Видение кончилось тем, что Богоматерь сказала преподобному Серафиму: «Скоро, любимче Мой, будешь с нами». И благословила его. Простились со Старцем и все святые. А Евдокии было сказано: «Это видение дано тебе ради молитв старцев Серафима, Марка, Назария и Пахомия». Долго не могла прийти в себя после этого видения Евдокия, а когда пришла в себя, то стала просить великого Старца, чтобы он научил ее, как жить и молиться. И это для того, чтобы не быть лишенной Покрова Богоматери. Святой Старец ответил: «Помни и говори всегда в молитве: Господи, как мне будет умрети? как мне, Господи, ответ дать за дела мои? Царица Небесная, помоги мне». Благословив затем сестру, Преподобный отпустил ее от себя, сказав: «Гряди, чадо, с миром». Воистину, замечательно это явление Богоматери преподобному Серафиму! Если святой Андрей удостоился видеть Богоматерь горé на воздусе, то к преподобному Серафиму Она Сама благоволила прийти в его келлию, окруженная сонмом небожителей. Много поучительного Она говорила ему и присутствовавшей при явлении сестре. Но особенно примечательны сказанные Ей последние слова: «Как было прежде, так есть и ныне. Только прежние мученицы страдали явно, а нынешние тайно, сердечными скорбями, но мзда их будет такая же». Слова эти были сказаны непосредственно об иночествующих девах, но в своей мере приложимы и ко всем христианам последнего времени. Скорби есть преимущественный удел спасающихся последнего времени, по предречению и древних Отцов. В Древнем Патерике сохранилось следующее сказание: «Святые Отцы (находившиеся в Египте) скита пророчествовали о последнем поколении, говоря: «Что сделали мы?» И, отвечая, один из них, великий по жизни, по имени Исхирион, сказал: «Мы сотворили заповеди Божьи». Еще спросили: «Следующие за нами сделают ли что-нибудь?» Он оказал: «Они достигнут половины нашего дела». «А после них что?» И сказал Исхирион: «Не будут иметь дел совсем люди рода оного, придет же на них искушение, и оказавшиеся достойными в оном искушении окажутся выше нас и отцев наших» (Древний Патерик, гл. 18, пар. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

   Видение кончилось тем, что Богоматерь сказала преп. Серафиму: «Скоро, любимче мой, будешь с нами». И благословила его. Простились со Старцем и все святые. А Евдокии было сказано: «Это видение дано тебе ради молитв старцев Серафима, Марка, Назария и Пахомия». Долго не могла прийти в себя после этого видения Евдокия, а когда пришла в себя, то стала просить великого Старца, чтобы он научил ее, как жить и молиться. И это для того, чтобы не быть лишенной Покрова Богоматери. Св. Старец ответил: «Помни и говори всегда в молитве: «Господи, как мне будет умрети? как мне, Господи, ответ дать за дела мои? Царица Небесная, помоги мне " " . Благословив затем сестру, Преподобный отпустил ее от себя, сказав: «Гряди, чадо, с миром».    Воистину, замечательно это явление Богоматери преп. Серафиму! Если св. Андрей удостоился видеть Богоматерь горе на воздусе, то к преп. Серафиму Она Сама благоволила прийти в его келлию, окруженная сонмом небожителей. Много поучительного Она говорила ему и присутствовавшей при явлении сестре. Но особенно примечательны сказанные Ей последние слова: «Как было прежде, так есть и ныне. Только прежние мученицы страдали явно, а нынешние тайно, сердечными скорбями, но мзда их будет такая же». Слова эти были сказаны непосредственно об иночествующих девах, но в своей мере приложимы и ко всем христианам последнего времени. Скорби есть преимущественный удел спасающихся последнего времени, по предречению и древних Отцов. В древнем Патерике сохранилось следующее сказание: «Св. Отцы (находившиеся в Египте) С кита пророчествовали о последнем поколении, говоря: что сделали мы? И, отвечая, один из них, великий по жизни, по имени Исхирион, сказал: мы сотворили заповеди Божии. Еще спросили: следующие за нами сделают ли что-нибудь? Он сказал: они достигнут половины нашего дела. А после них что? И сказал Исхирион: не будут иметь дел совсем люди рода оного, придет же на них искушение, и оказавшиеся достойными в оном искушении окажутся выше нас и отцев наших» (Древний Патерик, гл. 18, пар. 10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Раскрывая святоотеческое учение об аскетическом делании, свт.Феофан указывает на то, что в деле религиозно-нравственного совершенствования с положительной стороны важно «все принять сердцем, все согреть в нем, вкусить, усвоить, лелеять», и вместе с тем с отрицательной стороны необходимо хранить «преимущественно сердце»: не давать «доходить возникающим движениям до чувства». В этой связи от христианина для преуспеяния в христианской жизни требуются внимание, бодрственность и трезвение. Под трезвением святыми подвижниками разумеется подвиг пребывания ума в сердце с целью охранения сердца от дурных движений, для достижения чистоты сердца. По словам Исихия, трезвение – это такой «духовный метод, который, при продолжительном и целесообразном его применении» совершенно избавляет человека от страстных мыслей, слов и худых дел». Подвиг трезвения обозначается в аскетической письменности различными названиями, в том числе «подвиг и труд ума» (преп. Макарий Египетский , преп. Иоанн Кассиан ), «собрание» себя в одно место (преп. Исаак Сирин , свт. Василий Великий ), «самособрание», «собрание внутрь» (свт. Феофан Затворник ), «внутреннее делание» (Древний Патерик), «сокровенное делание», «духовное делание» (Исихий). СЕРДЦЕ КАК ИСТОЧНИК ЛЮБВИ Христианская любовь обозначает именно свободную и сознательную любовь, соединенную всегда с самопожертвованием и самоотречением. По учению Священного Писания и Святых Отцов Церкви, психическим центром, источником христианской любви является сердце человека. В некоторых местах Священного Писания сердце признается средоточием деятельности духа, т.е. той стороны человеческой личности, которая служит принципом направленной к Богу жизни. В силу этого сердце служит органом жизни веры, вообще религиозных отношений ( Рим.6,17 , 1Пет.3,4 , Еф.6,5 , Кол.3,22 , Мф.18,35 , 2Фес.3,5 , Евр.10, 22 , Деян.7,39 ). По отношению к разуму человека, как к органу духа, сердце является началом господствующим. В святоотеческой письменности, в отличие от приведенного учения Священного Писания, значение сердца часто ограничивается, а иногда значение разума получает главенствующее значение по отношению к сердцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/p...

Список литературы 1 . Агапит, архим. Жизнь св. Иоанна Златоуста , архиеписко­па Константинопольского и его пастырская деятельность. Изд. 2-е. СПб., 1874. 2 . Бажанов М., прот. Св. Иоанн Златоуст  и его пастырская деятельность в Антиохии. Казань, 1907. 3 . Библейская энциклопедия. М., 1990. 4 . Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 1–4: М., 1994. 5 . Брендле Р. Иоанн Златоуст . Проповедник, епископ, муче­ник. М., 2006. 6 . Диалог Палладия, епископа Еленопольского с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епис­копа Константинопольского, Златоуста/Вступительная статья, пе­ревод с древнегреческого, комментарии А.С. Балаховской. М., 2002. 7 . Гидулянов П. В. Восточные патриархи в период первых все­ленских соборов. Ярославль, 1898. 8 . Дорофей (Дбар), иером. История христианства в Абхазии в первом тысячелетии. Новый Афон. 2005. 9 . Древний патерик, изложенный по главам. М., 1991 (Реп­ринт. воспроизведение изд. 3-го. М., 1899). 10 . Доброклонский А. Сочинение Факунда, еп. Гермионского в защиту трех глав. М., 1880. 11 . Дьяконов А. П. Типы высшей богословской школы в древ­ней Церкви III–VIII вв./Ученые записки Православного универ­ситета ап. Иоанна Богослова. М., 1998. 12 . Евсевий Памфил . Церковная история. М., 1993. 13 . Зарин С. Аскетизм. М., 1996. 14 . История Византии. В трех томах. М., 1967. Т. 1. 15 . Казанский П. С. История православного монашества на Во­стоке. Ч. 1–2. М. 2000. 16 . Карташев А. В. Вселенские соборы. М., 1994. 17 . Кассиан (Безобразов) , еп. Христос и первое христианское поколение. Париж, 1992. 18 . Киприан (Керн) , архим. Евхаристия. Париж, 1947. 19 . Св. Климент Александрийский . Педагог. Ярославль, 1890. 20 . Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. СТСЛ, 1992. 21 . Кременечский А., свящ. Место блаженной кончины и по­гребения св. Иоанна Златоуста  и Василиско-Златоустовский обще­жительный женский монастырь в Абхазии. Воронеж, 1908. 22 . Лебедев В. Подробное описание жизни и пастырской дея­тельности св. отца нашего Иоанна, архиепископа Константинополь­ского. М., 1860.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

424 Вообще, нужно прибавить, нельзя касаться без нужды половых членов. Св. Иоанн Лествичник говорит: «Можно осквернить тело и одним осязанием, ибо нет ничего столь опасного, как это чувство... Удерживай чувство руки своей и не прикасайся к сокровенным и прочим членам ни своего, ни чужого тела» (Лествица. Сергиев Посад, 1908. С. 120. Слово 15, 50). 426 Творения. Т. 1. Киев, 1895. С. 222–223. Богодухновенное наставление христианское, 1, 3–5, 10. 427 Денисов Л. Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления преп. Серафима, Саровского чудотворца. М., 1904. С. 371,459–460. 428 У каждого своя мера (ср. II). Сподвижник Великого Варсонофия, преп. Иоанн Пророк, говорит: «Спи шесть часов (Руководство к духовной жизни. Ответ 75). То же назначает Великий Варсонофий (там же. Ответ 84). Но Арсений Великий говорит, что «монаху, если он подвижник, довольно уснуть один час» (Древний Патерик. Глава 4, 3). Для новоначального хорошо принять совет такого авторитета, как Великий Варсонофий (совет дан безмолвнику даже), или меру преп. Серафима Саровского с добавочным сном после обеда. Кому как удобнее. О немощных и больных здесь речи нет. Подробнее см.: «Основы» Отдел III. Гл. 1. § 2. Состояние разумной силы души. Приложение. О сне и бодрствовании. § 5. Общее состояние тела у падшего человека... Раздел «Как мы должны спать». 431 См.: преп. Серафим Саровский . Наставление 39. О жизни деятельной и умозрительной/Денисов Л. Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие св. мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца, М., 1904. С. 456 и след. 435 Curtius Q. De rebus gestis Alexandri Magni. T. 2. La Hayë Edit. Alberts et Van der Kloot, 1727. P. 18. Lib. VI. 436 Сикорский И. Всеобщая психология с физиогномикой в иллюстрированном изложении. Киев, 1912. С. 567. 442 Ср.: Платон . Сочинения/Перевод с греческого и объяснения проф. Карпова. Ч. 1. СПб., 1863. С. 291. Хармид, 1636. Примечание 2. Достаточно цитат на эту тему из древнеклассических и новых авторов собрано в: Лютардт X. Э. Апология христианства. Петроград, 1915. С. 945. Примечания к Чтению XXVIII. Прим. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

О смиренномудрии Сказал Господь наш: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы ( Лк. 17:10 ) и яко, еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом ( Лк. 16:15 ) а всяк возносяйся, смирится: смиряяй же себе, вознесется ( Лк. 18:14 ). Также: Аз же посреде вас есмь яко служай ( Лк. 22:27 ). И в другом мест: иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга: и иже аще хочет в вас быти первый, буди вам раб ( Мф. 20:26,27 ). Или еще: видев же Симон Петр, припаде к коленома Иисусовома, глаголя: изыди от Мене, яко муж грешен есмь, Господи ( Лк. 5:8 ), а Иоанн Предтеча сказал фарисеем: аз убо крестих вы водою... грядет креплий мене вслед мене, Емуже несмь достоин преклонся разрешити ремень сапог Его ( Мк. 1:7, 8 ). Сам Господь, подавая нам пример смирения, восстал от вечери, и положи ризы, и приемь лентион, препоясася: потом влия воду во умывальницу, и начат умывати ноги учеником, и отирати лентием, имже бе препоясан ( Ин. 13:4, 5 ). Также и Апостол говорит: аз бо есмь мний апостолов: иже несмь достоин нарещися апостол, зане гоних церковь Божию ( 1Кор. 15:9 ); и еще: Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от них же первый есмь аз ( 1Тим. 10:15 ). Также: молю убо вас аз юзник о Господе, достойно ходити звания, в неже звани бысте, со всяким смиреномудрием и кротостию, с долготерпением ( Еф. 4:1, 2 ). И снова наставляет: не хваляй бо себе сей искусен, но егоже Бог восхваляет ( 2Кор. 10:18 ); и облецытеся убо якоже избраннии Божии святи и возлюбленни, во утробы щедрот, благость, смиреномудрие, кротость и долготерпение ( Кол. 3:12 ). И еще: аще бо бых еще человеком угождал, Христов раб не бых убо был ( Гал. 1:10 ). О незлобии Сказал Господь: любите враги вашя, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящым вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгонящыя вы... и аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую: и хотящему судитися с тобою, и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу ( Мф. 5:39, 40, 44 ). Опять: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят ( Лк. 23:34 ). Также когда во время предательства Иудина в саду Гефсиманстем, один из учеников удари... архиереова раба и уреза ему ухо десное. Отвещав же Иисус рече: оставите до сего: и коснувся уха его, исцели его ( Лк. 22:50, 51 ). И апостол наставляет: благословляйте гонящыя вы: благословите, а не кляните... Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте. Не себе отмщающе ( Рим. 12:14, 18,19 ). О последующих же Господу свидетельствует: укоряеми, благословляем: гоними, терпим: хулими, утешаемся ( 1Кор. 4:12, 13 ). Сам Господь укаряем противу не укаряше, стражда не прещаше: предаяше же судящему праведно ( 1Пет. 2:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Т. 1. Изд. 3-е. – М.: Типо-литогр. И. Ефимова, 1895. – 638, II с.; Т. 2. – М.: Типолит. Ефимова. 1884810 с.; Т. 3. – М.: Типо-лит. Ефимова. 1888 – 486 с.; Т. 4. – М.: Типо-лит. Ефимова. 1889 – 653 с.; Т. 5. – М.: Типо-лит. Ефимова. 1890 – 521 с. 3 . Древний Патерик, изложенный по главам, перевод с греческого. Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. М. Типо-литография И. Ефимова. 1899. С. 428, II. 4 . Климент (Капалин Г. М.), митрополит Калужский и Боровский. Святитель Феофан Затворник о молитве Иисусовой по материалам его переписки периода пребывания в Вышенской пустыни//Труды по русской патрологии. Вып. 4. Калуга, 2019. С. 5–11. 5 . Климент, митрополит Калужский и Боровский (Г. М. Капалин). Выбор духовного пути (по святителю Феофану Затворнику )//Богословско-исторический сборник. Калужская духовная семинария. Калуга, 2014. 6. – С. 3–10. 6 . Митерикон: Собр. наставлений аввы Исайи всечестной инокине Феодоре/Пер. с греч. Епископа Феофана. – М., 1891. – 199 с. 7 . Невидимая брань. Перевод с греческого епископа Феофана. М. Типо-литография И. Ефимова. 1912. С. 296, IV. 8 . Слова преподобного Симеона Нового Богослова . В переводе на русский язык епископа Феофана. М. Университетская типография. 1882. Вып. I, с. 453, VI; Вып. II, с. 550, VI. 9 . Феофан, епископ. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. СПб., Типо-литография М. П. Фроловой. 1901. С. 367, II. 10 . Феофан, епископ. Начертание христианского нравоучения» М., Типо-литогр. И. Ефимова. 1895. С. 330. 11 . Феофан, епископ. Письма о духовной жизни. М. Типолитография И. Ефимова. 1897, с. 253, II. 12 . Феофан, епископ. Письма о христианской жизни. Изд. 3-е. М, Типо-лит. И. Ефимова, 1908. – 268, II с. 13 . Феофан, епископ. Путь ко спасению. (Краткий очерк аскетики). Третья часть. Начертание христианского нравоучения. М., Типо-Литогр. И. Ефимова. 1908. С. 346, VIII, II. 14 . Феофан, епископ. Слова к владимирской пастве преосвященного Феофана. – Владимир: тип. Губернского. правления, 1869. – VIII, 684 с. 15 . Феофан, епископ. Слова к тамбовской пастве Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого в 1859 и 1860 годах.СПб.: тип. Штаба воен.-учеб. заведений, 1861. – 326 с. 16 . Феофан, епископ. Слова Санкт-Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана. – СПб., 1859. – 327 с. 17 . Феофан, епископ. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Изд. 6-е. М., 1914. 280 (VII) c. 18 . Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Минск, 2006. 608 с. 1 То есть в неразлучном соединении с Богом умом и сердцем, в особенности это происходит в молитве. Читать далее Источник: Климент (Г.М. Капалин), митрополит Калужский и Боровский. Учение святителя Феофана Затворника о христианском подвиге//Труды по русской патрологии (Научный журнал Калужской духовной семинарии). 2022. 3 (15). С. 9–37. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

И такие светлые сентенции преподобных о браке можно множить и множить… Так что же, так и будем упрямо воспроизводить столь привычные инвективы в адрес аскетов, якобы удушающих и принижающих брак? Или все же обратимся к первоисточникам, с которыми ни один из критиков церковного христианства, похоже, так и не доставил себе труда познакомиться?.. Подвиг и счастье И еще один очень важный момент: фактор времени. Ни для кого не секрет, что наш мир деградирует, проседает и расчеловечивается. С каждым годом набирает обороты динамика распада. Грех, возведенный в ранг нормы поведения, становится средой обитания. Опять же ничего нового для Церкви в этом нет. Таким был Рим эпохи Нерона, таким будет мир конца времен. Однако в такие времена подвигом становятся вроде бы вполне очевидные вещи. «Святые отцы Скита пророчествовали о последнем поколении, говоря: “что сделали мы?” И отвечая, один из них, великий по жизни, по имени Исхирион, сказал: мы сотворили заповеди Божии. Еще спросили: следующие за нами сделают ли что-нибудь? Сказал же: достигнут половины нашего дела. “А после них что?” И сказал: не будут иметь дел совсем люди рода онаго, придет же на них искушение, и оказавшиеся достойными в оном искушении, окажутся выше нас и отцев наших» (Древний Патерик 18:10). Меняется иерархия святости. Если в благополучную, относительно благочестивую эпоху христианской государственности монашество было жертвой — семейное счастье приносилось в жертву молитве, — то в наши дни не меньшим подвигом будет просто оставаться человеком в обезумевшем мире. Вот почему монашество теперь нередко оказывается просто бегством от непосильных житейских тягот, боязнью взять на себя ответственность. Однако и такая первичная мотивация, коль скоро ее можно проследить, не умаляет иноческого искуса. По мысли преподобного Иоанна Лествичника, поводом к монашеству может быть что угодно — смирение, тщеславие или иные побуждения. Главное — То же самое можно сказать и о семье. Какими бы ни были причины для вступления в брак, важно то, во что он претворится. Хотелось бы, чтобы каждый раз семейная жизнь становилась преддверием рая. Поэтому очень важно время приготовления к таинству венчания. Я не думаю, что для брачующихся надо устраивать какие-то специальные курсы «этики и психологии семейной жизни», а вот посоветовать им хотя бы полгодика вместе молиться, исповедоваться и причащаться в одном храме и, по возможности, у одного священника, как кажется, было бы правильным.

http://pravmir.ru/i-vse-oni-byli-schastl...

И такие светлые сентенции Преподобных о браке можно множить и множить… Так что же, так и будем упрямо воспроизводить розановские инвективы в адрес аскетов, якобы удушающих и принижающих брак? Или всё же обратимся к первоисточникам, с которыми тот же Василий Васильевич так же не доставлял себе труда познакомиться?.. 3. Фактор времени. Ни для кого не секрет, что наш мир проседает и расчеловечивается. С каждым годом набирает обороты динамика распада. Грех, возведённый в ранг нормы поведения, становится средой обитания. Опять же ничего нового для Церкви в этом нет. Таким был Рим эпохи Нерона, таким будет мир конца времён. Однако в такие времена подвигом становятся вроде бы вполне очевидные вещи. «Святые Отцы Скита пророчествовали о последнем поколении, говоря: “что сделали мы?”. И отвечая, один из них, великий по жизни, по имени Исхирион, сказал: мы сотворили заповеди Божии. Еще спросили: следующие за нами сделают ли что-нибудь? Сказал же: достигнут половины нашего дела. “А после них что?”. И сказал: не будут иметь дел совсем люди рода онаго, придёт же на них искушение, и оказавшиеся достойными в оном искушении окажутся выше нас и отцев наших» (Древний Патерик 18:10). Меняется иерархия святости. Если в благополучную, относительно благочестивую эпоху христианской государственности монашество было жертвой — семейное счастье приносилось в жертву молитве, — то в наши дни не меньшим подвигом будет просто оставаться человеком в обезумевшем мире. Вот почему монашество теперь нередко оказывается просто бегством от непосильных житейских тягот, боязнью взять на себя ответственность. Однако и такая первичная мотивация, коль скоро её можно проследить, не умаляет иноческого искуса. По мысли преподобного Иоанна Лествичника, поводом к монашеству может быть что угодно — смирение, тщеславие или иные побуждения. Главное — итог 4 . То же самое можно сказать и о семье. Какими бы ни были причины для вступления в брак, важно то, во что он претворится. Хотелось бы, чтобы каждый раз семейная жизнь становилась преддверием рая, поэтому очень важно время приготовления к таинству венчания. Я не думаю, что для брачующихся надо устраивать какие-то специальные курсы “этики и психологии семейной жизни”, а вот посоветовать им хотя бы полгодика вместе молиться, исповедоваться и причащаться в одном храме и по возможности у одного священника, как кажется, было бы правильным.

http://pravmir.ru/o-kruglom-stole-semya-...

6. Авва Виссарион говорил: когда случится тебе быть в мире и не иметь брани, тогда паче смиряйся, чтоб не превзошла злая чуждая радость – самодовольство, чтоб мы не возмечтали о себе и не были преданы брани, ибо Бог часто не попускает нам быть преданными ей ради немощей наших, – да не погибнем. 7. Брат, живший вместе с другими братиями, спросил авву Виссариона: что мне делать? Старец ответил: молчи и не меряй себя (может быть – не меряйся с ними, то есть не равняй себя им, или не замечай, какова твоя мера, или не меряй своих трудов). 8. Авва Вениамин, умирая, сказал детям своим (духовным): вот что делайте и возможете спастись: всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите (Фес. 5:16–18). 9. Некто спросил авву Виара: что мне делать, чтоб спастись? И он ответил ему: пойди сделай чрево свое малым и рукоделие малым, не мятись в келлии своей, – и спасешься. 10. Авва Григорий сказал: трех следующих добродетелей требует Бог от всякого человека, получившего крещение: правой веры – от души, истины – от языка и целомудрия – от тела. 11. Авва Диоскор говорил: если мы облечемся в небесное наше одеение, то не явимся нагими. Если же не окажемся носящими такое одеение, то что нам делать, братие? Ибо и мы имеем услышать оный глас, глаголющий: вверзите его во тму кромешнюю: ту будет плачь и скрежет зубом ( Мф. 22:13 ). Стыдно нам, столько времени носящим схиму, в час нуждный обрестись не имеющими одеения брачна! О, какое раскаяние поразит тогда нас! Какой срам покроет нас пред лицом отцов и братий наших, когда они увидят, как мы будем мучимы ангелами казни! Какая скорбь объемлет авву Антония, и авву Аммуна Нитрийского, и авву Павла Фотийского, и авву Аммуна Аравии Египетской, и авву Миуса Фиваидского, и авву Макария Александрийского , и авву Пафнутия Сидонянина, и авву Урсария Фичуйского, и авву Аммония Хеневритского, и всех праведников в то время, как их будут воспринимать в царствие небесное, а нас извергать во тьму кромешную. 12. Блаженный Епифаний говорил: если Мельхиседек, образ Христа, благословил Авраама, корень Иудеев, то тем паче Сама Истина – Христос – благословит и освятит всех верующих в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010