К.А. Аверьянов Глава 3. Миссия в Нижний Новгород Потеря Нижнего Новгорода московскими князьями в начале 40-х годов XIV в. Причины этого. Смута суздальских князей в Нижнем Новгороде в начале 60-х годов XIV в. Споры исследователей относительно ее хронологии. Вмешательство Москвы в конфликт суздальских князей. Поездка Сергия Радонежского в Нижний Новгород. Трудности ее датировки. Устройство Сергием церковных дел в Нижнем Новгороде. Его знакомство с Дионисием Суздальским . Участие Сергия в устройстве брака великого князя Дмитрия Ивановича. Основание Георгиевской пустыни на Клязьме После миротворческой поездки преподобного в Ростов последовал его визит в 1365 г. в Нижний Новгород. Пристальное внимание московского правительства к событиям, происходившим в этом городе, являлось далеко неслучайным. В отечественной историографии, когда речь заходит об объединении русских земель, сложилась давняя устойчивая традиция изображать его как непрерывное последовательное поглощение Москвой одного за другим отдельных русских княжеств и земель. Однако вряд ли с этим можно всецело согласиться – процесс консолидации страны в единое целое был явлением длительным и весьма сложным – на всем его протяжении московские князья не только приобретали, но подчас и теряли некоторые территории, Ранее принадлежавшие им. Особенно показателен в этом плане пример с Нижним Новгородом. Этот важный в стратегическом отношении город при слиянии Оки с Волгой являлся владением московских князей уже с начала XIV в. Однако в 1341 г. старший сын Ивана Калиты великий князь Семен Гордый вынужден был уступить его вместе с Городцом суздальскому князю Константину Васильевичу. В литературе считается, что этот город был присоединен к Москве лишь в 1392 г. Подтверждение этому находим в Рогожском летописце. Под этим годом он поместил известие, что сын Дмитрия Донского Василий I «поиде въ Орду къ царю къ Токтамышу и нача просити Новагорода Нижняго... Безбожный же татарове взяша и сребро многое и дары великии, и взя Нижнии Новъград златом и сребром, а не правдою» 324 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

М.И. Вострышев Дмитрий Тихомиров родился в селе Рождествено Нерехтского уезда Костромской губернии 24 октября 1844 года в семье священника местной церкви отца Иоанна. «Нашему отцу тоже приходилось крестьянствовать, – вспоминал младший брат Дмитрия Андрей, – то есть наравне со своими прихожанами пахать, сеять, косить, жать, молотить – одним словом, вести обыкновенное крестьянское хозяйство. И через это являлась возможность семье священника жить получше крестьянина, иметь больший достаток. Мы, дети, тоже по мере своих сил участвовали во всех этих работах и даже с большим удовольствием». Белокурый, не по годам рослый, Дмитрий не только участвовал в крестьянской работе и детских забавах, но и с восьми лет во время богослужений стоял на клиросе, читал Шестопсалмие и Часы. В августе 1854 года он был определен в Костромское духовное училище. «Во сне иной раз увидишь себя школьником, – признавался Тихомиров в зрелые годы. – Ранним утром идешь в училище, по пути в собор заходишь и на коленях перед чудотворной иконой, на холодной плите храма проливаешь горячие слезы в жаркой молитве, чтобы учитель не вызвал к ответу (хотя ответ и был с полным старанием приготовлен), хотя бы на этот день, только на этот день… Но не дошли, видно, детские слезы, не оправдалась горячая молитва . Вот пришел в класс, вот звонок, вот отворяется дверь, тревожно бьется детское сердце. И кровью обливалось оно – меня вызвали к ответу на середку класса. Страхом скована память, нейдут в голову слова твердо заученного урока». Отец мечтал, что Дмитрий поступит в духовную семинарию, получит духовный сан и продолжит его пастырское служение. Но денег на образование не было, а тут появилась возможность определить сына на казенный счет в Ярославскую военную школу. После двух лет учебы в ней случай вновь изменил судьбу Дмитрия – его перевели в Петербургские учительские классы, созданные для лучших воспитанников военных училищ. Еще через два года новый перевод – в Москву, в Военную учительскую семинарию. «Заботливо организованная по заграничным образцам, – вспоминал Тихомиров, – обеспеченная лучшими педагогическими силами, пользуясь свободой в постановке преподавания и воспитания, военная по названию, но чуждая всякой военщины и воинствующая лишь со всяческой казенщиной и рутиной, свободная по духу семинария представляла тогда собой небывало новое и оригинальное учебное заведение в начавшейся тогда новой жизни России».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Tihomi...

Повесть о Луке Колочском Подготовка текста перевод и комментарии Л. И. Журовой «Повесть о Луке Колочском» – один из оригинальных памятников XV–XVI вв., который, видимо, возник в Северо-восточной Руси. В основе сюжета лежит традиционный для древнерусской литературы мотив о явлении чудотворной иконы и рассказ об основании Колочского монастыря. Но основным содержанием «Повести» стало изобилующее беллетристическими элементами занимательное повествование о неправедной жизни простого селянина Луки, неожиданно разбогатевшего за счет иконы. Конфликт строится на взаимоотношениях удельного князя Андрея Дмитриевича Можайского и земледельца; это обстоятельство позволяет поставить вопрос об особом идейном звучании литературного произведения, отразившем одну из актуальных проблем своего времени – учение о пределах царской власти. Литературная история «Повести о Луке Колочском» тесно связана с историей Можайского княжества. Можайск – один из первых «примыслов» московских князей XIV в. Первое упоминание о Можайске относится к 1293 г. Однако рост города связан с XIV–XV вв., когда Можайск становится опорным пунктом борьбы против литовского наступления и важным центром на торговом пути с Западом. В начале XIV в. Можайск входил во владения московских князей и передавался старшему сыну, после Дмитрия Донского стал центром самостоятельного удела. В Можайске в начале XV в. чеканилась своя монета, можайские князья выплачивали большую дань Орде, можайские купцы торговали с западными странами и с Кафой (Феодосией). Все это – показатели экономической и политической мощи Можайского княжества. Упоминаемый в «Повести» Андрей Дмитриевич Можайский, третий младший сын великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского, получил по завещанию отца в удел Можайск. Вся деятельность князя Андрея Дмитриевича как правителя говорит о том, что он стремился показать себя умелым организатором, заботящимся о своих владениях. Князь занимался не только административными вопросами, но вмешивался в дела церковные. Известно «Послание» Кирилла Белозерского, написанное в 1408 или в 1413 г. (1413 г. – год основания Колочского монастыря), которое служит своеобразным примером так называемого «среднего» мнения по вопросу о пределах царской власти. Суть этого мнения заключалась в том, что князю не подвластна сфера церковных отношений, но власть князя не ограничивается делами исключительно светскими, в его обязанности, по мнению Кирилла, должна входить забота о том, чтобы его подданные выполняли предписания веры, которым их учат духовные наставники. Содержание «Повести о Луке Колочском» перекликается с этой мыслью Белозерского старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Санкт-Петербург. Церковь Входа Господня в Иерусалим (Знаменская). Знаменская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь Входа Господня в Иерусалим, известная как Знаменская церковь, была выстроена по повелению императрицы Елизаветы Петровны в 1759 г. По прошению бывшего при дворе ЕИВ купчины Григория Безсчастного последовало Высочайшее соизволение «построить на Невском против Егерского и Птичного дворов у Лигова канала церковь в честь Входа Господня в Иерусалим, с двумя приделами: один во имя св. мч. Севастиана и дружины его, другой во имя св. Дмитрия Ростовского, новоявленного чудотворца». Исходатайствовав разрешение, Безсчастный с задачей не справился и не выполнил взятый на себя труд. 26 октября 1763 г. обыватели вновь обратились с прошением об устройстве церкви к архиепископу Санкт-Петербургскому Гавриилу, объясняя, что на строительство церкви уже было Высочайшее разрешение. В результате всех просьб 11 сентября 1965 г. была освящена придельная церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, приход получил название Знаменского. 22 октября 1766 г. была освящена придельная церковь на хорах в честь св. Николая Чудотворца. Главный придел в честь Входа Господня в Иерусалим был освящен 15 июня 1768 г. Освящение всех приделов совершил преосвященный Гавриил Кременецкий, архиепископ Санкт-Петербургский и Ревельский. В апреле 1767 г. последовало перенесение в новоустроенную церковь утвари из бывшей домовой церкви Зимнего дворца, согласно высочайшего повеления, в котором значилось: «из бывшей в Зимнем дворце церкви иконостас с убором и кафедру отдать бывшему придворному купчине Григорию Безсчастному по описи с роспискою, для постановления в новоустроенную на Невском проспекте у Лигова канала церковь и что отдано будет рапортовать в канцелярию о строении». Иконостас, писанный в византийском стиле масляными красками на холсте, до последнего находился в Знаменском приделе церкви. В 1794 г. начата была постройка каменной церкви Входа Господня в Иерусалим с двумя приделами. Строилась она позади деревянной по проекту арх. Федора Ивановича Демерцова. 29 мая в день св. Духа начали копать рвы, а 5 июля вывели фундамент. В 1799 г. купец Дмитрий Колмыков обратился с прошением на имя митрополита Гавриила о том, что он желает достроить церковь в три года с условием, что придел во имя Николая Чудотворца был назван в честь св. Дмитрия Царевича. Консистория указам от 16 февраля 1799 г. запросила согласие причта, которое было получено. 17 марта того же года был дан указ на постройку церкви. 22 августа 1801 г. церковь была отстроена вчерне на церковные суммы. В том же 1801 г. умер Калмыков и церковь осталась внутри неотделанной. Окончательно она была отдела лишь в 1804 г. попечением церковного старосты купца Мирона Муратова, причем придел св. Николая Чудотворца сохранил свое посвящение. 6 ноября 1804 г. в ветхой деревянной церкви была отслужена литургия и молебен, антиминс был перенесен крестным ходом в новую церковь.

http://sobory.ru/article/?object=34596

Семи лет от роду Дмитрий был помещен родителями в Вышинскую пустынь под руководство ученого иеродиакона Никона, бывшего префекта Рязанской Семинарии, много сделавшего для воспитания и образования способного мальчика. После этого Дмитрий поступил в Шацкое Духовное Училище. Как-то во время каникул они с теткой решили посетить Саровскую Пустынь, где и произошла знаменательная встреча с великим светочем земли их и Русской. Биограф Филарета описывает ее так: «Пошли они в Саров пешком и, отстояв Литургию, отправились в лес, где была келия о.Серафима. Им встретился маленький согбенный старичок в белом балахончике, опоясанный веревкой. Он остановился, как бы ожидая опершись на топор, служивший ему посохом. Угадав в этом старичке того великого пред Богом человека, которого чтит вся Россия, наши богомольцы подошли к нему и поклонились ему в ноги. Блаженный провидец, благословив их и посмотрев на Дмитрия, сказал: „Сей отрок будет великим светильником Церкви и прославится по всей Руси как ученый муж”. Еще прежде Серафим спросил пришедшего к нему за благословением со своими родными Никиту, есть ли у него двоюродный брат Димитрий? И на утвердительный ответ сказал: „Он будет солить, солить на всю Россию!”» Повествователь так объясняет эту образную речь старца: «Соль предохраняет от порчи снедь, делая пищу здоровою и приятною Подобно тому Дмитрий, в последствии архиепископ Филарет, своими молитвами привлекая на мир благословение Божие, своею деятельностью и примером чистой и благочестивой жизни имея нравственное влияние на окружающую среду, будет предохранять ближних своих, свою паству от нравственной порчи и тления и способствовать нравственному ее оздоровлению». Как бы желая троекратным свидетельством подтвердить свое пророчество, тот же старец и в третий раз, когда позднее старший брат Дмитрия Василий, возымев намерение принять монашество, пришел за благословением к нему, сказал: „Это только твоему брату Бог дал талант каждый месяц по книжке из кармана вынимать, а ты ступай домой и живи как укажет Бог”. Василий поступил диаконом в церковь , где служил его отец» (с.8–9). Предсказание дивного старца полностью сбылось, и впоследствии преосвященный Филарет, действительно, стал «каждый месяц по книжке из кармана вынимать».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

1. Духовная память Содержание духовных памятей монастырям составляло пожертвование от частных лиц в монастырь на помин своей души и душ сродников своих. В архиве Данилова монастыря есть такой акт 1586 года. Он начинается словами: «во имя Отца и Сына и Святаго Духа Троицу единосущную и нераздельную»; затем: Се яз раб Божий Матвей Дмитриев Пыжов пишу сее духовную память целым умом и разумом, кому что дати, и на ком что взяти и кому моя душа поминати. Приказываю свою душу поминати отцу своему духовному, Духовскому игумену Марку, да приказываю свою душу поминати Троицкому Данилова монастыря государю своему архимандриту Сергию с братьею. А дал есми в дом живоначальные Троицы и препод. Даниилу по своих родителех и по своей душе, в наследие вечных благ, на поминок, вотчину свою отца моего благословение Дмитрия Ивановича Пыжова, да дяди моего благословение Фёдора Ивановича Пыжова в Юрьеве Польском, в Кривцове стану, на р. Шахе, сельцо Микульное, да к тому селцу пустошь Бузаново, в срок без выкупа, в наследие вечных благ. Благочестивый завещатель не просто завещевает поминать свою душу; но, кроме всеобщего поминовения, назначает особые дни, в которые душа особенно нуждается в поминовении и молитвах церковных. А поминати, – говорит он далее, – моя душа архимандриту Сергию с братьею за тот вклад четыредесятницу (то есть сорокоуст) обедню служити по всяк день, а на третины и на девятины и на полусорочины обедниж служити и панихиды пети собором. Устроивши, так сказать, по себе поминовение, завещатель начинает заботиться о поминовении душ сродников своих. Да архимандритуж Сергию с братьею после моего живота впрок за тот вклад поминати деда моего Ивана, да отца моего Дмитрея и матерь мою Ульяну и дядю моего Фёдора, мои родители, и дважды в год на братью кормы чинити, и деда моего и отца моего и матерь мою и меня в сенодик написати во вседневной, и иных моих родителей написати в общей сенодик. Во вклад его в монастырь, после смерти его, могли вступиться его родственники, могли, как родовым имением, воспользоваться, отнять его у монастыря; – на этот случай в духовной помещена угроза суда божия над ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

XII. Примечательные окрестности монастыря Радонеж (Городок). Хотьков монастырь. Крестовская часовня, или место «У креста». Вифанский монастырь с семинарией. Гефсиманский скит с пустыней Параклита. Корбуха. Радонеж (Городок) Маленький город, или городок, Радонеж, в настоящее время – село Городок, составлял вторую родину преподобного Сергия после Ростова. От переселения из Ростова и до пострижения в монашество преподобный прожил в нем со своими родителями около семи лет. Бывший городок, а нынешнее село находится в четырнадцати верстах от лавры по направлению к Москве, в двух верстах вправо от Московского шоссе и от находящегося на шоссе села Воздвиженского, на берегу реки (речки) Пажи, текущей из-под Хотькова монастыря, от которого село в пяти верстах. Радонеж как село и с названием Радонежское упоминается в первый раз в духовной грамоте великого князя Ивана Даниловича Калиты, писанной в 1328 году: великий князь в своей грамоте отдает село Радонежское в удел своей княгине с меньшими детьми, под которыми разумеются две дочери. После смерти великой княгини, в 1331 году, и по новому разделу Радонеж достался в удел младшему сыну Ивана Даниловича, Андрею Серпуховскому, причем он был сделан городом с подчинением ему известной волости (известного уезда) и причем в нем посажен был княжеский наместник. После смерти князя Андрея Ивановича, в 1353 году, Радонеж достался его сыну Владимиру Андреевичу, двоюродному брату Дмитрия Ивановича Донского и его знаменитому соучастнику в Куликовской битве. После смерти князя Владимира Андреевича, в 1410 году, Радонеж достался в удел, и уже не как придаток к другим городам, а как главный, а вместе и единственный город, его младшему сыну Андрею Меньшому, который, по сейчас сказанному, был именно князем Радонежским и который имел в Радонеже, как в единственном своем городе, и свою столицу. После смерти Андрея Владимировича бездетным, в 1426 году (погребен в Троицком соборе лавры), Радонеж достался его племяннику, Василию Ярославичу Боровскому. В 1456 году, когда великий князь Василий Васильевич отнял удел у Василья Ярославича, Радонеж вместе со всем уделом вошел в состав великого княжения.

http://sedmitza.ru/lib/text/438600/

В 1471 году, Севастиян Кушелев послан был Иоанном Великим в Псков, собирать псковскую рать против Новгородцев, которую он 31 июля и привёл к Великому Князю, на берега Шелони. Он участвовал также, в качестве воеводы, в новгородском походе 1477 года. Василий Борисович Кушелев получил от Иоанна Великого, в земле новгородской, в вотской пятине, в погосте Егорьевском-Теребовльском, на Перебожье, отписные вотчины Новгородцев Дмитрия Победитцкого и Тимофея Иевлева. Иван чепец и Иван меньший Кушелевы находились, в 1495 году, в числе детей боярских, сопровождавших в Литву княжну Елену Иоанновну, нареченную супругу Литовского Великого Князя Александра. Из данной грамоты, Иоанном Великим, сыну его князю Юрию Иоанновичу на Дмитров и на Рузу видно, что Андрей Кушелев владел, в 1504 году, в Дмитровском уезде, деревнею Залесскою. Юрий Никитич убит в казанском походе 1550 года, а Дмитрий Данилович и Тимофей Иванович убиты при взятии Казани (2 октября 1552): имена всех трёх вписаны в синодик Успенского собора, на вечное поминовение. Фёдор Никитич и Пётр Григорьевич подписали, в 1571 году, поручную запись по боярине князе Иване Фёдоровиче Мстиславском, первый в 35 рублях, второй в 40 рублях. Ляпун и Дмитрий Фёдоровичи жалованы поместьями в 1583 году. Иван Иванович служил, при Императоре Павле Петровиче, сенатором; при Императоре Александре действительным тайным советником Егор Андреевич (рождение 1763 † 1826) служил, при Императоре Павле Петровиче, генерал-лейтенант, а при Александре I сенатором; сын его Сергий Егорович (рождение 1821), ныне полковник и флигель-адъютант. Григорий Григорьевич служил в Гатчине, при Великом Князе Павле Петровиче, полковником, и пользовался особенным благоволением Великого Князя; по восшествии Государя на престол получил чин генерал-майора и Анненскую ленту; несколько месяцев спустя чин вице-адмирала; 24 окт. 1798 г. пожалован адмиралом и вице-президентом адмиралтейств-коллегии; 22 февраля 1799 года возведён в Графское Российской Империи достоинство; и 29 июня того же года получил Андреевскую ленту. В 1801 году он оставил службу, и скончался в глубокой старости, в 1833 году. От первого брака он имел одну дочь, графиню Александру Григорьевну, за сенатором князем Алексеем Александровичем Лобановым-Ростовским; от второго брака с графинею Любовью Ильинишною Безбородко († 14 июля 1809) имел двух сыновей: Александра и Григория († 16 февраля 1855, бездетным); из них старший, граф Александр Григорьевич (рождение 1800 † 6 апреля 1855), сенатор, исправляющий должность государственного контролера, по указу 6-го апреля 1816 года принял имя и герб графов Безбородко и именуется графом Кушелевым-Безбородко 176 . От брака с княжною Александрою Николаевною Репниною-Волконскою († 8 октября 1836), он имеет несколько человек детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Гаврила Державин. Казанское детство Детство, полное унижений и обид, частенько предшествует победной судьбе выдающегося деятеля. 20 июля, 2014 Детство, полное унижений и обид, частенько предшествует победной судьбе выдающегося деятеля. 20 июля – день смерти Г.Р. Державина,  великого русского поэта и видного государственного деятеля. Однажды графа Фёдора Ростопчина спросили: «А почему вы – не князь? Юсуповы, Шереметевы – выходцы из ордынских мурз – получили княжеское достоинство, а ваши предки – нет» — «Всё дело в том, что мой предок Ростопча прибыл в Москву зимой» — «Разве время года может повлиять на получение титула?» — «Как? Вы не знаете? Когда татарский вельможа в первый раз являлся ко двору, ему предлагали на выбор или шубу, или княжеское достоинство. Предок мой приехал в жестокую зиму и отдал предпочтение шубе». Вот и мурза Багрим (то есть, Ибрагим) довольствовался шубой. Приняли его в Москве на высшем уровне, сам великий князь Василий  Иоаннович крестил своего нового вассала. Ибрагим стал Илией. Но в князья многочисленные потомки мурзы не вышли.  И всё-таки московский правитель расщедрился, и  Багрим получил от него завидные  вотчины и под Владимиром, и под Новгородом и Нижним. На русской земле, обжитой с древних времён. От сыновей Багрима произошли Нарбековы, Акинфовы, Кеглевы. У Дмитрия Ильича Нарбекова был, в числе других детей, сын Алексей, получивший громкое имя Держава.Трудно не приметить, что Державин – говорящая фамилия. С такой фамилией мудрено не стать яростным охранителем империи. От него и пошёл  род Державиных, которые «служили по городу Казани дворянскую службу». Осенью 1552 года Иоанн Грозный штурмом взял Казань и присоединил к Руси татарское царство. Город на Волге оправославливали, там поселились дворяне, которым доверял царь. Казань в те годы была одним из крупнейших городов империи, уступала только двум столицам. Город двунациональный, с восточным колоритом, но с заметным преобладанием русских. В чём заключалась дворянская служба? Державины участвовали в крымских походах, честно проливали кровь за царя. Дед поэта – Николай Иванович – носил прозвание Девятый. Умер он в глубокой старости – 87-ми лет –  однако, не дожил года до рождения внука Ганюшки. Детям своим Николай Иванович оставил скудное наследство – Державины были самым, что ни на есть обедневшим дворянством.

http://pravmir.ru/gavrila-derzhavin-kaza...

Лукоянов. Тихоновский женский монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:Между 1896 и 1907. Год утраты:1931 (взорван) Адрес: Россия, Нижегородская область, Лукояновский район, г. Лукоянов Координаты: 55.035152, 44.488906 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В 1820-х годах в уездном городке Лукоянов Нижегородской губ. жила дворянская семья титулярного советника Литова Никифора Ивановича, служившего секретарём в лукояновском уездном суде. Их дом стоял на площади, которая тогда называлась «Плант». В 1818 году в этой семье родилась дочь Анна, которая в будущем и стала основательницей Лукояновской женской Тихоновской общины. С детских лет Анна Никифоровна была очень набожной. В 19 лет она стала жить одна в келье, в саду около своего дома. Через 9 лет вместе с ней в келье поселилась её подруга, а потом к их келейной жизни стали присоединяться и другие девушки. После смерти Никифора Ивановича келейницы решили основать общежительную общину на новом месте. В 1855 году Анна Никифоровна с торгов в Лукояновской городской ратуше купила место для обители размером 40x80 сажен (примерно 1,5 га) на углу современных улиц Горького и Куманёва. Участок был обнесён забором и на нём был построен первый дом со службами. Первоначально обитель имела вид богадельни. В 1866 году при богадельне на средства Анны Никифоровны и лукояновского купца Дмитрия Федоровича Валова была построена домовая церковь. Дмитрий Федорович Валов был отцом известного в городе председателя Лукояновской Земской управы Николая Дмитриевича Валова, который стал жертвой дворянской политики, направленной на упразднение земств. Лукояновские дворяне необоснованно обвинили его в недобросовестности и опозорили на всю страну. Об этом писал В.Г. Короленко в своем очерке «В голодный год».

http://sobory.ru/article/?object=49302

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010