Когда стоимость предполагаемых исправлений хотя и превышает в сельских церквях 50 руб., а в городских 150 рубл., но расходы имеют быть производимы не из кошельковых сумм, а на счет прихожан или частных благотворителей, тогда производство таких исправлений допускается только с ведома одного благочинного, исключая такие работы, который по свойству своему требуют применения технических и архитектурных правил и одобрения гражданского начальства (напр. подведение фундамента, построение оград, часовен и караулок, прорубка новых дверей и окон, перемена потолочных балок, поправка сводов, обращение холодных церковных помещений в теплые и т. п.). По освидетельствованию работ, произведенных без разрешения еп. нач. на суммы прихожан и благотворителей, благочинные должны доносить преосвящ. с показанием работ, количества расходов и лиц, которые приняли на себя эти расходы. (Расп. Сам. Консист. на основан. Ук. Син. от 17 дек. 1866 г. 3805 и опред. от 16 сент. – 7 окт. 1877 89). 194 Расходы на мощение улиц против церквей и домов священно- церковнослужительских, кои находятся на церковной земле или куплены на церковные деньги, производятся из сумм церковных, исключая свечных доходов; где же суммы церковной за издержками будет недостаточно, там мощение улиц против церквей и домов упомянутых обращается на счет прихожан; против собственных домов священно- церковнослужителей, равно и против монастырей, повинность содержания мостовых остается на собственном их отчете. Площади в повинность сию не входят, хотя бы оные находились и против каких-либо из означенных мест (Уст. Стр. т. XII ст. 289; Ук. Син. 1811 г. 8 мая 24627). Владельцы домов выходами их на площадь в С.-Петербурге обязываются поддерживать и исправлять мостовые пред домами на пространстве восьми сажень в ширину (Т. XII Уст. строит. по прод. 1871 г. ст. 290). Починки мостовых возлагаются на повинность тех же мест и лиц, на обязанности коих лежит устроение оных (т. XII Уст. Строит. ст. 291). 195 Книга для сбора доброхотных подаяний в пределах Российской империи выдается только от Св. Синода или с разрешения его от епархиальных начальств. На благочинных и причты возложена обязанность наблюдать, чтобы иностранные сборщики подаяний, без надлежащих от Св. Синода или с разрешения его от епархиальных начальств выдаваемых видов и сборных книг, не испрашивали подаяний. За допущение же таковых сборов причты и благочинные подвергаются Св. Синодом тем строжайшим взысканиям, чем вреднее подобного рода сборы по существу и по последствиям их. (Ук. Син. 1864 г. июля 6 2:954). По распоряжению кишинев. еп. нач. причты не должны допускать ни монашествующих русских и заграничных монастырей, ни других лиц производить сборы в их приходах и не имеющих на то разрешения от епарх. начальства; в случае появления подобных сборщиков они обязаны письменно сообщать о том местным полициям для должных распоряжений и немедленно доносить о том местному преосвященному.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

В библиотеку, смотря по средствам, должны выписываться не только все ежегодно выходящие журналы духовного содержания, но и книги, особенно заслуживающие внимания по своему содержанию догматическому, историческому, полемическому, церковно-богослужебному и проч., также замечательные журналы и книги светской литературы. – На этой докладной записке преосв. Макарий 10 декабря 1862 года написал такую резолюцию: «благословляю и для начала дела жертвую с своей стороны 25 руб. сер. и несколько книг, которые будут доставлены в библиотеку в свое время. Подробности дела, как здесь изложенные, так и другие, какие понадобятся, предоставляю самому харьковскому духовенству под ведением благочинного, который в случаях нужды имеет докладывать мне о том словесно» 990 . Так была заведена в Харькове, по инициативе преосв. Макария, церковная библиотека. Она помещалась в одной светлой и удобной комнате в здании духовной консистории. В 1868 году в нее выписывались все духовные журналы, а из светских: День, Вестник юго-западной и западной России и Русское слово. Из отчета о состоянии библиотеки за 1864 год видно, что в течении этого года на содержание библиотеки поступило доброхотных пожертвований 119 р. 76 коп. Кроме 37 протоиереев и священников градских церквей, книгами её библиотеки пользовались 12 диаконов, 5 причетников, 4 окончивших курс семинарии, 7 учеников семинарии, 6 чиновников консистории, 6 чиновников других ведомств и несколько священников Церквей ближайших сель – харьковского и змиевского уездов 991 . Из отчета о состоянии библиотеки за 1866 год видно, что тогда в библиотеке имелось уже книг духовного содержания 245 т. и светского – 140; пользовались книгами библиотеки 40 человек духовного и светского звания 992 . Вообще, благодаря принятым преосв. Макарием мерам в Харьковской епархии явилась целая серия духовных, церковных библиотек, служивших весьма красноречивым свидетельством пробуждения умственных интересов и любви к книжному чтению в харьковском духовенстве. Кроме харьковской благочиннической библиотеки, таких же библиотек в Сумах и Чугуеве и старобельской уездной библиотеки, – писал преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Коснувшись пресловутого «добровольного соглашения» с прихожанами, он обратил внимание гласных на всю пагубность утвердившегося порядка. «По нашему убеждению, – писал Молчанов, – нельзя придумать более нравственно-убийственного гонорария, как сей, от которого отказаться ему однако же нет никакой возможности... Достоин сожаления и участия бедный иерей! А между прочим, к большому еще огорчению, питается к нему страшная антипатия... Народное выражение: «Попы с живого и с мертвого берут» звучит удивительно как тяжело и неприятно. Да избавит же нас почтенное земство от столь тягостных для нас самих личных поборов, известных под именем доброхотных подаяний» 1043 . Не избавило, ограничилось выражением сочувствия. Правда, отмечены попытки некоторых земств разных уровней предпринять кое-что в этом направлении. Но их, за полтора десятилетия сосуществования земства и реформ Церкви, можно без труда сосчитать по пальцам. Причем сюда нужно включить даже простое обсуждение проблемы с признанием ее реальности. Так, в 1865 г. нижегородское губернское земство просило гласных внушить уездным гласным-крестьянам мысль о помощи духовенству и необходимости вести разъяснительную работу с крестьянами. В 1866 г. вопрос об улучшении материального быта православного духовенства подняло курское губернское земское собрание, а в 1868 г. – казанское, просившее правительство(!) установить обязательный сбор руги во всех приходах в пользу духовенства 1044 . Саратовское губернское пошло даже дальше. Оно обязало сельские общества выдавать своим священникам ругу из общественных амбаров: по 2 четверти пшеницы, по 2 четверти ржи и по 10 четвертей овса. А потом обратилось к уездным земствам с просьбой изыскать средства на строительство домов для причтов. Не ограничившись этим, саратовцы направили правительству ходатайство «о скорейшем радикальном улучшении быта духовенства» 1045 . Подобного рода действия зарегистрированы в 1870-е годы: 1871 г.: оханское и буйское уездные земства высказываются за замену руги денежными сборами. 1873 г.: за то же – одесское и елисаветградское. В 1874 г. – козьмодемьянское и лаишевское, в 1878 г. – кромское, в 1879 г. – орловское.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дорожи сокровищем православной веры – оно бесценно, несказанно велико. 2 декабря 1865 г. Владыко Человеколюбче, Господи Иисусе Христе, благодарю Тебя, яко и ныне сохранил мя еси от мерзких грехов и мерзких духов и защитил еси мя. Не остави, Господи, и во предняя. 71 Расслабление духа и тела на молитве и тупость молитвы – от гнездящегося в сердце диавола; если будем усиливаться молиться искренно, то по мере усилий и искренности внутренности наши будут оживляться и укрепляться. Диавол входит в нас чрез излишество в пище и питье, курение табаку и другие удовольствия плотские, также и чрез танцы, чрез театры, маскарады. Курить не надо – это похоть. Исполняйтеся Духом [ Еф. 5, 18 ], а не дымом. Доселе я связан любостяжанием и злобою, доселе не люблю ближнего, как себя, и в ближнем не люблю образа Божия, не долготерплю ближнему, презираю нищих, часто просящих у меня милостыни. Согреших, согрешаю ко Господу: помилуй мя, Господи! Надо бы радоваться мне, что я служу Господу в лице нищих, исполняю заповедь Его о раздаянии имущества бедным и нищим, а я, окаянный, часто скорблю о том, что волей-неволей должен раздавать милостыню бедным, особенно некоторым из них. А ведь все – члены Христовы, хотя и носят язвы прегрешений. Отчего же доселе я не исполняю как должно словес Спасителя моего? Отчего я не отвергаюсь себя для блага ближних? Отчего самолюбствую, когда знаю, что самолюбие – грех и смерть? Отчего я ценю высоко этот сор денежный? Отчего я к нему имею любовь, пристрастие? Я – на земле небесный, я, нарицающееся чадо Божие, питаемое Божественной Кровью! Я, которому честная 72 и великая обетования даровашася, да сих ради буду причастник Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью ( 2Пет. 1, 4 )! Отчего при подаянии милостыни я не держусь святой простоты, с которой повелевает подавать милостыню Апостол? Подаваяй, говорит, в простоте... милуяй, с добрым изволением [ Рим. 12, 8 ], доброхотна бо дателя любит Бог ( 2Кор. 9, 7 ). Отчего я не люблю быть на улице в беседе с нищими, с меньшей братией Христовой, и не разбираю их нужды и по силе не удовлетворяю им? Отчего спешу домой? Отчего люблю покой плоти?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Храм был построен «в виде равностороннего продолговатого креста очень красивой древнегреческой классической архитектуры, за исключением верхних частей храма, надстроенных, как выше указано, позже и не по плану». Верх храма — четырёхсторонняя выпуклая крыша-купол, с очень небольшой посредине главой и неоконченной колокольней с невысоким остроконечным шпилем, которая, по мнению современников, совсем не гармонировала с нижней половиной и главным фасадом храма. Железная крыша, окрашенная в зелёный цвет, имела посредине маленький, по сравнению с величиной храма, открытый купол с восьмью окнами, увенчанный железным вызолоченным крестом «изящной формы». Крест имел в основании деревянный вызолоченный шар. Такой же крест был и на колокольне. Снаружи храм был выбелен известью. За выстроенной вокруг церкви просторной, сложенной «на извести» каменной оградой находились «склеп Мартыновых, много памятников и могил с надписями». Первым священником Николаевской церкви был отец Фёдор Байздренков, сын священника слободы Криворожье Игнатия Дионисьевича. Уже в 40-х годах XIX века в приходе Николаевской церкви существовала начальная одноклассная школа, которая, в связи с введением земских учреждений, в 1864 году стала содержаться за счёт сельского общества и называться сельским училищем. В нём за период с 1864-го по 1895 год обучалось около 1000 детей школьного возраста (до 1874 году обучались и девочки). Училище размещалось в церковной караулке до 1886 года, когда для него выстроили специальное здание. 22 ноября 1891 года на частной квартире священником Симеоном Троицким была открыта школа грамоты для девочек, в которой со дня открытия и до 1903 года обучалось 123 человека. Кроме того, в приходе Николаевской церкви находилась «2-классная церковно-приходская школа с одним вторым классом», готовившая учителей для школ грамоты (открылась 10 октября 1894 г.). За период с 1894-го по 1903 год в ней получили образование 43 человека, в том числе 10 девочек. При церкви 1 марта 1866 года было учреждено приходское попечительство, которое «с первого времени своего существования главною священною обязанностью считало поддержание благолепия приходского храма и ремонт его, отопление и постройку школ, содержание церковного хора и оказание помощи беднейшим из прихода. Средствами попечительства служили членские взносы, частные пожертвования, кружки, выставленные для доброхотных подаяний в церкви, на базаре, около мельницы, а также попечительство на 25 дес. земли», бесплатно предоставленных во временное пользование генералом Мартыновым.

http://sobory.ru/article/?object=39849

Откуда в нас такое самолюбие, соединенное с гордостью и завистью, что мы считаем себя самих больше, чем другие, вправе пользоваться известными удовольствиями, не запрещенными ни для нас, ни для других, нам подобных, и когда, например, сами едим-пьем сладко, негодуем на других, нам сродных и с нами живущих, что они едят-пьют так же сладко? О, избыток самолюбия, гордости, зависти и злобы! Господи! Очисти в нас всё, не достойное Твоего святого воззрения, и научи нас простоте, благости, щедротам, кротости, смирению, милосердию. Источниче благостыни, помилуй нас! Обнови нас по образу Твоему и по подобию Твоему. Любовь дает, и с избытком дает, – самолюбие отъемлет или скупо подает; любовь с радостью подает – самолюбие нередко с стесненным сердцем; любовь не жалеет ничего, только бы удовлетворено было любимое лицо, – самолюбие жалеет того, что приятно на вкус, на взгляд; любовь распространяет – самолюбие сжимает сердце. Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко по молитве моей спас еси мя от злобы на присных. Сам изъявляю, что меня насилует злоба и я не сочувствую ей. Ибо как мне озлобляться на тех людей, от которых я всё получил? Тесть мой – мой митрополит: должную честь да воздаю ему и с радостью всем да служу ему, считая всё земное за сор и не сравнивая потребляемого с человеком, коему всё покорено под ноги. Господь мой – бездна многа. Господи! Благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый 98 , умножи скудное мое имение, да могу помогать всем, требующим помощи, и да сам имею всё нужное к временному житию моему! Даждь мне доброхотно подавать всем требующим. Даждь мне искренно обращаться со всеми гостями и с домашними. Из-за чрева мы делаемся точно звери злые. Готовы угрызать и истреблять друг друга. О, какое бешенство плоти! О, как необходимо обуздывать чрево и презирать его! Наше юношество образуют большей частью не по-русски, а совсем на немецкую ногу и хотят сделать из него не русских, не православных христиан, а каких-то космополитов, индифферентистов, для которых всякая вера одинакова или для которых хоть не будь никакой веры, – образуют сынов мира, но не сынов Божиих, идеалистов и мечтателей, но не полезных слуг общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Доброхотов Ксенофонт, родился около 1853 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1875 гг.). Отец : Михаил Егоров Доброхотов, священник; Московская губерния, Клинский уезд, село Иоакиманское, церковь во имя святых Иоакима и Анны (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2109, л. 4; д. 2067, л. 16 об.). Доброхотов Николай, родился около 1859 г.; Переславское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1874–1880 гг.). Отец : Николай Доброхотов, протоиерей; Владимирская губерния, Переславский уезд, Переславль, Преображенский собор (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2386, л. 23). Друганов Сергей, родился около 1853 г.; Звенигородское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1870–1878 гг.). Отец : Петр Алексеев, диакон; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Ильинское на реке Москве, Ильинская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 10). Журавлев Алексей, родился около 1855 г.; Переславское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1871–1877 гг.). Отец : Александр Иванов , священник; Владимирская губерния, Александровский уезд, село Дерюзино, церковь по имя свт. Николая Чудотворца (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 12; д. 2007, л. 43). Загорский Иван, родился около 1859 г.; Звенигородское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1873–1880 гг.). Отец : Алексей Иванов Загорский, священник; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Михайловское, Михаило-Архангельская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2386, л. 29; д. 2067, л. 2). Зверев Александр, родился около 1852 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец : Петр Алексеев († до 1873 г.), священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Сабурово, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2030а, л. 12). Зверев Валериан, родился около 1854 г.; Звенигородское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1875 гг.). Отец : Василий Петров († до 1874 г.), священник; Московская губерния, Рузский уезд, село Онуфриево, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2109, л. 27; д. 2067, л. 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1562 Архиепископ Евгений Казанцев, бивший архиепископ Ярославский, скончавшийся 27 июня 1871 г. на покое в Москов. Донском мон. 1563 Николай (Доброхотов) 3-го кур. Петерб. Д. А. (1827 г.), с 1837-рект. Спб. Д. А., еп. Тамб. с 1841 г. по 1857 г. (уволен на покой). 1564 Архимандрит Кирилл (Наумов) магистр XVII кур. Спб. Д. А. и с 1855 г. её инспектор, назначен, в 1857 г. епископ. Мелитопольским – начальн. духовной миссии в Иерусалиме – брат жены Ал. Петр. Булгакова, Елизаветы Николаевны († 1892). Сконч. в 1866 году. 1565 Иннокентий (Борисов) архиеп. Херсонский († 1857), – магистр 1-го курса Киевс. Д. А., в 30-х годах, т. е. во время пребывания преосв. Макария студентом Киевск. Д. А., её ректор: (Биограф. записка о пр. Иннокентии, составленная пр. Макарием, помещ. в Учен. Записк. II отд. Имп. Ак. Наук 1859 г., кн. V). 1566 Николай (Доброхотов) 3-го кур. Петерб. Д. А. (1827 г.), с 1837-рект. Спб. Д. А., еп. Тамб. с 1841 г. по 1857 г. (уволен на покой). 1567 Протоиерей Большего Зимн. дворца Иоанн Михайлович Наумов, († 1879), магистр 3-го курса Спб. Д. А. дядя жены брата преосв. Макария, Е.Н. Булгаковой. 1568 Граф Александр Петрович Толстой, об.-прокурор Св. Синода с 1 сент. 1856 г. по 2 марта 1862 г. 1569 Архимандрит Кирилл (Наумов) магистр XVII кур. Спб. Д. А. и с 1855 г. её инспектор, назначен, в 1857 г. епископ. Мелитопольским – начальн. духовной миссии в Иерусалиме – брат жены Ал. Петр. Булгакова, Елизаветы Николаевны († 1892). Сконч. в 1866 году. 1570 Архимандрит Феофан (Говоров) – товарищ преосв. Макария по Академии, а также преемник его по должности ректора в Спб. Д. А. и по епископ. кафедре в Тамбове. После епископ Владимирские, уволившийся па покой в 1866 г. Сконч. в 1894 г. 1573 Архимандрит Никанор (Бровковин), магистр XIX курса (1851) Саб. Д. А к. впоследствии архиеп. херсонский, сконч. в 1890 г. 1576 Архии. Викторин (Любимов), магистр ХХ-го курса СПБ. Дух. А. (1853) и с 1857 г. её инспектор, впоследствии епископ сначала Чебоксарский, затем Полоцкий и, наконец, Подольский, сконч.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

1877 г. 2333 Степан (Etienne de Djunkovskoy), кандидат СПб. Университета, в католичестве «апостолический наместник арктических стран (premier et ancien préfet apostolique des régions arctiques)». 2334 На французском языке в 1866 г. в СПб. под заглавием: «Lettre pastorale d " adieu Apologia pro vita mea». В Москве в 1867 г. напечатан его русский перевод под заглавием: «Пастырское прощальное послание» и пр. 2337 Историческое описание Московского Знаменского монастыря, что на Старом Государевом Городище. З.А. Сергий. Москва. 1866. 2341 В Городке учрежден был в 1858 г. Ораториум в доме помещика Ульяновского (см. Пам. кн. витеб. губ. на 1866 г., стр. 184). 2356 Это было в октябре. Когда пронеслась грустная весть, что преосв. Савва будто бы опасно болен, по распоряжению о. ректора, в трапезной церкви академия приносила публичное моление об исцелении его от болезни. 2357 Так, 30-го октября, во время совершения брака в Витебской Заручевско-Воскресенской церкви, уволенный из Семинарии ученик А. Высоцкий, вошедши в приалтарную ризничную комнату, начал было закуривать папироску, но был остановлен церковным старостою. По донесении об этом свящ. Пигулевским, Высоцкий подвергнут был мною церковной епитимии. 2367 Архиеп. Антония (Павлинского), Владимирского с 17 июня 1866 г., преемника еп. Феофана, увол. на покой. 2368 Архим. Алексия Новоселова, не раз выше упоминаемого; 17 января 1867 г. он и назначен был еп. Томским. 2376 Ростиславов, Дм. Ив. † 18 фев. 1877 г., см. о нем т. I Хроники, стр. 169 и выше, стр. 129–130. Указываемая книга вышла в Лейпциге в 1866 г., в двух томах. 2377 Начала выходить с 1 января 1867 года; запрещена в октябре 1868 г. после 9 предостережений и 3 приостановок. 2379 Ивана Сергеевича, см. о нем т. II Хроники по указателю. Жена его Анна Феодоровна, урожд. Тютчева, † 2 августа 1889 г. 2389 Пясковским, ныне епископ Рязанский в 1867 г. он был назначена настоятелем Витебского Маркова монастыря. 2390 Полиевкт был уволен из ректоров Вологодской семинарии в 1867 г., при епископе Вологодском не раз выше упомянутом, Павле (Доброхотове).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Братские келлии Настоятельские и братские келлии, вместе с трапезной, помещаются в девяти небольших отдельных корпусах, или домиках. Из них один только, недавно выстроенный, каменный, остальные все деревянные. Три корпуса имеют по два этажа, из которых в двух, нижние этажи каменные, а остальные все корпуса одноэтажные. Келлии довольно удобны; строились и поправлялись они в разное время, и при разных настоятелях; особенно много значительных поправок в них сделано в недавнее время при настоятелях Антонии и Авраамии. Старанием первого, на пожертвования и его личные и других доброхотных дателей через него, выстроен и вышеупомянутый каменный корпус для братии. Между 1824 и 1830 годами значительные перестройки и поправки в келлиях сделаны были игуменом Петром на деньги, пожертвованные графиней Орловой-Чесменской. Гостинница Гостинница, недавно выстроенная из булыжного камня с кирпичной внутри выкладкой, поставлена на месте деревянной, сгоревшей в 1866 году. Это здание красивое и просторное, с девятью окнами по лицу, с подвальным этажем и мезонином в три окна. Покрыта железом. Построением её монастырь также обязан игумену Антонию, и построение её также произведено было на пожертвования от доброхотных дателей, в числе которых 1000 руб. значится от почетного гражданина П. И. Орлова. От гостинницы на церковный холм идет прекрасная лестница из плиты с чугунной решеткой между кирпичными столбиками, с тремя площадками на пути и с богато разросшимися деревьями по сторонам. Лестница эта устроена в 1841 году, при строителе Варсонофии. Хозяйственные строения Из хозяйственных строений на монастырском собственно островке находятся только недавно выстроенный из булыжника с кирпичной выкладки внутри и крытый толем амбар для хранения хлеба и овощей, конюшня экипажным сараем такой же постройки, деревянная на каменном фундаменте баня, и наконец, погреб, врытый в горе, с кирпичным выступом. Все остальные постройки находятся на другом острове и состоят из нового каменного скотного двора с конюшнями, погребами и другими подобными помещениями, и из нового каменного же дома, подле скотного двора для монастырских рабочих. И эти все хозяйственные постройки произведены на сборы от доброхотных дателей и возведены старанием частью игумена Антония (на монастырском, собственно, острове), частью настоящего игумена Авраамия (на другом острове).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010