свиреп·, говорит Филон, «и не желал сделать ничего в угоду своим подданным» (Philon. Leg., 1033). О жестокости Пилата есть свидетельство и в Евангелии. Св. Лука (13:1) говирит, что Пилат приказал однажды изрубить галилеян даже во время богослужения и их жертвоприношений во храме иерусалимском.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

3 . Издания памятников 1). Аполог от нравоучения Кирилла Александрийского по рукописи Ростовского Яковлевского монастыря. В Летописях Русс. литературы, IV, 1862 г. 2). Опись библиотеки иеромонаха Евфимия. В Летописях Рус. литературы, V, 1863 г. 3). Похвала Кириллу и Мефодию по рукописи Севастьянова XIV в.; «Слово на принесние мощем преславнаго Климента, историческую имуще беседу», по Макар. Четь-Мин., и так наз. Итальянская легенда о Кирилле и Мефодии, в новом переводе, по Румянц. рукописи 151. Напеч. в Кирилло-Меф. Сборнике, М. 1865 г., стр. 309–312 и 318–342. 4). Киево-Печерский Патерик по Румянц. рукописи XV в. 305, в переводе на Русс. язык Марии Викторовой, с предисл., подписанным буквами: А. В. Киев, 1870 г. 5). Собственноручные письма Императрицы Екатерины II к А. В. Храповицкому. В Русс. Арх. 1872 г., XI, стр. 2062–2097, и в отд. оттиске. 6). Два памятника Русского монастырского быта XVII века: Письмо Нектария, архиеп. Сибирского († 1665), и Колязинская челобитная, с предисловием, подписанным буквами: Л. П. В Русс. Арх. 1873 г., 9, стр, 1770–1782. 7). Опись патриаршей ризницы 1631 г. В Вестнике Общ. Древне-Рус. искусства на 1874–1876 и в отд. оттиске. 8). Опись ветхостей в башнях и стенах Моск. Кремля, Китая города и Белого города, 1667 года, по рукописи Моск. Публ. Муз. 1390. В Чт. Общ. ист. и древн. 1877 г., кн. II, Смесь, стр. 1–16. 9). Стефанит и Ихнилат по трем древнейшим спискам: Севастьяновскому и Синодальному XV в, и по списку Григоровича (в отрывках) XIIIXIV в. Издание Общ. любит, древней письменности. Выйдет в свет в конце текущего, или в начале следующего года. 4 . Смесь 1). Описание этногр. музея Густ. Клемма. Перев. с Нем., напеч. в Москвит. 1853 г., 16, стр. 169–184 (в письме Погодина из-за границы). Без подписи. 2). Великая княгиня Евфимия, основательница Вознесенского женского монастыря, что в Московском Кремле М. 1857 г. Без означения имени автора. 3). Рецензия на книгу: Протоиерей Ф. А. Голубинский. Москвит. 1855 г., 7, стр. 145–149. Без подписи.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

завет, к-рый будет существовать вечно (Liber Antiquitatum Biblicarum 4. 11; 30. 7), поэтому в конце времен Он дарует Израилю спасение (ЗавАвр 7. 7). Не только завет с А., но и его праведность считается гарантией спасения его потомков ( Иосиф Флавий. Иуд. древн. XI 169; ЗавЛеви 15 : 4). Благодаря заслугам А. Израиль существует перед Богом (Берешит Рабба 4 : 6; Шемот Рабба 28 : 1), искупляются грехи Израиля (Шемот Рабба 44 : 4 и др.). А. К. Лявданский Праотец Авраам. Икона из Смоленского собора московского Новодевичьего мон-ря. Кон. XVI — нач. XVII в. Праотец Авраам. Икона из Смоленского собора московского Новодевичьего мон-ря. Кон. XVI — нач. XVII в. Арабы, как и евреи, считают А. родоначальником их народа. Предания об А. были распространены среди арабов задолго до проповеди Мухаммада . В мусульм. традиции он именуется «халил Аллах» (друг Бога), «имам» (предводитель), «ханиф» (исповедующий единобожие). Коран говорит об особом к нему благоволении Аллаха : «Мы избрали его уже в ближнем мире, а в будущем, он, конечно, среди праведников» (Коран 2. 124). Мусульмане считают его вместе с Исмаилом строителем их главной святыни - Каабы (Коран 2. 119-121; 3. 90-91). А. считается учредителем хаджа . Центральное место в мусульм. традиции занимает представление о «религии Авраама» (миллат Ибрахим), собственно наименование Ислама. Согласно этому представлению, А. исповедовал первоначальную, наиболее чистую форму единобожия (Коран III 58, 60-61). Последующие пророки появились именно для того, чтобы исправить те искажения, к-рые привнесли люди в религию. Именно первоначальную религию А. возрождал Мухаммад, т. о., «религия Авраама», с т. зр. мусульман, явилась источником трех богооткровенных религий: иудаизма, христианства и ислама. Лит.: Lucchesi Palli E.//LCI. Bd. 1. Sp. 20-35; Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. СПб., 1892. С. 216, 221; Ainalov D. The Hellenistic Origins of Byzantine Art. New Brunswick, 1961. P. 94-100; Speyart van Woerden I. The Iconographie of the Sacrifice of Abraham//VChr. 1961. Vol. 15. Р. 214-255. Ист: Талмуд. Мишна и Тосефта/Пер. Н. Переферковича. СПб., 1899-1904. Т. 1-6; Смирнов А. Книга Юбилеев, или Малое Бытие. Каз., 1895; Агада: Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей/Пер. С. Г. Фруга. Берлин, 1922. М.,1993р; Завещания двенадцати патриархов, сыновей Иакова//Апокрифические апокалипсисы: (Античное христианство: источники). СПб., 2000. С. 46-128; Завещание Авраама//Там же. С. 156-184.

http://pravenc.ru/text/62850.html

Митридат, например, велел избить в один день 80 тысяч римлян. Из истории, впрочем, известно, что в последние годы правления Ксеркса было много в его царстве народных возмущений, подавлявшихся суровыми мерами. Кроме того, упоминаемые священным историком «дневные записи» (2:23; 6:1), а также «книги царей Мидийских и Персидских» (10:2), а равно и исторические труды Ктезия, Дидона, Дионисия и др., упоминаемые древними историками, не сохранились. Может быть в них было бы не мало близких указаний на эти события.     О каноническом достоинстве книги Есфирь не было сомнений в древнем иудействе. В талмуде замечено, что «книгу Есфирь написала Великая Синагога» (Baba Batra. 15а). Таково было отношение к ней палестинских иудеев. Согласно ей они праздновали «день Мардохея» (2Мак.15:36; Флавий. Древн. XI, VI, 13). Почитали ее, несомненно, и александрийские иудеи и рано перевели на греческий язык и перенесли в Александрию (Есф.10:3 — неканоническое добавление). В более позднюю, уже христианскую, эпоху возникают среди иудеев сомнения в ее каноничности и споры против празднования Пурима (Meg. 7а. 70, 4; Sanh. 100а. Wogue. Hist. de la Bible. 71 р.). Еще позднее Абен-Езра возражал против ее каноничности, потому что в ней не употребляется имя Божие (Wogue. 1. с. 69 р.). Но эти частные мнения не могли поколебать общесинагогального предания, и книга Есфирь всегда составляла неизменную часть еврейского канона. В христианском каноне книга Есфирь также всегда составляла неизменную часть. Правда, в новозаветных книгах ясных цитат из нее не находят, в эклоге Мелитона также нет ее, но во всех других счислениях, начиная с 85 апост. правила, она существует и принята в канон, как греко-восточной православной Церкви, так и западных католической церкви и протестантских общин.     Толковательная литература на книгу Есфирь за отеческий период отсутствовала. Впервые объяснением ее на западе занялись Рабан Мавр (М. 1091.) и Валафрид Страбон (М. 113 t.). В новое время ценны экзегетические труды на эту книгу: Calmberg.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Berolini, 1879, с тремя листами снимков (рецензия на это издание В. Качановского в Журн. Мин. Нар. Просв. 1879, авг.). В введении изложена история открытия и изучения этого памятника (Prolegom. XXI–XXIV). Подробное исследование языка этой рукописи помещено Ягичем в его журнале: Archiv fur slav. philologie, I, 1–55 и II, 201–269. А6 Мариинское глаголическое четвероевангелие XI в., известное в науке также под наименованиями Евангелия Григоровичева, Афонского, найдено в 1844 г. В. И. Григоровичем в Мариинском (Пресв. Богородицы) ските на Афоне и после смерти Григоровича поступило вместе с другими его рукописями в Московский Публичный и Румянцевский Музей 1689). Писано на толстом, грубом пергамине, в 4-ку, на 171 л. по 31 строке на странице, тщательным почерком. Текст Евангелия неполон, недостает: Мф. 1–6, 15 ; Ин. 1:1–23; 21:17–25 . Утрачен также писанный кириллицей месяцеслов, от которого сохранился только небольшой клочок. Два листа ( Мф. 5, 24–6, 15 ) принадлежали Миклошичу в Вене. На полях рукописи, с боков, вверху и внизу, кроме глаголических, большею частию стертых, читаются приписки кирилловские позднейшего времени (XII–XIII в.), с означением содержания еванг. чтений, зачал и пр. Сохранившиеся начальные страницы отдельных евангелий украшены состоящими из перевитых и покрытых красками лент и жгутов, заставками и большими заглавными литерами. Такие же заставки находятся и в начале сохранившихся оглавлений при евангелиях Марка, Луки и Иоанна, а в конце оглавлений начертанные пером, грубой позднейшей работы, может быть, современной кирилловским припискам, изображения названных евангелистов. Правописание юсовое, с следами влияний сербского языка. По Ягичу, Мариинское евангелие в теперешнем его виде должно быть боснийско-далматинского происхождения (Сбор. Отд. рус. яз. и слов. Ак. Н. 33, стр. 141). Подробное описание его – в Изв. 2-го Отд. Ак. И. т. 2, 242–246 (статья В. И. Григоровича) и в Древн. глаг. пам. И. Срезневского , стр. 91–115. Шафарик, Раш. hlah. pisemn. VIII–IX и 47–50.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Там же под 235. Чем руководствовались предки наши в деле веры до издания катихизисов? Кроме творений отеческих вообще, издавна переведенных в немалом количестве на славянский язык, в частности – 1) Точным изложением православной веры – святого Иоанна Дамаскина (см. выше примеч. 96); 2) некоторыми другими подобного рода, хотя и более краткими, сочинениями древних учителей Церкви, издавна также переведенными на славянский язык, ка­ковы: а) Богословские вопросы и ответы, род довольно обстоягельного катихизиса, – Анастасия Синаита , антиохийского патриарха (†599), встречающиеся еще в Святославовом Сборнике – XI в (Опис. рукоп. румянц. муз. 356) и потом в списках XV в (там же 6); б) Правила о вере u жизни христианской – святого Геннадия, Константинопольского патриарха (†471), встречающияся в рукописи XIV в (Прибавл. к Твор. святых Отцов в русск. перев., стр. 1, М. 1845); в) К Князю Антгоху о многих и нужных взысканиях... святого Афанасия Александрийского , также род некоторого катихизиса по вопросам и ответам, встреч. в рукописях XVI в (Опис. рукоп. графа Толстова, отд. 1, 304); г) Книга Катихизис, сказующе учение о вере и о нужнейших винах, пристоящих к ней, встреч. в рукописях XVI в (там же, отд. II, 340), – сочинение неизвестного, но внесенное в Катихизис, изд. в Москве 1649 г., при патриархе Иосифе, на ряду с несколькими отеческими вероизложениями (Сахаров, Обозр. Славяно-Русск. библиогр. т. 1, кн. 2, 510). Из печатных катихизисов на славянском языке известны и другие, кроме нами поименованных выше; но они или не употребля­лись в нашем отечестве, или даже неправославны. Таковы: а) катихизис, из­данный в Венеции в 1527 г (Слов. русск. дух. писат. Евгения, 1, стр. 262, изд. 2-е); б) катихизис лютеранский, переведенный отступниками от православия Матфеем Кавечинским, Симеоном Будным и Лаврентием Крышковским, и изд. в Несвиже 1561 г., а потом в Риме 1583 г (там же и русск. истор. Сборн., том. VI, стр. 302, Москва 1843); в) катихизис, переведенный Ангоном Далматом и Стефаном Истрианином, изд. в Тюбинг. 1561 г (в том же истор. Сборн. и на той же стр.); г) катихизис, переведенный с латинского языка и изд. в Вильне 1585 г (Bergii – de statu eccl. et relig. Moscow, p. 31 и Саха­рова – хронолог. опись русск. библиогр. в русск. древн. Памятниках, Спб. 1842); д) два катихизиса славянские, но изд. латинскими буквами в 1582 и 1603 (русск. историч. Сборн. т. VI, стр. 303); е) катихизис, изд. Матфеем Дивковичем в Венеции 1611 г (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1211. Страстный – Богородицы – Одигитрии – Новодевичий, женский, 3-го класса (с 1764 г.), в гор. Москве, у Тверских ворот, на бульваре. Основан в XVII ст. царем Алексеем Михаиловичем при церкви, построенной в 1641 г. по случаю принесения сюда из села Палец Нижегородской губ. чудотвор. иконы Одигитрии Божией Матери, называемой Страстной, празднество которой совершается в шестое воскресенье после пасхи. Самая икона около 1681 г. возвращена обратно в село Пальцы. Здесь находится честная глава Анастасии Узорешительницы. “Краткий истор. очерк Моск. Страстн. м-ря» напечатало в “Чтен. И. Общ. ист. и древн.», 1876 г., II, смесь, 61–67; “Ист. Росс. Иер.», VI, 331; Ратшин, 263; “Опис. монаст.», 1817 г., 106; Проценко, “М-ри в России», 50; “Ист. и топограф. опис. городов Москов. губ.», 1787 г., прибавл., 78; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1842 г., 96 (надел. лесом); 1850 г., 87 (сооруж. колокольни с 2 при ней корпусами для келий); 1855 г., 12 (освящ. церкви св. Алексия челов. Божия над св. вратами); “Нижегор. губ. в.», 1852 г., 44 (о принесении иконы Бож. М.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 220, 37; “Дополн. к Акт. истор.», V, 26 (Выходы патриар. 1666 г., стр. 116, принесение иконы Богород. Одигитрии); IX, 107 (Роспись жалованья 1677 г., стр. 331); Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. докум., 62, 15 (Промем. 1723 г. о колич. двор. в вотчин. и об оклад. госуд. сборов); “Чтения в И. Общ. ист.», 1858 г., IV, Отд. 2, 48 (Нашеств. франц. 1812 г. при игум. Тавифе); 1865 г., III, смесь, 10 (в 1731 г. дано старицам по 10 коп. на помин цар. Евдокии); “Дворцов. разряды», III, 305 (встреча мощей патр. Иова 1652 г.), 670 (встреча образа Богород. Бож. М. Одигитрии из Польши 1667 г. 16 октяб.), 1351 (посещ. цар. Алексеем Мих. в апр. 1675 г.), 1355 (посещ. цар. Натальею Кирил. 11 апр. 1675 г.), 1402 (сюда сослана в мае 1675 г. под начало к игум. Дарье жена Пушкина Настасья Петр.); Ивановъ, “Опис. госуд. архива стар. дел», 348 (в 1700 г. имел 130 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 53 (указ 1720 г. о возобновл. выдачи м-рю хлебн. и денежн. жалованья), 55 (указ 1720 г. о назнач. жалованья и пособия для содерж. старицы Акулины Облеуховой, помещенной здесь за службу и раны ее мужа); II, ч. 1, 125 (прошение 1722 г. игуменьи Памфилии о возобновл. выдачи м-рю ружного жалованья), 231 (дальнейший ход этого прошения), 888 (вотчина м-ря в Вологод. уез.), прилож , XII, IV (письмо А. И. Макарова о назначении м-рю денежн. и хлебн. жалов.); III, прилож., XL (ведом. о расход. Монаст. Приказа; в 1722 г. 40 руб. на строение кровель м-ря); IV, 1724 г., 326 (дело о дьяке Кульбицком; в 1697 г. игум. Юлия); VIII, 255 (Дело о пострижении вдовы рейтара Домны Байковой), 372 (прошение 1728 г. вдовы иродиакона Ксении Яковлевой в м-ре; тогда здесь было монахинь 71 и вкладчиц белиц 55), 466 (прошение игумении Евпраксии Рыковой о пострижении в м-ре 58 белиц); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1789 г., XI, 295 (церкви м-ря).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

408 Акт. Арх. Эксп. 268, стр. 260, 250. Беляев. «О сторожевой, станичной и полевой службе». Чт. О. И. и Древн. 1845–1846 гг., 3–4, стр. 46. 414 Арх. Минист. Юстиции, Патр. Каз. Прик. кн. 39, лл. 503–512, 514–517. Атемар поступил в патриаршую область в 1645 г. по книгам темниковского десятильника Давыда Соболева и поповского старосты попа Матвея (Шимко... 117). 420 Макарий. Истор. Рус. Церкви IX, 651–689; X, 241 и след. Соловьев. Истор. России, II, X, 1460–1463 и др. М. Коялович. Литовская церковная уния, т. II, стр. 1–195. 421 Д. И. Багалей. История Колонизации. I, 159. Соловьев. Истор. России, II, X, 1470. Макарий. Истор. Рус. Ц. XI, 319. 422 Акт. Юж. и Зап. Росссии, III, 3, 4. В одной челобитной, относящейся к первой половине XVII в., вышедший из Польши священник Игнатий писал государю: «вышел я со своими духовными детьми с 50 человеками на государево имя с женою, детьми, дьячком, пономарем и просвирницей. Вернувшись из Москвы, где на патриаршем дворе был поставлен во священника, я прошу устроить в Слободе (около Чугуева) церковь трудами своих духовных чад, которые потом и будут моими прихожанами и в эту церковь пусть государь укажет мне дать свящ. книги и колокола». (Арх. Мин. Юст. Столбцы Белгор. стола 4008. Д. И. Багалей... стр. 180). 426 Там же. 136, 173–180. Побуждением оставить город было, во 1-х, нападение татар и угрозы поляков за удаление в московские пределы, во 2-х, тяжесть безотлучной пограничной службы и лишение некоторых льгот: казакам стали запрещать отходить на звериные промыслы, в 3-х, недовольство гетманом Остряницей (там же 180–196). 432 Д. И. Багалей. История Колонизации I, 391. «и повелел народу (Хмельницкий) вольно сходить с городков, кидаючи свои кибитки у Полтавщине також и за границу у великую Россию, абы там городами оседали. И с того часу стали оседать Сумы, Лебедин, Харьков, Ахтырка и все слободы даже до речки Дону казацким народом». (Летоп. Годяч. полк. Гр. Гробянки, 111–112). 433 Там же, 423–425 стр. Как видно из писцовой книги 1647 г., Чугуевский уезд простирался тогда вверх по Донцу на север до Салтова, отсюда на вершину р. Рогани, колодезя Немышля до впадения в Харьков, по течению р. Харькова до р. Уд, оттуда на р. Мерефу и Водолагу до Муравского шляха, оттуда до р. Балыклейки и до р. Бурлука с её верховьев до устья (Филарет. Истор.-Статист. описание Харьковской епархии, IV, 4). В географ.-стат. словаре Российск. Имп. П. Семенова основание Харькова отнесено к 1556 году (т. V, стр. 469). Не опечатка ли вм. 1656 г.?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

I. Града Киева Святые 1. Святая великая княгиня Ольга во св. крещении Елена, крестися в лето 6463, преставися месяца июля в 11 день Супруга великого князя Игоря, мать великого князя Святослава. Родилась близ нынешнего Пскова, тогда еще не существовавшего; по смерти мужа управляла Русскою землею; приняла св. крещение в Царьграде в 957 году. Ум. 11 июля 969 годп. При внуке ее, равноапостольном князе Владимире, в 996 году обретены нетленные ее мощи и перенесены в созданную им Десятинную церковь в Киеве. Во время нашествия татарского на Киев, мощи св. Ольги были сокрыты под спудом, а потом, как гласит предание, вновь открыты Петром Могилою , при сооружении им, на развалинах Десятинной, новой церкви, гдн и почивали они до начала XVIII века, когда, вследствие несчастных обстоятельств, вновь сокрыты в неизвестном месте (Макарий, «Истор. Русск. церкви», 1, 61 и 62). В «Иконописном Подлиннике» под 11 июля: «святая праведная великая княгиня Российская Ольга, нареченная во святом крещении Елена, баба великого князя Владимира; подобием стара, лицем морщиновата и бела, на главе венец царский и платок, ризы на ней как у княшинь первых Российских, носивших платье княжеское; в руке свиток, а в нем написано: «попрах идолы и познах истинного Бога Иисуса Христа», (Филимонов, стр. 389). Житие и подвиги св. Ольги, по мнению И.И.Срезневского , написаны во второй половине XI века (Древн. пам. Р. письма и языка). История нарекла Ольгу мудрою, а православная Церковь – святою и равноапостольною. Память, празднуемая в день преставления, сохранилась и в преданиях основанного ею города Пскова: в Псковском Троицком соборе хранился Ольгин крест, сгоревший в 1509 году и замененный другим, доселе целым; деревня Перино зовется «Ольгин городок», а деревня Житник – «Ольгин дворец» (Н.П. Барсуков. Источники Русск. агиографии, стр. 412. Моя книга: «Святыни и древности Пскова», стр. 73, 76 и 78). 2. Святый и благоверный и равноапостольный великий князь Владимир Святославич, крестися в лето 6496, а преставися в лето 6524, а память его месяца июля в 15 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010