В другом послании св. Игнатий Богоносец пишет апостолу Иоанну Богослову: " Если только буду иметь возможность, то приду к тебе увидеться со всеми верными святыми, у тебя собранными, а более всего желаю увидеть Матерь Иисуса, о Которой говорят, что Она у всех вызывает удивление, почтение и любовь, и все горят желанием Ее увидеть. И как не желать увидеть Пресвятую Богородицу, побеседовать с Той, Которая родила истинного Бога! " Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову (Деян. 12, 1-3), Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом в 43 году удалилась в Ефес, в котором апостолу Иоанну Богослову выпал жребий проповедовать Евангелие. Пресвятая Богородица посещала христиан и в других городах - например, она была в Антиохии, у Игнатия Богоносца, которому писала: " Приду с Иоанном, и тебя с твоими увижу " . Она была также на Кипре у святого Лазаря Четверодневного, там епископствовавшего, и на Святой Горе Афонской, о которой, как говорит святой Стефан Святогорец, Матерь Божия пророчески сказала: " Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица " . Что мы знаем о внешнем облике Богородицы По преданию, основанному на словах священномучеников Дионисия Ареопагита и Игнатия Богоносца, святитель Амвросий Медиоланский в творении " О девственницах " писал о Матери Божией: " Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2119...

Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову ( Деян. 12:1-3 ), Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом в 43 году удалилась в Ефес, в котором апостолу Иоанну Богослову выпал жребий проповедовать Евангелие. Пресвятая Богородица посещала христиан и в других городах – например, она была в Антиохии, у Игнатия Богоносца, которому писала: «Приду с Иоанном, и тебя с твоими увижу». Она была также на Кипре у святого Лазаря Четверодневного, там епископствовавшего, и на Святой Горе Афонской, о которой, как говорит святой Стефан Святогорец, Матерь Божия пророчески сказала: «Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица». Что мы знаем о внешнем облике Богородицы По преданию, основанному на словах священномучеников Дионисия Ареопагита и Игнатия Богоносца, святитель Амвросий Медиоланский в творении «О девственницах» писал о Матери Божией: «Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама».

http://azbyka.ru/kak-provesti-uspenskij-...

Эта поездка и пребывание в Русском Афонском монастыре святого Пантелеимона оставили у нас неизгладимые впечатления. Я не раз уже бывал в Пантелеимоновом монастыре, но всегда как-то наскоком, без серьезного знакомства с его многочисленными святынями и замечательными насельниками. Особенно нас поразили экскурсии по монастырю, во время которых мы могли беспрепятственно помолиться и приложиться к многочисленным чудотворным и целебным святыням обители. Так в главном соборе русского Свято-Пантелеимонова монастыря, посвящённом в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона, мы приложились к честной главе этого великого святого, составляющей бесценное украшение и сокровище как храма и русской обители, так и всей Святой Горы Афонской. Как известно, многочисленные паломники многократно получали и получают исцеления и чудотворения от главы святого Пантелеимона целителя. Помолиться и приложиться к ней здесь можно без каких-либо проблем или очередей. Кроме того, в этом храме нам предоставили возможность приложиться и к другим чудотворным святыням, здесь хранящимся. В частности, к части Древа Креста Господня и св. мощей св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, главе св. преподобномученика Стефана Нового, главе святой преподобномученицы Параскевы, ребру св. великомученицы Марины, частице мощей святого Иосифа Обручника, святого Апостола Фомы, преподобного Симеона Столпника, святых мучеников Георгия Победоносца, Димитрия Солунского и многих других. Здесь же пребывает значительная часть от камня, отваленного от гроба Господня, из которого сделан седмисвещник. Второй собор русского святогорского монастыря – Покрова Пресвятой Богородицы. Здесь нам предоставили возможность приложиться к частям Животворящего Древа Креста Господня, частям мощей св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, св. Апостолов Петра, Андрея Первозванного, Матфея, Луки, Филлиппа, Фомы, Варфоломея, Варнавы, Иоакова Алфеева, Тимофея, Прохора, Фаддея, св. Анны – матери Пресвятой Богородицы, св. равноапостольной Марии Магдалины, св. первомученика Архидиакона Стефана, св. Архидиакона Лаврентия, св. праведного Иосифа Обручника, св. Дионисия Ареопагита, св. равноапост. царей Константина и Елены, святителей  Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Афанасия Александрийского, Григория Нисского, Кирилла Иерусалимского, Амвросия Медиоланского, Иоанна Милостивого, Григория Паламы и многих других.

http://pravmir.ru/otkryitie-russkogo-afo...

Правосл. участники Собора поддержали его предложение, и епископы стали подписывать грамоту с Символом. Это вызвало гнев ариан, и еп. Валент вырвал свиток из рук свт. Дионисия. Действия ариан привели к скандалу, в к-ром народ встал на защиту свт. Дионисия. Заседание было прервано. Узнав о случившемся, император приказал перенести заседания Собора из городской базилики в свою резиденцию. Там епископы были поставлены перед выбором: согласиться с осуждением свт. Афанасия или отправиться в изгнание. Большинство участников пошли на уступки. Однако свт. Дионисий, свт. Евсевий, еп. Луцифер и рим. легаты пресв. Панкратий и диак. Иларий отказались подписать осуждение и были отправлены в ссылку на Восток ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 36-37; Sozom. Hist. eccl. IV 9; Hilar. Pict. Ad Const. I 8). Через некоторое время свт. Либерий, также отказавшийся поставить подпись под осуждением свт. Афанасия, был отправлен в ссылку во Фракию ( Theodoret. Hist. eccl. II 14; Sozom. Hist. eccl. IV 11; Athanas. Alex. Hist. arian. 37-39). 380 г. Собор по поводу несправедливого обвинения Индиции, девы из Вероны. Единственным источником сведений об этом Соборе служит письмо свт. Амвросия Медиоланского еп. Сиагрию Веронскому ( Ambros. Mediol. Ep. 5. 21-22). Некая Индиция, посвященная Богу дева, была обвинена в нарушении обета целомудрия и детоубийстве 3 мирянами: Максимом (ее родственником), Ренатом и Леонтием. Однако на созванный в Медиолане небольшой Собор (conventus) окрестных епископов под председательством свт. Амвросия обвинители не явились, хотя обещали предъявить доказательства. Сама же Индиция, напротив, была представлена с наилучшей стороны ее сослужительницами. Во избежание соблазна в Веронской Церкви свт. Амвросий повелел еп. Сиагрию доверить расследование обвинений своей сестре Марцеллине. В конечном счете Индиция была признана Собором невиновной, а обвинители подвергнуты церковному прещению ( Mansi. T. 3. P. 518; Пареди. 1991. С. 225). 390 г. Собор, рассматривавший вопрос о галльских епископах, примкнувших после казни Присциллиана (385) к Феликсу II, еп.

http://pravenc.ru/text/2562768.html

Во-вторых, количество христиан регулярно посещающих богослужение и соблюдающих все церковные установления (т. е. живущих полной христианской жизнью), согласно исследованиям проф. В. В. Болотова (опубликованным еще в начале XX в.), не могла превышать 10 % общего населения Римской империи времен Константина Великого. Интересно, что примерно такую же цифру православных христиан в России регулярно посещающих храмы и живущих церковной жизнью дают нам сегодняшние опросы и ВЦИОМ и других социологических институтов; В-третьих, сама Кафолическая Церковь в этот период была подвержена многочисленным нестроениям и раздираема различными ересями и расколами (такими, как например, расколы монтанистов и донатистов или ереси савелиан и монархиан), главнейшей из которых было учение Ария пресвитера Александрийского. И хотя сегодня, слава Богу, в русской Православной Церкви нет сильнейших еретических учений, однако существуют определенные раскольнические тенденции, например, такие как «Самостийная Украинс кая церковь» Филарета Денисенко или «Истинная Древле-Православная церковь» и прочие «истинные православные» организации. Без сомнения профессиональные историки Церкви могут продолжить перечисление значительного количества других событий далекого IV столетия и при этом найти еще множество аналогий. Однако, для краткого научного доклада, я думаю, и этого будет вполне достаточно, для того чтобы понять некую, пусть даже и излишне поверхностную схожесть исторического фона нашего времени и тех далеких веков. Какие же уроки, простите за банальность, можно извлечь нам и будем ли мы извлекать эти уроки, не повторяя тех глобальных ошибок, которые, увы совершили наследники Константина Великого после его смерти. Во-первых, эдикт о веротерпимости, распространявшийся на все религии и религиозные культы не распространялся на культы, которые мы сегодня называем тоталитарными. Различные оккультно-мистические тайные коллегии (некий прообраз будущих тайных лож розенкрейцеров, иллюминатов и франк-масонов), различные тайные «дионисийские», «дельфийские» и проч. мистерии (с их кровавыми ритуалами), традиционные «вакханалии» с их пьяными и сексуальными оргиями, различные астрологические и гадательные практики (в т. ч. гадания гаруспиков) - все они попали под жесткий запрет имперской власти. Более того уголовное разыскание и преследование этих разрушительных сект и культов на всей территории Империи продолжалось практически при всех последующих правителях с IV по VII вв. Именно благодаря такой умной и жесткой политике единый PAX ROMANUM (объединяющий и Запад и Восток) смог просуществовать, по крайней мере, еще 300 лет, не разложившись изнутри, как это произошло с древнегреческой Элладой. И это есть первый урок, который современному Российскому государству, несомненно, стоит оценить и воспринять. Любая веротерпимость должна заканчиваться там, где начинается беззаконие и безобразие.

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/29/...

В том же томе содержались изречения святых и различных отцов, и бывших прежде четвёртого собора, и во время его процветавших, и ещё позднейших. Изречения же возвещали о двояком действовании во Христе Боге нашем, отцами и родителями которых были: и архиерей древнего Рима Лев, и самый 4-й и вселенский собор, и Пётр преподобнейший епископ Мирский, и Геннадий Константинопольский , и епископ Фотики по имени Диадох, и Антиохийский архиерей Ефрем, который во многих сочинениях отважно мужествовал против акефалов, и Дионисий, обильный по языку, но более обильный в созерцании, ученик Павла и мученик Христов и Афинский епископ, и Иустин, мученическими кровями утвердивший философию, и многопобедный Афанасий Александрийский , и таинник богословия Григорий, и украшение церкви Василий, и река словес Григорий Нисский , и победоносный Кирилл, и неподвижное правило боговдохновенного дерзновения и благочестия Медиоланский Амвросий, и златый по языку и устам Иоанн, епископ Константинопольский, и Севериан Гавальский, и иже во святых Феодот (сей начальствовал в Анкире), и Иоанн Константинопольский, заимствующий свой род и прозвание из Каппадокии, – муж – обиталище добродетели, и иже во святых Евлогий, архиепископ Александрийский, многими словами ниспровергавший нечестие акефалов, и Иоанн, иже во святых епископ Скифопольский, который и искусно и богомудро усердствовал за собор в Колхиде, и Ираклиан, епископ Калхидонский, подъявший сильную борьбу против богоборных манихеев, и Леонтий, пустынное жительство и одиночную жизнь избравший, и Анастасий, иже во святых епископ Феупольский, и Симеоний монах и пресвитер (изречение, называющее его преподобным, (взято) из послания, отправленного им к царю Юстиниану и ведущего также борьбу и против несториан и евтихианистов. И сам Юстиниан, благочестивый царь в том, что писал к Зоилу, – а сей был патриархом Александрийским, – и послание назвал «Сокровищем»). Точно также и некий Константин, носящий квесторское звание; ибо и сей составил против Феодосия нечестивого слово, из которого списываются изречения о двух действованиях. Ко всем (сим) и некий Феофил из боголюбивых и учёных, в словах понёсший сильную борьбу против Севера; и раздражительный и сварливый нечестивый какограф как бы в обиду назвал его каллиграфом. Итак, изречения, которые содержала книга, обозначали сказанных священных мужей-отцов; они были бы полезны для обличения нечестиво мыслящих о едином у Христа действовании. Впрочем, между сказанными содержалось изречение и из ненадписанного (сочинения); но сочинение, из которого (взято) изречение, показывало, что оно мужественно опровергало Севера.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

γενομνου» указывает, очевидно, на многостороннюю образованность Симеона Солунского , на хорошее знакомство его со всеми главнейшими отраслями тогдашнего греческого философски богословского образования. И действительно, в своих литературных произведениях Симеон Солунский обнаруживает замечательное знание священного писания и особенно отечественной литературы. Довольно лишь перечесть имена прямо и косвевно упоминаемых им в своих сочинениях церковных писателей, произведениями которых ему приходилось пользоваться, чтобы вполне убедиться, насколько обширна была его богословская эрудиция. Дионисий Ареопагит , Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , Амфилохий Иконийский , Григорий Нисский , Амвросий Медиоланский , Григорий Двоеслов, Исидор Пелусиот , Максим Исповедник , Афанасий Великий , Софроний Иерусалимский , Герман Константинопольский , Иоанн Лествичник , Никифор Подвижник, Диодор Фотикийский, Симеон, новый богослов, Каллист Константинопольский и Игнатий, Евстафий Солунский , Николай Кавасила – вот те авторитетные личности, под влиянием творений которых Симеон Солунский писал свои сочинения. Не говорим уже о многочисленных заимствованиях его из канонических соборных правил и юридических гражданских постановлений греческих императоров, о хорошем знакомстве его с церковной историей и отчасти историей гражданской, о таких обширных сведениях, какими обладал он по части богослужения, особенно по церковному уставу и прочиму. Недаром же Симеон Солунский пользовался таким громадным авторитетом в глазах своих современников, что к нему обращались за решением разнообразных вопросов даже лица высокопоставленные, как митрополит Пентапольский 10 и целые христианские общества, как христиане критские 11 ; недаром имя его имело такую силу, что по его приказанию в самые церковные чинопоследования вносились добавления и пополнения 12 . Только Алляций, совершенно вопреки положительным фактическим данным, мог усомниться в значительной научной образованности Симеона Солунского .

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Между всеми именами апостолов имена Петра, Павла и Иоанна в особенности были употребительны, как свидетельствует Дионисий Александрийский 382 . В церкви Медиоланской был даже такой обычай, чтобы трем мальчикам, которых обыкновенно в праздник Пасхи крестил сам архиепископ давались имена – одному Петра, другому Павла и третьему Иоанна 383 . Имена других апостолов, если судить по надписям в катакомбах, появляются сравнительно позже; так об употреблении имени Фомы в надписях первое свидетельство находится только в V веке – в 490 году; имя Андрея появляется также около этого времени. Вместе с этими библейскими именами, распространялись и другие библейские имена, особенно среди христиан восточных церквей, более близких к Палестине – библейской земле 384 . Рядом с библейскими именами, почти с этого же самого времени, т. е., с четвертого века 385 , встречаются и имена христианских мучеников, Феодорит свидетельствует, что в греческой церкви старались принимать имена мучеников «для приобретения себе их покровительства» 386 . Вместе с принятием имен мучеников, в состав алфавита имен святых в христианской церкви, конечно вошли и имена языческие, – так как многие из язычников известны с этими именами, – вошли, конечно, с значением чисто христианским, как мы заметили выше. С распространением обычая появлялись и имена, или названия, вполне христианского характера, происходящие от догматов этой религии, как например Redemptus – а, искупленный – ая, Renatus – возродженный, или от добродетелей, как напр. Pius – набожный, Πστις – Pistis Ελπις – Elpis. Λγαπη – Agape, т. е. вера, надежда и любовь. Из этих чисто христианских имен некоторые, выражающие собою унизительные понятия, вероятно, принимались христианами из преувеличенной скромности, как например: Servus – раб, Sinjuriosus – позорный, Calumniosus – злословный, Importunus – докучливый и мп. др., Впрочем, христианские имена, и особеппо имена последнего рода – явление более позднее, после торжества церкви 387 . Почему именно, христиане желали принимать имена святых вообще, это отчасти видно из только что представленного нами свидетельства Феодорита, а частью объясняется и следующими словами Златоуста: «(христиане) должны всячески стараться давать детям такие имена, которыя бы не только возбуждали к добродетели самих получающих эти имена, но и для всех других и для последующих родов служили наставлением во всяком любомудрии» 388 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Автор „Patrum doctrina» называет его просто „какой-то Дионисий (πρς τιν Διονσιον)» и склоняется к той мысли, что он был пресвитером. К такому заключению ведут следующие его слова: „Римляне никогда так не поступают в письмах, ни к епископу, даже если он будет самым достойнейшим, ни, тем более, к пресвитеру» 984 . Такое же указание на Дионисия, как пресвитера, можно читать у Юстиниана 985 . Однако, мнению Юстиниана и автора „Patrum doctrina» о пресвитерстве Дионисия не благоприятствует сообщаемая им подлинная надпись письма: „господину моему, любезнейшему сослуживцу Дионисию». Аполлинарий во время составления письма был уже епископом Лаодикии, и этот „сослуживец», потому, должен означать никого другого, как тоже епископа. На языке посланий слово „сослуживец – συλλειτουργς» указывало именно на одинаковую иерархическую степень автора, употребляющего это слово, и того лица, в отношении к которому оно употреблено. Так, Маркелл Анкирский свое изложение веры, посланное к папе Юлию, озаглавливает: „ουλ συλλειτουργ» – Юлию сослуживцу; собор, бывший в Сардике, точно также называет Юлия συλλειτουργν 986 ; подобным образом и св. Афанасий при обращени к епископам исключительно пользуется этим словом 987 . Поэтому, и на языке Аполлинария-епископа „συλλειτουργς» могло обозначать только епископа, а не пресвитера. Итак, Дионисий, к которому назначалось рассматриваемое послание, был епископом. Этим выводом, однако, столь же мало уясняется, как и упрощается вопрос о личности Дионисия. Во времена папы Юлия славился своей твердостью в православной вере Дионисий, италийский митрополит, как называет его Феодорит 988 , епископствовавший в митрополии Альбы 989 . Он известен, как защитник св. Афанасия на Медиоланском соборе, потерпевший за это ссылку. Однако, нет никакого основания полагать, что в письме Аполлинария под именем Дионисия разумеется именно этот митрополит Альбы. Существование этого Дионисия скорее может уяснять собой то, почему письма Аполлинария к Дионисию были приписаны Юлию.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010