«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Никодим Святогорец, преподобный (1749—1809 гг.) — греческий православный духовный писатель, афонский подвижник. Никодим Святогорец — оин из главных участников движения коливадов, возродившего духовную жизнь Православия в Новое Время (духовный взлёт в России через Паисия Величковского идёт именно от них). Главное дело Никодима Святогорца — перевод и издание книг, прежде всего «Добротолюбия». Никодиму Святогорцу принадлежит множество собственных творений. Никодим Святогорец родился в 1749 году в Греции на острове Наксосе, при крещении получил имя Николай. Образование получил в городе Смирне (изучал богословие и языки). В 1770 году вернулся на Наксос, где стал секретарём митрополита Анфима. В возрасте 26 лет пришёл на Афон где в монастыре Дионисиат, принял постриг с именем Никодим. После двух лет пребывания в монастыре, Никодим Святогорец по поручению митрополита Коринфского начал подготовку издания рукописи «Добротолюбие», обнаруженной в 1777 году в Ватопедском монастыре. Это стало началом его литературно-богословской деятельности. Из Дионисиата Никодим Святогорец перешёл в монастырь Пантократор, где изучал Священное Писание и труды Святых Отцов. В 1783 году Никодим Святогорец принял схиму и ушёл в затвор в котором пробыл 6 лет. Затвор был оставлен после того как Никодиму было поручено редактирование трудов Симеона Нового Богослова. После этого до своей смерти Никодим занимался литературно-богословской работой. Творческое наследие Никодима Святогорца огромно. Никодимом Святогорцем написано более двух сотен произведений, некоторые из которых — объёмные, иногда многотомные сочинения. Писательские интересы Никодима Святогорца чрезвычайно многогранны — в своих произведениях он касается разных богословских областей, многих сторон общественной и церковной жизни. У него есть работы теоретического, мистического, этического, аскетического, догматического, апологетического, агиологического, пастырского, гимнологического, гомилетического и канонического содержания. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/nik...

Петр Аргосский, свт. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Петр Аргосский, свт. - житие Эта страничка относится к разделу   Петр Аргосский, свт. Петр Аргосский (ок. 928), епископ, чудотворец, преподобный. Память 3 мая. Жил в IX - начале X века и происходил от благочестивых родителей. Родители святого Петра, а затем его братья, Павел, Дионис, Платон, и сам святой Петр приняли монашество. Святой Петр усердно предался иноческим подвигам, так что превзошел всех своих сверстников. Это стало известно Италийскому епископу Николаю, с 895 года патриарху Константинопольскому который пожелал возвести его в сан епископа, но святой Петр уклонился, считая себя недостойным такой чести. Епископ Николай рукоположил Павла, брата святого Петра, во епископа Коринфского, а святой Петр пришел к брату-епископу и жил у него, взяв на себя подвиг молчания. Через год прибыли к епископу Павлу посланцы из города Аргоса, где скончался епископ, и просили поставить им епископом святого Петра. После долгих и усиленных просьб, святой Петр дал, наконец, согласие. Будучи епископом, святой Петр усердно трудился, управляя своей паствой, был чрезвычайно милостив, заботился о нуждающихся, особенно о сиротах и вдовах; в неурожайный год святитель кормил голодавших. По молитвам святого пища, предназначенная для голодающих, никогда у него не оскудевала. Святитель также выкупал пленников, исцелял больных и одержимых, обладал даром прозрения. Святитель задолго предсказал день своей кончины и отошел в мире ко Господу в возрасте 70-ти лет, около 928 года. Мощи его в 1421 году были перенесены из Аргоса в Навплию, где почивают, источая миро, совершая чудеса и исцеления. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Петр Аргосский, свт. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-3185

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Дионисий» найдены статьи: ДИОНИСИЙ (Порубай Петр Николаевич; род. 1.10.1975, г. Рязань), митрополит Воскресенский управляющий делами Московской Патриархии ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ДИОНИСИЙ Щепа († после 1463), прп., иером. (пам. 3 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ДИОНИСИЙ († 1645), прп. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Переславский, затворник ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ДИОНИСИЙ (II в.), еп. Коринфский, сщмч. (пам. греч. 29 нояб., пам. зап. 8 апр., 22 марта - перенесение мощей), церковный писатель ДИОНИСИЙ Ефимович Щёголев (1871-1937), свящ., сщмч. (пам. 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИОНИСИЙ (Петушков Дионисий Иосифович; 1866-1931), прмч. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИОНИСИЙ (ок. 1430/40 - между 1503 и 1508), рус. художник, работал в области монументальной живописи, иконописи, книжной миниатюры ДИОНИСИЙ (ок. 1722 - после 1792), иером., духовный писатель, насельник Димитрия Солунского вмч. скита (Ватопедский мон-рь, Афон) ДИОНИСИЙ (Даниил Васильевич Звенигородский Лупа, кн.; † 1538), постриженик и ученик прп. Иосифа Волоцкого, библиофил ДИОНИСИЙ (Миливоевич), бывш. еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви - см. Миливоевич Драголюб ДИОНИСИЙ Дионисий (Петрович Дамян; 1858 - 1900), митр. Рашско-Призренский Карловацкой митрополии Сербской Православной Церкви ДИОНИСИЙ (Хитров Димитрий Васильевич; 1818 - 1896), еп. Уфимский и Мензелинский, миссионер, сподвижник свт. Иннокентия (Вениаминова) ДИОНИСИЙ (мирское имя Люсьен Шамбо; 1899 - 1965), архим., настоятель парижской правосл. общины зап. обряда

http://pravenc.ru/text/Дионисий.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Православной Церкви ДИОДОР И ДИДИМ мученики Лаодикийские (пам. 11 сент., пам. визант. 10 и 11 сент., 6 и 9 окт.; пам. зап. 11 сент. и 9 окт.) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ДИОНИСИЙ Щепа († после 1463), прп., иером. (пам. 3 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ДИОНИСИЙ († 1645), прп. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Переславский, затворник ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ДИОНИСИЙ (II в.), еп. Коринфский, сщмч. (пам. греч. 29 нояб., пам. зап. 8 апр., 22 марта - перенесение мощей), церковный писатель ДИОНИСИЙ Ефимович Щёголев (1871-1937), свящ., сщмч. (пам. 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИОНИСИЙ (Петушков Дионисий Иосифович; 1866-1931), прмч. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИОНИСИЙ I (до 1410 - 1492), свт. (пам. греч. 23 нояб.), патриарх К-польский (1467 - 1471 или 1472, 1488 - 1490) ДИОНИСИЙ, ЕФРЕМ, ГЕРАСИМ, ИСААКИЙ († 1538), преподобномученики (пам. в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Обнорские, насельники Павлова Обнорского во имя Св. Троицы Комельского мон-ря ДИОНИСИЙ ЗАКИНФСКИЙ (Сигур Драганиг (Граденич); 1547 - 1622), свт. (пам. греч. 17 дек., 24 авг.- перенесение мощей), архиеп. Эгинский (1577-1578) ДОВМОНТ (Тимофей; † 1299), св. кн. (пам. 20 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122308_37.html

Глава XI. О третьем послании Иоанна § 82. Ближайшее назначение третьего послания Третье послание Иоанново, по указанию писателя, назначено Гаиеви возлюбленному ( 3Ин. 1 ). Кто был сей Гаий – достоверно неизвестно. В послании к римлянам упоминается Гаий странноприимец, у которого Павел имел пребывание в Коринфе ( Рим.16:23 . сн. 1Кор.1:14 ). В книге Деяний упоминается Гаий Дервянин, который вместе с единоземцем своим Тимофеем сопровождал Апостола Павла до Асии ( Деян.20:4 ). Может быть, в обоих сих местах говорится об одном лице. Может быть, этому-то Гаию, жителю коринфскому, отличавшемуся, по свидетельству Апостола Павла, странноприимством, писано третье послание Иоанново, тем более что та же добродетель восхваляется в Гаие и Апостолом Иоанном ( 3Ин.5 ). Примеч. В летописи Люция Декстра рассказывается, что сей Гаий, житель коринфский, родом испанец, сын сотника, стоявшего при кресте Иисусовом, впоследствии был третьим медиоланским епископом. В Синопсисе сказано, что этот Гаий был писцом у Иоанна Богослова при написании Евангелия. Максим и Георгий Пахимер утверждают, что к этому же Гаию назначены известные четыре послания св. Дионисия Ареопагита . См. Cursus Complem. S. script tom. XXV. рад. 297; также Соттепт. Alaride in III Epism Iohannis. § 83. Случай написания и цель третьего послания Из послания видно, что писать к Гаию Апостол был побужден похвальными отзывами некоторых странников о христианской любви Гаия ( 3Ин.6 ). Это было приятно проповеднику взаимной любви. Но, радуясь о благочестии чад Церкви, Апостол вместе с тем мог опасаться, чтобы они среди всеобщего развращения не ослабели в подвигах добродетели. Желая ободрить и побудить Гаия к большему преспеянию в любви, Апостол и написал к нему сие послание. § 84. Содержание третьего послания После обыкновенного приветствия (ст. 1, 2) Апостол описывает свою радость по случаю свидания с братьями, засвидетельствовавшими о Гаие, что он в истине ходит (ст. 3. 4), изображает цену добродетели странноприимства (ст. 5–8), негодует (в лице Диотрефа) на пренебрегающих этой добродетелию (9, 10) и хвалит (в лице Димитрия, по преданию епископа филадельфийского) исполняющих обязанности страннолюбия (ст. 12), в заключении изъявляет надежду скоро увидеться с Гаием и усты ко устом глаголати (ст. 13–15). Читать далее Источник: Исагогика, или Введение в книги Священнаго Писания Новаго Завета, составленное Вологодской духовной семинарии учителем Алексеем Хергозерским. - Санкт-Петербург : Тип. Имп. Акад. наук, 1860. - 234, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСС [Басс; греч. Βσσος; лат. Bassus] († сер. III в.), сщмч. Никейский (пам. зап. 5 дек., пам. греч. 18 сент.). Согласно Римскому Мартирологу В. был епископом г. Никеи (совр. Ницца, Франция) на р. Вар и принял мученическую кончину в гонения имп. Деция (249-251) или имп. Валериана (253-260). По приказу префекта Перенния ему пробили ноги гвоздями, пытали раскаленным железом и скорпионами. Однако о существовании епископской кафедры в Никее на р. Вар ничего не известно до Аквилейского Собора (381), видимо, В. являлся епископом малоазийской Никеи (его мощи оказались в Ницце только в кон. XVIII в.). В пользу этого свидетельствует похвальное слово В., произнесенное в день его памяти свт. Иоанном Златоустом (BHG, N 271). Но вряд ли этого святого можно отождествлять с неким еп. Вассом, упоминаемым в письме Иоанна Златоуста, написанном в ссылке (нач. 405), о к-ром говорится, что он также находился в изгнании близ г. Кукус (М. Армения). В зап. календарях память В. отмечается 5 дек. Кроме того, его память встречается в ряде визант. рукописных Миней под 18 сент. Сохранился канон 4-го гласа, написанный в честь В. К-польским Патриархом Германом (AHG. T. 1. P. 261-268). Ист.: BHG, N 271; ActaSS. Ian. T. 2. P. 257; PG. 50. Col. 719-726 [похвала Иоанна Златоуста]; MartRom. P. 566-567. Лит.: Delehaye H. S. Bassus évêque martyr honoré à Nice//AnBoll. 1932. T. 50. P. 295-310; Calendini P. Bassus (4)//DHGE. T. 6. Col. 1282-1283; Holweck. P. 142. А. И. Макаров Рубрики: Ключевые слова: ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) КЕСАРИЙ И ИУЛИАН (I в.?), священномученики Таррацинские (Терракинские) (пам. 7 окт.; пам. визант. 7 окт., 1 нояб.; пам. греч. 7 окт.; пам. зап. 1 нояб.) ДИОНИСИЙ (II в.), еп. Коринфский, сщмч. (пам. греч. 29 нояб., пам. зап. 8 апр., 22 марта - перенесение мощей), церковный писатель АЛЕКСАНДР I (Александрион I Римский; † 115 или 118), еп. Рима (105 или 108 – 115 или 118), сщмч. (пам. 16 марта, зап. 3 мая)

http://pravenc.ru/text/149847.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОНАТ [греч. οντος] († ок. 316), сщмч. (пам. 22 мая), еп. г. Тмуис (Н. Египет), с ним пострадали пресв. Макарий и диак. Феодор. Память Д. и его спутников указана лишь в одном греч. синаксаре, происходящем из мон-ря Гроттаферрата . Мученичество Д., сохранившееся в единственной рукописи на греч. языке, написано, по-видимому, в Далмации или Италии в VI в. и адресовано монаху из г. Салона (совр. Солин, Хорватия). Согласно этому источнику, Д., сын Крискента, происходил из Истрии. Впосл. стал пресвитером в Аквилее, где ревностно проповедовал Евангелие среди язычников. После начала гонения имп. Диоклетиана бежал в Далмацию, где поселился у отшельников в пустынной местности на горе недалеко от г. Салона. Однажды на эту гору поднялся сам Диоклетиан, чтобы совершить жертвоприношение, и обнаружил Д. Узнав, что он христианин, император стал склонять его к отречению, но Д. твердо исповедовал Христа и своим примером обратил 2 приближенных императора, Макария и Феодора. Вместе с ними он был подвергнут пыткам. Святые уцелели в огне и были не тронуты дикими зверями. Во время их мучений произошло землетрясение, и неск. зданий рухнуло, погребя под собой мн. язычников. Д. и его товарищам удалось избежать смерти, они бежали морем в Египет, где остановились в г. Тмуис. Поскольку здешний еп. сщмч. Фила принял мученическую кончину, то местные христиане избрали на его место Д. Макарий был рукоположен во пресвитера, а Феодор - во диакона. Д. управлял Церковью до 316 г., когда и пострадал вместе с Макарием и Феодором. Ист.: ActaSS. Mai. T. 5. P. 144-151. Лит.: BHG, N 564; Delehaye H. Les Martyrs d " Égypte//AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 119-120; Tessarolo A. Donato, Macario e Teodoro//BiblSS. Vol. 4. Col. 796-797; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. C. 153. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ (II в.), еп. Коринфский, сщмч. (пам. греч. 29 нояб., пам. зап. 8 апр., 22 марта - перенесение мощей), церковный писатель

http://pravenc.ru/text/178909.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМОГЕН (нач. IV в.), сщмч. (пам. кипрская 5 окт.), еп. Самоса. Согласно местному кипрскому преданию, Е. род. в г. Феникунт (Финика) близ Мир Ликийских в христ. семье и был воспитан в благочестии. После смерти родителей он продал имущество и раздал деньги нищим. Е. удалился в Египет, где продолжительное время подвизался в пустыне, следуя примеру егип. отшельников. Затем он отправился в К-поль, где по настоянию К-польского епископа был рукоположен во иерея. Спустя нек-рое время Е. был поставлен во епископа о-ва Самос. За проповедь христианства Е. привели на суд к правителю Самоса по имени Санторинин. Его пытали: бичевали, «строгали железными когтями», подвесив на дереве, жгли свечами и протыкали раскаленными вертелами. На ночь Е. заковали в колодки и бросили в темницу. Там ему явился Господь с сонмом ангелов и исцелил от ран. Утром Санторинин велел привести диких коней, собираясь привязать к ним святого. Но по молитве Е. они стали даже более кроткими, чем овцы. Правитель приказал сбросить епископа с высокой скалы в пропасть, но тот остался невредим. Тогда Е. обезглавили. Христиане о-ва Самос из-за гонений не могли предать тело Е. погребению и спустили гроб епископа на воду. Чудесным образом гроб приплыл по морю к г. Курион на юж. берегу Кипра. Церковь во имя Ермогена с его гробницей находится в эвкалиптовой роще перед Амафунтскими воротами Куриона. Однонефная церковь с арочным сводом представляет собой постройку франк. периода, воздвигнутую, видимо, на основе ранневизант. здания ( Parthog G., der. Byzantine and Medieval Cyprus: A Guide to the Monuments. New Barnet, 1995. P. 120). Часть честной главы Е. хранится в кафедральном соборе Агия-Напа в Лимасоле. Считается, что по молитвам Е. излечивается болотная лихорадка, а также он помогает от неразделенной любви. Служба Е., содержащая синаксарное Житие святого, была издана в Венеции в 1771 г. Сведения о Е. содержатся также в «Хронологической истории острова Кипр», изданной в Венеции в 1788 г. архим. Киприаном ( Κυπριανς, ρχιμ . Ιστορα χρονολοϒικ τς Νσου Κπρου. Λευκωσα, 19022. Σ. 360). Лит.: Delehaye H. Saints de Chypre//AnBoll. 1907. Vol. 26. P. 270; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 137; Μακριος, ρχιπ. Κπρου. Κπρος Αϒα Νσος. Λευκωσα, 19972. Σ. 25; Καππας . Χ. Ο ν Κπρ διαλμψαντες ϒιοι. Λεμεσς, 1998. Σ. 50-53; idem. Ο μρτυρες τς Κυπριακς Εκκλησας. Λεμεσς, 2000. Σ. 60-65. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ (II в.), еп. Коринфский, сщмч. (пам. греч. 29 нояб., пам. зап. 8 апр., 22 марта - перенесение мощей), церковный писатель

http://pravenc.ru/text/190177.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИПАТИЙ И АНДРЕЙ [греч. Υπτιος κα Ανδρας] (VIII в.), священномученики (пам. 21 сент.; пам. греч. 20 сент.; пам. зап. 29 авг.). Источник сведений об этих святых - синаксарное сказание (SynCP. Col. 62-64). И. и А. происходили из Лидии, получили образование в одной из обителей и с годами укрепились в решении посвятить себя Богу. И. принял иноческий постриг, А. стал клириком и был известен как проповедник. Им благоволил епископ Эфесский (в сказании по имени не назван), он рукоположил И. во епископа (кафедра неизв.), А.- во священника. Во время гонений на иконы при имп. Льве III Исавре (717-741) И. и А. убеждали свою паству не подчиняться имп. указу и не выбрасывать из храмов иконы. По приказу императора они были приведены в К-поль, где с ними полемизировали как император, так и принявшие его сторону богословы, но никто не смог переубедить святых. После заключения в темницу И. и А. подвергли бичеванию, затем обмазали бороды смолой и на их головах, откуда прежде срезали кожу, начали жечь иконы. После того как святые выдержали эти пытки, их отвели в квартал Ксиролоф, где казнили мечом. Тела их были брошены без погребения, но христиане с честью похоронили мучеников. В сказании имеется неск. неточностей, что позволяет предполагать его позднее происхождение или заимствование сведений об И. и А. из житий др. святых эпохи иконоборчества . Так, в источниках, повествующих о 1-м периоде иконоборчества, при Льве III, отсутствуют эпизоды гонений с изощренными пытками; подробности с обмазыванием смолой бород иконопочитателей часто фигурируют в описаниях гонений при имп. Константине V Копрониме (741-775). Кроме того, поскольку святые жили в Лидии, рукополагать их должен был епископ г. Сарды, где располагалась епископская кафедра Лидии, тогда как Эфес был столицей Асии. Ист.: SynCP. Col. 62-68; ActaSS. Aug. T. 6. P. 514; Sept. T. 6. P. 104; MartRom. P. 368. N 4; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 174; ЖСв. Сент. С. 398-399. Лит.: Sauget J.-M. Ipazio vescovo e Andreai//BiblSS. Vol. 7. Col. 862-863; Аивеге R. Hypatios//DHGE. T. 25. Col. 536; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 456. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) КЕСАРИЙ И ИУЛИАН (I в.?), священномученики Таррацинские (Терракинские) (пам. 7 окт.; пам. визант. 7 окт., 1 нояб.; пам. греч. 7 окт.; пам. зап. 1 нояб.) АЛЕКСАНДР I (Александрион I Римский; † 115 или 118), еп. Рима (105 или 108 – 115 или 118), сщмч. (пам. 16 марта, зап. 3 мая) ДИОНИСИЙ (II в.), еп. Коринфский, сщмч. (пам. греч. 29 нояб., пам. зап. 8 апр., 22 марта - перенесение мощей), церковный писатель

http://pravenc.ru/text/673755.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИД [Греч. Λεωνδης], сщмч. (пам. греч. 15 апр.), еп. Афинский. Время и обстоятельства жизни неизвестны. Память Л. и посвященное ему двустишие («Тьма объять Афины внезапу, в них зашедшу солнцу Леониду») содержатся в визант. стишных Синаксарях и слав. стишных Прологах, где из биографических сведений указывается только то, что он «миром скончался» ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. T. 8. С. 37). В посвященном Л. Слове Афинского митр. Михаила Хониата (Акомината) (кон. XII в.) сообщается, что прах от мощей Л. находился в базилике св. Леонида (IV-V вв.) в Афинах, на р. Илис. Однако из упоминаний пострадавших вместе с ним жен, утопленных в море, становится ясно, что автор путает этого святого с мч. Леонидом Коринфским, память которого отмечается 16 апр., на следующий день после памяти Л. В Синаксарях Л. назван святым, в Слове Афинского митр. Михаила Хониата (Акомината) - священномучеником, в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца - мучеником, в совр. календаре Греческих Церквей - мучеником (Δπτυχα. 2014. Σ. 166). Хотя большинство исследователей связывают появление имени Л. в агиографических источниках с трансформацией культа мч. Леонида Коринфского ( Halkin. 1953. S. 220; Janin. 1966. Col. 1310 и др.), тем не менее почитание Л. нашло широкое отражение в новогреч. иконографии и гимнографии (в т. ч. службы, составленные в 1955 мон. Герасимом Микраяннанитом и в 1956 архим. Никодимом (Валлиндрасом; впосл. митрополит Патрский)), а также в почитании его мощей (напр., во 2-й пол. ХХ в. часть их хранилась в ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Перистери (в 4 км к северо-западу от центра Афин) - Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 207). Память Л. была включена в ВМЧ, но не указана в современном календаре РПЦ (ВМЧ. Апр. Дни 8-21. Стб. 460). В греч. Ерминии афонского иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в разд. «Святые иерархи: внешний вид их и надписания» имеется описание облика Л.: «старец с короткой бородой» (Ерминия ДФ. С. 162. 66). Ист.: BHG, N 984; Μιχαλ Ακομιντος Χωνιτης. Τ σωζμενα. Αθναι, 1879. Τ. 1. Σ. 150-156; SynCP. Col. 604-605; Νικδημος. Συναξαριστς. 1998. Τ. 4. Σ. 224. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 109; Halkin F. Saint Léonide et ses sept compagnes à Corinthe//ΕΕΒΣ. 1953. Τ. 23. Σ. 217-223; Janin R. Leonida e VII donne, santi, martiri a Corinto//BiblSS. 1966. Vol. 7. Col. 1309-1310; Χρυσστομος (Δεληγιαννπουλος), μητρ. Λεωνδης//ΘΗΕ. 1966. Τ. 8. Σ. 278-281; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 275; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2007. Τ. 7: Απρλιος. Σ. 138. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ (II в.), еп. Коринфский, сщмч. (пам. греч. 29 нояб., пам. зап. 8 апр., 22 марта - перенесение мощей), церковный писатель

http://pravenc.ru/text/2463405.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010