В начале 1611 года представители городов прибыли в Москву за получением указаний от патриарха и собрали первое народное ополчение, которое подошло к Москве. Поляки в это время заняли Кремль, и патриарх оказался их пленником. Руководство делом спасения страны перешло к Лавре преп. Сергия, во главе которой стояли архимандрит Дионисий и келарь Авраамий (Палицын). Св. Сергий в видении явился богатому купцу и нижегородскому именитому человеку, Кузьме Минину Сухоруку и благословил стать на защиту отечества. Он и князь Пожарский стали во главе второго ополчения и со всех сторон собрали к Москве войска. Св. патриарх Гермоген умер от голода в Кремле в начале 1612 года (память 17 февраля). Для возглавления русской Церкви, ввиду невозможности выбора нового патриарха, «Совет всей Русской Земли», собравшийся в Ярославле летом 1612 года, избрал митрополита ростовского Кирилла. Он же стал временно главой государства, Пожарский главой правительства, а Минин министром финансов. 22 октября Москва была взята и освобождена от врагов, а 21 февраля 1613 года в цари был избран Михаил Федорович Романов. Патриарх Филарет и преобразования в церковной жизни Преемник патриарха Гермогена был избран только через 7 лет, в 1619 году, так как большинство иерархов считали кандидатом митрополита Филарета, отца царя Михаила, но он был в плену в Польше. 11 мая 1613 года митр. Кирилл возложил царскую корону на молодого царя в Успенском соборе. Из-за юности царя государством правила инокиня Марфа, которая принесла много зла России. Лучшие люди, как князь Пожарский и Минин, были удалены от дел, а знаменитый игумен Троице-Сергиевской Лавры Дионисий – обвинен в ереси и заключен в темницу. Троице-Сергиевской Лавре пришлось еще раз в 1618 году пережить осаду войск королевича Владислава, желавшего овладеть Русским престолом. Только с возвращением из польского плена митрополита ростовского Филарета (1619) и с его избранием на патриарший престол, для русской Церкви наступил период мира. Он освободил из темницы игумена Дионисия и поручил монахам Сергиевской Лавры подготовку реформ церковной жизни и исправления богослужебных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Афанасий, зная козни арианские, отправил со своей стороны к императору пять епископов, в том числе двух иноков, Серапиона и Аммона, ибо уже тогда по совершенству иноческого жития стали избирать на кафедры пустынников; он умолял его письменно не верить клеветам врагов и тогда же написал пространную апологию, в которой изложил подробно ход всего дела от самого начала и деяния соборные, бывшие за него и против; но император, по совету враждебных епископов, дозволил ему только явиться в Италию, если желает оправдаться, чтобы тем отвлечь от Александрии, где любовь народная служила ему оградою, и потом еще в течение двух лет оставил его в покое. 355-й от Рождества Христова Между тем Ливерий, огорченный малодушием Викентия, настоятельно требовал собора. Воспользовавшись посещением епископа Сардинского Луцифера, знаменитого чистотою жизни и силою характера, он отправил его в Медиолан с грамотами к императору и о том же писал убедительно к другому епископу, Евсевию Веркелинскому, который жил недалеко от местопребывания царского и пользовался общим уважением за свою добродетель и строгую иноческую жизнь: он первый соединил на Западе подвиг инока с подвигами пастыря. Собор был назначен в Медиолане, но совершенно с различными видами Восточных и Западных. Первые хотели осудить Афанасия, вторые ариан; Валент и Урзас опять к ним присоединились и вместе с главнейшими сообщниками не хотели подписать Символ Никейский, как предлагали им Евсевий, Луцифер и Дионисий Медиоланский. Опасаясь смятения в народе православном, перешли они для совещаний из храма в палаты царские; тогда начали действовать смелее и сперва представили новое исповедание, изложенное в грамоте самим императором, будто бы по небесному внушению; когда же оно было отвергнуто, потребовали решительно осуждения Афанасия. Опять воспротивились мужественные епископы Луцифер, Евсевий и Дионисий, утверждая, что нельзя без явного лицеприятия судить отсутствующего, вопреки канонам. Сам Констанций, привыкший к слепому подобострастию Восточных, гневно повелевал им изречь приговор; они же, подняв руки к небу, умоляли его не вмешивать власти Римской в догматах церковных ради страшного суда Божия. Исполненный ярости обнажил меч на епископов и грозил им смертию, видя же непреклонность, осудил только на изгнание, и пошли в дальний путь мужественные исповедники, отрясая прах ног своих на гонителей Церкви и распространяя всюду учение истинной веры. Арианин Авксентий поставлен был на место Дионисия в Медиолане; так окончился неправедный собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Подобным же образом рассуждает св. Иоанн Дамаскин : «Поэтому, кажется, что из всех имен, приписываемых Богу, более главное – Сый, как и Сам Он, отвечая Моисею на горе, говорит: тако речеши сыном Израилевым: Сый посла мя. Ибо, всё совместив в Себе, Он имеет бытие, как бы некоторое море сущности – беспредельное и неограниченное» Точн. изл. правосл.веры, кн. 1, гл. 9]. Далее св. Иоанн Дамаскин рассуждает о том, что имя Сый «показывает, что Он существует, а не то, что Он есть». Имя же «Бог» ( θες «показывает деятельность», т.е. проявления, действования Божии. Дамаскин, как и св. Григорий Богослов , производят слово θες 24 от «бежать» или «жечь», а потому означает, что Бог есть огонь поядающий всякую неправду, т.е. это одно из действований Божиих и несопоставимо с Сый ( ν), означающим бытие Божие и, в некотором смысле, даже Его Самого. Еще ранее о изначальности и исключительности бытийности, по сравнению со свойствами, Бога рассуждал св. Дионисий Ареопагит : «А теперь... мы обратимся, наконец, к прославлению блага как сущностно Сущего и Творца всего сущего. Итак, по своему значению Сущий сверхъестественно превосходит всю совокупность бытия, являясь единоличной Причиной и Создателем всего сущего: материи, сущности, существования, бытия...» Божеств, имена, 5, 4]. Св. Дионисий выражает типично эллинское, неоплатоническое восприятие Божественной истины о том, кто есть Эхиех, Сый, или «сущностно Сущий». Подобные мысли о имени Божием Сый высказывали св. Епифаний Кипрский (haeris. 69), св. Амвросий Медиоланский (Comment. in Ps. 43 ), блж. Иероним (Epis. 136) и другие святые отцы церкви. И, наконец, в святоотеческом понимании имя Божие Сый, или даже Господь как эквивалент священной тетраграммы, относится таинственным образом к Единородному Сыну Божию, к предвечному Слову Вечного Бога. Самое удивительное, – знали ли об этом святые отцы? – это то, что синайское откровение имени Божия и священную тетраграмму соотносили с грядущим Мессией уже сами иудейские раввины. Анохи На горе Хорив, перед тем, как открыть Свое имя Моисею, Бог говорит ему: Я буду говорить с тобою, и вот тебе знамение [га от], что Я [анохи] послал тебя: когда ты выведешь народ (Мой) из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе ( Исх. 3:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Амвросий с первых же дней своего епископства внушил к себе доверие. Жизнь его, и прежде безупречная, стала теперь непрерывным самоотречением и суровым подвигом. Все свои деньги он раздал бедным. На их же обеспечение он назначил и свое недвижимое имущество, поручив распорядиться этим сестре Марцеллине. Единодушие, которое проявили при этом избрании православные, раньше совершенно разъединенные, не позволяло новому епископу сомневаться насчет предстоящего ему пути. Он тотчас же послал депутацию на Восток разыскать и привезти останки своего предместника Дионисия-исповедника, умершего в изгнании в одном из глухих городов Армении. За содействием в этом деле Амвросий обратился к Василию, епископу Кесарийскому – знаменитейшему из отцов Восточной Церкви. Василий, отправляя на Запад останки Дионисия, написал Амвросию красноречивое послание и в нем как бы призывал его к высокому, но и опасному делу – защите истинной веры. «Воздадим хвалу Господу! – писал великий епископ. – В каждом поколении Он находит людей, достойных Своего избрания. Некогда Он помазал в цари над своим народом простого пастуха. Из Амоса, пасшего коз, Он воздвиг пророка, исполненного Святым Духом. Теперь Он в царствующем граде нашел тебя, человека, выдающегося по образованию, красноречию, знатности и богатству. Бог взял тебя из судей мирских и уготовил тебе место в сонм апостолов. Подвизайся же подвигом добрым, и если безумство Ариево коснулось и твоей паствы, исцеляй ее от этой заразы!» В скором времени Амвросию представился случай выполнить на деле пророческий совет Василия Великого . Императору Валентиниану не суждено было осуществить свое намерение обеспечить спокойствие Миланского епископата. В походе против сарматов, вторгшихся в Паннонию, он был внезапно разбит параличом. Управление перешло к его двум сыновьям, но ни один из них не был к тому способен. Старшему Грациану только что исполнилось 16 лет; младший же, рожденный от второго брака с Юстиной и в честь отца названный Валентинианом, был всего четырехлетним ребенком. Грациан был юноша добронравный, но слабохарактерный. Воспользовавшись этим, Юстина легко добилась от него согласия разделить верховную власть с Валентинианом. Однако это ее не удовлетворяло. В Грациане она видела не столько законного государя, сколько сына своей соперницы, и материнская ревность ее не знала границ. Около нее образовалась партия, под влиянием которой религиозные распри того времени еще более обострились.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ († до 362), свт. (пам. зап. 25 мая), еп. г. Медиолан (совр. Милан, Италия), борец с арианской ересью. Д. известен благодаря участию в Медиоланском Соборе 355 г., созванном по инициативе имп. Констанция II (337-361) для осуждения свт. Афанасия I Великого . После Арелатского Собора 353 г. (см. ст. Арелатские Соборы ) и протеста св. Либерия , еп. Римского, Констанций повелел созвать новый Собор в Медиолане, где находилась имп. резиденция. По его замыслу Собор должен был разобрать выдвинутые в адрес свт. Афанасия обвинения в гос. измене и колдовстве. Главными обвинителями стали доверенные лица имп. Валент, еп. г. Мурса (совр. Осиек, Хорватия), и Урсакий, еп. г. Сингидун (совр. Белград) (см. ст. Валент и Урсакий ). Д. и свт. Евсевий , еп. г. Верцеллы (совр. Верчелли, Италия), понимая связь обвинения свт. Афанасия с догматической полемикой, предложили сначала обсудить вопрос о вере. Еп. Валент заявил, что речь идет только о канонических нарушениях, допущенных свт. Афанасием, и обвинение не касается догматических споров. Д. не был удовлетворен объяснением Валента и предложил участникам Собора провозгласить Никейский Символ веры . Епископы стали подписывать грамоту с Символом, однако Валент вырвал ее из рук Д. Когда имп. Констанций узнал об этом инциденте, он приказал перевести заседания Собора из церкви в свою резиденцию, чтобы следить за происходящим. После того как Валент снова стал спорить с Д., император откинул занавес, отделявший его от участников Собора, и заявил, что сам является обвинителем свт. Афанасия, поэтому Валенту необходимо верить. По требованию императора Д. подписал осуждение свт. Афанасия, однако вскоре под влиянием свт. Евсевия отозвал свою подпись, объявив, что дело Афанасия можно рассмотреть только после подтверждения Никейского Символа веры. Констанций издал приказ об аресте Д. Святитель был схвачен в церкви после литургии, хотя народ пытался защитить его. Д., свт. Евсевий и Луцифер, еп. г. Каралы (совр. Кальяри, Италия), папский легат на Соборе, были объявлены личными врагами императора. Д. был сослан в Армению, где и скончался. Очевидно, это произошло до 362 г., когда имп. Юлиан Отступник разрешил всем изгнанным епископам вернуться на свои кафедры. О возвращении Д. на Медиоланскую кафедру, к-рую занял арианский еп. Авксентий , неизвестно.

http://pravenc.ru/text/178317.html

Иоанн Златоуст в сочинении «Против аномеев» обращает внимание на то, что, несмотря на свою близость к божественному престолу, серафимы вынужденно «ограждаются крылами» и «отвращают очи свои», поскольку не способны вынести «даже снисхождения Божии» 3 . При этом святой считает, что их непрестанные восхваления Господа со страхом и трепетом могут служить примером для христианина. Сам эпизод с видением пророка Исайи в патристике имеет различные толкования. Одним из наиболее распространенных мнений среди святых отцов является то, что хвалебные песнопения серафимов указывают на троичность ипостасей Бога. Подобным образом, к примеру, это трактуется Феодоритом Кирским . Он подчеркивает, что троекратное восклицание ими формулы «Свят» говорит о Святой Троице: «воспевают же вечную Божественную природу серафимы как наполняющую не только небо, но и всю землю своей славой» 4 . Подобную точку зрения разделяет и  Амвросий Медиоланский 5 . Серафимы не произносят слово «Свят» один раз, дабы исключить понимание слушателями, будто в Едином Боге усматривается только одно Лицо (а не три). Не используют они и множественное число «Святы». Кирилл Александрийский считал, что, помимо троичности Бога серафимы возвещали боговоплощение. В словах «вся земля полна славы Его», он видел провозглашение будущего, исполнившегося в момент, когда «Единородное Слово сделалось человеком» 6 . Примечания: 1 Дионисий Ареопагит. О Серафимах, Херувимах и Престолах, и о первой их Иерархии //О небесной иерархии. 2 Дионисий Ареопагит. О Серафимах, Херувимах и Престолах, и о первой их Иерархии //О небесной иерархии. С. 31. 3 святитель Иоанн Златоуст . Против аномеев.  С. 25–27 4 Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Ветхий Завет. Тверь, 2011. Т. 10. С. 54. 5 Там же. С. 56–57. 6 Там же. С. 57–58. Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/serafimy

Имп. Констанций, установив власть над зап. частью Римской империи, пытался приобщить к арианской ереси зап. епископов. Осуществив низложение еп. Фотина, имп. Констанций решил подвергнуть повсеместному осуждению свт. Афанасия Великого вплоть до его анафематствования. Для этого император собрал небольшой Арелатский Собор (353), на котором вынудил присутствующих епископов подписать заочное осуждение свт. Афанасия за нарушение канонической дисциплины. Свт. Либерий , еп. Римский, протестуя против беззаконного осуждения, потребовал созыва нового Собора, к-рый мог бы пересмотреть дело свт. Афанасия ( Hilar. Pict. Fragm. hist. 5//PL. 10. Col. 682-686). С этой целью свт. Либерий направил к императору еп. Луцифера Каралитанского и просил свт. Евсевия Верцелльского присоединиться к этой миссии ( Liberius. Ep. ad Eusebium//PL. 8. Col. 1350-1351; ср.: S. Eusebii Vercellensis Opera que supersunt/Ed. V. Bulhart. Turnhout, 1957. P. 119-121. (CCSL; 9)). Имп. Констанций повелел созвать новый Собор в Медиолане, где находилась имп. резиденция. По его замыслу Собор должен был разобрать выдвинутые в адрес свт. Афанасия обвинения в гос. измене и колдовстве. Собор состоялся летом 355 г. Согласно церковным историкам Сократу Схоластику и Созомену , на нем присутствовали более 300 зап. епископов и несколько восточных иерархов (ср. мнение о гораздо меньшем числе участников: Спасский. 1914. С. 340-341). Главными обвинителями свт. Афанасия стали доверенные лица императора епископы Валент Мурсийский и Урсакий Сингидунский. Святители Дионисий Медиоланский и Евсевий Верцелльский, понимая связь обвинения свт. Афанасия с догматической полемикой, предложили прежде всего обсудить вопрос о вере, поскольку часть присутствовавших придерживалась еретических взглядов. Еп. Валент заявил, что речь идет только о канонических нарушениях, допущенных свт. Афанасием, и обвинение не касается догматических споров. Свт. Дионисий не был удовлетворен объяснением Валента и предложил участникам Собора провозгласить Никейский Символ веры , чтобы очиститься от подозрений в сочувствии арианской ереси.

http://pravenc.ru/text/2562768.html

Согласно свт. Иларию Пиктавийскому, Е. сыграл ключевую роль в соборных заседаниях ( Hilar. Pict. Ad Const. Lib. I//PL. 10. Col. 562-564). Прежде всего он предложил обсудить вопрос о вере, поскольку часть присутствующих придерживалась еретических взглядов. Потом он представил копию постановлений Вселенского I Собора и потребовал от епископов подписать документ, чтобы очиститься от подозрений в сочувствии арианской ереси. Правосл. участники Собора поддержали его предложение, и св. Дионисий , еп. Медиоланский, начал собирать подписи. Это вызвало гнев ариан, и еп. Валент вырвал свиток из рук свт. Дионисия. Действия ариан привели к скандалу, в к-ром народ, следивший за заседанием Собора снаружи храма, встал на защиту свт. Дионисия. Заседание было прервано. Узнав о случившемся, император приказал перенести заседания Собора из городской базилики в свою резиденцию. Там епископы были поставлены перед выбором: согласиться с осуждением свт. Афанасия или отправиться в изгнание. Большинство участников пошли на уступки. Однако Е., свт. Дионисий, еп. Луцифер и рим. легаты, пресв. Панкратий и диак. Иларий, отказались подписать осуждение и были отправлены в ссылку. Местом изгнания Е. был определен г. Скифополь в Палестине (ныне Бет-Шеан, Израиль), где святитель оказался под надзором местного епископа-арианина Патрофила. В Скифополе Е. составил послание к пастве, к-рое ему удалось переслать через диак. Сира и экзорциста Викторина ( Eusebius Vercellensis. Ep. 2//PL. 12. Col. 948-954). Он писал о притеснениях, к-рые приходилось выносить со стороны Патрофила, хотя в целом условия жизни в Скифополе не были столь тяжелыми, как Е. их описывал. По свидетельству свт. Епифания Кипрского , посетившего Е. в изгнании, тот жил в доме комита Иосифа, обращенного иудея, к-рый приютил и Епифания. Е. и Епифаний могли свободно видеться и общаться ( Epiph. Adv. haer. XXX 5//PG. 41. Col. 411-414). Вероятно, подобные встречи, а также переписка Е. вызвали подозрение властей, и в 359 г. святитель был переведен в егип. обл. Фиваида. Оттуда Е. направил послание к Григорию , еп. Эльвирскому (Иллибеританскому), в котором одобрил его несогласие с действиями еп. Кордубы (ныне Кордова, Испания) Осия , подписавшего арианскую вероисповедную формулу. Е. не столько осуждал Осия, сколько хвалил Григория, оставшегося твердым исповедником никейской веры. По мнению нек-рых исследователей, послание является подделкой, автор к-рой принадлежал к кругу луцифериан и, возможно, был близок к Григорию Эльвирскому (CPL, N 108, Simonetti. 1975. P. 234). Однако свт. Иларий Пиктавийский ( Hilar. Pict. Fragm. hist. XI 5//PL. 10. Col. 713-714), который скончался раньше Е., упоминает об этом послании, тем самым подтверждая его подлинность.

http://pravenc.ru/text/187312.html

Ранние христианские авторы (Тертуллиан, св. Киприан Кафрагенский, св. Амвросий Медиоланский и пр.) выделяют всего лишь два таинства – Крещение и Евхаристию. Впрочем, уже при Папе Римском Мелхиаде (†314) Рукоположение считалось таинством . Иными словами, количество таинств постоянно растет. Надо отметить, что рост количества таинств продолжался вплоть до XV века, когда в трудах митрополита Иосафа Эфесского мы встречаем уже десять таинств . С IV века церковные авторы отмечают однозначность первых четырех таинств – Крещения, Миропомазания, Евхаристии и Рукоположения. Именно эти таинства выделяет Псевдо-Дионисий Ареопагит, первый систематизатор таинств Церкви и первый указавший их количество – шесть на рубеже V-VI веков в тексте «О церковной иерархии» . Автор размещает их в следующей последовательности: Крещение, Евхаристия, Освящение мира, Рукоположение. Надо отметить, что Крещение и Освящение мира не только разделены Евхаристией, но и, по тексту автора, их связь и необходимость совершения в одно время (современная практика) неоднозначны. В 6-й и 7-й главах автор указывает на два других таинства – монашеский постриг и погребение . Надо отметить, что несмотря на разные списки таинств в дальнейшем, которые можно встретить у святых отцов, для восточной Церкви именно этот список таинств был относительно обыденным и стандартным – спустя пятьсот лет именно такой список мы встречаем у прп. Феодора Студита . Надо также отметить, что святые отцы, в первую очередь сам Псевдо-Дионисий Ареопагит, лишь косвенно опираются на Священное Писание не только для обоснования числа таинств, но и собственно их статуса. Так, при обращении к труду «О церковной иерархии» мы видим незначительное количество непрямых отсылок к Новому Завету . Именно такой неоднозначный и непроработанный подход приводил к разнообразию мнений относительно числа и статуса таинств в Церкви. Весьма интересным в этом контексте видится тот факт, что количество и статус таинств не обсуждался на Вселенских соборах, несмотря на их первостепенную важность не только для литургической и богослужебной жизни Церкви, но и в целом для верующего человека. Любопытно, что относительно второстепенный вопрос иконопочитания (если этот вопрос, конечно же, сравнивать с ролью Евхаристии в жизни Церкви – прим. автора ) стал главной повесткой для Седьмого Вселенского собора. Вообще вопрос иконопочитания стал первым вопросом, который затрагивался на Вселенских соборах и который имел отношение к символической (и отчасти к хозяйственной, так как изготовление икон — это сложный производственный процесс) жизни верующих. К сожалению, вопрос числа таинств и их статуса так и не получил такого же масштабного соборного осмысления в Православной Церкви, как и вопрос иконопочитания.

http://bogoslov.ru/article/6027168

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010