13; Пелагий. Кн. 18. Гл. 20; Руфин. Гл. 31. Преподобный Павел Препростый – один из самых близких и любимых учеников Антония Великого , с которым сам учитель советовался о духовных вопросах и к кому отсылал страждущих для отгнания бесов. Скончался преподобный около 340 года. Память его 7/20 марта и 4/17 октября. 2 Публикуется по: Руфин. Жизнь пустынных отцов. СвятоТроицкая Сергиева лавра, 1898. Гл. 31. С. 108–111. 3 Публикуется по: Скитский патерик. М., 2001. С. 45–48. Аммон Нитрийский Публикуется по: Руфин. Жизнь пустынных отцов. СвятоТроицкая Сергиева лавра, 1898. Гл. 30. С. 106–108. Преподобный Аммон (Аммоний, Амун) Нитрийский (кон. III – 340/345) – основатель монашеского жития на Нитрийской горе (см.: Сократ Схоластик . Кн. 4. Гл. 23); Палладий (гл. 42) и др. Аммон Нитрийский не только сам посещал Антония Великого , но и удостоился его посещения и особого благословения на основание обителей в пустыне Келлий для окормляемых им в Нитрии иноков. Провел в пустыне 22 года. Среди его учеников были такие известные отцы, как Феодор, Елурион, Орсисий, Агиос, Путувист, среди сподвижников: Пиор, Памво, Ориген , Кроний и др. Память преподобного Аммона Нитрийского 4/17 сентября. – Прим. ред. Епископ Аммон Публикуется по: Повествования об авве Аммоне//Творения древних отцов-подвижников. М., 1997. С. 21–24. Преподобный Аммон, будущий епископ (вероятно, Оксиринха) – продолжатель дела Антония Великого , один из самых любимых его учеников, который часто возглавлял монастырь на «внешней горе», в Писпере, во время отсутствия преподобного Антония, а затем стал там настоятелем. Родился в конце III или начале IV века, прожил долгую подвижническую жизнь и отошел ко Господу в сане епископа в конце IV века. Оставил после себя духовные сочинения по аскезе (см. указ. изд.). О нем сохранились поучительные повествования, вошедшие в «Древний патерик». Это именно тот авва Аммон, которому Антоний Великий велел бить камень и о котором сказал, что он преуспеет в кротости и в страхе Божием. Святой Аммон был удостоен слышать в пустыне голос пророка Моисея, объясняющего Антонию Великому по его просьбе речения из Книги Левит.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Но именно такое постоянное попечение о духовной пользе читателей, вкупе с безыскусственностью изложения, сделало на протяжении веков «Историю монахов» любимым чтивом для многих и многих тысяч христиан самых разнообразных национальностей и самого различного социального положения. 939 Преображенский В.С. Славяно-русский скитский Патерик. Опыт историко-библиографического исследования. Киев, 1909. С. 1. 940 Имеются русские переводы, которые, правда, требуют доработки в связи с публикациями новых рукописей и находок. См. переиздание этих переводов: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Сергиев Посад, 1993; Древний Патерик, изложенный по главам. М., 1991. 941 См. солидное предисловие к критическому изданию первого тома систематического сборника Ж.-К. Гийя: Les apophtegmes des Pères. Collection systématique. Chapitres I-IX/Ed. par J.-C. Guy//Sources chrétiennes. 387. Paris, 1993. P. 18–84. Общий очерк становления данных сборников и их мировоззренческого содержания представлен в многочисленных исследованиях того же ученого, и в частности: Guy J.-C. Les Apophthegmata Patrum//Théologie de la vie monastique. Etudes sur la tradition patristique. Aubier, 1961. P. 73–78; Les Apophtegmes des Pères du désert. Série alphabétique. Traduction francaise par J.-C. Guy//Textes de spiritualité orientale. 1. Abbaye de Bellefontaine, 1968. P. 3–14. 942 См.: Chitty D.J. The Desert a City. P. 67–68; рус. пер.: c. 120; Regnault L. Les Pères du désert à travers leurs Apophtegmes. Solesmes, 1987. P. 65–83. Во всяком случае, св. Кирилл Скифопольский , известный автор житий палестинских подвижников, активно использует и цитирует «Апофтегмы». См.: Flusin В. Miracle et histoire dans loeuvre de Cyrille de Scythopolis. Paris, 1983. P. 54–60. 943 См.: Burton-Christie D. The Word in the Desert. Scripture and the Quest for Holiness in Early Christian Monasticism. N.Y.; Oxford, 1993. P. 76–81; Gould G. The Desert Fathers on Monastic Community. Oxford, 1993. P. 9–25. 944 См., например, перевод одного такого сборника на коптский язык: Изречения египетских отцов. Памятники литературы на коптском языке/Введение, перевод с коптского и комментарии А. И. Еланской. СПб., 1993. С. 31–117. 945 «Собеседования» преп. Иоанна Кассиана Римлянина вряд ли следует причислять к рассматриваемому жанру, ибо, хотя они и зиждутся на предании египетских старцев, но данное предание органично усвоено и переработано мощной творческой личностью самого автора. «Если преп. Кассиан и придал своему сочинению »Collationes” такую форму, что как будто он не свои убеждения высказывает, а египетских подвижников, то это не должно смущать читателя. Это не больше как литературный прием автора, вызванный, быть может, его монашеской скромностью» ( Феодор (Поздеевский) , иеромон. Аскетические воззрения преподобнаго Иоанна Кассиана Римлянина (пресвитера Массилийскаго). Казань, 1902. С. 57).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

841 Четьи-Минеи, 18 июля. 842 См. Лавсаик, § 23. Повесть об подвижнике Евагрии. С. 288. 843 Пролог, 13 марта. 844 Древний Патерик. Гл. 5, § 40. С. 85—87. 845 Четьи-Минеи, 19 января. 846 Житие преп. Антония, составленное преп. Афанасием Великим. Сергиев Посад, 1903. С. 7. 847 Лавсаик. § 27. С. 124—131. 848 Там же. § 21. С. 93—100. 849 Четьи-Минеи, 13 февраля. 850 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 252 и далее. 851 Примеры усиленной брани с блудной страстью этими способами см.: Лавсаик, §§ 21, 90. 852 Четьи-Минеи, 13 июля. Древний Патерик. Гл. 5, §§ 13, 14. С. 71. 853 Четьи-Минеи, 25 июля. 854 Четьи-Минеи, 13 апреля. 855 Четьи-Минеи, 1 апреля. Случаи и примеры искушений блуда и борьбы с ним см. также: Блж. Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 3, 14, 19, 27, 39, 93, 154, 186, 189, 204, 205, 217. 856 Блж. Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 69. 857 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 283. См. также: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 64. 858 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 209. 859 Преп. Исаия. Слово 24//Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник §§ 533, 535. См. также: Еп. Феофан. Указ. соч, С. 203, Ср.: Преп. Исаак Сирин. Слово 46. 860 Преп. Исаия. Слово 24, § 531. С. 200. 861 Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 3, § 59, Добротолюбие. T. III. С. 206, преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 8; преп. авва Исаия. Слово 16, § 21. 862 Преп. Исаак Сирин. Слово 73. Ср.: Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 44 (О том, чтобы никогда не думать, что уже успели в чем-либо и ни под каким видом не позволять себе льгот) 863 Древний Патерик. Гл. 5, § 4. С. 69. 864 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 666. 865 Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 19. С. 78. 866 Преп. авва Исаия//Еп. Игнатий Брянчанинов, Отечник. § 273. С. 168. 867 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 283. 868 Там же. С. 283—284. 869 Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. 2, гл. 27. С. 293—294. Более подробно см. ч. 1, гл. 28. С. 125—129. 870 Древний Патерик. Гл. 5, § 33. С. 81. 871 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. I. 872 Преп. Ефрем Сирин. Творения. М., 1849. Ч. 2. Поучение 32. О страстях. С. 271—272.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Из числа влиятельных правосл. магнатов Великого княжества Литовского в Киево-Печерском мон-ре до 1486 г. был похоронен видный полочанин пан Иван Зиновьевич (АЗР. Т. 1. 86. С. 106), а в 1506 г.- киевский воевода кн. Дмитрий Иванович Путятич-Друцкий. При жизни кн. Путятич-Друцкий не успел сделать вклад в Киево-Печерский монастырь «по своей души и тежъ по души родителей своихъ, которыи лежать въ манастыри Печерьскомъ у Святое Пречистое въ Киеве». Это известие источника указывает на то, что в сер. XV в. в обители также был похоронен видный сторонник Литовского вел. кн. Свидригайло Ольгердовича и член его рады - кн. Иван Семенович Путята Друцкий (АЗР. Т. 1. 224. С. 370; Lietuvos Metrika: Knyga 6. 2007. N 19. S. 63). А. В. Кузьмин Ист.: Патерик Киевского Печерского мон-ря/Изд.: Д. И. Абрамович. СПб., 1911. К., 1931p; ПСРЛ. Т. 1, 2, 35. С. 23, 41, 55, 65, 72, 73, 82, 86, 102, 106, 118, 119, 138, 140, 159, 161, 186, 188, 207, 208, 230; АЗР. Т. 1. 46. С. 59-60; 72. С. 92-93; 77. С. 98; 86. С. 105-106; 111. С. 130; 117. С. 143; 207. С. 355; 224. С. 369-371; АЮЗР. Т. 1. 48. С. 37; 53. С. 40; 76. С. 64-65; 80. С. 68; 82. С. 69; 88. С. 73-74; 232. С. 296; АСЗР. Т. 2. 5. С. 6; 13. С. 11; Голубев С. Т. Древний помянник Киево-Печерской лавры: (Кон. XV и нач. XVI ст.)//ЧИОНЛ. 1892. Кн. 6. Отд. 3. С. I-XIV, 1-88; АСЭИ. Т. 1. 279. С. 200; Ykpaïhcьki грамоти XV ст./Niдrom. тексту, вступ. ст. i коммент.: В. М. Pycahibcьkuй. К., 1965. 3. С. 30-31; Грамоти XIV ст./Упоряд., вступ. ст., коммент. i слов.-покаж.: М. М. Пещак. К., 1974. 72. С. 134-135; Lietuvos Metrika: Knyga 8 (1499-1514): Urašymu Knyga 8/Раг. A. Baliulis e. a. Vilnius, 1995. N 80. S. 126; N 83. S. 130; Knyga 564 (1553-1567): Viešuju reikalu Knyga 7. 1996. N 35. S. 56; N 68. S. 77; N 93. S. 100; Knyga 6 (1494-1506): Urašymu Knyga 6. 2007. N 19. S. 63-64; N 202. S. 147-148; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская и С. Н. Травников. М., 1999; Русина О. В. Mucaiлobe послання Сиксту IV за Синодальним списком//Украïнський археогр. щopiчhuk. Н. с. К., 2002. Вип. 7. С. 281-296; Фотий, митр. Киевский и всея Руси. Сочинения. Книга глаголемая Фотиос/Подгот. текстов: Н. А. Кобяк, А. И. Плигузов. М., 2005. 14. С. 293-308; 16-17. С. 321-336; Кузьмук О. С. ц. в Блuжhix лаври//Лаврський альм. К., 2007. Вип. 18. (Спецвип. 7); Ibakiha I. Ю. Археол. дocлiджehhя печерного комплексу Блuжhix печер НКПИКЗ у 1930-х рр.//Бoлxobimihobcьkuй щopiчhuk, 2010. К., 2011. С. 340-362.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

12. Авва Исаак пришел в киновию и, увидев согрешающего брата, осудил его. Когда потом он возвратился в пустыню, предстал Ангел Господень и, став пред дверьми келлии, сказал: не допущу тебя войти. Старец, умоляя Ангела, спросил, что сие значит, и тот ответил: Бог послал меня с такими словами: спроси его, куда велит он ввергнуть согрешившего брата, которого осудил? Старец тотчас покаялся, и Ангел сказал: Бог простил тебя, но впредь берегись осуждать кого-либо, прежде нежели осудить его Бог. 13. Авва Пафнутий, ученик аввы Макария, говорил: просил я однажды отца моего сказать мне слово, и он сказал: никому не делай зла и никого не осуждай; храни сие и спасешься. 14. Говорили об авве Макарии Великом , что он был как бы земной Бог. Ибо как Бог покрывает мир, так авва Макарий покрывал согрешения, которые, видя, как бы не видел и, слыша, как бы не слышал. 15. Некогда в Ските согрешил брат. Когда составилось собрание, послали за аввою Моисеем, но он не хотел идти. Пресвитер опять послал к нему, говоря: приди, ибо все ждут тебя. Он встал, взял дырявую корзину и, наполнив ее песком, понес на себе. Братия, вышедши в сретение его, спросили: что значит сие, отче? Старец ответил: это грехи мои сыпятся позади меня; я же не смотрю на них, а пришел теперь судить чужие ошибки. Услышав сие, они ничего не сказали брату и простили его. 16. Авва Моисей говорил: человек должен умереть для всякого другого, чтоб не осуждать его ни в чем. 17. Еще сказал: конец всего – не осуждать ближнего, ибо когда рука Господня убивала всякого первенца в земле египетской, то не осталось дома, в котором не было бы мертвого. Брат спросил его, что значит слово сие? Старец ответил ему: если попустится нам увидеть грехи свои, то не увидим грехов ближнего, ибо безумно человеку, имеющему своего мертвеца, идти плакать над мертвецом ближнего. А умереть для ближнего, значит нести тяжесть своих грехов, не заботясь о другом – хорош ли он или худ. Не делай зла никакому человеку и даже не мысли зла в сердце своем на кого-либо; не уничижай творящего зло, не общись с творящим зло ближнему своему и не сорадуйся творящему зло ближнему своему. Сие и значит – умереть для ближнего. Не охуждай никого, но говори: Бог знает каждого. Не единомысльствуй с охуждающим, не сорадуйся охуждению его и не ненавидь охуждающего ближнего своего, – вот что значит не осуждать! Не имей вражды ни с каким человеком, не держи вражды в сердце своем и не ненавидь враждующего с ближним, – вот что значит мир! При сем утешай себя так: на малое время труд, а благодатию Божиею – на веки упокоение. Слава. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

136. Авва Пимен сказал: если придет к тебе брат и ты увидишь, что тебе нет пользы от прихода его, то разыщи в ум своем и узнай, какой у тебя был помысл прежде прихода его, и увидишь, в чем причина бесполезности. Впрочем, если ты сделаешь это со смиренномудрием и вниманием, будешь непорочен пред ближним своим, неся на себе бремя грехов своих. Если человек со стыдением – искренностию будет сидеть с кем, то не падет, ибо Бог всегда пред лицом его. А как я смотрю – от такого сидения приобретает человек страх Божий. 137. Опять сказал: потому мы находимся в таких трудах, что не принимаем участия в брате нашем так, как Писание заповедало нам принимать. Или не видим, как жена хананейская, последуя за Спасителем, вопияла и умоляла об исцелении дочери своей, – и Спаситель принял ее и утешил. 138. Авва Пимен рассказал: сидели некогда старцы и вкушали, а авва Алоний прислуживал им. Старцы стали хвалить его, а он ничего не отвечал на то. Некто наедине спросил его: почему ты ничего не отвечал старцам, когда они хвалили тебя? Авва Алоний сказал ему: если б я отвечал им, это значило бы, что я принимаю похвалу. 139. Опять сказал: земля, на которой заповедал Господь приносить жертву, есть смиренномудрие. 140. Авва Петр рассказывал: пришли мы, семь отшельников, к авве Сисою, когда он жил в Клисме, и просили сказать нам слово. Он сказал: простите меня, я человек простой. Но я ходил к авве Ору, который был в болезни восемнадцать лет, и авве Афре, и положил им метание, чтоб они сказали мне слово. Авва Ор говорит: что я скажу тебе? Поди и делай то, что видишь. Бог есть Бог того, кто ищет все большего и большего или нудит себя на все. Авва Ор и авва Афре были из одной страны, но мир между ними был великий до самого исхода из тела. Авва Афре имел великое послушание, а авва Ор – смиренномудрие. Пробыл я у них несколько дней, наблюдая за ними, и видел великое чудо, которое совершил авва Афре. Кто-то принес им небольшую рыбу, и авва Афре хотел приготовить ее для старца. Он имел в руках нож и резал рыбу, когда позвал его авва Ор, тогда он оставил нож в рыбе, не дорезав ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

160. Также говорил: один брат, из числа живших со мною и от меня получивших схиму, которого я старался научить всякой добродетели и которому ради немощи его снисходил иногда, так как он был нежного сложения, однажды говорит мне: авва мой! Я сильно люблю тебя. Я ответил ему: я еще не встречал человека, который бы любил меня так, как я его люблю. Вот ныне ты говоришь, что любишь меня, и я верю, но, если случится с тобою какая-либо неприятность, ты не останешься таким. Меня же, чтобы мне ни пришлось потерпеть от тебя, ничто не может уклонить от любви к тебе. Прошло немного времени, и он (не знаю, что с ним сделалось) начал говорить на меня многое, даже до срамных слов, и я все то слышал. Тогда я сказал сам себе: это прижигатель Иисусов и послан уврачевать мою тщеславную душу, – тогда появился обычай лечить болезни прижиганием. Через таких людей, при трезвении и внимании, можно снова обрести то, что теряем чрез тех, кои ублажают нас, он есть истинный благодетель мой. Так я поминал его как врача и благодетеля, а тем, кои извещали меня о его речах, говорил: он знает только явные мои пороки и то не все, но лишь часть некую, те же, которые сокровенны, – неисчислимы. По прошествии времени встречается он со мною в Кесарии, подходит и, по обычаю, обнимает и целует меня, а я – его, как если бы между нами ничего не было. После таких наговоров, без сомнения, он так обнимал меня, ибо я не показал никакого подозрения, ни малого следа оскорбления, хотя все слышал. Тогда он пал мне в ноги и, обняв их, сказал мне: прости мне, отче мой, ради Господа, что я наговорил на тебя много нехорошего. Я же поцеловал его и ласково произнес: помнит ли боголюбие твое, как некогда ты говорил, что сильно любишь меня? Я же ответил, что еще не находил никого, кто бы любил меня так, как я люблю его, и что ты не останешься таким же, если случится с тобою какая-либо неприятность, – меня же ничто не может уклонить от любви к тебе? Да уверится в том сердце твое: ничто не утаилось от меня из сказанного тобою, но и где и кому – все я слышал и никогда не сказал, что это не так, и никто не мог склонить меня произнести о тебе что-нибудь худое; напротив, я утверждал, что все сказанное – истинно и что говоришь ты сие от любви, желая привлечь меня к себе. Никогда также не забывал я поминать тебя в молитвах моих. Покажу тебе еще более верный знак любви: некогда сильно заболел глаз мой; вспомнив о тебе, я сотворил знамение честного креста и сказал: Господи Иисусе Христе! Исцели меня ради молитв его, – и тотчас я был исцелен. Вот, что говорил он брату!

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

161. Блаженный еще часто говорил: не знаем мы, люди, как сделать, чтоб нас любили и почитали, но потеряли разум свой. Если кто-либо немного потерпит на брате своем, когда тот гневается или скорбит из-за него (на него), то брат, скоро придя в себя и узнав, как тот потерпел, самую душу свою положит за него. При сем припомнил блаженный такой случай: один брат имел авву весьма кроткого, которого за великую добродетель и чудеса, какие он творил, вся страна почитала как ангела Божия. Однажды, по действию врага, брат сей подошел к старцу и при всех начал крайне злословить его. Старец стоял и только смотрел на уста его, затем сказал: благодать Божия в устах твоих, брат мой! Тот еще более стал бесноваться и говорил: знаю я, глупый, ты говоришь это для того, чтоб казаться кротким. Но старец сказал на это: поистине, брат мой, то, что ты говоришь, справедливо. Некто после спросил его: неужели ты не смутился, старец Божий? Он отвечал: нет, ибо почувствовал в душе своей, что она была как бы покрываема Христом. И по истине, должно благодарить таковых и почитать их: тому, кто страстен, – считать врачами, исцеляющими раны души его, а тому, кто бесстрастен, – благодетелями, доставляющими ему царство небесное. 162. Говорил опять блаженный: когда я был в Тирском монастыре, прежде перехода моего оттуда, пришел к нам один добродетельный старец, и мы начали читать достопамятные сказания о святых старцах, ибо блаженный любил прочитывать их и почти дышал ими, отчего и собрал из них плод всякой добродетели. Так мы дошли до повествования о старце, к которому пришли разбойники и сказали: мы положили взять все из келлии твоей. На что старец ответил: возьмите все, что вам покажется, дети. Они забрали все и ушли, оставив одну сумку. Обнаружив сумку, старец взял ее и погнался вслед их, крича: дети! Возьмите то, что вы забыли в келлии нашей. Тогда, удивившись незлобию старца, они возвратили ему все, и, раскаявшись, сказали друг к другу: истинно, это человек Божий. Когда мы прочитали об этом, старец сказал мне: знаешь, авва, это сказание много принесло мне пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

19. Авва Ксанфий пришел некогда из Скита в Теренуф. Туда, где он остановился, по причине его утомления принесли немного вина. Некоторые же, услышав о его приходе, принесли к нему бесноватого. Демон начал поносить старца: к винопийце ли сему привели вы меня? Старец не хотел изгонять его, но за поношение сказал: верую Христу, что не окончу чаши сей, как ты выйдешь. Когда старец начал пить, демон вскричал: жжешь меня, жжешь меня! И прежде, нежели окончил старец чашу, он вышел благодатию Христовою. 20. Одна женщина, имевшая на груди болезнь, именуемую – рак, услышала об авве Лонгине и искала увидеть его. Авва жил в Еннате Александрийском и, когда женщина искала его, блаженному случилось собирать там дрова на берегу моря. Увидев старца и не зная, что то был он сам, она спросила его: авва, где живет авва Лонгин, раб Божий? Он ответил: что ты хочешь от сего лицемера? Не ходи к нему, – он лицемер. Но что с тобою? Женщина показала ему болезнь. Он перекрестил то место и отпустил ее, сказав: поди, и Бог исцелит тебя, а Лонгин ничем не может помочь тебе. Женщина пошла, поверив его слову, и тотчас исцелилась. После сего, рассказывая о сем деле некоторым и описывая признаки старца, она узнала, что то был сам авва Лонгин. 21. В другое время приводят к авве Лонгину бесноватого, но он сказал им: что я могу сделать вам? Лучше идите к авве Зинону. Когда авва Зинон начал налегать на демона, изгоняя его, он начал кричать: думаешь, авва Зинон, я из-за тебя выхожу? Вот авва Лонгин там молится против меня и теснит меня, и я выхожу, боясь молитв его, а тебе я не дал бы ответа. 22. В другой раз пришла к нему женщина, имевшая неисцельную болезнь на руках, с другою женщиной, и стала вне келлии его у северного окна, боясь войти. Он сказал ей: пойди отсюда, жена! Но она не уходила и не переставала смотреть на него в окно, ничего не говоря. Старец уразумел духом болезнь ее, встал и, затворив окно, сказал: пойди, теперь у тебя ничего нет. И она исцелилась от того часа. 23. Еще в иное время некто, придя к нему, взял его кукулий и понес к одному страждущему. Лишь только приблизился он к двери, страждущий вскричал: зачем принес ты сюда Лонгина, чтоб изгнать меня? И тотчас бес вышел из него, и он стал здрав.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Судя по остаткам болгарского правописания некоторых списков Иерусалимский Патерик переведен в Болгарии в XIII веке. – Русский перевод первой редакции Иерусалим. Патерика издан в 1850 г. редакцией «Душеполезного Чтения», в Москве под заглавием «Древний Патерик». II. Египетский Патерик Египетский Патерик (Лавсаик) в 178 главах, произведение епископа Палладия, посвященное некоему вельможе Лавсу, переведен тоже у юго-восточных славян в XIV веке. У нас встречается редко, в списках XV-XVI веков. См. список библиотеки графа Уварова, в числе рук. Царского, на бомбицине XV века, 363. Список Троице-Сергиевой Лавры, 710, 1493 г. – «Лавсаик» в рукописи библиотеки графа Ф. Толстого, (ныне в Император. Публич. библиотеке), 1648 г., II, 129. Русский перевод издан в Петербурге 1850 года. III. Азбучный Патерик Азбучный Патерик переведен, вероятно на Афоне в XIII веке, встречается в списках XIV-XVII веков. – См. Румянцев, музей CCCVII, 1570 г. Троице-Сергиевой Лавры 701, 1469 г.; 702, 1628 г. Полнейший издан в прошлом столетии раскольниками (в Гродно?). Русский перевод азбучного Патерика, под заглавием «Душеспасительные сказания о подвижничестве св. отец», издан Московской Духовной Академией в 1846 году. IV. Скитский Патерик Скитские Патерики, неопределенных редакций, разнообразны и между собой иногда не сходны. Их можно разделить на три разряда: самые полные 300 и более глав; средние 200 и более (211, 203…), малые 100 и более (115…). Список Царского (Уваровская библ.), 293, XVI в., (310 гл.), один из самых полных. Троице-Сергиевой Лавры, 704, XV в., (203 главы), средний. Список Царского (библиотеки графа Уварова), 294, (115 гл.), малый. Переведен в России в XIV веке. V. Римский Патерик Римский Патерик или беседы св. Григория Двоеслова , папы Римского, о жизни итальянских отцов, переведен в России с латинского языка. См. список Троице-Сергиевой Лавры, XVI в., 153. Троице-Сергиева Лавра, декабрь 1890 г. Архимандрит Леонид. Из «Чтений в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010