Не менее ясно указывает на век Исайи политическое состояние царств языческих и иудейского. В Ис.43:3 считаются могущественными и богатыми самостоятельными государствами: Египет, Эфиопия, Савея. Такими они были в век Исайи. Египет и Эфиопия находились в союзе (Ис.45:14), каковой был исключительно в век Исайи (Ис.18:2, 7). Многие народы вели войну с иудеями (Ис.41:11—12; 42:25), что немыслимо во время плена.    Кроме того, подлинность 40—66 глав доказывается ясными историческими свидетельствами. Приводимый во 2Пар.36 гл. и 1Езд. 1-й гл. указ Кира об освобождении иудеев из вавилонского плена ясно напоминает пророчество Исайи о Кире. Кир в своем указе считает себя избранником Божиим, покорившим своей власти все народы при помощи Божией, и восстановителем Иерусалимского храма. Такое представление о Кире встречается в 44 и 45 главах книги пророка Исайи. Самому Киру и его придворным, составителям указа, вероятно, было известно пророчество Исайи, как свидетельствует Иосиф Флавий (Древн. XI, 1—2). Оно, конечно, не могло бы иметь такого значения и не было бы известно, если бы составлено было при Кире, а тем более, если бы оно появилось по возвращении из плена.    Премудрый Сирах точно и ясно говорит, что при Езекии был пророк Исайя, верный во всех видениях, возвративший солнце, утешавший сетующих на Сионе и предвозвестивший последние времена (Сир.48:22—25). Здесь приводится пророчество Исайи, заимствованное из Ис.61:1—3.    Вслед за Сирахом позднейшие иудейские историки признают подлинность этого отдела. Иосиф Флавий, как уже сказано, свидетельствует, что Кир дал свободу иудеям, потому что знал о себе пророчество Исайи (Древн. XI, 1. 2).    Вслед за Флавием позднейшие иудеи, ортодоксальные и сектанты (караимы), признавали подлинною всю книгу пророка Исайи. В глазах христианских богословов подлинность рассматриваемых речей Исайи подтверждается свидетельствами Господа Иисуса Христа и Евангелистов. В Назаретской синагоге Иисус Христос, прочитав из книги пророка Исайи: Дух Господень на мне, его же ради помаза мя (Ис.61:1—3), сказал, что эти слова исполнились на Нем (Иисусе Христе) (Лк.4:18—19). Евангелист Матфей прилагает к Иисусу Христу пророчество Исайи — 42:1—3 ­­ Мф.12:18—20. Евангелист Иоанн, по поводу неверия иудеев в Иисуса Христа, замечает: да сбудется слово Исайи пророка: Господи, кто верова слуху нашему и мышца Господня кому открыся? (Ис.53­­ Ин.12:38). Также точно диакон Филипп прилагает к Иисусу Христу пророчество Исайи 53 гл. (Деян.8:32—35. Ср. Рим.10:13—12 ­­ Ис.65:1—2).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

1 Собственно: жалующиеся на свою участь, вечно всем недовольные. 2 Под общепринятым изданием следует разуметь перевод LXX, исправленный по Феодотиону; книга же Даниила, входившая в это издание, была переведена Феодотионом, как видно из предшествующих слов блаж. Иеронима. 3 Западные христиане, латиняне. 4 Блаж. Иеронима. 5 Или Иоаким. 6 В Евангелии Матфея он называется Иоакимон. 7 Вместо de sigulis в некоторых рукописях и изданиях стоит de signis (знамений или предзнаменований). 8 Предсказателей судьбы человека по дню его рождения, толкователей влияния звезд на судьбу человека. 9 Ариох. 10 Древн. Иосифа Флавия кн. XI гл. 8. 11 Порфирий. 12 Обнесенное стенами или оградою помещение для птиц, животных или рыб. 13 Анания, Азария и Мисаил. 14 Virgil. Aeneid. 1. VII и. 247. 15 Порфирий. 16 По мнению некоторых критиков блаж. Иероним пользовался такими списками книги пророка Даниила, которые в настоящем месте были испорчены и в которых читалось τιρος (сотоварищ, друг) вместо τρος (другой), как читали св. Иоанн Златоуст и блаж. Феодорит. 17 Сн. Иосиф. прот. Апп. гд. 20, где Бероз называет Набонидом того царя, которого блаж. Иероним называет Валтасаром . 18 Виргилий. 19 Сн. толк. на Иезек. гл. XXIII, ст. 22 — 27 (Твор. блаж. Иеронима в русск. переводе ч. 10 стр. 329). 20 Собственно: под боком. 21 То есть: Еврипид пишет μπλακας , а не μβλακας . 22 Плоские кровли, поддерживаемые поперечными перекладинами и огражденные по краям для безопасности возвышениями или перилами; они соответствовали нашим балконам. См. Твор. блаж. Иеронима в русск. перев. ч. II. стр. 423 и ч. XI. стр. 220. 23 Персы. 24 Быстро стремящимся, стремительно нападающим. 25 Пророк 26 Римлянами. 27 По некоторым рукописям: из царств или городов, (civimamibus вместо cruciamibus) . 28 С Богом Отцем. 29 Иосифа Флавия Древн. Иуд. кн. X последняя глава. 30 Сутки. 31 Этот отрывок из творения Африкана на греческом языке находится у Евсевия в Demonstrat. Evang. lib. VIII. 32 Лунный же год, по исчислению Африкана, состоит только из 354 дней.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3158...

Алексия Пет- рины о напечатании службы великомуч. Варваре); “Памятн. для разбора древн. актов”, II, ч. 2, Отд. 1, 62 (в грам. патр. Иерусалим. Феофана м-рь отнесен к числу мест знаменито-святых), 168 (в духовной Киев. Митр. Петра Могилы 1646 г. исполнителем воли его назначен игум. м-ря Иосиф Кононович Горбацкий); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1839 г., XXXII, 271 (обозр. древн. Русск. памятник.); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., VI, 321 (к 1677 г. игум. Дзик и письмо его в 1678 г. к монахам Слуцкого Преображ. братства, с посылкою нескольких частиц мощей св. Варвары), 372 (игум. Захарий Корнилович, с 1700 г. еписк. Переяслав.); “Архив юго-зап. России”, ч. I, т. III, 34, 35, II (показание 1767 г. монаха Иоанна, постриженника м-ря; он говорит, что в 1762 г. наместником м-ря был по прозванию Звераки; у Строева значится в то время архим. Модест, а в скобках значится «паки»); т. IV, 78, XXXIX (грам. 1686 г. короля Uoahha III дво- рян. Криницкому на села, принадлежав. м-рю); т. VI, 108, LII (дело 1594 г. об отобр. Киев. мещанами у игумена м-ря Софрония церков. серебр. утвари, пожертвованной кн. Масальскою), 706, CCLXXXV (королев. лист 1635 г. по жалобе архиепископа Исаии Копинского, игумена м-ря, о наезде на м-рь Петра Могилы и отнятии церковн. серебра, утвари и проч.); ч. 7, т. I, 513, LXXVIII (опись 1686 г. Киев. округа; владения Михаилов. м-ря); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1 87 г., т. XI, вып. 3, исследов., 9 (Киев. памятники Византий. – Русск. искусства); “Сборник летоп. южн. и зап. Руси”, 95 (в 1626 г. митроп. Киев. Борецкий выкопал колодезь против монастыр. ворот). 197. Знаменский , женский, при Коноваловском стеклоделательном заводе, Енисейской губ., Красноярского у., близ города. Учрежден в 1888 г. и начало ему положил преосвящ. Антоний. “Церковн. ведом.”, 1888 г., 22, 151 (учреждение); 1889 г., 42, прибавл., 1262 (преосвящ. Антоний); “Собр. узак. и распор. правит.”, 1888 г., 84, ст. 786. 198. Знаменский , женский, 2-го класса, Иркутской губ. и округа, в 1 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

8 Тихонравов. Памятники отреченной русской литературы т. I, предисловие стр. X. В этом же предисловии помещен и перечень книг, считавшихся в древней Руси лживыми и отреченными. СПб. 1868 г. 9 Макарий. Истор. русск. церкви т. V, кн. II, ст. 410 ср. Филарета. Обзор русск. духовн. литер, ст. 89. 15 Макарий. Истор. русск. церкви, т. VI, ст. 185–186 ср. Чтен. в Общ. Истор. и Древн., т. VII. Отд. II, стр. 4. 17 См. сочинения Максима Грека в разных местах и для примера ч. I, ст. 29–37 г. III, ст. 62–67; 79–92 и др. См. Прение Даниила митр, моск. с Максимом Святогорцем в «Чт. Общ. Истор. и Древн.» 1847 г. отд. III, стр. 1–13. 20 См. «Церк. Вест.» 1883 г. ст. Николаевского «Памяти перваго русскаго печатника». Сн. ст. Гатцука «Истор. очерки книгопечатания в России» стр. 327–343 в «Русск. Вест.» 1872 г., т. 99. 28 Макарий. Ист. рус. церкви, т. XI, стр. 91. Изданные в это время, особенно при Патриархе Иосифе, богослужебные книги заключали в себе разные погрешности, послужившие роковыми основаниями для неправых мнений русского раскола. Приставленные к этому делу справщики, допустившие в книгах подобные неправильности и ошибки, частью по малограмотности и неведению, частью по неподготовленности к сему делу и проистекавшей отсюда небрежности, сознавались в своих грехах и просили себе прощения» 1 33 Приб. к твор. св. Отц. 1883 г. 32 п., стр. 520. Ст. Мансветова «как у нас правились церковные книги». 38 Чит. об этом у Пекарского, Наука и литература в России при Петре I. СПб. 1862 г., т. 1, стр. 2 и след. 39 См. Пекарский. Наука и литература при Петре, т. I, стр. 210, 220, т. II, стр. 108, 308, 636, 636 и др. 67 См. об этом дело арх. Св. Син. 1745 г. 4 авг. В этом деле весьма много подробных сведений относительно устройства московской типографии и служащих в ней. Состав и штат последних см. в деле Арх. Св. Син. 1747 г. 12-го апреля 78 Собрание и составление этих поучений были предприняты по мысли императрицы Екатерины II. Трудом этим занимались Гавриил, архиепископ С.-Петербургский и Платон, архиепископ Тверской.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

хс, а над следущею – слова: ни ка (Iconographie chremienne, раг Didron. 1843, pag. 396). На кресте, находящемся на ящичке для мощей, принадлежавшем Теодолинде, жене Ломбардского короля († 625), изображен распятый Господь Иисус Христос, одетый в длинную одежду. Над головою Господа надпись: ic хс. (Marmigny. Diction. des anmign. снгет. pag. 191, Crucifix). Преподобный Сергий Радонежский дал крест в напутствие своему ученику Павлу Обнорскому, отправлявшемуся, около 1399 года, в дремучие леса северной России искать себе нового жилища для пустынножительства. На этом кресте вверху находится надпись: ic. хс. (Извест. Имп. Арх. Общ. 1861 г., т. 3, вып. 2, стр. 142). В складнях византийской работы на слоновой кости, приписываемых к XI-мy веку, на вершине креста написано: ic хр Ο ΒΑΣΙΛΕΥΣ ΤΗΣ ΔΟΞΗΣ, т. е. Иисус Христос Царь славы (Христ. древн. Прохорова, 1864, 1). На медном литом кресте преподобн. Варлаама Хутынского, умершего в 1193 г., хранящемся в Хутынском монастыре, надпись такова: " Царь Славы Icь Хс. Нка.», а внизу под Голгофою: «лоб». (Извест. Имп. Археол. Общ.,т. 1, вып. 4, стр. 209, статья Архим. Макария). 131 Наши мнимые старообрядцы, не желая иметь изображение креста Господня с титлом, и в тоже время уважая только осми – или шестиконечный крест, противоречат сами себе. Они не желают титла, которое было на кресте Господа над головою Его, и в тоже время препираются за титло, за те два конца креста, которые, по их же словам, изображают дщицу с титлом. Впрочем, и между ними находятся такие, которые почитают крест с титлом. Так, когда поморяне стали отвергать титло, как латинскую ересь; Федосеевцы, споря с ними из за титла, принимали его, как согласное с Евангелием. (Полное историч. известие о древн. стригольн. и новых раскольниках Прот. А. Иоанова, Спб. изд. 4, 1831, стр. 156 и след. Сн. в Труд. Киевск. Д. Акад. 1866 г. июнь. О Семене Денисове, стр. 193). 132 В Апостоле, изданном в Москве 1564 года, приложено было и гравированное изображение св. Евангелиста Луки. Такое изображение было также в Апостоле, изданном в Львове в 1564 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Умовение начинает Святитель с последнего от Царских врат, который занимал место Иуды Искариотского. При умовении Святитель знаменовал крест рукой десной на каждой омываемой правой ноге и целовал ее, потом благословлял рукою по главе, а ученик целовал его в шапку. После отпуста Святитель кропил народ св. водою (Чтен. в Импер. Москов. Общ. Истор. Древн. 1861 г., кн. 1. Древние церковные обряды в Новгороде, по указанию письменного архиерейского Чиновника, стр. 36). Иногда на месте Иуды никто не сидел. Так было в 7190 (1682) году. В Уставе Патриархов сказано, что «в четверток великий, в Успенском соборе, после обедни, патриарх омывал ноги архиереям. На умовении ног было двунадесять архиереев, по шести на стороне, вси равно сидели на скамьях, мест по-прежнему не было; а в иудино место никого не было, оставил святейший Иоаким Патриарх. О сем должны бдагодарити Господа Бога, яко вразуми пастыря нашего таких плевел исторгнут от среды соборные великия Церкви» (Древн. Росс. Вифл., т. XI, стр. 88 и 89). 987 В других епархиальных городах запрещено Московским Собором 1675 года приготовлять и освящать миро, по причине редкости и значительней ценности некоторых веществ, входящих в состав мира (Истор. Церковн. Иерарх., ч. 1, изд. 2-е, стр. 344). В Киеве и Москве освящение мира бывает, по мере надобности в нем, чрез два, три четыре года. Из Киева и Москвы освященное миро получается архиереями всех епархий России. И от архиереев получают его священнослужители в те церкви, в которых служат. 988 В греческих книгах, в которых изложен чин освящения мира, при этом нет чина мироварения. Нет чина мироварения ни у Гоара в Εχολγιον ни у Габерта в Α=ρχιερατικν, ни в Εχολγιον μγα, изданном в Венеции в 1885 году. Но чин мироварения содержится в книге Симеона Солунского , писателя XV столетия. Этот чин сходен с чином Православной Русской Церкви. У Симеона Солунского указано так: Патриарх в сопровождении клира идет к месту, определенному для варения мира и, возложив на себя священную епитрахиль и священным омофор, благословляет в Троице Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

академии иером. Платон Малиновский), 154 (доношение архим. Иоанникия о назначении келаря Чолнского м-ря Исаии в СПб. стряпчим по делам Киево-Печер. обители), 296 (прошение иеромон. Синесия о выдаче ему паспорта на проезд из СПб. в Киев), 325 (наместник м-ря архим. Роман был на коронации Имп. Петра II в 1728 г.), 334 (прошение наместника иеросхимонаха Романа о дозволении печатать в лаврской типографии всякие церков. книги), прилож., VIII (состояние при м-ре Коллегиума в 1727 г.); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библиот.», I, 310, 1 (месяцеслов XVII ст.; память преп. Прохора 10 февр., Евстратия 14 февр., Евстратия 28 марта, Исаакия 27 апр., Феодосия, начальника общему житию в России, 3 мая, преп. Антония 7 мая, Григория 25 мая, Феодора и Василия 11 авг.), 323, 37 (житие преп. Дамиана пресвитера и целебника с изображ. его), 38 (Житие преп. Николы Святоши, кн. Черниговского, с изображением его); “Памятники для разбора древн. актов», II ч. 2, Отд. I, 182 (лист Братскому м-рю архим. лавры Иосифа Тризны 1648 г. на села Вишеньки и Гнидин); “Записки Чернигов. губ. Статист. Комитета», 1868 г., 23, 38, 39, 40, 42, 44 (владения лавры в Чернигов. губ. в 1781 г.); “Москвитянин», 1843 г., VII, 39 (Свят. врата лавры, истор. исследов. Максимовича); 1850 г., XXIII, 169 (св. игумен Феодосий Печер., статья Погодина, составл. по житию Феодосия и Нестор. летоп.); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1839 г., XXXII, 256 (обозр. древн. Русск. памятн.); XXXIII (архим. Серапион в 1274 г. еписк. Владимир., скончался в 1275 г. и погребен во Владимир. Успен. соборе); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., VI, 338 (в 1684 г. св. Димитрий Ростов. переехал сюда на жительство), 371 (в 1697 г. преставился архим. м-ря Мелетий Вуяхевич), 397 (архим. Иоасаф Краковский, с 1708 г. митропол. Киев.); 1789 г., XI, 246 (архим. Варлаам, с 1690 г. митроп. Киев.), 252 (чин его поставления); 1790 г. XIV, 161 (грам. 1543 г. Новгород. архиеп. Феодосия игум. м-ря Корнилию о старце Савватие, посланном сюда на смирение); 1791 г., XV, 310 (чин облачения Печер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В 1891 году: «Святая Русь» или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси обще и местно чтимых до века. Справочная книга по русской агиографии. (Памятники, изд. Общ. Любит. Древн. Письм., т. 97); «Описание рукописей монастырей Волоколамского, Ново-Иерусалимского, Саввина-Сторожевского и Пафнутиева-Боровского», составленное в 1820-х годах П. М. Строевым (там же, т. 98); «Рукописи сербского письма XIII–XVIII веков, находящиеся в библиотеках Московской губернии» («Чтения в Общ. Истории», кн. II); «О родине и происхождении глаголицы и о ее отношении к кириллице» (Сборник отд. русского яз. Академии Наук, т. 53). – Отдельно: СПб. 1891 г.; «Заметка о слове «искоуриловице» («Русский Филолог. Вестник», 1891 г., кн. I); «Эпиграмма на Сенковского», сороковых годов («Русский Архив», кн. VII); «Житие св. Феодора, архиепископа Ростовского», по синодальному списку 1723 года («Душеполезное Чтение», кн. V–VII). Отдельный оттиск, М., 1891 г. После же смерти архимандрита Леонида были напечатаны следующие его труды: «Слово о житии преп. Афанасия Высоцкого», Кариона Истомина («Душеполезное Чтение», 1892 г., книги 1, 6, 8, 9); «Памятные записи пятнадцатого века» («Русский Архив», 1894 г., кн. 6); во 2-й кн. «Христианского Чтения» за 1900 г. напечатано «Письмо архим. Леонида к московскому митрополиту Филарету», от 20 августа 1866 года. И. Корсунский , «Наместник Сергиевой лавры, архимандрит Леонид» («Душеполезное Чтение», 1892 г., 1 и 7). – Д. Корсаков, «Архимандрит Леонид (Кавелин) » («Журнал М. Н. Пр», 1891 г., декабрь, 126–146 стр.). – М. И. Семевский, «Путевые очерки, заметки и наброски. Поездка по России в 1888 году», гл. III. «Троицкая лавра» («Русская Старина», 1889 г., кн. 5, стр. 498–502). – Д. Д. Языков, «Обзор жизни и трудов русских писателей и писательниц», вып. XI, стр. 91–116. – «Исторический Вестник», 1891 г., кн. 12, стр. 861–862. – «Новое Время», 1891 г., 5624. – «Московские Ведомости» 1891 г., 293, 295, 296, 301, 306. – «Русский Вестник» 1891 г., кн. 12, стр. 358. – «Церковные Ведомости» 1891 г., 44. – «Всемирная Иллюстрация» 1891 г., 46. – «Душеполезное Чтение» 1891 г., 12. – «Московский Листок» 1892 г., 81. – «Чтения в Имп. Общ. Ист. и Древн. Рос.»,1892 г., кн. II. – «Московская Иллюстрированная газета», 1891 г., 296–298. – «Библиографические Записки» 1892 г., 1, 2, 9, 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

св. пророчица XI в. до Р. Х. (пам. 9 дек.), мать прор. Самуила (1 Цар 1. 1-2. 11). Одна из 2 жен левита Елканы из Рамафаима-Цофима (см. Рама ). Будучи бездетной, А. испытывала притеснение со стороны др. жены - Феннаны. Бесплодие А. и ее трагичное положение напоминают ситуацию с Саррой (Быт 16). Во время ежегодного паломничества в Силом А. дала обет: если Бог пошлет сына, посвятит его Господу «на все дни его жизни». Среди многих молящихся свящ. Илий обратил внимание на тихую молитву А. и уверил женщину в том, что ее прошение будет исполнено, она родит сына. Обещание А., что «бритва не коснется головы его» (1 Цар 1. 11), указывает на ее желание посвятить сына в назореи (ср.: Числ 6. 1-21; Иуд. древн. V 10. 3). Через 3 года рожденный ею сын по имени Самуил был приведен к Илию и посвящен на служение Господу. Чувство благодарности Богу за то, что Он сподобил ее родить сына, А. вкладывает в «Хвалебную песнь» - образец древней библейской поэзии. Песнь А. передает состояние глубокого благоговения и смирения при созерцании тайн Божественного Промысла (1 Цар 2. 1-10). Слова А.: «Господь будет судить концы земли и даст крепость царю Своему» (1 Цар 2. 10) - пророчески указывают на царя Давида , (1877-1937) прообразовательно - на Господа Иисуса Христа. В 10-м стихе песни впервые в Свящ. Писании упомянут помазанник (греч. χριστς). Ближайшей параллелью к Песни А. в ВЗ является Песнь Давида (2 Цар 22): первые 3 строфы 8-го стиха Песни А. почти идентичны с Пс 122. 7-8. При этом псалмопевец искусно дополняет этот текст нек-рыми подробностями из истории А.: «[Господь] неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях» (ср. упоминание в 1 Цар 2. 21 о рождении А. после первенца еще 3 сыновей и 2 дочерей). Песнь А. послужила прообразом для созвучной ей Песни Пресв. Богородицы (Лк 1. 46-55; см. Песнь Богородицы ; Magnificat) - нек-рые темы из 1-й повторяются во 2-й (ср.: 1 Цар 2. 4, 7-8 и Лк 1. 52; 1 Цар 2. 5 и Лк 1. 53). История А. находит отражение в рассказе апокрифического Протоевангелия Иакова о рождении Пресв. Богородицы. Свт. Иоанн Златоуст называет А. «лучом добродетелей, украшенным молитвою, верою и великим терпением» (Пять слов об Анне. III 1). В нач. XIX в. прп. Никодим Святогорец обобщил святоотеческое толкование Песни А. в своей кн. «Сад благодати, или Истолкование 9 библейских песен».

http://pravenc.ru/text/115544.html

В ВЗ держава А. В. возникает в апокалиптических видениях прор. Даниила , открывающих ему ход мировой истории и смену великих царств, как третье из четырех последовательно сменяющих друг друга царств - «третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею» (Дан 2. 32-39). В видении зверей, вышедших из моря, его символизирует третий зверь - четырехголовый барс с четырьмя крыльями, т. е. властитель всех четырех сторон света, за к-рым следует время четвертого зверя (Дан 7. 6-8) (А. Петровский. Книга пророка Даниила//Лопухин. Толковая Библия. Т. 7. С. 23-24; 50-51). А. В. («царь Греции») появляется в образе «косматого» однорогого козла, к-рый сокрушает предшествующее (мидо-персидское) царство, символизируемое овном с двумя неодинаковыми рогами; однако и его царство недолговечно и распадается на четыре части (рога, «обращенные на четыре ветра небесных») (Дан 8. 5-14, 20-22; 11. 3-4). Для осуждения власти наследников А. В., эллинистических царей, от к-рых вышел «корень греха», в 1 Макк 1. 1-7; 6. 2 образ А. В. избирается как точка отсчета нового миропорядка и новых страданий для иудеев. Александр Великий на Букефалеекса преследует колесницу Дария. Миниатюра из Кинегетики Псевдо-Оппиана. 1-я пол. XI в. (Marc. Gr. Z 479. Fol. 8v) Александр Великий на Букефалеекса преследует колесницу Дария. Миниатюра из Кинегетики Псевдо-Оппиана. 1-я пол. XI в. (Marc. Gr. Z 479. Fol. 8v) В то же время иудейский историк Иосиф Флавий (I в. по Р. Х.) оставил описание торжественного приема А. В., к-рый устроили иудеи у ворот Иерусалима. А. В. представлен у Иосифа великодушным правителем, к-рый дарует народу налоговые привилегии (разрешил не платить налоги в субботний год, когда евреи оставляли поля под паром) и демонстрирует почтение к Богу иудеев тем, что преклонился перед вышедшим навстречу ему в богослужебных одеяниях первосвященником (Иуд. древн. XI 325-326). Очевидно, что автор стремился возвысить ранг македонца в контексте иудейской традиции: познакомившись к Книгой прор. Даниила, А. В. узнает себя в том «царе Греции», к-рый должен разрушить Персидское царство. Еще до персид. похода македон. царь видел сон, смысл к-рого он понимает только после встречи с первосвященником: его поход происходил по «Божьему предначертанию». По всей вероятности, рассказанное Иосифом Флавием представляет собой легенду, однако не исключающую факта встречи А. В. с иудейским первосвященником (Шифман. С. 92). В более позднем талмудическом иудаизме тенденция к приданию А. В. черт, необходимых в этой системе ценностей для великого исторического персонажа, приобретает законченный вид. Действовавший под покровительством Бога (Йома 69а) царь-мудрец А. В. не только посетил Иерусалим, но и вошел в храм Соломона (Сангедрин 91а; Тамид 31в; Берешит Рабба 61).

http://pravenc.ru/text/64334.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010