«Что делает подвергшийся нападению злого человека? Подавши его в грудь, кричит: караул. На зов его прибегает стража и избавляет его от беды. Тоже надо делать и в мысленной брани со страстями – разсерчавиши на страстное, надо взывать о помощи: Господи, помоги! Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, спаси меня! Боже в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися!» (св. Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1914. с.209). 58 см. Отец Алексий Мечев. Воспоминания. Париж. 1989. с.18. 59 Клиффорд Саймак. Паломничество в волшебство//Клиффорд Саймак. Паломничество в волшебство. Братство талисмана. М., 2002, с. 89. 60 «Как выгонять? Неприязненным к ним движением гнева или разсерчанием на них. У всех святых Отцов нахожу, что гнев на то и дан, чтобы им вооружаться на страстные и грешные движения сердца и прогонять им их… Не с честью надо провожать помысл, а как врага – гневным отвержением. Увидев обидчика – надо прогневаться – но не на него, а на себя, или на того, кто подсовывает вам помысл» (св.Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. – М., 1914. сс. 199-200 и 203. 61 Выражение барда Тимура Шаова из «Астрологической песни». 62 «Я хотел быть служителем Бога и много трудился для того, чтобы стать им; и вот в конце концов я стал славить Бога моими работами по астрономии… Я показал людям, которые будут читать эту книгу, славу Твоих дел; во всяком случае в той мере, в какой мой ограниченный разум смог постичь нечто от Твоего безграничного величия» – И. Кеплер. цит. по: Философия эпохи ранних буржуазных революций. – М.,1983. С. 85. 63 «Один брат, приняв иноческий образ, тотчас заключился в келлии, говоря: я отшельник. Старцы, услышав о том, пришли, вывели его, и заставили обходить келлии монахов, приносить раскаяние и говорить: простите меня! я не отшельник, но монах новоначальный. И сказали старцы: если увидишь юношу по своей воле восходящего на небо, удержи его за ногу, и сбрось его оттуда: ибо ему это полезно» (Древний Патерик. 8,159). 64

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Древний патерик Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных Отцов. Это знаменитый Алфавитный патерик (Изречения Отцов, Апофтегмата Патрум или Геронтикон, или наконец просто Патерик), но изложенный не по персоналиям, а тематически. Одна из центральных книг Церкви, вобравшая в себя опыт величайших подвижников. Никая другая книга (кроме Библии) не переписывалась христианами так часто как Патерик. Это собрания крайне простых, лаконичных слов. Доступный всем, Патерик напоминает самые основы христианской этики — написанный огнём Духа, Патерик содержит величайшие Его откровения. Древний Патерик — по сути ряд коротеньких историй или высказываний Отцов Пустыни. Интересно, что эти Отцы — почти все копты (коренные жители Египта), часто просто безграмотные — однако именно к ним стремились попасть лучшие представител античной интеллигенции. Хаушер, исследователь восточнохристиаснкой духовности писал о значании Патерика: «если изучаете историю духовности или духовной жизни Церкви, увидете, что что каждый раз, когда в Церкви наступает духовное возрождение, отцы пустыни становятся заново актуальными, либо вследствии этого возрождения, либо как его причина, или и то, и другое одновременно».  ДРЕВНИЙ ПАТЕРИК К читателям Пути праведных, то есть их жизнь и учение, по слову Премудрого (Притч. 4, 18), подобно свету светятся: они предходят нам и просвещают путь к спасению. В особенности сие надо сказать о святых Церкви новозаветной, принявших от полноты Христа благодать на благодать (Иоан. 1, 16). Христианские подвижники хотя и скрывались от мира, подобно ветхозаветным, скитаясь в пустынях, и в горах, и вертепах и в пропастях земных (Евр. 11, 38): но как свет мира, как град величественный, поставленный на горе Божией, не могли укрыться от мира, тем менее от верующих (Матф. 5, 14). Свет подвигов и учения их так сияет, по изречению Спасителя, пред всеми человеками, что, видя добрые дела их, мы невольно прославляем Отца небеснаго, благоговеем к святым Его и соуслаждаемся им по внутреннему человеку (Римл. 7, 22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

   Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. I. С. 325—326.    Там же. С. 323. Примеры мужественной борьбы со страстью см. Древний Патерик. Гл. 5, §§ 15, 17. С. 71—72; § 25. С. 76; § 39.    Четьи-Минеи, 18 июля.    См. Лавсаик, § 23. Повесть об подвижнике Евагрии. С. 288.    Пролог, 13 марта.    Древний Патерик. Гл. 5, § 40. С. 85—87.    Четьи-Минеи, 19 января.    Житие преп. Антония, составленное преп. Афанасием Великим. Сергиев Посад, 1903. С. 7.    Лавсаик. § 27. С. 124—131.    Там же. § 21. С. 93—100.    Четьи-Минеи, 13 февраля.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 252 и далее.    Примеры усиленной брани с блудной страстью этими способами см.: Лавсаик, §§ 21, 90.    Четьи-Минеи, 13 июля. Древний Патерик. Гл. 5, §§ 13, 14. С. 71.    Четьи-Минеи, 25 июля.    Четьи-Минеи, 13 апреля.    Четьи-Минеи, 1 апреля. Случаи и примеры искушений блуда и борьбы с ним см. также: Блж. Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 3, 14, 19, 27, 39, 93, 154, 186, 189, 204, 205, 217.    Блж. Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 69.    Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 283. См. также: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 64.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 209.    Преп. Исаия. Слово 24//Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник §§ 533, 535. См. также: Еп. Феофан. Указ. соч, С. 203, Ср.: Преп. Исаак Сирин. Слово 46.    Преп. Исаия. Слово 24, § 531. С. 200.    Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 3, § 59, Добротолюбие. T. III. С. 206, преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 8; преп. авва Исаия. Слово 16, § 21.    Преп. Исаак Сирин. Слово 73. Ср.: Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 44 (О том, чтобы никогда не думать, что уже успели в чем-либо и ни под каким видом не позволять себе льгот)    Древний Патерик. Гл. 5, § 4. С. 69.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 666.    Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 19. С. 78.    Преп. авва Исаия//Еп. Игнатий Брянчанинов, Отечник. § 273. С. 168.    Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 283.    Там же. С. 283—284.    Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. 2, гл. 27. С. 293—294. Более подробно см. ч. 1, гл. 28. С. 125—129.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Что же нужно делать? Нужно понуждать себя к памятованию о Боге. «Принуждать себя во всем благом есть путь Божий» (Древний патерик. Гл. XXI, п. 20). «Принуждающий себя ради Бога подобен человеку-исповеднику» (Древний патерик. Гл. XXI, п. 38). Арх. Феофан. 21 октября 1928 г. София 18. О борьбе со страстями Многоуважаемая М. А-на! До тех пор, пока мы не достигнем пристани бесстрастия, необходимо нам вести борьбу со страстями и помыслами. Бывают в этой борьбе и победы, и падения. Но борьбу необходимо вести до конца жизни. Успешной борьба бывает лишь тогда, когда она ведется правильно. А правильной она бывает тогда, когда мы надеемся победить свои страсти и помыслы не своей силой, а силой Божественной. Для этого и необходимо нам постоянно призывать себе на помощь Господа через непрестанное призывание имени Божия. «В добродетели две доли от Бога, – говорит св. Григорий Богослов , – а одна от меня» (Т. IV). «Бей супостатов именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле» (Лестница. Слово 21, п. 7), – говорит св. Иоанн Лествичник . «Память Иисусова да соединится с дыханием твоим» (Слово 27, п. 61). Следовательно, когда мы или забываем призывать Господа в помощь себе, или слишком надеемся на свои силы, тогда благодать Божия отступает от нас, и мы падаем. Что нужно делать, чтобы избежать сего, отсюда само собой следует. Когда свой дом не в порядке, не нужно заботиться о чужом, предоставляя устроение его Господу. Арх. Феофан. 17 августа 1928 г. Варна 19. О внутренней борьбе с помыслами и о значении смирения Вы пишите, что ведете внутреннюю борьбу с помыслами и, понуждая себя к внутренней молитве, чувствуете трудность сего подвига и свою неспособность к нему. И то и другое показывает, что Вы стоите на правильном пути. И внутренняя брань, и трудность внутреннего подвига приводят человека к познанию своей немощи, а познание своей немощи – к смирению. А как необходимо смирение в деле нашего спасения, об этом хорошо говорит прп. Симеон Новый Богослов : «Две есть жертвы, которые приемлет Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа и за которые милует и всякого человека в отдельности, и весь мир в совокупности, из коих одна есть Сам Господь наш Иисус Христос и Бог воплотившийся, а другая – сокрушенное и смиренное сердце каждого, верующего в Него» (Слово 31, п. 5. Т. I). «Не требуется, чтобы человек взамен за душу свою дал что-либо другое, кроме познания себя, что он – ничто. Только при этом способен он будет принести Богу сердце сокрушенное и смиренное, единственную жертву, которую всякому благочестивому человеку прилично приносить Богу. Этой одной жертвы Бог не уничижит, зная, что человек ничего не имеет собственного, что мог бы принести Богу» (Слово 31, п. 4. Т. I).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Древнерусские Патерики: Киево-Печерский Патерик; Волоколамский Патерик. М., 1999. Древний Патерик, изложенный по главам. М., 1991 (репр. воспроизведение 3-го изд. М., 1899). Евагрий Схоластик . Церковная история/Пер. Кривушина И. В. СПб., 2006 (2-е изд.). Евсевий Кесарийский . Церковная история/Пер. Сергеенко М. Е. М., 1993. Жития грузинских святых. Тбилиси, 2002. Леонид (Кавелин) , архим. Святая Русь, или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII в.), обще и местно чтимых, изложены в таблицах, с картою России и планом киевских пещер. Справочная книга по русской агиографии. СПб.,1891. Модест, иг. Краткие сказания о жизни и подвигах святых отцев Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. Киев, 1862. [Никодим (Кононов), еп.] Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX вв. Сентябрь-август. М., 1906–1910. Книги дополнительные. Сентябрь-август. М., 1912. Николай Велимировин. Охридски Пролог. Ниш, 1928 (рус. пер.: Николай Велимирович . Охридский Пролог. Кн. 1–4. М., 2010). Палестинский Патерик/Изд. Помяловский И. В. Вып. 1–18. СПб.,1893–1900. Памятники литературы Древней Руси. Т. 1–11. М., 1978–1989. Польский Михаил , протопресв. Новые мученики Российские. Т. 1–2. Джорданвилль, 1943–1957. Православная богословская энциклопедия/Под ред. Лопухина А. П. , Глубоковского Н. Н. Т. 1–12. СПб., 1900–1911. Православная энциклопедия. Т. 1–24. М., 2000. Православный Палестинский сборник. Т. 1–63. СПб., 1881–1917. Сергий (Спасский) , архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. I–III. М., 1997 (репр. воспроизведение 2-го изд.: Владимир, 1901). Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. СПб., 1862 (2-е изд.). Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI – первая половина XIV в.)/Отв. ред. Д. С. Лихачев. Л., 1987; Вып. 2 (вторая половина XIV – XVI в.). Ч. 1–2/Отв. ред. Д. С. Лихачев. Л., 1988–1989; Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1–4. СПб., 1992–2004. Сократ Схоластик . Церковная история. М., 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Карташева – домохозяйка из Березки, П. Ив. Белявская. Все они люди «ищущие» и не обретающие, случайно попавшие в церковное общество. Каждый вторник в 7 часов вечера мы собирались у о. Александра в его новой квартире: на первом этаже в соборной колокольне. Каждый приносил, что мог, из продуктов, выкладывал на стол, и садились все за стол. О. Александр кипятил чай, затем все по молитве садились, пили чай с приносами, а он читал примитивную духовную литературу. Потом он нас разделил на две самостоятельные группы: берёзкинскую и завеличинскую (нашу). Дал им и нам по книге: нам «Древний Патерик», им «Киевский Патерик». Дал устав и задание. Мы должны были собираться у себя на такой же чай, им задано было устроить в Любятове обновленческую группу и попытаться отобрать храм в обновленчество! Руководителями групп назначил в Березке Карташеву, а у нас – меня, «дурака». Когда я спросил, а какая должна быть дисциплина в группе, он с насмешкой ответил: «Сняв штанишки, мама вас будет розгами стегать, а Анна Викентьевна – держать», и сам расхохотался. Хотя это мне не очень понравилось, но я все же по мальчишеской дури взялся за это дело. Мы собирались в нашей комнате почти ежедневно. Мама читала Патерик и объяснение богослужения, а я, копируя о. Александра, «выступал» как умел. Но все это продолжалось недолго. Взрослые стали надо мной смеяться, и я торжественно объявил о прекращении работы кружка. А берёзкинцы оказались поумнее, они не приняли никаких заданий и перестали посещать «братский чай». Личная жизнь о. Александра шла своим чередом. Он одно время хотел постричься в монахи, но совершенно правильно понял, что без монастыря монашества быть не может, и решил жениться. Синод обновленческий разрешил, и в начале октября сыграли свадьбу. Женился он на 18-летней девочке Капитолине Васильевне Сахаровой, девушке сугубо светской. В приходе начались дрязги. Пожилые прихожане такой, с позволения сказать, «брак» приняли в штыки. Материальное положение в церкви и семье ухудшилось. Помню, на второй день свадьбы мама послала со мной как «хлеб-соль» новобрачным два больших витых батона белого хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

94 Св. Григорий Палама, Λγος αντιρρητικς κατα A­ κννδνον 2, 7, 18 Συγγραμματα , τ . 3, σ . 98. Первая часть данного отрывка является цитатой из св. Василия Великого (PG 29, 772) и цитируется св. Григорием Паламой и в других местах. См., напр.: Триады III, 1, 38. 95 Это изречение отсутствует в сборнике Достопамятные Сказания; оно приведено в Отечнике свт. Игнатия (Авва Иперехий 20, с. 258) со ссылкой на Алфавитное собрание апофтегм, однако там (PG 65, 429—432) это изречение нами не найдено. Вероятно, старец Иосиф пользовался изданием Μγα Γεροντικν 11, 85 ( τ . 3, σ . 320), в котором есть это изречение, но, к сожалению, отсутствуют ссылки на источники. 96 Древний Патерик 23, 2. 97 Древний Патерик 1, 33. 98 Ср.: прп. Исаак Сирин, Слова Подвижнические, 58. С. 309. 99 Ср.: прп. Исаак Сирин, Слова Подвижнические, 63. С. 340. Греческое слово πολιτεα мы намеренно оставляем, потому что ни традиционный русско-славянский перевод: «жительство», «деяния», ни современные переводы: «гражданство», «государственны дела» и т.д. не передают всего спектра значений, которые семантически связаны с понятием политии. Полития в своем исходном значении есть социальная форма, упорядоченная в соответствии с идеалом полиса, который греческим мышлением понимался как символ мира (мир, κσμος ) в пределах одного города. Именно отсюда происходит понятие о гражданстве как о приобщении к организованности, в пространстве которой человек осознает свое участие в окружающем, в жизни мира. 100 Св. Григорий Палама, Гомилия 33. PG 151, 416—417. Ср. рус. пер.: Беседы, часть 2, с. 78. 101 Св. Григорий Нисский, К Армонию: о том, что значит имя и название христианин. PG 46, 244. Ср.: Что значит имя христианин, с. 9. 102 Древнегреческая поговорка, которую приводят многие византийские лексикографы (Исихий, Суда, св. Фотий). В частности, Исихий Милетский говорит, что «еврей Филон так усиленно подражал Платону в словах и образе мысли, что это вошло между греками в поговорку» (TLG 2274 007). 103 Прп. Максим Исповедник, Слово о подвижнической жизни, 3. PG 90, 912. Рус: Творения, кн. I, с. 76.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3418...

P. 47–57,266–283; T. 14. 1909. P. 357–379; T. 17. 1912. P. 204–211, 294–301; T. 18. 1913. P. 137–146. Изд. и пер. с фр. Régnault L.: Les Sentences des Pères du Désert: Série des anonymes. Solesmes, 1985 (апофтегмы c 133 no 339). Таблицу соответствий нумерации апофтегм см.: Régnault L.Les Sentences des Pères du désert: Troisième recueil et tables. Solesmes, 1976. C. 254–266. Перевод: Древний патерик, изложенный по главам/Пер. с греч. Афонского русского Пантелеймонова мон-ря. 3-е изд. М., 1899 [репринт: М., 1991]. 3) Систематическое собрание. Ист.: Les Apophtegmes des Pères: Collection systématique/Texte critique et traduction par J.-Cl. Guy//Sources chrétiennes. 387. Paris, 1993; Sources chrétiennes. 474. Paris, 2003; Sources chrétiennes. 498. Paris, 2005. Перевод: Древний патерик, изложенный по главам/Пер. с греч. Афонского русского Пантелеймонова мон-ря. 3-е изд. М., 1899 [репринт: М., 1991]. Афанасий Александрийский , свт. Слово на язычников. Ист.: Discours contre les païens. Texte critique et traduction par P. T. Camelot//Sources chrétiennes. 18 bis. Paris, 1983. Перевод: Святитель Афанасий Александрийский . Творения/Пер. Моск. дух. акад. со вступ. ст. А. В. Горского. 2-е изд., испр. и доп.: В 4 т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902–1903 (далее – СТСЛ). С. 125–191. [Репринт 2-го изд.: В 4 т. М., 1994]. О Воплощении Бога Слова. Ист.: Sur l " Incarnation du Verbe. Texte critique et traduction par C. Kannengiesser//Sources chrétiennes. 199. Paris, 1973. Перевод: Святитель Афанасий Александрийский . Творения/Пер. Моек, дух. акад. со вступ. ст. А. В. Горского. 2-е изд., испр. и доп.: В 4 т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902–1903 [репринт 2-го изд.: В 4 т. М., 1994] Ч. 1. С. 191–264. Варсануфий Великий, преп. Письма. Ист.: Barsanuphe et Jean de Gaza.Correspondance. Texte établi par F. Neyt et P. de Angelis-Noah, traduction par L. Régnault//Sources chrétiennes. 426, 427, 450,451, 468. Paris, 1997,1998, 2000, 2001, 2002. Перевод: Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

388 св. Мефодий Олимпский . Пир десяти дев, или о девстве. 3,8.//св. Мефодий, епископ и мученик, отец Церкви III-ro века. Полное собрание его сочинений. — СПб., 1877, с. 28. 389 Ранние отцы Церкви. Антология. — Брюссель, 1988, с. 21. 390 Цит. по: де Любак, Анри . Указ. соч., с. 326. 391 " Благодать, изливаемая таинствами, прокладывает не одинокую тропинку от души к Богу, но воспринимается каждым лишь по мере его социального внедрения в тот целостный организм, что обильно напоен ее соками. Все таинства по сути своей — таинства в Церкви, ибо в одной лишь общине Духа можно стать причастником даров Духа " . — де Любак, Анри . Указ. соч., — с. 60. 392 Новоселов М. А . Письма друзьям. — М., 1994, с. 45. 393 св. Мефодий Олимпский . О воскресении, против Оригена.//св. Мефодий, епископ и мученик…, с. 185. 394 Коаны — краткие буддийские изречения псевдопарадоксального характера, загадки без ответов. Например: " Что такое Нирвана? — хлопок одной ладонью " … 395 Древний Патерик, с. 339. 396 Изречения египетских отцов. Памятники литературы на коптском языке. — СПб., 1993, с. 74. 397 Древний Патерик, с. 336. 398 св. Ипполит Римский . Апостольское предание.//Богословские труды. — М., 1970, с. 290. 399 Цит. по: архиеп. Василий (Кривошеин). Указ. соч., с. 248. 400 св. Иоанн Златоуст . Шесть слов о священстве, с. 34. 401 Кроме того, как совершенно справедливо заметил Владимир Зелинский, " первична в христианстве не тайна, а весть " ( Зелинский В. Место обитания Твоего, с. 18). 402 См. свт. Григорий Богослов . Слово 18.//Творения. Т. 1. — Троице-Сергиева Лавра, 1994, с. 266. 403 Догматика. Заочные библейские курсы ВСЕХБ, c. 262. 404 Евангелие от Иоанна с пояснениями. Ответы на вопросы о спасении. The Bible league. — South Holland, б. г., с. 33. 405 Экман У. Указ. соч., с. 208. О Хлебопреломлении: " Вино символизирует жертвенную Кровь Иисуса, а хлеб — Его Тело, распято на кресте. Участвующий с верою в жертвенной смерти Христа принимает благословение завета. Вкушение хлеба и вина в буквальном смысле означает: постоянное напоминание о том, что совершил Иисус, провозглашение смерти Иисуса и Его возвращения, духовную связь с Иисусом на Голгофе, общении, близость с Господом. Принятие завета через различение вечери и обычного принятия пищи; благословение во всех аспектах жизни, в том числе исцеление " (Там же, сс. 226–227). Веры в то, что мы можем причаститься самой Крови и Телу Христа, здесь нет…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2290...

«Не хочется молиться?» – очевидно, по закону, по готовым образцам, по молитвеннику, но не молиться вообще, ибо что такое уже теплота сердечная, чувство любви и преданности к Богу, испытываемая тобой, как не та же молитва , только выражаемая внутренно душой? Есть у тебя все сказанное, значит, ты с Богом и молишься Ему. Когда же не можешь понудить себя молиться готовыми образцами и устами, молись тогда духом (ср.: Еф.6:18 ), молись «воздыханиями неизреченными» – по слову святого апостола Павла ( Рим.8:26 ). 3. Как смотреть на переход некоторых иноков и инокинь из монастыря в монастырь под предлогом якобы искания лучших условий для достижения спасения? Достойный внимания взгляд высказала на это блаженная Синклитикия в следующих словах: «Как если птица поднимается с яиц, они делаются болтунами и бесплодными, так и монах, переходящий с места на место, охладевает и умирает для веры» (Древний Патерик, гл 7, § 22). Поэтому все великие старцы старались держаться одной обители, в ней они духовно возрастали и затем благочестно оканчивали свое жизненное поприще, служа добрым примером для братии. В наставлении блаженной Синклитикии, однако же, разумеется самовольное скитание иноков по монастырям и исключаются те случаи, когда переход происходит «за послушание» или по особому указанию Промысла Божия. 4. Иногда кажется, что ты не спасаешься, потому что внешние условия не благоприятствуют этому... Внешние условия имеют большое значение, но главное зависит от самого человека, от его силы воли и духовной ревности. Многие спасались при весьма неблагоприятной обстановке: «от самих себя и от своей страсти, – говорят святые отцы, – никуда не убежишь». В патерике рассказывается следующее: «Один инок с раздражительным характером, живя в общежитии и вращаясь среди братии, не мог воздержаться от гнева. Тогда он сказал себе: “Пойду в пустыню, где никого нет, там, наверное, я уже не буду сердиться”. Водворившись в уединении, инок тот однажды почерпнул воды в кувшин и поставил его так, что он опрокинулся. До трех раз инок черпал воду, и все неудачно: сосуд, по действию злой силы, перевертывался. Тогда он в порыве досады схватил кувшин и разбил его. Пришедши в себя, брат понял, что гнев продолжает жить в нем и вдали от людей, и возвратился в монастырь, ища исправления уже в подвиге терпения» (Древний Патерик, гл.7, § 38). Отсюда понимай, что причину всякого греха нужно искать не вне и не в условиях жизни, а прежде всего в собственном сердце и борьбу вести со злом следует везде, где только Господь определит тебе пребывать и работать.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010