Красное-на-Волге. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Богоявления Господня в посёлке Красное-на-Волге имеет богатейшую историю. Храм построен в 1592 году на средства дяди Бориса Годунова - Дмитрия Ивановича, по благословению первого Патриарха Московского и всея Руси Иова. Церковь Богоявления в Красном — это единственный каменный шатровый храм XVI века в Костромской области. Внутри храма присутствует восстановленный иконостас, а стены и своды расписаны в традициях православной живописи XVI—XVII веков.  Рядом с храмом Богоявления прежде находилась церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла. Она была построена на народные деньги в память об избавлении России от нашествия Наполеона. Храмовый ансамбль был обнесен оградой, рядом с которой стоял памятник Александру II. Внутри ограды находилось старое кладбище. Когда возникла потребность в новом, его основали на другом месте и построили новую кладбищенскую церковь Всех Святых. После революции Петропавловская церковь, храмовая ограда и памятник царю были разрушены. От былого ансамбля остался лишь храм Богоявления, закрытый в середине 20 века, и пруд. В советское время церковь служила складом для зерна, хранилищем овощей, библиотекой и клубом. В конце 1950-х годов под руководством архитектора И.Ш. Шевелёва в Богоявленской церкви провели ремонтно-реставрационные работы. В ходе этих работ храму вернули первоначальный облик, который он имел к концу XVII века.  В 1990 году церковь вернули Костромской и Галичской епархии. С этого момента и начинается его истинное возрождение. Здесь стали проходить регулярные богослужения, сам храм был полностью отреставрирован в 2009 году. Богоявленская церковь в Красном на Волге, построенная в 1592 году Годуновыми, принадлежит к числу бесспорных шедевров древнерусского зодчества. История её недавней реставрации развивалась очень странно. Сначала были сделаны новые луковичные главы, заменившие собой шлемовидные, а затем отлично отреставрированный в 1962 году по проекту И. Шевелёва памятник решили окончательно вернуть к дореволюционному облику, который он приобрёл в результате поздних искажений. Шатры храма и колокольни покрыли медью, а на церковном шатре заново воспроизвели псевдолюкарны. Таким образом, памятник сейчас отброшен на сто лет назад, словно и не было вековой истории его научного изучения и реставрации.

http://sobory.ru/article/?object=03106

Кромы. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты В XVII веке в поселке Кромы насчитывалось 8 деревянных храмов: соборная церковь Успения Богородицы, в Кромской крепости-остроге Завитай, приходские - Преображения Господня и Св. великомученика Дмитрия в Драгунской слободе, Св. великомученика Никиты в Черкасской слободе, Св. Николая Чудотворца и Покрова Богородицы в Стрелецкой слободе, Св. великомученицы Параскевы в Пушкарной слободе и Св. Троицы в мужском монастыре (упразднен в нач. XVIII века). После утверждения нового регулярного плана поселка Кромы (14 марта 1780 года) застройка городка велась по новому проекту и большая часть храмов была либо упразднена, либо перенесена на другие места. Свое древнее местоположение сохранила лишь Никитская церковь, построенная в 1740 году и просуществовавшая до 30-х годов XX века. В начале XIX века на городской площади на месте ветхой Пятницкой церкви иждивением прихожан, среди которых особенно выделялся купец Петр Иванович Горбунов, заложили монументальный Успенский собор в стиле классицизм, оконченный в 1822 году (расширялся в 1871-1872 и 1875-1876 годах). К храму была пристроена очень высокая колокольня, увенчанная шпилем, видная за несколько верст от города. В 1823-1826 годах на месте древней Преображенской церкви выстроили классическую Троицкую церковь. В 1861-1867 годах над склепом Анастасии Слетовой и ее утонувшего сына на средства купца Ивана Тихоновича Слетова возведена кирпичная Тихвинская кладбищенская церковь. Старый же деревянный храм, стоявший здесь ранее, был в 1882 году перенесен старанием мещанина Георгия Михайловича Станкевича на другое кладбище - Троицкое, где его освятили в 1885 году во имя Св. Иоанна Предтечи. Последний по времени храм в Кромах устроили в 1902 г. в помещении уездной тюрьмы, построенной еще при императрице Екатерине II (здание сохранилось). Его освятили во имя Св. Николая Чудотворца Мирликийского " в ознаменование помолвки их императорских величеств Николая Александровича и Александры Федоровны " . Церковь занимала отдельное помещение в тюрьме и приход ее состоял лишь из небольшого количества арестантов и их начальства.

http://sobory.ru/article/?object=07796

Кузьминское. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Церковь Знамения Пресвятой Богородицы Карта и ближайшие объекты Кирпичный и оштукатуренный храм Знамения Пресвятой Богородицы с приделом Косьмы и Дамиана сооружён в вотчине ктитора С.П. Наумова в 1671 г. и освящён в 1678 г. Несомненно, что основной объём храма, состоящий из двусветного четверика, наделён чертами московской школы, выраженных прежде всего в убывающих ярусах кокошников и рисунке оконных очелий. Храм завершён поверх двух рядов кокошников пятиглавием изысканного силуэта на глухих и вытянутых барабанах. В декоративном убранстве заметную роль играют вкрапления керамических изразцов. К сожалению, древнее сооружение было частично перестроено в XIX в., после реставрации 1968-71 гг. ему был возвращён облик, близкий первоначальному. Храм содержится в образцовом порядке и действует. Первое упоминание о " сельце Кузьминское на суходоле " встречается в переписных книгах за 1577-78 гг. Оно находилось в вотчине князя Фёдора Ивановича Пожарского, деда князя Дмитрия Михаиловича Пожарского. Дальнейшая история селения связана с представителями одной из ветвей старинного рода Наумовых. К 1678 году в Кузьминском уже существовала усадьба и церковь во имя иконы Божией Матери " Знамение " , однако достоверно известно, что в ранние века здесь уже существовала Космодамианская церковь, сгоревшая, по-видимому, во времена татарских нашествий. Каменная церковь сооружена между 1669 и 1678 гг. Заказчиком храма был владелец села Кузьминское - Степан Петрович Наумов. Он скончался в 1700 году и был похоронен вместе с супругой в построенном им храме. В основе композиции здания лежит двухсветный четверик бесстолпного храма во имя Знамения Пресвятой Богородицы, увенчанный ярусами кокошников и стройным глухим пятиглавием с кирпичными луковицами. С севера к нему примыкает одноглавый придел во имя Космы и Дамиана, объединённый с храмом папертью. Своды и стены храма были расписаны орнаментальной живописью. Отдельно от церкви поставлена массивная шатровая колокольня в два яруса.

http://sobory.ru/article/?object=01159

Куликово поле: 12 картин Куликовская битва как личное переживание русских художников 21 сентября, 2015 Куликовская битва как личное переживание русских художников Куликовская битва стала зримым воплощением идей патриотизма. События, предшествовавшие битве, и само сражение на столетия остались в поле внимания творческих людей. Историки, писатели, скульпторы и живописцы не устают обращаться к батальной теме. В подборке Дарьи Рощеня – десять живописных полотен, отражающих знаменитое сражение. 21 сентября отмечается День воинской славы России – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве в 1380 году. Историки единодушны во мнении, когда говорят о Куликовской битве: тем ветреным осенним днем у берегов реки Непрядвы решилось будущее Русской земли. В одной точке соединились горе и терпение, жажда освобождения от ига, сила, воля и вера. В одном месте совпали в своих чаяниях величайшие люди своего времени: деятельные, мудрые, дальновидные, сильные духом монахи и воины. Преподобный Сергий, игумен Радонежский, и великий князь Дмитрий Иванович, прозванный после битвы Донским, их предшественники митрополиты Московские и всея Руси Петр и Алексий, воспитавшие князя Дмитрия, а также сотни тысяч безымянных русских воинов – вот они, победители. Воинский подвиг стал ещё и подвигом духовным, подвигом священным. Как катализатор он запустил мощные процессы, способствовавшие объединению разрозненных земель в единое государство. Нет, Куликовская битва не была окончательной победой над татаро-монголами. Иго было сброшено только сто лет спустя. Однако именно Куликовская битва развеяла миф о непобедимости Золотой Орды, дала надежду и породила героев. XVI-XVII век: житийная икона Куликовская битва на многие столетия остается в поле внимания художников. И если в XVI-XVII веках речь идет о редких и каноничных изображениях в рамках летописных списков и житийных клейм на иконах, то тремя веками позже, с развитием интереса к истории и исторической картине, – сюжет Куликовской битвы становится одной из центральных тем исторического жанра.

http://pravmir.ru/kulikovskaya-bitva-zhi...

Летописная повесть о Куликовской битве О сражении на Дону и о том, как великий князь бился с Ордой Пришел ордынский князь Мамай с единомышленниками своими, и со всеми прочими князьями ордынскими, и со всеми силами татарскими и половецкими, наняв еще к тому же войска бесермен, армен, фрягов, черкасов, и ясов, и буртасов. Также собрался с Мамаем, единомыслен с ним и единодушен, и литовский князь Ягайло Ольгердович со всеми силами литовскими и польскими, и с ними же заодно Олег Иванович, князь рязанский. Со всеми этими сообщниками пошел Мамай на великого князя Дмитрия Ивановича и на брата его князя Владимира Андреевича. Но человеколюбивый Бог хотел спасти и освободить род христианский молитвами Пречистой Его Матери от порабощения измаильтянского, от поганого Мамая, и от сборища нечестивого Ягайла, и от велеречивого и ничтожного Олега Рязанского, не соблюдшего своей веры христианской. И станет ему, исчадию ада и ехидне, день великий Господень кончиной! Окаянный же Мамай возгордился, возомнив себя царем, начал злой заговор плести, созывать своих поганых темников-князей и сказал им: «Пойдем на русского князя и на всю землю Русскую, как было при Батые. Христианство погубим, а церкви Божии сожжем, и кровь христианскую прольем, а законы их изничтожим». И это потому, что нечестивый люто гневался из-за своих друзей и любимцев, из-за князей, убитых на реке Воже. И начал неистово и поспешно силы свои собирать, в ярости подвигнувшись и в силе великой, желая пленить христиан. И тогда двинулись все племена татарские. И начал Мамай посылать в Литву, к нечестивому Ягайлу, и к хитрому сотенщику, сообщнику дьявола, отлученному от Сына Божия, помраченному тьмою греховной и не хотящему уразуметь – Олегу Рязанскому, помощнику бесерменскому, лживому сыну, как сказал Христос: «От нас вышли и на нас поднялись». И заключил старый злодей Мамай бесчестное соглашение с поганой Литвой и душегубцем Олегом: собраться им у Оки-реки в Семенов день на благоверного князя. А душегубец Олег начал зло к злу прилагать: послал к Мамаю и к Ягайлу своего боярина-единомышленника, антихристова предтечу, именем Епифана Кореева, веля им прийти в указанный день, и тот же уговор подтвердил – собраться у Оки с трехголовыми зверьми – сыроядцами и кровь пролить. О, враг и изменник Олег, лихоимства являешь примеры, а не ведаешь, что меч Божий угрожает тебе, ибо пророк сказал: «Оружие обнажили грешники и натянули лук, чтоб убивать во мраке праведников. И оружие их вонзится в сердца их, и луки их сокрушатся».

http://pravoslavie.ru/5297.html

Москва. Донской монастырь. Донской монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1686 и 1800. Ссылки:   Адрес: 115419, Россия, город Москва, Донская площадь, 1-3. Координаты: 55.714245, 37.599871 Проезд:Станция метро «Шаболовская», выход из второго-третьего вагона из центра. После выхода из метро повернуть направо, пешком вдоль по улицы Шаболовка до пересечения с 1-м Донским проездом, затем снова повернуть направо и вдоль монастырской стены — до Главных ворот обители, расположенных со стороны Донской площади. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Предание о возникновении монастыря гласит, что в 1591 г. Москва жила в страхе от приближающихся орд хана Казы-Гирея. 2 июля пришло известие, что войска хана подошли по Серпуховской дороге к селу Котлы. Укрепившись основными силами к 4 июля в овраге у села, хан начал небольшие вылазки против русских войск. Наступила ночь.Ночью царь Федор Иоанович долго совещался с Борисом Годуновым об организации обороны, а на рассвете повелел взять икону Донской Божией Матери из полковой церкви и обнести ее по всему рубежу обороны. Когда взошло солнце русские войска застыли от удивления. Татарская орда бежала от стен Москвы. Это непонятное явление объяснили заступничеством иконы Донской Божией Матери, которую донские казаки подарили в 1380 г. войску князя Дмитрия Ивановича перед его сражениями с Мамаем. В честь этой иконы и построил в 1593 г., на месте походного алтаря, царь Федор Иоанович каменную церковь - теперь это Малый собор Донской иконы Божией Матери. Это положило начало основанию монастыря на этом месте. С основанием этого монастыря завершилось создание южного оборонительного пояса Москвы - в него вошли Новодевичий, Донской, Даниловский и Симоновский монастыри-крепости. Малый Собор Донской Божией матери предположительно строил Федор Конь. Доминантой собора являются трехрядные кружевные кокошники, небольшой купол на барабанчике, с колоннами и карнизом. Внутри храма - коробовидный свод без столпов. Интерьеры украшены фресками. К 1684 г. посередине монастырского двора стали рыть большой фундамент для нового собора. Строительство собора было завершено в 1698 г. Так появился Большой (новый) собор в честь Донской иконы Божией Матери. Пятиглавый тридцатиметровой высоты собор стал доминантой над всей местностью. Собор выполнен в стиле нарышкинского барокко, окружен двухярусной арочной галереей. В 1712 г. под алтарем собора устроили церковь Сретения Господня. В 1724 г. грузинская царица Дарья Арчиловна вымостила пол собора железными плитами.

http://sobory.ru/article/?object=02994

Москва. Симонов мужской монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Богородицкий собор, Успенский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Успенский собор Симонова монастыря строился с 1379 г. Освящен 1 октября 1405 года. Взован 21 января 1930 года, на его месте построен ДК ЗиЛ. http://bellschool.ru/belltowers/simonov Успенский собор был заложен в 1379 г., когда был основан Симонов монастырь, и освящен 1 октября 1405 г. В 1476 г. в грозовую ночь молния ударила в крест главного купола собора, и купол загорелся. Занимаясь его ремонтом, стали перестраивать и весь собор, для чего великий князь Иван III разрешил пригласить ученика архитектора Аристотеля Фиорованти. Еще через семьдесят лет собор перестраивался вторично, а рядом с ним возвели шатровую колокольню. В результате переделок к XVII веку собор превратился в высокое крестово-купольное здание с входом в центре западной стены, с трех других сторон его окружала невысокая галерея. На галерею с востока вели две лестницы, и это особо подчеркивало симметричность и торжественность постройки. Почти квадратный в основании, собор стоял на высоком подклете из белого камня. Верх завершался крестовым сводом на четырех столбах. Торцы сводов образовывали закомары. В плане собор имел форму восьмиконечного креста. В световом барабане были устроены щелевидные оконные проемы, у его основания – небольшие килевидные кокошники. Когда переделывали сгоревшую главу, закомары закрыли, по углам поставили декоративные барабаны. Собор стал о пяти главах луковичной формы. Изменилась также форма портала главного входа. В 1832 г. к собору с левой стороны пристроили ризницу, а с правой – придел Казанской иконы Божией Матери. В приделе находилась икона Господа Вседержителя, принадлежавшая преподобному Сергию Радонежскому. По преданию, именно этим образом Игумен земли Русской благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его дружину перед Куликовской битвой. В ризнице находился трехстворчатый складень, которым преподобный Сергий благословил иноков Пересвета и Ослябю перед сражением. В соборе находился великолепный пятиярусный вызолоченный иконостас, в котором помещались Владимирская и Тихвинская иконы Божией Матери начала XVI века. В конце XIX века собор обновили снаружи и внутри по проекту архитектора К.А. Тона. Позакомарное покрытие переделали на четырехскатное, окна растесали, застеклили галерею. В 1891 г. храм обновляли.

http://sobory.ru/article/?object=39881

Москва. Церковь Бориса и Глеба у Арбатских ворот. Борисоглебская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1483 году на Арбатской площади выстроили деревянную церковь Бориса и Глеба. Эта церковь упоминается в летописи в повествовании о великом пожаре, разбушевавшемся 28 июля 1493 года от копеечной свечки. В том же летописном сообщении впервые встречается и название Арбат. Церковь Бориса и Глеба оказывается не только летописной ровесницей Арбата, но даже старше Красной площади. В XVI веке Борисоглебская церковь упоминается уже как каменная, построенная по указу великого князя Василия Ивановича. Особенно чтил эту церковь его сын Иван Грозный. При нем по постановлению Стоглавого собора в 1551 году храм Бориса и Глеба стал одним из семи московских соборов (по числу Вселенских Соборов), то есть главным храмом в определенном приходском округе. Он был и местом особенного царского богомолья перед военными походами, так как располагался на главном, западном, направлении. По обычаю, государи шествовали в него из Кремля с крестным ходом, со свитой, духовенством и воинством, слушали в нем обедню, затем служили молебен и получали напутственное благословение. Иван Грозный молился здесь в мае 1562 года, когда «шел на свое дело Литовское», и слушал здесь обедню. В ноябре того же года Иван Грозный, вновь решив пойти на Литву, после моления в кремлевских соборах отправился с воинством к арбатской церкви Бориса и Глеба. В крестном ходу с царем шел святитель Макарий, митрополит Московский, а шествие несло с собой чудотворный Донской образ Божией Матери, который был с Дмитрием Донским на Куликовом поле. У этого же храма традиционно встречали государей, возвращавшихся из великих походов. В марте 1563 года здесь с триумфом встречали Ивана Грозного, когда русскими был взят Полоцк. В Смутное время — в 1612 году — «у Бориса и Глеба» решалась судьба Москвы: здесь произошло победное сражение ополчения князя Дмитрия Пожарского с войском гетмана Ходкевича, который шел на помощь осажденным в Кремле полякам.

http://sobory.ru/article/?object=34440

Москва. Церковь Владимира равноапостольного в Старых Садех. Карта и ближайшие объекты Построена в 1514-16 гг. предположительно зодчим Алевизом Фрязином(Новым) на месте одноименного старого храма. Придел Кирика и Иулиты (1677). В 1670-е гг. главный храм перестроен, в основном изменен весь верх. Второй (сев.) придел Бориса и Глеба пристроен в 1689 г. Квадратный в плане 5-главый бесстолпный кирпичный храм с колокольней нач. XIX в. Закрыт в 1933 г., позже обезглавлен. Внешне отреставрирован. Богослужения возобновлены в 1991 г. В Москве около Солянки на возвышенном месте стоит небольшая белая церковь во имя св. равноапостольного князя Владимира, крестителя Русской земли. Церковь находится на высокой бровке исчезнувшей речушки Рачки на стыке старых московских переулков: Малого и Большого Ивановского (ныне улица Забелина), Косьмодамиановского (с 1922 г. — Старосадского) и Хохловского, напротив Ивановского монастыря. «Старые Сады» — древнее название местности. На южном, хорошо освещенном солнцем склоне холма уже в XIV–XV вв. стали разводить сады. Сад, высаженный возле летней резиденции великих князей, простирался от нынешней улицы Покровки до устья реки Яузы. Рядом, у церкви Трех Святителей, находилось летнее местопребывание московского митрополита. В духовной грамоте 1417 года великого князя Московского Василия I (годы правления 1389–1425), старшего сына Дмитрия Донского, среди московских сел упомянут «Новый двор за городом у святого Владимира». Однако этого двора у церкви еще нет в духовных грамотах князя Василия I в 1406–1407 гг. Таким образом, возведение первой церкви можно отнести ко времени между 1407 и 1417 гг. По всей вероятности церковь тогда была деревянной. При великом князе Василии Ивановиче III (годы правления 1505–1533) на месте деревянного храма итальянцем Алевизом Новым (Фрязиным) строится новый каменный. Как отмечают 2-я Софийская и Воскресенская летописи за 1514 г., «тоя же весны благоверный и христолюбивый князь великий Василий Иванович всея Руси со многим желанием и верою повеле заложити и сделати церкви каменные и кирпичные в Москве: на Большом посаде за торгом церковь Введение Святыя Богородицы да церковь Володимир святый в Садех…» Полтора столетия простояла алевизовская постройка. Исследования историков и реставраторов в последние годы дают основания считать, что многообъемная живописная композиция существующей ныне церкви была задумана в середине, а осуществлена во второй половине XVII в. В «ружной книге» 1677 г. впервые упоминается придел святых мучеников Кирика и Иулиттты. Освящение придела святых Бориса и Глеба состоялось в 1689 г., и на нём присутствовала царевна Софья Алексеевна. Над северо-западным углом трапезной была воздвигнута многоярусная колокольня, перестроенная в XVIII в.

http://sobory.ru/article/?object=02187

Москва. Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Куркине. Владимирская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Куркино возникло свыше пятисот лет назад и упоминается в летописях великого князя Ивана Калиты в начале 15-го века. Местными селами владел боярин Иван Квашня, который во время Куликовской битвы был одним из воевод Дмитрия Донского и командовал Коломенским полком. Ранее село называлось " Константиновское, Курицыно тож, на речке Всходне " . Возможно, что название " Курицыно " (позднее Куркино) село получило от своего владельца, думного дьяка Федора Васильевича Курицына, жившего во второй половине XV в. Это был видный политический деятель, широко образованный, выдающийся дипломат, оказавший большое влияние на внешнюю политику российского правительства при Иване 111. В списке думных чинов, составленном в 1497 г., Ф.В. Курицын назван третьим среди дьяков, но с 1500 г. сведения о нем исчезают. Возможно, он подвергся преследованию и наказанию за создание московского кружка " еретиков " , как и его брат, Иван Волк Курицын, который в 1504 г. как еретик был сожжен в клетке. В первой половине XVII в. село Куркино принадлежало двум владельцам. Одна половина сельца с прилегавшими к ней землями составляла вотчину князя Ивана Ивановича Одоевского, который купил ее в 1617 г. у своей невестки. Другая половина сельца, сначала числившаяся за Плакидой Мякининым, в 1622 г. была продана им Тимофею Боборыкину. В 1639-1641 гг. село Куркино купил князь Алексей Иванович Воротынский, боярин и воевода, оказавшийся в родстве с царем Михаилом Романовым благодаря своей женитьбе на Марии Стрешневой, родной сестре царицы Евдокии. После боярина в 1642 г. Куркино и деревня Барашки (ранее пустошь на ручье Меленке) перешли во владение его сына князя Ивана Алексеевича Воротынского, который приходился двоюродным братом царю Алексею Михайловичу, участвовал во всех его походах и занимал высокую должность боярина и дворецкого. Около 1672-1678 гг. на средства И.А. Воротынского в Куркине была построена каменная церковь во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. На чертеже этого времени рядом с каменной церковью показана обширная усадьба с трехэтажным домом боярина, людскими и служебными постройками вдоль изгороди. В 1678 г. в селе насчитывалось 22 двора конюхов, псарей, сокольников, истопников и 14 крестьянских дворов, в которых жило 48 человек.

http://sobory.ru/article/?object=03265

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010