Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИРОН († кон. I в.?), сщмч., еп. Тамасский (пам. греч. 17 сент.). Упоминается вместе со сщмч. (свт.?) Ираклидием , 1-м еп. Тамасским, в Синаксаре К-польской ц. и в ряде визант. календарей (SynCP. Col. 54). Но в большинстве визант. памятников происхождение М. не уточняется, он просто упомянут перед Ираклидием (Ibid. Col. 51-52). Однако в стишных Синаксарях (напр., Paris. gr. 1582, XIV в.) Ираклидий и М. объединены общими двустишием и памятью, согласно к-рым они претерпели мученическую кончину в огне ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 167). Венецианские печатные Минеи называют обоих святых священномучениками. И. Делеэ отмечал, что в греч. Житии сщмч. Ираклидия из его учеников упомянуты только Мнасон , Родон и Феодор ( Delehaye. 1907. Р. 238). И в «Хронике» Леонтия Махераса (XV в.) среди епископов Тамаса, причисленных к лику святых, названы Ираклидий, Мнасон, Родон и Македоний ( Leont. Makhair. Chronicle. § 30). Сомневаясь в существовании М., Ф. Алькен высказал предположение, что память Мирона , сщмч. Кизического, была ошибочно отмечена вместо 17 авг. 17 сент., а затем от Ираклидия к нему перешло прозвание Тамасского. В XIV в. стишной Синаксарь был переведен юж. славянами с названием «стишной Пролог», и в него вошли сведения про Ираклидия и М. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2008. Т. 1. С. 70), включенные затем в ВМЧ свт. Макария (ВМЧ. Сент. Дни 14-24. Стб. 1245). Ист.: Leont. Makhair. Chronicle. T. 1. P. 28. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 286; H[alkin] F. S. Myron eveque de Tamasos en Chypre?//AnBoll. 1964. Vol. 82. P. 170; Τωμαδκης Ν. Β. Η Κυπριακ γιολογα κα μνογραφα ν σχσει πρς τς κυπριακς κολουθας//ΕΕΒΣ. 1983/86. Τ. 46. Σ. 205; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 168, 341; Μακριος, ρχιπ. Κπρου. Κπρος Αγα Νσος. Λευκωσα, 19972. Σ. 39-40; Γιγκου Θ. Χ. Ο κκλος τν ορταζομνων γων κα ο Κπριοι γιοι: Προσγγιση τς τσεως μ βση τος καννες κα τ Λεξιονρια//Εκκλησα Κπρου: 2000 χρνια χριστιανισμο. Λευκωσα, 2002. Σ. 247; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. Τ. 1. 20112. Σ. 228. Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ (II в.), еп. Коринфский, сщмч. (пам. греч. 29 нояб., пам. зап. 8 апр., 22 марта - перенесение мощей), церковный писатель

http://pravenc.ru/text/2563330.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИТА Исп. (пам. греч. 20 марта; пам. зап. 20 марта), еп. Аполлониадский (Аполлонийский). Память Н. и краткое сказание о нем содержатся в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.), где говорится, что святой жил в период иконоборчества . Он был богобоязненным приверженцем правосл. вероисповедания (ρθοδοξτατος), отличался милосердием и состраданием, хорошо знал Свящ. Писание и обладал даром красноречия. Не пожелав отказаться от почитания св. икон, Н. был осужден на изгнание, претерпел множество тягот, заболел и предал душу Богу. Аполлония (Аполлониада), епископом к-рой назван Н., находилась в пров. Вифиния; большинство исследователей считают, что святой пострадал за веру во время правления визант. имп. Льва III Исавра (717-741) ( Stiernon D. Niceta//BiblSS. Vol. 9. Col. 888). В нек-рых списках визант. синаксарей память Н. содержится под 21 марта (напр.: Paris. gr. 1617, 1071 г.). В XIV в. при переводе на слав. язык греч. синаксарей память Н. и сказание о нем были включены под 20 марта в слав. стишные прологи (в «тырновской редакции» - без двустишия; Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2012. С. 63), а затем в ВМЧ митр. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 37 (2-я паг.)), однако свт. Димитрий, митр. Ростовский, в «Книге житий святых» о нем не упоминает; в совр. календаре РПЦ память Н. также отсутствует. В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний внес в Римский мартиролог память Н. под 20 марта (MartRom. P. 104), оттуда она перешла в совр. редакцию Мартиролога с добавлением о том, что святой был отправлен в ссылку при имп. Льве V Армянине (813-820), а г. Аполлония находился в Македонии (MartRom (Vat.). P. 187). Ист.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 165; SynCP. Col. 549; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 114; Μακαρ. Σιμωνοπετρ. Νος Συναξαρ. 20092. Τ. 7. Σ. 202 (рус. пер.: Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 4. С. 242). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 80; ΘΗΕ. Τ. 9. 1966. Σ. 474; Stiernon D. Niceta//BiblSS. Vol. 9. Col. 888; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 274. Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ (II в.), еп. Коринфский, сщмч. (пам. греч. 29 нояб., пам. зап. 8 апр., 22 марта - перенесение мощей), церковный писатель

http://pravenc.ru/text/2565382.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ (2-я пол. IX - 1-я пол. X в.), свт. (пам. греч. 27 марта), еп. Коринфский. Сведения о нем содержатся в Житии его брата, свт. Петра , еп. Аргосского (BHG, N 1504; пам. 3 мая). Происходил из очень богатой, почтенной и благочестивой к-польской семьи. Родители, сестра и братья святителя оставили мирские почести и соблазны и приняли монашеский постриг, следуя примеру П. и одного из братьев - Дионисия. В каком мон-ре начал подвизаться П., неизвестно. Вскоре на его брата Петра, благочестивого инока, обратил внимание патриарх К-польский Николай I Мистик (901-907; 912-925), к-рый решил рукоположить его во епископа, но Петр уклонился от этого. Тогда патриарх велел П. покинуть мон-рь и принять из его рук епископскую хиротонию, а затем отправиться на кафедру в г. Коринф. Смиренный П. исполнил повеление патриарха. В Коринф с братом поехал и Петр, к-рый принял обет молчания и хотел вести уединенную жизнь подвижника. Однако вскоре скончался епископ г. Аргос и оттуда к П. прибыли посланцы, наслышанные о добродетелях Петра, с просьбой дать свое согласие на предстоятельство. После долгих уговоров брата Петр согласился и стал епископом Аргосским. П. и Петр продолжали архипастырское служение в тесном общении и сотрудничестве. Много потрудившись на благо Церкви, П. сподобился блаженной кончины; точная дата ее неизвестна. Иером. Макарий Симонопетрский, составитель «Нового Синаксаря», предполагает, что рукоположение П. во епископа относится ко времени 2-го Патриаршества Николая Мистика и периоду Михианской схизмы , когда П. занимал компромиссную позицию. В календарь РПЦ память П. не включена. Ист.: SynCP. Col. 564; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 148. Лит.: Janin R. Paolo, arcivescovo di Corinto//BiblSS. Vol. 10. Col. 231-232; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 381; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 4. С. 340-341. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/2581795.html

14 ноября - мч. Константин Идрский. Принял мученическую кончину чрез повешение на Родосе в 1800 г. 18 ноября - мч. Анастасий Парамифийский (+ 1750). 23 ноября - свт. Дионисий Мудрый. Родом из Димитсаны, в 1466-1472 и в 1488 - 1490 гг. был Константинопольским Патриархом. Монашествовал в Драме Македонской, в обители Двадцати финикиянок. 24 ноября - мч. Александр, пострадал в Коринфе (+ ок. 361). 26 ноября - мч. Георгий Хиополит (+ 1807). Прп. Никон Метаноите, армянин. В 981 г. исцелил византийского патриция Василия Апокавка. Проповедовал в Коринфе, в Мессинии, на Эвбее. Некоторое время подвизался в Дамале, в округе Тризинийском, проповедуя общее покаяние. Небесный покровитель города Спарты (+ 998). 28 ноября - в конце IV в. в Тивериополе ( совр. Стромница) процветало монашеское братство. Во время гонений Юлиана Отступника из этого братства мученически скончались святые епископы Феодор и Тимофей, иереи Феодор, Иоанн, Никифор, Петр и Сергий, диаконы Василий и Фома, а также иноки Даниил, Евсевий, Иерофей, Комасий, Сократ, Харитон и Етимасий. После Балканской войны, когда Стромница перешла к Болгарии, греки, жившие в этом городе, в 1913 г. переселились в Килкис и другие места Македонии. Они увезли с собой часть святых мощей - руку святого иерея Петра, одного из шестнадцати мучеников, которая с тех пор находится в Килкисе, в храме, носящем этого мученика. Богослужебное последование в его честь издавалось трижды в1741, 1830 и 1930 гг. В 1967 г. эти шестнадцать мучеников провозглашены покровителями Килкиса. 29 ноября – св. равноап. Урван (Урбан), епископ Македонии. Свщм. Дионисий, епископ Коринфский (+ ок. 161-180). Прп. Николай, архиепископ Солунский. 30 ноября - свт. Александр, епископ Мифимнский, чудотворец. Согласно преданию, участвовал в Первом Вселенском Соборе. Среди подвижников благочестия он был «образцом мудрости, столпом монашества». Гробница с его мощами находится в Лафионе, в руинах старинного монастыря. 1 декабря - свт. Феоклит, архиепископ Лакедемонский, чудотворец. Подвизался в VIII в.

http://pravoslavie.ru/39982.html

В своих посланиях к разным азийским церквам он очень настойчиво советует держаться епископа, главы местной церкви, чтобы устоять против натиска ересей. Именно вследствие этого свидетельства об учреждении епископской власти, подлинность его посланий так долго подвергалась сомнению в известных кругах. Но Игнатий говорит о единоличном епископстве, не как о новом учреждении; если он призывает верных в Азии тесно сомкнуться около епископа, то с неменьшей настойчивостью говорит он и о других степенях иерархии. Его наставления сводятся к следующему: «сплотитесь вокруг ваших духовных начальников». То обстоятельство, что эти начальники представляют собой скорее трехстепенную, чем двухстепенную иерархию, не имеет большого значения в ходе его рассуждений; но он говорит об этом, как о существующем факте, традиционном и никем неоспариваемом; ему не было нужды рекомендовать его 95 . Таким же точно неоспоримым традиционным учреждением является единоличная епископская власть в половине II века в западных христианских общинах, в Риме, в Лионе, в Коринфе, в Афинах, на острове Крите, как и в более восточных областях. Нигде нет и следа протеста против внезапного и так сказать революционного переворота, который бы превратил общинную власть из коллегиальной в монархическую. Уже в то время была возможность, по крайней мере в некоторых местах, проследить цепь епископов с апостольских времен. Егезипп, совершивший длинное путешествие и побывавший в различных церквах, нашел в некоторых местах списки епископов или сам составил их по местным документам и воспоминаниям. Преемственный ряд римских епископов известен нам чрез св. Иринея, афинских – чрез св. Дионисия Коринфского: первый начинается именами апостолов Петра и Павла, второй именем Дионисия Ареопагита . В Риме последовательность епископов была известна так хорошо и так точно установлена хронологически, что по ней исчислялось время других событий. Говорили об ересях, появившихся в епископство Аникиты, Пия, Игина. В полемике, возникшей по поводу празднования Пасхи, Ириней пользуется теми же хронологическими датами, восходя еще далее – до Телесфора и Сикста I, т.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Первое воскресенье после 11 ноября - память свт. Григория, епископа Ассы Митилинской (+ ок. 1185), совершается в храме в Скопелосе Герском, где сейчас почивают его мощи. Вторая память 10 июля. 12 ноября - прп. Нил Мироточивый. Родился в 1601 г. в селении Айос-Петрос. Сначала подвизался в Малевской обители Успения Богородицы, расположенной близ его родного селения, а затем на Афоне (+ 1651). 14 ноября - мч. Константин Идрский. Принял мученическую кончину чрез повешение на Родосе в 1800 г. 18 ноября - мч. Анастасий Парамифийский (+ 1750). 23 ноября - свт. Дионисий Мудрый. Родом из Димитсаны, в 1466-1472 и в 1488 - 1490 гг. был Константинопольским Патриархом. Монашествовал в Драме Македонской, в обители Двадцати финикиянок. 24 ноября - мч. Александр, пострадал в Коринфе (+ ок. 361). 26 ноября - мч. Георгий Хиополит (+ 1807). Прп. Никон Метаноите, армянин. В 981 г. исцелил византийского патриция Василия Апокавка. Проповедовал в Коринфе, в Мессинии, на Эвбее. Некоторое время подвизался в Дамале, в округе Тризинийском, проповедуя общее покаяние. Небесный покровитель города Спарты (+ 998). 28 ноября - в конце IV в. в Тивериополе ( совр. Стромница) процветало монашеское братство. Во время гонений Юлиана Отступника из этого братства мученически скончались святые епископы Феодор и Тимофей, иереи Феодор, Иоанн, Никифор, Петр и Сергий, диаконы Василий и Фома, а также иноки Даниил, Евсевий, Иерофей, Комасий, Сократ, Харитон и Етимасий. После Балканской войны, когда Стромница перешла к Болгарии, греки, жившие в этом городе, в 1913 г. переселились в Килкис и другие места Македонии. Они увезли с собой часть святых мощей - руку святого иерея Петра, одного из шестнадцати мучеников, которая с тех пор находится в Килкисе, в храме, носящем этого мученика. Богослужебное последование в его честь издавалось трижды в1741, 1830 и 1930 гг. В 1967 г. эти шестнадцать мучеников провозглашены покровителями Килкиса. 29 ноября – св. равноап. Урван (Урбан), епископ Македонии. Свщм. Дионисий, епископ Коринфский (+ ок. 161-180).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

После восстановления Неа-Коринтоса, разрушенного очередным землетрясением 1928 г., митр. Дамаскин (Папандреу ; впосл. архиепископ Афинский и всея Эллады) перенес в этот город резиденцию из древнего Коринфа и построил митрополичий дворец, кафедральный собор ап. Павла (1936, архитекторы Н. Коцеронис, А. Захос) и др. адм. здания. Кроме того, по указанию митр. Дамаскина в городе была открыта церковная школа. Среди греч. диаспоры Сев. Америки он собрал значительные средства для помощи пострадавшим от землетрясения. Его преемник, митр. Михаил (Константинидис; 1939-1949), во время второй мировой войны пытался оказать посильную помощь пастве, организовав бесплатные столовые и поликлинику, а в послевоенные годы он учредил архив и 1-ю б-ку в Неа-Коринтосе. В 1965 г. в Коринфийской митрополии действовали 144 храма и 653 парекклисиона. В 1973 г. она была переименована в Коринфскую, Земенскую, Тарсскую и Полифенгскую митрополию, в 1977 г. получила современное название. За 40 лет архипастырского служения митр. Пантелеимон (Караниколас; 1965-2006) много сделал в области благотворительной и просветительской деятельности. В 1971 г. он открыл в Неа-Коринтосе приют для девочек «Дом святой Хлои» и Музей церковного искусства, в 1972 г.- дом престарелых «Дело апостола Павла», в 1973 г. организовал благотворительную кассу «Святой Захария, епископ Коринфский», фонд помощи невестам-бесприданницам «Акила и Прискилла» и фонд поддержки учащихся «Макарий Нотара», в 1977 г. учредил церковный лицей (в 2010 присоединен к церковному лицею г. Патры), в 1978 г.- б-ку «Святой Дионисий, епископ Коринфский», в 1985 г.- донорский центр «Священномученик Власий» с 52 пунктами приема крови на территории епархии. По инициативе митрополита в Лутраки был организован в 1972 г. «Дом святой Елены» для престарелых. Ныне действующий митр. Дионисий (Мандалос) продолжил благотворительную работу своего предшественника. Он построил конференц-центр «Апостол Павел» в Архея-Коринтосе (2010), организовал пункт раздачи продуктов и одежды «Феопросфора» в Неа-Коринтосе и бесплатные столовые для бедных при кафедральном соборе ап. Павла в Неа-Коринтосе, ц. Преображения Господня в Кьято и ц. Пресв. Богородицы Ятриссы в Лутраки, отремонтировал приют для девочек «Дом святой Хлои», митрополичью резиденцию и особняк с актовым залом «Крокидиос», в к-ром теперь размещены центр молодежи, Музей церковного искусства и др. При его участии была открыта школа визант. иконописания в Перахоре.

http://pravenc.ru/text/2458655.html

«Θεολογικν πηρτισμνον κ τν συγγραμμτων τν πατρων Διονυσου το ρεοπαγτου, Βασιλεου το Μεγλου, ωννου το Χρυσοστμου, Γρηγορου το Νσσης, Μαξμου, Νικτα Στηθτου, Βαρσονουφου, Συμεν το Νου Θεολγου, σακ κα Καλλστου Καταφυγιτου» 29 (т.е.: «Богословская [книга], состоящая из сочинений отцов Дионисия Ареопагита , Василия Великого , Иоанна Златоуста , Григория Нисского , Максима [Исповедника], Никиты Стифата , Варсануфия [Великого], Симеона Нового Богослова , Исаака [Сирина] и Каллиста Катафигиота ». В описании перечислены почти все авторы, представленные в рассматриваемом сборнике, включая Каллиста Катафигиота , чьи главы составляют, по сути вторую половину кодекса (л. 164–275об.), а изначально, судя по нумерации тетрадей (1-я как раз начинается на л. 164), открывали его – или другую рукопись, впоследствии соединенную с тем, что ныне составляет первую часть кодекса Vatop. 610 30 . Проблема, однако, заключалась в том, что в указателе имен к упомянутому выше каталогу имени Каллиста Катафигиота не значится. Эта ошибка составителя указателя и привела к тому, что рукопись не фигурирует ни в одном из перечисленных ранее авторитетных описаний рукописной традиции сочинений Каллиста Ангеликуда 31 ! В процессе работы над изданием и переводом различных святоотеческих творений монахи Ватопедской обители обратили внимание на этот манускрипт и любезно сообщили нам о нем, за что особую благодарность следует выразить монаху Адриану Ватопедскому, заведующему издательством обители и горячему почитателю и знатоку наследия преподобного Каллиста Ангеликуда . Рукопись в каталоге обозначена как не имеющая ни начала, ни конца («κφ[αλον,] κολ[οβν]» 32 ), и это соответствует действительности. Представленные в ней 92 главы Каллиста Катафигиота полностью соответствуют тем, что дошли до нас в рукописи Karakall. 72, упомянутой выше и переписанной монахом Константием (помощником свт. Макария Коринфского и прп. Никодима Святогорца в годы подготовки последними издания «Добротолюбия» 33 ) на о. Идра в 1776 г. 34 , по-видимому, именно с рассматриваемого Ватопедского кодекса или его копии, не дошедшей до нас. Однако в Ватопедской рукописи главы не имеют нумерации; тем не менее, порядок и состав их не отличается от представленного в Karakall. 72. Сравнение этих двух рукописей, а также то обстоятельство, что обе обрываются на 92-й главе, причем в одном и том же месте, ясно свидетельствуют о том, что Karakall. 72 является списком с более древней рукописи – Vatop. 610.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

Афанасия не определяют. А в других местах своих творений этого предмета он не касается нигде. Положительно, впрочем, можно утверждать, что он не мог считать апостола Петра римским епископом, в тесном значении этого слова: не мог потому, что, по свидетельству Деяний апостольских (гл. 28), послания апостола Павла к Римлянам (гл. 1), апостольских постановлений 1228 , св. Иринея 1229 , Дионисия Коринфского 1230 , творений Тертуллиана 1231 , и других памятников первой христианской древности 1232 , апостол Петр был основателем римской церкви так же, как и Павел; не мог быть епископом римской церкви так же, как и Павел, первым римским епископом был Лин, которого рукоположил Павел, Петр рукоположил третьего епископа римского -Климента; римские епископы, в первой христианской древности считались преемниками апостолов Петра и Павла, а не одного Петра. – А из того, что ап. Петр вместе с Павлом, основал римскую церковь , в бытность свою в Риме восседал на кафедре в римской церкви, что римские епископы потому суть преемники апостола Петра точно так же, как и Павла, из этого в пользу римского главенства не следует ничего потому, что, напр., коринфскую церковь основали также апостолы Петр и Павел 1233 , Петр восседал, напр., на кафедре церкви антиохийской 1234 , антиохийские епископы назывались так же преемниками Петра 1235 , а иерусалимскую церковь основал сам Господь, и за Ним все св. апостолы, и св. Петр в том числе; по знаменательному выражению св. Епифания 1236 , Иерусалимскому епископу, апостолу Иакову «Господь вверил свой собственный престол на земле». Б) Не усвоял св. Афанасий римским епископам ни особенных почтительных титулов, ни преимущественных прав . а) Де-Мэстр утверждает, будто св. Афанасий называет римскую кафедру «верховным апостольским седалищем». Это несправедливо: не называет. По словам Ротензее и Беллармина, называет «апостольским седалищем» или " престолом». Это справедливо: называет в вышеприведенном нами месте своих творений: ариане «не пощадили Ливерия, римского епископа; не постыдились, что это – апостольский престол, не уважили того, что Рим есть митрополия Романии; не привели себе на память, что прежде сами именовали их 1237 мужами апостольскими» 1238 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Было время, когда первых христиан было принято искать в «социальных низах» Империи, в том международном пролетариате, который наполнял большие города, особенно порты, и где, из-за бедности и социального неравенства, казалось, легче могли прорасти слова о любви, о надежде, о новой жизни. Описание коринфской церкви у Павла как будто подтверждает такое предположение: «Посмотрите, братья, - пишет он коринфянам, - кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти (то есть образованных), не много сильных, не много благородных... Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира, и уничиженное и ничего незначущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее»... (1 Кор. 1, 26). Но все же неверно стилизовать раннюю Церковь в «пролетарские» тона, видеть в ней одно социальное явление и чуть ли не продукт классовой борьбы. У того же Павла в послании к Римлянам мы встречаем имя «Эраста, городского казнохранителя», в Афинах он обращает члена Ареопага - Дионисия, в Фессалониках «из знатных женщин немало». Послание Иакова укоряет богатых, значит, были и такие в Церкви, а позднее губернатор Вифиний Плиний будет доносить Императору Траяну о множестве христиан «разных сословий». Но было ли их, действительно, очень много вначале? В конце второго века, обращаясь к гонителям христианства, Тертулиан пишет: «Мы существуем только со вчерашнего дня и, однако, мы наполнили всё ваше: города, острова, крепости, муниципии, лагеря, трибы, курии, дворец, сенат, форум... Если только мы враги ваши, то у вас больше врагов, чем граждан, потому что все ваши граждане сделались христианами». Это, конечно, риторическое преувеличение. Географически христианство, действительно, распространялось довольно быстро. В первом же веке большие церкви существуют в Сирии, Египте, Малой Азии, может быть, в Испании и Галлии. Но это не значит, что христиан было очень много. Во всяком случае, к моменту обращения Императора Константина, то есть к началу четвертого века, они все еще, по подсчетам историков, составляли не больше десяти процентов всего населения Империи. Можно утверждать, что в течение очень долгого времени Церковь сохраняла характер «малого стада», гонимого миром меньшинства.

http://sedmitza.ru/lib/text/436717/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010