Происхождение предков Михаила Федоровича, по фамилии Романовых, трудно определить с точностию. Бархатная книга полагает родоначальником этой фамилии Андрея Ивановича который, выехав в Русь из Пруссии, служил боярином при Иване Даниловиче Калите и в 1347 г. сидел на воеводстве в Твери. Один из пяти сыновей этого Андрея, Федор Андреевич был и одним из довереннейших вельмож Дмитрия Донского, в годину борьбы которого с Мамаем оставался блюсти Москву, в качестве душеприказчика скреплял, вместе с сыном своим, обе духовные грамоты Донского, а в 1391 г. даже породнился с Рюриковичами, выдав дочь свою Анну за княжича Федора Михайловича сына вел. кн. Тверского Михаила Алек сандровича. Внук Федора Кошкина, боярин Захарий Иванович, присутствуя, в 1433 г., на свадьбе вел. кн. Василия Васильевича Темного, принимал личное участие в известной истории с поясом, сорванным тогда матерью великого князя с кн. Василия Косого 1 , и, по свидетельству летописца «пмался за пояс у князя Василья Юрьевича у Косова, а ркучи: тот пояс пропал у меня, коли крали казну мою». 2 Сыновья этого Захария продолжали вельможествовать при московском дворе, и из них Яков, отличный воин и дипломат, носил звание большего воеводы при завоевании Твери в 1485 г., после чего, в 1488 г., был наместником и смирителем Новагорода, а Юрий, воевода большого полка в знаменитом бою при Ведроше, в 1500 г., известен также за ярого поборника местничества. Дети Якова и Юрия Захарьевичей, оставив родовое прозвище Кошкиных, стали именоваться и писаться по отцам: одни Яковлевыми-Захарьиными, а другие Юрьиными-Захарьиными и дочь окольничего Романа Юрьина-Захарьина, Анастасия, сделалась, в 1547 г., женою царя Ивана IV Васильевича Грозного. С этого времени родичи царицы Анастасии Романовны начали возвышаться больше прежнего, причем особенно известным из них сделался брат царицы и дед Михаила Федоровича, Никита Романович Юрьин-Захарьин, муж совета опытный и деятельный, вождь искусный и великодушный, вельможа добродетельный, стяжавший глубокое уважение Бориса Годунова, тогда еще царедворца, и любовь всего московского простонародья, которое увековечило имя деда Михайлова в одной из песен своих, обрисовывающей с тем вместе правы эпохи, и начинающейся так:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Путилково. Церковь Михаила Архангела (каменная). Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:Между 2012 и 2018. Архитектор:В.Г. Шубина Ссылки:   Адрес: Московская область, Красногорский район, деревня Путилково Координаты: 55.85746, 37.3896 Проезд:От ст. м " Сходненская " или " Митино " авт. 267 до ост. п. Новобратцевский, далее пешком на север 1 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 2001 г. жители деревни обратились к священноначалию с просьбой о строительстве храма. В 2002 г. его первым настоятелем был назначен священник Василий Авилов. В 2003 г. под храм был оборудован строительный вагончик, и в нем стали совершаться богослужения. В 2006 г. был построен первый временный деревянный храм. 14 июля 2011 г. митрополит Ювеналий в сослужении клириков Красногорского благочиния совершил молебен перед началом строительства храма. 15 мая 2012 г. митрополит Ювеналий совершил чин основания храма, на котором присутствовал главный благотворитель строительства - Николай Александрович Цветков. 17 июня 2018 года митрополит Ювеналий совершил великое освящение Михаило-Архангельского храма деревни Путилково городского округа Красногорск и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. http://mepar.ru/news/2018/06/19/35638/ Путилково на Всходне. Именно так, согласно историческим данным, именовалось это место исстари. И так впервые упоминается в сохранившихся источниках - в 1576 году как владение боярина Д. И. Годунова. Хотя населённый пункт упоминался и вскользь, косвенно - описывалась мельница, половина которой принадлежала Спасской вотчине Троице-Сергиева монастыря, " а другая половина её за боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым к его селу Путилову " , но многое даёт любознательному исследователю. Ясно, что земли эти были не рядовые, раз перешли к родственнику самого Бориса Годунова. Со временем Дмитрий Иванович стал новгородским наместником, а по восшествии Бориса Годунова на престол, получил должность конюшего (ранее на этом посту подвизался сам будущий царь). Путилово стало своеобразным свидетелем политического подъёма Дмитрия Годунова, который, дослужившись до высокой должности, передал его в 1584 году в Дворцовое ведомство. Таким образом, с момента появления на исторической арене Путилково было деревней на большом пути по реке Всходне. А одной из её основных ролей, согласно топонимике, была переправа судов по волоку, связывавшему Москву-реку с рекой Клязьмой, т. е. на Всходне суда либо сходили с волока, либо восходили к нему. Похожей важности - своеобразной переправой или всходом - стал и сам населённый пункт, который имел отношения ко многим выдающимся личностям и большим событиям. К

http://sobory.ru/article/?object=40494

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 21 июня (4 июля) Мученики и Никита Сухарев В 1939 году в городе Орехово-Зуево Московской области был закрыт последний из служивших еще тогда в районе храмов – Рождества Богородицы, строительство и благоукрашение которого продолжалось около тридцати лет – с 1872-го по 1901 год. Но недолго пришлось порадоваться прихожанам службам в своем храме – наступило время гонений на Церковь от захвативших власть в  России безбожников, и в 1939 году храм был закрыт. Однако верующие в городе не согласились с этим. По советским законам хлопотать об открытии храма могла только зарегистрированная властями двадцатка. Часть людей к этому времени уже выбыла из состава двадцатки, другая – проявила равнодушие к судьбе храма, а иные оказались и малодушны. Учитывая это, в мае 1940 года прихожане переизбрали членов двадцатки, избрав старостой Дмитрия Ивановича Волкова. Мученик Димитрий родился в 1871 году в деревне Островищи Покровского уезда Владимирской губернии в крестьянской семье. Грамоте, как и вере христианской, он был научен родителями, пастырями и богослужением в храме; переехав в город Орехово-Зуево, Дмитрий работал столяром. В 1940 году Дмитрию Ивановичу исполнилось шестьдесят девять лет, он уже вышел на пенсию и все время посвящал церковным делам. Для обсуждения мер по открытию храма двадцатка стала собираться каждую субботу около двух часов дня в храме, куда в это время могли прийти помолиться и прихожане. На одном из собраний двадцатка приняла решение обратиться к председателю Орехово-Зуевского горсовета с просьбой разрешить зарегистрировать священника. Староста и представители двадцатки отправились в Москву к Местоблюстителю Патриаршего престола митрополиту Сергию с прошением, чтобы он направил в их храм священника; митрополит, за неимением других, назначил к ним жившего в Загорске протоиерея Федора Казанского . Приехав на новое место служения, протоиерей Федор потребовал от прихода выплатить ему 500 рублей и, получив деньги, отбыл обратно в Загорск и не вернулся.

http://fond.ru/kalendar/514/nikita/

Россошь. Церковь Воздвижения Креста Господня. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1820 и 1834. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Воронежская область, Россошанский район, г.Россошь, пл.Октябрьская, 22А Координаты: 50.198499, 39.539623 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты По преданию, первая россошанская церковь в честь Воздвижения Креста Господня построена в царствование Петра I. О постройке церкви ходатайствовал сподвижник Петра I, полковник Черкаского полка Иван Иванович Тевяшов. Существовала не более 20-30 лет. Вторая церковь в Россоши уже была готова к освящению в 1744 году, но в этом году церковь не была освящена. Задержка произошла потому, что Острогожский протопоп Антоний не мог представить данный ему указ о построении церкви в слободе Россоши (указ сгорел в его доме). Завязалась переписка, оттянувшая освящение церкви до 1747 года. В начале 1760-х годов церковное строение изветшало. Россошане получили разрешение строить новую церковь. Она строилась семь лет. Хотя жители слободы Россоши дали обещание строить церковь самостоятельно, тем не менее, в июле 1766 года они уполномочили своих священников Василия Венецкого и Михаила Васильева, дьякона Дионисия Васильева и двух своих ктиторов Семена Будкова и Ивана Фроленко просить епископа Тихона I о выдаче книги для сбора пожертвований на «иконостас и церковную утварь». 4 июля 1766 года святитель Тихон положил резолюцию: «Дать книгу и указ». 26 мая 1769 года церковь была освящена. В 1820 году помещик Дмитрий Васильевич Чертков обратился с прошением к преосвященному епископу Воронежскому и Черкасскому Епифанию (Канивецкому) о дозволении взамен обветшавшей деревянной церкви устроить новую - каменную. Проект каменной церкви разработан учениками знаменитого итальянского архитектора Джакомо Кваренги. План и фасад храма утверждены 16 сентября, а грамота подписана 30 сентября 1820 года. В грамоте выражено желание преосвященного, чтобы здание окончено было в пять лет. Но постройка храма затянулась почти на 14 лет. Причиной замедления постройки мог быть не состоявшийся еще раздел имения Дмитрия Васильевича между тремя сыновьями и двумя дочерьми и, вероятно, неблагополучные годы 1831 и 1832-й, первый – холерный, второй – совершенно голодный.

http://sobory.ru/article/?object=34121

Рязань. Троицкий мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Свято-Троицкий монастырь, 3 класса, близ города Рязани. Время основания неизвестно; упоминается в 1386 году; в 1695 году он был возобновлен. Здесь находится Федоровская чудотворная икона Божией Матери. При монастыре школа для приготовления в 1-й класс духовного училища мальчиков-сирот, которые пользуются от монастыря квартирою и проч. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Время основания Рязанского Свято-Троицкого монастыря с точностью не известно. В предании оно связывается с посещением Рязани преподобным Сергием Радонежским, имевшим целью примирение двух знаменитых князей-современников: великого князя Московского Дмитрия Донского с великим князем Рязанским Олегом Ивановичем. Это посещение преподобным Сергием Рязани, называвшейся в то время Переяславлем Рязанским, как известно по летописям, происходило в 1386 году. XVIbb. Рязанское княжество многократно подвергалось набегам татаро-монгольских орд, поэтому все «крепости и другие записи», относящиеся к монастырской истории, были истреблены. Первое последующее упоминание о монастыре встречается лишь в конце XVIb. Наибольшего расцвета монастырь достиг в XIX в. Архитектурной образующей монастыря была четырехъярусная колокольня, которая видна была далеко при подъезде к Рязани. На ней было восемь колоколов. Самый большой, отлитый в 1862 году, весил 4,24 тонны. Второй, полиелейный, отлитый в 1905 году 15 июля – 1,1 тонны. Монастырь опоясывала ограда длиной 427 метров и с пятью круглыми башнями и двумя входами. С северной стороны (от железной дороги) на фронтоне ворот была помещена фреска с изображением преподобного Сергия, благословляющего братию. Южные ворота флангируются двумя корпусами в два этажа каждый – братский и трапезный. Братский построен в 1855 году, трапезный в 1903 году. Передача монастыря Церкви началась в 1995 году. Решением Св. Синода наместником вновь созданного Свято-Троицкого монастыря назначен игумен Андрей (Крехов). Самый древний в обители храм – Свято-Троицкий Собор. Основание его относится к 1685 году. Он не отличается выдающейся архитектурой, но прочен по зданию, учитывая те нагрузки на него, которые были связаны с использованием во времена советской власти (перестройки, пристройки и т.н. реконструкции). Богослужение в нем начато в 2000 году.

http://sobory.ru/article/?object=08281

Санкт-Петербург. Церковь Георгия Победоносца при Технологическом институте. Церковь. Действует.   Престолы: Георгия Победоносца Год постройки:1862. Адрес: г. Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, Загородный пр., 49 Координаты: 59.917994, 30.320825 Проезд:Станция метро " Технологический Институт " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь на третьем этаже Главного корпуса была создана по личному указанию Императора (на нее отпустили 10 тыс. руб.) и освящена 11 октября 1831 епископом Ревельским Никанором в честь св. Георгия, небесного покровителя министра финансов и основателя института Е. Ф. Канкрина, который лично присутствовал на церемонии освящения. Он же подарил церкви большое „Распятие“, приписываемое кисти Караччи. Иконы под наблюдением А. Г. Венецианова написали его ученики: А. В. Тыранов, А. Г. Денисов, Л. К. Плахов, А. А. Васильев, В. С. Гальянов, В. М. Аврорин. Золоченая утварь была выдержана в стиле ампир. Из святынь в храме имелся лишь серебряный крест с частицами мощей. В 1859–1862 по проекту арх. Ф. Ф. Бекмана был удлинен флигель по Загородному проспекту, и в него на третий этаж перенесли церковь, освященную 27 октября 1862 митрополитом Исидором. По рисунку архитектора сделали новый двухъярусный иконостас; дополнительные образа в нем исполнил акад. П. Е. Заболоцкий, ранее преподававший рисование в институте. Бронзовая люстра была перенесена из бывшего особняка гр. Ю. П. Литта на Миллионной улице. Тогда же храм получил звонницу, своды и деревянный купол, роспись которых произвел акад. Р. Ф. Виноградов. Надстройка главного здания в начале XX века церкви не коснулась. 23 января 1907 в храме отпевали Дмитрия Ивановича Менделеева. Церковь закрыта поначалу в 1918, а окончательно 25 июня 1920, когда священником был о. Иоанн Гаврилович Рождественский, и ликвидирована 10 мая 1924 года. Иконостас и утварь переданы во Введенский собор Лейб-гвардии Семеновского полка. В помещении храма разместился студенческий клуб, а после разборки купола и звонницы – военная кафедра Технологического технического университета.

http://sobory.ru/article/?object=29269

«Скорый помощник», заушение Ария и Санта Клаус (+ВИДЕО) Профессор А.И. Сидоров о святителе Николае Дмитрий Дементьев В день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских , мы беседуем с доктором церковной истории, профессором Сретенской духовной семинарии Алексеем Ивановичем Сидоровым о житии этого святого, о том, почему на Западе закрепился карнавальный образ Чудотворца, а на Руси святитель Николай по-прежнему особенно почитаем. – Алексей Иванович, скажите, как могло такое случиться, что святитель Николай, великий святой, именуемый «образом кротости», на Церковном Соборе ударил Ария? – Надо быть очень внимательными к словам. Вот мы говорим «образ кротости», а что такое кротость? Кротость, смирение – это не раболепство и не порабощение человеческое. Эти слова имеют совсем другой смысл. Вот святые отцы, к примеру, разделяли печаль мирскую и печаль по Богу. Одно и то же слово, а включает совсем иные смысловые контексты. Мы говорим о Боге, что это бесстрастнейшее существо и в то же время говорим о праведном гневе Божием. А это заушение очень понятно: это стояние за истину. Святитель Николай бил ересь. Он не только образ кротости, но и правило веры. Как, например, мог преподобный Сергий Радонежский благословить Дмитрия Донского на кровопролитие, на битву? И послать даже своих чад духовных на эту битву. Почему? Потому что это было стояние за Русь, за Родину, а значит – за Православие, за истину. И ради этого, именно как стояние за истину, святитель Николай и позволил себе такое. А его потом даже на какое-то время отстранили от епископства, чуть не в темницу посадили, но вскоре правота его обнаружилась. Некоторым отцам Собора открылось, им было дано видение, что святитель Николай невиновен. Нельзя поступок святителя – его заушину Арию – оценивать в категориях человеческой психологии. Это совсем иной уровень. Онтологически иной Так что нельзя поступок святителя оценивать в категориях человеческой психологии. Что вот, мол, подошел и кому-то как следует врезал. Это совсем другой тип, иной уровень. Онтологически даже иной. Это духовный уровень. И совсем иное отношение к врагу истины. Этот супротивник – типично одержимый бесом, гордыней, человек, несущий противоправославное учение.

http://pravoslavie.ru/75949.html

Степановское. Церковь Исаакия Далматского. Карта и ближайшие объекты Рядом с Благовещенской церковью в с . Степановское стоит высокая церковь-колокольня святого Исаакия Далматского, составляющая с ней единый уникальный комплекс. Ранее он был обнесён невысокой кирпичной оградой со святыми воротами, которые не сохранились. Храм был заложен в 1702-1703 годах по повелению графа А. И. Остермана. Преподобный Исаакий Далматский является небесным покровителем Петра I, родившегося в день поминовения святого 30 мая (ст. ст.). Именно Петру граф Андрей Иванович Остерман обязан своим возвышением, именно от него получено было Степановское во владение. Интересен факт, что это строительство началось за несколько лет до освящения первой Исаакиевской церкви в Петербурге в 1707 году. Возведение церкви по каким-то причинам затянулось на три десятилетия, и освящена она была лишь во времена царствования Анны Иоанновны, через несколько лет после смерти первого российского императора – в 1732 году. Однако Пётр вполне мог быть в курсе подмосковного строительства – в Благовещенской церкви долгое время хранилась небольшая икона св. Иоанна Богослова из слоновой кости, по преданию, выточенная царём собственноручно в 1715 году. Высокое здание храма необычно уже тем, что построено при более старом храме Благовещения вместо простой колокольни. В продолжение традиций храмов «под звоном» оно построено в несколько ярусов. Церковь поражает своими архитектурными формами, очень редкими для России. По мнению современного исследователя архитектуры Владимира Седова, «архитектура этого храма имеет особенный, экспериментальный характер». Центричный ярусный объём церкви состоит из трехэтажного квадратного четверика, над которым возвышается меньший по основанию невысокий четверик. Наверху каждого из четвериков ранее были открытые террасы, обнесённые балюстрадами, ныне разрушившимися. Венчает храм верхний ярус – стройный восьмерик, в котором размещена колокольня. Колокольня имела пять колоколов. Большой колокол весом 151 пуд 15 фунтов в 1852 году был отлит усердием прихожан на заводе Дмитрия Николаевича Самгина (1797-1872).

http://sobory.ru/article/?object=44345

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Вступление. Литература времени национального подъема Хождение Стефана новгородца Послание Василия Новгородского Феодору Тверскому О Рае Сказание о Вавилоне Сказание о Довмонте Рукописание Магнуша Житие Михаила Ярославича Тверского Повесть о Шевкале Повесть о побоище на реке Пьяне Повесть о битве на реке Воже Задонщина Летописная повесть о куликовской битве Сказание о мамаевом побоище Повесть о нашествии Тохтамыша Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича Послание мудрого Феофана монаху Прохору Повесть о Темир Аксаке Сказание о нашествии Едигея Житие Сергия Радонежского Послание митрополита Киприана игуменам Сергию и Феодору Три послания и духовная грамота Кирилла Белозерского Письмо Епифания Премудрого к Кириллу Тверскому Сказание о битве новгородцев с суздальцами Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе Повесть о благовещенской церкви Хождение на Флорентийский Собор Заметка о Риме Наставление отца к сыну Рассказ о восстании в Новгороде в 1418 году Повесть об ослеплении Василия II     Вступление. Литература времени национального подъема Главное историческое событие в жизни Руси второй половины XIV века и первой XV – победа на Куликовом поле. В 1380 году московский князь Дмитрий Иванович, собрав многочисленное войско почти всех русских княжеств, преградил путь на Русь золото-ордынской армии Мамая. Куликовская победа имела огромное национальное значение. Именно Москва организовала сопротивление Золотой Орде. Дмитрий Донской, защищая не одно только свое Московское княжество, но всю Русь, выступил вперед и встретил золотоордынское войско за рубежами Руси – в «диком поле». Именно здесь, у Непрядвы и Дона, решался вопрос о том, вокруг какого княжества объединяться русскому народу. Ни изменившая Рязань, ни медливший с посылкой своих войск Новгород, ни какой-либо другой центр не получили в глазах всего населения такого общерусского авторитета, как Москва.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Туртень. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Храм был основан в начале 19 века. Точных данных не сохранилось. При храме имеется особо чтимый образ Св. влкмч. Дмитрия Солунского чудотворца. В 1937 годы был закрыт и вновь открыт в 1946 году. В штате числится один священник. Богослужения совершаются регулярно. По воскресеньям проводятся духовные беседы с прихожанами. Ведется пастырское окормление соседних сел. церковь Казанской иконы Божией Матери была построена в 1802 году князем Петром Ивановичем Одоевцевым. Вместо древней часовни на месте явления иконы, в 1848 году стараниями управляющего именьями Ланских помещика Михаила Афанасьевича Левачова была построена каменная часовня, покрытая железом. Церковь дважды закрывали (в 1937—1946 и в 1961—1989 годах). Сейчас храм действующий и имеет два придела: во имя Казанской иконы Божьей Матери (празднование 21 июля и 4 ноября) и во имя св. Флора и Лавра (празднование 31 августа). В 1937 г. в годы советского лихолетья храм был закрыт. В этом же году храм пытались разрушить, но этому помешала ядовитая змея, которая укусила водителя экскаватора, пытавшегося начать уничтожение храма. В 1938 г. до основания была разрушена часовня у источника. По данным уполномоченного по делам Русской Православной Церкви СССР по Тульской области, в 1960-е гг. «в религиозный праздник «Казанскую» приходило паломников из Тульской, Рязанской, Орловской и Липецкой областей до 5-6 тысяч человек» ( ЦНИТО. Ф.8 оп.1 д.142 л.68, 68об .). В 1947 году на Пасху церковь открыли первый раз, до 1961 года. В 1961 году под Духов день церковь закрыли вторично. Здание храма превратили в зернохранилище. Так простояла она в запустении до 1989 года,  в 1992 году приход получил Государственную регистрацию. Святой источник много раз заваливали мусором, который привозили специально из г. Ефремова. Сделали на его месте пруд для разведения рыбы. 21 июля 1961 года было доложено, что «святой» источник с.Туртень Ефремовского района окончательно ликвидирован. Но святая вода все равно пробиралась через горы земли и мусора, находила себе дорожку, делая по-прежнему источник местом паломничества и почитания дивных чудес Пресвятой Богородицы. Источник является значимым местом для православных паломников и славится своими целебными свойствами.

http://sobory.ru/article/?object=07332

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010