Ферийский жен. мон-рь во имя св. Георгия основан в 1995 г. Настоятельница - игум. Матрона (Турдзиладзе). Священник - прот. Иаков Бенидзе. В мон-ре подвизаются 2 монахини и 3 послушницы. Хино, муж. мон-рь (в наст. время восстанавливается), расположен на месте кафедрального собора Хиноцминда, на пересечении караванных путей. Он являлся центром Хиноцминдской епархии Мцхетского Католикосата. В 1873 г. здесь побывал груз. историк Д. З. Бакрадзе , описавший практически разрушенный во времена тур. господства и землетрясениями храм. Церкви епархии Архангельская ц. в с. Чакви возобновлена по инициативе местного жителя Х. Беридзе (ныне диак. Севериан) на фундаменте разрушенного храма XIX в., построенного Поповым для работников чайных плантаций, о чем стало известно из надписи, сохранившейся на колоколе. Освящена 26 мая 1995 г. еп. Батумским и Схалтским Иовом. Через нек-рое время возле церкви была возведена колокольня. Ц. во имя св. Георгия в с. Чакви построена в 1880 г. местными греками. В 30-х гг. XX в. закрыта, в 60-х гг. здесь проходили тайные богослужения, в 80-х гг. под рук. А. Адриати начались реставрационные работы, в 1996 г. пристроена колокольня. Ц. во имя св. Феодора в с. Чакви возведена в 90-х гг. XX в. на фундаменте древней церкви. Ц. во имя св. апостолов Петра и Павла в с. Чакви построена в нач. XX в. греками. Разрушена в 1937 г., открыта в 90-х гг. ХХ в. Ц. во имя святых равноап. Константина и Елены в с. В. Квирике построена проживавшими здесь греками в 1889 г. В 30-х гг. XX в. она использовалась как склад минеральных удобрений, в 70-х гг. стала музеем, посвященным дружбе грузин и греков. Возвращена Церкви в 1990 г. Ц. св. Георгия в с. Н. Квирике возведена в 80-х гг. XX в. меценатом Х. Иосифиди на месте разрушенной церкви XII в. Открыта с 1990 г. В с. Дагва храм в честь Успения Пресв. Богородицы возведен греками в 1908 г. на месте деревянной церкви 1901-1903 гг. В 1937 г. взорван, в 1989-1992 гг. восстановлен. Действует с 90-х гг. Воскресенский храм строился с 1996 г. неподалеку от греч. кладбища, освящен на Пасху 2001 г. Ц. в честь Введения во Храм Пресв. Богородицы в г. Кобулети открыта в 1998 г. Расписана аджарским иконописцем И. Бабилодзе. Храм Всех святых в пос. Махинджаури действует с 9 июля 2000 г. Преображенский храм в Ахалшени построен в нач. XX в. греками. Освящен в 1912 г. еп. Мингрельским и Гурийским Леонидом (впосл. Католикос-Патриарх Грузии). В 1937 г. закрыт, с 80-х гг. ведутся реставрационные работы, 19 авг. 1997 г. возобновлено богослужение.

http://pravenc.ru/text/77678.html

Вольф­ганг Бюне Антро­по­соф­ское обще­ство (Вальдорф­ские школы) Швейца­рия XX в. XX в. – по насто­я­щее время Рудольф Штайнер Соглас­но уче­нию Штайнера, что через сво­бод­но выбран­ные, не нару­ша­ю­щие мора­ли мето­ды тре­ни­ров­ки и упраж­не­ния в меди­та­ции каж­дый может раз­вить в себе спо­соб­ность к вос­при­я­тию духов­но­го мира, вклю­чая выс­шую при­ро­ду само­го себя и дру­гих. Подоб­ная дис­ци­пли­на и тре­ни­ров­ка долж­ны помочь лич­но­сти стать более нрав­ствен­ной, твор­че­ской и сво­бод­ной инди­ви­ду­аль­но­стью — спо­соб­ной к дей­стви­ям, моти­ви­ро­ван­ным исклю­чи­тель­но любовью. Александр Дворкин Рерихов­ское дви­же­ние (Агни Йога, Живая эти­ка, Духов­ный центр им. Сергия Радонежского) СССР XX в. XX в. – по насто­я­щее время Николай Рерих, Елена Рерих Мировые рели­гии появ­ля­лись в резуль­та­те того, что «силы све­та», стре­мясь помочь чело­ве­че­ству в его шествии по пути эво­лю­ци­он­но­го раз­ви­тия, посы­ла­ли сво­их пред­ста­ви­те­лей заблуд­ше­му чело­ве­че­ству, кото­рые откры­ва­ли людям части «Великой Мудро­сти» и ста­но­ви­лись осно­ва­те­ля­ми рели­гий и фило­соф­ских школ (Иисус Христос, Будда, Моисей, Магомет). Таким обра­зом, каж­дая рели­гия содер­жит части «Мудро­сти», есть она и в кол­дов­стве, магии, аст­ро­ло­гии, но пол­но­той ее обла­да­ет тео­со­фия. Тот оче­вид­ный факт, что веро­уче­ния мно­гих рели­гий про­ти­во­ре­чат друг дру­гу в сво­ей осно­ве объ­яс­ня­ет­ся тем, что после­до­ва­те­ли совре­мен­ных рели­гий дав­но отсту­пи­ли от того уче­ния, кото­рое им было при­не­се­но осно­ва­те­ля­ми, самые глав­ные оккульт­ные исти­ны уте­ря­ли, а оста­ви­ли в основ­ном неоккультные. Александр Дворкин Церковь послед­не­го завета Россия XX в. XX в. – по насто­я­щее время Сергей Тороп («Висса­ри­он») Синтез авра­ами­че­ских рели­гий, инду­из­ма, буд­диз­ма, уче­ний Дании­ла Андре­ева), Елены Блават­ской, Николая и Елены Рерихов, ате­и­сти­че­ско­го уче­ния Карла Маркса и др. уче­ний. Также вклю­ча­ет в себя антит­ри­ни­та­ризм, уче­ние о реин­кар­на­ции и апокалиптику.

http://azbyka.ru/shemy/tablitsa-eresi.sh...

письма свящ. Георгия Алексеева (ГТГ), на прориси с иконы XVIII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399), на эмалевой иконе 1866 г. (СПГИАХМЗ - Шитова Л. А. Рус. иконы в драгоценных окладах: кон. XVII - нач. XX в. Серг. П., 2005. С. 178, 253), на 2 иконах XIX в. (с поновлениями XX в.) и на пяднице кон. XIX в. из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде. На иконе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» 1721 г. (ГЭ, см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 59, 136. Кат. 54) изображены 3 юных святых (прав. братья справа и блж. Иаков Боровичский слева?), видимо с поздними ошибочными подписями имен на нимбах. «Старинный» образ такого извода с изображением Софии Премудрости Божией и с Новгородскими святыми (И. и Иоанн в верхнем ряду) находился «в ризнице Черниговской кафедры» ( Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97). В иконописи XX в. изображения братьев встречаются, напр., в группе Новгородских чудотворцев в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) (иконы 1934 г., нач. и кон. 50-х гг. XX в., ризница ТСЛ, СДМ - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239),- святые обращены друг к другу; на иконе «Собор Новгородских чудотворцев» 60-х гг. XX в. (местный ряд нижнего иконостаса ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде; между братьями - св. Иаков Боровичский). Ист.: Сказание о святых отроках Иоанне и Иакове, Менюшских чудотворцах, почивающих в ц. во имя св. Живоначальной Троицы в с. Менюши, Новгородской губ. и уезда/Ред.: И. Токмаков. М., 18952; Моисеев С. В. Архиерейская служба в Менюше//София. Новгород, 1996. 3(13). С. 3; Традиционный фольклор Новгородской обл.: Сказки, легенды, предания, былички, заговоры (по записям 1963-1999 г.)/Изд. подгот.: М. Н. Власова, В. И. Жекулина; [публ. подгот.: А. А. Панченко, С. А. Штырков]. СПб., 2001. С. 160. 160 («Иван и Яков»; коммент.: Там же. С. 427-428). Лит.: Краснянский Г. Месяцеслов (святцы) Новгородских святых угодников Божиих. Новгород, 1876. С. 101-106; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 238; Никольский Ф. Из с. Менюш, Новгородского уезда//Новгородские ЕВ. 1895. 21. С. 1214-1224; Зверинский. Т. 2. С. 372-373; Голубинский. Канонизация святых. С. 151; Levin E. Dvoeverie and Popular Religion//Seeking God: The Recovery of Religious Identity in Orthodox Russia, Ukraine, and Georgia/Ed. S. K. Batalden. DeKalb (Ill.), 1993. P. 41-42; Панченко А. А. Иван и Яков - странные святые из болотного края (религ. практики совр. новгородской деревни)//Религ. практика совр. России. М., 2006. P. 211-235; Святые Новгородской земли, или История святости Сев. Руси в лицах, X-XVIII вв. Новгород, 2006. Т. 2. С. 1160-1165, 1315; Терешкина Д. Б. Новгородская житийная лит-ра: Учеб. пособие. Вел. Новгород, 2006. С. 49-50. Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 351. А. А. Романова, Ю. Б. Комарова

http://pravenc.ru/text/200323.html

Лит.: Михайлов Н. Т. Справ. по Ставропольской епархии. Екатеринодар, Доброскок Г. В. Семипрестольный храм св. Екатерины в г. Екатеринодаре. Екатеринодар, 1913; Лазарев А. Г. Архитектура и градостроительство юга России VI-XX вв.: История, традиции, совр. тенденции. Р.-н/Д., 2001; Правосл. церковь на Кубани (кон. XVIII - нач. XX в.): Сб. док-тов: (К 2000-летию христианства). Краснодар, 2001; Бондарь В. В. К истории войсковых храмов Черномории//Освоение Кубани казачеством: Сб. Краснодар, 2002. С. 156-176; Лазарев А. Г., Кириллов А. А., Сокольский Э. А. Правосл. зодчество Донского края. Р.-н/Д., 2005; Вихрева А. А. Развитие правосл. храмового строительства на Ставрополье и Кубани в кон. XVIII - нач. XX в.: Дис. Ставрополь, 2005; Савельев Ю. Р. «Визант. стиль» в архитектуре России (2-я пол. XIX в.- нач. XX в.). СПб., 2005; Кишкинова Е. М. «Византийское возрождение» в архитектуре России, сер. XIX - нач. XX в. СПб., 2006; Филиппова А. Л. Архитектура Екатеринодара кон. XVIII - нач. XX в. Краснодар, 2008; Береговина Н. Б. Творческое наследие кубанского зодчего А. П. Косякина: Ист.-архит. аспект изучения//Молодой ученый. Каз., 2013. 12. С. 729-735; она же. Классицистические мотивы в архитектуре Кубанских правосл. храмов 1-й пол. XIX в.//Технические науки в России и за рубежом: Мат-лы 3-й междунар. науч. конф. (Москва, июль 2014 г.). М., 2014. С. 124-127; Селиверстов А. В. Все храмы города Екатеринодара - Краснодара. Краснодар, 2014. А. А. Климкова Старообрядчество На территории К. к. старообрядцы появились на рубеже 80-х и 90-х гг. XVII в., это были отдельные группы донских казаков, не нашедшие пристанища на Сев.-Вост. Кавказе. Крымский хан, владевший этими землями, разрешил переселенцам построить укрепленный городок в междуречье Кубани и Лабы. В дальнейшем они выбрали местом своего проживания крепость Копыл (ныне Славянск-на-Кубани), а к нач. XVIII в.- «Хан-Тепеси (Ханский Холм), что на расстоянии четырех часов от крепости Темрюк» ( Сень. Казаки-старообрядцы. 1999. С. 11). На Кубань переселялись также казаки-старообрядцы с Яика (ныне Урал) и Н. Волги.

http://pravenc.ru/text/2458947.html

Ф. И. Мстиславском, СПГИАХМЗ) и клобука патриарха Филарета (1619-1630, ГММК), на др. деталях облачения предстоятелей Русской Церкви, на меднолитых и финифтяных образках XVIII - нач. XX в. Характерным примером образа П. в деревянной резьбе является его изображение, очевидно с крышки раки посл. четв. XVII в. (мастера Оружейной палаты, ГММК); его образ есть на небольшом деревянном рельефе из Софийского собора в Новгороде (560, ГММК), на реликварном кресте в ковчеге кон. XVI - нач. XVII в. (из Благовещенского собора в Сольвычегодске, ГММК); гравированное изображение - на верхней перекладине Кийского креста (1656); резной образ - на складне-кузове «Вмч. Феодор Стратилат в житии, с праздниками и святыми» 1680 г. (принадлежал царю Феодору Алексеевичу, ГРМ). Изображение П. помещено на умбоне сев. врат (в технике золотой наводки) Благовещенского собора Московского Кремля (после 1547). В меднолитой пластике XVIII - нач. XX в. образ П. входит, напр., в состав 4-створчатых складней «Двунадесятые праздники, избранные святые в молении образам Богоматери» (П. на 4-й створке в предстоянии Владимирской иконе Божией Матери вместе с др. Московскими святителями) и др. В XX в. образ П. встречается в произведениях мон. Иулиании (Соколовой) : на надгробной иконе прп. Никона Радонежского нач. 50-х гг. XX в. (явление ему прп. Сергия Радонежского со святителями П. и Алексием перед нашествием Едигея; воспроизводит древний образ, стоявший над гробницей прп. Никона (СПГИАХМЗ), и монументальный пристолпный образ 1881-1882 гг. письма М. А. Рогожкина из Успенского собора ТСЛ); на иконе «Московские святители» 60-х гг. XX в. (ризница ТСЛ), а также в иконографиях 30-60-х гг. XX в.: «Всея России чудотворцы, с Владимирской иконой Божией Матери» (1957, придел свт. Иоасафа Белгородского трапезного храма прп. Сергия Радонежского), «Собор Первосвятителей всея Руси» (дар патриарху Алексию I в 1965; Митрополичьи покои ТСЛ), «Собор святых, в земле Русской просиявших» (ТСЛ, СДМ), «Собор святителей, в земле Российской просиявших» (Митрополичьи покои ТСЛ).

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Картины на сюжеты жития Г., написанные в 1861 г. вологодскими живописцами К. М. Козловым, А. И. и И. А. Скрипицыными, хранились в часовне Свято-Духова мон-ря, устроенной над колодцем напротив алтаря Знаменской ц. (в наст. время - в собрании ВГИАХМЗ). 4 изображения, повествующие о пророчествах Г. накануне разорения Вологды поляками в 1612 г., включают следующие сюжеты: святой покидает келью с намерением предупредить город о нашествии поляков-литовцев; убеждает в земской избе именитых граждан города возвести храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» «яко необоримой стены града» и получает отказ; ответное пророчество Г.; святой предсказывает судьбу Вологды на площади перед деревянным храмом прп. Димитрия Прилуцкого. На всех картинах, к-рые сопровождаются большими выписками из жития, составленного Слободским, Г. представлен в монашеских одеждах (коричневый подрясник, черная мантия и куколь, на груди - крест, в левой руке - четки), седая борода более короткая, чем в произведениях иконописи. В составе Собора Русских святых образ Г. включен в композицию с группой подвижников XVII в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Ростовой образ Г. помещен на созданных по благословению свт. Афанасия (Сахарова) , еп. Ковровского, мон. Иулианией (Соколовой) иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (келейный образ свт. Афанасия) и нач. 50-х гг. XX в. (обе - в ризнице ТСЛ), кон. 50-х гг. XX в. (Данилов муж. мон-рь в Москве) одним из первых в группе Вологодских святых; также на ее же рисунке из лицевых святцев Русских святых, созданных в нач. 60-х гг. XX в. (частное собр.),- под 24 сент. вместе с прп. Никандром Псковским; на прориси кон. 70-х - нач. 80-х гг. XX в. работы прот. Вячеслава (Савиных) и Н. Шелягиной. Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 455. 227; Т. 2. С. 80. 109; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 89, 92-97, 105-106. 31, 37-39, 41-42, 54, 56.

http://pravenc.ru/text/161479.html

Н.А. Заозерский , профессор МДА по кафедре церковного права   А.П. Голубцов , профессор МДА по кафедре литургики и церковной археологии   М.Д. Муретов , профессор МДА по кафедре Священного Писания Нового Завета   Г.А. Воскресенский , профессор МДА по кафедре русского и церковнославянского языков с палеографией и историей русской литературы   А.Д. Беляев , профессор МДА по кафедре догматического богословия   В.А. Соколов , профессор МДА по кафедре истории и разбора западных исповеданий   А.П. Шостьин , профессор МДА по кафедре пастырского богословия и педагогики   И.А. Татарский, профессор МДА по кафедре теории словесности и истории иностранных литератур   А.А. Спасский, профессор МДА по кафедре обшей церковной истории в 1897–1907 гг.   М.М. Тареев , профессор МДА по кафедре нравственного богословия   И.Д. Андреев , профессор МДА по кафедре новой гражданской истории   П.В. Тихомиров , доцент МДА по кафедре истории философии   В.Н. Мышцын , профессор МДА по кафедре Священного Писания Ветхого Завета   П.П. Соколов, и. д. доцента МДА по кафедре психологии в 1889–1906 гг.   Священномученик Илия Громогласов , и. д. доцента МДА по кафедре истории и обличения русского раскола в 1894–1910 гг.   Н.Г. Городенский , доцент МДА по кафедре нравственного богословия (с 1902 г. – теории словесности и истории иностранных литератур)   С.И. Смирнов , и. д. доцента МДА по кафедре истории Русской Церкви в 1896–1906 гг.   Трапезная МДА ЦИА ПСТГУ   Комната с роялем в МДА ЦИА ПСТГУ   Пристань в Костроме. 1900-е гг. Из кн.: Российская Империя в фотографиях. СПб., 2004   Нижний Новгород. Вид на мост через Волгу Из журн.: Наше наследие. 1990.   Владикавказ. Мечеть (начало XX в.) Из жури.: Наше наследие. 1990.   Владикавказ. Кафедральный собор (начало XX в.) Из журн.: Наше наследие. 1990. 5   Владикавказ. Городская управа (начало XX в.) Из журн.: Наше наследие. 1990.   Александре-Невский военный собор в Тифлисе (начало XX в.)   Сионский собор в Тифлисе (начало XX в.)   Гостиница Ориент на Головинском проспекте в Тифлисе (начало XX в.)  

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Казалось, Собор провозгласил победу обновленческой Церкви. Теперь Русская Православная Церковь приняла новый облик и взяла новый курс. Патриаршая Церковь была почти уничтожена. Не было практически никаких надежд. Только Господь мог помочь в таком бедственном положении. Как пишет святитель. Василий Великий, Господь попускает злу на время получить торжество и победу, казалось бы всецелую, чтобы потом, когда восторжествует добро, человек благодарил никого иного, как только Всевышнего. И помощь Божия не замедлила прийти. Бабаян Георгий Вадимович Ключевые слова : обновленчество, съезд, Собор, реформы, разделение, репрессии. Кузнецов А. И. Обновленческий раскол в Русской Церкви. - М.: Издательство Крутицкого подворья, 2002. - С. 216. Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX века. - СПб., 1999. - С. 18. Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. - М.: Издательство Крутицкого подворья, 2007. - С. 287. Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX века. - СПб., 1999. - С. 18-19. Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. - М.: Издательство Крутицкого подворья, 2007. - С. 286. Там же. С. 293. Там же. С. 294. Шкаровский В. М. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX века. - СПб., 1999. - С. 19-20. Цыпин В., прот,, проф. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды (1700-2005). - М.: Сретенский монастырь, 2006. - С. 382-383. Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX века. - СПб., 1999. - С. 20. Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. - М.: Издательство Крутицкого подворья, 2007. - С. 303. Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. - М.: Республика, 1995. - С. 70. Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX века. - СПб., 1999. - С. 20. Шишкин А. А. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола Русской Православной Церкви. - Казанский университет, 1970. - С. 101. Соловьев И. В. Краткая история т.н. «обновленческого раскола» в Православной Российской Церкви в свете новых опубликованных исторических документов//Обновленческий раскол. Общество любителей церковной истории. - М.: Издательство Крутицкого подворья, 2002. - С. 26.

http://ruskline.ru/opp/2017/avgust/18/ob...

160. Москва - Иерусалим: перспективы XXI века//Московская перспектива. 30 января 2001. 4. С. 4. 161. «Душа верна». (Памяти В.В. Кожинова)//Московская перспектива. 6 февраля 2001. 5. С. 4. 162. Подвиг памяти//Московская перспектива. 8 мая 2001. 18. С. 1, 4. 163. Смерть поэта (Памяти Татьяны Глушковой)//Московская перспектива. 8 мая 2001. 18. С. 4. 164. Код века//Московская перспектива. 28 августа 2001. 35. С. 4; 26 февраля 2002. 8. С. 4. 165. «Время настоящее есть плод прошедшего» [Интервью]//Граждановедение (еженедельное приложение к «Учительской газете»). 23 августа 2001 г. 34. С. 3. 2002 166. Восемнадцатый век в истории русского монашества//Монашество и монастыри в России. XI-XX века. Исторические очерки. М., «Наука», 2002. С. 186-222. 167. Императорское Православное Палестинское Общество и проблемы православного востоковедения//Культурное наследие Египта и христианский Восток. М., Институт востоковедения РАН. 2002. С. 177-192. 168. Русская Церковь и Патриархаты Востока. (Три церковно-политические утопии XX в.)//Религии мира. История и современность. 2002. М., «Наука», 2002. С. 143-219. 169. История и современное состояние Русской Духовной Миссии в Иерусалиме//К свету. Вып. 19. М., 2002. С. 118-138. 170. Обзор основных направлений русской богословской академической науки в XIX - начале XX столетия//Богословские труды. Сб. 37. М., 2002. С. 5-127. 171. «К почести вышнего звания»: Академия Российская и Русская Церковь//Словарь Академии Российской. Т. 3. М., 2002. С. 30-45. 172. Барлуцци Антонио//Православная энциклопедия. Т. IV. М., 2002. С. 339-341. - В соавторстве. 173. Последний очевидец [Предисловие]//Шульгин В.В. Последний очевидец. Мемуары. Очерки. Сны. М., 2002. С. 3-22. 174. Поздний Шульгин. (Вместо послесловия)//Шульгин В.В. Последний очевидец. Мемуары. Очерки. Сны. М., 2002. С. 572-580. 175. «Святой Диоклетиан»: таинство Империи//Трибуна русской мысли. 2002. 2. С. 58-69. 176. Тайна Святого Огня//К свету. Вып. 19. М., 2002. С. 165-175; То же//К единству. 2006. С. 12-16; С. 14-15. То же//http://pravnov. ru/materials/chudesa/fire.htm

http://bogoslov.ru/person/249099

Значительную группу составляют образы К. П., выполненные в технике лицевого шитья. Один из первых, созданный в 1998 г. В. Б. Казариной по прориси М. К. Тепловой (Там же. С. 225), повторяет извод с молением святой Спасителю в облаках. Блаженная одета в красную кофту и зеленую юбку, вышитый шелком лик тонко прорисован, фоном служит искусственная тафта охристого цвета. Погрудный образ К. П. на голубом шелке вышит в 1994-1996 гг. преподавателем отд-ния лицевого шитья иконописной школы при МДА М. В. Бирюковой (собственность автора; авторская копия на закладке для Евангелия - 2006). Существуют шитые поясные образы К. П. в красном одеянии, повторения иконы, написанной к канонизации, почти монохромное изображение святой со сложенными на груди крестообразно руками вполоборота на фоне Смоленской ц., образ на хоругви (2007, мастер О. А. Стенинг-Фронтинская; см.: Там же. С. 226-227). Св. покровители С.-Петербурга показаны в рост на пелене 2002-2013 гг. (мастерская лицевого шитья иконописной школы при МДА). Богатая иконография К. П., представленная памятниками живописи, графики, скульптуры, шитья, ювелирного искусства, свидетельствует о широком почитании святой в России и за ее пределами (в зарубежных странах больше, чем в России, получил распространение образ юродивой в камзоле). Сложившаяся традиция демонстрирует разнообразие иконографических изводов, стилистических приемов, художественных средств. Образ К. П. занимает одно из важных мест в иконографии «Собор Санкт-Петербургских чудотворцев», а также на совр. списках композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», созданных после прославления К. П. на основе образцов кисти мон. Иулиании (Соколовой) (2004-2005, иконописец Н. В. Масюкова, ц. свт. Николая Чудотворца на Глинках в Вологде и др.). Лит.: Тимченко С. В. Совр. правосл. икона: Альбом. М., 1994; Кутейникова Н. С. Совр. правосл. икона: Альбом. СПб., 2003, 2007; она же. Иконописание России 2-й пол. XX в.: Учеб. пособие. СПб., 2005; Кутейникова Н. С., Большакова С. Е. Св. покровители С.-Петербурга//Декоративное искусство. М., 2003. 1/2. С. 18-21; Акафист св. блж. Ксении Петербургской [Христа ради юродивой] и её житие/Изд. Об-ва памяти игум. Таисии. СПб., 2006; Лаврешкина Н. Ю. Образ св. блж. Ксении Петербургской в иконописи кон. ХХ в.//История культуры Петербурга и современность: Мат-лы межвуз. науч.-практ. конф., 30 июня 2005 г. СПб., 2006. С. 137-141; она же. Иконопись Петербурга рубежа XX-XXI в.: АКД. СПб., 2007; Большакова С. Е. Под покровом Смоленской иконы Божией Матери. СПб., 2009; Кутейникова Н. С., Резницкая О. А. Образ св. блж. Ксении Петербургской (Россия, кон. XX - нач. XXI в.)//Проблемы развития отечеств. искусства: Науч. тр. ин-та им. И. Е. Репина. СПб., 2009. Вып. 8. С. 219-232.

http://pravenc.ru/text/2462129.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010