Благочинные священники Павел Соколов и Лавр Петровский донесли Консистории, что при церкви села Зверинца, Ростовского уезда, перелит разбитый 123 пудовый колокол с увеличением веса до 183 пудов 11 фунтов, на что употреблено 1257 руб 33 3/4 коп., пожертвованных доброхотными дарителями, из которых более других пожертвовано: крестьянской вдовой Татьяной Васильевной Гавриловой 500 руб, крестьянином Осипом Николаевичем Комаровым 150 руб, церковным старостой крестьянином Артемием Васильевичем Шмаровым 100 руб. (ЯЕВ 5 от 3 февраля 1871 г.) О преподании благословления Святейшего Синода: Вследствие ходатайства Его Высокопреосвященства Нила, Архиепископа Ярославского и Ростовского, преподано благословление Святейшего Синода: " … крестьянину села Зверинца Михаилу Кудряшеву за приобретение на благоустроение тамошней приходской церкви до 5000 руб., о чем выданы установленные на сей предмет грамоты. (ЯЕВ 39 от 1 октября 1866 г.) В селе Зверинце, Ростовского уезда, продать завещанный в церковь крестьянином Алексеем Гавриловым дом за 800 руб., с тем, чтобы деньги сии обращены были в процентные бумаги на имя церкви. (ЯЕВ 17 от 28 апреля 1871 г.) Список священников: 1635 - Матфей Иванов; 1665 - Семен Матфеев (сын); 1749-1762 - Михаил Семенов; 1776-1781 - Алексей Михайлов, Моисей Семенов; 1781-1803 - Стефан Иванов; 1803-1818 - Николай ...; 1818-1821 - Алексей Фатьянов; 1824-1860 Ильинский Стефан Иванович; 1860-1886 Милорадов Николай Арсеньевич; 1886-1914 Великосельский Иван Васильевич; 1914-1930 Благовещенский Михаил Рафаилович; 1930-1932 был прислан священник, отслужил два года, и церковь была закрыта. После 1932 года церковь использовалась как склад. Ф. 230. Оп. 1. Т. 1. Д. 607. Дело о постройке новой церкви взамен старой деревянной в селе Зверинец Ростовского уезда. 01.01.1801–31.12.1801.; Ф. 230. Оп. 5. Т. 1. Д. 1365. Опись церковно-ризничного имущества церкви села Зверинец Ростовского уезда за 1860 год. 01.01.1860–31.12.1810.; Ф. 230. Оп. 13. Т. 3. Д. 6498. Дело о сборе пожертвований на постройку новой деревянной церкви в селе Зверинец Ростовского уезда взамен сгоревшей. 01.01.1877–31.12.1880.;

http://sobory.ru/article/?object=13045

Явленная икона Спасителя была написана на холсте. Во время крестного хода она была свернута в свиток. По прибытии в обительский храм, ее развернули и временно повесили за правым клиросом. В настоящее время она находится в колонне у правого клироса в соборном каменном храме. Спаситель изображен сидящим на троне; на главе его корона, в левой руке держава, а правая рука приподнята и сложена в благословляющий крест. Кроткий лик Вседержителя сияет святостию, навевая чудное спокойствие на верующие сердца. Во взгляде Его глубоких глаз так и высказывается тихий, ласковый, умиляющий призыв: «Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененные и Аз успокою вы!» На эту икону пожертвована усердными благотворителями серебряная вызолоченная риза, с таким же венцом и короной, украшенной драгоценными камнями. Образ размерами довольно велик: вышины 2 аршина 10 вершков, ширины 1 аршин 6 вершков, и потому риза очень ценная. На ней, внизу, вычеканена следующая надпись, объясняющая знаменательное явление иконы 23 : «Сей образ Господа нашего Иисуса Христа приобретен чудодейственно: По соизволению Государя Императора и указа Святейшего Синода в 1866 году для возобновления сей обители определены из Соловецкого братства строитель Иеромонах Матфей и четыре инока. Из числа оных, по скудности средств, казначей Иеромонах Паисий и эконом Иеродиакон Феофилакт были посланы за сбором доброхотных подаятелей и по прибытии в Москву в 1867 году на первый раз не без скорби продолжали приучать себя к возложенному послушанию, и в некоторое время могли собрать (кое-что) из ризнаго облачения и 11 Июля определили (собранное) послать в Монастырь, и по оказании потребности в клеенке, пошли в город и зайдя в дом купчихи Ольги Сергеевны Окороковой и по осведомлении их надобности (в клеенке) Окорокова предложила, не возьмут ли они старую с давнего времени находящуюся у ней на чердаке клеенку; по изъявлении согласия и по приказанию Окороковой принесли клеенку, на которой ко всеобщему удивлению оказался образ Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вскоре после революции Спасский собор оказался в руках обновленцев. В 1923 г. они передали здание властям. На его втором этаже предполагалось устроить центральный клуб, на первом – склад и ссыпной пункт. В итоге в соборе разместился губернский архив. В 1931 г. с собора сняли кресты и купол колокольни, сбросили колокола. Летом 1934 г. Первохрам Пензы взорвали. http://пензенская-епархия.рф/?page_id=2915 Кафедральный собор начат постройкою в 1800 г. и окончен в 1822 г. на доброхотныя пожертвования, с помощью от казны в количестве 20,000 р. ассигн., каменный, двухэтажный, теплый, в верхнем этаже престолы: во имя Всемилостиваго Спаса и в память Успения Божией Матери; в нижнем этаже престолы: в память Благовещения Пресвятыя Богородицы и во имя великомуч. Екатерины; при усыпальнице преосвящ. Иннокентия престольный придел во имя св. муч. Евлампия и Евлампии. К собору причислена часовня, что на базарной площади. Находящаяся в Кафедральном соборе Казанская икона Божией Матери, почитаемая чудотворной, подарена в 1666 г. жителям новооснованнаго г. Пензы царем Алексеем Михайловичем. Заступничеством ея, по преданию, Пенза спасена была в 1717 г. от разгрома закубанских народов. Причта при соборе положено: кафедральный протоиерей, ключарь, 2 священника, протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакона и 2 псаломщика. На содержание причта отпускается жалованья 2801 р., из них кафедральному протоиерею 400 р., ключарю 300 р., священника и протодиакону по 250 р., диаконам по 180 р., иподиаконам по 180 р. и псаломщикам по 140 р. Земли 167 д. 455 с. В соборном доме помещаются кафедральный протоиерей и 2 диакона. Вкладов на содержание собора 3500 р. В пользу причта вкладов на 8300 р. С 1866 г. при соборе учреждено Просветительное Иннокентиевское Братство Пресвятыя Богородицы. " Церкви, причты и приходы Пензенской епархии " , составил А. Попов. - Пенза, типогр. губерн. правления. 1896. Первый храм новопостроенного города-крепости Пензы был посвящён Всемилостивому Спасу, который отмечается 1 августа. Именно в этот день началось возведение стен крепости, центром которой, как было принято в те времена, и стала соборная церковь Всемилостивого Спаса. Находилась она в юго-восточной части нынешней Советской площади (совр. Соборная площадь - уточнение автора статьи), где расположен вход в сквер им. М. Ю. Лермонтова. Первоначачально собор был деревянным, а в 1717 году ближе к главным воротам крепости (место напротив входа в кинотеатр " Родина " ) построили каменный. В конце XVIII века остатки крепости были разобраны и образовалась площадь, которая с 1801 года становится главной в городе. К этому времени соборная церковь уже достаточно обветшала и было решено построить новый, соответствующий губернскому городу, собор. Место для него выбрали между ныне стоящими на Советской площади памятниками Карлу Марксу и Борцам Революции, а площадь после начала строительства храма стали называть Соборной.

http://sobory.ru/article/?object=47830

1856). По поручению Синода М. проводил ревизии семинарий: в 1843 г.- Олонецкой, в 1848 г.- Тверской, Тульской, Орловской, в 1849 г.- С.-Петербургской (РГИА. Ф. 796. Оп. 125. Д. 885. Л. 1-3; Оп. 129. Д. 682. Л. 1). 1 мая 1857 г. последовало назначение М. епископом Тамбовским и Шацким, к-рое он воспринял в качестве почетного удаления в ссылку ( Титов. 1907. С. 399). Впосл. 15-летний период пребывания в СПбДА М. называл самым счастливым в жизни ( Барсов Н. И. Макарий, митр. Московский и Коломенский († 9 июня 1882 г.)//РС. 1883. Т. 38. 6. С. 671). 12 мая М. отслужил последнюю литургию в академическом храме Двенадцати апостолов, 15 мая того же года отбыл в Тамбов. Епархия находилась в запущенном состоянии, поскольку предшественник М. еп. Николай (Доброхотов) долгое время до ухода на покой болел (Письма Филарета, митр. Московского. 1883. С. 10). В первую очередь М. обратил внимание на упорядочение консисторского и канцелярского делопроизводства. Он немало сделал для того, чтобы усилить миссионерское служение, направленное против старообрядчества и сектантства. Особо внимательно он следил за состоянием епархиальных духовных учебных заведений и приходских б-к. 10 нояб. 1857 г. М. был утвержден в звании вице-президента Тамбовского губернского комитета попечительства о тюрьмах. Требовательность и строгость М. как администратора к подчиненным и священно- и церковнослужителям епархии привели к тому, что у него появилось много недоброжелателей и клеветников, обвинявших архиерея, напр., в том, что он заставляет духовенство покупать свои книги. Кроме того, местный климат плохо влиял на здоровье архиерея. Первоначально М. управлял обширной епархией самостоятельно, в 1866 г. было учреждено вик-ство. Для непосредственного знакомства с пастырской деятельностью духовенства и с религиозно-нравственным состоянием паствы М. в течение года периодически совершал объезды епархии. В 1864 г. М., один из первых архиереев РПЦ, разрешил проводить на съездах духовенства выборы благочинных (Введение выборных благочинных Харьковской епархии//ПО.

http://pravenc.ru/text/2561378.html

Островский Василий Петрович, священник Острогорский Иоанн Евгеньевич (1872-?), протоиерей Остроумов Анатолий Федорович, протоиерей Остроумов Стефан Иванович, протоиерей Охотин Косьма Александрович (в схиме – Алексий), священник Павел I Петрович (1754–1801) – император Всероссийский в 1796–1801 П Павел (Горшков Петр Михайлович; 1867–1950), игумен Павел (Доброхотов Прокопий Нилович; 1814–1900) – епископ Олонецкий и Петрозаводский в 1882–1897 Павел (Павловский Петр Андреевич; 1865-?), архиепископ Павел (Поспелов Петр Захарьевич; 1855–1925), епископ Павел (Преображенский Павел Григорьевич; 1843–1911), епископ Палевич Варвара Панкратьевна Палладий (Раев Павел Иванович; 1827–1898), митрополит С.-Петербургский и Ладожский в 1892–1898 Пальмов Иван Саввич (1856–1920), академик Пантелеимон (Рожновский Павел Степанович; 1867–1950), митрополит Парийский Лев Николаевич (1892–1972), профессор Пахомов Дмитрий Александрович (1836–1908), врач Пашский Павел Васильевич († 1938), протоиерей Песоцкий Константин Михайлович, протоиерей Петр I (Великий) Алексеевич (1672–1725), русский царь, с 1721 – император Всероссийский Петр Николаевич (1864–1931), великий князь Петровский Григорий Иванович (1878–1958) Пимен, св. (Белоликов Петр Захарович; 1879 – расстрелян 1918), епископ-священномученик Питирим (Окнов Павел Васильевич; 1858–1920), митрополит Пищулин Владимир Федорович (1889 – расстрелян 1938; в монашестве с 1924 – Владимир), иеромонах-священномученик Платон, епископ Ревельский, священномученик – см. Кульбуш Павел Петрович. Платон (Рождественский Порфирий Федорович; 1866–1934), митрополит Платонов Николай Федорович (1889–1842), священник; впоследствии уклонился в обновленчество Платонов Сергей Федорович (1860–1933), академик Плотников Виктор Васильевич – см. Венедикт (Плотников), архиепископ Плотников Константин Никанорович Покровский Владимир Алексеевич (1871-?), протоиерей Покровский Николай Васильевич (1847–1917), профессор Поликарпов Николай, протоиерей; уклонился в обновленчество Полотнов Аникита Исидорович (около 1852–1915), церковный староста

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На колокольне в верхнем ярусе имеется до 10-ти разных размеров и весу колоколов. В главном колоколе весу – 179 пудов (ок. 3 тонн – примеч. Редакции). На нём следующая надпись: «Колокол этот отлит на чугунолитейном заводе братьев Криворотовых в г. Ельце в Благочестивейшем Государе Императоре Александре II, 1862 г. ноября 20 дня, старанием игумении Павлины, по благословению преосвящ. Поликарпа, епископа Орловского и Севского 46 . Изображения на нём: Знамения Божия Матери, Святителей Христовых – Николая Мерликийского, Митрофана и Тихона Воронежских и преподобного Варлаама Хутынского. Во втором колоколе весу – 60 пудов (ок. тонны – примеч. Редакции). Перелитый как и первый в г. Ельце на сумму доброхотных дателей 31 августа 1838 года 47 . В 1844 году достроена вокруг всего монастыря в 9 аршин вышины (4,5 м – примеч. Редакции) каменная ограда, с четырьмя по углам башнями и с въезжими воротами с трёх её сторон. Особенно превосходно устроен с южной стороны монастыря, в виде широкой лестницы с перилами, каменный сход с горы – к святому колодезю монастырскому, дающему превосходную воду. Внутри же обители от церкви до келий игуменских выложены из цоколя плитами широкие дорожки. Самые келии настоятельские оправлены, обнесены с переднего фасада деревянным палисадником, в коем красуется разнородная растительность; вновь выстроены были и другие необходимые здания и экономические службы, покрыты все железом и окрашены масляной краской. В 1854 году, с Высочайшего соизволения, приобретена монастырём от казны земля – в Вотковской даче, в количестве 100 десятин; и в 1866 году 12 февраля, старанием же и по просьбе игумении Павлины, с разрешения министра Государственных Имуществ, ещё отрезано было из казённых дач 50 десятин земли, находящейся в Злобин-Воргольской даче, Елецкого уезда. И вообще монастырь Знаменский – как внутренним своим чиноположением, так и внешним благоустройством весьма много обязан старательной и благожелательной досточтимой игумении Павлине. Став на страже духовных подвигов »во всякой благостыне и правде же и истине» ( Еф.14:17 ), она примером своей благочестивой жизни сумела воспитать духовно-нравственно и вверившихся её мудрому водительству к вечной жизни сестёр, а с тем вместе сумела возвысить дух и положение самой Каменногорской обители, в среде которой благим светочем горела она, и навсегда оставила по себе добрую и незабвенную память.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

XV в. В XVII в. Чудовский список Нового Завета использовался Епифанием Славинецким и его сотрудниками как авторитетнейший в книжной справе, традиция эта сохранялась и при подготовке позднейших изданий славянского Нового Завета. Сочинения Источники Литература Использованные материалы   По др. сведениям - Симеон.   ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 123–124   ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 121   ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 61   ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 87   Митрополит Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 426–428   РИБ. Т. 6. Прил. 24. Стб. 139–140   полный перечень см.: ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 123   Рождественский В. Историческое описание Серпуховского Владычного общежитийного девичьего монастыря. М., 1866. С. 116; Клосс. С. 38, 40, 41   ср.: Ушакова Е. Краткий исторический очерк Алексеевского монастыря. М., 1877. С. 7–9; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 119; Баталов. С. 28, 323   ПСРЛ. Т. 25. С. 180; ср.: Т. 15. Вып. 1. Стб. 66   Кучкин В. Святитель Алексий, Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы//Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990. С. 120–121   ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 120–121   ГИМ. Чуд. 18. Л. 165 об.– 167   БАН. Собрание епископа Павла (Доброхотова). 18. Л. 205   напр., в Ефросинове сборнике – РНБ. Кир.-Бел. 6/1083 Л. 327 об.– 336 об.; РГАДсвт. Алексий РО МГАМИД. 453. Л. 304–309 об.   ГИМ. Увар. 589–4 (Царск. 361). Л. 64 об.– 69 об.   оригинал и копия грамоты воспроизведены фототипически в приложении к изд.: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа/Труд святителя Алексия, митр. Московского и всея Руси; Фототип. изд. Леонтия, митрополита Московского. М., 1892 Редакция текста от: 02.03.2023 03:36:53 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/5198.html

22 При этом возник вскоре же оказавшийся крайне непрактичным (см. Костр. губ. вед. 1864 г. 47 и 43) проект устройства духовной семинарии в Песошенском монастыре (на другой стороне Волги в 17 в. от Костромы), который находился под управлением ректоров семинарии. При столь безвыходном и беспомощном положении духовная семинария нашла для себя выход, помощь и опору в лице Костромского архипастыря Платона, который там сумел расположить в пользу семинарии все епархиальное духовенство, что оно с любовью отозвалось на горячие воззвания своего владыки о помощи семинарскому начальству и, принесши для блага и просвещения своего юношества обильные материальные средства, не замедлило в 1866 г. приобрести нынешнее собственное для семинарии помещение, покупкою земли и дома у купцов Стригалевых. 23 Из них отлитый медный верх паникадила, представляющий модель вида Богоявленского храма, Его Высочество пожелал взять на память о посещении своем, и он был препровожден в контору Августейших детей. См. «Исторические записки о Костроме», соч. прот. П. Островского, 1864 г. 208 стр. примечание. 24 Пособиями к составлению этого очерка служили: «Описание Костромского Крестовоздвиженского трехклассного девичьего монастыря», епископа Павла Костромского, изд. 1835 г. и многие древние и новые документы из архива монастырского. 25 Этот монастырь обращен в женский в 1681 г. по следующему случаю. В бывший в 1679 г. 12 июля большой пожар в г. Костроме, между прочим, сгорели находившиеся подле Успенского соборного храма кельи беспоместных сорока инокинь, средства содержания которых составляли доброхотные подаяния богомольцев, приходивших на поклонение к чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери. В виду бесприютного своего положения эти монахини просили царя Феодора Алексеевича и патриарха Иоакима поместить их на жительство в Крестовоздвиженском монастыре, архимандрита же последнего – с братией, которой тогда было только 4 человек, вывести в другие монастыри. В 1681 г. последовала от патриарха Иоакима соизволительная грамота, по которой архимандрит с братией переведен был в Костромской Богоявленский монастырь, а перемещенным в Крестовоздвиженскую обитель монахиням тогда же предоставлено право владения прежними вотчинами и землями этого монастыря. До штатов за ним состояло вотчиною 688 душ крестьян, годовых вотчинных доходов получалось деньгами 400 р. и хлебом 300 четвертей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

При начале постройки имелась в наличии церковная сумма 12 000 рублей ассигнациями, хранившаяся в Опекунском совете. Этого было недостаточно даже для уплаты подрядчику каменных и кровельных работ, которому сговорились выплатить 14 500 рублей. По прошению причта и прихожан выдавались из Духовной консистории книги для сбора подаяний, но сбор не был значительным. Вся тяжесть постройки большого каменного храма с колокольней ложилась на плечи прихожан. Но, несмотря на трудности, стройка шла успешно, и в 1845 г. в трапезной был готов придел Покрова Пресвятой Богородицы (освящён в 1845 г.), в котором поставлен вызолоченный иконостас, в 1846 г. усердием помещика Симеона Сергеевича Волчкова в другом приделе (Святителя Николая) также поставлен иконостас, позолоченный на средства крестьянина д. Высоковой Петра Прелова. В 1847 г. придел освящён. В том же году в трапезной под полом устроены две печи для отопления. Усердие прихожан к построению храма не остывало, несмотря на большие затраты. В 1848 г. прихода коснулась эпидемия холеры, унёсшая 250 человек из общего числа прихожан - 1850 обоего пола. Но эпидемия даже увеличила поток доброхотных даяний на храм. Жертвовали деньгами, зерновым хлебом и хлебом в снопах, холстами, одеждой, которую сносили по ночам на церковную паперть и складывали в кучи. Обилие пожертвований дало возможность в 1850 г. приступить к возведению колокольни, которая по величине и красоте представляла собой лучшее церковное здание в округе. Весь её цоколь, карнизы, капители колонн были сделаны из белого камня, который прихожане бесплатно вывозили из Ковровского уезда за 140 вёрст от места постройки. Колокольня была закончена в 1853 г. Постройка её истощила все имевшиеся средства, так что к внутренней отделке храма приступили не ранее 1856 г., она продолжалась ещё около 2-х лет. В 1858 г. причт и прихожане ходатайствовали перед епископом Владимирским Иустином о дозволении освятить главный престол храма во имя Живоначальной Троицы. Разрешение было получено, и в 1858 г. главный престол освящён. В 1861 г. в Москве на заводе Богдановой был вылит для Троицкого храма колокол весом в 251 пуд. В 1866 г. по рисунку священника Ключарёва построена каменная ограда.

http://sobory.ru/article/?object=04607

Василий Николаевич Муравьев – будущий старец Серафим – родился 31 марта (12 апреля) 1866 года в Ярославской губернии, в Рыбинском уезде, в селе Вахромеево. Ныне на месте этого села – незасеянное поле, но доброхоты из Петербурга поставили на месте дома Муравьевых поклонный крест. И внешность его (яркие голубые глаза, красивые русые волосы, правильные черты лица), и смекалистость, деловитость – во многом были наследственными родовыми и местными чертами (вспомним поговорку: «Ярославцы – красавцы»). Рано мальчик лишился отца, а в 10 лет ему пришлось покинуть и мать – односельчанин позвал его на заработки в столицу. Главными учителями будущего старца, как и многих наших святых, от детства были скорби. Каково было сельскому мальчику, оставив любимую мать, поехать в шумный город на услужение, в котором требовалось выказывать беспрекословное послушание, а может быть, даже терпеть и унижения? Но то, что для кого-то может стать источником искушений, для святых становится источником нравственного и духовного совершенствования. С ранних лет Василия отличали незаурядная память, природный ум и стремление к постоянному самообразованию. Всю жизнь он много читал, особенно интересовался русской историей. В столице Василий стал рассыльным, или «мальчиком на побегушках», в одной из лавок Гостиного двора. Сколько деревенских мальчиков в то время перебиралось в Санкт-Петербург для того, чтобы облегчить жизнь бедствующих семей! Но мало кто из них (а может быть, и никто?) стал впоследствии коммерсантом с мировым именем, владельцем огромного дела, снабжавшим разные страны русскими мехами, каким стал будущий старец Серафим – тогда Василий Николаевич Муравьев. Жизнеописания наших подвижников свидетельствуют – все труды свои они творили во славу Божию, поэтому всякое дело у них спорилось и ничего не делалось «тяп-ляп» да кое-как. Так, небесный покровитель будущего Вырицкого подвижника – прп. Серафим Саровский – тоже происходил из купеческого звания и в ранней юности помогал матери (он тоже рано осиротел, остался без отца), а потом стал отменным столяром, да и всю свою жизнь много трудился.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010