Место, где лежат деньги бедных, недоступно для демонов; и деньги, собираемые на милостыню, ограждают дома лучше всякого щита, копья, оружия, силы телесной и множества воинов. Итак, сказав: когда, кому и как надобно собирать эти деньги, Павел количество сбора предоставил самим жертвователям. Он не сказал: подай столько–то и столько–то, — чтобы такое повеление не было тяжко, так как многие ссылаются на бедность; чтобы бедные не говорили: что же, если мы не в состоянии? Нет, меру подаяния он определил силою дающих: « каждый из вас », говорит, « отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние » (1 Кор. 16:2). Не сказал: что может, или что найдется, но: « сколько позволит ему состояние », показывая тем, что подающему будет содействовать и высшая помощь, и благодать (Божия). Павел заботился не о том только, чтобы деньги подаваемы были бедным, но и о том, чтобы (это делалось) с совершенным усердием. И сам Бог повелел давать милостыню не для того, чтобы только насыщались бедные, но чтобы и подающие получали благодеяние, и — даже больше для последних, чем для первых. Если бы Павел заботился только о бедных, то повелел бы только подавать деньги, а не требовал бы усердия со стороны дающих; но вот теперь апостол и там, и здесь старается особенно о том, чтобы подающие подавали с удовольствием и радостью. Так в одном месте он говорит: « не с огорчением и не с принуждением, ибо доброхотно дающего любит Бог », не просто дающего, но делающего это доброхотно (2 Кор. 9:7). А в другом месте: « раздаватель ли, раздавай в простоте; благотворитель ли, благотвори с радушием » (Рим. 12:8). Ведь то и милостыня, когда подаешь ее с радостью и думаешь, что сам больше получаешь, чем сколько даешь. Поэтому Павел всячески старается сделать эту заповедь легкою, чтобы подаяние было с усердием. В самом деле, смотри, сколько он представил обстоятельств, облегчающих тяжесть этого дела. Во–первых, повелевает, делать подаяние не одному, не двум или трем человекам, но всему городу, потому что слово милостыня (λογια) означает не что иное, как сбор или складчину общих подаяний.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Не сказал опять — «щедро», но, что гораздо важнее — « о благословении ». И снова возвращается к прежнему приятному способу подаяния: « Каждый [ уделяй ] по расположению сердца » ( кийждо якоже изволение имать сердцем ) (ст. 7), потому что получивший полную свободу делает больше принуждаемого. Потому и останавливается на этом; сказав именно — « по расположению сердца » ( якоже изволение имать ), присовокупляет: « не с огорчением и не с принуждением » ( не от скорби, ни от нужды ); и этим еще не ограничивается, но приводит свидетельство из Писания, говоря: « ибо доброхотно дающего любит Бог » ( доброхотна бо дателя любит Бог ). Видишь ли, сколько раз он повторяет это? « Говорю это не в виде повеления » ( Не по повелению глаголю ) (8:8); « Я даю на это совет » ( совет даю о сем ) (8:10); « как благословение, а не как побор » ( якоже благословение, а не яко лихоимство ) (9:5); « не с огорчением и не с принуждением » ( не от скорби, ни от нужды ) (ст. 7); « доброхотно дающего любит Бог » ( доброхотна бо дателя любит Бог ). По моему мнению, доброхотным он называет здесь щедрого, хотя употребил это слово с тем, чтобы побудить (коринфян) к радушному подаянию. Так как пример македонян и все прочее достаточно было, чтобы побудить их к щедрому подаянию, то не говорит уже об этом много, а (ведет речь к тому), чтобы подавали не с принуждением. И подлинно, если милостыня есть добродетель, а всякое дело, сделанное по принуждению, теряет свою награду, то (апостол) справедливо поступает так. И он не только советует, но, что всегда делает, и молит за них (Бога), говоря: « Бог же силен обогатить вас всякою благодатью » ( силен же Бог всяку благодать изобиловати в вас ) (ст. 8). 3. Этою молитвою удаляет от них помысел, противоборствующий щедрости, который и ныне для многих служит препятствием. Действительно, многие боятся подавать милостыню, говоря: как бы мне самому не сделаться бедным и не нуждаться в помощи других. Итак, чтобы рассеять этот страх, он присоединяет молитву, говоря: « обогатить вас всякою благодатью », — не исполнить только, но « обогатить ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Никто, став воином, не связывается куплями, вообще делами житейскими, чтоб угодить военачальнику. Трудящемуся земледельцу первому подобает вкусить от плодов. Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем ( 2Тим. 2:4–7 ). Апостол Павел разумеет здесь не иное что, как власть, или властное право пресвитеров получать содержание от своих пасомых; но говорит прикровенно потому, что тогда самая вера верных окружена была еще густой мглой и неверия и маловерия, и уже ересей и недоразумений и хулений, которые дерзали вздыматься даже на чистоту служения самих апостолов. Но и сам апостол Павел, как ни усиливался избегать случаев чем-либо попользоваться от новопросвещаемых учеников, однако же, когда видел доброхотство, доброхотство не только по силе, но и паче силы, когда ученики отдавали ему, как и Богу, не только все свое, но и себя самих ( 2Кор. 8:3–5 ), когда готовы были, если бы было можно, исторгнуть очи свои и отдать ему ( Гал. 4:15 ),-то пользовался и странноприимством и гостеприимством доброхотствующих, на что есть множество указаний в священном Писании ( Деян. 16:34 ; 1Кор. 11:8–9 ). Апостольскими своими руками работал он для собственного пропитания только до тех пор, пока эти руки не были связаны. Но когда он очутился в узах, то с одной стороны неволя, а с другой любовь к своим ученикам вынудили его принимать пожертвования, за которые он и хвалит с величайшей трогательностью особенно Филиппийцев. Я весьма возрадовался о Господе, – пишет он к ним, – что вы уже вновь начали заботиться обо мне. Вы и прежде заботились, но обстоятельства вам не благоприятствовали. Говорю это не потому, что нуждаюсь: ибо я научился быть доволен тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии. Научился всему и во всем: быть в сытости и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу о укрепляющем меня Иисусе Христе. Впрочем, вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби. Вы знаете, Филиппийцы, что и в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних. Вы и в Солунь (где апостол находил нужным никому ничем не одолжаться) и раз и два присылали мне на мою нужду. Говорю это не потому, чтобы я искал подаяния; но ищу плода в пользу вашу. Я получил все и избыточествую. Я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу. Бог же мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству своему в славе, Христом Иисусом ( Флп. 4:10–19 ). Сам довольствуясь малым, апостол Павел желал, чтоб и сослужители его по евангельской проповеди не превращали свое право довольствоваться от паствы в средство корысти. Удаляйся от таких, – писал он к епископу ефесскому Тимофею, – которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Великое приобретение быть благочестивым и довольным. Ибо ничего мы не принесли в мир сей; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея же пищу и одеяние, сим будем довольны ( 1Тим. 1:5–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Об общественной благотворительности. Поучение в неделю 18-ю по Пятидесятнице Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог ( 2Кор.9:7 ) Во времена апостольские постигал, братия, голод некоторый из местностей, где трудились св. Апостолы во благовестии Христове. Апостолы, конечно, не могли не сочувствовать бедствующим. И вот, видим мы, св. апостол Павел является даже нарочитым сборщиком пожертвований в пользу голодающих. С этою целью обходит он христианские общины, убеждает их словом и посланиями своими – не скупиться на милостыню, и сам же потом разносит и рассылает собранное по назначению. Причем не раз разъясняет верующим, как надо благотворить и как удобнее вести дело благотворительности. «Каждый уделяй, говорит он, по расположению сердца, не с огорчением и с принуждением: ибо доброхотно дающего любит Бог». И в другом месте говорит: «в первый день недели (т.е. в воскресенье) пусть каждый из вас отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборы, когда я прийду» ( 1Кор.16:2 ), и дабы жертва наша, говорит, и была жертвой, а не как побор ( 2Кор.9:5 ). Отчасти, братия, такой способ вспомоществования бедствующим, чрез открытие подписок, например, в пользу голодающих или погорельцев, употребляется и ныне; но к прискорбию, – очень редко, да и то большею частью по распоряжению начальства. Обыкновенный же способ нашей благотворительности: попроси сам нуждающейся у меня Христа ради, и я подам ему что-нибудь. Так что если кого нужда доведет ныне до того, чтобы искать помощи у людей, тому большею частью один исход – сделаться на время нищим " подоконником». Сам почти никто не догадается помочь, и сразу бы помочь, человеку бедному. К одним бродягам нищим мы милостивы, не обращая при этом нисколько внимания на то, что для большинства из них нищенство обратилось просто в промысел, как и другой вид нищенства – странничество. Какой же толк, скажите, от нашей к ним милостыни? Размножение тунеядства – вот прямое следствие излюбленного нами способа благотворительности: вместо пользы – вред: доводим людей до того, что они наконец становятся ни на что негодными, ни к чему не способными, как только бродить с сумой и протянутой рукой ни добрым людям и в такой приниженной доле искать себе утешения – там, где и другие ищут его в горе. Отсюда пьянство в среде нищих и странников. Тогда как сколько бы могло быть пользы, если бы по крайней мере большая часть того, что идет теперь у нас по грошам на нищих, шло на людей действительно нуждающихся и шло именно тем путем, какой указан нам от Апостола, т.е. если бы мы не по малости ежедневно, а сразу и немалою суммою делились с бедными и притом с-обща, миром, и чрез руки людей умелых, опытных в деле благотворительности!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Откройте же свои сердца для восприятия новых заповедей — откройте их: тогда Господь вложит в них заповеди Свои и напишет в сердцах ваших Свой Новый Завет, и тогда не будете вы просить никаких знамений и никаких чудес. О равномерном распределении земных благ 12 июня 1947 г. Четверг 1-й недели по Пятидесятнице Святой апостол Павел пишет во Втором своем послании к Коринфянам: «Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским, ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия. Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель» (8, 1–3). Почему говорит св. апостол Павел такие слова коринфянам? Он повсюду, где путешествовал, собирал пожертвования для бедных иерусалимских христиан, ибо в те годы был голод, и многие бедствовали. Он отовсюду собирал пожертвования хлебом, разными продуктами, деньгами и пересылал пожертвования эти в Иерусалим. Он собрал такие пожертвования и в Македонской Церкви. Он говорит о том, что благодать Божия снизошла на церкви Македонии. Это столь важное событие — снисхождение благодати Божией, — что нужно было святому апостолу Павлу говорить об этом везде и всюду. В чем же выразилась благодать Божия? Эти церкви имели великое множество скорбей, было у них много горя; но среди этих скорбей они не унывали, не плакали, а наоборот, преизбыточествовали радостью. Это как будто странно: люди бедствуют, страдают, у людей много скорбей, а они преизбыточествуют радостью. Были они в нищете, были совсем бедны и в этой нищете и бедности все преизбыточествовали тем добрым чувством, той радостью, с которой встретили святого апостола Павла, и с величайшей готовностью уделяли Церкви Иерусалимской что могли от нищеты своей. «Ибо они доброхотны по силам и сверх сил». Откуда это настроение душ, откуда эта радость, эта готовность отдать последнее далеким братьям во Иерусалиме? Ведь от Македонии (южнее нынешней Болгарии) до Иерусалима весьма далеко. Откуда эта радость? Именно потому, что благодать Божия посетила македонские церкви, о чем свидетельствует сам святой апостол: «Они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым; и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией» (2 Кор, 8, 4–5). Каким святым они хотели послужить? Святыми во всех посланиях называются все христиане. Ибо подлинные христиане должны быть святыми. «Не только то, чего надеялись, но они отдали самих себя, во-первых Господу, потом и нам по воле Божией».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Пусть помнит, что все это дано ему и не от него явилось. «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1 Кор.4:7). Пусть такой разумно употребляет господское имение, пусть заботится о ближнем, как о себе самом. Пусть не думает, что довольно сохранить только полученное, чтобы не услышать ему: «лукавый раб и ленивый!... надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, пришед, получил бы мое с прибылью» (Мф.25:26-27), чтобы не лишиться полученного и не быть ввергнутым во тьму внешнюю. Если весьма великого наказания следует бояться тем, которые целым сохраняют то, что получили, то на что надеются еще те, которые тратят полученное неправедно и беззаконно? И в делах чисто житейских человек, таким образом, связывается обязанностью не только плотского, но духовного приобретения. Но хотя бы он и не был связан житейскими делами, все же не должен вследствие того, что служит Богу, приходить в оцепенение от праздности, чтобы не оказаться отверженным. Пусть дает, если может, милостыню доброхотно, дает ли когда что-нибудь бедным для удовлетворения их житейских нужд, или, когда, являясь раздаятелем небесного хлеба, созидает в сердцах верующих крепкие оплоты против диавола. «Доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор.9:7). Пусть не впадает в малодушие в обстоятельствах трудных, которые необходимо случаются, чтобы показать человеку, что он человек. Пусть не гневается на того, кто со злобой врывается к нему, или забитый нуждою неумело просит, или без разбора хочет подойти к тебе со своими делами в то время как ты занят большим, или на словах слепо сопротивляется явной справедливости, или когда является неприятно вялым. Пусть не обнаруживает чего-либо больше или меньше, чем следует, пусть не говорит больше, чем нужно, или когда не нужно. «Как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (Рим.10:15). Но и они с земли сухой собирают прах, который естественно стряхивается ими в осуждение тем, кои вследствие дурной воли отвергают благовестие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Святой Иоанн Златоуст наставляет меня в этом, говоря: «Ты не понимаешь, что значит выражение: угождать Богу, то есть молиться Ему, прославлять Его всемогущество, правду и милость и исполнять Его волю, если ищешь в угождении Богу другой награды: высочайшая награда и есть живое наше общение с Богом».  В-третьих, наше желание исполнять несомненную волю Божию должно быть спешное (скорое) и непринужденное (по доброй воле совершаемое). Да будет воля Твоя, Отче Небесный: я готов исполнять ее безотлагательно и по собственному желанию; кто раздумывает сначала, исполнять или не исполнять заповеди Божии, тот не хочет исполнять их; ибо доброхотно посвятившему себя на служение Богу свойственно быть всегда готовым и без малейшего отлагательства исполнять Его святую волю. У свободной воли, совершающей доброе дело, отнимается столько благодати Божией, насколько она находится в закоснении своем для совершения доброго дела. А потому каждый истинный христианин должен вместе с Давидом всегда повторять: Готово сердце мое, Боже, утвердилось оно сотворить всю (и легкую, и тяжелую для меня) Твою волю ( Пс 107, 2 ).  В-четвертых, с сердечным удовольствием должно исполнять волю Божию. Некоторые дела совершаются хотя и скоро, но неохотно, не от сердца. А потому апостол Павел наставляет коринфян, говоря: Кто сеет скупо, для того и жатва скупа; а кто сеет щедро, для того щедра и жатва: каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог ( 2Кор. 9,6,7 ). Кто предположил себе во всяком своем деле поступать по воле Божией, тот, если встретится что- нибудь и скорбное, не считает его таковым, а принимает за счастливое, легко его переносит на себе, говоря с Христом Господом: «Моя пища есть – творить волю пославшего Меня и совершить дело Его. Итак, да будет воля Твоя и на земле, как на небе».  В-пятых, исполнение воли Божией должно бьггь совершенное и всецелое. Человек, желающий истинно исполнять волю Божию и быть угодным Богу, не ищет себе оправдательных оговорок и мнимых причин к замедлению в исполнении воли Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Спасибо за проповедь, отче! Мораль описанной истории в том, что каждому надо ЧЕСТНО задуматься о " тараканах " в своей душе. Как Я поступаю с теми, кто нуждается в МОЕЙ поддержке? Способна ли моя душа на безвозмездный шаг доброты, любви и так далее? Антоний 9 октября 2012, 10:59 Спаси Господь. Вот только морали, признаться, не понял. О чем здесь идет речь? О том что, кто-то, откликнулся, а кто-то, нет? Так за это они сами ответят, а мы, за свое ответим. Или здесь идет призыв о том, что делайте больше добра и вам воздастся? Так то и в писании сказано: «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.... ибо доброхотно дающего любит Бог.» (2 Кор. 9:6-7) «Дающий нищему не обеднеет;»(Притч. 28:27). О. Андрей, Вы простите, но какая то странная логика получается. Т.е кто доброхотно отзывается на призыв страждущего, тот будет всещедро одарен земными благами? Так что ли? Не пойму – к чему призыв? И как же быть с: «Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!Итак, не ищите, что " вам есть, или что " пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.» (Лк. 12:27-30) Пожалуйста ответе, а то правда, что то не понимаю. С уважением. Антоний. Яна Серова 9 октября 2012, 09:56 Отец Андрей, в очередной раз " снимаю перед Вами шляпу " !! (если можно так выразиться женщине). Слава Богу за всё! tatiana 9 октября 2012, 09:47 Но ведь это Сам Господь испытывал батюшек, и только один прошел испытание - вот он и получил награду от Господа через этого богатого человека. А иерей не имел меркантильного интереса, он просто сделал свое дело. Любовь 9 октября 2012, 09:43 Елене М. В последние времена миром будет править антихрист. И вот как раз он то и будет не просто материально обеспечен, а дъявольски богат.А спасителю эти блага не нужны ни тогда ни теперь.И священники (в идеале) не должны привязываться ни к чему земному.Читайте полезную литературу, Елена.

http://pravoslavie.ru/56510.html

Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским. Не напрасно воздал им выше так много похвал, но с той целью, чтобы смягчить их, ибо намеревался побудить их к нищелюбию. Поэтому и сказал выше: могу положиться на вас, то есть все, что ни говорю вам, вы делаете. Впрочем, не сказал сразу: подайте милостыню, но, поставив в пример сделанное другими, и их возбуждает к подобной ревности. Примечай, что расположение к милостыне называет благодатью Божией. Чрез это и слово свое делает неукоризненным, и коринфян призывает к милостыне, как к дару Божию. И не сказал: в том или другом городе, но хвалит всю Македонию, чтобы и они все возревновали также. Ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью. То есть, имея много скорбей, делаются искуснейшими чрез терпение; не пали, но более радовались, не просто радовались, но радовались с избытком. И глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия. То есть как великая скорбь их произвела избыток радости, так и великая и крайняя бедность их не только не воспрепятствовала им подавать милостыню, но еще больше побудила их преизбыточествовать в богатстве. Не сказал же; в богатстве подаяния, но радушия, то есть чистосердечного расположения к щедрости. Ибо благотворительность ценится не по множеству подаваемого, но по расположению подающих. Удивительно, что при такой бедности (ибо были оторваны от своих соплеменников) показали такую щедрость. Ибо они доброхотны по силам и сверх сил - я свидетель: они весьма убедительно просили нас. Объясняет сказанное выше и говорит: по силам, даже сверх сил; ибо в этом состоит избыток простоты, то есть в том, что сверх сил. Притом, они не были увещеваемы нами, но доброхотны. И что я говорю? Они сами много просили и умоляли нас. Говорит это для того, чтобы и их побудить не столько ко многому подаянию, сколько к подаянию с охотой. С этой целью и останавливается на сем предмете. Принять дар и участие их в служении святым. Здесь недостает слов: просили нас принять это служение. Сказал: дар, чтобы коринфяне, как ревновавшие о дарах духовных, прибегали и к милостыне, как к дару, о чем и выше сказано. Участием же назвал ее, дабы знали, что, давая другим, сами получают.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1060...

10 апреля. Употребление голландского сыра для меня очень вредно: располагает к лени, сонливости, слабит желудок, трудно варится в нем. Вперед избегать его, также и мясной пищи, располагающей к лени и сну. Нет выше, честнее, достолюбезнее и блаженнее дела, как совершение литургии, раздробление Агнца и причащение священнослужителей и мирян и хождение в домы к больным с животворящими Тайнами для причащения их. Но враг, видя величайшую [пользу] для людей от причащения, усиливается всячески охладить и отвратить сердце иерея от исполнения этого величайшего дела и влагает в сердце его непослушание, огорчение на требующих и особенно на обращающихся с просьбою часто, внушает холодность и небрежение к делу и к самой Тайне Божией, всеспасительной и страшной для Ангелов и человеков. Надо быть настороже своего сердца, склонять его всячески к доброхотному посещению и причащению больных. Кто верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? ...Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его [ Мф.24:45,47 ]. Лукавая плоть наша только себе ищет угодить и делать приятное, а ближнему не хочет. Но мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Ибо и Христос не Себе угождал [ Рим.15:1:3 ]. Многразличной любовью к миру враг отводит нас от любви к Богу. Святые презрели плоть и мир и потому возлюбили Бога. В здешней жизни, жизни испытания и подвигов христианина, он стоит постоянно между двух течений: добра и зла, между искушениями и скорбью от врагов и утешением и помощью от Бога; происходит как бы некоторое состязание у праведного, святого и многомилостивого Бога со злым, лукавым и всегубительным врагом; человек находится то под влиянием врагов, то под благодатью Божией; враги вовлекают во всевозможные вины и согрешения, а Господь милует, очищает, освящает, оправдывает, умиротворяет, обновляет и утверждает душу христианина. Особенно это состязание и победа благодати над грехом бывает во время литургии – этой чудной, примирительной и освятительной Жертвы Божией милости, мира, Жертвы хваления.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010