Компанеец В.В. Русская социально-философская проза 1970-1980 гг. Саратов, 1994. Курбатов В. Михаил Пришвин. М., 1986. Лапченко А.Ф. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов: В.Распутин, В.Астафьев, С.Залыгин. Л., 1985. Левицкий Л. Константин Паустовский: Очерк творчества. М., 1963. Лейдерман Н.Л. Русская литературная классика XX века. Екатеринбург, 1996. Лепахин Валерий. Икона в русской поэзии XX века. Сегед, 1999. Лепахин Валерий. Икона в русской прозе XX века. Сегед, 2000. Мальцев Ю.В. Вольная русская литература. 1955-1975. Франкфурт, 1976. Масленникова З. Портрет Бориса Пастернака. М., 1990. Мешков Ю.А. Александр Солженицын: Личность. Творчество. Время. Екатеринбург, 1993. Назаров Михаил. Тайна России. М., 1999. Наумов Е. Есенин: Личность. Творчество. Эпоха. Л., 1969. Неверов Александр. Черты поколения. М., 1989. Немзер А. Литературное сегодня: о русской прозе 90-х гг. М., 1998. Нефачина Г.Л. Русская проза второй половины 80-х— начала 90-х годов XX века. Минск, 1998. Нива Ж. Солженицын. М., 1992. Николаева Олеся. Современная культура и Православие. М., 1999. Носик Б. Мир и дар Набокова. М., 1995. Павловский А.И. А.Ахматова: Очерк творчества. Л., 1982. Паламарчук П.Г. Александр Солженицын: Путеводитель. М., 1991. Палиевский П.В. Шолохов и Булгаков. М., 1993. Петелин В.В. Михаил Шолохов: страницы жизни и творчества. М., 1986. Перцов В.О. Маяковский: жизнь и творчество. Т.1-3. М., 1976. Плетнёв Ростислав. История русской литературы XX века. 1987. Русские писатели. XX век: Библиографический словарь. Т.1-2. М.,1998. Саакянц А. Марина Цветаева. М., 1988. Славецкий В.И. Русская поэзия 80-90 гг. XX века. М., 1998. Смирнов М. Щедрость сердца: Очерк жизни и творчества И.С.Соколова-Микитова. Л., 1970. Слово и судьба. Осип Мандельштам: Исследования и материалы. М., 1991. Струве Глеб. Русская литература в изгнании. Париж-М., 1996. Струве Н. Осип Мандельштам. Лондон, 1988. Творчество Андрея Платонова: Исследования и материалы. Библиография. СПб, 1995. Христианство и новая русская литература XVIII-XX веков: Библиографический указатель. 1800-2000. СПб, 2002.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

от Чебоксаро-Чувашской епархии: игуменью Тамару (Сатси; 1876 — 1 мая 1942). 15 апреля 2008 г. от Московской епархии: священника Михаила (Виноградова; 1873 — 31 мая 1932), монахиню Евгению (Лысову; 1892 — 17 ноября 1935), инокини Магдалины (Забелиной; 1863 — 8 декабря 1931); от Чебоксаро-Чувашской епархии: протоиерея Николая (Троицкого; 1895 — 10 марта 1945) и священника Илию (Измайлова; 1882 — 17 сентября 1937). 23 июня 2008 г . от Московской епархии: игумена Сергия (Чернухина; 1879 — 9 ноября 1942); от Йошкар-Олинской епархии: священника Анатолия (Ивановского; 1863 — 30 октября 1918); от Казанской епархии: епископа Чистопольского Иоасафа (Удалова; 1886 — 2 декабря 1937). [vii] Были одобрены для общецерковного употребления службы: преподобномученице XX века единей (24.12.2004); преподобномученику XX века единому (16.07.2005); мученику XX века (новомученику) единому (26.12.2006); мученице XX века (новомученице) единей (26.12.2006); преподобноисповеднице XX века единей (21.08.2007); исповеднице XX века единей (21.08.2007); служба общая исповеднику XX века единому, служба общая священноисповеднику XX века единому (15.04.2008). А также: Акафист и молитва святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому (24.12.2004), Акафист священномученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому (15.04.2008). [viii] Епархии, образованные в межсоборный период: 1. Бобруйская — 24.12.2004, 2. Бельцкая — 06.10.2006, 3. Унгенская — 06.10.2006, 4. Бердянская —м29.03.2007, 5. Нежинская — 31.05.2007, 6. Северодонецкая — 31.05.2007, 7. Шепетовская — 31.05.2007, 8. Александрийская — 27.07.2007. 9. Кременчугская — 14.11.2007, 10. Каховская — 14.12.2007 (ныне Новокаховская), 11. Уманская — 08.05.2008. Из приходов, входивших в состав Ташкентской и Среднеазиатской епархии, расположенных на территории Республики Туркменистан, образовано благочиние в ведении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (12.10.2007). [ix] В межсоборный период были рукоположены епископы: 1. Алатырский Савватий (Антонов), викарий Чебоксарской епархии (30.01.2005);

http://pravmir.ru/doklad-svyatejshego-pa...

Рисунок 1. Петрозаводск. Общественная пристань. Начало XX века. Рисунок 2. Петрозаводск. Общественная пристань при отходе парохода в Санкт-Петербург. Начало XX века. Рисунок 3. Петрозаводск. Сенная площадь с каруселью. Начало XX века. Рисунок 4. Петрозаводск. Малая Подгорная улица. Начало XX века. Рисунок 5. Петрозаводск. Соборная улица. Начало XX века. Рисунок 6. Петрозаводск. Панорама. Вид на Кафедральный собор. Начало XX века. Рисунок 7. Петрозаводск. Кафедральный собор. Взорван в 1936 году. Рисунок 8. Петрозаводск. Летний театр в Общественном саду. Здание не сохранилось. Рисунок 9. Петрозаводск. Вдали (справа) здание Олонецкой духовной семинарии. Слева – б. Александровский сталелитейный завод. В центре на переднем плане – речка Лососинка. Начало XX века. Рисунок 10. Петрозаводск. Здание Олонецкой духовной семинарии. Начало XX века. Рисунок 11. Петрозаводск. Памятник Петру Великому. Рисунок 12. Кафедральные соборы в Петрозаводске. Свято-Духовской и Вознесенский. Разрушены в 30-е годы Первым губернатором был здесь известный поэт и государственный деятель Гаврила Романович Державин. Место дома, в котором он жил в Петрозаводске в 1784–1785 годах, отмечено мемориальной доской 20 . До 1916 года, пока Петрозаводск не был связан железной дорогой с Петроградом 21 , он оживлялся только в период навигации, с мая по сентябрь. В остальное время он был отрезан от культурных центров неудобством путей сообщения и жил затихшей узкопровинциальной жизнью, хотя и считался губернским городом. Семья Чуковых жила в Петрозаводске в доме Линдемана, на углу Малой Подгорной (ныне ул. Г. Титова ) и Соломинской (с 1902 года – Жуковской, ныне Куйбышева) улиц, занимая весь верхний этаж (6 комнат) и мезонин. Роды матери Владыки были очень трудными: она мучилась около двух суток. Нарекли мальчика Николаем. Отец хотел назвать сына во имя св. Николая Чудотворца. Но так как в ближайшие дни – 4 февраля – была память преп. Николая Исповедника, игумена Студийского († 868), то и дали ему имя в честь этого святого. Восприемниками при крещении были какой-то знакомый отца из города Осташкова по имени Григорий и жена домохозяина Александра Николаевна Линдеман. Крестного своего отца Владыка совсем не знал; крестная же мать жила до его отроческих лет, и он часто в детстве играл с ее сыном и дочерью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

монашества в то время не получило того распространения, какое оно имело в России XIX - нач. XX в. или в Греции во 2-й пол. XX в. Возрождение духовной жизни, возобновление интереса к исихастскому преданию, издательская деятельность, призванная сделать доступными для большего числа греч. христиан святоотеческие творения и богословские сочинения, написанные в духе св. отцов, действительно имели место и связаны с трудами прп. Никодима Святогорца , свт. Макария , архиеп. Коринфского, прп. Афанасия Паросского и др. колливадов. Особое значение для оживления монашеской жизни имел массовый исход колливадов с Афона, поскольку они возобновляли опустевшие и строили новые монастыри в различных областях Греции, в основном на островах Эгейского м. Подлинно «монашеским островом» стал о-в Идра, известность получил также о-в Скиатос с общежительным мон-рем Благовещения. Несмотря на то что мн. колливады на Афоне подвизались в скитах и кельях, покинув Св. Гору, они проявили особое усердие в устроении общежительных мон-рей. Влияние этих выходцев с Афона ощущалось в среде греч. монашества на протяжении всего XIX и части XX в. Так, в XX в. наследником колливадов был старец Филофей (Зервакос) из мон-ря Лонговардас на о-ве Парос. Несмотря на попытки возродить общежитие в мон-рях Афона и в др. местах, предпринимавшиеся с нач. XIX в. К-польскими патриархами, вплоть до 70-х гг. XX в. идиоритм был довольно распространен, а очагами молитвенной жизни по-прежнему были гл. обр. скиты и кельи. На протяжении всего XX в. число монахов сокращалось и на Св. Горе, и в др. обителях Греции, что было связано как с событиями сер. XX в. (вторая мировая война, затем гражданская война, экономические трудности и массовая эмиграция), так и с распространением идеологии религ. «братств» (таких как «Зои» и «Сотир»), к-рая была враждебна или индифферентна по отношению к традиц. формам правосл. благочестия вообще и к М. в частности. Однако на рубеже 60-х и 70-х гг. XX в. выходцы из келлиотской среды, ученики знаменитого святогорца старца Иосифа Исихаста , начали возрождать одну за другой пришедшие почти в полное запустение обители Афона; в 70-80-х гг.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. С удовлетворением отметить положительное значение проведенной встречи для укрепления единства народов наших стран.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного архиепископа Орехово-Зуевского Алексия , председателя Синодальной Богослужебной комиссии , о подготовленных комиссией: 1. Службе общей мученику XX века (новомученику) единому; 2. Службе общей мученице XX века (новомученице) единей. Справка: Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 7 мая 2003 г. (Журнал Синодальной Богослужебной комиссии поручено составить прославленным новомученикам и исповедникам Российским XX века общие службы по чинам святости по такому же образцу, как это имеется в Минее Общей. Ранее на заседаниях Священного Синода рассмотрены, утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению: 26 декабря 2003 г. — Служба общая священномученику XX века единому, 24 декабря 2004 г. — Служба общая преподобномученице XX века единей, 16 июля 2005 г. — Служба общая преподобномученику XX века единому. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Представленные богослужебные тексты: Службу общую мученику XX века (новомученику) единому и Службу общую мученице XX века (новомученице) единей — утвердить. 2. Рекомендовать утвержденные Службы к общецерковному богослужебному употреблению и направить тексты Служб в Издательский Совет Русской Православной Церкви для публикации.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного Епископа Бакинского и Прикаспийского Александра о благословении на открытие Крестовоздвиженского женского монастыря в г. Кизляре Республики Дагестан и о назначении игумений Михаилы (Сафоновой) настоятельницей обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Крестовоздвиженского женского монастыря в г. Кизляре Республики Дагестан. 2. Назначить игумению Михаилу (Сафонову) настоятельницей Крестовоздвиженского женского монастыря г. Кизляра Республики Дагестан.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204211...

 Икона. Атлас православной иконы. М., 2013. С. 418. После закрытия храма в 30-х годах XX в. часовня была разобрана и продана за рубеж. В настоящее время мраморная часовня хранится в запасниках музея в Ватикане.   Кишкинова Е.М.  «Византийское возрождение» в архитектуре России. Середина XIX – начало XX века. СПб., 2007. С. 163.  Только на купола храма Христа Спасителя было израсходовано 400 кг золота.  На строительство храма с 1837 по 1882 гг. была израсходована колоссальная сумма – 15 123 163 рубля золотом.   Федотов А.  Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. СПб., 2007. С. 123.  Градостроительство России середины XIX – начала XX века. С. 225.  См.:  Берташ А.В.  Содержание и эволюция русского стиля в церковной архитектуре середины XIX – начала XX веков//Искусство христианского мира. Вып. 2. М., 1998. С. 161; Градостроительство России середины XIX – начала XX века. С. 226;  Доброклонский А.П.  Руководство по истории Русской Церкви. С. 707.  См.:  Цыпин В. , протоиерей. История Русской Православной Церкви. С. 286; см.:  Кишкинова Е.М.  «Византийское возрождение» в архитектуре России. Середина XIX – начало XX века. С. 106.  Цит. по:  Кириченко Е.П . Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986. С. 10.   Солнцев Ф.Г . Древности Российского государства. Т. 1–6. М., 1849–1853; Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества//Сост. А.А. Мартынова, текст И.М. Снегирева. Тетр. 1–18. М., 1846–1859 (репринт: СПб., 2008). По выражению В.В. Стасова, огромный труд И.М. Снегирева внес большой вклад в дело «образования русских зодчих».   Федотов А.  Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. С. 134; см.:  Скворцов А.И.  Наследие земли Владимирской. Монументальная живопись. М., 2004. С. 211.  См.:  Беляев Л.А.  Археологическое изучение памятников зодчества и русская культура XIX–XX вв.//Архитектура в истории русской культуры. М., 1996. С. 232.  Цит. по:  Лисовский В.Г.  Теория и практика «национального стиля» в русской архитектуре второй половины XIX – начала XX вв.//Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Вып. 5. Л., 1975. С. 19.

http://pravoslavie.ru/103807.html

В завершение своей речи Святейший Патриарх Алексий призвал народы России и Словакии беречь то, что служит объединению и укреплению отношений дружбы и сотрудничества. Президент Словацкой Республики И.Гашпарович пригласил Его Святейшество посетить Братиславу и принять участие в освящении кафедрального собора, в освящении закладного камня которого Святейший Патриарх Алексий участвовал в 1996 году. Постановили: 1) Сообщение принять к сведению. 2) С удовлетворением отметить положительное значение проведенной встречи для укрепления единства народов наших стран. ЖУРНАЛ Слушали: Доклад Преосвященного архиепископа Орехово-Зуевского Алексия, председателя Синодальной Богослужебной комиссии, о подготовленных комиссией: 1. Службе общей мученику XX века (новомученику) единому; 2. Службе общей мученице XX века (новомученице) единей. Справка: Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 7 мая 2003 года (Журнал Синодальной Богослужебной комиссии поручено составить прославленным новомученикам и исповедникам Российским XX века общие службы по чинам святости по такому же образцу, как это имеется в Минее Общей. Ранее на заседаниях Священного Синода рассмотрены, утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению: 26 декабря 2003 года - Служба общая священномученику XX века единому, 24 декабря 2004 года - Служба общая преподобномученице XX века единей, 16 июля 2005 года - Служба общая преподобномученику XX века единому. Постановили: 1) Представленные богослужебные тексты: Службу общую мученику XX века (новомученику) единому и Службу общую мученице XX века (новомученице) единей - утвердить. 2) Рекомендовать утвержденные Службы к общецерковному богослужебному употреблению и направить тексты Служб в Издательский Совет Русской Православной Церкви для публикации. ЖУРНАЛ Слушали: 1. Прошение Преосвященного епископа Бакинского и Прикаспийского Александра о благословении на открытие Крестовоздвиженского женского монастыря в городе Кизляре республики Дагестан и о назначении игумении Михаилы (Сафоновой) настоятельницей обители.

http://pravoslavie.ru/20041.html

Феофан говорит несколько подробнее, но зато вместо краткого указания Феофана на Ратрамна у Зеникава находится довольно длинное рассуждение о нем (рр. 215–217). XXVI-e повреждение, в котором разбирается место из Дидима алекс., изложено по 11-му повреждению Зерникава (рр. 218–219). Повреждение XXVII-e (§ 218), где говорится о поврежденности классического места из III кн. против Евномия св. Василия Великого «Cur necesse est, si dignitate» etc. во всех своих частях написано по 12-му повреждению Зерникава рр. 219–227). Оба богослова приводят неправильное чтение этого места Иоанном Провинциалом и правильное чтение его Марком ефесским . Сравнивая обоих богословов нужно сказать, что о данном повреждении Зерникав говорит гораздо более обстоятельнее Феофана (вместо двух листов последнего Зерникав посвящает этому предмету целых 11-ть листов). О данном повреждении Зерникав говорит столько, сколько не говорит ни об одном другом повреждении: сначала он положительно доказывает поврежденность чтения Иоанна Провинциала (на стр. 219–224); потом опровергает объяснения этого места, предложенные Иоанном Провинциалом на 20–21 заседаниях флорентийского собора (на стр. 225–233); наконец, опровергает одно возражение Беллярмина (на стр. 233–234) и девять возражений Циховского (на стр. 234–241). Феофан в своем трактате делает заимствования только из первой части этого рассуждения Зерникава; второй и третьей частями оного он не пользуется (к второй части он отсюлает самого читателя); кроме того он ссылается на недошедшее до нас его сочинение Examen conciiu Florentini. 597 Повреждение XXIX (§ 220) изложено по 13 повреждению Зерникава (рр. 241–243): всем мысли и цитаты Феофана находятся у последнего, хотя в несколько ином порядке. Повреждение ХХХ-е (§ 221) написано по 14-му повреждению зерникава (рр. 243–246). Все мысли и цитаты XXXI-ro повреждения (§ 222) в таком же порядке приводятся в 15-м повреждении Зерникава (р. 246). XXXII-e повреждение (§ 223) все взято из 16-го повреждения Зерникава (рр.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Пение «Хвалите имя Господне» и совершаемое при этом каждение вызывало у отца Иоанна возвышенные мысли и сердечное умиление: «Как Господь помиловал человечество, как спас, исхитив из тления, мерзости греха и вечной погибели! Как почтил, облагородил, облагоухал Собой нашу растленную, смердящую грехами природу, как просветил, обожил её, вознёс на небо и посадил на престоле Божества!» (М: 161). Антифонное, попеременное пение, как бы воскрешает древних пророков, говоривших о грядущем Мессии, и одновременно -святых Апостолов, церковных песнописцев... Все они «как бы становятся в храмах наших вместе и соотвечают друг другу, одни пророчествуя, другие указуя на исполнение пророчеств или вообще попеременно воспевая» (М: 137). Во время Великого входа на Божественной Литургии, символизирующего шествие Христа Спасителя на добровольные страдания, поётся: «Иже Херувимы тайно образующе...» Чем мы «образуем» Херувимов? «Пением их священной песни – „аллшгуиа“ и... тем, что подъемлем, как и они, Господа славы и носим в себе чрез причащение Его, носящего “всяческая глаголом силы Своея” ( Евр. 1, 3 ). Потому мы и должны отложить «всякое житейское попечение», чтобы возлюбить Его всей полнотой сердца, пламенной любовью, как любят Херувимы» (М: 189). Воздеяние рук священником при Херувимской песни «означает и Троицу, и страсть крестную – единого от Троицы – Христа, по Его человечеству: ибо в это время воспоминаются Его страдание, смерть и погребение (М: 243). За молебнами молятся о живых, «как членах Христовых и наших собственных» (М: 219); за панихидами – «об умерших в вере и благочестии: они также члены Христовы, члены тела Церкви Его и наши члены, храмы Духа Святого» (М: 219). Особенно горячо подобает молиться за живых и усопших во время Божественной Литургии «и преимущественно после пресуществления Святых Даров» (М: 219)... Возгласы священника на панихиде или отпевании, возвещающие и внушающие то, «что Господь наш Иисус Христос есть воскресение и живот и покой умершего, вливают великую отраду в души скорбящих ближних о кончине умершего и поучают смотреть на смерть без особенного страха, как на сон: ибо умерший называется усопшим (уснувшим), да и в часто повторяемых припевах: „Упокой, Господи...» умерший также называется усопшим» (М: 199). Наипаче отраден отпуст панихиды, в котором от лица Церкви выражается «обетование, что Господь, по молитвам Пречистой Своей Матери и всех Святых душу усопшего учинит в селениях праведных, упокоит в недрах Авраама и причтет с праведными», а нас помилует «яко Благ и Человеколюбец» (М: 199). Слова отпуста напоминают, что Господь, по Своей великой благости «за одну нелицемерную веру простит нам наши согрешения, вменив веру в правду нам, не имеющим дел праведных, – упокоит в недрах Авраама, отца верующих, которому тоже вменена вера в праведность, и с праведными причтет, не по беззакониям нашим, а... по вере Христовой, которую имел и Авраам, провидев Искупителя задолго до Его пришествия» (М: 128–129).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Четыре воспитанника Витебской Духовной семинарии были прославлены в лике святых: в 2003 г. протоиерей Михаил Околович, выпускник 1910 г.; в 2005 г. протоиерей Василий Малахов, выпускник 1894 В лике святых Белорусской Православной Церкви в 2007 г. был прославлен протоиерей Николай Околович, выпускник 1883 г. и в чине исповедника веры Владимир Еленевский, выпускник 1896     © Горидовец В., свящ., 2016 Автор выражает благодарность сотрудникам Государственного архива Витебской области за помощь, оказанную при написании статьи.   Богородский Н. Н. Историческая записка о состоянии Витебской духовной семинарии за минувшее столетие ее существования (февраль 1807 – февраль 1907). Витебск, 1907. С. 214. Там же. С. 215. Там же. Там же. С. 221. Довгялло Д. И. Витебская духовная семинария (1806–1906 гг.). Заметки и воспоминания. Витебск, 1907. С. 4–5. Там же. С. 5. Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 214. Там же. С. 217. Там же. С. 217–218. Там же. С. 218. Довгялло Д. И. Указ. соч. С. 14. Там же. Там же. С. 1. Там же. С. 3. Там же. С. 8. Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 222. Там же. С. 223. Горидовец В. В. Судьбы православного и униатского духовенства Витебской губернии в контексте событий 1812 года (Электронный ресурс: http://witebsk.orthodoxy.ru/i2/publ/002.html; дата обращения: 1 февраля 2016 г.). Довгялло Д. И. Указ. соч. С. 11. Католическая обедня, месса. Шавельский Г. Из былого almamatris. Витебск, 1906. С. 11. Довгялло Д. И. Указ. соч. С. 39–41. Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 219. Там же. С. 247. Там же. С. 219–220. Довгялло Д. И. Указ. соч. С. 41. Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 219–220. Там же. С. 224. Там же. С. 223. Там же. С. 224–225. Там же. С. 245–246. Там же. С. 253. Довгялло Д. И. Указ. соч. С. 10. Шавельский Г. Указ. соч. С. 12. В начале ХХ в. епископ Альбетранди упоминался в качестве первого председателя Варшавского общества любителей наук (1800–1832 гг.), активного пропагандиста польской национальной идеи и автора стихотворных произведений в жанре политической сатиры, высмеивающих действия Российской империи на европейской политической арене (Русский архив. 1909. 5).

http://sedmitza.ru/lib/text/6864886/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010