Черновое письмо архим. Павла найдено было после его смерти, последовавшей в 1861 г. и истреблено членом Полоцкой Дух. Консистории свящ. Григ. Лукашевичем (впоследствии архимандритом), который словесно сообщил мне о сем 22-го июля 1877 г. 441 Справедливость этого слуха подтверждена преосвящ. Александром (Добрыниным), архиеп. Донским, бывшим Минским, † архиеп. Литовским 28 апреля 1885 г. 444 Об этом сообщал мне из Петербурга со слов преосв. Нектария, еп. Нижегородского, Московский купец, Ф.И. Бутровский, от 20-го апреля. 445 Доброхотова, с 21 авг. 1866 г. еп. Вологодского, † на покое в Московском Петровском монастыре 23 апреля 1900 г. 448 Вероятно, об архим. Павле, ректор Вятской семинарии который в августе того же 1866 г. посвящен был во епископа Вологодского. – На Полоцкую кафедру приглашали преосв. Александра (Добрынина) бывшего еп. Ковенского, но он отказался, о чем я слышал из его собственных уст 12 июня 1877 г. 451 Достойно примечания, что в Берлюковской пустыне, при моем посещении, из числа 54-х человек братии 7 человек имели от роду лет 70–80 и даже более. Такое долготерпение обитателей пустыни объясняли мне топографическими условиями, а именно: пустынь расположена на песчаном пригорке, покрытом сосновою рощею; под горою протекает небольшая, но быстрая речка; от того воздух всегда чистый: Кроме того в горе множество железистых ключей, из которых братия пользуется водою. Мне сказывали, что какой-то англичанин предлагал монастырю продать ему эту местность, из которой он надеялся извлечь большие выгоды, устроив на ней приличные помещения для пользования минеральною водою. 457 Священники Петр Лосев и Яков Головин. Но первый из них, оставивши ректорскую должность в Вологодской семинарии, в 1887 году принял монашество и возведен в сан епископа Сумского (теперь еп. Пермский) В своей речи при наречении в епископа он объяснил, что при окончании академического курса в 1866 году, ректор академии, протоиерей А. В. Горский убеждал его принять монашество. (Вера и Разум, 1887 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

к § 7 Инстр. церк. стар.). Деньги, вырученные при продаже свеч (а равно собираемые в кошельки и кружки), должны немедленно опускаться в ящики для сего устроенные, которые должны быть за ключами старосты и за печатями священнослужителей и старосты, если он того пожелает (§ 8 Инстр. церк. стар.) Прибыль, выручаемая от продажи приносимых в церковь свеч и от продажи свеч, выделываемых из огарков, кои остаются от священнослужения, погребения усопших, молебнов, паннихид и проч. мирских треб, – от свеч мало сгоревших и не зажигаемых по множеству их, как это бывает во дни праздничные, и потому опять обращаемых в продажу, – вся такая прибыль, без всякого разделения, присоединяется к свечным доходам, которые для приращения отсылать назначено (Ук. Син. 14 ноября 1810 г. полн. собр. Зак. т. XXX 24, 418 ст. II). После доходов от продажи свеч важнейшими признаются кошельковый и кружечный сбор. В обыкновенное при священнослужении время староста обязан собирать от доброхотных дателей деньги в кошельки и кружки. Эти деньги, называемые кошельковыми, как и деньги вырученные от продажи свеч, немедленно опускаются в ящики для сего устроенные (Инстр. церк. стар. §§ 5 и 8). Для сбора доброхотных пожертвований от благотворителей в церквях, в разных приличных местах (а вне оных не иначе как с разрешения епархиального начальства), как το: в часовнях при церквях устроенных и на оградных столбах (Ук. Син. 17 июля 1866 г. 7143) устраиваются кружки, из которых доход называется кружечным сбором. Кружечный сбор должен быть высыпаем в церкви каждую неделю при священнослужителях (Ук. Син. 7 февраля 1786 г.). Кроме сих кружек в каждой церкви должны быть еще следующие кружки: кружка для сбора доброхотных подаяний на призрение духовенства (Уст. Общ. Призр. ст. 1581 в XIII т. Св. Зак.), т. е, на выдачу пособий заштатным и престарелым священно- церковнослужителям, их вдовам и сиротам, а также и на выдачу пособия лицам духовного звания, потерпевшим разорение от пожаров (Ук. Син. 1867 г. февр. 23). Попечительство и сотрудники его наблюдают, чтобы кружки эти были при всех церквях, кроме монастырей, и чтобы в них делаем был сбор во все главнейшие и храмовые праздники, и где можно с пользой и во все воскресные дни, и кроме того, при таких богослужебных собраниях, при которых благотворительность охотно себя оказывает, как напр., при крещении, бракосочетании, при погребении (Уст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

2. Исидор Никольский 5 июня 1837 перев. из викариев Минских, а 19 апр. 1840 перев. в Могилев. 17 апр. 1840 велено именоваться «епископ Полоцкий и Витебский». 3. Василий Лужинский , бывший униатский епископ Оршинский, приобщён 7 июля 1840; с 5 апр. 1841 архиепископ, а 27 мар. 1866 уволен, с назначением членом св. синода. 4. Савва Тихомиров 16 июня 1866 перев. из викариев Московских; 7 дек. 1874 перев. в Харьков. 5. Викторин Любимов 7 дек. 1874 перев. из викариев Казанских. Униаты Архиеписк. Нафанаил Селецкий , 1595. Григорий Хребтович , 1596–1600. Гедеон Брольницкий , 1601–1618. Иоасаф Кунцевич , 1618–23. Антоний Селява , 1624–42. Гавриил Коленда , 1655–64. Киприан Жоховский , 1674–93. Марциал Белозор , 1697–1707. Сильвестр Пешкевич ,1709–1719. Флориан Гребницкий , 1719–62. Иассон Смогоржевский , 1762–83. Ираклий Лисянский … Монастыри 1 Братский Богоявленский, в Могилеве, основан в 1602 г. 3-го класса. [III, 440.] Возведён во 2-й класс 14 окт. 1828. Ныне 1-го класса. Игумены Севастиан , чёрный поп, в февр. 1656. Гедеон Савицкий , в июле 1686. Иосиф Блажевский , 1775–83. Евфимий , 1783–88. Ефрем , 1792. Иоасаф , 1792–95; архим. до 1815. Архимандриты Венедикт Григорович (вместе и Оршанский), до 1821. Созонт , 1823–26. Арсений Москвин 30 нояб. 1827 перев. в Мценский Петропавловский. Гавриил 30 нояб. 1827 перев. из Мценского Петропавловского; до 1829. Поликарп Радкевич определён 1829–36, перев. в Смоленский Авраамиев. Леонид Зарецкий 1836 перев. из Смоленского Авраамиева, а 10 янв. 1843 хирот. в викария Новгородского. Василий , 1843–1847. Софоний , 1848 и 49. Серафим , 1850–52. Иоасаф , 1853–58. Павел Доброхотов определён 29 янв. 1859 138 ; 26 апр. 1863 перемещён в ректоры Вятской семинарии, а 21 авг. 1866 хирот. в епископа Вологодского. Палладий Ганкевич , с 1863; 22 авг. 1871 хирот. в епископа Выборгского. 2 Братский Богоявленский, в Полоцке, возобновлён в XVII веке. [III, 441.] Ныне (с 1832) второклассный. Игумены Елиссей , 3 мар. 1655. Игнатий Иевлевич , 1656–1659, 10 дек. перев. в Полоцкий Борисоглебский. (С оставлением за ним и сего). Упом. 1667.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства Милостивого Государя покорнейший слуга Филарет М. Московский . 8 июня 1867 г. Дело Канц. Об. Прокур. 1868 г. II отд. 64. 190. Письмо Митрополита Филарета об учреждении Константинопольскою церковью братства со взносами доброхотных приношений для поддержания Патриаршего народного училища в Фанаре 18 Июня 1867 г. 29 Декабря 1866 года граф Д. А. Толстой писал Преосвященному Филарету: «посланник наш в Константинополе сообщил Министерству Иностранных Дел, что Константинопольская Вселенская церковь признала нужным учредить братство со взносами добровольных пожертвований для поддержания Патриаршего народного училища в Фанаре, лишенного всех средств к существованию захватом монастырских имений в Соединенных Княжествах, и что печатные экземпляры Патриаршего акта об учреждении этого братства, вместе с подписным при каждом экземпляре листом, разосланы к известным особам, как внутри Турции, так и заграницей. При сем генерал-адъютант Игнатьев доставил экземпляр означенного акта и отчет о состоянии Патриаршего училища за 1865/66 учебный год, между прочим, и для Вашего Высокопреосвященства». В ответ на это письмо Преосвященный Филарет писал: Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! При отношении Вашего Сиятельства от 29 декабря 1866 г. 7904 препровождены ко мне отчет о Константинопольском народном училище, и Патриарший акт о учреждении братства для поддержания сего училища. Константинопольское народное училище, по отчету за 1865–1866 год, представляет, между прочим, следующие черты: Ученики без ведома начальства составили общество под названием: «Собрание Кораи». Начальство училища о сем своевольном действии обрадовалось, переименовало это общество в филологическое, и назначило ему в каждый воскресный день собираться в зале училища и заниматься два или три часа изучением Греческих и Римских поэтов. Но это не удалось: ученики опять стали собираться вне школы. Общество закрыто: но совсем ли, или только от глаз ректора?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В 1866 г. в Полоцкой епархии, всех духовно-учебных заведений, кроме женского училища при Спасо-Евфросиниевской обители, о котором уже сказано, было четыре: духовная семинария, два училища мужских и одно женское. Из них семинария, одно мужское училище и училище женское находились в Витебске, а другое мужское училище было в Полоцке. – Скажу несколько слов о каждом из сих заведений порознь. I. Полоцкая духовная семинария основана была первоначально в 1807 г. униатским митрополитом Ираклием Лисовским в г. Полоцке. После нашествия в 1812 г. французов и по совершенном разорении неприятелями Полоцка, семинария в 1814 г. восстановлена была в имени Полоцких униатских архиепископов – деревне Судиловичах Лепельского уезда. Отсюда в 1821 г. снова переведена была в Полоцк; в 1828 г. преобразована была применительно к уставу православных семинарий, Высочайше утвержденному в 1814 г. До 1839 г. Полоцкая семинария называлась Белорусскою греко-униатскою, а с этого времени, по воссоединении унии с православием, стала именоваться Полоцкою православною. В 1856 г. семинария по распоряжению высшего начальства переведена была из Полоцка в Витебск и помещена в зданиях бывшего базилианского монастыря, близ Городского Успенского собора, на самой красивой местности города, на высокой горе над р. Двиною. В 1871 г. Полоцкая семинария переименована в Витебскую. В православной Полоцкой семинарии, с 1840 г. по 1866 г., сменилось 8 ректоров, а именно: 1) Первым ректором был протоиерей Фома Малишевский 1808 из инспекторов той же семинарии. Сын униатского —514— 1866 г. священника Литовской епархии и родной по матери племянник архиеп. Василия, он получил образование в Виленском университете, где и окончил курс в 1830 г. со званием магистра богословия. Вступив в должность ректора Полоцкой семинарии в начале 1840 г., он в том же году принял монашество c именем Филарета, а в августе возведен в сан архимандрита. В мае 1849 г. переведен на ту же должность в Литовскую семинарию. 2) Архим. Павел Доброхотов, магистр XII курса (1837 г.) С.-Петербургской дух.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1866 г в Полоцкой епархии, всех Духовно-учебных заведений. кроме женского училища при Спасо-Евфросиниевской обители, о котором уже сказано, было четыре: духовная семинария, два училища мужских и одно женское. Из них семинария, одно мужское училище и училище женское находились в Витебске, а другое мужское училище было в Полоцке. – Скажу несколько слов о каждом из сих заведений порознь. I. Полоцкая духовная семинария основана была первоначально в 1807 г. униатским мирополитом Ираклием Лисовским в г. Полоцке. После нашествия в 1812 г. французов и по совершенном разорении неприятелями Полоцка, семинария в 1814 г. восстановлена была в имени Полцких униатских архиепископов – деревне Судиловичах Лепельского уезда. Отсюда в 1821 г. снова переведена быыла в Полоцке; в 1828 г. преобразована была применительно к уставу православных семинарий Высочайше утвержденному в 1814 г. До 1839 г. Полоцкая семинария называлась Белорусскою греко-унитскою, а с этого времени по воссоединении унии с православием, стала именоваться Полоцкою православною. В 1856 г. семинария, по распоряжению высшего начальства переведена была из Полоцка в Витебск и помещена в зданиях бывшего базилианского монастыря, близ Городского Успепского собора, на самой красивой местности города, на высокой горе над р. Двиною. В 1871 г Полоцкая семинария переименована в Витебскую. В православной Полоцкой семинарии, с 1840 г. по 1866 г., сменилось 8 ректоров, а именно: 1) Первым ректором был протоиерей Фома Малишевский 575 из инспекторов той же семинарии. Сын униатского священника Литовской епархии и родной по матери племянник архиеп. Василия, он получил образование в Виленском университете, где и окончил курс в 1830 г. c званием магистра богословия. Вступив в должность ректора Полоцкой семинарии в начале 1840 г., он в том же году принял монашество c именем Филарета, а в августе возведен в сан архимандрита. В мае 1849 г переведен на ту же должность в Литовскую семинарию. 2) Архим. Павел Доброхотов магистр XII курса (1837 г.) С.-Петербургской дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Рябовский. Церковь Троицы Живоначальной. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты В 2004 году по инициативе Кузнецовой Анастасии Васильевны началось возведение нового храма в хуторе Рябовском на месте разрушенной в советское время Троицкой церкви. 30 мая 2004 года на день Святой Троицы был заложен его первый камень. Долгие годы потребовались жителям для того, чтобы осуществить свою мечту — построить в хуторе новую церковь. В настоящее время Лутков Василий Романович является церковным старостой Рябовского Троицкого храма. Он занимается организационной и строительной частью работ. Василий Романович и все жители хутора Рябовского вкладывают всю душу в свою новую церковь. Многие жители помогают материально и физически — приносят денежные пожертвования и помогают с уборкой внутри храма и на его территории. Информация об истории Рябовской троицкой церкви (1866-1918 гг.) с сайта Духовенства области войска Донского: Церковь построена в 1866 году по усердию и на средства прихожан. В 1872 году распространена с севера и юга двумя приделами и колокольней, а в 1900 году построен новый купол вместо старого. Она деревянная, с такой же колокольней, крепка, покрыта железом и по числу прихожан поместительна. Ограда вокруг церкви деревянная, окрашена. Престол в ней один — во имя Живоначальной Троицы. Утварью снабжена достаточно. Особо отмежеванной земли церковной: усадебной, пахотной и сенокосной при церкви не имеется, а пользуется причт земельным паевым довольствием наравне с прихожанами. На содержание причта жалования ниоткуда не получается, причт пользуется доброхотными деяниями за исправление духовных треб. Капиталов при церкви не имеется. Церковь находится от консистории в 360 верстах, а от местного благочинного — в 40. В окрестностях находятся следующие церкви — Георгиевская хутора Ежова станицы Слащевской в 10 верстах, Вознесенская хутора Попова Федосеевской станицы в 15 верстах, Успенская х. Попова Еланской станицы в 17 верстах. При церкви церковно-приходской школы нет. Приходское попечительство открыто 26 сентября 1894 года. В приходе действует земское народное училище, открытое Распорядительным комитетом по земским делам в 1884 году. Раскольников и других сектантов в приходе не имеется. Хутора прихода: Рябова, Холомкина, Политова, Сухо-Песковацкий, Грушева, Круглова. Церковь была закрыта 9 июля 1934 года (Метрическая книга за 1906 год Троицкой церкви хутора Рябова Зотовской станицы Хоперского округа Области войска Донского). В оставшимся целом здании долгое время был местный клуб. После того как был построен новый клуб, церковь была окончательно разобрана. Источник: рябовский.рф . Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=30967

Лужное. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:не позже 1866. Год утраты:Не установлен. Ссылки:   Адрес: Тульская область, Дубенский район, село Лужное. Координаты: 54.081768, 37.0649 Проезд:Церковное место находится на кладбище. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кирпичная церковь, построенная в 1865-1867 г. г., имела боковые Флоро-Лаврский и Смоленский приделы. В середине ХХ в. разрушена. http://svyatayarus.su/church/detail/49867/ Село находится от Тулы в 43 вер., от Одоева в 30 верстах; расположено в местности по реке Колодне, впадающей в Упу, при шоссейной дороге из Тулы в Одоев. Двоякое название села объясняют: а) от фамилии землевладельца Аверкиева, б) от положения села на низком месте, где много лугов и водяных луж. На время возникновения прихода нет точных указаний. Приход составляют село, в котором три слободы с названием Аверкиево, одна Слобода с названием Лужное и 5-ть деревень: Семино на реке Упе, Морово, Семеновское, Сухаревка и Крохино. Население всего прихода в 985 душ м. п. и 1051 ж. пола. В конце 17 столетия до 1865 года в селе существовал деревянный храм крестообразной формы; при разборке его по ветхости на стене за иконостасом найдена надпись: «построен сей храм при царях и В. князьях Иоанне и Петре Алексеевичах». Из этого храма сохранился антиминс, выданный при патриархе Иоакиме. Антиминс этот в 1867 году отослан в архиерейскую ризницу. В настоящее время храм каменный, во имя Живоначальной Троицы, с двумя приделами: на правой стороне во имя св. мучеников Флора и Лавра, а на левой – во имя Смоленской Божией Матери, по форме квадратный, построен в 1865 г. на церковные средства и доброхотные пожертвования; престолы освящены в 1866 и 1867 годах. В храме есть вклад в 300 рублей. Храму принадлежат каменные здания: помещение для женской церковно-приходской школы, дом для квартиры священника и караулка. Церковно-приходское попечительство открыто в 1868 году. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика. Церковной земли: усадебной 3 дес. 300 саж., пахотной 42 дес., сенокосной 10 дес. и 12 дес. 832 саж.неудобной. В селе три школы: мужская, существующая с 1855 года и в 1872 году преобразованная в одноклассную Министерства Народного Просвещения, и женская церковно-приходская с 1889 года. П.И. Малицкий " Приходы и церкви Тульской епархии " . - Тула, 1895 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=46309

Согласно клировой ведомости, главный престол освятили в 1858 году. В каменную церковь сначала был перенесен иконостас из прежней деревянной церкви, но уже в марте 1859 года его разрешили заменить на новый. В 1866 году строительство каменного храма закончилось. На одной из стен храма была укреплена памятная табличка с текстом: «Храм сей воздвигнут трудами и усердием его прихожан, а также доброхотных дателей. Начат строится 1849 года, окончен 1866 года». В 1874 году Консистория разрешила выдать антиминс и во второй придел в трапезной – в честь Илии Пророка. Согласно клировой ведомости, в 1845 году в Успенскую церковь был рукоположен молодой священник Павел Алексеевич Тихомиров – сын дьячка, выпускник Вифанской семинарии с аттестатом 2 разряда. Именно при нем в Пречистенском была заложена, построена и освящена новая каменная церковь. С 1879 по 1896 годы отец Павел занимал должность благочинного, а в 1895 году отметил 50-летие своего служения в Успенском храме. В 1859 году его наградили бронзовым наперсным крестом, в 1875 году – фиолетовой скуфьей, в 1877 году – набедренником. В январе 1887 года для Императорской Академии Художеств священником Успенской церкви Павлом Тихомировым была составлена метрика, в которой подробно описаны архитектурные особенности церкви в Пречистенском (это описание особенно важно, так как пока не обнаружено ни одного изображения каменного храма): «Церковь построена разносторонним крестом, одноэтажная. Алтарь церкви с одним полукружием. В вышину около 35 аршин, в длину 40 аршин, ширину 14 аршин. Стены выкладены из кирпича, средина бутом из кирпича и залита известковым раствором. Кровля на сводах церкви шатровая на все скаты из разнаго материала, выкрашена масляными красками. На церкви и колокольне по одной главе, покрыты железом и окрашены масляною краской. Паперть устроена с одной стороны без резьбы и надписей. Всех колоколов на колокольне восемь, из которых на большом написано: слит на заводе Самгина 1886 года при священнике Павле Тихомирове и церковном старосте Семене Гусеве». Там же приводится внутреннее описание храма: «Алтарь отделяется от храма каменною стеною с тремя пролетами. Алтарь одночастный без разделения. Приделов в церкви два. Трапеза устроена в виде палаты. Своды устроены в виде круговой дуги, без опоры на столбах. Пол деревянный одинаковый в алтаре, храме и притворе. Иконостас новаго устройства с колоннами. Сделан из дерева с резьбою. Резьба помещена над иконами на золотом поле. Иконостас имеет четыре яруса. Царския двери из двух створов – резныя, вызолоченныя с четырьмя клеймами для Евангелистов и два клейма – Благовещения Пресвятыя Богородицы. Стены церковныя расписаны письмом живописным. Иконы в иконостасе стараго письма, в алтаре, по стенам и в трапезе новаго».

http://sobory.ru/article/?object=42532

Ярлыково. Церковь Иоанна Богослова. Церковь Иоанна Богослова Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменная, без колокольни. Построена в 1821 г. помещицей Анной Федоровной Чернышевой. В 1866 г. Священник Михаил Виноградов построил церковь Иоанна Богослова и название Николая Чудотворца было присвоено приделу. Ограда устроена в 1877 г. http://korolev.msk.ru/ Село Ярлыково находится в Дзержинском районе. Каменный храм в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова был построен в 1866г. помещиком, владельцем имения в соседней деревне Горбенки, гв. штаб-ротмистром Никитой Александровичом Воронцом. До настоящего времени он сохранился без пристроек и переделок, возможно только колокольня построена позже. Храм трапезного типа, одноглавый, одноапсидный. Основой композиции памятника является куб двухсветного четверика, к которому примыкает с востока алтарь, с запада - трапезная часть, к ней пристроена невысокая колокольня с шатровым верхом. До настоящего времени сохранилась местами настенная масляная живопись, но в плохом состоянии, и фрагменты пола, выложенного метлахской плиткой. Здание в настоящее время не используется но в храме и вокруг очень чисто и видно что жители деревни следят за порядком. Калужская энциклопедия.  Памятники истории и культуры национального парка Угра. Каменный храм в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова был " построен в 1866 г. тщанием священника Михаила Виноградова на сумму от церкви, прихожан и доброхотных дателей " . Трапеза построена и освящена в 1821 г. тщанием помещицы Анна Федоровны Чернышевой... Престола два: во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и во имя Святителя и Чудотворца Николая, земли при церкви 36 десятин. В начале XX в. вокруг храма была каменная ограда, построенная в 1877 г. на церковные средства... Храм был закрыт и поврежден в середине XX в. Здание долгое время было бесхозным и не использовалось. Каменная кладка подверглась разрушению. До настоящего времени сохранилась местами настенная масляная живопись, но в плохом состоянии, и фрагменты пола, выложенного метлахской плиткой. С началом XXI столетия жители соседних домов стали следить за храмом, наводить рядок, убирать территорию вокруг него. В 2012 г. началось постепенное восстановление здания храма силами благочестивых ктиторов. Здание в настоящее время восстановлено снаружи, идет внутренняя отделка. (Из текста на обороте открытки N 19 из набора " Храмы земли Калужской. Дзержинский район, 2014 " ) Добавить комментарий Комментарии и обсуждение В 2012 г. начата реставрация --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=01459

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010