Это Он и говорил прикровенно, когда утверждал: благовестити Ми подобает царствие Божие, яко на сие послан есмь ( Лк.4:43 ). «Прикровенно», говорим мы, потому что тайны сии дано было ведать одним только ученикам Его, народ же прозревал в них через приточный покров ( Мф.13:11 ). Чему подобно есть царствие Божие (или небесное — по почину предтечева благовестил), о том и говорилось и много, и вразумительно, но существенные черты его ускользали от простого понимания. Домогавшимся знать о времени пришествия его, более развитым умственно фарисеям удалось узнать о нем нечто более, чем сколько давалось прочим; но это нечто было совсем неожиданное для них открытие: царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:21 ), —сказал добре учивший пути Божию ( Мф22: 16 ), Обличитель фарисейства. Следовательно, это царствие Божие прежде всего есть сам каждый человек, вырабатывающий в себе единично и самолично то, что можем назвать совершенством богоподобия, руководясь заповедию Христовою: будите совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть ( Мф.5:48 ). Посему-то царствие Божие не есть ни брашно, ни питие, ни стяжание, ни лишение; посему-то оно и детски приемлется, и нудится, и дается, и отнимается, и затворяется, и гонится за человеком, как всякое душевное настроение и расположение. Оно все должно состоять из чад Божиих, носящих на себе облик Отца небесного, как все рождаемое на земле носит образ родившего его, должно быть одним домом, одним родом Божиим, о чем мечтала еще языческая мудрость ( Деян.17:28 ). Таким образом, напрасно думать, что оно предназначено состоять все из «царей» в земном ходячем смысле слова, каковую несообразность укорительно навязывают Евангелию враги его, а только имеет представлять собою жительство, в котором во всех отражается и как бы видит самого себя Бог или, что тоже — Иисус Христос, — сожительство с Ним, соцарствование Ему на земле и за пределами ее. Припомним, что не далее как завтра Святая Церковь будет утешать слух наш апостольскою песнию: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся ( Гал.3:27 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-na-golg...

По сей конечно причине и сам небесный Учитель сказал решительно: аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове его, живота не имате в себе. ядый мою плоть и пияй мою кровь, имать живот вечный и Аз воскрешу его в последний день ( Иак.6:24 ). Чтобы еще более удостовериться в сей неоспоримой истине, то вникните тщательнее в самое повествование книги Деяний о Корнилии. Вот что рассказывает она об нем: Корнилии в видении явился Ангел Господень и сказал: молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша на память к Богу. Вот заслуга молитв и милостыней! Они напомнили Богу о Корнилии и возбудили в нем справедливое сострадание к человеку, очевидно, доброму и богобоязненному, желавшему угодить Богу и спастися, но не знавшему как и чем угодить Ему, и далеко еще стоявшему от пути спасения. Что же делает Бог в награду за его доброту, за его благоговеинство? Отсылает его к Апостолу Петру, дабы тот указал ему истинный и совершенный путь спасения. Призови, говорит Он ему чрез Ангела, Симона нарицаемаго Петра: той речет тебе глаголы, в них же спасешися ты и весь дом твой (гл. 10:5. 6). Следовательно, Корнилий, заметьте слушатели, без сих глаголов и без исполнения того, что в них повелевалось и при своих молитвах и при своих милостынях, не пустых каких либо и лицемерных, но искренних и постоянных и до слуха Божия дошедших, лишился бы спасения со всем своим домом. Истина чрезвычайно важная! Что же это за глаголы, без которых и при молитвах и милостынях и всех других мнимых или истинных добродетелях невозможно спастися? Апостол Петр в сих глаголах благовестил Корнилию, оставление грехов прияти именем Христа Иисуса всякому верующему в он ( Деян.10:43 ). Но как прияти? Чрез веру во Христа, а веру чрез крещение: ибо в след за сим Апостол повелел Корнилию и сущим с ним креститися во имя Иисус-Христово (48). Итак видите, что если бы Корнилий сотник, по наставлению Апостола Петра, не уверовал во Христа и не крестился во имя Иисус-Христово, или что тоже, если бы он не омылся, не освятился и не оправдался кровию Христовою, то его молитвы и милостыни и все другие добродетели остались бы тщетными.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Апостол употребляет глагол, который в Священном Писании Нового Завета может означать, с одной стороны, «признавать какой-либо факт», «удостоверять свое слово», «утверждать», «свидетельствовать», с другой — «возвещать что-либо публично», «исповедовать веру». 42 Из контекста речи апостола предпочтительным является первое значение глагола в том смысле, что для прощения нам надо признать свои грехи перед Богом. Но нельзя полностью исключить и второго значения — тогда возникает мысль о необходимости внешне исповедовать грехи перед Церковью в лице ее конкретных представителей, среди которых уместнее всего видеть апостолов и их преемников, облеченных Господом властью отпускать грехи ( Ин.20:23 ) 43 . Свидетельства о связи покаяния с внешним исповеданием грехов перед членами ранней Церкви, можно найти в книге Деяний апостольских и в послании св. ап. Иакова. В первом тексте говорится о случае в Ефесе, когда «многие … из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» ( Деян.19 Дееписатель использует глагол, близкий по значению к, и смысл фразы в том, что обратившиеся христиане публично признавали свои согрешения, хотя, видимо, это было тесно связано с крещением и вхождением в  Церковь 44 . Во втором тексте содержится призыв св. ап. Иакова к христианам: «исповедайте друг другу согрешения» 45 ( Иак.5:16 ). Здесь также использован глагол, причем смысл фразы хорошо передан в синодальном переводе: «признавайтесь друг пред другом в проступках» 46 . Поскольку далее апостол продолжает: «и молитесь друг за друга, да исцелеете» ( Иак.5:16 ), имея в виду исцеление от духовных недугов 47 , то в ближайшем историческом контексте слова об исповедании указывают на признание христианами своих грехов друг перед другом с целью молиться друг за друга 48 . Более ясные указания о том, как практика исповедания грехов была сопоставлена с полномочиями апостолам и их преемникам «вязать» и «решить» человеческие грехи ( Мф.18:18 ; см. также Ин.20:23 ) уже выходят за хронологические рамки новозаветных писаний и относятся к раннему периоду святоотеческой письменности. Но именно связь этих двух понятий и легла в основу христианского церковного Таинства покаяния, находящего свое выражение в форме исповеди перед епископом или священником.

http://azbyka.ru/biblejskie-osnovaniya-t...

Вот, главным образом, Андреев и основался на этом свидетельстве, крестил сам себя, а потом крестил и своих последователей. беспоповцы основательно не принимают этот исключительный пример в руководство и самокрестов отвергают. – Автор. 43 Не одоленная вратами адовыми церковь должна и обязательно будет иметь все седьмь св. церковных таинств (Бол. кат. л. 360 об.). У беспоповцев же ни одной тайны законно не совершается, а многих даже вовсе не имеется, а потому общество их признать церковью неодолённой было бы весьма странно и погрешно. – Автор. 44 Простолюдинское крещение никогда церковь благодатным не признавала (Деян. св. апостол гл. 8, ст. 16 и 17, зач 18). Оно делается благодатным только при смерти: «прежде нежели постигнути священнику, Божественая благодать совершает и» (Номок. л. 67). Но и при смерти совершает только того, который верует в бытие священства, но не может улучить его и умрёт. Беспоповцы же не веруют в бытие священства, а проповедуют ему конец; они с самого рождения знают, что умрут без священства, а потому и не ожидают его; поэтому и при смерти их, крещение их остаётся безблагодатным. – Автор. 46 Бракоборы, действительно, чужды св. Христовой церкви; но не лучше их и соборяне сии. Св. Игнатий Богоносец говорит: «А иже вне есть, и без епископа и пресвитеров и без диаконов что либо творит: таковый оскверняется совестию, и неверного горший есть... Иже убо сих не слушает, безбожен всячески есть и злочестив, и отметается Христа и Его установление умаляет». (Посл. 1 к Трал.). – Автор. 47 Тысячное правило состоит в том, чтобы полагать каждый сутки, в течение 40 дней, 1000 поклонов, 700 поясных и 300 земных. Эта епитимья у беспоповцев налагается на переходящих к ним из православия и из всех вообще раскольников и сектантов. В некоторых беспоповских обществах, налагается она и на своих беспоповцев – смешавшихся в ядении и питии с православными. Одним словом–эта епитимия играет у них важную роль. – Автор. 48 Вопрос о многожёнстве поднят беспоповцами потому, что многоженство у них развито в высшей степени; я знаю в моём миссионерском районе до 50 лиц беспоповцев, оставивших первых своих жён и живущих с другими, а духовные отцы не следят за этим, но делают даже поблажку в этом. – Автор. 49 Церковь постановила быть соборам епископов, а не простых мужиков (9 прав. 6 всел. собора). Простых же мужиков, назвав ногами подвергла «повиновении преданному от Бога чину» (того же соб. пр. 64). – Автор.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

20 . Эта Божественная миссия, вверенная Христом Апостолам, продлится до скончания века (ср. Мф.28:20 ), ибо Евангелие, которое должно передаваться ими, во всякое время является для Церкви началом всей жизни. Поэтому Апостолы позаботились поставить своих преемников в этом иерархически устроенном обществе. Они не только имели различных помощников в служении, 41 но, чтобы вверенная им миссия продолжилась и после их смерти, они, словно в завещание, возложили на своих непосредственных сотрудников обязанность исполнить и упрочить начатое ими дело 42 , поручив им внимать всему стаду, в котором Святой Дух поставил их блюстителями, и пасти Церковь Божию (ср. Деян.20:28 ). Итак, они назначили мужей и впредь вменили им в правило, чтобы по их смерти другие испытанные мужи принимали их служение 43 . Среди этих различных служений, осуществляемых в Церкви с первоначальных времён, главное место, по свидетельству Предания, занимает должность тех, кто, будучи поставлен на епископское служение, идущее от начала через преемство 44 , хранит отводки, произросшие от семени апостольского 45 . Таким образом, по свидетельству Св. Иринея, через тех, кого Апостолы поставили в Епископы, а также через их преемников до нашего времени, апостольское предание проявляется 46 и сохраняется 47 во всём мире. Итак, Епископы приняли на себя служение общине вместе со своими помощниками, пресвитерами и диаконами 48 , от имени Бога возглавляя то стадо 49 , пастырями которого они являются как наставники в учении, священники богопочитания и служители управления 50 . Как продолжается должность, вверенная Господом лично Петру, первому из Апостолов, и передаваемая его преемникам, так продолжается и апостольская должность пасти Церковь , которую надлежит непрерывно исполнять священному чину Епископов 51 . Поэтому Священный Собор учит, что Епископы по Божественному установлению наследуют Апостолам 52 как пастыри Церкви, и слушающий их слушает Христа, а отвергающий их отвергает Христа и Пославшего Его (ср. Лк.10:16 ) 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

I. Надписание У евреев надписывается Сефер Тегиллим, то есть, книга песней, или похвал, а у греков ψαλμο или ββλος ψαλμν, то есть, книга Псалмов Лк.20:42; 24:44 . Деян.1:20 , также ψαλτριον, которое слово иначе означает орудие, на котором играют песни, как то гусли, или кимвал. II. Писатель Вся книга Псалмов поставлена в Библии под именем царя Давида, и ему одному сочинение всех оных приписуют св. Златоуст, св. Амвросий, Блаженный Августин , Феодорит, Кассиодор, Евфимий, Филастрий и другие; а напротив того Ориген , святой Иероним, Евсевий, св. Иларий и Св. Афанасий собственно Давидовыми Псалмами почитают только те, над коими надписано Давидово имя, каковых псалмов считается во всей книге 72. Прочие же, яко и стилем с оными несогласующие, а некоторые описывающие происшествия, бывшие уже после Давида, приписуются различным другим сочинителям, и именно: сыновом Кореовым псалмы 41, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 83, 84, 86, 87; – Соломону псалмы 71 и 126; – Ефаму Пс.88 ; – Идиеуму Пс.76 . – Моисею Пс.89 ; – Асафу ; – Адаму 91; – Мелхиседеку 109. – Иеремии и Езекиилю 64; – одному Иеремии (...). 1 за тем псалмы почитаются неизвестных сочинителей, а некоторые от многих Давиду же приписуются. Несмотря, однако ж, на сие различие мнений о писателях псалмов, Церковь ветхозаконная и новозаветная всегда единогласно и несомненно признавала все псалмы Богодухновенными и правильными частями Священного Писания ; а первым собирателем их во едино почитается Ездра. Только последний 151 псалом в сомнении, или по крайней мере не причисляется к Псалтири, но почитается как бы надгробною надписью Давиду. Его совсем даже нет ней в еврейской, ни в халдейской, ни в латинской Вулгатной Библии; однако ж, есть он в переводе сирском, в арабском, во многих списках греческих, и упоминается у древних отцов. III. Разделение Хотя каждый псалом есть сочинение само по себе отдельное в примененное к различным случаям, или особам; однако ж Евреи и многие из древних отцов, как то Григорий Нисский , Епифаний, Евсевий и другие замечают вообще разделение всей Псалтири на пять частей, из коих первая кончится 40-м псалмом, вторая 71-м псалмом, третья 88-м, четвертая 105-м, пятая 150-м. Приметами сего разделения почитается то, что первые четыре части псалмов заключаются каждая на еврейском языке словом Аминь, а на славенском (...) 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Апостол употребляет глагол μολογ, который в Священном Писании Нового Завета может означать, с одной стороны, «признавать какой-либо факт», «удостоверять свое слово», «утверждать», «свидетельствовать», с другой – «возвещать что-либо публично», «исповедовать веру». 42 Из контекста речи апостола предпочтительным является первое значение глагола в том смысле, что для прощения нам надо признать свои грехи перед Богом. Но нельзя полностью исключить и второго значения – тогда возникает мысль о необходимости внешне исповедовать грехи перед Церковью в лице ее конкретных представителей, среди которых уместнее всего видеть апостолов и их преемников, облеченных Господом властью отпускать грехи ( Ин.20:23 ). 43 Свидетельства о связи покаяния с внешним исповеданием грехов перед членами ранней Церкви, можно найти в книге Деяний апостольских и в послании св. ап. Иакова. В первом тексте говорится о случае в Ефесе, когда «многие ... из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (ξομολογομνοι κα ναγγλλοντ τ πρξι αντν. Деян.19:18 ). Дееписатель использует глагол evxomologe,w, близкий по значению к omologe,w, и смысл фразы в том, что обратившиеся христиане публично признавали свои согрешения, хотя, видимо, это было тесно связано с крещением и вхождением в Церковь . 44 Во втором тексте содержится призыв св. ап. Иакова к христианам: «исповедайте друг другу согрешения» 45 (ξομολογσθ λλλοι τ παραπτματα. Иак.5:16 ). Здесь также использован глагол evxomologe,w, причем смысл фразы хорошо передан в синодальном переводе: «признавайтесь друг пред другом в проступках» 46 Поскольку далее апостол продолжает: «и молитесь друг за друга, да исцелеете» ( Иак.5:16 ), имея в виду исцеление от духовных недугов, 47 то в ближайшем историческом контексте слова об исповедании указывают на признание христианами своих грехов друг перед другом с целью молиться друг за друга. 48 Более ясные указания о том, как практика исповедания грехов была сопоставлена с полномочиями апостолам и их преемникам «вязать» и «решить» человеческие грехи ( Мф.18:18 ; см. также Ин.20:23 ) уже выходят за хронологические рамки новозаветных писаний и относятся к раннему периоду святоотеческой письменности. Но именно связь этих двух понятий и легла в основу христианского церковного Таинства покаяния, находящего свое выражение в форме исповеди перед епископом или священником.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

В законе благодати кто не удивится величайшему смирению блаженного и всехвального апостола Павла, сосуда избранного (см.: Деян.9:15 ), который потрудился более всех апостолов и был восхищен до третьего неба (см.: 2Кор.12:2–3 )? Ибо после столь великих видений мы видим его смиряющимся и говорящим: я меньше всех апостолов и недостоин называться апостолом (ср.: 1Кор.15:9 ). В другой раз он называет себя непотребной грязью: я сделался сором для мира (ср.: 1Кор.4:13 ), а в третий говорит: Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый ( 1Тим.1:15 ). Видишь, брат Иоанн, насколько великий Павел по мудрости своей и трудам был выше других апостолов, настолько глубже он был по смирению ума своего. Но, брат Иоанн, после того как я привел эти свидетельства Писания о смирении некоторых святых, думаю, будет хорошо и весьма полезно дерзнуть нам сказать немного и о высочайшем смирении Царицы всех святых, то есть о смирении Пречистой, Пресвятой, славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Но прежде, думаю, будет хорошо размыслить о том, есть ли еще среди словесных созданий – среди людей и Ангелов – кто-нибудь, кто удостоился бы столь великих и духовных дарований, как Пречистая и Пресвятая Дева Мария. Поистине, ни одно из созданий Божиих, земных и небесных, не достигло такой славы и благодати, как Пресвятая и Пречистая Матерь Божия. О Ней Бог изначала возвестил прародителям нашим Адаму и Еве и прикровенно явил им, что через Нее произойдет спасение и сокрушена будет глава змия (см.: Быт.3:15 ). Дух Святый устами великого пророка Исайи указал на Нее, что Она будет той Девой, Которая родит Еммануила (см.: Ис.7:14 ); на Нее указал Дух Святый, что Она сядет Царицей, прекрасной и преукрашенной дарами, одесную Бога (см.: Пс.44:10 ). Ей поклонился и Ее ублажил Архангел Гавриил, назвав Ее благодатной и благословенной в женах (ср.: Лк.1:28 ). Ее ублажила Елисавета, матерь божественного Иоанна Пророка и Предтечи, и назвала Ее Матерью Господа (см.: Лк.1:43 ). Она Матерь и Дева Всенепорочная, Которую ублажат все роды (см.: Лк.1:48 ), Она Та, Которая обрела благодать у Бога (см.: Лк.1:30 ). О Ней было предречено, что Она пребудет и после рождества Девой (см.: Ис.7:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/o-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010